Глава 2. Задачи, методы и организация исследования В качестве основных методов исследования использовались наиболее доступные и объективные:
1. Анализ литературных источников применялся с целью получения точной, достоверной и научно-обоснованной информации о волейболе, как об одном из методов, используемом для повышения уровня развития двигательных качеств подростков 13-14 лет в учебно-тренировочном процессе.
2. Метод педагогического наблюдения применялся для изучения вопросов учебного процесса, методов обучения и воспитания, поведения занимающихся, характера и величины нагрузки.
3. Педагогический эксперимент. Суть данного метода состоит в том, что апробируется ранее никем не изученный и не представленный материал, который имеет свою определенную цель, задачи и т.д., и т.п. В нашем случае – выявление положительных изменений в организме подростков 13-14 лет под влиянием специальных упражнений волейболистов в учебно-тренировочном процессе.
Наше исследование состояло из прохождения нескольких последовательных и взаимосвязанных между собой этапов.
1 этап – изучение теоретических основ анатомии, физиологии, гигиены, теории и методики физической культуры, спортивных дисциплин во время обучения на факультете физической культуры. Выбор темы, тема выпускной квалификационной работы была предложена научным руководителем. Теоретическая разработка темы. Были проанализированы многие литературные источники: научные статьи, монографии, специальные журналы и др. доступная нам литература.
Формирование цели, задачи, объекта, предмета и гипотезы исследования, подбор методик. Общая цель исследования была чётко сформулирована и детализирована путём выделения частных задач. Кроме того, была выбрана и разработана конкретная методика нашего исследования.
2 этап – проведение экспериментальной работы о влиянии занятий волейболом, как об одном из методов, используемом для улучшения функционального состояния, повышения уровня развития двигательных качеств подростков 13-14 лет в учебно-тренировочном процессе. Исследовательская работа осуществлялась в течение 9 месяцев: начало экспериментального исследования – сентябрь 2006 г., окончание – май 2007 г. в спортивной секции по волейболу в средней школе № 29, в эксперименте принимали участие 20 учащихся.
3 этап - анализ полученного материала, его осмысление и изложение. На данном этапе у нас уже была теоретическая разработка темы и материалы экспериментального исследования. Всё это предстояло оформить в единое целое. Производился анализ полученных материалов.
Формулирование заключения и выводов. Это была заключительная часть выпускной квалификационной работы, где перечислялись основные положения, которые излагались и доказывались в работе. Выводы были представлены кратко и содержательно. Специальные упражнения в процессе обучения волейболу подростков 13-14 лет
Рассмотрим, какие упражнения специальной физической подготовки можно выполнять с учащимися 13-14 лет.
Занятия специальной физической подготовкой способствуют развитию качеств волейболиста, лучшему и быстрейшему овладению отдельными техническими приемами, быстрому достижению спортивной формы.
Специальная физическая подготовка является средством специализированного развития физических качеств. Задачи ее более узки и более специфичны:
1. Развитие взрывной силы мышц ног, плечевого пояса, туловища; быстроты перемещения и сложной реакции; скоростной, прыжковой, игровой выносливости; акробатической и прыжковой ловкости, гибкости.
С помощью специальных упражнений, направленных на преимущественное развитие определенных качеств, можно также совершенствовать отдельные технические приемы. Для этого обычно используются специальные упражнения, по характеру выполнения и структуре сходные с тем или иным техническим приемом или отдельными их элементами.
2. Совершенствование функциональных возможностей организма спортсменов.
3. Повышение психологической подготовленности.
4. Создание условий для восстановления организма после тренировочных и соревновательных нагрузок.
Основными средствами специальной физической подготовки являются: соревновательное упражнение «своего» вида спорта, а также подготовительные упражнения, сходные по своей двигательной структуре и характеру нервно-мышечных усилий с движениями специализируемого упражнения. С помощью таких упражнений решаются две задачи: совершенствуются технические приемы и развиваются специальные физические качества.
Развитие специальной силы. Большинство технических приемов в волейболе требует проявления специальной силы. Так, для выполнения передачи сверху двумя руками необходим определенный уровень развития силы мышц кистей, подачи — силы мышц кисти, плечевого пояса и мышц туловища, а для выполнения такого сложного технического приема, как нападающий удар, требуется комплексное развитие силы мышц кисти, плечевого пояса, туловища и ног. Сила мышц ног у волейболиста проявляется в прыжках.
Развитию прыгучести в волейболе уделяют очень большое внимание. Прыгучесть — комплексное проявление силы мышц ног и способности их к быстрому сокращению. Помимо этих качеств требуется высокая согласованность всех движений.
