|
Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках химии в общеобразовательной школе Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках химии в общеобразовательной школе.
В современном мире всеобщей компьютеризации и стремительно развивающихся информациормационных технологий, традиционные методы обучения сильно устарели и потеряли свою актуальность, они не способны обеспечивать в полной мере мотивацию к обучению, не дают в должном объеме управлять учебным процессом. «Меловой период» школы плавно отодвигается в прошлое и на его смену приходят современные средства и методы обучения.
В настоящее время при обучении современных детей необходимо учитывать, что новое поколение выросшее на мобильных телефонах и компьютерах, требует быстрого, динамичного, с постоянной зрительной стимуляцией образовательного процесса. Новые информационно-коммуникативные технологии позволяют справиться с этой проблемой и направить интеллектуальный потенциал учащихся на позитивное развитие. Только под руководством учителя школьники могут получить навыки и умения использовать компьютерные технологии, овладеть способами получения нужной и полезной информации, суметь выделить главное и применить ее в различных учебных и жизненных ситуациях.
В своей педагогической практике, я убедилась, что применение ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) выводит образовательный процесс на более высокий уровень по сравнению с традиционными методами обучения. Использование компьютерных технологий усиливает восприятие и запоминание нового материала, облегчает усвоение информации т.к. происходит воздействие одновременно на несколько информационных каналов учащегося, тем самым повышая интерес к уроку.
Сейчас в руках учителя появилось новое, мощное средство обучения, идущее в ногу со временем – мультимедийный комплекс. С его помощью, при грамотном использовании, уроки становятся более информативными и мотивированными, реализовываются важные принципы обучения – наглядность, активизация мыслительной деятельности.
Уроки с использованием электронных учебников, презентаций, электронных тестов, виртуального эксперимента, ресурсов Интернета всегда содержательные, наглядные. Учащиеся при этом чувствуют себя активными участниками процесса обучения, получают новые навыки, умения, анализируют, сопоставляют, находятся в постоянном поиске.
Использование ИКТ на уроке по химии позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно: «провести опасную реакцию», смоделировать химический процесс, увидеть динамическую модель различных процессов, поработать со строением атомов и молекул, решить видеозадачу, пройти тестирование, проверить свои знания и сразу получить отметку.
На своих уроках использую компьютерные технологии на разных этапах:
Постановки целей и задач;
Актуализации знаний
объяснении нового материала;
закреплении изученного;
повторении пройденного;
контроле знаний, умений и навыков;
рефлексии.
При составлении уроков использую компьютерные презентации в Power Point и elite Panaboard book, мультимедийные учебные пособия, образовательные коллекции, интерактивные курсы по подготовке к ЕГЭ, ресурсы ИНТЕРНЕТа, что позволяет сделать урок более наглядным и динамичным.
Быстрая смена видов деятельности учащихся на уроке не вызывает переутомления у детей, что способствует сбережению здоровья.
Для сокращения времени при подготовке к урокам мною создана база химических видеоэкспериментов и электронная коллекция простых и сложных химических веществ.
Демонстрация на уроке видеоэкспериментов имеет ряд преимуществ:
Наглядность (крупное изображение).
Экономия времени на уроке (длительность видеороликов от 10 до 50 секунд).
Простота подготовки.
Гарантия качественного опыта.
Нет ограничений в химических реактивах и оборудовании.
Можно остановить или замедлить протекание химический реакции для подробного анализа происходящего.
Демонстрация эксперимента с опасными веществами.
Применении электронных презентаций для проведения урока учащиеся получают возможность работать в удобном для них темпе с доступной для них информацией, при этом плотность урока и его результативность остаются высокими. Даже «слабые» ученики работают более активно, заинтересованы в выполнении задания.
На этапе закрепления изученного материала использую видеозадачи (которые создаю самостоятельно), что значительно повышает желание учащихся решить их и найти правильный ответ.
В своей работе активно использую ИКТ не только для проведения уроков, но и во внеклассной работе по предмету: проводим с учениками научные конференции, развлекательно-познавательные мероприятия (викторины, игры), заслушиваем отчеты по проектной деятельности. Основной своей задачей в этой деятельности, считаю главным развить у ребенка самостоятельность мышления, развить навыки отбора и обработки научной информации, сформировать умение представлять свою работу в различных формах (презентации, публичные отчеты, проекты). Все это повышает интерес к предмету, расширяет кругозор, развивает критическое отношение к получаемой информации из различных источников.
При активном использовании ИКТ при подготовке к занятиям необходимо помнить, что
1. Педагог должен владеть квалификацией пользователя персонального компьютера выше простого «наборщика текста».
2. Подготовка к уроку с использованием компьютерных технологий требует больше времени, чем при подготовке к традиционному.
3. Готовые лицензионные продукты не всегда соответствуют программному содержанию занятия.
4. Педагоги, увлекшись, стремятся иногда всё показать на уроке. Тогда занятие превращается в фейерверк красок, картинок, преобразований и передвижений, что не активирует внимание учащихся, а наоборот его рассеивает.
5. Никто не отменял «живое» слово учителя и ученика.
6. Никто не спорит, что в руках учителя появилось новое, современное средство обучения идущее в ногу со временем.
Учитель химии: Крысь Наталья Семеновна
МБОУ «СОШ № 14 пос. Подъяпольский Шкотовского района» |
|
|