|
Урок № Накануне отмены крепостного права Цели урока
Россия в эпоху реформ 1860-1870е гг Цели урока:
Образовательная: сформировать представление о предпосылках и причинах отмены крепостного права, главными из которых стало поражение России в Крымской войне; сформировать представление о сущности крестьянской реформы, уяснить ее основные положения и значение
Развивающая: развивать мышление, кругозор
Воспитательная: воспитывать интерес к истории, гражданскую позицию
Тип урока: изучение нового материала
Методы обучения: репродуктивные и ч/п
Формы работы: рассказ учителя, работа с текстом учебника, заполнение таблиц и составление схем
Организационный момент.
Изучение нового материала.
1. Император Александр II.
Сообщение ученика, дополнения учителя
Первенец великокняжеской семьи, Николая Павловича и Александры Федоровны, родился 17 апреля 1818 г. в Московском Кремле.
Если рождение Александра I приветствовал Г. Р. Державин, то рождение Александра II - В. А. Жуковский, пожелавший ему в числе разных добродетелей особенно быть гуманным человеком («...Да встретит он обильный честью век! Да славного участник славный будет! Да на чреде высокой не забудет Святейшего из званий: человек».)
<...> В шесть лет воспитание Александра было поручено человеку сугубо военному - капитану К. К. Мердеру <...> Современники единодушны в оценке Мердера как человека высоконравственного, доброго, обладающего ясным и любознательным умом и твердой волей (что подтверждает и его собственный дневник). Твердость и строгость характера сочетались в нем с гуманностью. <...>
Тотчас по воцарении Николай I озаботился общим образованием наследника <...> и избрал ему в наставники В. А. Жуковского. Не исключено, что восторженные стихи поэта на рождение Александра расположили к нему родительское сердце Николая I, но существовали и иные, более веские соображения. Жуковский был хорошо известен царской семье как человек просвещенный, гуманный, обладающий педагогическими способностями и опытом. <...> В течение полугода он составил специальный «План учения», рассчитанный на 12 лет и одобренный Николаем I. <...> Целью воспитания и обучения Жуковский провозгласил «образование для добродетели». Он писал: «Его Высочеству нужно быть не ученым, а просвещенным. Просвещение должно познакомить его со всем тем, что в его время необходимо для общего блага и, в благе общем, для его собственного. Просвещение в истинном смысле есть многообъемлющее знание, соединенное с нравственностью».
В результате наследник престола получил довольно разностороннее образование. <...> Особое внимание уделялось истории. Жуковский считал, что «история из всех наук самая важнейшая, важнее философии, ибо в ней заложена лучшая философия, то есть практическая, следовательно, полезная», что «сокровищница просвещения царского есть история, наставляющая опытами прошедшего или объясняющая настоящее и предсказывающая будущее. Она знакомит Государя с нуждами его страны и его века. Она должна быть главною наукою наследника престола». <...> И сам ученик выделял историю среди других предметов, любил ее. <...>
Гармоничная, просвещенная программа воспитания и образования наследника престола с самого начала натолкнулась на чуждую ей традицию императорского двора и установку отца-самодержца. <...>
<...> Александр с детства полюбил бесконечные смотры, парады, военные праздники, военные игры со сверстниками, в которых часто принимали участие Николай I и его близкие, и пронес увлечение это через всю жизнь. <...>
<...> попытка Жуковского с самого начала ограничить время занятий военным делом шестью неделями в году (в летние месяцы) не удалась. Невозможно было противостоять военной направленности могущественного российского самодержца и его двора. Из бойкого в военной игре подростка выходил молодцеватый, ловкий офицер. <...>
Воспитательные усилия Николая I были направлены также на внушение наследнику идеи незыблемости самодержавия в России. <...>
Обстановка и атмосфера, в которой рос наследник, отличалась доброжелательностью, искренностью в отношениях между членами большой семьи Николая I, a также учителями и наставниками и их воспитанниками. Ему не грозила раздвоенность, свойственная Александру I. Он был любим и сам горячо любил своих родных, близких, друзей, учителей. <.. .>
Воспитатели отмечали в нем сердечность, чувствительность (Жуковский: «за сердце Ваше мы все отвечаем смело»), веселый нрав, любезность, общительность и естественность поведения среди множества людей, хорошие манеры, храбрость, красивую внешность.
