|
32
| В преддверии Смуты
| 1
| Накануне опричнины.
Введение опричнины.
Опричный террор.
Последние годы правления Ивана Грозного.
Правление Федора Ивановича.
| Продолжение раскрытия связи внутренней и внешней политики на примере России Ивана IV.
Работа над понятием «опричнина».
Подготовка тезисов ответа на вопрос о сущности опричнины (можно ли назвать эту политику реформой?). Работа с документом к параграфу.
Выявление сущности и причин несоответствия между реформаторской политикой Ивана IV , направленной на усиление государства и плачевным его состоянием к концу правления царя.
|
| §27
| 21.11
|
|
33
34
| Культура и быт конца XV-XVI в.
| 2
| Фольклор.
Просвещение.
Научные знания.
Литература. Историческая и политическая мысль.
Архитектура.
Живопись.
Прикладное искусство.
Быт.
| Урок 1. Прослушивание и обсуждение докладов учащихся.
Урок 2. Работа с текстом учебника и обсуждение вопросов:
влияние образование единого государства на развитие культуры конца XV-XVI в.;
отражение основных исторических событий изучаемого периода в фольклоре;
новое в культуре и быте конца XV-XVI в. по сравнению с предшествующим периодом развития;
сущность научных знаний конца XV-XVI в.
|
| §28-29
| 24.1124.11
|
|
35
| Обобщение по теме «Россия в XVI в.»
| 1
|
|
| Обобщающий тест в фомате ЕГЭ
|
| 28.11
|
|
Тема 5. Россия в XVIIв. (12 ч)
|
36
37
| Смутное время
| 2
| Борис Годунов.
«Голодные бунты».
Первый самозванец.
Восстание Болотникова.
Второй самозванец.
Открытая интервенция Польши и Швеции. Первое ополчение.
Второе ополчение. Освобождение России.
Конец Смуты.
| Характеристика сущности Смутного времени. Дискуссия о его закономерности.
Определение сущности самозванчества. Выявление причин его появления.
Работа над понятиями «гражданская война» и «интервенция» в контексте изучаемых событий.
Подготовка тезисов ответа на вопрос о подъеме национального самосознания русского народа и других народов России в начале XVII в.
Работа над документом.
|
| §30-31
| 28.11
05.12
|
|
38
| Первые Романовы
| 1
| Царь Михаил Федорович.
Царь Алексей Михайлович.
Царская власть.
Боярская дума.
Земские соборы.
Центральное управление.
Местное управление.
Соборное уложение 1649 г.
| Характеристика государственного строя России в XVII в.
Сравнительный анализ изменений в государственном строе России XVII в. по сравнению с предшествующим периодом истории России.
Подготовка тезисов ответа на вопрос: «Укрепление центральной власти в России XVII в.».
Дискуссия о возможности характеризовать государственный строй России XVII в. в качестве самодержавного.
Работа с документом.
|
| §32
| 05.12
|
|
39
| «Священство» и «царство»
| 1
| Патриарх Филарет.
Церковная реформа.
Никон и Аввакум.
Падение Никона. Преследование раскольников.
Соловецкое восстание.
| Характеристика роли Русской православной церкви в различных сферах жизни страны в изучаемый период.
Сравнительная характеристика личности Никона и Аввакума.
Выявление предпосылок проведения церковной реформы.
Характеристика сущности церковной реформы, ее сторонников и противников.
Работа с документом.
|
| §33
| 12.12
|
|
40
| Хозяйство и сословия
| 1
| Сельское хозяйство.
Промышленность, мануфактура.
Торговля.
Феодалы.
Крестьяне и холопы.
Посадские люди.
| Работа с документами.
Раскрытие влияния политических процессов в России XVII в. на хозяйство страны.
Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Новые явления в хозяйственной жизни России в XVII в.».
Характеристика мануфактур России изучаемого периода.
|
| §34
| 12.12
|
|
41
| «Бунташный» век
| 1
| Соляной бунт.
Медный бунт.
Накануне разинщины.
Восстание под предводительством Степана Разина.
| Обсуждение вопросов:
сравнительная характеристика городских и крестьянских восстаний середины и второй половины XVII в.;
влияние восстаний середины и второй половины XVII в. на жизнь страны;
характеристика состава восставших и их требований.
|
| §35
| 15.12
|
|
42
43
| Внешняя политика России в XVII в.
| 2
| Русско-польская (Смоленская) война.
Русско-польская война 1654-1687 гг.
Русско-турецкая война. Чигиринские походы.
«Вечный мир» России с Польшей.
Присоединение Сибири. Нерусские народы России
| Характеристика задач России во внешней политике после Смутного времени.
