№ урока
| Тема урока
| Кол-во часов
| Основное содержание урока
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Форма работы, контроля
| Домашнее задание
| Дата проведения
|
план
| факт
|
Введение (2 ч)
|
1
| Введение. Историческое познание сегодня
| 1
| Историческое познание сегодня. Сущность, формы и функции исторического познания. Предмет исторической науки, особенности исторического факта.
| Знать особенности истории как науки. Понимать взаимосвязь и особенности истории России и мира. Характеризовать различные виды исторических источников. Уметь их классифицировать.
| Работа с источником, решение познавательных заданий
| С. 3-7, вопросы и задания
| сентябрь
|
|
2
| Современные концепции исторического развития
| 1
| Понятие «всеобщая история». История в системе гуманитарных наук. Вспомогательные исторические дисциплины.
Периодизация истории, историческая хронология.
| Знать и сопоставлять различные концепции исторического развития. Понимать принципы и способы периодизации всемирной истории
| Работа с источником, решение познавательных заданий
| С. 7-13, выучить записи, термины и понятия
| сентябрь
|
|
Раздел 1. Истоки формирования человеческой цивилизации. Первобытность (2 ч)
|
3
| Предыстория
| 1
| Понятия «предыстория человечества» и «первобытное общество».
Периодизация первобытности. Проблема происхождения человека: современные дискуссии. Расселение первобытного человека. Появление человека современного типа. Взаимосвязь процессов антропогенеза и социогенеза
| Характеризовать человека и человеческое сообщество первобытной эпохи.
| Работа с источниками
| § 1
| сентябрь
|
|
4
| Древнейшие формы социальной жизни. Неолитическая революция
| 1
| Первичные формы социального объединения. Род и община. Присваивающее и производящее хозяйство. Разделение труда. неолитическая революция. Власть и управление в догосударственный период. Возникновение частной собственности. Духовный мир первобытного человека. Возникновение религии, морали, искусства. Архаический человек и мифологическое сознание. Система ценностей древних людей. Предпосылки перехода к цивилизации. Особенности хозяйственного устройства в эпоху неолита, «престижная экономика». Племя и вождество.
| Выявлять причины изменений форм социальных связей и их особенности. Выявлять причины, сущность и результаты неолитической революции.
| решение познавательных заданий
| § 1
| сентябрь
|
|
Раздел 2. Древний мир (7 ч)
Тема 1. Древний Восток (2 ч)
|
5
| Дрений Восток.
| 1
| Дискуссия о происхождении государства и права. Восточная деспотия. Возникновение письменности и накопление знаний. Цивилизации Древнего Востока. Ментальные особенности цивилизаций древности
| Знать и сравнивать точки зрения на происхождение государств аи права
| Решение проблемных задач, работа с источниками
| § 2
| сентябрь
|
|
6
| Индия и Китай в древности
| 1
| Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизации: общее и особенное в хозяйственной жизни и социальной структуре, социальные нормы и мотивы общественного поведения человека.
| Анализировать происхождение и развитие индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций
| Решение проблемных задач
| § 3
| сентябрь
|
|
Тема 2. Мир Античности (4 ч)
|
7
| Древняя Греция. От первых государств до расцвета полиса
| 1
| Античные цивилизации Средиземноморья. Специфика географических условий и этносоциального состава населения, роль колонизации и торговых коммуникаций. Ментальные особенности античного общества.
| Определить специфику географических условий и этносоциального состава населения, роль колонизации и торговых коммуникаций
| Работа с источниками, картой
| § 4
| сентябрь
|
|
8
| Древняя Греция. От полиса к эллинистическому миру
| 1
| Возникновение и развитие полисной политико-правовой организации и социальной структуры
| Характеризовать полисную политико-правовую организацию
| Решение проблемных задач
| § 5
| сентябрь
|
|
9
| Древний Рим. От возникновения города до падения республики
| 1
| Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право
| Сравнивать демократию и тиранию. Характеризовать особенности римского права.
| Составление схемы. Индивидуальные задания
| § 6
| сентябрь
|
|
10
| Древний Рим. Римская империя
| 1
| Зарождение иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Распространение христианства. Ранняя христианская церковь
| Выявлять причины появления и особенности христианства
| Работа с источником
| § 7
| сентябрь
|
|
11
| Обобщение по теме «Древний мир»
| 1
| «Великие переселения народов», войны и нашествия как фактор исторического развития в древнем обществе. Предпосылки возникновения древних империй. Проблема цивилизационного синтеза (эллинистический мир; Рим и варвары)
| Сравнивать цивилизации Древнего мира, выявляя общее и отличия
| Решение познавательных заданий, тестирование
|
| сентябрь
|
|
Раздел 3. Средневековье (7 ч)
|
12
| Западноевропейское Средневековье. Развитие феодальной системы
| 1
| Формирование средневековой христианской цивилизации. Синтез языческих традиций и христианской культуры в германском и славянском мирах. Возрождение имперской идеи в Западной Европе. Принципы периодизации средневековья. Историческая карта средневекового мира. Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Феномен крестовых походов – столкновение и взаимовлияние цивилизаций. Характер международных отношений в Средние века. Европа и нормандские завоеватели.
