Главная страница


Пояснительная записка



Скачать 296.03 Kb.
НазваниеПояснительная записка
О. С. Габриеляна
Дата07.04.2016
Размер296.03 Kb.
ТипПояснительная записка

Пояснительная записка

Рабочая программа по химии для 8 класса составлена на базе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по химии и с учетом авторской программы О. С. Габриеляна «Химия 8».

Согласно базисному учебному плану (БУП) для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение химии в классе отводится 70 часов (3 часа-резервное время), из расчета – 2 учебных часа в неделю. В учебный процесс включены 6 практических и 5 контрольных работ.

Рабочая программа по химии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий дифференцированного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, коллективной системы обучения и применения дидактической многомерной технологии при структурировании знаний вещества, гомологического ряда веществ.

Цели

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.


Содержание программы

За основу взята программа курса химии для VIII–IX классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) О.С. Габриеляна и Стандарт среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень).

Тема 1. Введение. Первоначальные химические понятия (6 часов).

Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях. Понятие о химическом элементе и формах его существования. Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная атомная и молекулярные массы. Расчёт массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, её структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы.

Пр.р №1 “ОТ при работе в хим.кабинете. Приемы обращения с лаб. оборудованием”.

Знать\понимать:

- химическую символику: знаки химических элементов;

- важнейшие химические понятия: химический элемент, вещество, атомы, молекулы, химическая реакция,

- основные законы химии: постоянства состава, периодический закон.

Уметь:

- называть: химические элементы, вещества изученных классов

- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

- определять: положение химического элемента в Периодической системе, состав веществ по химической формуле, принадлежность к простым и сложным веществам;

- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного обращения с веществами и соединениями,

- экологически грамотного поведения в окружающей среде,

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека

Тема 2. Атомы химических элементов (10 часов).

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.

Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления. Составление формул соединений по валентности (или степени окисления).

Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества.

Знать\понимать:

- важнейшие химические понятия: химический элемент, ион, химическая связь;

Уметь:

- называть: химические элементы, вещества изученных классов

- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

- определять: тип химической связи в простых веществах,

- составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного обращения с веществами и соединениями,

- экологически грамотного поведения в окружающей среде,

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека
Тема 3. Простые вещества (7 часов).

Положение металлов и неметаллов в Периодической системе. Общие физические свойства металлов. Аллотропия. Постоянная Авогадро. Количество вещества. Молярная масса. Молярный объём.

Знать\понимать:

- важнейшие химические понятия: моль, молярная масса, молярный объём;

Уметь:

- объяснять: связь между составом, строением и свойствами вещества;

- характеризовать: химические элементы на основе их положения в ПСХЭ и особенностей строения их атомов;

- вычислять: количество вещества, массу, объём по известному количеству вещества, массе, объёму.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного обращения с веществами и соединениями,

- экологически грамотного поведения в окружающей среде,

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека,

- критической оценки информации о веществах, используемых в быту.
Тема 4. Соединения химических элементов (11 часов).

Степень окисления. Оксиды. Основания. Ионы. Катионы и анионы. Индикаторы. Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Чистые вещества и смеси веществ.

Знать\понимать:

Формулы кислот, классификацию веществ, способы разделения смесей.

Уметь:

- называть: бинарные соединения, оксиды, основания, кислоты, соли;

- определять: степень окисления элемента в соединении, состав вещества по формуле, принадлежность вещества к определенному классу;

- составлять: формулы веществ;

- обращаться: с химической посудой и оборудованием;

- распознавать: растворы щелочей, кислот;

- вычислять: массовую долю вещества в растворе, вычислять массу, объём, количество вещества продукта реакции по массе, объёму, количеству вещества исходного, содержащего примеси.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного обращения с веществами и соединениями,

- экологически грамотного поведения в окружающей среде,

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека,

- критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

Тема 5. Изменения, происходящие с веществами (10 часов).

Химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии.

Закон сохранения массы веществ. Расчёты по химическим уравнениям.

Знать\понимать:

- важнейшие химические понятия: химическая реакция, классификация химических реакций,

- основные законы химии: закон сохранения массы веществ.

Уметь:

- составлять: уравнения химических реакций;

- характеризовать: химические свойства металлов, воды;

- определять: тип химической реакции, возможность протекания реакций ионного обмена;

- вычислять: количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного обращения с веществами и соединениями,

- экологически грамотного поведения в окружающей среде,

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека,

- критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

Тема 6. Практикум №1. Простейшие операции с веществом (3часа)

Пр.р №2 “ Признаки химических реакций. Наблюдение за горящей свечой”.

Пр.р №3 “Признаки химических реакций”.