Примерные упражнения для развития силы мышц кистей:
1. Сгибание и разгибание кистей в лучезапястных суставах с сопротивлением партнера (или с гантелями).
Вращательные движения кистей в лучезапястных суставах с гантелями в руках.
Отталкивание от стены, акцентируя движения кистей. Опираться о стену можно всей ладонью, а не только кончиками пальцев.
Броски набивных мячей различного веса сверху вниз, акцентируя движения кистями.
Передача сверху двумя руками небольших набивных мячей (0,5—1 кг)1.
Вращение кистями палки, наматывая на нее шнур, к концу которого подвешен груз (1-4 кг).
Примерные упражнения для развития силы мышц плечевого пояса:
Сгибание и разгибание рук с сопротивлением партнера; в упоре лежа (варианты: одна кисть на другой; с поочередным сгибанием рук; с опорой на одну руку; с поочередным подниманием ног; с хлопком ладонями в момент отталкивания; с опорой на пальцы).
Поднимание рук через стороны вверх и обратно с сопротивлением партнера.
В упоре лежа партнер держит ноги занимающегося партнера за голеностопные суставы. Занимающийся партнер перемещается переступанием или одновременными толчками руками.
В упоре лежа отталкивание от пола с хлопком перед грудью.
Броски набивных мячей различного веса из различных исходных положений, на различные расстояния.
Закрепляя конец амортизатора в различных точках на полу или стене, выполнять упражнения, по своей структуре сходные с соревновательными упражнениями, добиваясь изолированного воздействия на ту или иную группу мышц.
Стоя на резиновом амортизаторе, сгибание рук в локтях до груди (варианты: поднимание рук вперед-вверх, в стороны — вверх, круговые вращения руками).
Ударное движение руки при нападающем ударе на блочном устройстве или с резиновым амортизатором.
Примерные упражнения для развития силы мышц туловища:
Вращательные движения туловищем в разных направлениях.
Вращательные движения туловищем с отягощением (штанга, мешок с песком, партнер).
Наклоны вперед и в стороны с отягощением.
Подъем штанги на грудь и тяга.
Прогибание в пояснице, лежа на животе.
Лежа на спине руки за головой — поднять (резко) туловище, с наклоном вперед до касания локтями пола.
То же, но руки в стороны ладонями вниз, ноги вместе, прямые — поднять ноги вверх и опустить их вправо, затем влево.
Партнер держит разведенные ноги за бедра, второй прогибается назад (руки за головой) и наклоняется вперед (вариант: с поворотом туловища в стороны).
Лежа на бедрах на скамейке, ступнями зацепиться за рейку, руки за головой — рывком прогнуться назад с поворотом туловища.
Примерные упражнения для развития силы мышц ног:
Приседания на одной и на обеих ногах.
Приседания и вставания со штангой большого веса на плечах. Разновидностью этого упражнения является вставание со штангой, держа ее сзади (4—8 раз за подход).
Полуприседания и быстрые вставания с подъемом на носки. Вес штанги не более 50% максимального (10—15 раз за подход).
Выпрыгивания из полуприседа и приседа. Вес — 50% максимального, с которым волейболист может подняться из приседа (6- 7 выпрыгиваний за подход). Разновидность этого упражнения выпрыгивание на одной ноге со штангой весом 30—35% максимального.
Подпрыгивания упруго, но не полностью сгибая коленные суставы (до 120°), со штангой такого же веса, что в упражнении 3 (10—15 повторений в подходе).
Прыжки со скакалкой на различную высоту в разном темпе.
Прыжки с разбега и с места с касанием предметов, подвешенных возможно выше.
Прыжки с касанием предметов, подвешенных на оптимальной высоте.
Прыжки на одной и обеих ногах на дальность.
Прыжки на матах, песке, в снегу, в воде.
Напрыгивания на предметы различной высоты.
Прыжки в глубину с различной высоты с последующим напрыгиванием на предмет.
«Петушиный» бой (оба партнера, прыгая на одной ноге, толкаются плечами).
Приведенные выше примерные упражнения предназначены для развития мышечной силы ног, которая проявляется в прыгучести волейболиста
Прыгучесть — это способность волейболиста прыгать оптимально высоко для выполнения нападающих ударов, подач, блокирования и вторых передач в прыжке. Она зависит от силы мышц и скорости сокращения мышечных волокон. Для проявления прыгучести необходима взрывная сила.
Развитие прыгучести начинается с развития силы с помощью упражнений общего воздействия, а в дальнейшем мышечную силу и скорость сокращения мышц рекомендуется развивать параллельно.
