Главная страница


Урок № Накануне отмены крепостного права Цели урока



НазваниеУрок № Накануне отмены крепостного права Цели урока
страница1/6
Дата08.04.2016
Размер0.73 Mb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5   6



Россия в эпоху реформ 1860-1870е гг

УРОК № 1. Накануне отмены крепостного права


Цели урока:

Образовательная: сформировать представление о предпосылках и причинах отмены крепостного права, главными из которых стало поражение России в Крымской войне; сформировать представление о сущности крестьянской реформы, уяснить ее основные положения и значение

Развивающая: развивать мышление, кругозор

Воспитательная: воспитывать интерес к истории, гражданскую позицию

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: репродуктивные и ч/п

Формы работы: рассказ учителя, работа с текстом учебника, заполнение таблиц и составление схем

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

1. Император Александр II.

Сообщение ученика, дополнения учителя

Первенец великокняжеской семьи, Николая Павловича и Александры Федоров­ны, родился 17 апреля 1818 г. в Московском Кремле.

Если рождение Александра I приветствовал Г. Р. Державин, то рождение Алек­сандра II - В. А. Жуковский, пожелавший ему в числе разных добродетелей особен­но быть гуманным человеком («...Да встретит он обильный честью век! Да славного участник славный будет! Да на чреде высокой не забудет Святейшего из званий: че­ловек».)

<...> В шесть лет воспитание Александра было поручено человеку сугубо воен­ному - капитану К. К. Мердеру <...> Современники единодушны в оценке Мердера как человека высоконравственного, доброго, обладающего ясным и любознатель­ным умом и твердой волей (что подтверждает и его собственный дневник). Твер­дость и строгость характера сочетались в нем с гуманностью. <...>

Тотчас по воцарении Николай I озаботился общим образованием наследника <...> и избрал ему в наставники В. А. Жуковского. Не исключено, что восторженные стихи поэта на рождение Александра расположили к нему родительское сердце Ни­колая I, но существовали и иные, более веские соображения. Жуковский был хорошо известен царской семье как человек просвещенный, гуманный, обладающий педаго­гическими способностями и опытом. <...> В течение полугода он составил специ­альный «План учения», рассчитанный на 12 лет и одобренный Николаем I. <...> Це­лью воспитания и обучения Жуковский провозгласил «образование для добродете­ли». Он писал: «Его Высочеству нужно быть не ученым, а просвещенным. Просве­щение должно познакомить его со всем тем, что в его время необходимо для общего блага и, в благе общем, для его собственного. Просвещение в истинном смысле есть многообъемлющее знание, соединенное с нравственностью».

В результате наследник престола получил довольно разностороннее образова­ние. <...> Особое внимание уделялось истории. Жуковский считал, что «история из всех наук самая важнейшая, важнее философии, ибо в ней заложена лучшая фило­софия, то есть практическая, следовательно, полезная», что «сокровищница просве­щения царского есть история, наставляющая опытами прошедшего или объясняю­щая настоящее и предсказывающая будущее. Она знакомит Государя с нуждами его страны и его века. Она должна быть главною наукою наследника престола». <...> И сам ученик выделял историю среди других предметов, любил ее. <...>

Гармоничная, просвещенная программа воспитания и образования наследника престола с самого начала натолкнулась на чуждую ей традицию императорского двора и установку отца-самодержца. <...>

<...> Александр с детства полюбил бесконечные смотры, парады, военные праздники, военные игры со сверстниками, в которых часто принимали участие Ни­колай I и его близкие, и пронес увлечение это через всю жизнь. <...>

<...> попытка Жуковского с самого начала ограничить время занятий военным делом шестью неделями в году (в летние месяцы) не удалась. Невозможно было противостоять военной направленности могущественного российского самодержца и его двора. Из бойкого в военной игре подростка выходил молодцеватый, ловкий офицер. <...>

Воспитательные усилия Николая I были направлены также на внушение наслед­нику идеи незыблемости самодержавия в России. <...>

Обстановка и атмосфера, в которой рос наследник, отличалась доброжелатель­ностью, искренностью в отношениях между членами большой семьи Николая I, a также учителями и наставниками и их воспитанниками. Ему не грозила раздвоен­ность, свойственная Александру I. Он был любим и сам горячо любил своих родных, близких, друзей, учителей. <.. .>

Воспитатели отмечали в нем сердечность, чувствительность (Жуковский: «за сердце Ваше мы все отвечаем смело»), веселый нрав, любезность, общительность и естественность поведения среди множества людей, хорошие манеры, храбрость, красивую внешность.

