Главная страница


Конспект урока в 8 классе по теме: «Решение задач на определение массовой доли химического элемента в веществе»



Скачать 112.4 Kb.
НазваниеКонспект урока в 8 классе по теме: «Решение задач на определение массовой доли химического элемента в веществе»
Дата16.03.2016
Размер112.4 Kb.
ТипКонспект

Конспект урока в 8 классе по теме: «Решение задач на определение массовой доли химического элемента в веществе»

Лунина Людмила Дмитриевна, учитель химии
Цели урока:

Образовательная

1. Организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению алгоритма решения задач на определение массовой доли химического элемента в веществе

2. Обогатить опыт учащихся в получение новых знаний на основе уже имеющихся теоретических знаний

Развивающая

Развивать логическое мышление учащихся, умение оформлять расчетные задачи, умение использовать алгоритм при решении типовых задач.

Воспитательная

Воспитывать у учащихся чувство уважения друг к другу (умение выслушать друг друга, доказательно высказывать свою точку зрения, тактично исправлять чужие ошибки, оказывать помощь друг другу).

Форма урока. Урок решения задач.

Оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска.
Ход урока
I. Организационный момент.

Цели:

─Организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению алгоритма решения задач на определение массовой доли химического элемента в веществе.

─Обогатить опыт учащихся в получение новых знаний на основе уже имеющихся теоретических знаний.

─Развивать логическое мышление учащихся через формирование умений вычислять и записывать значение относительной молекулярной массы вещества, умение сравнивать по составу вещества, составлять алгоритм решения задач на примере массовой доли химического элемента.

─ Воспитывать у учащихся чувство уважения друг к другу (умение выслушать друг друга, доказательно высказывать свою точку зрения, тактично исправлять чужие ошибки, оказывать помощь друг другу).
II.Актуализация знаний для изучения нового учебного материала.

Цели:

Актуализация опорных знаний, необходимых для изучения новой темы.

Создание ситуации успеха для последующей деятельности.

Воспитывать чувство уважения друг к другу (умение выслушать друг друга,

доказательно высказывать свою точку зрения, тактично исправлять чужие ошибки,

оказывать помощь друг другу).
При решении задач на определение массовой доли химического элемента в веществе мы будем использовать относительную молекулярную массу вещества.

  1. Что называют относительной молекулярной массой? Как вычисляют относительную молекулярную массу вещества?

  2. Сравните по составу вещества, формулы которых KNO3 и NaNO3




  1. Учитель: Учитель: чтобы перейти к нашей сегодняшней теме предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент (человек, представляющийся фермером, рассказывает о том, что в текущем году урожай на его полях несколько ниже, чем был в прошлом году, и цвет растений желто-зеленый. Анализируя данную ситуацию, пришел к выводу, что растениям не хватает азота, фосфора и решил к следующему сезону закупить удобрения. Наведя справки, он узнал, что наряду с удобрениями содержащими конкретный элемент, в последнее время широкое распространение получили сложные (смешанные, комплексные, комбинированные) удобрения содержащие несколько необходимых растениям элементов.

Учащимся демонстрируются образцы удобрений с этикетками.

Предлагаю обдумать и обсудить в группах: Какое из удобрений должен предпочесть фермер? Что будет главным при выборе? (слайд )


  1. Ответы учащихся: удобрения должны быть безопасные; выбрать то удобрение, которое содержит несколько питательных элементов; предпочесть то удобрение, в котором нужного элемента содержится больше.

  2. Слайд : диаграмма содержания азота в NaNO3 и KNO3.




  • Что показывают диаграммы?

  • В каком веществе содержание азота больше?

  • Зависит ли содержание азота напрямую от числа атомов азота в молекуле?

  • Каким математическим термином можно обозначить содержание элемента в веществе? (доля, часть, процент)

  • Как найти часть от целого?

  • Как найти долю азота в общей массе вещества?

Как учесть в формуле, что атомов азота в молекуле несколько? В ходе фронтальной беседы записываются на доске соотношения:

m(х/э)

m(в-ва)

Ar(х/э)

Mr(в-ва)

Ar(х/э)*n

Mr(в-ва)
III. Изучение нового учебного материала темы
Учащиеся записывают в тетради тему урока:

Решение задач на определение массовой доли химического элемента в веществе
Цель:

- на этапе мотивации формировать у каждого ученика личной потребности в

последующей деятельности, связанной с открытием нового типа решения задач;

- создание алгоритма решения расчетных задач

- развивать умения оформлять расчетные задачи, использовать алгоритм при

решении типовых задач, умения наблюдать, сравнивать, анализировать и делать

выводы, развивать устную химическую речь

-формировать такие качества личности, как трудолюбие, внимательность,

активность.
Не зависимо от подхода в решение любой задачи выделяется четыре основные этапа.

