|
Пояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для 8 класса составлена на базе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по химии и с учетом авторской программы О. С. Габриеляна «Химия 8».
Согласно базисному учебному плану (БУП) для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение химии в классе отводится 70 часов (3 часа-резервное время), из расчета – 2 учебных часа в неделю. В учебный процесс включены 6 практических и 5 контрольных работ.
Рабочая программа по химии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий дифференцированного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, коллективной системы обучения и применения дидактической многомерной технологии при структурировании знаний вещества, гомологического ряда веществ.
Цели
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Содержание программы
За основу взята программа курса химии для VIII–IX классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) О.С. Габриеляна и Стандарт среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень).
Тема 1. Введение. Первоначальные химические понятия (6 часов).
Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях. Понятие о химическом элементе и формах его существования. Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная атомная и молекулярные массы. Расчёт массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, её структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы.
Пр.р №1 “ОТ при работе в хим.кабинете. Приемы обращения с лаб. оборудованием”.
Знать\понимать:
- химическую символику: знаки химических элементов;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, вещество, атомы, молекулы, химическая реакция,
- основные законы химии: постоянства состава, периодический закон.
Уметь:
- называть: химические элементы, вещества изученных классов
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
- определять: положение химического элемента в Периодической системе, состав веществ по химической формуле, принадлежность к простым и сложным веществам;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и соединениями,
- экологически грамотного поведения в окружающей среде,
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека
Тема 2. Атомы химических элементов (10 часов).
Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.
Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления. Составление формул соединений по валентности (или степени окисления).
Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества.
Знать\понимать:
- важнейшие химические понятия: химический элемент, ион, химическая связь;
Уметь:
- называть: химические элементы, вещества изученных классов
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
- определять: тип химической связи в простых веществах,
- составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и соединениями,
- экологически грамотного поведения в окружающей среде,
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека Тема 3. Простые вещества (7 часов).
Положение металлов и неметаллов в Периодической системе. Общие физические свойства металлов. Аллотропия. Постоянная Авогадро. Количество вещества. Молярная масса. Молярный объём.
Знать\понимать:
- важнейшие химические понятия: моль, молярная масса, молярный объём;
Уметь:
- объяснять: связь между составом, строением и свойствами вещества;
- характеризовать: химические элементы на основе их положения в ПСХЭ и особенностей строения их атомов;
- вычислять: количество вещества, массу, объём по известному количеству вещества, массе, объёму.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и соединениями,
- экологически грамотного поведения в окружающей среде,
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека,
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту. Тема 4. Соединения химических элементов (11 часов).
Степень окисления. Оксиды. Основания. Ионы. Катионы и анионы. Индикаторы. Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Чистые вещества и смеси веществ.
Знать\понимать:
Формулы кислот, классификацию веществ, способы разделения смесей.
Уметь:
- называть: бинарные соединения, оксиды, основания, кислоты, соли;
- определять: степень окисления элемента в соединении, состав вещества по формуле, принадлежность вещества к определенному классу;
- составлять: формулы веществ;
- обращаться: с химической посудой и оборудованием;
- распознавать: растворы щелочей, кислот;
- вычислять: массовую долю вещества в растворе, вычислять массу, объём, количество вещества продукта реакции по массе, объёму, количеству вещества исходного, содержащего примеси.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и соединениями,
- экологически грамотного поведения в окружающей среде,
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека,
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту.
Тема 5. Изменения, происходящие с веществами (10 часов).
Химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии.
Закон сохранения массы веществ. Расчёты по химическим уравнениям.
Знать\понимать:
- важнейшие химические понятия: химическая реакция, классификация химических реакций,
- основные законы химии: закон сохранения массы веществ.
Уметь:
- составлять: уравнения химических реакций;
- характеризовать: химические свойства металлов, воды;
- определять: тип химической реакции, возможность протекания реакций ионного обмена;
- вычислять: количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и соединениями,
- экологически грамотного поведения в окружающей среде,
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека,
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту.
Тема 6. Практикум №1. Простейшие операции с веществом (3часа)
Пр.р №2 “ Признаки химических реакций. Наблюдение за горящей свечой”.
Пр.р №3 “Признаки химических реакций”.
Пр.р №4 “Приготовление раствора сахара и расчет массовой доли”.
Тема 7. Теория электролитической диссоциации. Растворение. Растворы.
Свойства растворов электролитов (18 часов).
Растворы. Растворение. Растворимость.
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
Знать\понимать:
Классификацию веществ по растворимости в воде, формулы кислот,
- важнейшие химические понятия: электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация , ион, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление.
Уметь:
- составлять: уравнения химических реакций, формулы;
- характеризовать: химические свойства кислот, оснований, солей;
- определять: возможность протекания реакций ионного обмена, степень окисления элемента в соединении, принадлежность веществ к определенному классу;
- объяснять: сущность реакций обмена;
- называть: кислоты, основания, соли;
- распознавать: растворы кислот, щелочей;
- вычислять: массу, объём и количество вещества по уравнению реакций.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и соединениями,
- экологически грамотного поведения в окружающей среде,
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека,
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту. Тема 8. Практикум №2. Свойства растворов электролитов (2 часа)
Пр.р №5 “Условия протекания реакций ионного обмена до конца”.
