Главная страница


Пояснительная записка



НазваниеПояснительная записка
страница2/5
Дата11.04.2016
Размер0.79 Mb.
ТипПояснительная записка
1   2   3   4   5


С целью углубления знаний школьников по Отечественной истории в основу взято соотношение: 102:34, где на курс «Всеобщей истории» выделено минимальное количество часов по Госстандарту.
Технологии обучения:

Технология изучения исторического материала блоками на основе опорных схем Шаталова В.В., игровые технологии, технологии проблемного обучения: исследовательский метод, метод проектов; технологии кооперативного обучения, обучение в сотрудничестве.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

Данные технологии позволяют решить задачи по формированию компетенций у школьников, а именно:

  • учебно-познавательной (определять цели и порядок работы, самостоятельно планировать свою учебную деятельность и учиться, устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль);

  • коммуникативной (сотрудничать, оказывать помощь другим, участвовать в работе команды, обмениваться информацией);

  • информационной (самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, структурировать, преобразовывать, сохранять и передавать её);

  • личностного самосовершенствования (анализировать свои достижения и ошибки, обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников, осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности).

На различных этапах занятия, ученики являются не пассивными слушателями, воспроизводящими действия учителя, а активными участниками процесса познания.

Виды контроля:

Рабочей программой предусмотрен входной, текущий, итоговый контроль.

Формы контроля:

Самостоятельная работа, хронологический диктант, понятийный диктант, работа с контурной картой, тестирование, работа с персоналиями, контрольная работа, терминологический диктант, анализ источников, эссе, исторический диктант, словарная работа, решение познавательных задач, работа с документами и др.
Система оценки достижений учащихся.

Инструментарий для оценивания результатов.

Для оценивания результатов достижений учащихся использую письменный и устный опрос (как фронтальный, так и индивидуальный), исторические диктанты тестирование, в том числе и электронное, работа с таблицей, составление конспекта текста и т.д.

Задачи школьной отметки:

• Отметка выступает средством диагностики образовательной деятельности.

• Отметка является связующим звеном между учителем, учащимся и родителем.

Принципы выставления школьной отметки:

• Справедливость и объективность - это единые критерии оценивания ЗУНов учащихся, известные ученикам заранее;

• Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

• Гласность и прозрачность - это доступность и понятность информации об учебных достижениях учащихся, возможность любого заинтересованного лица проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы;

• Незыблемость - выставленная учителем отметка может подвергаться сомнению каждой из сторон, но даже в случае конфликтной ситуации и создания конфликтной экзаменационной комиссии, экзаменатор замене не подлежит.

• Своевременность – оценка выставляется в течение 3 дней после проведения контроля, если иное не определено в предметном приложении.
Критерии оценивания устного и письменного ответа по истории:

Отметку "5" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, прак-тическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение использовать обществоведческие понятия и термины. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).

Отметку "4" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, прак-тическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).

Отметку "3" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, прак-тическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям програм-мы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Уча-щийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).

Отметку "2" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, прак-тическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ).
Календарно-тематическое планирование

по курсу «Всеобщая история. С древнейших времен до конца XIXв.»

(В.И. Уколова, А.В. Ревякин, М.Л. Несмелова)


№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Основное содержание урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Форма работы, контроля

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

Введение (2 ч)

1

Введение. Историческое познание сегодня

1

Историческое познание сегодня. Сущность, формы и функции исторического познания. Предмет исторической науки, особенности исторического факта.


Знать особенности истории как науки. Понимать взаимосвязь и особенности истории России и мира. Характеризовать различные виды исторических источников. Уметь их классифицировать.

Работа с источником, решение познавательных заданий

С. 3-7, вопросы и задания

сентябрь




2

Современные концепции исторического развития

1

Понятие «всеобщая история». История в системе гуманитарных наук. Вспомогательные исторические дисциплины.

Периодизация истории, историческая хронология.

Знать и сопоставлять различные концепции исторического развития. Понимать принципы и способы периодизации всемирной истории

Работа с источником, решение познавательных заданий

С. 7-13, выучить записи, термины и понятия

сентябрь




Раздел 1. Истоки формирования человеческой цивилизации. Первобытность (2 ч)

3

Предыстория

1

Понятия «предыстория человечества» и «первобытное общество».