В специальной прыжковой подготовке рекомендуются:
а) прыжковые упражнения с отягощением и без отягощения (отягощения не более 40% от веса спортсмена);
б) основные упражнения по технике игры.
Количество прыжков с отягощением в одной серии — 10-20; продолжительность интервалов отдыха — 2-3 мин; количество серий — 5-6.
Для прыжковых упражнений без отягощения дозировки следующие: продолжительность одной серии — 10-20 прыжков; интенсивность — без пауз между прыжками; интервал отдыха между сериями — 1-2 мин; количество серий — 5-7 в тренировке.
Примерные упражнения для развития прыгучести
1. Прыжки с места, с разбега, доставая баскетбольный щит, кольцо.
2. Прыжки из глубокого приседа.
3. Прыжки с разбега с доставанием метрической разметки возможно
выше.
4. Прыжки со скакалкой на двух ногах (варианты: с ноги на ногу; с продвижением вперед; на одной ноге; в приседе; высоко поднимая бедра).
5. Серийные прыжки вверх с места, с разбега с доставанием предмета.
6. Прыжки с разбега с ударом по подвешенному мячу.
7. Имитация нападающих ударов в прыжке с места и после разбега.
8. Имитация блокирования на месте и после перемещения.
9. Имитация блока, нападающего удара, блока, нападающего удара и т.д.
10. Нападающие удары через сетку после разбега с различных по траектории вторых передач.
Развитие специальной быстроты. Большинство упражнений, направленных на развитие быстроты, рекомендуется выполнять по зрительному сигналу, что помогает совершенствовать и быстроту ответной реакции. Следует подбирать упражнения, близкие по своей структуре к характеру волейбола.
Развитию быстроты перемещения способствуют рывки на короткие отрезки с резкой сменой направления движения и резкими остановками, быстроты переключения с одних действий на другие — различные сочетания имитационных упражнений, выполняемых в разной последовательности.
Примерные упражнения для развития быстроты:
Рывки и ускорения из различных исходных положений (сидя, лежа, стоя на коленях и т. д.) по зрительному сигналу.
Прыжки через скакалку (частота вращений максимальная).
Рывки с резкой сменой направления и мгновенными остановками.
Имитационные упражнения с акцентированно быстрым выполнением какого-то отдельного движения.
Быстрые перемещения, характерные для волейбола, с последующей имитацией или выполнением технического приема.
Наиболее целесообразно использовать соревновательный метод, проводить различные эстафеты.
Развитие специальной выносливости. Волейбол предъявляет очень высокие требования к специальной выносливости игрока. Необходимо развить способность переносить значительный объем повторно-переменных скоростных нагрузок и действий, требующих большой точности выполнения.
Выносливость прыжковая, скоростная, игровая — вот разновидности проявления специальной выносливости, специфичной для волейболиста.
Особое внимание следует уделять развитию у волейболистов прыжковой выносливости — способности на протяжении всей встречи выполнять прыжки и серии максимально высоких прыжков. Для ее развития служат упражнения с большим количеством прыжков, выполняемых на оптимальную высоту, например серия нападающих ударов в сочетании с блокированием, выполняемых без пауз. Не менее важную роль в волейболе играет скоростная выносливость, заключающаяся в способности на протяжении всей игры одинаково быстро выполнять технические приемы и перемещения. Скоростная выносливость развивается с помощью упражнений повторно-переменного характера, в которых быстрые перемещения и отдельные движения повторяются многократно.
Специальная выносливость объединяет прыжковую выносливость, способность на протяжении всей игры максимально точно выполнять все технические приемы (так как в волейболе судится техника выполнения приемов) и сосредоточивать внимание на протяжении всей игры. Для развития этого качества используют игры с большим, чем предусмотрено правилами соревнований, числом партий (6—9), игры на время, заполняя паузы между партиями интенсивными физическими упражнениями или игрой в баскетбол на протяжении 5 - 10 мин. в максимально быстром темпе. Примерные упражнения для развития специальной выносливости:
Прыжки на одной и обеих ногах на различную высоту.
Серии прыжков в течение 15 сек. В первой серии выполняется максимально возможное количество прыжков, во второй — прыжки максимальной высоты и т. д. 4—5 серий прыжков выполняют без остановок в течение 1—1,5 мин. Эти же упражнения можно делать со скакалкой.
Перемещения в низкой стойке в различных направлениях — 1—1,5 мин. — 30—45 сек. отдых, и так 3—4 серии (можно с отягощениями 2—5 кг).