Самый главный этап – анализ условия задачи.

Второй этап – составления плана решения

На третьем этапе выполняется решение

Четвертый этап – проверка решения

(Этот этап учащимися часто игнорируется)
Обучаясь на данном уроке, учащиеся, решая задачу, действуют по определенному алгоритму. После выполнения нескольких задач они прочно усваивают порядок действий и впоследствии могут применять его не только при решении подобных задач.

Обозначение массовой доли W

Единицы измерения: %

Формула: W(х/э)= Ar(х/э)*n , где n - количество атомов элемента в веществе

Mr(в-ва)

Одна группа учащихся получает задание сформулировать определение понятия массовая доля химического элемента; остальные группы – составить алгоритм вычисления массовой доли химического элемента.

Заслушиваются ответы учащихся, по необходимости корректируются.

Задача 1. Вычислим массовую долю фосфора в двойном суперфосфате Ca(H2PO4)2.
Дано:

Ca(H2PO4)2. Решение

W (P) в % W(х/э)= Ar(х/э)*n

Mr(в-ва)

1. Определяем Мr вещества

Мr(Ca(H2PO4)2.= 40 + (1 · 2 +31 +16 · 4) · 2 = 234

2. Вычисляем W(P) =(31 · 2) / 234 = 0,27 или 27%

3. Записываем ответ


IV. Закрепление учебного материала

Цель:

- Осознание, Осмысление алгоритма решения задач, запоминание алгоритма.

- Развивать логическое мышление, память, внимание, речь.

- Воспитывать у учащихся чувство уважения друг к другу.
Решаем аналогичные задачи:

1. На доске решает ученик.

Задача. Проведите самостоятельно вычисления массовой доли фосфора в удобрение под названием преципитат CaHPO4 · 2H2O

Проверка результатов с комментариями

2. Выполните вычисление массовой доли азота по вариантам: 1 вариант – в карбамиде CO(NH2)2 2 вариант – в нитрате аммония - NH4NO3 ,
Итак, попробуем подвести итоги.

1. Какое же удобрение и почему следует приобрести фермеру?

2. Может ли оказаться полезным в жизни умение вычислять массовую долю химического элемента.

3.Оценка работы на уроке отдельных учащихся.
V. Задание на дом

Цель: повторение, закрепление материала урока.

Отсутствие калия приводит к гибели растений. Для восполнения калия в почве применяют калийные удобрения. Источником их получения служат соединения калия, распространенные в природе: сильвинит NaCl · KCl , древесная и торфяная зола, содержащие поташ K2CO3, каинит MgSO4 · KCl · 3H2O (слайд). В качестве домашнего задания предлагаю вам рассчитать, какое соединение наиболее богато калием?

VI. Рефлексия (2 мин.)( слайд)

Учитель создаёт условия для заключительной рефлексии:

Сегодня на уроке я научилась(ся)…

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Сегодня на уроке я закрепил(а) свои знания…

Что ещё я хотел(а) бы узнать …

Массовая доля элемента в соединении — это отношение массы элемента к соответствующей массе соединения.

Создание условий для воспитания активности и самостоятельности при решении расчетных задач на вычисление относительной молекулярной массы вещества и массовой доли химического элемента, коммуникативности при работе в группах и парах переменного состава.

  • Создание условий для развития мыслительных способностей при выполнении операций сравнения, анализа, умения делать выводы, выявлять причинно-следственные связи

  • Организовать деятельность учащихся на усвоение:

знаний: понятий: относительная молекулярная масса вещества, массовая доля химического элемента, доля как часть целого;

умений: вычислять и записывать значение относительной молекуляр-ной массы вещества, массовой доли химического элемента, составлять алгоритм решения задач на примере вычисления массовой доли химического элемента.

навыков:

  1. определения относительной атомной массы по периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;

  2. анализа качественного и количественного состава вещества по молекулярной формуле;

  3. вычисления относительной молекулярной массы вещества;

  4. работы с диаграммами;

  5. вычислительных навыков;

  6. коммуникативных (умение слушать, формулировать вопросы и отвечать на них при работе в группах)

Тип урока: изучение новых знаний
Метод на основном этапе урока: частично-поисковый
Оборудование:

  1. Компьютер

  2. Мультимедийный проектор, экран

  3. Телевизор

  4. Видеоплеер

  5. Образцы удобрений с этикетками (KNO3, NaNO3, Ca(NO3)2, NH4NO3, CO(NH2)2)



Название этапа

Содержание этапа

Методы, формы обучения

Примечания

Актуали-зация и целеполагание

  1. Задание на экране (слайд 1)

  1. Что называют относительной молекулярной массой? Как вычислить относительную молекулярную массу вещества?