Пр.р №4 “Приготовление раствора сахара и расчет массовой доли”.

Тема 7. Теория электролитической диссоциации. Растворение. Растворы.

Свойства растворов электролитов (18 часов).

Растворы. Растворение. Растворимость.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

Знать\понимать:

Классификацию веществ по растворимости в воде, формулы кислот,

- важнейшие химические понятия: электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация , ион, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление.

Уметь:

- составлять: уравнения химических реакций, формулы;

- характеризовать: химические свойства кислот, оснований, солей;

- определять: возможность протекания реакций ионного обмена, степень окисления элемента в соединении, принадлежность веществ к определенному классу;

- объяснять: сущность реакций обмена;

- называть: кислоты, основания, соли;

- распознавать: растворы кислот, щелочей;

- вычислять: массу, объём и количество вещества по уравнению реакций.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного обращения с веществами и соединениями,

- экологически грамотного поведения в окружающей среде,

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека,

- критической оценки информации о веществах, используемых в быту.
Тема 8. Практикум №2. Свойства растворов электролитов (2 часа)

Пр.р №5 “Условия протекания реакций ионного обмена до конца”.

Пр.р №6 “Свойства растворов электоролитов”.

Резерв времени - 3 часа

1. Атомы химических элементов. Простые вещества.

2. Соединения химических элементов

3. Теория электролитической диссоциации. Растворы. Растворение. Свойства растворов электролитов.

Подведение итогов

Учебно - тематическое планирование

Тема

Количество часов

  1. Введение. Первоначальные химические понятия.

Из них практических работ:

6 ч.

1ч.


  1. Атомы химических элементов.

Из них контрольных работ:


10 ч.

1 ч.

  1. Простые вещества.

Из них контрольных работ:

7ч.

1ч.

  1. Соединения химических элементов.

Из них контрольных работ:

11 ч.

1 ч.


  1. Изменения, происходящие с веществами.

Из них контрольных работ:


10 ч.

1ч.


  1. Практикум №1. Простейшие операции с веществом.

Из них практических работ:

3ч.

3ч.

  1. Теория электролитической диссоциации. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

Из них контрольных работ:


18ч.

1 ч.


  1. Практикум №2. Свойства растворов электролитов.

Из них практических работ:

2ч.

2ч.



Итоговый тест 1ч.

Итого:

68 ч.


Календарно – тематический план




темы



урока

в

теме

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Тема 1. Введение. Первоначальные химические понятия (6 часов). 2ч. в неделю.

1.

1.

Предмет химии.

03.09-08.09






2.

Пр.р.№1”ОТ при работе в хим.кабинете. Приемы обращения с лаб. оборудованием

03.09-08.09







3.

Превращения веществ. Краткие сведения по истории химии.

10.09-15.09







4.

ПС Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов.

10.09-15.09







5.

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса.

17.09-22.09







6.

Решение упражнений.

17.09-22.09




Тема 2. Атомы химических элементов (10 часов).

2ч. в неделю.

2.

7.

Строение атома.

24.09-29.09







8.

Изменение числа протонов и нейтронов в ядре. Изотопы.

24.09-29.09







9.

Строение электронных оболочек атомов.

01.10-06.10







10.

Периодический закон и периодическая система химических элементов.

01.10-06.10







11.

Ионная связь.

08.10-13.10







12.

Ковалентная неполярная связь.

08.10-13.10







13.

Ковалентная полярная связь.

15.10-20.10







14.

Металлическая связь.

15.10-20.10







15.


Решение упражнений.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Атомы химических элементов».

22.10-27.10







16.

Контрольная работа №1 по теме «Атомы химических элементов».

22.10-27.10




Тема 3. Простые вещества (7 часов). 2ч. в неделю.

3.

17.

Простые вещества– металлы.

29.10-03.10







18.

Простые вещества– неметаллы.

29.10-03.10







19.

Количества вещества.

12.11-17.11







20.

Молярная масса.

12.11-17.11







21.

Молярный объём газообразных веществ.

19.11-24.11







22.

Решение расчётных задач

19.11-24.11







23.

Контрольная работа № 2 по теме:”Простые вещества”.

26.11-01.12




Тема 4. Соединения химических элементов (11 часов). 2ч. в неделю.

4.

24.

Степень окисления и валентность. Бинарные соединения.

26.11-01.12







25.

Оксиды. Летучие водородные соединения.

03.12-08.12







26.

Основания.

03.12-08.12







27.

Кислоты.

10.12-15.12







28.

Соли.

10.12-15.12







29.

Кристалличес

кие решётки.

17.12-22.12







30.

Чистые вещества и смеси. Состав смесей.

17.12-22.12







31.