Очевидны были для окружающих и умственные способности наследника, однако при отсутствии усердия, глубокого внутреннего интереса к чтению, занятиям, даже любимой истории и военным наукам. <...>

Несмотря на исключительность своего происхождения и предназначения, на­следник престола рос не изолированно от своих сверстников. Досуг, праздники, дни рождения он проводил с друзьями, среди которых сыновья воспитателя Мердера, дети высшей знати и сановников из ближайшего окружения Николая I <...> Наслед­ник воспитывался вполне светским человеком. С 10-11 лет иногда приглашался к большому столу родителей, умел вести себя со взрослыми, вызывая похвалы, а со стороны женщин и восхищение. Даже придирчивый Мердер всегда оставался дово­лен светскими манерами и поведением своего воспитанника. Общительность, лю­бовь к светской жизни и развлечениям будут присущи ему в зрелые годы, и после воцарения.

Александр II вступил на престол в возрасте 36 лет, вполне сло­жившимся человеком, хорошо знакомым с государственной дея­тельностью. Новый император не был ни либералом, ни сторонником коренных реформ в стране. Более того, ему нравились порядки, установленные отцом. Но все же, как военный человек, осознав­ший причины поражения России в Крымской войне, как государст­венный деятель, для которого престиж и величие державы были превыше всего, он встал на путь реформ.

Первые годы царствования Александ­ра II напоминали начало правления Александра I: в обществе ца­рила та же атмосфера всеобщего ожидания. Александр II издал ряд указов, значительно смягчавших политический режим. 26 ав­густа 1856 г. по случаю коронации он объявил амнистию полити­ческим заключенным: декабристам, участникам Польского восста­ния, петрашевцам; приостановил на 3 года рекрутские наборы, списал недоимки. В 1857 г. царь принял решение о ликвидации военных поселений. В это же время была разрешена свободная выдача заграничных паспортов, ослаблена цензура.

Стали издаваться новые журналы — «Русский вестник», «Рус­ская беседа», «Сельское благоустройство» и др. Особой популяр­ностью пользовались печатавшиеся А. И. Герценом в Лондоне «По­лярная звезда», «Голоса из России», «Колокол». В этих изданиях публиковали свои статьи ведущие русские публицисты, писатели и ученые — либералы-западники К. Д. Кавелин, В. Н. Чичерин, П. В. Анненков, славянофил И. С. Аксаков. Объявляя о выходе «Колокола», Герцен писал, что он будет звонить, «чем бы ни был затронут — нелепым указом или глупыми гонениями раскольни­ков, воровством сановников или невежеством сената».

2. Причины отмены крепостного права

Беседа с учащимися

- Что такое крепостное право? {Форма зависимости крестьян, при ко­торой они наделяются землей, неся за пользование ею различные по­винности барщину, оброк) и подчиняются судебной и администра­тивной власти помещика. Крестьянин является собственностью

барина)

- Как относился к крепостному праву император Николай I? {Николай I говорил, что крепостное право является злом. Но его отмена, по мнению императора, была бы еще большим злом, т. к. нарушила бы общественное спокойствие.)

- Вспомните, предпринимались ли в России попытки отмены крепост­ного права? {В Латвии и Эстонии в 1816 г. было отменено крепост­ное право. Крестьяне получили личную свободу, но без земли.)

- Назовите причины отмены крепостного права.

Крепостное право тормозило развитие России

    • Крестьяне не были заинтересованы в улучшении своего труда (Кошелев А. И.: «Взглянем на барщинную работу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, - ему не дело делать, а день убить».

- Объясните такое отношение крестьян к барщине. {Крестьянин не за­интересован в результатах своего труда. Весь урожай с барщиной запашки принадлежал помещику.)

    • Не было свободных рабочих рук – слабо развивается промышленность. (Отсутствие личной свободы у крестьян препятствовало дальнейшему развитию промышленности. Предпринимателям неоткуда было взять наем­ных рабочих)

    • С точки зрения международных отношений – Россия страна, в которой есть рабство

    • 40-50е гг. – рост крестьянского движения в деревне (Первая чет­верть XIX в. - 651 крестьянское волнение, вторая четверть XIX в. - 1089 крестьянских волнений; с 1851 по 1860-1910 гг)

Последней каплей стало поражение в Крымской войне (Поражение в Крымской войне наглядно показало экономическую и военно-техническую отсталость страны. Крестьянская Россия не выдержала военного соперничества с коалицией более экономи­чески развитых и технически лучше оснащенных европейских держав. При­чиной этого было крепостное право.)

    • Таким образом, крепостное право препятствовало дальнейшему эконо­мическому развитию страны, грозило отодвинуть Россию в разряд второ­степенных держав и являлось мощным дестабилизирующим фактором внутри российского общества.

АЛЕКСАНДР II: «Лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели ждать, когда оно начнет само собой уничтожаться снизу»

??? На что намекал император?

