Главная страница

Охлопкова Елена Семеновна Учитель русского языка и литературы мбоу «Крест-Хальджайская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ф.



Скачать 77.23 Kb.
НазваниеОхлопкова Елена Семеновна Учитель русского языка и литературы мбоу «Крест-Хальджайская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ф.
Дата07.04.2016
Размер77.23 Kb.
ТипДокументы

Охлопкова Елена Семеновна

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Крест-Хальджайская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ф.М.Охлопкова» Томпонского района Республики Саха (Якутия)

УПД – высшая, «Отличник образования РС(Я)», «Почетный работник общего образования РФ», победитель конкурса «Лучшие учителя РФ» в рамках ПНПО 2008 года

Педстаж – 27 лет

Образование – высшее, Ярославский ГПИ имени К.Д.Ушинского, 1986 год

Методика поэтапной подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку (часть С)

Актуальность. Подготовка к экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ (часть С) является одной из самых трудных задач, стоящих перед учителем-словесником. Хочу поделиться с коллегами своим опытом в решении этого вопроса.

С 2000 года мы включились в эксперимент по введению ЕГЭ. За эти тринадцать прошедших лет я сделала восемь выпусков учащихся средней школы. Но приведу в пример только результат этого года. Всего ЕГЭ по русскому языку сдавало 18 учащихся. Наивысший балл – 90 баллов, наименьший – 52. Средний балл – 69,1. Средний балл выполнения задания С – 17,8. По литературе сдавало 4, из них наивысший балл – 91, наименьший – 69. Средний балл по литературе – 75,7.

Результаты неплохие, если учесть, что выпускались обыкновенные общеобразовательные классы, в которых учатся разные по способностям дети – от слабого до сильного ученика, и по программе в неделю всего один час русского языка. Правда, дополнительно консультации проводила 2 часа в неделю.

С моей точки зрения, самой интересной частью ЕГЭ по русскому языку является задание С в форме сочинения-рецензии. Это задание вызывает естественную тревогу учителей-словесников, которые ответственно относятся к дальнейшей судьбе своих учеников.

Цель: научить учащихся написанию сочинения-рецензии в формате задания С ЕГЭ

Как я готовлю ребят к ЕГЭ по русскому языку, в частности к заданию С? У меня накоплен большой опыт в этом плане. Постоянная работа в старших классах позволила мне отработать свою систему подготовки выпускников к ЕГЭ. А начиналось всё так. Подбирала методическую литературу, искала материалы, интуитивно нащупывала пути подготовки детей к выполнению задания С. В итоге пришла к своей методике поэтапной подготовки учащихся к написанию сочинения-рецензии.

Сначала я определила, что же требуется в написании задания С? Какова должна быть структура сочинения-рецензии?

1.Формулировка проблем исходного текста

2.Комментарий к сформулированной проблеме

3.Отражение позиции автора

4.Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.

Я решила, что буду готовить постепенно, поэтапно.

Итак, с чего начинается эта подготовка? Подготовка начинается сразу с 5 класса. Поэтапно это можно представить так:

1-й этап. 5 класс. Мы работаем над формулировкой проблем исходного текста. Работа с текстом подразумевает ответы на такие вопросы:

- О чем этот текст?

- Чему учит этот текст?

- Что хотел сказать автор?

- Какова основная мысль текста?

Вопросы несложные для уровня 5 класса, доступны и понятны им. Причем на эти вопросы мы отвечаем независимо от размера текста, от жанра и от стиля. Это может быть и стихотворение, и сказка, и басня, и текст из учебника русского языка. То есть подобная работа по осмыслению текста проводится и на уроках русского языка, и на уроках литературы. В ходе ответов на эти вопросы мы учимся выделять главное в тексте, учимся определять основные проблемы текста.

2-й этап. 6 класс. Комментарий проблем. Для написания сочинения  на экзамене требуется не только сформулировать проблему, поднятую автором, не только обрисовать круг проблемных вопросов, затронутых в тексте, но и ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ проблему.

Я объясняю учащимся, что существуют два способа комментария текста. Что необходимо комментировать при первом способе?  

С одной стороны, комментарий проблемы предполагает рассуждение о ее актуальности, исторических корнях, спорности ответов и решений; о том,  кому и  в  каких ситуациях   приходится   сталкиваться   с подобной   проблемой, как ее рассматривали, пытались решить другие авторы; есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской, и т.д.  В этом случае учащиеся отвечают на следующие вопросы:

  1. насколько актуальна проблема;

  2. кому и  в  каких ситуациях   приходится   сталкиваться   с подобной   проблемой;

  3. какова «история вопроса»;

  4. как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы;

  5. есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской.

- Какой второй способ комментария?

