Главная страница

Пояснительная записка



НазваниеПояснительная записка
страница3/5
Дата11.04.2016
Размер0.79 Mb.
ТипПояснительная записка
1   2   3   4   5



Календарно-тематическое планирование

по курсу «История России с древнейших времен до середины XIXв.

(А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, П.Н. Зырянов)


№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Основное содержание урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Форма работы, контроля

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

Введение 2ч

1

Место России в мировой истории

1

Место России в европейской и мировой истории. Проявление общих закономерностей развития стран и народов в истории России. Особенности истории России на фоне европейской и мировой истории.

Понимать принципы и способы периодизации всемирной истории; важнейшие методологические концепции исторического процесса, взаимосвязь и особенности истории России и мира

Лекция

Записи в тетради

05.09




2

Российская цивилизация: особенности становления и развития

1

Исторические темпы развития России. Многофакторный подход к истории. Влияние географического, геополитического, экономического, этнического, религиозного, личностно-психологического факторов на судьбу России. Эпохи в развитии страны.

Основные особенности истории народов и государств в целом выявлять главные факторы развития России, выделять своеобразие истории России в сравнении ее с мировой и европейской историей; определять причины отличий исторического пути России. Особенности исторического развития народов зависят не от одной причины или события, а от комплекса, совокупности факторов.

Лекция, презентация

С.5-15, изучить введение, выполнить задания и ответить на вопросы

05.09




Тема 1. Предыстория народов Руси. Начало Руси (9ч)

3

Освоение Евразии. Неолитическая революция

1

Предыстория. Начало истории. Человек и ледник. Люди во времена палеолита. Послеледниковый период. Мезолит. Неолитическая революция.

Знать понятия: «человек», «гомо сапиенс», матриархат, патриархат, родовая община.

Уметь объяснять: факторы, определявшие развитие человека и общества в период предыстории; основные периоды истории и их основу; характерные черты развития человека и общества в каждый период; суть неолитической революции.

Работа с текстом, составление схем, таблиц, тезисных планов

§ 1, с. 22-23, задания 1-8

08.09




4

Формирование этносов. Индоевропейцы. Появление славян

1

«Великое переселение народов» и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев. Появление неравенства. Складывание народов. Индоевропейцы. Расселение европейцев. Место предков славян среди индоевропейцев. Греческие колонии и скифы. Великое переселение народов и Восточная Европа.

Основные группы населения Евразии, сформировавшиеся в период неолита, основные точки зрения ученых о месторасположении прародины индоевропейцев; определение географических районов раннего развития этих групп.

Лекция учителя с элементами беседы, работа с картой.

§2-3, с. 28, 34 - вопросы

08.09




5

Славяне в V-VII вв. Религия древних славян

1

Первое восточнославянское государство. Славянский вождь Кий. Славяне на берегах реки Волхов. Борьба с аварами и печенегами. Религия восточных славян. Языческие праздники и обряды.

Характеристика перемен в жизни славян в VI-VII вв.

Определение связи религиозных верований славян и их занятий и общественной жизни.

Подготовка тезисов ответа на вопрос о сохранении элементов верований древних славян в современной жизни (суеверия, обычаи, традиции).

Работа с картой и документами к параграфу.


§4, с. 41, вопросы и задания

12.09




6

7

Восточно-славянские племена в VIII-IXвв. Появление государства у восточных славян

2

Нестор «Повесть временных лет». Развитие хозяйства. Развитие городов и торговли. «Путь из варяг в греки». Зарождение признаков государственности. Усложнение структуры общества.

Государство Русь на Днепре. Варяги. Дискуссия о происхождении слова «Русь». Приход Рюрика в Новгород. Создание единого государства Русь, его развитие в X в.

Характеристика хозяйства и социальных отношений восточных славян VIII-IX вв. Обсуждение вопроса о роли особенностей географического положения территории племенных союзов на темпы развития их хозяйства и уровня общественных отношений.

Определение фактов, доказывающих появления государства у восточных славян в изучаемый период.

Сравнительная характеристика географического положения и природных условий Киева и Новгорода, определение их влияния на особенности развития этих государственных центров.

Схема «Структура общества и восточных славян в VIII-IX вв.», работа с картой и документами к параграфу.


§5,6

12.0919.09




8

9

Русь в правление Игоря, Ольги, Святослава

2

Княжение Игоря. Полюдье и гибель князя. Правление княгини Ольги. Крещение Ольги. Правление Святослава. Военные походы князя.