Очевидны были для окружающих и умственные способности наследника, однако при отсутствии усердия, глубокого внутреннего интереса к чтению, занятиям, даже любимой истории и военным наукам. <...>
Несмотря на исключительность своего происхождения и предназначения, наследник престола рос не изолированно от своих сверстников. Досуг, праздники, дни рождения он проводил с друзьями, среди которых сыновья воспитателя Мердера, дети высшей знати и сановников из ближайшего окружения Николая I <...> Наследник воспитывался вполне светским человеком. С 10-11 лет иногда приглашался к большому столу родителей, умел вести себя со взрослыми, вызывая похвалы, а со стороны женщин и восхищение. Даже придирчивый Мердер всегда оставался доволен светскими манерами и поведением своего воспитанника. Общительность, любовь к светской жизни и развлечениям будут присущи ему в зрелые годы, и после воцарения.
Александр II вступил на престол в возрасте 36 лет, вполне сложившимся человеком, хорошо знакомым с государственной деятельностью. Новый император не был ни либералом, ни сторонником коренных реформ в стране. Более того, ему нравились порядки, установленные отцом. Но все же, как военный человек, осознавший причины поражения России в Крымской войне, как государственный деятель, для которого престиж и величие державы были превыше всего, он встал на путь реформ.
Первые годы царствования Александра II напоминали начало правления Александра I: в обществе царила та же атмосфера всеобщего ожидания. Александр II издал ряд указов, значительно смягчавших политический режим. 26 августа 1856 г. по случаю коронации он объявил амнистию политическим заключенным: декабристам, участникам Польского восстания, петрашевцам; приостановил на 3 года рекрутские наборы, списал недоимки. В 1857 г. царь принял решение о ликвидации военных поселений. В это же время была разрешена свободная выдача заграничных паспортов, ослаблена цензура.
Стали издаваться новые журналы — «Русский вестник», «Русская беседа», «Сельское благоустройство» и др. Особой популярностью пользовались печатавшиеся А. И. Герценом в Лондоне «Полярная звезда», «Голоса из России», «Колокол». В этих изданиях публиковали свои статьи ведущие русские публицисты, писатели и ученые — либералы-западники К. Д. Кавелин, В. Н. Чичерин, П. В. Анненков, славянофил И. С. Аксаков. Объявляя о выходе «Колокола», Герцен писал, что он будет звонить, «чем бы ни был затронут — нелепым указом или глупыми гонениями раскольников, воровством сановников или невежеством сената».
2. Причины отмены крепостного права
Беседа с учащимися
- Что такое крепостное право? {Форма зависимости крестьян, при которой они наделяются землей, неся за пользование ею различные повинности барщину, оброк) и подчиняются судебной и административной власти помещика. Крестьянин является собственностью
барина)
- Как относился к крепостному праву император Николай I? {Николай I говорил, что крепостное право является злом. Но его отмена, по мнению императора, была бы еще большим злом, т. к. нарушила бы общественное спокойствие.)
- Вспомните, предпринимались ли в России попытки отмены крепостного права? {В Латвии и Эстонии в 1816 г. было отменено крепостное право. Крестьяне получили личную свободу, но без земли.)
- Назовите причины отмены крепостного права.
Крепостное право тормозило развитие России
Крестьяне не были заинтересованы в улучшении своего труда (Кошелев А. И.: «Взглянем на барщинную работу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, - ему не дело делать, а день убить».
- Объясните такое отношение крестьян к барщине. {Крестьянин не заинтересован в результатах своего труда. Весь урожай с барщиной запашки принадлежал помещику.)
Не было свободных рабочих рук – слабо развивается промышленность. (Отсутствие личной свободы у крестьян препятствовало дальнейшему развитию промышленности. Предпринимателям неоткуда было взять наемных рабочих)
С точки зрения международных отношений – Россия страна, в которой есть рабство
40-50е гг. – рост крестьянского движения в деревне (Первая четверть XIX в. - 651 крестьянское волнение, вторая четверть XIX в. - 1089 крестьянских волнений; с 1851 по 1860-1910 гг)
Последней каплей стало поражение в Крымской войне (Поражение в Крымской войне наглядно показало экономическую и военно-техническую отсталость страны. Крестьянская Россия не выдержала военного соперничества с коалицией более экономически развитых и технически лучше оснащенных европейских держав. Причиной этого было крепостное право.)
Таким образом, крепостное право препятствовало дальнейшему экономическому развитию страны, грозило отодвинуть Россию в разряд второстепенных держав и являлось мощным дестабилизирующим фактором внутри российского общества.
АЛЕКСАНДР II: «Лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели ждать, когда оно начнет само собой уничтожаться снизу»
??? На что намекал император?