Пр.р №6 “Свойства растворов электоролитов”.
Резерв времени - 3 часа
1. Атомы химических элементов. Простые вещества.
2. Соединения химических элементов
3. Теория электролитической диссоциации. Растворы. Растворение. Свойства растворов электролитов.
Подведение итогов
Учебно - тематическое планирование
Тема
| Количество часов
| Введение. Первоначальные химические понятия.
Из них практических работ:
| 6 ч.
1ч.
| Атомы химических элементов.
Из них контрольных работ:
| 10 ч.
1 ч.
| Простые вещества.
Из них контрольных работ:
| 7ч.
1ч.
| Соединения химических элементов.
Из них контрольных работ:
| 11 ч.
1 ч.
| Изменения, происходящие с веществами.
Из них контрольных работ:
| 10 ч.
1ч.
| Практикум №1. Простейшие операции с веществом.
Из них практических работ:
| 3ч.
3ч.
| Теория электролитической диссоциации. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.
Из них контрольных работ:
| 18ч.
1 ч.
| Практикум №2. Свойства растворов электролитов.
Из них практических работ:
| 2ч.
2ч.
|
Итоговый тест 1ч.
| Итого:
| 68 ч.
|
Календарно – тематический план
№
темы
| №
урока
в
теме
| Наименование разделов и тем
| Плановые сроки прохождения
| Скорректированные сроки прохождения
| Тема 1. Введение. Первоначальные химические понятия (6 часов). 2ч. в неделю.
| 1.
| 1.
| Предмет химии.
| 03.09-08.09
|
|
| 2.
| Пр.р.№1”ОТ при работе в хим.кабинете. Приемы обращения с лаб. оборудованием
| 03.09-08.09
|
|
| 3.
| Превращения веществ. Краткие сведения по истории химии.
| 10.09-15.09
|
|
| 4.
| ПС Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов.
| 10.09-15.09
|
|
| 5.
| Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса.
| 17.09-22.09
|
|
| 6.
| Решение упражнений.
| 17.09-22.09
|
| Тема 2. Атомы химических элементов (10 часов).
2ч. в неделю.
| 2.
| 7.
| Строение атома.
| 24.09-29.09
|
|
| 8.
| Изменение числа протонов и нейтронов в ядре. Изотопы.
| 24.09-29.09
|
|
| 9.
| Строение электронных оболочек атомов.
| 01.10-06.10
|
|
| 10.
| Периодический закон и периодическая система химических элементов.
| 01.10-06.10
|
|
| 11.
| Ионная связь.
| 08.10-13.10
|
|
| 12.
| Ковалентная неполярная связь.
| 08.10-13.10
|
|
| 13.
| Ковалентная полярная связь.
| 15.10-20.10
|
|
| 14.
| Металлическая связь.
| 15.10-20.10
|
|
| 15.
| Решение упражнений.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Атомы химических элементов».
| 22.10-27.10
|
|
| 16.
| Контрольная работа №1 по теме «Атомы химических элементов».
| 22.10-27.10
|
| Тема 3. Простые вещества (7 часов). 2ч. в неделю.
| 3.
| 17.
| Простые вещества– металлы.
| 29.10-03.10
|
|
| 18.
| Простые вещества– неметаллы.
| 29.10-03.10
|
|
| 19.
| Количества вещества.
| 12.11-17.11
|
|
| 20.
| Молярная масса.
| 12.11-17.11
|
|
| 21.
| Молярный объём газообразных веществ.
| 19.11-24.11
|
|
| 22.
| Решение расчётных задач
| 19.11-24.11
|
|
| 23.
| Контрольная работа № 2 по теме:”Простые вещества”.
| 26.11-01.12
|
| Тема 4. Соединения химических элементов (11 часов). 2ч. в неделю.
| 4.
| 24.
| Степень окисления и валентность. Бинарные соединения.
| 26.11-01.12
|
|
| 25.
| Оксиды. Летучие водородные соединения.
| 03.12-08.12
|
|
| 26.
| Основания.
| 03.12-08.12
|
|
| 27.
| Кислоты.
| 10.12-15.12
|
|
| 28.
| Соли.
| 10.12-15.12
|
|
| 29.
| Кристалличес
кие решётки.
| 17.12-22.12
|
|
| 30.
| Чистые вещества и смеси. Состав смесей.
| 17.12-22.12
|
|
| 31.
| Массовая и объемная доля компонентов смеси (раствора).
| 24.12-29.12
|
|
| 32.
| Решение расчетных задач на нахождение объемной и массовой долей смеси.
| 24.12-29.12
|
|
| 33.
| Обобщение знаний по теме.
| 14.01-19.01
|
|
| 34.
| Контрольная работа №3 по теме: «Соединения химических элементов».
| 14.01-19.01
|
| Тема 5. Изменения, происходящие с веществами (10 часов).
