Главная страница

Протокол № от 201 г. «Утверждаю» Директор мбоу «сош №18» ( )



Скачать 302.1 Kb.
НазваниеПротокол № от 201 г. «Утверждаю» Директор мбоу «сош №18» ( )
Дата13.04.2016
Размер302.1 Kb.
ТипПротокол


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18»

города Череповца Вологодской области


Принята на Педагогическом совете

МБОУ «СОШ № 18»

Протокол № ___ от ______ 201__г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № 18»

______________ (_____________)

______ ______________ 201__г.


Рабочая программа

факультатива

«Литература Вологодской области»

для 5 класса

на 2013-2014 учебный год
Уровень обучения: базовый


Составитель: Картавая Галина Дмитриевна,

учитель русского языка

и литературы I кв.категории


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

______________( ____________ )

______ ______________ 201__г.


Обсуждено на заседании МО

учителей русского языка и литературы

Протокол № ___ от ____ _____ 201__ г.

Руководитель МО _________ ( ____________)



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Литература Вологодского края» разработана в соответствии с установками регионального базисного учебного плана и регионального стандарта по литературе.

Она ориентирована на формирование субъекта культуры, обладающего основными компетенциями в сфере словесности данного региона.

Включение этого курса в базисный план обусловлено значимостью литературы как вида искусства в культуре региона и широким общественным признанием творчества писателей-вологжан. История литературы на территории края насчитывает около семи столетий, в ее ходе был накоплен большой фонд произведений разных жанров, знакомство с лучшими из которых может дать значительный образовательный, воспитательный и развивающий эффект. Изучение этих произведений будет способствовать интеграции школьников в культурное пространство Вологодчины, укреплению духовных и социальных связей с ней.

Образовательная специфика учебной дисциплины определяется:

1) ключевыми положениями федерального стандарта по литературе;

2)тематическими, историко-культурными и ценностными характеристиками литературы Вологодского края;

3) возрастными особенностями школьников.

Место, отведенное учебной дисциплине в учебном плане школы, количество времени на ее изучение (34 часа в год - 1 час в неделю) предопределяют особенности отбора и структурирования материала.

Цель курса:

  • формирование у учащихся разностороннего, систематизированного и показательного в историко-литературном аспекте представления о художественной словесности, связанной с Вологодским краем.

Задачи:

  • установить ценностные ориентиры в изучаемом материале;

  • расширить культурный кругозор учащихся;

  • воспитывать через посредство литературных текстов патриотизм, любовь к малой родине, основанную на духовном освоении ее культурного достояния.



Преподавание литературы родного края имеет в Вологодской области давнюю и богатую традицию. Творчество отдельных писателей, эту литературу представляющих, входит в федеральные программы. К литературе Вологодского края школьники приобщаются и на уроках внеклассного чтения.

Проблематике, с ней связанной, посвящаются факультативные и специальные курсы, внеклассные мероприятия, занятия кружков. В образовательных учреждениях области ведется большая работа по литературному краеведению. Вместе с тем ощущается потребность в единой для всего образовательного пространства области основе изучения литературы Вологодского края. Такая основа должна быть административно санкционированной, унифицированной, четко структурированной, филологически обоснованной и методически обеспеченной. В соответствии с Региональным базисным планом в образовательных учреждениях области вводится обязательное преподавание учебного предмета «Литература Вологодского края» в 5классе . Принципы преподавания и содержание этого предмета определены Региональным стандартом.

Настоящая программа призвана обеспечить реализацию установок стандарта. Помимо основных целей регионального компонента, определенных этим планом, программа ориентирована на решение специфических задач, определяемых содержанием и образовательными возможностями учебного предмета. Эти задачи перечислены в стандарте.

