|
Конспект урока в 8 классе по теме: «Решение задач на определение массовой доли химического элемента в веществе» Конспект урока в 8 классе по теме: «Решение задач на определение массовой доли химического элемента в веществе»
Лунина Людмила Дмитриевна, учитель химии Цели урока:
Образовательная
1. Организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению алгоритма решения задач на определение массовой доли химического элемента в веществе
2. Обогатить опыт учащихся в получение новых знаний на основе уже имеющихся теоретических знаний
Развивающая
Развивать логическое мышление учащихся, умение оформлять расчетные задачи, умение использовать алгоритм при решении типовых задач.
Воспитательная
Воспитывать у учащихся чувство уважения друг к другу (умение выслушать друг друга, доказательно высказывать свою точку зрения, тактично исправлять чужие ошибки, оказывать помощь друг другу).
Форма урока. Урок решения задач.
Оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска. Ход урока I. Организационный момент.
Цели:
─Организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению алгоритма решения задач на определение массовой доли химического элемента в веществе.
─Обогатить опыт учащихся в получение новых знаний на основе уже имеющихся теоретических знаний.
─Развивать логическое мышление учащихся через формирование умений вычислять и записывать значение относительной молекулярной массы вещества, умение сравнивать по составу вещества, составлять алгоритм решения задач на примере массовой доли химического элемента.
─ Воспитывать у учащихся чувство уважения друг к другу (умение выслушать друг друга, доказательно высказывать свою точку зрения, тактично исправлять чужие ошибки, оказывать помощь друг другу). II.Актуализация знаний для изучения нового учебного материала.
Цели:
Актуализация опорных знаний, необходимых для изучения новой темы.
Создание ситуации успеха для последующей деятельности.
Воспитывать чувство уважения друг к другу (умение выслушать друг друга,
доказательно высказывать свою точку зрения, тактично исправлять чужие ошибки,
оказывать помощь друг другу). При решении задач на определение массовой доли химического элемента в веществе мы будем использовать относительную молекулярную массу вещества.
Что называют относительной молекулярной массой? Как вычисляют относительную молекулярную массу вещества?
Сравните по составу вещества, формулы которых KNO3 и NaNO3
Учитель: Учитель: чтобы перейти к нашей сегодняшней теме предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент (человек, представляющийся фермером, рассказывает о том, что в текущем году урожай на его полях несколько ниже, чем был в прошлом году, и цвет растений желто-зеленый. Анализируя данную ситуацию, пришел к выводу, что растениям не хватает азота, фосфора и решил к следующему сезону закупить удобрения. Наведя справки, он узнал, что наряду с удобрениями содержащими конкретный элемент, в последнее время широкое распространение получили сложные (смешанные, комплексные, комбинированные) удобрения содержащие несколько необходимых растениям элементов.
Учащимся демонстрируются образцы удобрений с этикетками.
Предлагаю обдумать и обсудить в группах: Какое из удобрений должен предпочесть фермер? Что будет главным при выборе? (слайд )
Ответы учащихся: удобрения должны быть безопасные; выбрать то удобрение, которое содержит несколько питательных элементов; предпочесть то удобрение, в котором нужного элемента содержится больше.
Слайд : диаграмма содержания азота в NaNO3 и KNO3.
Что показывают диаграммы?
В каком веществе содержание азота больше?
Зависит ли содержание азота напрямую от числа атомов азота в молекуле?
Каким математическим термином можно обозначить содержание элемента в веществе? (доля, часть, процент)
Как найти часть от целого?
Как найти долю азота в общей массе вещества?
Как учесть в формуле, что атомов азота в молекуле несколько? В ходе фронтальной беседы записываются на доске соотношения:
m(х/э)
m(в-ва)
Ar(х/э)
Mr(в-ва)
Ar(х/э)*n
Mr(в-ва) III. Изучение нового учебного материала темы Учащиеся записывают в тетради тему урока:
Решение задач на определение массовой доли химического элемента в веществе Цель:
- на этапе мотивации формировать у каждого ученика личной потребности в
последующей деятельности, связанной с открытием нового типа решения задач;
- создание алгоритма решения расчетных задач
- развивать умения оформлять расчетные задачи, использовать алгоритм при
решении типовых задач, умения наблюдать, сравнивать, анализировать и делать
выводы, развивать устную химическую речь
-формировать такие качества личности, как трудолюбие, внимательность,
активность. Не зависимо от подхода в решение любой задачи выделяется четыре основные этапа.