2ч. в неделю.
| 5.
| 35.
| Физические явления в химии как основы разделения смесей. Признаки и условия протекания химических реакций.
| 21.01-26.01
|
|
| 36.
| Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.
| 21.01-26.01
|
|
| 37.
| Расчёты по химическим уравнениям.
| 28.01-02.02
|
|
| 38.
| Реакции разложения.
| 28.01-02.02
|
|
| 39.
| Реакции соединения.
| 04.02-09.02
|
|
| 40.
| Реакции замещения.
| 04.02-09.02
|
|
| 41.
| Реакции обмена.
| 11.02-16.02
|
|
| 42.
| Типы химических реакций на примере свойств воды.
| 11.02-16.02
|
|
| 43.
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Классы неорганических веществ. Типы химических реакций».
| 18.02-23.02
|
|
| 44.
| Контрольная работа №4 по теме: «Изменения, происходящие с веществами».
| 18.02-23.02
|
| Тема 6. Практикум №1. Простейшие операции с веществом (3часа). 2ч. в неделю.
| 6.
| 45.
| Пр.р.№2 “Признаки химических реакций. Наблюдение за горящей свечой”
| 25.02-02.03
|
|
| 46.
| Пр.р..№3 “Признаки химических реакций”.
| 25.02-02.03
|
|
| 47.
| Пр.р.№4
“Приготовление раствора сахара и расчет массовой доли”.
| 04.03-09.03
|
| Тема 7. Теория электролитической диссоциации. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (18 часов). 2ч. в неделю.
| 7.
| 48.
| Растворение как физико– химический процесс. Растворимость.
| 04.03-09.03
|
|
| 49.
| Основные положения ТЭД.
| 11.03-16.03
|
|
| 50.
| Ионные уравнения.
| 11.03-16.03
|
|
| 51.
| Кислоты в свете ТЭД, их классификация, свойства.
| 18.03-23.03
|
|
| 52.
| Химические свойства кислот.
| 18.03-23.03
|
|
| 53.
| Урок-упражнение по теме “Кислоты”.
| 01.04-06.04
|
|
| 54.
| Основания в свете ТЭД, их классификация, свойства.
| 01.04-06.04
|
|
| 55.
| Химические свойства оснований.
| 08.04-13.04
|
|
| 56.
| Урок-упражнение по теме “Основания”.
| 08.04-13.04
|
|
| 57.
| Соли в свете ТЭД, их свойства.
| 15.04-20.04
|
|
| 58.
| Урок-упражнение по теме “Соли”.
| 15.04-20.04
|
|
| 59.
| Оксиды, их классификация, свойства.
| 22.04-27.04
|
|
| 60.
| Урок-упражнение по теме “Оксиды”.
| 22.04-27.04
|
|
| 61.
| Генетическая связь между классами неорганических веществ.
| 29.04-04.05
|
|
| 62.
| Окислительно-восстановительные реакции.
| 29.04-04.05
|
|
| 63.
| Упражнения в составлении окислительно- восстановительных реакций
| 06.05-11.05
|
|
| 64.
| Обобщение и систематизация знаний по курсу 8 класса.
| 06.05-11.05
|
|
| 65.
| Контрольная работа №5 за курс 8 класса.
| 13.05-18.05
|
| Тема 8. Практикум №2. Свойства растворов электролитов (2 часа). 2ч. в неделю.
| 8.
| 66.
| Пр.р.№5 “Условия протекания реакций ионного обмена до конца”.
| 13.05-18.05
|
|
| 67.
| Пр.р.№6 “Свойства растворов электоролитов”.
| 20.05-25.05
|
|
| 68.
| Итоговый тест за 8 класс
| 20.05-25.05
|
|
| Итого: 68ч
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ
В результате изучения химии ученик должен знать / понимать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
Литература и средства обучения
За основу взят учебник О. С. Габриелян, «Химия 8». В качестве информационного материала используется дидактический раздаточный материал состоящий из таблиц: периодической, основные соотношения в химии, требования к решению и оформлению расчётных задач, относительной молекулярной массы неорганических и органических веществ, ряд электроотрицательности неметаллов, качественные реакции на органические вещества и функциональные группы, виды изомерии, обобщающие таблицы сравнительной характеристики по всем изучаемым гомологическим рядам, обучающий дидактический материал по теме «Строение и классификация органических соединений и следующие источники информации:
О. С. Габриелян, «Химия 8», Дрофа Москва
Программа курса органической химии. Автор О. С. Габриелян
О. С. Габриелян Пособие для учителя химии по планированию учебного материала в 8 классе.
О. С. Габриелян, Н.П.Воскобойникова, А.В. Яшукова «Настольная книга учителя химии 8 класс» Москва «Дрофа» 2002
О. С. Габриелян контрольные и проверочные работы «Химия 8 класс».
Согласовано:
Протокол заседания методического
объединения учителей химии
Протокол №
Согласовано:
Заместитель директора по УВР___________________________/Хохлина М.Д
“_31__” августа 2012 г.
|
|
|