Периодизация первобытности. Проблема происхождения человека: современные дискуссии. Расселение первобытного человека. Появление человека современного типа. Взаимосвязь процессов антропогенеза и социогенеза

Характеризовать человека и человеческое сообщество первобытной эпохи.

Работа с источниками

§ 1

сентябрь




4

Древнейшие формы социальной жизни. Неолитическая революция

1

Первичные формы социального объединения. Род и община. Присваивающее и производящее хозяйство. Разделение труда. неолитическая революция. Власть и управление в догосударственный период. Возникновение частной собственности. Духовный мир первобытного человека. Возникновение религии, морали, искусства. Архаический человек и мифологическое сознание. Система ценностей древних людей. Предпосылки перехода к цивилизации. Особенности хозяйственного устройства в эпоху неолита, «престижная экономика». Племя и вождество.

Выявлять причины изменений форм социальных связей и их особенности. Выявлять причины, сущность и результаты неолитической революции.

решение познавательных заданий

§ 1

сентябрь




Раздел 2. Древний мир (7 ч)

Тема 1. Древний Восток (2 ч)

5

Дрений Восток.

1

Дискуссия о происхождении государства и права. Восточная деспотия. Возникновение письменности и накопление знаний. Цивилизации Древнего Востока. Ментальные особенности цивилизаций древности

Знать и сравнивать точки зрения на происхождение государств аи права

Решение проблемных задач, работа с источниками

§ 2

сентябрь




6

Индия и Китай в древности

1

Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизации: общее и особенное в хозяйственной жизни и социальной структуре, социальные нормы и мотивы общественного поведения человека.

Анализировать происхождение и развитие индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций

Решение проблемных задач

§ 3

сентябрь




Тема 2. Мир Античности (4 ч)

7

Древняя Греция. От первых государств до расцвета полиса

1

Античные цивилизации Средиземноморья. Специфика географических условий и этносоциального состава населения, роль колонизации и торговых коммуникаций. Ментальные особенности античного общества.

Определить специфику географических условий и этносоциального состава населения, роль колонизации и торговых коммуникаций

Работа с источниками, картой

§ 4

сентябрь




8

Древняя Греция. От полиса к эллинистическому миру

1

Возникновение и развитие полисной политико-правовой организации и социальной структуры

Характеризовать полисную политико-правовую организацию

Решение проблемных задач

§ 5

сентябрь




9

Древний Рим. От возникновения города до падения республики

1

Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право

Сравнивать демократию и тиранию. Характеризовать особенности римского права.

Составление схемы. Индивидуальные задания

§ 6

сентябрь




10

Древний Рим. Римская империя

1

Зарождение иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Распространение христианства. Ранняя христианская церковь

Выявлять причины появления и особенности христианства

Работа с источником

§ 7

сентябрь




11

Обобщение по теме «Древний мир»

1

«Великие переселения народов», войны и нашествия как фактор исторического развития в древнем обществе. Предпосылки возникновения древних империй. Проблема цивилизационного синтеза (эллинистический мир; Рим и варвары)


Сравнивать цивилизации Древнего мира, выявляя общее и отличия

Решение познавательных заданий, тестирование




сентябрь




Раздел 3. Средневековье (7 ч)

12

Западноевропейское Средневековье. Развитие феодальной системы

1

Формирование средневековой христианской цивилизации. Синтез языческих традиций и христианской культуры в германском и славянском мирах. Возрождение имперской идеи в Западной Европе. Принципы периодизации средневековья. Историческая карта средневекового мира. Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Феномен крестовых походов – столкновение и взаимовлияние цивилизаций. Характер международных отношений в Средние века. Европа и нормандские завоеватели.

Определять характерные черты христианской средневековой цивилизации. Сравнивать их с цивилизациями Древнего мира. Выявлять признаки принципы феодальной системы. Характеризовать сословно-корпоративный строй.