Игрок последовательно имитирует нападающий удар и блокирование (удар — один блок, удар — два блока и т. д.), после чего возможно быстрее отходит на линию нападения, чтобы вновь выполнить упражнение. В упражнении может быть 20—50 прыжков.
5.Игрок, располагаясь у сетки, выполняет 10 подскоков, после чего имитирует блок или нападающий удар. Следующую имитацию нападающего удара или блока выполняют после 9 подскоков, далее после 8, 7 и т. д.
6.Серия падений на грудь, выполняя между падениями перемещения в два-три шага. Число падений в серии может колебаться от 5 до 10.
7.Эстафеты, проводимые с различными перемещениями в чередовании с кувырками вперед и назад.
Тренировочные занятия должны строиться так, чтобы у волейболиста создавался так называемый запас прочности в выполнении отдельных технических приемов. Чередование приемов может быть следующим:
нападающий удар в 2—3 раза;
блокирование в 2—3 раза;
передача в 7—10 раз;
подача в 8—10 раз;
прием передач в 8—10 раз;
прием нападающих
ударов в 6—8 раз.
Количество повторений отдельных технических приемов в тренировке игроками, несущими различные игровые функции, различно.
Развитие специальной ловкости. В ходе игры неожиданно возникают различные двигательные задачи, требующие быстроты ориентировки и моментального осуществления решений. К тому же точность выполняемых движений должна быть максимальной, иначе неизбежны технические ошибки.
Для развития у игроков умения управлять своим телом в воздухе необходимо удлинять время безопорной фазы, выполнять упражнения с подкидного мостика и на батуте. Следует обращать внимание на точность приземления игроков и принятие исходного положения, соответствующего данной ситуации. Полезно выполнять освоенные ранее упражнения в непривычных условиях (акробатические упражнения в сочетании с отдельными техническими приемами или их имитацией, упражнения на батуте и т. д.). Примерные упражнения для развития специальной ловкости:
Одиночные и многократные кувырки вперед и назад в различной последовательности.
То же, но в сочетании с имитацией или выполнением отдельных технических приемов.
Одиночные и многократные прыжки с места и с разбега с поворотом на 90, 180, 270 и 360°.
Прыжки через различные предметы и снаряды (скамейка, веревка, конь) с поворотами и без поворотов.
Прыжки с подкидного мостика, выполняя какие-то движения и повороты в воздухе.
Прыжки с подкидного мостика с имитацией в безопорном положении нападающих ударов, передач, блокирования.
7. Прыжки на батуте с различными движениями в безопорном положении, с имитацией отдельных технических приемов, с поворотами вокруг вертикальной и горизонтальной осей.
Игроки располагаются парами лицом друг к другу на расстоянии 5—6 м. Первую передачу выполняют над собой, вторую партнеру, после чего игрок делает кувырок вперед или назад (выполнять 10—15 передач подряд, не теряя мяча).
Игроки располагаются парами: один с мячом под сеткой, второй на лицевой линии в различных исходных положениях (сидя лицом или спиной к партнеру, лежа на животе или на спине и т. д.). Первый игрок ударяет мячом об пол, второй после отскока мяча от пола должен встать, выйти к мячу и выполнить передачу партнеру.
Упражнения, направленные на преимущественное развитие специальной ловкости, рекомендуется использовать в начале основной части занятия.
Развитие специальной гибкости. Для развития специальной гибкости используют упражнения на растягивание, сходные по структуре с движениями или отдельными их частями, встречающимися в технических приемах игры. Амплитуда движений в таких упражнениях должна быть больше, чем при выполнении того или иного приема.
Для волейболистов наиболее характерны травмы пальцев, лучезапястных, плечевых, коленных и голеностопных суставов. Одна из причин этого — недостаточно развитая подвижность в суставах, сила и эластичность мышц и эластичность связок. Поэтому особенно важны упражнения, способствующие увеличению подвижности в суставах, укреплению мышечно-связочного аппарата и развитию эластичности мышц и связок.
Примерные упражнения для развития специальной гибкости:
Имитационные упражнения с большой амплитудой движения (с малыми отягощениями и без них).
Наклоны вперед, назад. Упражнения можно выполнять с помощью партнера.
Пружинистые выпады вперед и в стороны.
Вращательные и круговые движения туловищем из различных исходных положений.
Размахивания руками и ногами с предельной амплитудой и с небольшими отягощениями.
а. В лучезапястных суставах:
1. Отталкивание кистями от стены.
2. Кистевой бросок набивного мяча (1 кг).
3. Опорный прыжок через гимнастического коня.