Громадные расходы на только что завершившуюся Крымскую и продолжавшуюся Кавказскую войны серьезно подрывали экономику страны. Рекрутские наборы в армию, изъятие скота и фуража, рост повинностей разоряли население. Крестьяне роптали.
Масла в огонь подливала и сама верховная власть, вынужденная во время войны искать необычные пути пополнения войск. 2 апреля 1854 г. был обнародован указ Николая I о создании резервной гребной флотилии («морского ополчения»). В нее могли записаться и помещичьи крестьяне, но с согласия помещиков и с письменным обязательством ополченца о возвращении к своему владельцу. Указ распространялся всего на четыре губернии. Но он всколыхнул всю крестьянскую Россию. Разнеслась молва о том, «что государь призывает всех охотников на военную службу на время и что семейства их освободятся навсегда не только от крепостного состояния, но и от рекрутства и платежа повинностей». Самовольный уход для записи в ополчение вылился в массовое бегство крестьян от помещиков.
Еще более широкий характер приняло это явление в связи с манифестом от 29 января 1855 г. о наборе ратников в «подвижное сухопутное ополчение». Оно охватило десятки центральных поволжских и южных губерний.
По окончании войны, весной — летом 1856 г., крестьяне южных губерний устремились в Крым, где, по слухам, в соответствии с якобы вышедшим царским указом они освобождались от крепостного права. Дороги были забиты толпами крестьян. Воинские отряды, посланные с целью вернуть мужиков, встретили с их стороны отчаянное сопротивление. Во многих губерниях крестьяне целыми деревнями отказывались выходить на барщину, платить оброк и государственные повинности. Помещики просили прислать в свои имения воинские отряды, но часто встречали отказ со стороны властей, поскольку просьб было очень много, а видимых поводов как будто бы и не было. Массовые выступления крестьян произвели сильное впечатление на помещиков и правящие круги. Перед ними возник образ новой «пугачевщины».
Однако не столько внутренние, сколько внешние обстоятельства — поражение России — заставили Александра II решительно заняться проблемой отмены крепостного права. Через 40 лет после блестящих побед в Отечественной войне 1812 г. над объединенной армией почти всех крупных европейских держав страна потерпела поражение в Крымской войне. Война выявила экономическую отсталость России, а вместе с ней реально вырисовывалась опасность скатывания страны в разряд второстепенных держав.
Изменилась и атмосфера в российском обществе. По образному выражению историка В. О. Ключевского, «Севастополь ударил по застоявшимся умам», значительно расширив число сторонников перемен. «Теперь вопрос об освобождении крепостных во всех устах,— писал либеральный деятель К. Д. Кавелин историку С. М. Соловьеву в начале 1856 г.,— об этом говорят громко, об нем думают даже те, при которых прежде нельзя было намекнуть на погрешительность крепостного права, не произведя в них корчь и нервических припадков». За отмену крепостного права активно выступали многие высшие чиновники, проникнутые либеральными идеями, и даже ближайшие родственники царя — тетка Елена Павловна и младший брат Константин.
3. Подготовка реформы по отмене крепостного права
Заполняем таблицу (с. 124 - 126)
год
| событие
| 30 марта 1856 г.
| Александр II заявил о необходимости отмены крепостного права
| 3 января 1857 г.
| Создан секретный комитет для обсуждение вопроса об отмене крепостного права. Его деятельность была неэффективна
| Октябрь 1857 г.
| Виленский генерал-губернатор Назимов передал Александру II просьбу литовских помещиков отпускать крестьян на свободу без земли.
Александр издал РЕСКРИПТ (письмо монарха к подданному) о создании губернских комитетов по обсуждению отмены крепостного права. – подготовка реформы стала гласной
| 1858 г.
| В 46 губерниях созданы губернские комитеты. Секретный комитет стал Главным комитетом (во главе великий князь Константин Николаевич)
| 1859 г.
| Созданы Редакционные комиссии, которые должны были рассмотреть губернские проекты и составить общий проект отмены крепостного права (Во главе Я. И. Ростовцев)
| 1860 г.
| Проект был утвержден и утвержден на заседании Государственного Совета
| Яков Иванович Ростовцев (1803—1860 гг.) родился в семье директора народных училищ. В 1822 г. он окончил Пажеский корпус, поступил в гвардию, познакомился с некоторыми деятелями Северного общества. Накануне восстания декабристов он сообщил Николаю I о готовящемся заговоре. Но при этом не назвал ни одного имени, а о своем поступке поставил в известность К. Ф. Рылеева.
В 1849 г. Ростовцев был назначен начальником по военно-учебным заведениям, в 1856 г. стал членом Государственного совета.
