№ урока
| Тема урока
| Кол-во часов
| Основное содержание урока
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Форма работы, контроля
| Домашнее задание
| Дата проведения
|
план
| факт
|
Введение 2ч
|
1
| Место России в мировой истории
| 1
| Место России в европейской и мировой истории. Проявление общих закономерностей развития стран и народов в истории России. Особенности истории России на фоне европейской и мировой истории.
| Понимать принципы и способы периодизации всемирной истории; важнейшие методологические концепции исторического процесса, взаимосвязь и особенности истории России и мира
| Лекция
| Записи в тетради
| 05.09
|
|
2
| Российская цивилизация: особенности становления и развития
| 1
| Исторические темпы развития России. Многофакторный подход к истории. Влияние географического, геополитического, экономического, этнического, религиозного, личностно-психологического факторов на судьбу России. Эпохи в развитии страны.
| Основные особенности истории народов и государств в целом выявлять главные факторы развития России, выделять своеобразие истории России в сравнении ее с мировой и европейской историей; определять причины отличий исторического пути России. Особенности исторического развития народов зависят не от одной причины или события, а от комплекса, совокупности факторов.
| Лекция, презентация
| С.5-15, изучить введение, выполнить задания и ответить на вопросы
| 05.09
|
|
Тема 1. Предыстория народов Руси. Начало Руси (9ч)
|
3
| Освоение Евразии. Неолитическая революция
| 1
| Предыстория. Начало истории. Человек и ледник. Люди во времена палеолита. Послеледниковый период. Мезолит. Неолитическая революция.
| Знать понятия: «человек», «гомо сапиенс», матриархат, патриархат, родовая община.
Уметь объяснять: факторы, определявшие развитие человека и общества в период предыстории; основные периоды истории и их основу; характерные черты развития человека и общества в каждый период; суть неолитической революции.
| Работа с текстом, составление схем, таблиц, тезисных планов
| § 1, с. 22-23, задания 1-8
| 08.09
|
|
4
| Формирование этносов. Индоевропейцы. Появление славян
| 1
| «Великое переселение народов» и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев. Появление неравенства. Складывание народов. Индоевропейцы. Расселение европейцев. Место предков славян среди индоевропейцев. Греческие колонии и скифы. Великое переселение народов и Восточная Европа.
| Основные группы населения Евразии, сформировавшиеся в период неолита, основные точки зрения ученых о месторасположении прародины индоевропейцев; определение географических районов раннего развития этих групп.
| Лекция учителя с элементами беседы, работа с картой.
| §2-3, с. 28, 34 - вопросы
| 08.09
|
|
5
| Славяне в V-VII вв. Религия древних славян
| 1
| Первое восточнославянское государство. Славянский вождь Кий. Славяне на берегах реки Волхов. Борьба с аварами и печенегами. Религия восточных славян. Языческие праздники и обряды.
| Характеристика перемен в жизни славян в VI-VII вв.
Определение связи религиозных верований славян и их занятий и общественной жизни.
Подготовка тезисов ответа на вопрос о сохранении элементов верований древних славян в современной жизни (суеверия, обычаи, традиции).
| Работа с картой и документами к параграфу.
| §4, с. 41, вопросы и задания
| 12.09
|
|
6
7
| Восточно-славянские племена в VIII-IXвв. Появление государства у восточных славян
| 2
| Нестор «Повесть временных лет». Развитие хозяйства. Развитие городов и торговли. «Путь из варяг в греки». Зарождение признаков государственности. Усложнение структуры общества.
Государство Русь на Днепре. Варяги. Дискуссия о происхождении слова «Русь». Приход Рюрика в Новгород. Создание единого государства Русь, его развитие в X в.
| Характеристика хозяйства и социальных отношений восточных славян VIII-IX вв. Обсуждение вопроса о роли особенностей географического положения территории племенных союзов на темпы развития их хозяйства и уровня общественных отношений.
Определение фактов, доказывающих появления государства у восточных славян в изучаемый период.
Сравнительная характеристика географического положения и природных условий Киева и Новгорода, определение их влияния на особенности развития этих государственных центров.
| Схема «Структура общества и восточных славян в VIII-IX вв.», работа с картой и документами к параграфу.
| §5,6
| 12.0919.09
|
|
8
9
| Русь в правление Игоря, Ольги, Святослава
| 2
| Княжение Игоря. Полюдье и гибель князя. Правление княгини Ольги. Крещение Ольги. Правление Святослава. Военные походы князя.
| Характеристика реформы взимания дани.
