Главная страница


Применение специальных упражнений для воспитания физических качеств у подростков 13-14 лет в секции по волейболу. Актуальность



НазваниеПрименение специальных упражнений для воспитания физических качеств у подростков 13-14 лет в секции по волейболу. Актуальность
страница1/3
Дата18.04.2016
Размер0.6 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3


Применение специальных упражнений для воспитания физических качеств у подростков 13-14 лет в секции по волейболу.

Актуальность. На современном этапе, в условиях осуществления реформирования образования, наблюдается снижение уровня физической активности подростков. Здоровье, нормальное психическое и физическое развитие спортсменов отражают социально-экономические условия жизни, уровень развития науки и культуры в стране. При этом следует принимать во внимание снижение средней продолжительности жизни россиян, увеличение заболеваемости подрастающего поколения.

Для полноценного развития ребенка особую актуальность приобретает увеличение двигательной активности, как одна из форм противодействия умственному утомлению и статическому напряжению у учащихся. Решение этой проблематики требует повышения двигательной активности, как на уроках физической культуры, так и во внеурочное время с привлечением средств физического воспитания в повседневную жизнь. Одним их любимых видов спорта для детей и подростков является волейбол. Это активная, подвижная игра несет в себе огромный потенциал для формирования у детей физической активности.

Вопросы повышения двигательной активности на занятиях физической культуры, привлечение детей к систематическим занятиям спортом нашло освещение в методической литературе: Кофман Л.Б., 1998, Николаева С.В.,1999, Сейтхалилова А.С., Шарова О.Я., Мейнгот Я.Я., 2003.

Повышение двигательной активности, развитие физических качеств детей может осуществляться за счет привлечения учащихся к систематическим занятиям волейболом во внеурочное время. В связи с этим актуальным является изучение особенностей влияния специальной физической подготовки на занятиях в секции по волейболу, их влияние на повышение физической подготовленности и формирование физических качеств.

Цель исследования: изучение влияния специальных упражнений волейболистов на воспитание физических качеств подростков 13-14 лет в учебно- тренировочном процессе.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс подростков занимающихся в секции по волейболу

Предмет исследования: специальные упражнения волейболистов и их влияние на формирование физических качеств подростков 13-14 лет.

В соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи:

  • На основе анализа литературных данных осветить возрастные и физиологические особенности, роль двигательной активности в воспитании физических качеств подростков 13-14 лет при занятиях волейболом.

  • Исследовать влияние занятий волейболом на уровень развития двигательных качеств учащихся.

  • Разработать и экспериментально проверить программу учебно-тренировочного процесса для подростков 13-14 лет при занятиях волейболом.

Гипотеза исследования: предполагается, что занятия волейболом по разработанной программе способствуют воспитанию физических качеств учащихся 13-14лет в учебно-тренировочном процессе по волейболу.

Практическая значимость: на основании анализа и обоснования выполняемых специальных физических упражнений волейболистов разработано комплексное применение и сочетание методик для воспитания физических качеств у подростков 13-14 лет.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Состояние физического развития, функционального состояния и физи­ческой работоспособности подростков 13-14 лет, занимающихся в секциях по волейболу, определяется величи­ной выполняемого объема физической нагрузки;

  2. Использование специальных упражнений, для воспитания физических качеств, значительно улучшает морфофункциональные показатели и функцио­нальные возможности организма подростков, занимающихся в секциях по волейболу.


ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ


    1. Проблемы повышения уровня физической подготовки и двигательной активности у занимающихся в секции по волейболу.

Огромное значение физической активности в жизни человека в настоящее время никем не оспаривается. Она необходима человеку как одна из составных частей его жизни. Не случайно люди умственного труда всегда стремились в периоды досуга переключаться на мышечный труд, на физическую активность, которая обеспечивала им возможность плодотворно работать.

В первом русском учебнике по физиологии его автор Матвей Пекен (1787) писал: «Движение мышц усугубляет возвращение крови, силы сердца, отделение и испражнение, подкрепляет желудок, помогает варению пищи, составлению соков и отвращает сгущение и оседание оных. Отсюда явствует, что движение необходимо нужно к соблюдению жизни человеческой» (В.Б. Коренберг, 1996г). Тезис о том, что физическая культура и спорт способствуют укреплению здоровья, представлялся настолько бесспорным, что, казалось, не требовал доказательств. Этим, по-видимому, объясняется то, что литература, посвященная глубокому анализу положительного влияния различного рода физических упражнений на состояние здоровья, довольно скудна, хотя важность такого рода исследований очевидна.

Еще более актуальной данная проблематика становится при рассмотрении школьного возраста. Не секрет, что сейчас у многих детей наблюдается детренированность, слабое физическое развитие, частые заболевания, что является результатом малоподвижного образа жизни.

Организация двигательного режима занимает одно из ведущих мест в развитии двигательной активности детей. Особенно это касается подростков, которые большую часть времени занимаются умственным трудом. Поддержание высокого уровня здоровья и работоспособности средствами физической культуры возможны только при условии использования всего многообразия различных видов упражнений и правильном их дозировании (Л.Н.Жданов,1977г).

Физические упражнения не только поддерживают необходимый жизненный уровень организма, но и совершенствуют его функции, развивают физические качества человека.

Физические упражнения действуют на все группы мышц, связок, которые делаются крепкими, гибкими, повышается работоспособность, растяжимость, сила и скорость сокращений. Усиленная мышечная деятельность вынуждает работать с повышенной нагрузкой сердце, легкие и другие органы и системы тела, т.е. весь организм в целом.

