Приложение 9
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика
В народной педагогике действие руками – один из ведущих методов образовательной работы. Очень важно максимально включить мелкие движения пальцев в повседневную жизнь ребёнка – всё это развивает моторику, которая влияет на речевую и мыслительную деятельность детей.
Использование пальчиковой гимнастики предполагает выполнение следующих правил:
пальчиковые игры необходимо использовать систематически, ежедневно;
место имеет значение, главное – интерес ребёнка;
длительность упражнения зависит от эмоционального отклика детей – нельзя заставлять их выполнять упражнения насильно.
Формирование мелкой моторики у детей ведётся в трёх направлениях:
самомассаж и специальные игры-упражнения для развития мелких движений пальцев;
приобретение навыков самообслуживания, обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях;
формирование моторики в специально-организованной деятельности, с использованием настольных и подвижных игр.
У детей дошкольного возраста довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они и здоровы. Чтобы повысить работоспособность коры головного мозга, улучшить артикуляционные движения, подготовить руку к письму необходимо систематически тренировать движения пальцев и всей кисти рук, которые выступают важнейшим фактором в развитии ребёнка.
Пальчиковую гимнастику начинают проводить с младшего возраста, индивидуально или с подгруппой, в любой удобный отрезок времени в течение дня: во время утренней гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты. Особенно рекомендуется проводить гимнастику с детьми, имеющими речевые проблемы.
Наиболее часто используется в работе пальчиковая гимнастика стихотворного ритма, которая помогает поставить правильное дыхание, развить речевой слух. Особенно нравится детям такая гимнастика, как: «Дом и ворота», «Гости», «Кто приехал?». Нравится детям и то, что они имеют возможность проводить пальчиковую гимнастику, выступая в роли ведущего, он чувствует ответственность и дорожит тем, что именно ему поручена эта роль. Это является, своего рода, мотивацией детей. Дом и ворота
На поляне дом стоит,
Пальцы обеих рук делают "крышу".
Ну, а к дому путь закрыт.
Руки повернуты ладонями к груди,
средние пальцы соприкасаются, большие - вверх - "ворота".
Мы ворота открываем,
Ладони разворачиваются.
В этот домик приглашаем.
"Крыша". Индюк
Индюк из города идет,
Игрушку новую везет.
Игрушка не простая,
Игрушка расписная.
Пальчики обеих рук "идут" по столу. Гости
Стала Маша гостей созывать:
И Иван приди, и Степан приди,
И Матвей приди, и Сергей приди,
А Никитушка - ну, пожалуйста.
Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках. Кто приехал?
Кто приехал? Мы, мы, мы.
Хлопать кончиками пальцев.
Мама, мама, это ты? Да, да, да.
Хлопать кончиками больших и указательных пальцев.
Папа, папа, это ты? Да, да, да.
Большие и средние пальцы.
Братец, братец, это ты? Да, да, да.
Большие и безымянные пальцы.
Ах, сестричка, это ты? Да, да, да.
Большие пальцы и мизинцы. Строим дом
Целый день тук да тук -
Раздается звонкий стук.
Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам.
Молоточки стучат,
Стучать кулаком о кулак.
Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).
Пальцы соединить, показать "крышу".
Вот какой хороший дом,
Сжимать-разжимать пальцы.
Как мы славно заживем.
Вращать кисти рук. Цветок
Вырос высокий цветок на поляне,
Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить.
Утром весенним раскрыл лепестки.
Развести пальцы рук.
Всем лепесткам красоту и питанье
Ритмично двигать пальцами вместе - врозь.
Дружно дают под землей корешки.
Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести. Засолка капусты
Мы капусту рубим,
Движения прямыми кистями вверх-вниз.
Мы морковку трем,
Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя.
Мы капусту солим,
Имитировать посыпание солью из щепотки.
Мы капусту жмем.
