Охлопкова Елена Семеновна
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Крест-Хальджайская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ф.М.Охлопкова» Томпонского района Республики Саха (Якутия)
УПД – высшая, «Отличник образования РС(Я)», «Почетный работник общего образования РФ», победитель конкурса «Лучшие учителя РФ» в рамках ПНПО 2008 года
Педстаж – 27 лет
Образование – высшее, Ярославский ГПИ имени К.Д.Ушинского, 1986 год
Методика поэтапной подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку (часть С)
Актуальность. Подготовка к экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ (часть С) является одной из самых трудных задач, стоящих перед учителем-словесником. Хочу поделиться с коллегами своим опытом в решении этого вопроса.
С 2000 года мы включились в эксперимент по введению ЕГЭ. За эти тринадцать прошедших лет я сделала восемь выпусков учащихся средней школы. Но приведу в пример только результат этого года. Всего ЕГЭ по русскому языку сдавало 18 учащихся. Наивысший балл – 90 баллов, наименьший – 52. Средний балл – 69,1. Средний балл выполнения задания С – 17,8. По литературе сдавало 4, из них наивысший балл – 91, наименьший – 69. Средний балл по литературе – 75,7.
Результаты неплохие, если учесть, что выпускались обыкновенные общеобразовательные классы, в которых учатся разные по способностям дети – от слабого до сильного ученика, и по программе в неделю всего один час русского языка. Правда, дополнительно консультации проводила 2 часа в неделю.
С моей точки зрения, самой интересной частью ЕГЭ по русскому языку является задание С в форме сочинения-рецензии. Это задание вызывает естественную тревогу учителей-словесников, которые ответственно относятся к дальнейшей судьбе своих учеников.
Цель: научить учащихся написанию сочинения-рецензии в формате задания С ЕГЭ
Как я готовлю ребят к ЕГЭ по русскому языку, в частности к заданию С? У меня накоплен большой опыт в этом плане. Постоянная работа в старших классах позволила мне отработать свою систему подготовки выпускников к ЕГЭ. А начиналось всё так. Подбирала методическую литературу, искала материалы, интуитивно нащупывала пути подготовки детей к выполнению задания С. В итоге пришла к своей методике поэтапной подготовки учащихся к написанию сочинения-рецензии.
Сначала я определила, что же требуется в написании задания С? Какова должна быть структура сочинения-рецензии?
1.Формулировка проблем исходного текста
2.Комментарий к сформулированной проблеме
3.Отражение позиции автора
4.Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.
Я решила, что буду готовить постепенно, поэтапно.
Итак, с чего начинается эта подготовка? Подготовка начинается сразу с 5 класса. Поэтапно это можно представить так:
1-й этап. 5 класс. Мы работаем над формулировкой проблем исходного текста. Работа с текстом подразумевает ответы на такие вопросы:
- О чем этот текст?
- Чему учит этот текст?
- Что хотел сказать автор?
- Какова основная мысль текста?
Вопросы несложные для уровня 5 класса, доступны и понятны им. Причем на эти вопросы мы отвечаем независимо от размера текста, от жанра и от стиля. Это может быть и стихотворение, и сказка, и басня, и текст из учебника русского языка. То есть подобная работа по осмыслению текста проводится и на уроках русского языка, и на уроках литературы. В ходе ответов на эти вопросы мы учимся выделять главное в тексте, учимся определять основные проблемы текста.
2-й этап. 6 класс. Комментарий проблем. Для написания сочинения на экзамене требуется не только сформулировать проблему, поднятую автором, не только обрисовать круг проблемных вопросов, затронутых в тексте, но и ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ проблему.
Я объясняю учащимся, что существуют два способа комментария текста. Что необходимо комментировать при первом способе?
С одной стороны, комментарий проблемы предполагает рассуждение о ее актуальности, исторических корнях, спорности ответов и решений; о том, кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой, как ее рассматривали, пытались решить другие авторы; есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской, и т.д. В этом случае учащиеся отвечают на следующие вопросы:
насколько актуальна проблема;
кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой;
какова «история вопроса»;
как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы;
есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской.
- Какой второй способ комментария?
Второй способ комментария проблемы исходного текста предполагает своего рода анализ этого текста, обращение к особенностям его композиции, к использованным автором стилистическим приемам и изобразительным средствам: именно здесь ученик получает возможность продемонстрировать свое умение понять особенности как содержания, так и формы исходного текста, те приемы, которые помогают автору обозначить проблему ярко и эмоционально, подчеркнуть ее значимость, а затем – и выразить свое авторское отношение к ней.