Показ связи внутренней и внешней политики России в XVII в.
Работа с картой и документами к параграфу.
Сравнительная характеристика внешней политики времен Ивана IV и периода 30-80-х гг. XVII в.
|
| §36-37
| 15.12
19.12
|
|
44
| Правление Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны
| 1
| Царь Федор Алексеевич.
Восстание 1682 г. в Москве.
Князь Василий Голицын.
«Потехи» Петра.
Внешняя политика Софьи.
Падение Софьи.
| Сравнительная характеристика личности и правления Федора Алексеевича и Софьи.
Раскрытие причин реформаторской деятельности в допетровское время.
|
| §38
| 19.12
|
|
45
46
| Культура и быт XVII в.
| 2
| Обучение грамоте.
Школы и академии.
Научные знания.
Фольклор.
Литература.
Архитектура.
Изобразительное искусство.
Быт.
| Раскрытие связи развития культуры изучаемого периода и событий внутренней и внешней политики.
Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Новые идеи и стремления XVII в.».
Дискуссия о зарубежном влиянии на русскую культуру XVII в.
|
| §39-40
| 26.12
26.12
|
|
47
| Обобщение по теме «Россия в XVII в.»
| 1
|
|
| Обобщающий тест в формате ЕГЭ
|
| 16.01
|
|
Тема 6. Россия в конце XVII-XVIII вв. (14 +1 ч)
|
48
| Начало славных дел Петра
| 1
| Петр и его «кумпания».
Потешные игры и серьезные дела.
Азовские походы.
Великое посольство.
Возвращение в Москву.
Первые новшества.
| Характеристика начального этапа правления Петра I, определение целей его политики в это время.
Раскрытие необычности преобразований, осуществляемых Петром в это время. Показ взаимосвязи преобразований Петра в начале своего правления с политикой непосредственно предшествовавших ему правителей.
|
| §41
| 16.01
|
|
49
50
| Эпоха Петра Великого. Северная война и преобразования
| 2
| Начало Северной войны.
Битва под Нарвой.
Новые преобразования и первые победы.
Полтавская битва.
Новые победы.
Прутский поход.
Битва у мыса Гангут.
| Характеристика международной обстановки накануне Северной войны.
Подготовка тезисов ответа на вопрос: «Нарва – причины поражения и уроки» и плана «Полтавская битва – генеральное сражение Северной войны».
Работа с картой и документами к параграфу.
Заполнение таблицы «Ход Северной войны».
|
| §42-43
| 19.01
19.01
|
|
51
| Реформы Петра Великого
| 1
| Экономическое развитие.
Изменения в сословиях.
Реформы государственного управления.
| Работа с документами к параграфу.
Определение причин проведения реформ, их направленности и методов проведения.
Сравнительная характеристика системы государственного управления, созданной при Петре Великом, от старой.
Подготовка схемы «Государственное управление при Петре Великом».
|
| §44
| 23.01
|
|
52
| Окончание Северной войны. Конец правления Петра Великого
| 1
| Конец Северной войны.
Последние заботы Петра Великого.
Личность Петра Великого.
| Завершение заполнения таблицы «Ход Северной войны».
Определение причин победы России и итогов Северной войны.
Дискуссия о личности Петра Великого, его влиянии на судьбы России.
Работа с документом к параграфу и с картой.
|
| §45
| 23.01
|
|
53
| Эпоха дворцовых переворотов. Семилетняя война
| 1
| Екатерина I и Верховный тайный совет.
Императрица Анна Ивановна. Бироновщина.
Императрица Елизавета Петровна.
Внешняя политика. Семилетняя война.
Император Петр III Федорович.
| Работа с картой и документом к параграфу.
Характеристика «эпохи дворцовых переворотов».
Определение причин и следствий этих переворотов.
Сравнительный анализ политики Петра I и политиков эпохи дворцовых переворотов.
Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Россия в Семилетней войне».
|
| §46
|
|
|
54
| Золотой век Екатерины II
| 1
| Личность Екатерины.
Власть. Уложенная комиссия.
Дальнейшие реформы Екатерины II.
Конец эпохи «просвещенного абсолютизма».
| Сравнительная характеристика политики Екатерины II с политикой Петра Великого и непосредственно предшествовавших Екатерине II политиков.
Дискуссия о сущности и роли Уложенной комиссии Екатерины в истории России.
Работа с документами к параграфу.
Сравнение личности Екатерины и Петра Великого.
|
| §47
|
|
|
55
56
| Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Великие русские полководцы и флотоводцы
| 2
| Войны с Турцией, Речью Посполитой и Швецией.