Сжимать и разжимать пальцы. Строим стенку. - Строим стенку, - Выше, выше, Прямые ладони держим горизонтально перед собой (мизинец каждой смотрит вниз, большой палец – вверх, внутренняя поверхность ладоней обращена к груди), поочередно «нижнюю» ладонь кладем на «верхнюю», имитируя кирпичную кладку. - Добрались уже до крыши! к моменту произнесения этих слов «стенка» должна «дорасти» примерно до глаз. Складываем из ладоней двухскатную крышу: конек – соприкасающиеся кончики средних пальцев, скаты – ладони и предплечья. - Чья крыша выше? - Выше, выше, выше! Сложенные руки тянутся-тянутся-тянутся вверх! Взрослые, следите, чтоб ваш позвоночник растягивался вслед за руками! (одна девочка даже на стул вставала, чтобы ее крыша была выше!) - Прорубили мы окошко, - И дверку для кошки, - И дырочку для мышки: - Пи-пи-пи-пи–пи! Называемые отверстия изображаются большими и указательными пальцами: большой четырехугольник, арка, маленькая круглая дырочка. Строки про мышку произносятся тоненьким голоском.
Улитка. Руки на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает – это раковина улитки. - Улитка-улитка, - Отвори калитку, - выходи из дома, - Будем знакомы! Когда четверостишье прочитано, быстро проталкиваем кулачок «наружу» – теперь кулачок не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки. - Улитка-улитка, - Высуни рога, - Дам пирога! Разжимаете два пальца кулачка. Лучше, если Вы разожмете мизинец и безымянный – «улитка» будет больше похожа. Если Ваш ребенок при этом разжимает, например, указательный и средний, или даже все пальцы – не поправляйте. - Улитка-улитка, пошли гулять! На этих словах улитка ничего не делает – она слушает вас и решает, что ответить (недолго). - Поползли, поползли, поползли… «Улитка» ползет по предплечью, потом по плечу. Естественно, «ракушку» она за собой тащить не может, «ракушка» незаметно исчезла. - Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке! (При повторении – до свидания, улитки!) «Рожки» щекочут ухо или шею. Повторяете все то же самое, руки меняются ролями.
Гусеница. - Гусеница, гусеница, Ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев. (Не наоборот, т.к. гусеница заползла на травинку с земли!) - Бабочкина дочка, «ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки - По травинкам ползает, То же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке» - Кушает листочки: И по другой стороне обратно. - Ам! Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями. - Ам! - Ам! - Ам! - Ам! - Поела Останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются… - Спать захотела. … одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает – держит кулачок, как яблоко. - Проснулась – Постепенно расправляем ладони… - Бабочкой обернулась! Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки. - Полетела, полетела, полетела! Машем «крыльями» (запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот). Можно постепенно разгибать локти, чтобы бабочка летела вверх или вдаль.
Круговорот воды в природе. - Кап-кап, кап-кап, кап-кап – дождик капает, кап-кап, кап-кап, кап-кап. Барабаним пальцами по голове, плечам – как угодно. - Буль-буль, буль-буль, буль-буль – ручьи бегут, буль-буль, буль-буль, буль-буль. Бежим или поочередно пальцами одной руки по другой от плеча до ладони, или пальцами обеих рук по ногам - Жур-жур, жур-жур, жур-жур – река течет, жур-жур, жур-жур, жур-жур. Ладонь на ладонь, пальцы переплетаем, это речка, которая течет по направлению от нас – если ручьи бежали по рукам, то на уровне пояса, если по ногам – над полом, сами при этом приседаем или сгибаем одну ногу, смотря куда речке бежать. - И в море большое-большое-большое впадает… Разводим руки широко в стороны, описывая ими большой круг, на третьем слове “большое” ведем руки обратно, на слове “впадает” – руки прижимаем к груди. - А с моря в жару пар поднимается, Рисуем в воздухе спиральки пара снизу вверх. Если на предыдущих этапах пришлось присесть – встаем, тянемся за руками вверх. - К небу летит и в тучки превращается. А из туч дождик идет. Тучку изображают сцепленные над головой руки. - Кап-кап и т.д. |