указать на выделенные автором разные аспекты проблемы;
обратить внимание на композицию текста, способствующую прояснению авторской позиции;
отметить изобразительные средства и синтаксические фигуры
3-й этап. 7 класс. Определение авторской позиции. Позиция автора – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор.
Учащимся важно дать понять, что если проблема текста – это некоторый вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чем автор видит решение проблемы. Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны: проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.
Позиция автора может быть выражена прямо (в отдельных предложениях, обращения к читателю и т.п.) или косвенно (в поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных средств).
Средства выражения позиции автора
1. Слова-маркеры (главное, самое важное, надо, нужно и т.п.)
2. Оценочная лексика
3. Средства выразительности
4. Вводные слова
5. Побудительные предложения
На этом этапе я ввожу использование типовых конструкций (клише) для выражения авторской позиции. Например,
Автор считает, что…
Автор подводит читателя к выводу о том, что…
Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…
Позиция автора такова…
Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом…
Автор призывает нас (к чему)…
Автор убеждает нас в том, что …
Автор осуждает (кого/что, за что)…
Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.
Важно, чтобы учащиеся поняли основные правила определения авторской позиции.
1. Позицию автора следует формулировать кратко, одной-двумя фразами. Можно привести цитату из текста, но не пересказывать или переписывать его. При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена четко и ясно.
2. Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, там, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведенными выше событиями, поступками героев и т.п.
3. Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце сочинения.
4. При определении авторской позиции нельзя ставить знак равенства между автором текста и героем-рассказчиком. Следует разграничивать понятия «автор» и «рассказчик».
4-й этап. 8 класс. Определение собственной позиции с приведением в подтверждение своих мыслей двух и более аргументов.
Итак, в средних классах мы при работе с текстом научились формулировать и комментировать проблему, поставленную автором текста, также умеем формулировать авторскую позицию. Что еще необходимо сделать?
Мы должны написать, согласны или нет с точкой зрения автора прочитанного текста и объяснить почему. Свой ответ необходимо аргументировать, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. Необходимо помнить о структуре рассуждения:
тезис-обоснование-вывод:
Что такое аргумент? Какие бывают аргументы?
Аргументация – это «совокупность доводов, аргументов, достаточных для доказательства чего-либо» (Толковый словарь русского языка). Аргумент – это «довод, основание, приводимое в доказательство чего-либо». Аргументы бывают сильные и слабые, логические и эмоциональные, за и против.
- Что мы относим к сильным аргументам?
Сильные аргументы: Факты, события.
Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы).
Статистические данные.
Свидетельства очевидцев.
Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений.
Пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа.
Общественное мнение, отражающее общепринятые нормы.
5-й этап. 9 класс. Если в среднем звене работа велась частично, то в 9 классе мы уже можем писать полноценное сочинение в формате задания С ЕГЭ. Работая над сочинением-рецензией по большому тексту, предлагаю ребятам более простой план-памятку, составленный мною с учётом требований к заданию С. План этот доступен и удобен в качестве подсказки при написании рецензии объёмом не менее 150 слов, как это требуется в КИМах. Постоянная работа с такой памяткой позволяет ученикам более уверенно чувствовать себя в процессе работы над сочинением, приучает следовать пунктам плана, закрепляет навыки написания рецензии.
Хочется отметить, что в конце каждого учебного года я провожу переводной экзамен, включающий задания по материалам ЕГЭ. Первым вопросом каждого билета является работа с текстом по представленной методике: в 5 классе – формулировка проблем текста, в 6 классе – комментарий проблемы, в 7 классе – определение авторской позиции, в 8 классе – аргументация собственной позиции. В 9 классе все полученные навыки учащиеся применяют на ГИА. А в 10 классе провожу малый ЕГЭ. Кроме того, второй вопрос каждого билета содержит задания формата ЕГЭ соответственно программе: в 5 классе – А1,А14,15,16; в 6 классе – А18,19,В1, В2; в 7 классе – А4,21,В3,В8; в 8 классе – В4,В5, В6,В7
Вот так поэтапно я готовлю своих учеников к сдаче ЕГЭ по русскому языку в части С. .
. Для учителя важно помнить одно: все в его руках – и судьба учеников, и своя учительская судьба.
|
| |