Систематические занятия спортом влияют на частоту сердечных сокращений (пульс). У нетренированных людей в состоянии покоя сердце сокращается около 70 раз в минуту, у тренированного человека в состоянии покоя сердце сокращается 50-60 раз, у некоторых спортсменов – 35-40 ударов в минуту. Это говорит об экономичной работе сердца. Сокращения его более глубокие и при каждом сокращении у тренированного человека в аорту поступает большее количество крови, чем у нетренированного. Сердце тренированного человека выполняет колоссальную работу безо всякого для себя труда. Частота пульса у спортсменов может доходить до 240-280 ударов в минуту и быстро приходить к нормальной величине.

Укрепление сердечной мышцы под влиянием физических упражнений и спорта подчиняется общему физиологическому закону, в силу которого мышца или орган, производящий усиленную работу, увеличивается в размере и делается более сильным. Мышечная масса тренированного сердца растет, «спортивное» сердце обладает большей силой и мощью, которые способны поддерживать его работоспособность долгие годы (сборник научных трудов,1990г).

Не менее большое значение имеют физические упражнения для органов дыхания. Под влиянием физических упражнений увеличивается жизненная емкость легких, становятся эластичными реберные хрящи, укрепляются дыхательные мышцы и усиливается их тонус. В течение суток легкие поглощают и обрабатывают 16 куб.м воздуха. Бег, плавание, ходьба на лыжах способствуют увеличению легочной вентиляции почти в 20 раз. Жизненная емкость легких часто характеризует общее физическое развитие. Наиболее высокой жизненной емкостью отличаются легкие гребцов, пловцов, лыжников, бегунов (5000-6500 куб. м).

Постоянное воздействие на мышечную систему физических упражнений способствует ее укреплению, развитию и увеличению в объеме. Увеличение мышц часто достигает больших размеров. Каждая мышца обладает известным напряжением или тонусом, который можно определить. У спортсменов тонус мышц повышен и играет большую роль в сохранении правильной осанки тела.

Работающие мышцы лучше снабжаются кровью, в связи с чем, улучшается их питание.

На центральную нервную систему большое стимулирующее влияние оказывают импульсы возбуждения, поступающие от работающих мышц. Эти импульсы, воспринимаемые заложенными в мышцах нервными окончаниями, беспрерывным потоком поступая в мозг, приводят в деятельное состояние мозговые клетки.

Повышение уровня физического развития, укрепления здоровья и рост общей работоспособности, что также достигается в процессе физического воспитания, вызывает и повышение умственной способности детей.

По данным НИИ физиологии детей и подростков РАО процент неуспевающих среди учащихся с низким или ниже среднего физическим развитием равен 40%, среди учащихся среднего физического развития – 9%, а у учащихся с хорошим физическим развитием только 4 %.

Большое влияние физические упражнения оказывают и на работу желудочно-кишечного тракта, обмен веществ, работу органов выделения, на функции кровеносной и лимфатической системы. Они действую всесторонне на организм, активизируют жизненные процессы всех органов и систем. Все это ведет к продлению активной, творческой жизни человека, формированию здорового образа жизни (В.И.Дубровский,2005г).

Основная функция физических упражнений – оздоровительная. Достижение и поддержание высокого уровня здоровья средствами физической культуры возможны только при условии использования всего многообразия различных видов упражнений и правильном их дозировании.

Организм человека всегда откликается на воздействие физических упражнений, и эта реакция может быть различна в зависимости от уровня физической подготовленности, возраста, пола.

К физическим упражнениям предъявляется ряд требований:

  • Подбор методов и средств должен обеспечивать разносторонний характер физических нагрузок;

  • Направленность на повышение устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов путем увеличения функциональных возможностей организма;

  • Регулярность оздоровительной тренировки;

  • Умеренность физической нагрузки, недопустимость предельных нагрузок;

  • Выполнение упражнений по индивидуальному графику (А.В.Дукальская,1995г).

Потребность в движении одна из общебиологических особенностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности.

Объем двигательной активности человека и потребность организма зависят от многих физиологическо-социальных, экономических и культурных факторов, возраста, пола, уровня физической подготовки, условий труда, климатических условий. Для каждого индивидуума возможен определенный диапазон уровня двигательной активности, необходимого для нормального развития и функционирования. Этот диапазон ограничивает минимумом, максимумом и оптимальный уровень двигательной активности. Минимальный уровень позволяет поддерживать нормальное функциональное состояние организма, при оптимальном достижении наиболее высокий уровень функциональных возможностей, при максимуме – тренированность организма.

Перед тренером стоит задача обеспечить высокий уровень активности спортсменов на занятиях. Для этого необ­ходимо, чтобы занимающиеся испытывали интерес к занятиям по волейболу, стремились развивать необходимые для этого физические и психические качества и получали удовлетво­рение от учебно-тренировочного процесса.

Подростки занимаются физическими упражнениями, исполь­зуя мотивы, связанные с развитием личности (вторичные моти­вы). Например, ими движет желание быть похожими на какого-либо «героя», который является их кумиром, примером для под­ражания, или развивать объем мышечной массы, чтобы иметь ав­торитет среди определенного круга людей.

Юные спортсмены на первое место ставят мотивы, связанные с их жизненными планами. Их занятие физическими упражнения­ми в первую очередь вызвано целью подготовить себя к конкрет­ной будущей профессиональной деятельности.

Каждый тренер, который стремится к тому, чтобы спортсмены проявляли активность на его учебно-тренировочном занятии дол­жен строить учебный процесс, учитывая возрастные особенности и мотивацию учащихся (под редакцией А.Г.Айриянца1976г).

Активность учащихся зависит от многих факторов, основными из них являются: правильная постановка задач тренировки, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загружен­ность.

1. Обстановка на занятии и поведение учителя, тренера существенно вли­яют на эмоциональность занятий, иногда превращая его в раз­влечение. Занятия по волейболу приносит удовлетворение и радость, если участники двигаются, а не сидят, скучая на скамейках, если они видят бодрость тренера понимают его шутки, знают и наглядно ощущают результаты своего труда. Излиш­няя возбужденность тренера (суетливость, шумливость), как пра­вило, приводит к повышению неорганизованной активности занимающихся.