| Определять характерные черты христианской средневековой цивилизации. Сравнивать их с цивилизациями Древнего мира. Выявлять признаки принципы феодальной системы. Характеризовать сословно-корпоративный строй.
| Работа с картой, схемами, источниками
| § 8
| сентябрь
|
|
13
| Расцвет западно-европейского христианского мира
| 1
| Особенности хозяйственной жизни, торговые коммуникации в средневековой Европе. Образование централизованных государств. Складывание европейской правовой традиции. Борьба императорской и папской власти, распространение еретичества. Столетняя война, крестьянские и городские восстания, демографический спад. Культурное наследие средневековья. Изменения в мировоззрении средневекового человека.
| Выделять причины изменения и особенности западноевропейского христианского мира. Сравнивать европейскую правовую традицию и римское право. Систематизировать и представлять материал, характеризующий развитие культуры в Средние века
| Решение проблемных задач, составление таблицы
| § 9
| сентябрь
|
|
14
| Византийское Средневековье
| 1
| Социокультурное политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традиции
| Определять роль влияния Византии. Различать социокультурное и политическое влияние, мировоззренческие особенности католицизма и православия
| Выполнение проблемных заданий, работа с картой, заполнение таблицы
| § 10
| сентябрь
|
|
15
| Исламский мир в Средние века
| 1
| Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Складывание основ системы исламского права. Шариат. Религиозный раскол исламского общества. Сунниты и шииты. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху средневековья. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Изменение политической карты исламского мира. Арабские, монгольские и тюркские завоевания.
| Анализировать и выделять особенности исламской цивилизации.
| Работа с картой, источниками
| § 11
| сентябрь
|
|
16
| Индия, Китай, Япония в Средние века
| 1
| Традиционное аграрное общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Цивилизация Востока в эпоху Средневековья
| Сопоставлять традиционные общества на Западе и Востоке. Выявлять причины отличий
| Решение познавательных заданий, работа с картой, источниками
| §§ 12-13
| сентябрь
|
|
17
18
| Обобщение по теме «Средневековье»
| 2
| Дискуссия об уникальности европейской средневековой цивилизации. Динамика развития европейского общества
| Выявлять характерные черты, сравнивать между собой и с древними цивилизациями цивилизации средневековья
| Решение индивидуальных проблемных заданий, тестирование
|
| октябрь
|
|
Раздел 4. Возрождение (2 ч)
|
19
20
| Возрождение как культурно-историческая эпоха
| 2
| Возрождение как эпоха коренного историко-культурного перелома, новый период развития Средневековья. Предпосылки Возрождения. Исторический фон культуры. Симбиоз античности и христианской традиции в памятниках эпохи Возрождения. Гуманизм как идейная основа Возрождения. Гуманистическая культурная среда. Социально-политическая мысль в эпоху Возрождения. Философия природы и рождение науки. Искусство Возрождения.
| Выявлять предпосылки Возрождения в античной и средневековой культуре. Систематизировать и представлять материал, характеризующий эпоху Возрождения
| Составление таблицу, работа с источником и иллюстративным материалом. Сообщения, доклады, презентации
| § 14
| октябрь
|
|
Раздел 5. Новое время (18 ч)
Тема 1. Экономика и общество (5 ч)
|
21
| Возникновение мирового рынка
| 1
| Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Понятие «Новое время». Принципы периодизации Нового времени. Дискуссия об исторической природе процесса модернизации. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Влияние великих географических открытий на развитие европейского общества.
| Знать принципы периодизации истории. Выявлять причины и признаки модернизации. сопоставлять причины и результаты Великих географических открытий. Характеризовать изменения пространственного восприятия мира
| Работа с источниками, схемами, диаграммами
| § 15
| октябрь
|
|
22
| Общество и экономика «старого порядка»
| 1
| Торговый и мануфактурный капитализм. Эпоха меркантилизма. социально-психологические, экономические и техногенные факторы развертывания процесса модернизации
| Выявлять основные признаки торгового и мануфактурного капитализма
| Работа с источником, анализ, выводы, аргументация
| § 16
| октябрь
|
|
23
| Промышленная революция
| 1
| Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Внутренняя колонизация.
| Определять значение технического прогресса, причины и последствия циклического характера развития рыночной экономики
| Работа с таблицами, схемами
| § 17
| октябрь
|
|
24
| Индустриальное общество
| 1
| Классовая социальная структура общества в XIXв. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. Изменение среды обитания человека. Урбанизация. Городской и сельский образы жизни. Проблема бедности и богатства в индустриальном обществе. Изменение характера демографических процессов.