Характеристика реформы взимания дани.

Сравнительная характеристика Игоря, Ольги и Святослава как правителей Древней Руси.

Работа с документами к параграфу и картой, составление сравнительной таблицы

§7

19.0922.09




10

Русь во времена Владимира Святославича

1

Первая усобица на Руси. Начало правления Владимира. Создание оборонительной системы на юге. Крещение Руси в годы правления Владимира.

Сравнительная характеристика личности и правления Святослава и Владимира.

Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Русь в годы правления Владимира Святославича».

Дискуссия о причинах и значении религиозных реформ Владимира.

Подготовка тезисов ответа на вопрос о значении принятия христианства на Руси.

Работа с документом к параграфу.


§8

22.09




11

Обобщение по теме «Предыстория народов Руси. Начало Руси»

1







Обобщающий тест




26.09





Тема 2. Русь в XI-XIIвв. (11ч)

12

Правление Ярослава Мудрого

1

Вторая усобица на Руси.

Борьба Ярослава Мудрого за власть.

Ярослав Мудрый во главе Руси.

Внешняя политика Ярослава Мудрого.

Сравнительная характеристика причин, сущности и результатов первой и второй усобиц на Руси.

Сравнение личности и деятельности князей Владимира Святославича и Ярослава Мудрого.

Подготовка тезисов ответа на вопрос: «Русь Ярослава Мудрого – европейская держава».




§9

26.09




13

14

Русское общество в XIв.

2

Государственное управление.

Возникновение феодальной собственности.

Феодально-зависимое население.

Русское общество:

а) города, торговля;

б) армия;

в) церковь; монастыри.

Общественные потрясения.

Русская Правда Ярославичей.

Сравнительная характеристика управления Руси в IX и в X в.

Подготовка развернутого плана ответа о развитии феодальной системы на Руси в изучаемый период.

Характеристика русского общества в XI в.

Работа с отрывками из Русской Правды по вопросам, данным в параграфе.




§10-11

03.1003.10




15

Время новых усобиц

1

Междоусобица сыновей и внуков Ярослава Мудрого.

Борьба с половцами и усобица князей.

Любечский съезд.

Характеристика усобиц второй половины XI в.

Обсуждение вопроса о влиянии половцев на жизнь Руси.

Дискуссия о характере и значении Любечского съезда в истории Руси.




§12

06.10




16

Владимир Мономах – великий киевский князь

1

Объединенный поход русских войск под руководством Владимира Мономаха против половцев.

Восстание 1113 г. в Киеве.

Правление Владимира Мономаха.

Мстислав Великий. Начало новой усобицы.

Сравнительная характеристика личности и правления Владимира Мономаха, Владимира Станиславича и Ярослава Мудрого.

Подготовка тезисов ответа на вопрос: «Устав Владимира Вселодовича как дальнейшее развитие Русской Правды в новых исторических условиях».

Работа с отрывком из «Поучения Владимира Мономаха своим детям» по вопросам, данным в учебнике.




§13

06,10




17

18

Политическая раздробленность Руси. Развитие основных русских земель

2

Причины распада единого государства.

Результат политического дробления Руси.

Киевское княжество.

Чернигово-Северское княжество.

Галицко-Волынское княжество.

Новгородская земля.

Северо-Восточная Русь в XII-начале XIII в.

Определение причин политической раздробленности Руси. Сравнительный анализ причин политической раздробленности Руси и стран Западной Европы.

Выявление следствий политической раздробленности Руси, их влияния на развитие страны.

Сравнение усобиц периода политической раздробленности и предшествующего периода истории Древней Руси.

Работа с картой.

Раскрытие особенностей географического положения, природных условий, социальной структуры и системы управления в отдельных землях Руси. Оформление результатов ответа в таблице, составленной учащимися.




§14-16

10,10

10,10




19

20

21

Культура Руси X-начала XIII в.

3

Условия зарождения культуры Руси.

Письменность, грамотность, школы.

Летописи.

Литература.

Архитектура.

Живопись, скульптура, музыка.

Фольклор.

Быт народа.

Первый урок – лекция учителя.

Второй урок – работа учащихся по группам по тексту учебника (выполнение групповых заданий) с последующим обсуждением итогов. Третий урок - заслушивание и обсуждение докладов учащихся. Заключение учителя по теме.





§17-18

17,10

17,10

20,10




22

Обобщение по теме «Русь в XI-XII вв.»