Важно, чтобы строгость, точность и четкость дей­ствий тренера перемежались улыбками, словами поощрения их успехов, подбадриванием их при временных неудачах.

2. Использование игрового и соревновательного методов в силу
их психологических особенностей всегда вызывает сильную эмо­циональную реакцию занимающихся. Следует помнить, что часто эта реакция может быть настолько сильной, что выполнение учеб­ных задач становится практически невозможным. Сильные эмо­ции долго затухают после окончания игры или соревнования, поэтому использовать эти методы на тренировках следует определив их место, форму и меру.

Упражнения в соревновательной форме рекомендуется плани­ровать на конец занятия. Совершенно недопустимо использовать их перед разучиванием техники физических упражнений.

Игра — привычная форма занятий. Для детей младшего возраста это не только развлечение, но и способ развития (возрастная особенность). С помощью игр, требующих проявле­ния двигательной активности, ученики усваивают правила и нор­мы рациональных форм движения, развивают психические и фи­зические качества, коммуникативные способности. Для стар­шего возраста следует подбирать игры, отличающиеся все большей реалистичностью. Это могут быть разнообразные спортив­ные игры, вначале с упрощенными правилами и условиями вы­полнения, затем полностью соответствующие реальным требо­ваниям.

3. Разнообразие используемых на занятиях средств и методов. Из­вестно, что однообразная физическая деятельность приводит к развитию неблагоприятных психических состояний (монотонии, психическому пресыщению).

Существует множество способов разнообразить средства и ме­тоды проведения занятий, фронтальная, групповая или круговая организация занятий; новые физические упражнения (например, для развития одного и того же физического качества можно использовать разные по содержанию упражнения); смена обстановки (переход из спортивного зала на воздух, музыкальное сопровождение ходьбы, бега, общеразвивающих упражнений в вводной части занятия) (Ю.Д.Железняк,1991г).
1.2 Виды подготовки волейболистов

В процессе занятий волейболисты должны не только освоить самые разнообразные упражнения, но и научиться выполнять их точно, легко, красиво. Поэтому необходимо тщательно подобрать средства и методы, обеспечивающие формирование двигательной функции, а также развитие способности выполнять движения точно, легко, красиво. Основными компонентами двигательной функции являются: разносторонняя физическая подготовка, двигательный опыт и умение управлять своими движениями. Эти компоненты должны быть обязательными в системе подготовки и правильно реализованы в процессе тренировки. Только при органическом сочетании средств общей и специальной физической подготовки волейболисты могут добиться высоких результатов.

Конечно, в процессе применения упражнений специальной физической подготовки в известной степени совершенствуется и общая, однако это не дает нужного результата (В.А.Голомазов,1976г).

Средства общей физической подготовки призваны развивать силу, гибкость, выносливость, быстроту и ловкость безотносительно к технике конкретных волейбольных упражнений. В то же время они должны быть сходны с волейбольными упражнениями по нервно-мышечным усилиям. Упражнения специальной физической подготовки должны быть сходны с волейбольными элементами по структуре движений, по технике их исполнения.

Под специальной физической подготовкой понимается обучение умениям: сочетать движения различными частями тела; выполнять движения быстро, медленно, с большими и малыми усилиями, большой и малой амплитудой, определять пространственные величины шагами, глазомером, мышечными ощущениями, противостоять отрицательному влиянию раздражений вестибулярного анализатора. Все эти действия связаны с управлением движениями, а, следовательно, с формированием двигательной функции детей, которая лучше и быстрее формируется при специальном обучении. Основными средствами специальной физической подготовки являются, прежде всего, сами соревновательные упражнения, а также специально-подготовительные упражнения, обеспечивающие прогрессирующее развитие качеств и эффективность процесса обучения и тренировки волейболу (В.П.Филин,1976г).

На различных этапах подготовки волейболистов возможны разнообразные варианты соотношения средств общей и специальной физической подготовки.

В начале подготовительного периода используется больший объем упражнений общей физической подготовки, а затем в соревновательном периоде возрастает объем специально-подготовительных упражнений. Это соотношение может меняться в зависимости от индивидуальных особенностей или от частных задач отдельных периодов тренировки.

В процессе физического воспитания детей обучают различным двигательным действиям в целях развития способности управлять своими движениями, а также в целях познания закономерностей движений своего тела. Обучают также правильному выполнению движений, используемых в качестве общеразвивающих упражнений для управления физическим развитием. И, наконец, учащихся обучают технике двигательных действий, необходимых в труде, быту или на спортивной площадке (А.В.Беляев,1990г).

Формирование любых спортивных умений и навыков возможно только при достаточно развитых физических или двигательных качествах.

Это качества, благодаря которым возможна физическая активность, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим или двигательным качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. Данные физические или двигательные качества лежат в основе формирования двигательных способностей – силовых, координационных, скоростных, специфической выносливости и др. Формирование, как двигательных качеств, так и способностей в полной мере происходит на занятиях по волейболу.

Важнейшую роль в процессе всесторонней подготовки спортсмена играет физическая подготовка, направленная на воспитание физических качеств (В.Б.Коренберг,1996г).

Воспитание физических качеств у детей школьного возраста сопряжено с рядом особенностей, связанных с ростом и развитием организма.

В школьном возрасте развитие одного качества положительно сказывается на росте показателей других физических качеств. Что обусловливает необходимость комплексного подхода к воспитанию физических качеств у школьников. В ходе развития различных функций организма существуют критические периоды, когда прирост двигательных качеств идет более интенсивно. Воспитание двигательных качеств у детей сопряжено, как правило, со значительными нагрузками и дети в состоянии переносить их без ущерба для организма при неуклонно соблюдении постепенности роста нагрузок, учета их индивидуальности. Это говорит о том, что воспитанию двигательных качеств необходимо уделять большое внимание (Л.Н.Жданов,1977г).