4. Руки подняты вверх с гантелями — движения вперед-назад.
5. Ходьба в стойке на руках, ноги поддерживает партнер.
6. Отталкивание от пола в упоре лежа.
7. Перемещение по кругу в упоре лежа и в упоре сидя.
б. В плечевых суставах:
1. Круговые движения прямыми руками с большой амплитудой и
максимальной скоростью.
2. Маховые движения руками в наклоне вперед.
3. Наклоны вперед, держась за рейку гимнастической стенки на уровне
груди, пояса.
4. С партнером, стоя спиной друг к другу. Поднять руки вверх (в стороны), зацепиться кистями — одновременный шаг вперед, назад; шаг другой ногой вперед, назад и т.д.
5. В висе на кольцах (перекладине) раскачивания туловищем.
6. Стоя спиной к резиновому амортизатору, — круговые вращения руками назад; руки вверху — попеременная тяга руками вперед; руки в стороны — отведение рук назад и тяга вперед.
в. В суставах позвоночного столба и тазобедренных суставах:
1. Лежа на животе, взяться руками за голеностопные суставы — прогнуться.
2. Лежа на животе, руки в стороны — достать ногой разноименную руку.
3. Пружинистые наклоны туловища вперед, назад, в стороны.
4. Стоя спиной к гимнастической стенке, держась руками за рейку на уровне головы, — прогибание, выпрямляя руки.
5. Стоя боком к гимнастической стенке, поставить ближнюю к стенке ногу на рейку под углом 90° — наклоны к стоящей на полу ноге.
6. Стоя, поднять бедро до прямого угла — круговые вращения ногой.
7. Сидя в положении барьерного бега, наклоны к прямой ноге.
8. Повороты туловища со штангой на плечах. г. В коленных и голеностопных суставах:
1. Ходьба выпадами в стороны с пружинистыми покачиваниями.
2. Прыжки в приседе вперед, назад, в стороны.
3. Прыжки со скакалкой.
4. Из седа на пятках, держась руками за стопы, прогнуться, подавая таз вперед.
5. Прыжки вверх, отталкиваясь только стопами.
6. Ходьба на носках, пятках, внешней, внутренней стороне стопы.
7. Носки стоп на возвышении (5-10 см) — подъем на возвышение.
Упражнения, направленные на развитие специальной гибкости, рекомендуется выполнять свободно, без лишних мышечных напряжений, постепенно увеличивая амплитуду и полнее используя инерцию движущихся частей тела.
Развитие умения расслабляться. Умение произвольно расслаблять мышцы значительно повышает работоспособность человека. Начинать обучение расслаблению мышц нужно со специальных упражнений. Наиболее доступны те упражнения, при выполнении которых используется вес отдельных частей тела. Произвольным расслаблением мышц эти части тела пассивно «роняют» вниз. Сложнее упражнения с пассивным раскачиванием частей тела, при которых центр тяжести перемещается.
Примерные упражнения для развития умения расслабляться:
Встряхивание кистей в различных исходных положениях рук (вниз, в стороны, вверх).
Из исходного положения руки вверх (вперед, в стороны), «уронить» их вниз.
Свободное размахивание одной ногой.
Свободное размахивание расслабленными руками с поворотами туловища влево и вправо.
Свободное размахивание ногами в висе.
Из исходного положения руки вверх последовательное расслабление и опускание кистей, предплечий, рук, головы, плеч, туловища с переходом в полный присед.
Из исходного положения — стоя в наклоне вперед расслабленное покачивание туловища и свободно опущенных рук.
Расслабленный семенящий бег.
Прыжки на месте на одной ноге со свободным покачиванием и расслаблением другой ноги и рук.
10. Из исходного положения — лежа на спине полное расслабление мышц плеч, рук, ног, туловища.
Специальные упражнения можно выполнять индивидуально, в парах, тройками и группами (см. Приложение, рисунки).
Таким образом, мы рассмотрели основные виды упражнений специальной физической подготовки, которые можно использовать при работе с волейболистами 13-14 лет.
Метод математической (статистической) обработки результатов исследования применялся практически на протяжении всего эксперимента.
Математическая обработка материалов исследования проводились с помощью компьютерной программы Microsoft Office Excel (Statistic).
Для статистической (математической) обработки применялись следующие формулы:
а) ;
М – среднее арифметическое,
- числовые значения показателя,
- их количество (или количество испытуемых).
б) δ=
- стандартное отклонение,
D – сумма квадратов отклонений;
в) m=
где - стандартная ошибка среднего,
- стандартное отклонение,
- количество числовых значений показателя (или количество испытуемых).
|