Непременным условием успешной работы является постановка преподавания литературы Вологодского края на прочную филологическую основу – как теоретическую, так и историко-литературную. На данный учебный предмет распространяются положения, зафиксированные в Федеральном стандарте основного общего образования по литературе (разделы «Требования к уровню подготовки», «Основные -историко-литературные сведения», «Основные теоретико-литературные понятия», «Основные виды деятельности по освоению литературных произведений»). На уроках литературы Вологодского края действуют те же методические принципы, что и при изучении курса «Литература» по федеральному базисному плану.

В процессе изучения программного материала необходимо уделять внимание установлению теоретических, тематических, ассоциативных связей с основным курсом литературы. В условиях сосуществования нескольких федеральных программ унифицировать эту работу на региональном уровне не представляется возможным. Она входит в сферу компетенции учителя-предметника.

Региональный учебный план допускает два варианта преподавания предмета:

– как самостоятельный курс (распределение часов еженедельное в течение полугодия или раз в две недели в течение года);

– как модуль соответствующего учебного предмета федерального компонента.

При выборе первого варианта предпочтительным является еженедельное преподавание, обеспечивающее целостность восприятия таких произведений и тем, которые изучаются в течение нескольких уроков.

Второй вариант предполагает установление непосредственной тематической связи между произведениями литературы Вологодского края и материалом федеральной программы (славянские мифы – мифы народа коми; житие Сергия Радонежского – житие Кирилла Белозерского; понятие о романтизме – творчество К. Н. Батюшкова). В этом случае временные интервалы между уроками по литературе Вологодского края будут разными.

Внедрение настоящей программы в учебный процесс не отменяет других форм работы по предмету (внеклассное чтение, факультативные и элективные курсы, кружки, культурно-массовые мероприятия). Особую значимость эти формы приобретают в 6, 7, 10 и 11 классах, где изучение литературы Вологодского края региональным базисным планом не предусмотрено.

Предлагаемые для изучения тексты (в полном объеме или в отрывках) представлены в хрестоматии.


РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЛИТЕРАТУРА ВОЛОГОДСКОГО КРАЯ»

НАЗНАЧЕНИЕ ДОКУМЕНТА

Создание стандарта обусловлено включением учебной дисциплины «Литература Вологодского края» в региональный базисный учебный план. Стандарт способствует обеспечению единства образовательного пространства на территории Вологодской области. Он устанавливает обязательный уровень подготовки школьников 5, 8 и 9 классов по учебной дисциплине «Литература Вологодского края». Этот уровень

должен быть достигнут во всех типах средних образовательных учреждений при многообразии программ, реализующих его установки. В зависимости от типа и профиля образовательного учреждения, от подготовленности учащихся и направленности их интересов содержание данной дисциплины может варьироваться и усложняться. Конкретные методические пути и средства преподавания дисциплины не

регламентируются. Учителю предоставляется свобода педагогического творчества при условии обеспечения минимального уровня подготовки, определенного стандартом.

Общие положения федерального стандарта распространяются на региональный стандарт и в настоящем документе не дублируются.
«ЛИТЕРАТУРА ВОЛОГОДСКОГО КРАЯ» КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Литература Вологодского края в узком смысле – это произведения авторов, живших и писавших на территории данного региона. Стандарт исходит из более широкого понимания объекта изучения, трактуя его как совокупность фактов литературной жизни, способствующих формированию культурного пространства Вологодчины. К подобным фактам относятся биографические и творческие связи писателей с регионом,тематика произведений, история их создания и восприятия,деятельность писательских объединений – все явления истории литературы, имеющие отношение к созданию культурно значимого образа Вологодского края.

Включение данной учебной дисциплины в базисный учебный план мотивировано большими образовательными возможностями литературы как вида искусства, важной ролью художественной словесности в культуре региона и широким общественным признанием творчества писателей,связанных с регионом.

В основу стандарта положены теоретические и историко-литературные знания, накопленные филологической наукой,а также результаты работы краеведов, изучавших культуру Вологодчины. Дидактической основой данной учебной дисциплины в стандарте является литературоведение, объект которого – духовная культура, воплощенная в художественных текстах. Литературоведение интерпретируется как область гуманитарного знания, тесно взаимодействующая с языкознанием, историей, культурологией и краеведением. Образовательная специфика учебной дисциплины определяется: 1) ключевыми положениями федерального стандарта по литературе;

2) тематическими, историко-культурными и ценностными характеристиками литературы Вологодского края; 3) возрастными особенностями школьников.