Сравнительная характеристика Игоря, Ольги и Святослава как правителей Древней Руси.
| Работа с документами к параграфу и картой, составление сравнительной таблицы
| §7
| 19.0922.09
|
|
10
| Русь во времена Владимира Святославича
| 1
| Первая усобица на Руси. Начало правления Владимира. Создание оборонительной системы на юге. Крещение Руси в годы правления Владимира.
| Сравнительная характеристика личности и правления Святослава и Владимира.
Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Русь в годы правления Владимира Святославича».
Дискуссия о причинах и значении религиозных реформ Владимира.
Подготовка тезисов ответа на вопрос о значении принятия христианства на Руси.
| Работа с документом к параграфу.
| §8
| 22.09
|
|
11
| Обобщение по теме «Предыстория народов Руси. Начало Руси»
| 1
|
|
| Обобщающий тест
|
| 26.09
|
|
Тема 2. Русь в XI-XIIвв. (11ч)
|
12
| Правление Ярослава Мудрого
| 1
| Вторая усобица на Руси.
Борьба Ярослава Мудрого за власть.
Ярослав Мудрый во главе Руси.
Внешняя политика Ярослава Мудрого.
| Сравнительная характеристика причин, сущности и результатов первой и второй усобиц на Руси.
Сравнение личности и деятельности князей Владимира Святославича и Ярослава Мудрого.
Подготовка тезисов ответа на вопрос: «Русь Ярослава Мудрого – европейская держава».
|
| §9
| 26.09
|
|
13
14
| Русское общество в XIв.
| 2
| Государственное управление.
Возникновение феодальной собственности.
Феодально-зависимое население.
Русское общество:
а) города, торговля;
б) армия;
в) церковь; монастыри.
Общественные потрясения.
Русская Правда Ярославичей.
| Сравнительная характеристика управления Руси в IX и в X в.
Подготовка развернутого плана ответа о развитии феодальной системы на Руси в изучаемый период.
Характеристика русского общества в XI в.
Работа с отрывками из Русской Правды по вопросам, данным в параграфе.
|
| §10-11
| 03.1003.10
|
|
15
| Время новых усобиц
| 1
| Междоусобица сыновей и внуков Ярослава Мудрого.
Борьба с половцами и усобица князей.
Любечский съезд.
| Характеристика усобиц второй половины XI в.
Обсуждение вопроса о влиянии половцев на жизнь Руси.
Дискуссия о характере и значении Любечского съезда в истории Руси.
|
| §12
| 06.10
|
|
16
| Владимир Мономах – великий киевский князь
| 1
| Объединенный поход русских войск под руководством Владимира Мономаха против половцев.
Восстание 1113 г. в Киеве.
Правление Владимира Мономаха.
Мстислав Великий. Начало новой усобицы.
| Сравнительная характеристика личности и правления Владимира Мономаха, Владимира Станиславича и Ярослава Мудрого.
Подготовка тезисов ответа на вопрос: «Устав Владимира Вселодовича как дальнейшее развитие Русской Правды в новых исторических условиях».
Работа с отрывком из «Поучения Владимира Мономаха своим детям» по вопросам, данным в учебнике.
|
| §13
| 06,10
|
|
17
18
| Политическая раздробленность Руси. Развитие основных русских земель
| 2
| Причины распада единого государства.
Результат политического дробления Руси.
Киевское княжество.
Чернигово-Северское княжество.
Галицко-Волынское княжество.
Новгородская земля.
Северо-Восточная Русь в XII-начале XIII в.
| Определение причин политической раздробленности Руси. Сравнительный анализ причин политической раздробленности Руси и стран Западной Европы.
Выявление следствий политической раздробленности Руси, их влияния на развитие страны.
Сравнение усобиц периода политической раздробленности и предшествующего периода истории Древней Руси.
Работа с картой.
Раскрытие особенностей географического положения, природных условий, социальной структуры и системы управления в отдельных землях Руси. Оформление результатов ответа в таблице, составленной учащимися.
|
| §14-16
| 10,10
10,10
|
|
19
20
21
| Культура Руси X-начала XIII в.
| 3
| Условия зарождения культуры Руси.
Письменность, грамотность, школы.
Летописи.
Литература.
Архитектура.
Живопись, скульптура, музыка.
Фольклор.
Быт народа.
| Первый урок – лекция учителя.
Второй урок – работа учащихся по группам по тексту учебника (выполнение групповых заданий) с последующим обсуждением итогов. Третий урок - заслушивание и обсуждение докладов учащихся. Заключение учителя по теме.
|
| §17-18
| 17,10
17,10
20,10
|
|
22
| Обобщение по теме «Русь в XI-XII вв.»
| 1
|
|
| Обощающий тест в формате ЕГЭ
|
| 20,10
|
|
Тема 3. Русь в XIII-XV вв. (7 ч)
|
23
| Начало монголо-татарского вторжения на Русь
| 1
| Рождение Монгольской империи.