Громадные расходы на толь­ко что завершившуюся Крымскую и продолжавшуюся Кавказскую войны серьезно подрывали экономику страны. Рекрутские наборы в армию, изъятие скота и фуража, рост повинностей разоряли на­селение. Крестьяне роптали.

Масла в огонь подливала и сама верховная власть, вынужден­ная во время войны искать необычные пути пополнения войск. 2 апреля 1854 г. был обнародован указ Николая I о создании резервной гребной флотилии («морского ополчения»). В нее могли записать­ся и помещичьи крестьяне, но с согласия помещиков и с письмен­ным обязательством ополченца о возвращении к своему владель­цу. Указ распространялся всего на четыре губернии. Но он вско­лыхнул всю крестьянскую Россию. Разнеслась молва о том, «что государь призывает всех охотников на военную службу на время и что семейства их освободятся навсегда не только от крепостного состояния, но и от рекрутства и платежа повинностей». Самоволь­ный уход для записи в ополчение вылился в массовое бегство кре­стьян от помещиков.

Еще более широкий характер приняло это явление в связи с манифестом от 29 января 1855 г. о наборе ратников в «подвижное сухопутное ополчение». Оно охватило десятки центральных по­волжских и южных губерний.

По окончании войны, весной — летом 1856 г., крестьяне юж­ных губерний устремились в Крым, где, по слухам, в соответствии с якобы вышедшим царским указом они освобождались от крепост­ного права. Дороги были забиты толпами крестьян. Воинские отря­ды, посланные с целью вернуть мужиков, встретили с их стороны отчаянное сопротивление. Во многих губерниях крестьяне целыми деревнями отказывались выходить на барщину, платить оброк и государственные повинности. Помещики просили прислать в свои имения воинские отряды, но часто встречали отказ со стороны властей, поскольку просьб было очень много, а видимых поводов как будто бы и не было. Массовые выступления крестьян произве­ли сильное впечатление на помещиков и правящие круги. Перед ними возник образ новой «пугачевщины».

Однако не столько внутренние, сколько внешние обстоятельст­ва — поражение России — заставили Александра II решительно заняться проблемой отмены крепостного права. Через 40 лет после блестящих побед в Отечественной войне 1812 г. над объединенной армией почти всех крупных европейских держав страна потерпела поражение в Крымской войне. Война выявила экономическую от­сталость России, а вместе с ней реально вырисовывалась опасность скатывания страны в разряд второстепенных держав.

Изменилась и атмосфера в российском обществе. По образному выражению историка В. О. Ключевского, «Севастополь ударил по застоявшимся умам», значительно расширив число сторонников перемен. «Теперь вопрос об освобождении крепостных во всех устах,— писал либеральный деятель К. Д. Кавелин историку С. М. Соловьеву в начале 1856 г.,— об этом говорят громко, об нем думают даже те, при которых прежде нельзя было намекнуть на погрешительность крепостного права, не произведя в них корчь и нервических припадков». За отмену крепостного права активно выступали многие высшие чиновники, проникнутые либеральными идеями, и даже ближайшие родственники царя — тетка Елена Павловна и младший брат Константин.

3. Подготовка реформы по отмене крепостного права

Заполняем таблицу (с. 124 - 126)

год

событие

30 марта 1856 г.

Александр II заявил о необходимости отмены крепостного права

3 января 1857 г.

Создан секретный комитет для обсуждение вопроса об отмене крепостного права. Его деятельность была неэффективна

Октябрь 1857 г.

Виленский генерал-губернатор Назимов передал Александру II просьбу литовских помещиков отпускать крестьян на свободу без земли.

Александр издал РЕСКРИПТ (письмо монарха к подданному) о создании губернских комитетов по обсуждению отмены крепостного права. – подготовка реформы стала гласной

1858 г.

В 46 губерниях созданы губернские комитеты. Секретный комитет стал Главным комитетом (во главе великий князь Константин Николаевич)

1859 г.

Созданы Редакционные комиссии, которые должны были рассмотреть губернские проекты и составить общий проект отмены крепостного права (Во главе Я. И. Ростовцев)

1860 г.

Проект был утвержден и утвержден на заседании Государственного Совета

Яков Иванович Ростовцев (1803—1860 гг.) родился в семье ди­ректора народных училищ. В 1822 г. он окончил Пажеский корпус, поступил в гвардию, познакомился с некоторыми деятелями Север­ного общества. Накануне восстания декабристов он сообщил Нико­лаю I о готовящемся заговоре. Но при этом не назвал ни одного имени, а о своем поступке поставил в известность К. Ф. Рылеева.

В 1849 г. Ростовцев был назначен начальником по военно-учеб­ным заведениям, в 1856 г. стал членом Государственного совета.