Место, отведенное учебной дисциплине в базисном плане,количество времени на ее изучение (по 17 часов в каждом классе) предопределяют особенности отбора

структурирования материала. Сложность проблематики и художественной

организации ряда значительных произведений (таких, например, как «Привычное дело» В. И. Белова, «Пастух и пастушка» В. П. Астафьева, «Колымские рассказы» В. Т. Шаламова)препятствует их изучению на ступени основного общего образования. Кроме того, на данной ступени историко-литературный принцип преподавания, предполагающий последовательное освещение процесса развития литературы, не является ведущим. Поэтому курс литературы Вологодского края строится как изучение ряда относительно самостоятельных тем или произведений отдельных авторов, представляющих разные эпохи и доступных восприятию школьников определен-

ного возраста. Главное внимание сосредоточено на устном народном творчестве, древнерусской словесности, литературеXIX и XX вв. Стандарт исходит из того, что материал, рассмотренный в 5, 8 и 9 классах, позволяет создать целостное представление о художественной словесности Вологодского края,соответствующее уровню основного общего образования. Это представление подлежит дальнейшему расширению, углубле-

нию и усложнению в 10 и 11 классах, вне рамок регламентированного стандартом курса «Литература Вологодского края».

Принципиально важной является установка стандарта на изучение данной дисциплины в тесной связи с основным (по федеральному базисному плану) курсом литературы. Весь

процесс преподавания должен строиться на убеждении, что литература Вологодского края, исторически существуя в специфических региональных условиях, в то же время является неотъемлемой частью большой русской литературы. Отмеченная установка дает возможность преподавать литературу Вологодского края не только как самостоятельную учебную дисциплину, но и интегрировать определенный региональным стандартом материал в федеральный курс литературы, рассматривать его как модуль этого курса. В любом случае четко разграничить региональный и общерусский материал чрезвычайно трудно, поскольку некоторые имена и произведения,включенные в федеральный стандарт, относятся к явлениям,

неразрывно связанным с литературой Вологодского края (творчество К. Н. Батюшкова, Н. А. Клюева, И. Северянина,В. Т. Шаламова, В. П. Астафьева, В. И. Белова, Н. М. Рубцова).
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ВОЛОГОДСКОГО КРАЯ:
– дать разностороннее, систематизированное и показательное в историко-литературном аспекте представление о художественной словесности, связанной с Вологодским краем;

– вписать литературу Вологодского края в контекст истории русской литературы, изучаемой по федеральным программам;

– установить ценностные ориентиры в изучаемом материале;

– расширить культурный кругозор учащихся;

– включить литературу Вологодского края в активный духовный запас школьников;

– способствовать созданию целостного, культурно значимого образа Вологодчины в сознании учащихся;

– воспитывать через посредство литературных текстов патриотизм, любовь к малой родине, основанную на духовном освоении ее культурного достояния;

– формировать устойчивую личностную потребность в дальнейшем освоении культурного пространства родного края;

– инициировать деятельность по литературному краеведению на территории Вологодской области;

– способствовать повышению эффективности литературного образования.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Литературные произведения,предназначенные для обязательного изучения

Материал отбирается в соответствии с установками федерального стандарта. При этом учитываются, прежде всего,следующие его характеристики:

– региональная принадлежность (тематическая связь произведения с Вологодским краем, участие писателя в культурной жизни края);

– культурная значимость (важная роль автора, его творчества, данного произведения в культурной жизни региона или страны);

– историко-литературная показательность (отчетливая выраженность в материале основных тенденций литературного процесса, характерных черт определенных периодов истории литературы);

