|
«природа и цивилизация» «ПРИРОДА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ» Пояснительная записка
Актуальность изучения данного элективного курса связана со все более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью человека и состоянием окружающей среды. При его изучении учащиеся углубляют свои знания об основных причинах нарушения устойчивости природных систем, изменения качественного состояния природных компонентов в природных комплексах, снижения способности природы воспроизводить ресурсы, необходимые для жизни человека, для дальнейшего развития общества.
Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Изучение данного курса будет способствовать формированию научного мировоззрения учащихся.
Целями изучения курса являются интеграция знаний учащихся по экологии, полученных при изучении различных предметов, воспитание у учащихся экологически оправданного поведения в жизненных и производственных ситуациях, формирование научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
Содержание курса раскрывается через уже знакомую учащимся систему понятий, которые в ходе изучения данного курса развиваются и конкретизируются, а также вводятся новые понятия. Наряду с теоретической частью программа предусматривает практические и самостоятельные работы школьников.
Учащиеся должны знать:
• основную понятийно-терминологическую базу;
• научно-методические основы охраны окружающей среды; разнообразие видов сообществ своей местности;
• редкие виды растений и животных своего края; современное состояние природных комплексов Пензенской области;
• характеристики абиотических, биотических и антропогенных факторов окружающей среды в регионе;
• современное состояние, использование и способы охраны растительности и животных края;
• виды природных ресурсов и основные закономерности их размещения в области;
• памятники природы и заповедники родного края;
• сезонные изменения в жизни растений и животных края.
Учащиеся должны уметь:
• применять знания экологических правил при анализе экологических ситуаций локального и регионального уровня;
• оценивать природные ресурсы природных комплексов области;
• определять уровень загрязнения воды и воздуха;
• проводить фенологические наблюдения;
• принимать участие в озеленении ближайшего природного окружения и противоэрозионных мероприятиях.
Содержание курса предусматривает работу с разными источниками информации.
Курс рассчитан на 34 часа.
Учебно-тематический план
№ п/п
| Темы курса
| Всего часов
| Дата проведения
|
|
| 1
| Основные этапы взаимодействия человека и природы
Человек, его появление и развитие.
Древнейшие люди, их связь с природой.
Древние цивилизации.
Роль географической среды в становлении цивилизаций.
Особенности индустриальной эпохи (активное освоение ресурсов, развитие промышленности и т.д.).
Период НТР - начало постиндустриальной эпохи.
Современное состояние природных систем, их оценка.
Практикумы:
Ознакомление учащихся с различными методами составления летописи Земли и человеческого общества.
Составление истории природопользования своей местности.
| 9 1
1
1
1
1 1
1 1 1
|
| 2
| Состояние природных систем: страна, регион
Парадоксы российского пространства.
Знаки беды: территории острых экологических ситуаций.
Экология и экономика: враги или друзья?
Проблемы охраны окружающей среды Московской области.
Городская среда - среда жизни человека.
Факторы формирования городской среды г.Каширы, ее функциональная структура.
Система служб области, стоящих на защите природы.
Практикумы:
Анализ карт атласа России и Московской области, статистических данных, диаграмм.
Составление проекта деления города на зоны по преобладающей функции.
| 9 1
1
1
1 1
1 1
1 1
|
| 3
| Использование современных способов научных исследований в природопользовании
Прогнозирование и моделирование.
Оценка качества окружающей среды.
Мониторинг.
Виды мониторинга.
Практикумы:
Экологическая экспертиза хозяйственного проекта.
Моделирование экологической проблемы (ситуации). Обоснование существа проблемы, анализ и прогнозирование функционирования и развития природной системы.
Выбор практических рекомендаций по устранению возникающих экологических конфликтов.
| 7
1
1
1
1 1
1
1
|
| 4
| Будущее человечества под угрозой
Диалектическое единство природы и человека.
Учение В.И. Вернадского о ноосфере.
Понятие об экологической культуре, этике, мышлении.
