Главная страница

Практический семинар для педагогических работников



Скачать 66.51 Kb.
НазваниеПрактический семинар для педагогических работников
Дата14.04.2016
Размер66.51 Kb.
ТипПрактический семинар

Приложение №

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида» №55 «Чудесница» г.Воркута

Практический семинар

для педагогических работников

«Развитие чувства ритма

и координации речи и движений

у детей с нарушением

опорно-двигательного аппарата

через элементы логоритмики».

Муз. руководитель

МБДОУ № 55

Астафьева Е.В.

высшая кв. категория

2012г.

«Жизнь есть музыка с её живым и творящим ритмом».

Э.Жак-Далькроз
ДОУ№55 является детским садом комбинированного вида. Наравне с общеобразовательными группами у нас есть специализированные группы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Задачи профилактики заболеваний, физического, психического, интеллектуального развития, коррекции интегрируются в работе всего педагогического коллектива (см. Приложение №1). Музыкальное воспитание также входит в систему оздоровительной работы нашего детского сада, поскольку музыка имеет огромные возможности для улучшения нервно-психического здоровья детей, развития психоэмоциональной сферы, повышения социально-адаптивных функций. Речь, музыка и движение должны быть тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга. Благодаря этим трем компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные.

Начиная работать в этих группах, я обратила внимание на то, что у ребят есть затруднения в плане дикции, в развитии чувства ритма и координации движений. А так как современное дошкольное образование ориентирует нас на необходимость учета индивидуальных особенностей развития личности ребенка в процессе музыкального воспитания, я определила направление музыкально-коррекционной работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата в виде логоритмических занятий (Приложение №2).

Проконсультировавших с узкими специалистами, я поняла, что все эти проблемы возникают из-за определенных заболеваний, характерных при нарушениях опорно–двигательного аппарата (скалиоз, плоскостопие, ММД-минимальная мозговая дисфункция). У таких ребят часто наблюдается дизартрия, то есть нарушение инервации речевого аппарата, в следствии, чего страдает дикция.

Дети с расстройствами речи и нарушениями опорно-двигательного аппарата отличаются от здоровых детей отсутствием автоматизации движений и низкой обучаемостью. Эти особенности сопряжены с низким уровнем развития когнитивных процессов (восприятия, внимания, памяти). Поэтому актуальность данной темы на сегодняшний день очевидна.

Исходя из этого, совместно с учителем-логопедом мы определили цель совместной работы: способствовать повышению уровня музыкального развития детей, а именно развитию певческих, ритмических и двигательных способностей.

Познакомившись с опытом работы других музыкальных руководителей, методическими пособиями и рекомендациями ведущих специалистов, я решила, что, прежде всего, надо научить ребят основным видам движений под музыку. Это различные виды ходьбы, бега, подскоков, а также упражнения с заданиями на все виды мышц (танцы, хороводы, игры с пением). При этом, как показала практика, обязательно вводится речевой материал в самых разнообразных формах – тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировки.

Проведя проблемный анализ логомузыкальных способностей детей вместе с учителем-логопедом, был выработан алгоритм дальнейшей работы, структура логоритмического занятия с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата (см. Приложение №3), разработана «Рабочая программа по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата», сделана картотека пальчиковых игр и артикуляционных упражнений, подобран материал по всем разделам логоритмического занятия.

Логоритмические занятия проводятся в нашем саду на протяжении нескольких лет и благотворно влияют на речь детей, развивают все виды памяти, слуховую, двигательную, зрительную, воображение, обогащают словарный запас. Дети учатся владеть своим телом, вырабатывают точность, ритмичность скоординированность движений, уверенность в себе. Логоритмические занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа).

Занятия по логоритмике относятся к интегрированным занятиям, объединяющие различные образовательные области. Исходя из того, что в большей степени у ребят возникают проблемы в координации речи и движений, в неустойчивом внимание при воспроизведении ритмических рисунков в структуру логоритмического занятия были включены (см. Приложение №4):
1. Упражнения для коррекции речи и движения:

2. Дыхательные упражнения:

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Голосовые игры.

6. Логопедическая попевка.

8. Ритмические игры.

9. Массаж.

10. Ритмопластика.

11. Упражнения на релаксацию.
Хочется подробнее остановиться на таких разделах, как ритмические игры и ритмопластика.

Впервые система музыкально-ритмических движений была разработана известным швейцарским музыкантом – педагогом Э.Жаком-Далькрозом. Метод Далькроза очень прост: используя специальные тренировочные упражнения, развивать у детей с дошкольного возраста музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений. Э. Жак – Далькроз считал, что эти умения надо развивать как можно раньше и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. На первое место он ставил игру как естественную деятельность.

Наиболее полезны для детей старшего дошкольного возраста такие игры, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления.

Все игры имеют свои побудительные мотивы, определенные способы действия, игровой замысел, игровой материал, правила.

Поэтому, при разработке перспективных планов логоритмических занятия мы взяли за основу именно активное использование игровой деятельности.

Цель ритмических игр – это развитие устойчивости внимания при воспроизведении ритмических рисунков. Работая с ребятами, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, я заметила, что довольно часто у них возникают трудности в передаче ритмического рисунка. Поэтому решать эту проблему стала с помощью игр, предлагая повторить, например, с помощью хлопков, прыжки зайчика, постепенно усложняя задания. Замечательно помогают решить эту проблему ритмические загадки и лото. Ребята с огромным удовольствием принимают участие в таких играх как: «Ау!», «Прыг, прыг, скок», «Заяц с барабаном», «Курочки и лиса», «Холодно-тепло», «По тропинке», эмоционально передавая музыкальные образы. Очень хорошо развивает чувство ритма ритмитизация текста, это когда знакомое детям стихотворение исполняется в сопровождение хлопков, шлепков, притопов, щелчков и так далее.

Целью ритмопластики является развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений, разнообразных умений, качеств личности. Ритмопластика развивает способность передавать в пластике музыкальный образ, используя:

Основные виды движений:

  • ходьба

  • бег

  • прыжковые движения

Общеразвивающие движения – на различные группы мышц и различный характер, способ движения; упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног.

Имитационные движения – различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроения, а также ощущение тяжести и легкости.

Плясовые движения – элементы народных плясок и детского больного танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды упражнений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом, приставной шаг и другие.

Приоритетными задачами ритмопластики являются:


Безусловно, использование в своей работе ритмопластики, решает множество задач, но развитие в ребенке неординарности в самовыражении, творчески подходить в исполнении импровизационных композиций, позволяет раскрыть в детях потенциал творца и артиста.

Умение воспринимать музыку, сопереживать, слышать в ней различные изменения (динамические, ритмические, тембровые, ладовые), позволяют развить в ребенке: умения сочинять несложные плясовые и танцевальные композиции; исполнять знакомые танцевальные движения в игровых ситуациях, в драматизациях, самостоятельно создавать пластический образ. Развитие воображения, фантазии, умение находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, позволяет раскрыть творческие способности детей.

Ребята нашего детского сада активно принимают участие в различных городских мероприятиях. И наравне с детьми общеобразовательных групп защищают честь детского сада ребята компенсирующих групп. Многие из них продолжают свою творческую деятельность в танцевальных и вокальных коллективах нашего города. И теперь они выступают в различных городах России и за рубежом. Видеть своих воспитанников на сцене, радоваться их творческому росту и самоутверждению есть высшая благодарность за свой труд и своих коллег.