Работа с картой, схемами, источниками

§ 8

сентябрь




13

Расцвет западно-европейского христианского мира

1

Особенности хозяйственной жизни, торговые коммуникации в средневековой Европе. Образование централизованных государств. Складывание европейской правовой традиции. Борьба императорской и папской власти, распространение еретичества. Столетняя война, крестьянские и городские восстания, демографический спад. Культурное наследие средневековья. Изменения в мировоззрении средневекового человека.

Выделять причины изменения и особенности западноевропейского христианского мира. Сравнивать европейскую правовую традицию и римское право. Систематизировать и представлять материал, характеризующий развитие культуры в Средние века

Решение проблемных задач, составление таблицы

§ 9

сентябрь




14

Византийское Средневековье

1

Социокультурное политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традиции

Определять роль влияния Византии. Различать социокультурное и политическое влияние, мировоззренческие особенности католицизма и православия

Выполнение проблемных заданий, работа с картой, заполнение таблицы

§ 10

сентябрь




15

Исламский мир в Средние века

1

Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Складывание основ системы исламского права. Шариат. Религиозный раскол исламского общества. Сунниты и шииты. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху средневековья. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Изменение политической карты исламского мира. Арабские, монгольские и тюркские завоевания.

Анализировать и выделять особенности исламской цивилизации.

Работа с картой, источниками

§ 11

сентябрь




16

Индия, Китай, Япония в Средние века

1

Традиционное аграрное общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Цивилизация Востока в эпоху Средневековья

Сопоставлять традиционные общества на Западе и Востоке. Выявлять причины отличий

Решение познавательных заданий, работа с картой, источниками

§§ 12-13

сентябрь




17

18

Обобщение по теме «Средневековье»

2

Дискуссия об уникальности европейской средневековой цивилизации. Динамика развития европейского общества

Выявлять характерные черты, сравнивать между собой и с древними цивилизациями цивилизации средневековья

Решение индивидуальных проблемных заданий, тестирование




октябрь




Раздел 4. Возрождение (2 ч)

19

20

Возрождение как культурно-историческая эпоха

2

Возрождение как эпоха коренного историко-культурного перелома, новый период развития Средневековья. Предпосылки Возрождения. Исторический фон культуры. Симбиоз античности и христианской традиции в памятниках эпохи Возрождения. Гуманизм как идейная основа Возрождения. Гуманистическая культурная среда. Социально-политическая мысль в эпоху Возрождения. Философия природы и рождение науки. Искусство Возрождения.


Выявлять предпосылки Возрождения в античной и средневековой культуре. Систематизировать и представлять материал, характеризующий эпоху Возрождения

Составление таблицу, работа с источником и иллюстративным материалом. Сообщения, доклады, презентации

§ 14

октябрь




Раздел 5. Новое время (18 ч)

Тема 1. Экономика и общество (5 ч)

21

Возникновение мирового рынка

1

Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Понятие «Новое время». Принципы периодизации Нового времени. Дискуссия об исторической природе процесса модернизации. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Влияние великих географических открытий на развитие европейского общества.

Знать принципы периодизации истории. Выявлять причины и признаки модернизации. сопоставлять причины и результаты Великих географических открытий. Характеризовать изменения пространственного восприятия мира

Работа с источниками, схемами, диаграммами

§ 15

октябрь




22

Общество и экономика «старого порядка»

1

Торговый и мануфактурный капитализм. Эпоха меркантилизма. социально-психологические, экономические и техногенные факторы развертывания процесса модернизации

Выявлять основные признаки торгового и мануфактурного капитализма

Работа с источником, анализ, выводы, аргументация

§ 16

октябрь




23

Промышленная революция

1

Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Внутренняя колонизация.

Определять значение технического прогресса, причины и последствия циклического характера развития рыночной экономики

Работа с таблицами, схемами

§ 17

октябрь




24

Индустриальное общество

1

Классовая социальная структура общества в XIXв. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. Изменение среды обитания человека. Урбанизация. Городской и сельский образы жизни. Проблема бедности и богатства в индустриальном обществе. Изменение характера демографических процессов.

Называть причины и результат эволюции социальных групп в индустриальном обществе. Характеризовать социальную структуру общества в XIX в.