– идейно-художественная состоятельность (соответствие произведений

гуманистическому мировоззрению, нравственным принципам, основным эстетическим нормам); – познавательная ценность (присутствие в текстах сведений, описаний, суждений, способствующих расширению кругозора учащихся);

– жанрово-родовая репрезентативность (включение в изучаемый материал произведений, относящихся к разным литературным родам и жанрам);

– возрастное соответствие (доступность содержания, актуальность проблематики для учащихся определенного возраста);

– воспитательная направленность (наличие в изучаемом материале факторов положительного влияния на формирование личности учащегося);

– дидактическая целесообразность (наличие в материале возможностей для организации эффективного образовательного процесса).

Предлагаемый перечень произведений дает составителям программ и учителям свободу выбора в пределах, установленных набором имен и жанров устного народного творчества и древнерусской словесности. Этот перечень также допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, способствуя тем самым реализации принципа вариативности.
Устное народное творчество

Сказки, легенды и предания, записанные на территории края. Произведения русского устного народного творчества в обработке вологодских писателей. (По 2 текста каждого жанра по выбору.)

Устное творчество народов северо-западной России (2 произведения по выбору; напр.: сказки и мифологические рассказы карелов, вепсов, коми; «Калевала» Э. Леннрота – фрагменты; «Биармия» К. Ф. Жакова – фрагменты).

Древнерусская словесность

Жития вологодских святых (1 произведение по выбору –в переводе и сокращении; напр.: жития Кирилла Белозерского, Стефана Пермского, Дмитрия Прилуцкого).

Литература XIX века

К. Н. Батюшков( 3 стихотворения по выбору (напр.: «Счастливец», «К Дашкову», «Переход русских войск через Неман…», «Песнь Гаральда Смелого», «Беседка муз»).

1 стихотворение о Батюшкове (напр.: П. А. Вяземский. «К Батюшкову» («Шумит по

рощам ветр осенний»), О. Э. Мандельштам. «Батюшков»,А. А. Романов. «Константин Батюшков в Париже»).

П. В. Засодимский

2 произведения по выбору (напр.: «Заговор сов», «Сказка», «Перед потухшим камельком», «Из жизни лесной стороны» – фрагменты, «Лесное царство» – фрагменты).

А. В. Круглов

1 стихотворение и 1 рассказ по выбору (напр.: стихотворения – «Старый рыболов», «Слово», «Молитва»; рассказы –«Отверженный», «Друзья»).

В. А. Гиляровский

2 произведения по выбору (напр.: прозаические произведения – «Один из многих», «Мои скитания» – фрагменты; стихотворения – «Прометей», «Владимирка – большая

дорога», «Стенька Разин»).

Поэты и прозаики Вологодского края, XIX век(помимо основного перечня)

5 произведений разных авторов по выбору (напр.: произведения П. А. Межакова, Н. Ф. Бунакова, Н. А. Иваницкого, Ф. А. Арсеньева, М. М. Куклина, А. А. Брянчанинова,

Ф. П. Савинова, П. Е. Вересова, коми поэта И. А. Куратова и др.).

Литература XX века

Н. А. Клюев

3 стихотворения по выбору (напр.: «Старуха», «Не в смерть, а в жизнь введи меня…», «Уже хоронится от слежки…», «Рожество избы», «Слезный плат»).

И. Северянин

3 произведения по выбору (напр.: «Весенний день»,«Хвала полям», «Запевка», «Сияет даль», «Роса оранжевого

часа» – фрагменты).

А. А. Ганин

3 стихотворения по выбору (напр.: «Где в лесные купели-затоны…», «Ушла слепая ночь, а день еще далеко…», «Покос», «Памяти деда», «Заря в грозе. Помедли, путник сме

лый»).

В. Т. Шаламов

2 произведения по выбору (напр.: рассказ «Пава и дерево»,«Четвертая Вологда» – фрагменты; стихотворения – «Я забыл погоду детства…», «Сосны срубленные», «Аввакум в Пустозерске»).