Великие военачальники: П.А. Румянцев, Г.А. Потемкин, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков
| Характеристика целей, направлений и результатов внешней политики России в годы правления Екатерины II.
Работа с картой.
Прослушивание и обсуждение докладов учащихся, посвященным великим военачальникам России екатерининского времени.
Подготовка тезисов ответа на вопрос: «Русская военная школа второй половины XIX в.»
|
| §48-49
|
|
|
57
| Русская церковь в XVIII в.
| 1
| Начало синодального периода в Русской православной церкви.
Феофан Прокопович.
Преследование вольнодумцев, раскольников, сектантов.
Решение вопроса о церковном имуществе.
| Характеристика сущности синодального периода в истории Русской православной церкви.
Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Русская православная церковь и петровские преобразования».
Прослушивание и обсуждение доклада учащегося на тему: «Феофан Прокопович – типичный и нетипичный представитель петровской эпохи».
|
| §50
|
|
|
58
| Хозяйственное развитие России в XVIII в. Сословия и социальные группы. Народы России
| 1
| Город и промышленность.
Сельское хозяйство.
Крестьяне и дворяне.
Торговля.
Другие народы России в XVIII в.
| Подготовка тезисов ответа на вопрос: «Успехи развития хозяйства России в XVIII в.».
Характеристика развития крепостного права в XVIII в.
Определение процессов в хозяйстве России XVIII в., характеризующих начало разложения крепостничества и развитие капитализма.
Выявление влияния процессов, характерных для жизни России изучаемого периода, на жизнь нерусских народов страны.
|
| §51
|
|
|
59
| От Булавина до Пугачева
| 1
| Астраханское восстание.
Восстание К.А. Булавина.
Движение работных людей.
Восстание Е.И. Пугачева.
| Определение общих причин восстаний XVIII в., сходных причин их поражения.
Сравнительная характеристика восстаний XVIII в. и народных выступлений XVII в.
Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Восстание Е.И. Пугачева как наиболее организованное и значительное движение эпохи феодализма в России».
|
| §52
|
|
|
60
61
| Культура, духовная жизнь и быт в XVIII в.
| 2
| Черты развития русской культуры в XVIII в.
Просвещение.
Наука.
Общественно-политическая мысль.
Литература.
Архитектура.
Живопись.
Скульптура.
Театр. Быт.
| Урок 1. Прослушивание и обсуждение докладов учащихся по изучаемой теме.
Урок 2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и обсуждение вопросов:
лучшие достижения русской культуры XVIII в.;
отражение процессов и событий истории России XVIII в. в судьбах крупнейших деятелей культуры изучаемого периода;
сравнительная характеристика быта русских людей в XVIII в. с бытом XVII в.
|
| §53-54
|
|
|
62
| Обобщение по теме «Россия в конце XVII-XVIIIвв»
| 1
|
|
| Обобщающий тест в формате ЕГЭ
|
|
|
|
63
| Россия в начале XIX в.
| 1
| Страны и народы.
Сословия и классы.
Пути сообщения и торговля.
Города и промышленность.
Политический строй России.
| Характеристика территории и населения России в начале XIX в. Определение особенностей территории и демографических характеристик России в сравнении с другими странами в изучаемый период.
Выделение факторов замедлявших экономическое развитие страны и способствовавших положительным изменениям в экономике.
Характеристика сословного строя России.
Работа над понятием «самодержавно-бюрократический строй».
Работа с документом.
|
| §55
|
|
|
64
| Короткое царствование Павла I. Начало царствования Александра I
| 1
| Император Павел I.
«Дней Александровых прекрасное начало…»
Деятельность М.М. Сперанского
Присоединение Закавказья к России.
| Работа с документом к параграфу.
Характеристика личности Павла I и его политики.
Сравнительная характеристика личности Александра I и Павла I.
Анализ сущности проекта М.М. Сперанского.
|
| §56
|
|
|
65
66
| Отечественная война
1812 г.
| 2
| Вторжение в Россию наполеоновских войск.
Бородинское сражение и московский пожар.
Противостояние двух армий. Партизанская война.
Отступление Наполеона из Москвы и гибель его армии.
Историческое значение победы в Отечественной войне.
Заграничный поход русской армии.
| Работа с картой и документами к параграфу.
Дискуссия о стратегии ведения войны, избранной М.Б. Барклаем де Толли.
Подготовка рассказа о Бородинском сражении с выделением вопроса об исходе битвы.
Выделение причин победы России в войне.
Дискуссия о решении продолжения войны с Наполеоном после его изгнания из России.
Оценка решений Венского конгресса.
|
|
|