Массовая и объемная доля компонентов смеси (раствора).

24.12-29.12







32.

Решение расчетных задач на нахождение объемной и массовой долей смеси.

24.12-29.12







33.

Обобщение знаний по теме.

14.01-19.01







34.

Контрольная работа №3 по теме: «Соединения химических элементов».

14.01-19.01




Тема 5. Изменения, происходящие с веществами (10 часов).

2ч. в неделю.

5.

35.

Физические явления в химии как основы разделения смесей. Признаки и условия протекания химических реакций.

21.01-26.01







36.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.

21.01-26.01







37.

Расчёты по химическим уравнениям.

28.01-02.02







38.

Реакции разложения.

28.01-02.02







39.

Реакции соединения.

04.02-09.02







40.

Реакции замещения.

04.02-09.02







41.

Реакции обмена.

11.02-16.02







42.

Типы химических реакций на примере свойств воды.

11.02-16.02







43.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Классы неорганических веществ. Типы химических реакций».

18.02-23.02







44.

Контрольная работа №4 по теме: «Изменения, происходящие с веществами».

18.02-23.02




Тема 6. Практикум №1. Простейшие операции с веществом (3часа). 2ч. в неделю.

6.

45.

Пр.р.№2 “Признаки химических реакций. Наблюдение за горящей свечой”

25.02-02.03







46.

Пр.р..№3 “Признаки химических реакций”.

25.02-02.03







47.

Пр.р.№4

“Приготовление раствора сахара и расчет массовой доли”.

04.03-09.03




Тема 7. Теория электролитической диссоциации. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (18 часов). 2ч. в неделю.

7.

48.

Растворение как физико– химический процесс. Растворимость.

04.03-09.03







49.

Основные положения ТЭД.

11.03-16.03







50.

Ионные уравнения.

11.03-16.03







51.

Кислоты в свете ТЭД, их классификация, свойства.

18.03-23.03







52.

Химические свойства кислот.

18.03-23.03







53.

Урок-упражнение по теме “Кислоты”.

01.04-06.04







54.

Основания в свете ТЭД, их классификация, свойства.

01.04-06.04







55.

Химические свойства оснований.

08.04-13.04







56.

Урок-упражнение по теме “Основания”.

08.04-13.04







57.

Соли в свете ТЭД, их свойства.

15.04-20.04







58.

Урок-упражнение по теме “Соли”.

15.04-20.04







59.

Оксиды, их классификация, свойства.

22.04-27.04







60.

Урок-упражнение по теме “Оксиды”.

22.04-27.04







61.

Генетическая связь между классами неорганических веществ.

29.04-04.05







62.

Окислительно-восстановительные реакции.

29.04-04.05







63.

Упражнения в составлении окислительно- восстановительных реакций

06.05-11.05







64.

Обобщение и систематизация знаний по курсу 8 класса.

06.05-11.05







65.

Контрольная работа №5 за курс 8 класса.

13.05-18.05




Тема 8. Практикум №2. Свойства растворов электролитов (2 часа). 2ч. в неделю.

8.

66.

Пр.р.№5 “Условия протекания реакций ионного обмена до конца”.

13.05-18.05






67.

Пр.р.№6 “Свойства растворов электоролитов”.

20.05-25.05







68.

Итоговый тест за 8 класс

20.05-25.05







Итого: 68ч


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ

В результате изучения химии ученик должен


знать / понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

  • приготовления растворов заданной концентрации.

Литература и средства обучения

За основу взят учебник О. С. Габриелян, «Химия 8». В качестве информационного материала используется дидактический раздаточный материал состоящий из таблиц: периодической, основные соотношения в химии, требования к решению и оформлению расчётных задач, относительной молекулярной массы неорганических и органических веществ, ряд электроотрицательности неметаллов, качественные реакции на органические вещества и функциональные группы, виды изомерии, обобщающие таблицы сравнительной характеристики по всем изучаемым гомологическим рядам, обучающий дидактический материал по теме «Строение и классификация органических соединений и следующие источники информации:

  1. О. С. Габриелян, «Химия 8», Дрофа Москва

  2. Программа курса органической химии. Автор О. С. Габриелян

  3. О. С. Габриелян Пособие для учителя химии по планированию учебного материала в 8 классе.

  4. О. С. Габриелян, Н.П.Воскобойникова, А.В. Яшукова «Настольная книга учителя химии 8 класс» Москва «Дрофа» 2002

  5. О. С. Габриелян контрольные и проверочные работы «Химия 8 класс».

Согласовано:

Протокол заседания методического

объединения учителей химии

Протокол №

Согласовано:

Заместитель директора по УВР___________________________/Хохлина М.Д

“_31__” августа 2012 г.