Силовая подготовка

Силовые способности необходимы во всех основных видах спорта, но в разной мере и в разных соотношениях. В одних видах спорта требуются в большей мере собственно силовые способности, в других — скоростно-силовые, в некоторых — силовая выносливость. Для волейбола данные качества имеют большое значение.

При общей оценке силовых способностей спортсмена используют, как извест­но, критерии абсолютной и относительной силы. Первый из них характеризует максимальные силовые показатели, замеренные каким-либо способом (динамо­метром, весом поднятой штанги и т. п.), безотносительно к собственному весу тела спортсмена.

Второй же выражает отношение показателей абсолютной силы к собственному весу тела спортсмена. С увеличением массы тела спортсмена показатели его абсолютной силы в принципе возрастают, а показа­тели относительной силы уменьшаются (Ю.Д.Железняк,1991г).

В видах спорта, где прихо­дится иметь дело с перемещением снарядов предельного веса или другими отя­гощениями, результат особенно или в большей мере зависит от показателей абсолютной силы. Высокие показатели относительной силы имеют опреде­ляющее значение в видах спорта, включающих перемещение спортсменом своего тела в пространстве без дополнительных внешних отягощений (например, волейбол), а также в тех видах спорта, где нужно ограничивать свой вес в рамках установленных весовых категорий (в боксе, борьбе и тяжелой атлетике, исключая абсолютные весовые категории) (В.И.Лях,2005г).

Силовая выносливость спортсмена — это способность противостоять утом­лению, вызываемому силовыми компонентами нагрузки в избранном виде спор­та. Мерой силовой выносливости может служить предельное (до выраженного падения работоспособности) время работы с отягощением, вес которого задан применительно к особенностям избранного вида спорта, либо наибольшее коли­чество силовой работы, которую способен выполнить спортсмен в пределах за­данного времени.

Основные задачи сило­вой подготовки спортсмена состоят в том, чтобы:

1) увеличить силовые возможности, являющиеся общей предпосылкой совершенствования в избранном виде спорта, и (или) обеспечить сохранение их в необходимой мере применитель­но к особенностям этапов тренировки и стадий многолетнего про­цесса спортивного совершенствования;

2) воспитать силовые способности, отвечающие специфическим требованиям избранного вида спорта, обеспечив развитие и эф­фективное использование их в той мере, в какой это необходимо для достижения целевого результата.

Первая из этих задач относится преимущественно к общей си­ловой подготовке, вторая — специальной. Они, как и все задачи спортивной подготовки, конкретизируются и подразделяются на частные задачи применительно к особенностям видов спорта, ин­дивидуального развития спортсмена, этапов тренировки и ряда других обстоятельств.

Общая силовая подготовка играет важнейшую роль в обеспечении всестороннего развития мышечных групп двигатель­ного аппарата как единой системы. Тем самым она создает пред­посылки к эффективным проявлениям силы и других физических качеств спортсмена в избранном виде спорта. Рациональное со­четание ее со специальной силовой подготовкой позволяет сфор­мировать оптимальную «топографию силы» — соотношение сило­вых свойств различных мышечных групп,— которая была бы до­статочно гармоничной и в то же время соответствовала бы особен­ностям спортивной специализации. В общей силовой подготовке спортсмена широко используется эффект «переноса» силовых спо­собностей: воспитывая, например, собственно-силовые или скоростно-силовые способности или силовую выносливость посредством общеподготовительных упражнений, содействуют развитию соот­ветствующих силовых способностей в избранном виде спорта. Возможность использования такого переноса, его направленность и степень зависят, разумеется, от особенностей спортивной спе­циализации (А.В.Дукальская,1995г).

Специальная силовая подготовка спортсмена направляет развитие силовых способностей по руслу спортивной специализации. Тем самым она играет ведущую роль в формировании структуры силовых способностей применительно к особенностям избранного вида спорта.

Основными средствами воспитания силовых способностей в процессе тренировки служат силовые упражнения.

В силовой подготовке спортсмена широко применяются упражнения с отягощением весом собственного тела, в которых основным фактором противодействия являются: сила тяжести тела спортсмена, инерционные и другие механиче­ские силы, возникающие при перемещении его массы (подтягива­ния на перекладине, отжимания в упоре и подобные гимнастиче­ские упражнения на снарядах и без снарядов, прыжки с интенсив­ным отталкиванием и т. д.).

В качестве одного из дополнительных средств воспитания силовых способ­ностей используют иногда упражнения в самосопротивлении, ши­роко известные в свое время под названием волевой гимнастики (В.К.Бальсевич,1988г). Такого рода упражнения могут в некоторой мере способствовать развитию силовых свойств мышечного аппара­та.

Тренировочные формы соревновательных упражнений используются в качестве средств силовой подго­товки преимущественно с относительно небольшими дополнитель­ными отягощениями. Внешнее отягощение здесь целесообразно вводить лишь постольку, поскольку оно не нарушает основных структурных и функциональных особенностей соревновательных упражнений.

Соревновательные упражнения позволяют совершенствовать силовые способности спортсмена именно в той форме и том соот­ношении, которые отвечают специфическим требованиям видов спорта.

Таким образом, силовая подготовка является одним из ведущих направлений в развитии двигательных качеств у спортсменов, в том числе и волейболистов (А.П.Матвеев,С.Б.Мельников,1991г).


Воспитание ловкости, координационные способности

Профес­сор Л.П.Матвеев писал, что в век НТР «грубая сила всё больше уступает место тонко усо­вершенствованным разносторонним способностям, косные навыки - динамическому богатству дви­гательных координации.

Для более кон­кретной интерпретации одного из двигательных ка­честв — ловкости, ученые начали широко поль­зоваться в последние 25-30 лет понятием координационные способности.