1







Обощающий тест в формате ЕГЭ




20,10




Тема 3. Русь в XIII-XV вв. (7 ч)

23

Начало монголо-татарского вторжения на Русь

1

Рождение Монгольской империи.

Чингисхан. Завоевания монголов.

Трагедия на Калке.

Сравнительный анализ процессов рождения Древнерусского и Монгольского государств.

Характеристика природных условий жизни монголов в период появления у них государственности.

Выявление причин побед монголов в период их завоевательных до прихода на Русь.




§19

24.10




24

Монголо-татарское нашествие на Русь. Вторжение крестоносцев. Александр Невский

1

Монголо-татарское вторжение на Русь.

Натиск с северо-запада. Александр Невский.

Ордынское владычество на Руси.

Восстания на Руси.

.

Характеристика иноземных сил, представлявших опасность для Руси в XIII в.

Работа с картой.

Определение причин поражения русских княжеств в борьбе с монголо-татарами.

Работа с документами к параграфу.

Подготовка тезисов к рассказу о полководческом таланте Александра Невского.

Дискуссия: «Было ли на Руси монголо-татарское иго?»




§20

24.10




25

Хозяйство Руси и положение различных групп общества в XIV-XVвв.

1

Хозяйство Руси в XIV-XV вв.

Положение различных групп общества

Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Подъем хозяйства Руси в XIV-XV вв.




§21

31.10




26

Москва – центр объединения русских земель. Дмитрий Донской


1

Княжества Северо-Восточной Руси.

Борьба за первенство.

Иван Калита.

От Калиты до Дмитрия Донского.

Начало открытой борьбы против Золотой Орды.

Куликовская битва.

Митрополит Алексей и Сергей Радонежский.

Характеристика причин объединительного процесса русских земель.

Дискуссия о закономерности победы Москвы в борьбе за лидерство в объединительном процессе.

Подготовка тезисов ответа на вопрос: «Причины победы в Куликовской битве и ее значение в развитии Руси».

Сравнительная характеристика личности Сергия Радонежского и митрополита Алексея.




§22

31.10




27

Образование единого государства России. Иван III

1

Наследники Дмитрия Донского.

Феодальная война второй четверти XV в.

Иван III. Объединение русских земель вокруг Москвы.

Судебник 1497 г.

Свержение ига Орды.

Войны с Литвой и Ливонским орденом.

Начало складывания великорусской народности. Русское многонациональное государство.

Работа с картой и документами параграфа.

Выявление причин феодальной войны второй четверти XV в. Характеристика ее результатов и их влияния на дальнейшей судьбы страны.

Определение признаков централизованного государства на основе анализа развития России в XV в.

Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Образование единого государства Россия в XV в.».

Раскрытие связи содержания Судебника 1497 г. и характера общественных отношений в российском обществе изучаемого периода.




§23

03.11




28

Культура и быт XIV-XV вв.

1

Фольклор.

Литература. Историческая мысль.

Зодчество, живопись.

Быт.

Защита творческих работ учащихся.

Обсуждение следующих вопросов:

Связь развития культуры и быта изучаемого периода с важнейшими событиями XIV-XV вв.

Преемственность культуры XIV-XV вв. с предшествующим периодом развития культуры Отечества.




§24

03.11




29

Обобщение по теме «Русь в XIII-XV вв.»

1







Обобщающий тест в формате ЕГЭ




14.11




Тема 4. Россия в XVIв. (6 ч)

30

Реформы Ивана Грозного

1

Начало правления Ивана IV.

Венчание на царство.

Реформы Избранной рады.

Россия к середине XVI в.

Раскрытие вопроса об укреплении центральной власти во времена Ивана IV.

Подготовка схемы «Структура власти при Иване IV».

Формулирование тезисов ответа на вопрос: «Личность Ивана IV, ее влияние на политику реформ».

Подготовка таблицы «Реформы Ивана IV» (графы: название реформы; ее основные мероприятия; результаты).




§25

14.11




31

Внешняя политика Ивана Грозного. Российское многонациональное государство

1

Восточная политика.

Поход Ермака и покорение Сибирского ханства.

Ливонская война.

Нерусские народы в составе России.

Раскрытие связи внутренней и внешней политики на примере России Ивана IV.

Подготовка таблицы «Внешняя политика Ивана IV» (графы: цели внешней политики; направления внешней политики; результаты).

Выявление причин успехов и неудач внешней политики Ивана IV.




§26

21.11



1   2   3   4   5