Главная страница

«Готов ли я идти в школу?»



Скачать 30.11 Kb.
Название«Готов ли я идти в школу?»
Дата14.04.2016
Размер30.11 Kb.
ТипДокументы

«Готов ли я идти в школу?»
Переход из детского сада в школу - важная ступень в жизни каждого ребенка. В этот период времени переходит смена ведущего вида деятельности – свободная игровая деятельность сменяется учебной. И как следствие, это сказывается на эмоциональной сфере.

Оказавшись в новых социальных условиях (освоение новой роли ученика, новые требования и обязанности), ребенок зачастую бывает не готов. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности.

Беседуя со старшими дошкольниками и наблюдая за их играми, отмечается желание детей пойти в школу. Очень часто ребенка привлекает лишь внешняя сторона школьной жизни: учебные атрибуты, желание сменить обстановку кажутся им заманчивыми. Но это не является главным. Если ребенок психологически не готов к новому социальному окружению, то даже при наличии необходимых умений и навыков, ему будет очень не просто.

Отсюда возникает вопрос: «Что же такое «готовность ребенка к школе?»

Готовность к школе – понятие состоящее из нескольких компонентов: физиологический, психологический, социально-личностный.

Физиологический компонент готовности раскрывается с позиции созревания организма и физической формы будущего ученика. «Школьная зрелость» показывает уровень морфофункционального развития ребенка, который характеризуется потенциалом к систематическому обучению в школе, возможности справиться с учебной нагрузкой без ущерба для здоровья. Для выявления этого уровня используется многофакторный анализ, который предполагает биологическую зрелость организма, состояние здоровья, оценку функциональной готовности и, прежде всего, ряда физиологических функций. Формирование школьной зрелости идет неравномерно. Это следует учесть при определении сроков начала обучения в школе. Задержка в формировании школьной зрелости, проблемы со здоровьем служат весомым основанием для начала обучения не ранее 7 лет.

Психологический компонент связан с понятием психологической готовности, которая характеризует особенности психического развития ребенка в преддверии школьного обучения. (мотивационная, волевая, познавательная, коммуникативная и др.) с позиции благоприятной адаптации к новым условиям, успешности учебной деятельности, общения и познания в школе.

В этом компоненте особенно выделяется интеллектуальная готовность к школе – уровень развития основных психических процессов, которые обеспечивают эффективную интеллектуальную деятельность в школьном обучении. Интеллектуальная готовность предполагает наличие сформированных познавательных активности и интереса, овладение способами и приемам умственной деятельности, развитие речи, общего кругозора, дифференциации картины мира.

Учебная деятельность связана с высокой произвольностью, сто предполагает необходимость формирования воли. Это выражается в способности ребенка к проявлению настойчивости в достижении поставленной цели, умении подчинять свои действия правилам, осуществлять самоконтроль.

Социальный компонент связан с понятием социально-личностной готовности к школе. Социально-личностная готовность характеризует уровень личностного развития с позиции его стремления к новой социальной роли ученика, социальной уверенности, способности строить свои отношения с окружающими в соответствии с культурными нормами, развития самосознание и самооценки.

Успешное обучение в школе зависит от мотивационной и коммуникативной готовности ребенка. Мотивационная готовность выражается в активном стремлении ребенка к обучению, к усвоению новых знаний, проявляется к учебной деятельности как общественно значимому делу. Ребенок испытывает потребность в новом социальном статусе, желании участвовать в другой деятельности, которую оценят взрослые.

Коммуникативная готовность – проявляется в способности к содержательному общению с взрослыми и сверстниками, овладении правилами культуры общения, устойчивости привычек культурного поведения. Эта готовность предполагает наличие произвольно-контекстного общения с взрослыми и совместно – соревновательного общения со сверстниками.

Таким образом, готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка в детском саду и семье. Она определяется системой требований, которые определяет школа. Эти требования обусловлены особенностями новой социально-психологической позиции школьника, новыми задачами и обязанностями, к выполнению которых он должен быть подготовлен.
Литература:

  1. А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева «Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения», 2013

  2. Н.П.Сазонова «Дошкольная педагогика», 2010