А. Я. Яшин

1 рассказ и 2 стихотворения по выбору (напр.: рассказы –«Когда мы уедем?», «Старый валенок», «Угощаю рябиной»;стихотворения – «Деревня Блудново», «Москва – Вологда»,«Родные слова»).

В. Ф. Тендряков

1 произведение по выбору (напр.: «Пара гнедых», «Параня», «Хлеб для собаки», «Весенние перевертыши», «Три мешка сорной пшеницы»).

С. С. Орлов

3 произведения по выбору (напр.: стихотворения – «Его зарыли в шар земной…», «Утрами травы розовеют в росах…», «Монолог воина с поля Куликова», «Мытье полов»,киносценарий «Жаворонок»).

В. П. Астафьев

2 произведения по выбору (напр.: рассказы «Гуси в полынье», «Конь с розовой гривой», «Далекая и близкая сказка», «Звезды и елочки», «Жизнь Трезора»).

И. Д. Полуянов

1 произведение по выбору (напр.: «Кирик и Аленка»,«Месяцеслов», «Рябой», «Последний круг», «Между росами»).

В. И. Белов

2 произведения по выбору (напр.: «За тремя волоками»,«Бухтины вологодские» – фрагменты, «Скворцы», «Рассказы о всякой живности» – фрагменты, «Лад» фрагменты).

Н. М. Рубцов

3 стихотворения по выбору (напр.: «Русский огонек»,«Душа хранит», «Привет, Россия», «Ночь на родине», «Ферапонтово»).

А. А. Романов

3 стихотворения по выбору (напр.: «Смотрю опять…»,«Тетерев», «Русский язык», «Герасим», «За окном всю ночь кипело…»).

О. А. Фокина

3 стихотворения по выбору (напр.: «Как же ты пахнешь, родная земля…», «Простые звуки родины моей…»,«Оратай», «Родник», «Храни огонь родного очага…»).

Поэты и прозаики Вологодского края, XX век(помимо основного перечня)

5 произведений разных авторов по выбору (напр.: произведения И. В. Евдокимова, Б. А. Непеина, В. С. Железняка,К. И. Коничева, С. В. Викулова, М. Н. Фарутина, Ю. М. Лед-

нева, В. В. Коротаева, А. В. Петухова и др.).


ОСНОВНЫЕ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Роль художественной словесности в культурной жизни Вологодского края.

Факторы, способствующие ее развитию, отражение в ней явлений и процессов, определяющих движение русской литературы в целом.

Тематическое и жанрово-родовое разнообразие творчества вологодских писателей, нравственный смысл темы родного края, темы крестьянства и темы детства в их произведениях.

Знаменитые писатели-вологжане.

Богатство литературной жизни на территории Вологодского края.

Многообразие связей русских писателей с Вологодским краем.

Участие в литературной жизни Вологодского края финно-угорских народностей, живущих на его территории.

Литературные достопримечательности Вологодчины. Образ Вологодского края в литературе.

Устное народное творчество

Вологодский край – центр собирания устного народного творчества. Выдающиеся фольклористы, работавшие на его территории. Издание памятников вологодского фольклора.Условия бытования устного народного творчества, причины его долгой сохранности в Вологодском крае. Воплощение

особенностей культуры северного русского крестьянства в произведениях фольклора. Многообразие жанров, использование традиционных сюжетов, мотивов и художественных средств в народном творчестве Вологодского края. Основные принципы собирания произведений фольклора. Литературная обработка фольклорных текстов и использование вологодскими писателями художественных средств устного народного творчества.

Древнерусская литература

Вологодский край – один из культурных центров Древней Руси. Деятельность монастырей и подвижников Православной церкви на его территории («Северная Фиваида»).Монастыри и города – центры древнерусской книжности Вологодского края. Патриотический и духовно-просвети-

тельский пафос средневековой словесности, летописание и агиография – основные ее жанры на территории Вологодчины. Отражение важнейших событий истории Руси в памятниках средневековой литературы, создававшихся здесь. Жития вологодских святых, их соответствие жанровому канону,

воплощение в них христианского мировоззрения, высоких нравственных идеалов. Древнерусские сюжеты в творчестве вологодских писателей.