Самый главный этап – анализ условия задачи.
Второй этап – составления плана решения
На третьем этапе выполняется решение
Четвертый этап – проверка решения
(Этот этап учащимися часто игнорируется) Обучаясь на данном уроке, учащиеся, решая задачу, действуют по определенному алгоритму. После выполнения нескольких задач они прочно усваивают порядок действий и впоследствии могут применять его не только при решении подобных задач.
Обозначение массовой доли W
Единицы измерения: %
Формула: W(х/э)= Ar(х/э)*n , где n - количество атомов элемента в веществе
Mr(в-ва)
Одна группа учащихся получает задание сформулировать определение понятия массовая доля химического элемента; остальные группы – составить алгоритм вычисления массовой доли химического элемента.
Заслушиваются ответы учащихся, по необходимости корректируются.
Задача 1. Вычислим массовую долю фосфора в двойном суперфосфате Ca(H2PO4)2. Дано:
Ca(H2PO4)2. Решение
W (P) в % W(х/э)= Ar(х/э)*n
Mr(в-ва)
1. Определяем Мr вещества
Мr(Ca(H2PO4)2.= 40 + (1 · 2 +31 +16 · 4) · 2 = 234
2. Вычисляем W(P) =(31 · 2) / 234 = 0,27 или 27%
3. Записываем ответ
IV. Закрепление учебного материала
Цель:
- Осознание, Осмысление алгоритма решения задач, запоминание алгоритма.
- Развивать логическое мышление, память, внимание, речь.
- Воспитывать у учащихся чувство уважения друг к другу. Решаем аналогичные задачи:
1. На доске решает ученик.
Задача. Проведите самостоятельно вычисления массовой доли фосфора в удобрение под названием преципитат CaHPO4 · 2H2O
Проверка результатов с комментариями
2. Выполните вычисление массовой доли азота по вариантам: 1 вариант – в карбамиде CO(NH2)2 2 вариант – в нитрате аммония - NH4NO3 , Итак, попробуем подвести итоги.
1. Какое же удобрение и почему следует приобрести фермеру?
2. Может ли оказаться полезным в жизни умение вычислять массовую долю химического элемента.
3.Оценка работы на уроке отдельных учащихся. V. Задание на дом
Цель: повторение, закрепление материала урока.
Отсутствие калия приводит к гибели растений. Для восполнения калия в почве применяют калийные удобрения. Источником их получения служат соединения калия, распространенные в природе: сильвинит NaCl · KCl , древесная и торфяная зола, содержащие поташ K2CO3, каинит MgSO4 · KCl · 3H2O (слайд). В качестве домашнего задания предлагаю вам рассчитать, какое соединение наиболее богато калием?
VI. Рефлексия (2 мин.)( слайд)
Учитель создаёт условия для заключительной рефлексии:
Сегодня на уроке я научилась(ся)…
Сегодня на уроке я узнал(а)…
Сегодня на уроке я закрепил(а) свои знания…
Что ещё я хотел(а) бы узнать …
Массовая доля элемента в соединении — это отношение массы элемента к соответствующей массе соединения.
Создание условий для воспитания активности и самостоятельности при решении расчетных задач на вычисление относительной молекулярной массы вещества и массовой доли химического элемента, коммуникативности при работе в группах и парах переменного состава.
Создание условий для развития мыслительных способностей при выполнении операций сравнения, анализа, умения делать выводы, выявлять причинно-следственные связи
Организовать деятельность учащихся на усвоение:
знаний: понятий: относительная молекулярная масса вещества, массовая доля химического элемента, доля как часть целого;
умений: вычислять и записывать значение относительной молекуляр-ной массы вещества, массовой доли химического элемента, составлять алгоритм решения задач на примере вычисления массовой доли химического элемента.
навыков:
определения относительной атомной массы по периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;
анализа качественного и количественного состава вещества по молекулярной формуле;
вычисления относительной молекулярной массы вещества;
работы с диаграммами;
вычислительных навыков;
коммуникативных (умение слушать, формулировать вопросы и отвечать на них при работе в группах)
Тип урока: изучение новых знаний Метод на основном этапе урока: частично-поисковый Оборудование:
Компьютер
Мультимедийный проектор, экран
Телевизор
Видеоплеер
Образцы удобрений с этикетками (KNO3, NaNO3, Ca(NO3)2, NH4NO3, CO(NH2)2)
Название этапа
| Содержание этапа
| Методы, формы обучения
| Примечания
| Актуали-зация и целеполагание
| Задание на экране (слайд 1)
Что называют относительной молекулярной массой? Как вычислить относительную молекулярную массу вещества?