Внутренняя гармония человека - необходимое условие достижения гармонии мира.
На пути к устойчивому развитию.
Роль международных организаций в решении глобальных проблем.
Формирование планетарного мышления.
Практикумы:
Классификация глобальных проблем человечества.
Конференция. От экологических проблем к глобальным проблемам человечества.
Теоретическое обоснование стратегии личного поведения в природной среде в соответствии с экологической целесообразностью.
| 9 1
1
1
1 1
1 1
1 1
|
|
| Итого:
| 34
|
|
Содержание программы (34 часа)
Тема 1. Основные этапы взаимодействия человека и природы (9часов)
1. Человек, его появление и развитие. Древнейшие люди, их связь с природой.
2. Древние цивилизации. Роль географической среды в становлении цивилизаций.
3. Особенности индустриальной эпохи (активное освоение ресурсов, развитие промышленности и т.д.).
4. Период НТР - начало постиндустриальной эпохи. Современное состояние природных систем, их оценка.
Практикумы: 1. Ознакомление учащихся с различными методами составления летописи Земли и человеческого общества.
2. Составление истории природопользования своей местности.
Тема 2. Состояние природных систем: страна, регион (9 часов)
1. Парадоксы российского пространства.
2. Знаки беды: территории острых экологических ситуаций.
3. Экология и экономика: враги или друзья?
4. Проблемы охраны окружающей среды Московской области.
5. Городская среда - среда жизни человека.
6. Факторы формирования городской среды г.Каширы, ее функциональная структура.
7. Система служб области, стоящих на защите природы.
Практикумы:
1. Анализ карт атласа России и Московской области, статистических данных, диаграмм.
2. Составление проекта деления города на зоны по преобладающей функции:
а) промышленная зона,
б) селитебная зона,
в) рекреационная зона,
г) транспортная зона,
д) коммунально-складская зона.
3. Обсуждение проекта. Предложения по улучшению качества городской среды.
Тема 3. Использование современных способов научных исследований в природопользовании (7 часов)
1. Прогнозирование и моделирование.
2. Оценка качества окружающей среды.
3. Мониторинг. Виды мониторинга.
Практикумы: 1. Экологическая экспертиза хозяйственного проекта.
2. Моделирование экологической проблемы (ситуации). Обоснование существа проблемы, анализ и прогнозирование функционирования и развития природной системы. Выбор практических рекомендаций по устранению возникающих экологических конфликтов.
Тема 4. Будущее человечества под угрозой (10 чаова)
1. Диалектическое единство природы и человека. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.
2. Понятие об экологической культуре, этике, мышлении. Внутренняя гармония человека - необходимое условие достижения гармонии мира.
3. На пути к устойчивому развитию. Роль международных организаций в решении глобальных проблем. Формирование планетарного мышления.
Практикумы: 1. Классификация глобальных проблем человечества.
2. Конференция. От экологических проблем к глобальным проблемам человечества.
3. Теоретическое обоснование стратегии личного поведения в природной среде в соответствии с экологической целесообразностью. Литература
1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., СонинВ.И. Общая биология. 10-11 кл.М.: Дрофа, 2010.
2. Чернова Н.М., Гачушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии. 9 кл. М.: Просвещение, 2010.
3. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 9 кл. М.: Дрофа, 2010.
4. Сиротин В.И., Винокурова Н.Ф. Природопользование. 10-11 кл. М.: Просвещение, 2012.
5. Козлова Т.А., Сухова Т.С., Сивоглазов В.И. Экология: Книга для учащихся. М.: Школа-Пресс, 2012.
6. Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология: Краткий справочник. М.: Дрофа, 2012.
7. Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология в таблицах. М.: Дрофа, 2013.
8. Пономарева О.Н. Задания и упражнения по экологии. Пенза, 2012.
9. Жигарев И.А., Пономарева О.Н., Чернова Н.М. Основы экологии: Сборник задач, упражнений и практических работ 10-11 кл. М.: Дрофа, 2009. |
|
|