Литература XIX века

Разнообразие литературной жизни на территории Вологодского края в XIX веке. Участие в ней представителей разных сословий (дворяне, духовные лица, разночинцы и крестьяне). Роль учебных заведений, местной периодической печати и ссыльных литераторов в поддержании интереса к литературным занятиям. Уроженцы Вологодской губернии в литературных кругах Москвы и Петербурга. Гражданские мотивы, культурно-просветительский пафос и гуманистические идеалы в произведениях писателей Вологодского края.Социальная и нравственно-психологическая проблематика,идейно-художественные принципы романтизма и реализма в их творчестве. Связь писателей Вологодчины с «народолюбием», «народознанием» и народничеством, характерными тенденциями русского общественного сознания середины и конца XIX века. Тема родного края в их творчестве.

Литература XX века

Отражение в творчестве писателей Вологодского края основных событий истории России ХХ века. Тесная связь прошлого и настоящего, классические традиции и новые течения в литературе региона. Любовь к родному краю – ведущий мотив в произведениях писателей-вологжан, наделе-

ние этого мотива глубоким нравственным смыслом. Склонность к подробному изображению быта, к очерковой манере изложения, к использованию диалектных особенностей языка Вологодчины.

Картины северной природы и животного мира.

Яркие характеры земляков, образы родного дома и описания крестьянского труда. Тема России и «малой родины». Тема детства и возвращения к истокам. Тема Великой Отечественной войны. «Деревенская проза» и «тихая лирика». Вологодская литературная школа, широкое общественное признание ее заслуг. Вологодские писатели – лауреаты государственных премий.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения литературы Вологодского края

ученик должен знать:

– наиболее важные особенности художественной словесности региона;

– содержание изученных произведений фольклора и литературы;

– основные факты жизни и творческого пути К. Н. Батюшкова, А. Я. Яшина, В. П. Астафьева, Н. М. Рубцова,В. И. Белова;

– литературные места Вологодчины;

– не менее 5 стихотворений поэтов Вологодского края наизусть;

– предусмотренные региональным стандартом понятия;

-быть готовым применять к включенному в учебную программу материалу умения и навыки, названные в разделах «Основные виды деятельности по освоению литературных

произведений» и «Требования к уровню подготовки выпускников» (подразделы «Уметь» и «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни») федерального стандарта основного общего образования по литературе.
ЛИТЕРАТУРА ВОЛОГОДСКОГО КРАЯ

Экспериментальная программа

для 5, 8 и 9 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Литература Вологодского края» разработана в соответствии с установками регионального базисного учебного плана и регионального стандарта по литературе.

Она ориентирована на формирование субъекта культуры, обладающего основными компетенциями в сфере словесности данного региона.

Включение этого курса в базисный план обусловлено значимостью литературы как вида искусства в культуре региона и широким общественным признанием творчества писателей-вологжан. История литературы на территории края насчитывает около семи столетий, в ее ходе был накоплен большой фонд произведений разных жанров, знакомство с лучшими из которых может дать значительный образовательный, воспитательный и развивающий эффект. Изучение этих произведений будет способствовать интеграции школьников в культурное пространство Вологодчины, укреплению духовных и социальных связей с ней.Преподавание литературы родного края имеет в Вологодской области давнюю и богатую традицию. Творчество отдельных писателей, эту литературу представляющих, входит в федеральные программы. К литературе Вологодского края школьники приобщаются и на уроках внеклассного чтения.Проблематике, с ней связанной, посвящаются факультативные и специальные курсы, внеклассные мероприятия, занятия кружков. В образовательных учреждениях области ведется большая работа по литературному краеведению.