Александр II привлек Ростовцева к решению крестьянского воп­роса, еще в 1857 г. введя его в Секретный комитет, где он при­мкнул к противникам отмены крепостного права. Однако вскоре генерал резко изменил свои взгляды, став сторонником освобожде­ния крестьян с земельным наделом. Видимо, причина этой переме­ны имела глубоко личные корни. Душу Ростовцева перевернула просьба умирающего сына, который умолял его содействовать освобождению крестьян, дабы смыть позорное пятно предательст­ва декабристов, лежавшее на нем. Но Я. И. Ростовцев так и не увидел результатов своей деятельности. 6 февраля 1860 г. он умер от физического и нервного перенапряжения.

Ростовцев привлек к работе комиссий последовательных сто­ронников проведения реформ из числа либеральных чиновников и помещиков — Н. А. Милютина, Ю. Ф. Самарина, В. А. Черкас­ского, Я. А. Соловьева, П. П. Семенова (будущего Тян-Шанского). Они были названы современниками «красными», так как выступа­ли за освобождение крестьян с землей за выкуп и превращение их в мелких земельных собственников, при сохранении помещичьего землевладения. Эти идеи коренным образом отличались от боль­шинства предложений, высказанных дворянством в губернских ко­митетах, и желаний подавляющей части помещиков, полагавших, что уж если и освобождать крестьян, то без земли.

После смерти Ростовцева на его место Александр II назначил министра юстиции графа В. Н. Панина, известного как консерва­тор. В ответ на тревогу и недоумение общества император спокойно возразил: «Вы Панина не знаете; его убеждения — это точное исполнение моих приказаний». Министру было приказано ничего не менять в проекте, подготовленном при Ростовцеве. 10 октября 1860 г. Редакционные комиссии были закрыты. Работа по доведе­нию реформы до конца была перенесена в Главный комитет. За­тем проект реформы был утвержден в Государственном совете.

  1. Закрепление.

ЗАДАНИЕ: составьте схему подготовки проекта по отмене крепостного права


4. Отношение помещиков к отмене крепостного права

Беседа с учащимися

- Обсуждение каких вопросов при подготовке отмены крепостного права вызвало наиболее горячие дискуссии? (Освободить крестьян за выкуп или нет. Наделять ли крестьян землей при освобождении. Кто и в каком размере должен компенсировать помещикам потерю части земли.)

Таким образом, можно выделить два ключевых слова - проблемы, во­круг которых шли горячие споры: земля и выкуп.

- Какая форма эксплуатации крестьян (барщинная, оброчная) преобла­дала в нечерноземных и черноземных губерниях? (В нечерноземных -оброчная, следовательно в этих губерниях были широко развиты не­земледельческие промыслы крестьян и работа на земле часто не яв­ляюсь основным источником дохода ни для крестьян, ни для поме­щика. В черноземных - барщинная. Плодородная земля высоко цени­лась. Помещики получали доход с продажи сельскохозяйственной продукции, выращенной на этой земле.)

- Как относились помещики этих губерний к освобождению крестьян с землей? (В нечерноземных губерниях - положительно. В черноземных губерниях - отрицательно. Стремление помещиков к сохранению в своих руках максимального количества земли. Желание, чтобы сво­бодные крестьяне по-прежнему работали на помещика, но уже как вольнонаемные сельскохозяйственные рабочие.)

- Что думали эти же помещики по поводу выкупа крестьянами своей личной свободы и земли? (Помещики нечерноземных губерний хоте­ли получить не только вознаграждение за землю, предоставленную крестьянам, но и «за самих освобождаемых крестьян», т. к. земля стоила недорого. Помещики черноземных губерний хотели получить выкуп за минимальный земельный надел, в случае если он будет предоставлен крестьянам, а также компенсацию за утраченную рабо­чую силу, т. е. за самих крестьян.)

Запись в тетради:

Проекты освобождения крестьян:

а) в черноземных губерниях (освобождение крестьян без земли или с очень маленьким наделом за большой выкуп);

б) в нечерноземных губерниях (освобождение с землей, но выкуп не только за землю, но и за личность крестьянина).




Помещики оброчных имений

Помещики барщинных имений

Земля

Крестьяне получают землю, которую они обрабатывают

Помещики – все остальные земли, в том числе леса, луга и т.п.

Отдать крестьянам нищенский надел, чтобы поставить их в экономическую зависимость от помещиков и заставить их наниматься на работы к помещику

Выкуп

Выкуп за крестьян должно внести государство в размере оброчных доходов помещика

Сумма выкупа должна вознаградить помещика за потерю крепостного труда

  1. Домашнее задание. С. 119 - 126


  1   2   3   4   5   6