Чингисхан. Завоевания монголов.
Трагедия на Калке.
| Сравнительный анализ процессов рождения Древнерусского и Монгольского государств.
Характеристика природных условий жизни монголов в период появления у них государственности.
Выявление причин побед монголов в период их завоевательных до прихода на Русь.
|
| §19
| 24.10
|
|
24
| Монголо-татарское нашествие на Русь. Вторжение крестоносцев. Александр Невский
| 1
| Монголо-татарское вторжение на Русь.
Натиск с северо-запада. Александр Невский.
Ордынское владычество на Руси.
Восстания на Руси.
.
| Характеристика иноземных сил, представлявших опасность для Руси в XIII в.
Работа с картой.
Определение причин поражения русских княжеств в борьбе с монголо-татарами.
Работа с документами к параграфу.
Подготовка тезисов к рассказу о полководческом таланте Александра Невского.
Дискуссия: «Было ли на Руси монголо-татарское иго?»
|
| §20
| 24.10
|
|
25
| Хозяйство Руси и положение различных групп общества в XIV-XVвв.
| 1
| Хозяйство Руси в XIV-XV вв.
Положение различных групп общества
| Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Подъем хозяйства Руси в XIV-XV вв.
|
| §21
| 31.10
|
|
26
| Москва – центр объединения русских земель. Дмитрий Донской
| 1
| Княжества Северо-Восточной Руси.
Борьба за первенство.
Иван Калита.
От Калиты до Дмитрия Донского.
Начало открытой борьбы против Золотой Орды.
Куликовская битва.
Митрополит Алексей и Сергей Радонежский.
| Характеристика причин объединительного процесса русских земель.
Дискуссия о закономерности победы Москвы в борьбе за лидерство в объединительном процессе.
Подготовка тезисов ответа на вопрос: «Причины победы в Куликовской битве и ее значение в развитии Руси».
Сравнительная характеристика личности Сергия Радонежского и митрополита Алексея.
|
| §22
| 31.10
|
|
27
| Образование единого государства России. Иван III
| 1
| Наследники Дмитрия Донского.
Феодальная война второй четверти XV в.
Иван III. Объединение русских земель вокруг Москвы.
Судебник 1497 г.
Свержение ига Орды.
Войны с Литвой и Ливонским орденом.
Начало складывания великорусской народности. Русское многонациональное государство.
| Работа с картой и документами параграфа.
Выявление причин феодальной войны второй четверти XV в. Характеристика ее результатов и их влияния на дальнейшей судьбы страны.
Определение признаков централизованного государства на основе анализа развития России в XV в.
Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Образование единого государства Россия в XV в.».
Раскрытие связи содержания Судебника 1497 г. и характера общественных отношений в российском обществе изучаемого периода.
|
| §23
| 03.11
|
|
28
| Культура и быт XIV-XV вв.
| 1
| Фольклор.
Литература. Историческая мысль.
Зодчество, живопись.
Быт.
| Защита творческих работ учащихся.
Обсуждение следующих вопросов:
Связь развития культуры и быта изучаемого периода с важнейшими событиями XIV-XV вв.
Преемственность культуры XIV-XV вв. с предшествующим периодом развития культуры Отечества.
|
| §24
| 03.11
|
|
29
| Обобщение по теме «Русь в XIII-XV вв.»
| 1
|
|
| Обобщающий тест в формате ЕГЭ
|
| 14.11
|
|
Тема 4. Россия в XVIв. (6 ч)
|
30
| Реформы Ивана Грозного
| 1
| Начало правления Ивана IV.
Венчание на царство.
Реформы Избранной рады.
Россия к середине XVI в.
| Раскрытие вопроса об укреплении центральной власти во времена Ивана IV.
Подготовка схемы «Структура власти при Иване IV».
Формулирование тезисов ответа на вопрос: «Личность Ивана IV, ее влияние на политику реформ».
Подготовка таблицы «Реформы Ивана IV» (графы: название реформы; ее основные мероприятия; результаты).
|
| §25
| 14.11
|
|
31
| Внешняя политика Ивана Грозного. Российское многонациональное государство
| 1
| Восточная политика.
Поход Ермака и покорение Сибирского ханства.
Ливонская война.
Нерусские народы в составе России.
| Раскрытие связи внутренней и внешней политики на примере России Ивана IV.
Подготовка таблицы «Внешняя политика Ивана IV» (графы: цели внешней политики; направления внешней политики; результаты).
Выявление причин успехов и неудач внешней политики Ивана IV.
|
| §26
| 21.11
|
|