Работа с источниками

§ 18

октябрь




25

Обобщение по теме «Экономика и общество»

1

Характеристика изменений в обществе и экономике европейских стран




Тестирование, решение проблемных заданий




октябрь




Тема 2. Духовная жизнь общества (4 ч)

26

Религия и церковь в начале Нового времени

1

Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Влияние Контрреформации на общественную жизнь Европы. Религиозные войны и конфессиональный раскол европейского общества

Выявлять причины и последствия Реформации и Контрреформации. Сравнивать изменения в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Реформации со средневековьем

Решение познавательных заданий

§ 19

октябрь




27

Наука и общественно-политическая мысль




Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XIX вв.

Сопоставлять мировосприятия человека традиционного и индустриального обществ. Характеризовать особенности классической научной картины мира в XVII-XIXвв.

Составление таблицы

§ 20

октябрь




28

Художественная культура

1

Культурное и философское наследие Нового времени

Систематизировать и представлять материал, характеризующий культурное и философское наследие Нового времени

Презентации учащихся

§ 21

октябрь




29

Обобщение по теме «Духовная жизнь общества»

1







Тестирование




октябрь




Тема 3. Политические отношения (5 ч)

30

Государство на Западе и Востоке

1

От сословно-представительных монархий к абсолютизму - эволюция европейской государственности. Возникновение теории естественного права и концепции государственного суверенитета. Кризис сословного мышления. Формы абсолютизма. Складывание романо-германской и англо-саксонской правовых семей.

Определять взаимосвязь социально-экономических и социально-политических изменений, их причины и последствия. Характеризовать теорию естественного права и концепцию государственного суверенитета

Решение проблемных индивидуальных заданий

§ 22

октябрь




31

32

Политические революции XVII-XVIIIвв.

2

Буржуазные революции XVII-XIXвв.: исторические предпосылки, значение. Идеология социальных и политических движений. Формирование основ гражданского, национального самосознания

Характеризовать исторические предпосылки, значение революций XVII-XIXвв. Анализировать идеологии социальных и политических движений.

Составление сравнительной таблицы

§ 23-24

октябрь




33

Становление либеральной демократии

1

Становление гражданского общества. Философско-мировоззренческие основы идеологии просвещения. Возникновение классических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь стран Европы. Конституционализм. Рабочее революционное движение

Знать признаки гражданского общества. Характеризовать идеологию Просвещения. Характеризовать и сравнивать идеологические течения.

Составление сравнительной таблицы, работа со схемами, источниками

§ 25

ноябрь




34

Обобщение по теме «Политические отношения»

1







Тестирование




ноябрь




Тема 4. Международные отношения (4 ч)

35

Встреча миров: Запад и Восток в Новое время

1

Особенности динамики развития стран «Старого капитализма». Предпосылки ускоренной модернизации в странах «второго эшелона». Влияние европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока. «Периферия» евро-атлантического мира. Экономическое развитие и общественные движения в колониальных и зависимых странах

Выявлять последствия влияния европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока. сопоставлять темпы развития стран «старого» и «нового» капитализма

Задания проблемного характера

§ 26

ноябрь




36

37

«Европейское равновесие». XVII-XVIIIвв.

Конфликты и противоречия. XIXв.

1


Эволюция системы международных отношений в конце XV- середине XIX вв. Венская система. Изменение характера внешней политики в эпоху Нового времени. Зарождение международного права. Политика «баланса сил». Первый опыт «коллективной дипломатии». Роль геополитических факторов в международных отношениях нового времени. Колониальный раздел мира

Знать особенности системы международных отношений в конце XV- середине XIX вв. и сравнивать их с характером международных отношений в Средние века. Определять последствия решений Венского конгресса

Работа с картой, источниками

§ 27-28

ноябрь




38

Обобщение по теме «Международные отношения»

1




Знать основные факты, явления и понятия, характеризующие эпоху Нового времени. систематизировать знания об основных исторических процессах. Понимать обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения.

Тестирование




ноябрь




39

Основные итоги всеобщей истории к концу XIXв.

1

Дискуссия о различных моделях перехода от традиционного к индустриальному обществу («эшелонах модернизации»)




Конференция




ноябрь



1   2   3   4   5