Среди ко­ординационных называют также способность к пространственной ориентации, мелкую моторику, спо­собность к дифференцированию, воспроизведению, отмериванию и оценке пространственных, силовых и временных параметров движений, ритм, вестибу­лярную устойчивость, способность произвольно рас­слаблять мышцы и др. Особое значение данное физическое качество имеет для волейболистов.

Задачи развития ловкости или координационных способностей в среднем школьном воз­расте: расширение координационного базиса — фонда новых двигательных умений и навыков, ре­комендованных школьной программой для учащих­ся V-IX классов, и на этой основе дальнейшее раз­ностороннее развитие личности; дальнейшее развитие специфических координационных способностей, прежде всего способностей к ритму, ориентированию в пространстве, равновесию и произвольному расслаблению мышц; воспитание не только общих, но и специализированных психо­физиологических функций, в частности специали­зированных восприятий или чувств (мяча, дистан­ции, снаряда), сенсомоторных реакций (быстрота и правильность реагирования), мнемических и интел­лектуальных процессов (оперативная двигательная память, быстрота и рациональность мышления в спортивных играх, единоборствах) (М.А.Рунова,2000г).

Данный комплекс качеств необходим и при волейбольной подготовке занимающихся.

В качестве средств развития данного двигательного качества детей школьного возраста можно ис­пользовать разнообразные физические упражнения, которые связаны с преодолением трудностей по координации движений. Они требуют от исполнителя правильности, быстроты, рациональности при вы­полнении сложных в координационном отношении двигательных действий, а также находчивости в применении этих действий в различных условиях; являются новыми и необычными для исполнителя; хотя и являются привычными, но выполняются при изменении либо самих движений и двигательных действий, либо условий выполнения (В.П.Губа,В.Г.Никитушкин,П.Д.Квашук,1997г).

Это увеличивающие двигательный опыт упражнения. К ним мож­но отнести:

одиночные и парные общеразвивающие упражнения -относитель­но простые и достаточно сложные упражнения, вы­полняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны;

общеразвивающие (элементы гимнастики и акробатики, упражнения в беге, лыжной подготовке, прыжках и метани­ях, подвижные и спортивные игры с высокими тре­бованиями к координации движений);

с преимущественной направленностью на от­дельные психофизиологические функции, обеспе­чивающие оптимальное управление и регуляцию двигательных действий (упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развивае­мых мышечных усилий; по улучшению сенсомоторных реакций, речемыслительных и интеллектуаль­ных процессов, двигательной памяти и представле­ния движения).

Примерами упражнений, соединяющих развитие выносливости и ловкость являются продолжительный бег по сильно пересеченной и желательно незнакомой местности, передвижение на лыжах и велосипеде, доста­точно длительный бег по песку, снегу или льду.

Таким образом, можно сказать, что развитие двигательных качеств у спортсменов должно проводиться в комплексе, так как невозможно их изолированное развитие (А.К.Тихомиров,2006г).


Быстрота как двигательное качество

Одним из важнейших физических качеств волейболиста является быстрота — способность человека совершать дви­гательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени. Важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов. В. С. Фарфель (1959) считает, что уровень развития быстроты, выражением ко­торой является максимальная частота движений, зависит не столько от физиологической лабильности двигательного аппарата, т. е. не столько от способности воспроизводить максимальное число импульсов в единицу времени, сколь­ко от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и наобо­рот. В. С. Фарфель пишет: «От того, как часто может про­исходить этот процесс переключения, от того, насколько со­гласована деятельность центров антагонистических мышц при максимально частом чередовании в них процессов возбуждения и торможения, и зависит главным образом пре­дел частоты ритмичных движений, свойственный данному субъекту» (М.А.Рунова,2000г).

Многочисленными исследованиями доказано, что быстрота является комплексным двигательным качеством человека.

Установлено, что с повышением уровня тренированности корреляционная связь между тестами на быстроту в элементарных движе­ниях снижается. Упражняемость школьников в движениях ло­кального характера не приводит к сколько-нибудь сущест­венному сдвигу в показателях быстроты локомоторных дей­ствий и что поэтому целесообразно применяемый в учеб­ном процессе комплекс специальных упражнений, направленных на развитие быстроты, дифференцировать по их целевой направленности Б.Н.Минаев,Б.М.Шиян,1989г).

Анализ литературных источников показывает, что в детском и подростковом возрасте имеются благоприятные предпосылки для воспитания быстроты движений. Соот­ветствие скоростных напряжений возрастным особенно­стям организма детей школьного возраста объясняется высокой возбудимостью у них иннервационных механизмов, регулирующих деятельность двигательного аппарата, а также значительной интенсивностью обменных процессов. Большая подвижность нервных процессов, свойственная детям этого возраста, обусловливает быстроту смены со­кращения и расслабления мышц, максимальный темп движений.

Полезны упражнения со скоростью, превышающей обыч­ную скорость. В школьном возрасте целесообразно применять уп­ражнения скоростно-силового характера. Многие авторы подчеркивают необходимость в процессе воспитания быстроты совершенствовать все формы ее проявления. Так, для повышения скорости целостного двигательного акта реко­мендуются упражнения, выполняемые с предельной и око­лопредельной быстротой (например, преодоление неболь­ших расстояний с максимальной скоростью), для улучшения двигательной реакции — упражнения, требующие мгновенного реагирования на сигнал или изменение си­туации (В.И.Дубровский,1998г).

Воспитание данного двигательного качества является актуальным и при волейбольной подготовке учащихся.

По мере роста мастерства волейболистов удельный вес специальной физической подготовки возрастает. Физическая подготовка осуществляется на протяжении круглого года почти на каждом занятии. О специальной физической подготовке волейболистов будет сказано во второй главе работы.