  2. Сравните по составу вещества, формулы которых P2O5 и P2O3

  3. Проверьте правильность выполнения вычислений в домашнем задании




  1. Проверка результатов работы



  1. Учитель: чтобы перейти к нашей сегодняшней теме предлагаю вам посмотреть небольшой видеофраг-мент (человек, представляющийся фермером, рассказывает о том, что в текущем году травостой на его полях несколько ниже, чем был в прошлом году, и цвет травы желто-зеленый. Вспомнив школьный курс биологии, он понял, что растениям не хватает азота, и решил к следующему сезону закупить удобрения. Наведя справки, он узнал, что на рынке предлагается несколько видов азотных удобрений по приблизительно одинаковой цене)

Учащимся демонстрируются образцы удобрений с этикетками.

Предлагаю обдумать и обсудить в группах: Какое из удобрений должен предпочесть фермер? Что будет главным при выборе? (слайд 2)


  1. Ответы учащихся: удобрения должны быть безопасные; выбрать то удобрение, которое содержит несколько питательных элементов; предпочесть то удобрение, в котором нужного элемента содержится больше.

  2. Слайд 3: диаграмма содержания азота в NaNO3 и KNO3.




  • Что показывают диаграммы?

  • В каком веществе содержание азота больше?

  • Зависит ли содержание азота напрямую от числа атомов азота в молекуле?

  • Каким математическим термином можно обозначить содержание элемента в веществе? (доля, часть, процент)

  • Как найти часть от целого?

  • Как найти долю азота в общей массе вещества?

  • Как учесть в формуле, что атомов азота в молекуле несколько?

Работа в парах сменного состава

a) 1↔2, 3↔4

b) 1↔3. 2↔4

c) 1↔4. 2↔3
По одному делегату от группы

Фронтально

Работа в группах по 4 человека

По одному делегату от группы


Фронтальная беседа

4 минуты


2 минуты

2 минуты

2 минуты

2 минуты

2-3 минуты


В ходе фронтальной беседы записываются на доске соотношения:

m(х/э)

m(в-ва)
Ar(х/э)

Mr(в-ва)
Ar(х/э)*n

Mr(в-ва)

Изучение нового материала

На закрытый до этого этапа урока части доски учащиеся видят и записывают в тетради:

  1. Тема урока: «Массовая доля химического элемента в веществе».

Обозначение: W

Единицы измерения: %

Формула: W(х/э)= Ar(х/э)*n

Mr(в-ва)

2. Одна группа учащихся получает задание сформулировать определение понятия массовая доля химического элемента; остальные – составить алгоритм вычисления массовой доли химического элемента.

3. Заслушиваются, по необходимости корректируются, записываются ответ первой группы. Из остальных групп право ответа получает та, которая закончила работу первая.

Слайд 4 (алгоритм)

Фронтальная работа


Работа в группах по 4 человека

По одному делегату от группы

2 минуты

1,5 – 2 минуты, по мере готовности

3-4 минуты



Совершенствование

  1. Проведите самостоятельно вычисления массовой доли азота в NaNO3 (1 вариант) и KNO3 (2 вариант)

  2. Проверка результатов (слайд 3)

  3. Вычислим массовую долю азота в Ca(NO3)2.


  1. Выполните вычисление массовой доли азота по вариантам: 1 вариант - NH4NO3, 2 вариант - CO(NH2)2

  2. Проверка с комментариями




Индивидуально


Фронтально, один учащий-ся работает у доски
Индивид-но

3 минуты


1 минута

3 минуты

3 минуты

Устно, 2 мин.

Рефлексия, проверка, контроль

Итак, попробуем подвести итоги.

  1. Какое же удобрение и почему следует приобрести фермеру? Слайд 5.

  2. Может ли оказаться полезным в жизни умение вычислять массовую долю химического элемента?

  3. Составим синквейн на тему сегод-няшнего урока.




  1. В качестве домашнего задания предлагаю вам рассчитать, какая из руд наиболее богата железом: Fe2O3, FeCO3, FeS2?

  2. Оценка работы на уроке отдельных учащихся.




Фронтальная беседа
Работа в группах

2-3 минуты

Если останет-ся время, 3-4 минуты

2 минуты


2 минуты