| Называть причины и результат эволюции социальных групп в индустриальном обществе. Характеризовать социальную структуру общества в XIX в.
| Работа с источниками
| § 18
| октябрь
|
|
25
| Обобщение по теме «Экономика и общество»
| 1
| Характеристика изменений в обществе и экономике европейских стран
|
| Тестирование, решение проблемных заданий
|
| октябрь
|
|
Тема 2. Духовная жизнь общества (4 ч)
|
26
| Религия и церковь в начале Нового времени
| 1
| Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Влияние Контрреформации на общественную жизнь Европы. Религиозные войны и конфессиональный раскол европейского общества
| Выявлять причины и последствия Реформации и Контрреформации. Сравнивать изменения в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Реформации со средневековьем
| Решение познавательных заданий
| § 19
| октябрь
|
|
27
| Наука и общественно-политическая мысль
|
| Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XIX вв.
| Сопоставлять мировосприятия человека традиционного и индустриального обществ. Характеризовать особенности классической научной картины мира в XVII-XIXвв.
| Составление таблицы
| § 20
| октябрь
|
|
28
| Художественная культура
| 1
| Культурное и философское наследие Нового времени
| Систематизировать и представлять материал, характеризующий культурное и философское наследие Нового времени
| Презентации учащихся
| § 21
| октябрь
|
|
29
| Обобщение по теме «Духовная жизнь общества»
| 1
|
|
| Тестирование
|
| октябрь
|
|
Тема 3. Политические отношения (5 ч)
|
30
| Государство на Западе и Востоке
| 1
| От сословно-представительных монархий к абсолютизму - эволюция европейской государственности. Возникновение теории естественного права и концепции государственного суверенитета. Кризис сословного мышления. Формы абсолютизма. Складывание романо-германской и англо-саксонской правовых семей.
| Определять взаимосвязь социально-экономических и социально-политических изменений, их причины и последствия. Характеризовать теорию естественного права и концепцию государственного суверенитета
| Решение проблемных индивидуальных заданий
| § 22
| октябрь
|
|
31
32
| Политические революции XVII-XVIIIвв.
| 2
| Буржуазные революции XVII-XIXвв.: исторические предпосылки, значение. Идеология социальных и политических движений. Формирование основ гражданского, национального самосознания
| Характеризовать исторические предпосылки, значение революций XVII-XIXвв. Анализировать идеологии социальных и политических движений.
| Составление сравнительной таблицы
| § 23-24
| октябрь
|
|
33
| Становление либеральной демократии
| 1
| Становление гражданского общества. Философско-мировоззренческие основы идеологии просвещения. Возникновение классических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь стран Европы. Конституционализм. Рабочее революционное движение
| Знать признаки гражданского общества. Характеризовать идеологию Просвещения. Характеризовать и сравнивать идеологические течения.
| Составление сравнительной таблицы, работа со схемами, источниками
| § 25
| ноябрь
|
|
34
| Обобщение по теме «Политические отношения»
| 1
|
|
| Тестирование
|
| ноябрь
|
|
Тема 4. Международные отношения (4 ч)
|
35
| Встреча миров: Запад и Восток в Новое время
| 1
| Особенности динамики развития стран «Старого капитализма». Предпосылки ускоренной модернизации в странах «второго эшелона». Влияние европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока. «Периферия» евро-атлантического мира. Экономическое развитие и общественные движения в колониальных и зависимых странах
| Выявлять последствия влияния европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока. сопоставлять темпы развития стран «старого» и «нового» капитализма
| Задания проблемного характера
| § 26
| ноябрь
|
|
36
37
| «Европейское равновесие». XVII-XVIIIвв.
Конфликты и противоречия. XIXв.
| 1
| Эволюция системы международных отношений в конце XV- середине XIX вв. Венская система. Изменение характера внешней политики в эпоху Нового времени. Зарождение международного права. Политика «баланса сил». Первый опыт «коллективной дипломатии». Роль геополитических факторов в международных отношениях нового времени. Колониальный раздел мира
| Знать особенности системы международных отношений в конце XV- середине XIX вв. и сравнивать их с характером международных отношений в Средние века. Определять последствия решений Венского конгресса
| Работа с картой, источниками
| § 27-28
| ноябрь
|
|
38
| Обобщение по теме «Международные отношения»
| 1
|
| Знать основные факты, явления и понятия, характеризующие эпоху Нового времени. систематизировать знания об основных исторических процессах. Понимать обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения.
| Тестирование
|
| ноябрь
|
|
39
| Основные итоги всеобщей истории к концу XIXв.
| 1
| Дискуссия о различных моделях перехода от традиционного к индустриальному обществу («эшелонах модернизации»)
|
| Конференция
|
| ноябрь
|
|