1.3 Особенности воспитания физических качеств у подростков 13-14 лет

Эффективность физического воспитания в большой мере зависит от анатомо-физиологических особенностей детей и подростков. Знание физиологии ребенка необходимо при физическом воспитании для определения эффективных методов обучения двигательным действиям на уроках физической культуры, для разработки методов обучения двигательным действиям, выработки навыков, развития двигательных качеств.

Для достижения высокого уровня спортивного мастерства волейболистам необходимо развивать статическую и динамическую силу в преодолевающем и уступающем режимах, скоростную силу, гибкость и выносливость. Статическая сила характеризуется развитием напряжения в мышцах без изменения их длины, то есть без сокращения (изометрический режим). Динамическая сила отличается сочетанием напряжения мышц с их сокращением (ауксотонический режим). Максимальной величины статической и динамической силы можно достигнуть при одновременном сокращении наибольшего количества мышечных волокон. Энерготраты, связанные с силовой подготовкой, восстанавливаются быстрее, если в комплексы силовых упражнений включать упражнения отвлекающего характера – ходьбы, бега, на расслабление. Рекомендуется такая последовательность упражнений в комплексе: вначале силовые упражнения на снарядах, затем с амортизаторами, а в конце - бег, прыжки и другие отвлекающие упражнения. Мышечная сила развивается быстрее, если комплексы упражнений по своей структуре и по режиму работы сходны с упражнениями, изучаемыми на снарядах. В комплексы следует включать упражнения, развивающие силу отдельных мышечных групп плечевого пояса, спины, брюшного пресса. От скоростно-силовой подготовки волейболистов зависит умение выполнять прыжки и др. (В.П.Филин,1974г).

При тренировках силы следует иметь в виду, что с подростками недопустимы длительные односторонние напряжения. В этом возрасте при выполнении силовых упражнений не следует доводить мышцы до предельного утомления. От 8 до 11 лет мышечная сила увеличивается неравномерно. В последующие годы прирост силы ускоряется.

При занятиях волейболом необходимо развивать и такое качество, как гибкость. У детей обычно гибкость лучше, чем у взрослых. К 12-13 годам гибкость достигает оптимального развития. Поэтому это качество надо развивать в детском возрасте. Подвижность человеческого тела зависит от особенностей строения суставов, от формы и расположения суставных сумок, от свойств мышечно-связочного аппарата. Силу и гибкость можно развивать с помощью одних и тех же упражнений, так как сокращение одних мышечных групп рефлекторно вызывает расслабление (растягивание) других (антогонистов). Для увеличения подвижности звеньев тела в суставах применяются взмахи, движения пружинящего и рывкового характера, силовые упражнения, вращательные. Очень полезны такие упражнения для предметных заданий. Упражнения на увеличение амплитуды движений должны выполняться сериями по несколько повторений в каждой.

Волейболист должен обладать и способностью проявлять выносливость в различных режимах мышечной работы. В первую очередь - выносливость в работе динамико-силового и скоростно-силового режимов, а затем – специальная выносливость. В спортивной практике особое значение имеет взаимосвязь между мышечной силой и выносливостью, а также режим интенсивности тренировочных нагрузок при развитии выносливости.

Фактором, лимитирующим выносливость, является утомление. Повышению функциональных возможностей содействуют упражнения, выполняемые с увеличенной интенсивностью. Это могут быть упражнения с отягощениями. Для воспитания специальной выносливости тренеры рекомендуют метод многократного повторения учебных или классификационных комбинаций.

Различают также нервную выносливость, то есть способность человека длительное время выдерживать большое нервное напряжение. Для волейболистов это качество необходимо не только для успешного выступления на соревнованиях, но и в повседневной учебно-тренировочной работе, требующей проявления значительных волевых усилий. Специальная работа, направленная на развитие выносливости должна начинаться лишь в юношеском возрасте, после окончания полового созревания. Это связано с тем, что в более раннем возрасте организм ребенка еще недостаточно приспособлен к длительной работе с повышенной интенсивностью, без которой нельзя существенно влиять на развитие выносливости. Применение больших физических нагрузок в этом возрасте недопустимо, так как происходит интенсивное совершенствование временных связей, регулирующих деятельность всех систем организма. Подводить юных волейболистов к высоким нагрузкам надо постепенно, используя главным образом средства и методы развития общей выносливости. Это могут быть упражнения, выполняемые в умеренном и равномерном темпе. Для новичков сами по себе занятия волейболом являются значительной нагрузкой, способствующей развитию выносливости.

К систематической и целенаправленной тренировке быстроты следует приступать в период с 10 до 14 лет. Именно в этот период наиболее интенсивно развивается это качество.

В возрастной период от 7 до 16 лет темп движений возрас­тает в 1,5 раза. Это увеличение, однако, неравномерное:

оно значительно в возрасте 7—9 лет — средний ежегодный прирост частоты движений достигает 0,3—0,6 движения в 1 сек.;

замедляется в 10—11 лет — годовой прирост состав­ляет 0,1—0,2 движения в 1 сек.;

вновь усиливается в 12— 13 лет — годовой прирост равен 0,3—0,4 движения в 1 сек.;

в 14—16 лет происходит резкая задержка возрастного уве­личения частоты движений.

13— 14-летние подростки наилучшим образом поддерживают заданный темп движений. Их показатели не отличаются от тех, которые имеют, место у 15—16-летних. То есть рост показателей быстроты движений происходит до 13 — 14-летнего возраста.

Нарастание темпа движений происходит неравно­мерно. В 13—14 лет темп движений в большинст­ве случаев у девочек больше, чем у мальчиков. В 15 лет это различие снова отсутствует. В 16 лет темп движений у мальчиков вновь выше, чем у девочек, и по сравнению с темпом движений у 7-летних в 2—3 раза больше.