Вместе с тем ощущается потребность в единой для всего образовательного пространства области основе изучения литературы Вологодского края. Такая основа должна быть адмиструктурированной, филологически обоснованной и методически обеспеченной. В соответствии с Региональным базисным планом в образовательных учреждениях области вводится обязательное преподавание учебного предмета «Литература Вологодского края» в 5, 8 и 9 классах (по 17 часов в каждом классе, общее количество учебного времени на весь курс – 51 час). Принципы преподавания и содержание этого предмета определены Региональным стандартом.

Настоящая программа призвана обеспечить реализацию установок стандарта. Помимо основных целей регионального компонента, определенных этим планом, программа ориентирована на решение специфических задач, определяемых содержанием и образовательными возможностями учебного предмета. Эти задачи перечислены в стандарте. Непременным условием успешной работы является постановка преподавания литературы Вологодского края на прочную филологическую основу – как теоретическую, так и историко-литературную. На данный учебный предмет распространяются положения, зафиксированные в Федеральном стандарте основного общего образования по лите-ратуре (разделы «Требования к уровню подготовки», «Основные историко-литературные сведения», «Основные теоретико-литературные понятия», «Основные виды деятельности по освоению литературных произведений»). На уроках литературы Вологодского края действуют те же методические принципы, что и при изучении курса «Литература» по федеральному базисному плану.

В программу включены авторы и произведения, отобранные с учетом принципов культурной репрезентативности, художественной состоятельности, воспитательной эффективности, а также особенностей восприятия учащихся 5, 8 и 9 классов. Для изучения предлагается материал, представляющий разные стадии и эпохи истории художественной словесности: устное народное творчество, литература Древней Руси, XIX и ХХ веков. При этом задача воссоздания единой, сквозной, хронологически последовательной истории литературы Вологодского края в программе не ставится. Согласно Федеральному стандарту, изучение словесности на историко-литературной основе начинается с 9 класса, при переходе к среднему (полному) общему образованию. В процессе изучения программного материала необходимо уделять внимание установлению теоретических, тематических, ассоциативных связей с основным курсом литературы. В условиях сосуществования нескольких федеральных программ унифицировать эту работу на региональном уровне не представляется возможным. Она входит в сферу компетенции учителя-предметника.

Региональный учебный план допускает два варианта преподавания предмета:

– как самостоятельный курс (распределение часов еженедельное в течение полугодия или раз в две недели в течение года);

– как модуль соответствующего учебного предмета федерального компонента.

При выборе первого варианта предпочтительным является еженедельное преподавание, обеспечивающее целостность восприятия таких произведений и тем, которые изучаются в течение нескольких уроков.

Второй вариант предполагает установление непосредственной тематической связи между произведениями литературы Вологодского края и материалом федеральной программы

(славянские мифы – мифы народа коми; житие Сергия Радонежского – житие Кирилла Белозерского; понятие о романтизме – творчество К. Н. Батюшкова). В этом случае временные интервалы между уроками по литературе Вологодского края будут разными.

Внедрение настоящей программы в учебный процесс не отменяет других форм работы по предмету (внеклассное чтение, факультативные и элективные курсы, кружки, культурно-массовые мероприятия). Особую значимость эти формы приобретают в 6, 7, 10 и 11 классах, где изучение литературы Вологодского края региональным базисным планом не предусмотрено.

Предлагаемые для изучения тексты (в полном объеме или в отрывках) представлены в хрестоматии.
Содержание программы
ПЯТЫЙ КЛАСС

(17 часов)

Введение

1 час

Важная роль литературы в культурной жизни Вологодского края на протяжении всей его истории. Общие сведения о литературе Вологодского края и об авторах, ее представляющих. Разнообразие биографических и творческих связей писателей с Вологодчиной. Литература Вологодского края – неотъемлемая часть великой русской литературы.

