Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение.
Для подтверждения данных теоретических положений и проведения экспериментального изучения по влиянию занятий волейболом на физическое развитие детей, были отобраны 20 учащихся в возрасте 13-14 лет, занимающиеся в спортивной секции по волейболу в средней школе № 29. Исследовательская работа осуществлялась в течение 9 месяцев: начало экспериментального исследования – сентябрь 2006 г., окончание – май 2007 г.
С помощью разработанного нами комплекса методик были выявлены особенности физического развития, функционального состояния, уровня развития двигательных качеств подростков 13-14 лет.
В процессе исследований определялись показатели: физического развития (длина и масса тела); показатели гибкости (наклон вперед из положения стоя); силовых способностей: мышц рук и плечевого пояса (сила правой и левой кисти, сгибание-разгибание рук в упоре лежа, метание набивного мяча 3 кг. из-за головы (см)), силы мышц туловища (подъем туловища за 30 сек), силы мышц ног (сумма пяти прыжков (см)); скоростно-силовых возможностей (прыжок в длину с места); скоростные способности (бег 30 м.); координационных способностей (челночный бег 3*10 м).
Средние величины показателей физического развития и физической подготовленности юных волейболистов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели физического развития и физической подготовленности юных волейболистов (х± т)
№ п/п
|
Показатели
| Эксперимент
| сентябрь
| май
| достоверность
| t
| p
| 1.
| Длина тела (см)
| 165,5±4,3
| 168,7±4,2
| 0,75
| <0,05
| 2.
| Масса тела (кг)
| 43,7±2,1
| 47,3±2,02
| 2,09
| <0,05
| 3.
| Наклон вперед из положения стоя (см)
| 5,3±0,96
| 6,6±0,79
| 1,7
| >0,05
| 4.
| Сгибание-разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз)
| 17,6±2,5
| 19,4±2,1
| 0,72
| <0,05
| 5.
| Метание набивного мяча 3 кг. из-за головы (см)
| 316,2±5,3
| 354,7±5,4
| 2,3
| <0,05
| 6.
| Прыжок в длину с места (см)
| 197,7±8,5
| 215,5±7,7
| 0,33
| <0,05
| 7.
| Подъем туловища за 30 сек (кол-во раз)
| 22±2,4
| 24,43±2,7
| 0,5
| <0,05
| 8.
| Сумма пяти прыжков (см)
| 737±6,4
| 775,5±6,9
| 4,0
| <0,05
| 9.
| Бег 30 м (с)
| 8,3±0,56
| 7,17±0,44
| 0,22
| >0,05
| 10.
| Челночный бег 3*10 м (с)
| 9,5±0,6
| 8,1±0,45
| 1,65
| >0,05
|
Сравнительный анализ изучаемых показателей позволяет сделать вывод, что с возрастом юных волейболистов прогрессивно и достоверно увеличиваются физические качества.
Результаты в тесте «Наклон вперед из положения стоя», отражающие уровень развития гибкости, не достоверны.
В показателях силовых (сила правой и левой кисти, сгибание-разгибание рук в упоре лежа, метание набивного мяча 3 кг. из-за головы (см)) и скоростно-силовых способностей (прыжок в длину с места) выявлены достоверные различия.
Наблюдаются статистически достоверные различия в показателях силы мышц туловища (подъем туловища за 30 сек) и силы мышц ног (сумма пяти прыжков (см).
Достоверных различий между величинами скоростных (бег 30 м.) и координационных способностей (челночный бег 3*10 м) после окончания эксперимента выявлено не было.
ВЫВОДЫ 1. Анализ используемых в физическом воспитании средств позволяет сделать вывод о высокой значимости волейбола в системе физкультурной работы среди детей и подростков; вместе с тем показав, что на сегодняшний день уделяется мало внимания обучения волейболу, с использованием специальных упражнений волейболистов, которые положительно влияют на воспитание физических качеств.
2. У подростков 13-14 лет прогрессивно и достоверно увеличиваются размеры и масса тела, что вполне объясняется закономерностями возрастного развития.
3. По показателям физической подготовленности учащиеся находятся на среднем уровне по сравнению с приводимыми в литературе данными.
4. Занятия волейболом по разработанной программе привели к статистически достоверному (р0,05) улучшению показателей физического развития и повышению функционального состояния испытуемых.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В обучение волейболу входят обучение основам техники игры и формирование практических навыков. Но, для того, чтобы добиться необходимых результатов, прежде всего, нужно развивать у спортсмена физические качества, которые являются основой технических умений и навыков. В процессе обучения необходимо развивать двигательные качества во взаимодействии. И этот процесс тесно связан с развитием физических качеств ребенка.
Общая результативность занятий по волейбольной подготовке во многом зависит от уровня учебной активности и заинтересованности учащихся. Поэтому тренер должен к этому стремиться на каждом занятии. В своей работе педагог должен использовать весь комплекс воздействия на ребенка: физическую, функциональную, техническую и психологическую стороны подготовки. Каждый из этих видов подготовки имеет свои конкретные методы, средства и задачи. Это управляемый процесс совершенствования основных сторон подготовки и в первую очередь формирование двигательных качеств. В основе воспитания физических качеств лежит общефизическая подготовка, направленная на развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости. Данная работа проводится с детьми на всех занятиях по волейболу. Кроме этого выделяется комплекс упражнений, составляющий специальную подготовку. Он направлен на формирование физических качеств, необходимых волейболистам. Этот комплекс разрабатывается каждым педагогом индивидуально, в зависимости от возраста, состояния здоровья, общей подготовленности детей. Но базируется этот комплекс на общих положениях, касающихся формирования специальных навыков и качеств.