В возрасте 8-9 лет наблюдается медленное, а в 10—12 лет быстрое нарастание скорости движения. В это время имеются весьма благоприятные предпосылки для повышения скорости. В 13—14 лет она продолжает расти, однако начинают сказываться пубер­татные влияния, что проявляется в некотором замедлении темпов развития скоростных движений, связанных с про­явлением сложной координации. В 15—17 лет темп нара­стания скорости высокий, особенно в движениях, требую­щих сложной координации. С возрастом повышается не только скорость, но и амплитуда и экономичность движений.

С возрастом раньше всего и в наи­большей степени начинает снижаться уровень развития быстроты (по результату в беге на 100 м), затем скоростно-силовых качеств (по результату в прыжках в длину и высоту). Значительно позже наблюдается резкое сниже­ние уровня развития мышечной силы. Однако системати­ческая тренировка, в известной мере может отодвинуть эти границы. Наиболее благоприятный период для воспитания быстроты движений - возраст между 9—11 и 13—15 годами.

Качество быстроты, совершенствуясь с возрастом, до­стигает наибольшего уровня развития к 13—14 годам. В дальнейшие годы рост показателей резко замедляется или даже совсем прекращается. К 13—14 годам в основном завершается анатомо-физиологическое формирование двигательного анализатора подростка. Это обусловливает необходимость в своевременном формирова­нии у детей соответствующих трудовых и спортивных на­выков, что делает благоприятным данный возраст для занятий волейболом.

В последующие годы без специальной тренировки показатели быстроты меняются мало, а иногда (у девочек) и снижаются. Основным методом тренировки этого качества является многократное выполнение движений с предельной скоростью. Длительность таких упражнений определяется временем, в течение которого может быть сохранен максимальный темп движений. Снижение темпа служит сигналом к прекращению упражнения. Интервалы отдыха должны быть такими, чтобы очередное повторение упражнения начиналось в фазе повышенной работоспособности. Этот момент обычно совпадает по времени с желанием ребенка продолжить упражнение. Быстрота двигательной реакции хорошо развивается в спортивных и подвижных играх. Тренировку быстроты надо обязательно осуществлять на фоне оптимального состояния центральной нервной системы. При тренировках по развитию быстроты надо иметь в виду, что у детей сокращается скрытый период двигательной реакции, а затем уже начинает нарастать скорость движений. В детском возрасте рекомендуется особое внимание обращать на скоростную тренировку мышечных групп, участвующих в сгибательных движениях (туловищем, бедром, голенью), так как в возрастном плане скоростные качества этих мышц развиваются наиболее медленно.

Таким образом, в соответствии с особенностями морфофизиологического развития подростков с возрастом изменяются задачи, средства, содержание и основная направленность специальной физической подготовки юных волейболистов. Начальная физическая подготовка детей должна быть направлена главным образом на развитие ловкости, быстроты движений и укрепление основных мышечных групп в сочетании с развитием гибкости.

    1. Особенности специальных упражнений волейболистов

Специальная физическая подготовка волейболистов имеет свои особенности.

Ее задачи:

  1. Развитие физических качеств, специфичных для игровой дея­тельности.

  2. Развитие специальных качеств и способностей, необходимых
    для овладения техникой и тактикой.

Средствами специальной физической подготовки являются:

  1. Подготовительные упражнения, направленные на развитие
    силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выпол­нении технических приемов игры, быстроты, прыгучести, специаль­ной ловкости, специальной выносливости (прыжковой, скоростной, силовой), умения переключаться с одних движений на другие.

  2. Акробатические упражнения.

  3. Подвижные и спортивные игры.

  4. Специальные эстафеты.

Выделяют специфические методы физической подготовки волейболистов.

Методы развития силы и скоростно-силовых качеств

1. Метод кратковременных усилий характеризуется выполнени­ем упражнений, в которых волейболист проявляет силу, наибольшую для него в данном занятии (предельные или максимальные усилия) и составляющую 80—95% максимального уровня (около­предельные или большие). Упражнения с предельными усилиями выполняют не больше одного раза в подходе, с околопредельны­ми— до трех раз.

  1. Метод до отказа характеризуется выполнением упражнений
    с усилиями 40—60% максимальных до наступления утомления.

  2. Метод непредельных (30—50% максимальных) усилий, но
    упражнения выполняют с предельной скоростью.

  3. Сопряженный метод характеризуется развитием силы и скоростно-силовых качеств в процессе выполнения технических прие­мов или их частей. Например, выполнение нападающего удара с отягощением на руках или ногах.

  4. Метод круговой тренировки. Упражнения подбирают таким
    образом, чтобы в работу последовательно вовлекались основные
    группы мышц. Задания индивидуальны для каждого волейболи­ста.

Вначале упражнения выполняют с усилиями, составляющими 50—60% максимальных, по мере повышения уровня подготовлен­ности дозировку увеличивают. По направленности круговая тре­нировка бывает силовой, скоростно-силовой; она может быть скоростно-силовой и сочетаться с технической подготовкой.

Методы развития быстроты

1. Повторный метод. Суть его сводится к выполнению упраж­нений с околопредельной или максимальной скоростью. Следует выполнять задания в ответ на сигнал (преимущественно зритель­ный) и на быстроту отдельных движений. Продолжительность выполнения задания такая, в течение которой поддерживается мак­симальная быстрота (обычно 5—10 сек.). Интервал отдыха между упражнениями должен обеспечивать наибольшую готовность к ра­боте (30 сек. — 5 мин. в зависимости от характера упражнений и состояния волейболиста).

  1. Сопряженный метод. Например, выполнение ударного дви­жения при нападающем ударе с отягощением на кисти, перемеще­ния с отягощением.

  2. Метод круговой тренировки. Подбирают упражнения, при
    выполнении которых участвуют основные группы мышц и су­ставы.

  3. Игровой метод. Выполнение упражнений на быстроту в под­вижных играх и специальных эстафетах.