Александр II привлек Ростовцева к решению крестьянского вопроса, еще в 1857 г. введя его в Секретный комитет, где он примкнул к противникам отмены крепостного права. Однако вскоре генерал резко изменил свои взгляды, став сторонником освобождения крестьян с земельным наделом. Видимо, причина этой перемены имела глубоко личные корни. Душу Ростовцева перевернула просьба умирающего сына, который умолял его содействовать освобождению крестьян, дабы смыть позорное пятно предательства декабристов, лежавшее на нем. Но Я. И. Ростовцев так и не увидел результатов своей деятельности. 6 февраля 1860 г. он умер от физического и нервного перенапряжения.
Ростовцев привлек к работе комиссий последовательных сторонников проведения реформ из числа либеральных чиновников и помещиков — Н. А. Милютина, Ю. Ф. Самарина, В. А. Черкасского, Я. А. Соловьева, П. П. Семенова (будущего Тян-Шанского). Они были названы современниками «красными», так как выступали за освобождение крестьян с землей за выкуп и превращение их в мелких земельных собственников, при сохранении помещичьего землевладения. Эти идеи коренным образом отличались от большинства предложений, высказанных дворянством в губернских комитетах, и желаний подавляющей части помещиков, полагавших, что уж если и освобождать крестьян, то без земли.
После смерти Ростовцева на его место Александр II назначил министра юстиции графа В. Н. Панина, известного как консерватор. В ответ на тревогу и недоумение общества император спокойно возразил: «Вы Панина не знаете; его убеждения — это точное исполнение моих приказаний». Министру было приказано ничего не менять в проекте, подготовленном при Ростовцеве. 10 октября 1860 г. Редакционные комиссии были закрыты. Работа по доведению реформы до конца была перенесена в Главный комитет. Затем проект реформы был утвержден в Государственном совете.
Закрепление.
ЗАДАНИЕ: составьте схему подготовки проекта по отмене крепостного права
4. Отношение помещиков к отмене крепостного права
Беседа с учащимися
- Обсуждение каких вопросов при подготовке отмены крепостного права вызвало наиболее горячие дискуссии? (Освободить крестьян за выкуп или нет. Наделять ли крестьян землей при освобождении. Кто и в каком размере должен компенсировать помещикам потерю части земли.)
Таким образом, можно выделить два ключевых слова - проблемы, вокруг которых шли горячие споры: земля и выкуп.
- Какая форма эксплуатации крестьян (барщинная, оброчная) преобладала в нечерноземных и черноземных губерниях? (В нечерноземных -оброчная, следовательно в этих губерниях были широко развиты неземледельческие промыслы крестьян и работа на земле часто не являюсь основным источником дохода ни для крестьян, ни для помещика. В черноземных - барщинная. Плодородная земля высоко ценилась. Помещики получали доход с продажи сельскохозяйственной продукции, выращенной на этой земле.)
- Как относились помещики этих губерний к освобождению крестьян с землей? (В нечерноземных губерниях - положительно. В черноземных губерниях - отрицательно. Стремление помещиков к сохранению в своих руках максимального количества земли. Желание, чтобы свободные крестьяне по-прежнему работали на помещика, но уже как вольнонаемные сельскохозяйственные рабочие.)
- Что думали эти же помещики по поводу выкупа крестьянами своей личной свободы и земли? (Помещики нечерноземных губерний хотели получить не только вознаграждение за землю, предоставленную крестьянам, но и «за самих освобождаемых крестьян», т. к. земля стоила недорого. Помещики черноземных губерний хотели получить выкуп за минимальный земельный надел, в случае если он будет предоставлен крестьянам, а также компенсацию за утраченную рабочую силу, т. е. за самих крестьян.)
Запись в тетради:
Проекты освобождения крестьян:
а) в черноземных губерниях (освобождение крестьян без земли или с очень маленьким наделом за большой выкуп);
б) в нечерноземных губерниях (освобождение с землей, но выкуп не только за землю, но и за личность крестьянина).
| Помещики оброчных имений
| Помещики барщинных имений
| Земля
| Крестьяне получают землю, которую они обрабатывают
Помещики – все остальные земли, в том числе леса, луга и т.п.
| Отдать крестьянам нищенский надел, чтобы поставить их в экономическую зависимость от помещиков и заставить их наниматься на работы к помещику
| Выкуп
| Выкуп за крестьян должно внести государство в размере оброчных доходов помещика
| Сумма выкупа должна вознаградить помещика за потерю крепостного труда
| Домашнее задание. С. 119 - 126
|
|
|