Карта речевого обследования ребенка
В помощь логопеду
Состояние артикуляционного аппарата
1. Движения арт. аппарата: активные, пассивные.
2. Объем движений: полный неполный.
3. Тонус мускулатуры: нормальный, вялый, чрезмерно напряженный.
4.Точность движений: точные, последовательные, неточные отсутствует последовательность движений.
5. Наличие сопутствующих и насильственных движений.
6. Темп движений: замедленный, быстрый
- недостаточная подвижность речевых органов;
- Расщелина верхней губы послеоперационные рубцы
- толстые, мясистые, узкие губы, короткая верхняя губа;
- ассиметрия лица, языка, мягкого неба,
- рот в покое приоткрыт, отмечается сглаженность носогубных складок (дизартрия);
-амимичность
- ассиметричность улыбки (оскала) при растягивании губ в стороны, одна сторона совершает минимальное движение;
-недостаточная подвижность губ и языка;
Зубы
- сверхкомплектность, мелкие, редкие, очень крупные, внечелюстные дуги, крупные, без промежутков, отсутствие верхних резцов. Прикус
- открытый, передний, левосторонний, боковой, глубокий, мелкий, прогнатия , верхняя челюсть выдвинута вперед, прогения , нижняя челюсть выдвинута вперед.
Язык
- излишне толстый, большой, массивный, длинный, узкий, географический, тонкий, вялый, амплитуда движения ограничена вправо, короткая подъязычная связка, повышенный мышечный тонус, спастически напряжен, постоянно потягивает его назад как комок, ограничены активные движения языка, особенно страдают движения языка верхи тонкие дифференцированные движения, обилия солевациии, слабая вялая подвижность кончика языка;
- слабость мышц кончика языка;
- склонность языка к постоянному сужению;
-уклонение языка в одну сторону при высовывании;
-при высовывании языка наблюдается дрожание, хаотичное подергивание мышц, свидетельствующее об их слабости;
- склонность к удерживанию языка во рту «комком».
Небо
- симбукозное расщепление, готическое (высокое, узкое, куполообразное) плоское, низкое, мягкое, укороченное, расщепленное, раздвоение уволы, отсутствие уволы.
Тонус
- Норма, вялость, чрезмерное напряжение.
Объем движения
Полный, неполный, отсутствует точность выполнения, замена одного движения другим, синкенезии (добавочные или лишние движения);
- наблюдается недостаточная подвижность отдельных мышечных групп речевого аппарата (губ, мягкого неба, языка), общая слабость всего периферического речевого аппарата,
1 уровень речевого развития:
- ребенок затрудняется в движении арт. органов, наблюдается невозможность выполнения большинства движений губами, языком. Не может по подражанию выдвинуть губы вперед, отвести их уголки в стороны, надуть щеки. При выполнении движений языком отмечается неумение выполнить последовательность движений, особенно на распластывание языка (язык комком) при повышенном тонусе. При пониженном тонусе (язык тонкий вялый) могут быть тремор, гиперкинезы, синкинезии, гиперсаливация. Отмечаются отсутствие активности замыкания мягкого неба с задней стенкой глотки, отсутствие рефлексов задней стенки глотки.
2 уровень речевого развития:
-Неполноценный объем движений, тонус тонус мускулатуры напряженный(вялый), движения неточные, отсутствует последовательность движений,имеются сопутствующие, насильственные движения, отмечается саливация, темп движений замедленный(быстрый).
3 уровень речевого развития:
- При выполнении заданий возникают затруднения в движении артикуляционных органов, но явных нарушений нет. Отмечается ограничение объема движений, трудности, трудности изменения заданного положения речевых органов, снижение тонуса мускулатуры, недостаточная точность, тремор, замедление темпа при повторных движениях.
4 уровень:
Артикуляционная моторика достаточно сформирована, объем движений полный, но они являются замедленными, неловкими, недифференцированными. Движения характеризуются недостаточной согласованностью деятельности. |