5. Соревновательный метод. Выполнение упражнений с предель­ной быстротой в условиях соревнования.

Методы развития выносливости

Различают общую и специальную выносливость. Общая вынос­ливость необходима волейболисту, чтобы успешно справляться с продолжительной нагрузкой в процессе занятий и соревнований.

Специальная выносливость позволяет бороться с утомлением, обеспечивая эффективную реализацию технических приемов и тактических действий в учебных играх и состязаниях, устойчивость навыков в длительной игровой деятельности. Методами развития вы­носливости являются:

  1. Переменный метод. Непрерывное чередование бега со сред­ней и повышенной скоростью, с активным отдыхом (бег трусцой), чередование скоростных передач в стену с высокими и над собой, серий прыжков в полную силу с прыжками через скакалку с не­большой интенсивностью и т. п.

  2. Повторный метод. Повторное выполнение заданий с опреде­ленной скоростью и достаточными интервалами отдыха. Например, серии приема мяча от нападающего удара, серии блокирования при частом чередовании ударов, повторное пробегание отрезков ди­станции и т. д.

  3. Увеличение интенсивности при сокращении продолжитель­ности игры за счет сокращения количества партий. Увеличивается
    количество передач, подач, нападающих ударов, блокирований в
    единицу времени.

  4. Поточный метод выполнения специального комплекса упраж­нений. Волейболист последовательно выполняет упражнения, на­правленные на развитие силы, быстроты, ловкости, в различных сочетаниях. Этой же цели может служить и метод круговой тре­нировки.

Для воспитания игровой выносливости волейболисты выполня­ют поточно ряд имитаций технических приемов и сами приемы (подача, прием мяча на страховке, блокирование нападающего удара).

5. Интервальный метод. Игроки стремятся провести двусторон­нюю игру в двух партиях (в трех и т. д.) с повышенной интенсив­ностью. Интервал отдыха между партиями вначале большой, за­тем сокращается.

Методы развития ловкости

Ловкость, как способность быстро и наиболее совершенно ре­шать двигательные задачи в меняющихся условиях, чрезвычайно важна для волейбола. Для развития ловкости необходимо:

  1. Усложнение ранее усвоенных упражнений (изменение ис­ходных положений, включение дополнительных движений).

  2. Освоение упражнений в левую и в правую стороны, левой
    и правой руками и т. д. Это касается также обучения технике игры
    и совершенствования навыков.

  3. Усиление противодействий занимающихся в парных и груп­повых упражнениях.

  4. Изменение пространственных границ (в знакомых упраж­нениях и играх меняются границы площадки, величина дистанции,
    число играющих и т. п.).

  5. Изменение скорости или темпа движений.

  6. Выполнение знакомых движений в различных сочетаниях
    (по заданию, в ответ на сигналы и т. п.).

Переключения с одного движения на другое. Особенно эф­фективны переключения в технических приемах и тактических дей­ствиях.

Пример из техники: игрок блокирует, после приземления поворачивается кругом и принимает мяч с падением, после этого идет к сетке, выполняет нападающий удар, затем снова блокирует и т. Д. Пример из тактики: команда принимает мяч с подачи, напа­дает, защищается, затем нападает в доигровке и т. д.

Методы развития гибкости

Гибкость — способность спортсмена выполнять движения в суставах с большой амплитудой.

Возможность выполнять движения с большой амплитудой зависит главным образом от форм суставных поверхностей, гибкости позво­ночного столба, растяжимости связок, сухожилий, мышц, от силы мышц, состояния центральной нервной системы, оказывающей влия­ние на тонус мышц.

Различают общую подвижность в суставах (гибкость) и спе­циальную.

Упражнения, направленные на развитие гибкости, делят на две категории: активные и пассивные. Активные - выполняют без отя­гощений и с отягощениями, пассивные с помощью партнера или с отягощениями. Упражнения выполняют сериями по 4—5 движе­ний, постепенно увеличивая амплитуду. Кроме того, необходимо научить волейболистов расслабляться.

Гибкость волейболиста проявляется при выполнении всех технических приемов игры. Поэтому хорошая подвижность в лучезапястном, локтевом и лучевом, плечевом суставах, суставах позвоночного столба, а также в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах будет способствовать качественному выполнению технических приемов.

В качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой – упражнения на растягивание. Среди упражнений на растягивание различают активные, пассивные и статические.

Активные движения с полной амплитудой (махи руками и ногами, наклоны и вращательные движения туловищем) можно выполнять без предметов и с предметами (гимнастические палки, обручи, мячи и т.д.).

Пассивные упражнения на гибкость включают: движения, выполняемые с помощью партнера; движения, выполняемые с отягощениями; движения, выполняемые с помощью резинового эспандера или амортизатора; пассивные движения с использованием собственной силы (притягивание туловища к ногам, сгибание кисти другой рукой и т.д.), движения выполняемые на снарядах (в качестве отягощения используют вес собственного тела).

Статические упражнения, выполняемые с помощью партнера, собственного веса тела или силы, требуют сохранения неподвижного положения с предельной амплитудой в течение определенного времени (6-9 с). После этого следует расслабление, а затем повторение упражнения.

Основным методом развития гибкости является повторный метод, где упражнения на растягивание выполняются сериями. Также используется игровой и соревновательный методы.

Таким образом, физическая подготовка служит первоосновой успешности на­чального обучения навыкам игры в волейбол и неуклонного по­вышения уровня спортивного мастерства волейболистов на всем протяжении многолетней подготовки: в сфере подготовки резер­ва на уровне спорта высших достижений.

Из сказанного вытекает значение физической подготовки: благодаря физической тренировке и свойству организма к адаптации про­исходит накопление организмом все новых физических конди­ций, приобретение нового уровня физических качеств и способ­ностей, более высокого уровня технико-тактической подготов­ки.


  1   2   3