Второй способ комментария проблемы исходного текста предполагает своего рода анализ этого текста, обращение к особенностям его композиции, к использованным автором стилистическим приемам и изобразительным средствам: именно здесь ученик получает возможность продемонстрировать свое умение понять особенности как содержания, так и формы исходного текста, те приемы, которые помогают автору обозначить проблему ярко и эмоционально, подчеркнуть ее значимость, а затем – и выразить свое авторское отношение к ней.

  1. указать на выделенные автором разные аспекты проблемы;

  2. обратить внимание на композицию текста, способствующую прояснению авторской позиции;

  3. отметить изобразительные средства и синтаксические фигуры

3-й этап. 7 класс. Определение авторской позиции. Позиция автора – это  итог размышлений, вывод, к которому приходит автор.

       Учащимся важно дать понять, что если проблема текста – это некоторый вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то,  в чем автор видит решение проблемы. Таким образом, проблема и позиция  автора теснейшим образом связаны: проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.

      Позиция автора может быть выражена прямо (в отдельных предложениях, обращения к читателю и т.п.) или косвенно (в поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных средств).

                           Средства выражения позиции автора

1. Слова-маркеры (главное, самое важное, надо, нужно и т.п.)

2. Оценочная лексика

3. Средства выразительности

4. Вводные слова

5. Побудительные предложения

                      На этом этапе я ввожу использование типовых конструкций  (клише) для выражения авторской позиции. Например,

Автор считает, что…

Автор подводит читателя к выводу о том, что…

Рассуждая над проблемой, автор приходит к  следующему выводу…

Позиция автора такова…

Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом…

Автор призывает нас (к чему)…

Автор убеждает нас в том, что …

Автор осуждает (кого/что, за что)…

Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.

  Важно, чтобы учащиеся поняли основные правила определения авторской позиции.

1. Позицию автора следует формулировать кратко, одной-двумя фразами. Можно привести цитату из текста, но не пересказывать или переписывать его. При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена четко и ясно.

2. Обычно позиция автора содержится в заключительной  части текста, там, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведенными выше событиями, поступками героев и т.п.

3. Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце сочинения.

4. При определении авторской позиции нельзя ставить знак равенства между автором текста и героем-рассказчиком. Следует разграничивать понятия «автор» и «рассказчик».

4-й этап. 8 класс. Определение собственной позиции с приведением в подтверждение своих мыслей двух и более аргументов.

Итак, в средних классах мы при работе с текстом научились формулировать и комментировать проблему, поставленную автором текста, также умеем формулировать авторскую позицию. Что еще необходимо сделать?

Мы должны написать, согласны  или нет с точкой зрения автора прочитанного текста и объяснить почему. Свой ответ необходимо аргументировать, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. Необходимо помнить о структуре рассуждения:

тезис-обоснование-вывод:

Что такое аргумент? Какие бывают аргументы?

Аргументация – это «совокупность доводов, аргументов, достаточных для доказательства чего-либо» (Толковый словарь русского языка). Аргумент – это «довод, основание, приводимое в доказательство чего-либо». Аргументы бывают сильные и слабые, логические и эмоциональные, за и против.

- Что мы относим к сильным аргументам?

Сильные аргументы: Факты, события.

  1. Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы).

  2. Статистические данные.

  3. Свидетельства очевидцев.

  4. Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений.

  5. Пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа.

  6. Общественное мнение, отражающее общепринятые нормы.

5-й этап. 9 класс. Если в среднем звене работа велась частично, то в 9 классе мы уже можем писать полноценное сочинение в формате задания С ЕГЭ. Работая над сочинением-рецензией по большому тексту, предлагаю ребятам более простой план-памятку, составленный мною с учётом требований к заданию С. План этот доступен и удобен в качестве подсказки при написании рецензии объёмом не менее 150 слов, как это требуется в КИМах. Постоянная работа с такой памяткой позволяет ученикам более уверенно чувствовать себя в процессе работы над сочинением, приучает следовать пунктам плана, закрепляет навыки написания рецензии.

Хочется отметить, что в конце каждого учебного года я провожу переводной экзамен, включающий задания по материалам ЕГЭ. Первым вопросом каждого билета является работа с текстом по представленной методике: в 5 классе – формулировка проблем текста, в 6 классе – комментарий проблемы, в 7 классе – определение авторской позиции, в 8 классе – аргументация собственной позиции. В 9 классе все полученные навыки учащиеся применяют на ГИА. А в 10 классе провожу малый ЕГЭ. Кроме того, второй вопрос каждого билета содержит задания формата ЕГЭ соответственно программе: в 5 классе – А1,А14,15,16; в 6 классе – А18,19,В1, В2; в 7 классе – А4,21,В3,В8; в 8 классе – В4,В5, В6,В7

Вот так поэтапно я готовлю своих учеников к сдаче ЕГЭ по русскому языку в части С. .

. Для учителя важно помнить одно: все в его руках – и судьба учеников, и своя учительская судьба.