Сравните по составу вещества, формулы которых P2O5 и P2O3
Проверьте правильность выполнения вычислений в домашнем задании
Проверка результатов работы
Учитель: чтобы перейти к нашей сегодняшней теме предлагаю вам посмотреть небольшой видеофраг-мент (человек, представляющийся фермером, рассказывает о том, что в текущем году травостой на его полях несколько ниже, чем был в прошлом году, и цвет травы желто-зеленый. Вспомнив школьный курс биологии, он понял, что растениям не хватает азота, и решил к следующему сезону закупить удобрения. Наведя справки, он узнал, что на рынке предлагается несколько видов азотных удобрений по приблизительно одинаковой цене)
Учащимся демонстрируются образцы удобрений с этикетками.
Предлагаю обдумать и обсудить в группах: Какое из удобрений должен предпочесть фермер? Что будет главным при выборе? (слайд 2)
Ответы учащихся: удобрения должны быть безопасные; выбрать то удобрение, которое содержит несколько питательных элементов; предпочесть то удобрение, в котором нужного элемента содержится больше.
Слайд 3: диаграмма содержания азота в NaNO3 и KNO3.
Что показывают диаграммы?
В каком веществе содержание азота больше?
Зависит ли содержание азота напрямую от числа атомов азота в молекуле?
Каким математическим термином можно обозначить содержание элемента в веществе? (доля, часть, процент)
Как найти часть от целого?
Как найти долю азота в общей массе вещества?
Как учесть в формуле, что атомов азота в молекуле несколько?
| Работа в парах сменного состава
a) 1↔2, 3↔4
b) 1↔3. 2↔4
c) 1↔4. 2↔3 По одному делегату от группы
Фронтально
Работа в группах по 4 человека
По одному делегату от группы
Фронтальная беседа
| 4 минуты
2 минуты
2 минуты
2 минуты
2 минуты
2-3 минуты
В ходе фронтальной беседы записываются на доске соотношения:
m(х/э)
m(в-ва) Ar(х/э)
Mr(в-ва) Ar(х/э)*n
Mr(в-ва)
| Изучение нового материала
| На закрытый до этого этапа урока части доски учащиеся видят и записывают в тетради:
Тема урока: «Массовая доля химического элемента в веществе».
Обозначение: W
Единицы измерения: %
Формула: W(х/э)= Ar(х/э)*n
Mr(в-ва)
2. Одна группа учащихся получает задание сформулировать определение понятия массовая доля химического элемента; остальные – составить алгоритм вычисления массовой доли химического элемента.
3. Заслушиваются, по необходимости корректируются, записываются ответ первой группы. Из остальных групп право ответа получает та, которая закончила работу первая.
Слайд 4 (алгоритм)
| Фронтальная работа
Работа в группах по 4 человека
По одному делегату от группы
| 2 минуты
1,5 – 2 минуты, по мере готовности
3-4 минуты
| Совершенствование
| Проведите самостоятельно вычисления массовой доли азота в NaNO3 (1 вариант) и KNO3 (2 вариант)
Проверка результатов (слайд 3)
Вычислим массовую долю азота в Ca(NO3)2.
Выполните вычисление массовой доли азота по вариантам: 1 вариант - NH4NO3, 2 вариант - CO(NH2)2
Проверка с комментариями
| Индивидуально
Фронтально, один учащий-ся работает у доски Индивид-но
| 3 минуты
1 минута
3 минуты
3 минуты
Устно, 2 мин.
| Рефлексия, проверка, контроль
| Итак, попробуем подвести итоги.
Какое же удобрение и почему следует приобрести фермеру? Слайд 5.
Может ли оказаться полезным в жизни умение вычислять массовую долю химического элемента?
Составим синквейн на тему сегод-няшнего урока.
В качестве домашнего задания предлагаю вам рассчитать, какая из руд наиболее богата железом: Fe2O3, FeCO3, FeS2?
Оценка работы на уроке отдельных учащихся.
| Фронтальная беседа Работа в группах
| 2-3 минуты
Если останет-ся время, 3-4 минуты
2 минуты
2 минуты
| |
|
|