Таким образом, особенностью воспитания двигательных качеств детей в процессе волейбольной подготовки, являются – взаимосвязь формирования двигательных качеств с физическими качествами ребенка и их зависимость от процесса обучения и воспитания в целом. Данная проблематика предполагает комплексную работу педагога при занятиях с детьми во внеурочной деятельности.
Библиографический список
Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. – М.: ФиС, 1988. – 207с.
Беляев А.В. Методика воспитания физических качеств волейболистов / А.В. Беляев - М., 1990.- 36с.
Валик Б.В. Развитие скоростно-силовых качеств / Б.В. Валик. – М.: ФиС, 1969. - 234с.
Волейбол / под ред. А.Г. Айриянца – М.: ФиС, 1976.-230с.
Глинская Е.Г. Совершенствование приемов волейбола / Е.Г. Глинская // Физическая культура в школе – 2006, №5. – с. 33-36
Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: Академия, 2004.-224с.
Голомазов В.А. Волейбол в школе / В.А. Голомазов, В.Д. Ковалев, А.Г. Мельников. - М.; Просвещение, 1976.-187с.
Губа В.П. Индивидуальные особенности юных спортсменов / В.П. Губа, В.Г. Никитушкин, П.Д. Квашук. - Смоленск, 1997.-219 с.
Дубровский В.И. Спортивная физиология: учеб. для сред. и высш. учеб. заведений по физ.культуре / В.И. Дубровский. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 462 с.
Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учебник для студентов вузов / В.И. Дубровский. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 480 с.
Дукальская А.В. Современное представление о развитии физических качеств волейболистов. / А.В. Дукальская. - Ростов-на-Дону, 1995. – 24 с.
Жданов Л.Н. Возрастное развитие быстроты движений у детей школьного возраста / Развитие двигательных качеств школьников / Л.Н. Жданов – М.: Просвещение, 1977. – 256с.
Железняк Ю.Д. Волейбол / Ю.Д. Железняк, А.В. Ивойлов. - М: Физкультура и спорт, 1991.- 239 с.
Жуков М.Н. Подвижные игры / М.Н. Жуков. – М.: Академия, 2004.-160с.
Ильин Е.П. Психология физического воспитания / Е.П. Ильин. – СПб, РГПУ им. Герцена, 2000. – 486с.
Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств / В.Б. Коренберг. // Теория и практика физической культуры –1996, №7.– с.2
Литвинов Е.Н. Физкультура! Физкультура / Е.Н. Литвинов, Г.И. Погадаев. – М.: Просвещение, 1999. – 141с.
Лихницкая И.И. Что надо знать о возрастных и физиологических резервах организма / И.И. Лихницкая. – Л.: Знание, 1987. – 32с.
Лях В.И. Учение и обучение двигательным действиям / В.И. Лях. // Физическая культура в школе – 2005, №1. – с.18
Матвеев А.П. Методика физического воспитания с основами теории / А.П. Матвеев, С.Б. Мельников. – М.: Просвещение, 1991. – 191с.
Минаев Б.Н. Основы методики физического воспитания школьников / Б.Н. Минаев, Б.М. Шиян. – М.: Просвещение, 1989. – 220с.
Настольная книга учителя физической культуры / под ред. Г.И. Погодаева – М.: ФиС,1998 – 496с.
Развитие двигательной и функциональной подготовленности школьников. Сборник научных трудов -Свердловск, 1990.- 104с.
Романенко В.А. Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой / В.А. Романенко, В.А. Максимович. - М.: ФиС,1986.-143с.
Рунова М.А. Двигательная активность ребенка / М.А. Рунова. – М.: Мозаика-Синтез, 2000 – 256с.
Сенюшкин С.В. Пионербол с элементами волейбола / С.В. Сенюшкин // Физическая культура в школе – 2005, №1 – с. 60
Спортивные игры: совершенствование спортивного мастерства / под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова - М.: Академия, 2004.- 400с.
Теория и методика физического воспитания / под ред. Ашмарина Б.А. – М.: Просвещение, 1990. – 287с.
Тихомиров А.К. Развитие координационных способностей / А.К. Тихомиров // Физическая культура в школе – 2006, №4.- с. 29-31
Упражнения с набивным мячом // Физическая культура в школе – 2006, №8.-с. 40-45
Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена / Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 319с
Фарфель В.С. Управление движениями в спорте / В.С. Фарфель. - М.: ФиС,1975,-208с.
Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов / В.П. Филин. – М.: ФиС,1974. – 232с.
Фомин Н.А. На пути к спортивному совершенству / Н.А. Фомин, В.П. Филин. - М.: ФиС,-1986.-159с.
Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2001. – 480с.
Хрипкова А.Б. Возрастная физиология и гигиена / А.Б. Хрипкова. – М.Просвещение, 1990. – 320с.
Шабунин Р.А. Влияние различных двигательных режимов на развитие функциональных возможностей сердца и двигательных качеств у детей. / Новые исследования по возрастной физиологии / Р.А. Шабунин, Н.И. Шлык, И.В. Гуштурова. – М.: Педагогика, 1987 – с.52
Школьникова И.В. Развитие прыгучести по методу круговой тренировки / И.В. Школьникова // Физическая культура в школе – 2007, №1.- с. 39-40
Шлемин А.М. Совершенствование двигательной подготовленности учащихся на уроках физической культуры / А.М. Шлемин. – М.: Педагогика, 1992 – 75.
Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект / Ю.А. Янсон. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.-624с.
|