Образ Вологодчины в произведениях литературы и искусства. Литературное краеведение – источник знаний о литературе края.
Мифология

(1–2 текста по выбору)

2 часа

Мифы – древние представления о мире, воплощенные в образах. Отражение этих представлений в устном народном творчестве, создание на их основе литературных произведений. Мифология народа коми, потомка финно-угорских племен, населявших территорию Вологодского края в древности. Мифы коми о происхождении мира. Краткие сведения о К. Ф. Жакове. Его поэма «Биармия» (фрагменты) и сказание «Бегство северных богов», основанные на мифах народа коми. Олицетворение стихий суровой северной природы в образах героев этих мифов. Изображение Жаковым прихода христианской религии на смену язычеству, вере в древних богов.
Народные сказки и их литературные обработки

(3 текста по выбору)

4 часа

Богатство, широкое распространение и разнообразие жанров устного народного творчества на территории Вологодского края. Собирание фольклора Вологодчины. Устойчивость фольклорных сюжетов и их передача разными рассказчиками. Литературная обработка вологодскими писателями произведений устного народного творчества. Волшебная сказка «Перышко Финиста – Ясна сокола» из сборника А. Н. Афанасьева. Варианты одного сказочного сюжета: записанная в Никольском уезде сказка «Морозко» из сборника А. Н. Афанасьева и коми сказка «Арале - дедушка». Нравоучительный смысл этого сюжета. «Страшная» сказка «Белая уточка» и бытовая сказка «Знахарь» в обработке А. А. Брянчанинова.

Народная сказка «Петух и жерновцы» в поэтической обработке П. Е. Вересова.
П. В. Засодимский. «Заговор сов»

1 час

Краткие сведения о писателе. Отличие литературной сказки от народной. «Заговор сов» – произведение литературное. Черты мифов и народных сказок в произведении Засодимского. Резкое противопоставление света и тьмы, добра и зла в нем. Вера писателя в непобедимость сил добра. Нравоучительный смысл сказки. Роль описаний природы в ней.
А. Я. Яшин. «Старый Валенок»

1 час

Краткие сведения о писателе. Привязанность двух одиноких существ друг к другу – главная тема рассказа «Старый Валенок». Яркие образы человека и кота в произведении. Наделение животного человеческими чертами. Особенности характеров персонажей. Снисходительное отношение

писателя к их слабостям. Сочувствие автора Луппу Егоровичу и Старому Валенку, окрашенное мягким юмором.
И. Д. Полуянов. «Кирик и Аленка»

3 часа

Краткие сведения о писателе. Знание автором рассказа «Кирик и Аленка» деревенской жизни, природы и людей. Широкое использование им разговорных слов и местных выражений. История поисков пропавшей коровы, положенная в основу произведения. Раскрытие характеров главных

героев в ходе этих поисков. Черты детей и взрослых в их поведении и переживаниях. Участие Кирика и Аленки в трудовой жизни родного села, их ответственность за состояние дел в хозяйстве, забота друг о друге.
В. И. Белов. «Скворцы»

2 часа

Краткие сведения о писателе. Переживания мальчика Павлуни, обостренные болезнью, роль этих переживаний в построении рассказа. Окружающий мир в восприятии маленького героя. Бережное отношение родителей к сыну. Основные события произведения, связанные с обитанием птичьей семьи в скворечнике на огороде. Участие Павлуни в этих событиях. Его доброта, самоотверженность, готовность защищать слабых

и противостоять злу.
В. П. Астафьев. «Жизнь Трезора»

1 час

Краткие сведения об авторе. Интерес писателя к различным явлениям природы и живым существам. «Жизнь Трезора» – рассказ о собаке и ее связи с родной деревушкой. Повадки, мысли и переживания животного в изображении писателя. Противопоставление Мухтара и Трезора.

Смешное, печальное, доброе и жестокое в истории главного персонажа.

Стихи вологодских поэтов о родном крае

(3 произведения по выбору)

2 часа

Тема родного края – одна из главных в творчестве поэтов-вологжан. Выражение в их произведениях любви к России, к родным местам, к северной природе, к землякам.

Сходство и различие картин, описываемых ими. Вологодские поэты о значении родины в жизни человека. Ф. П. Савинов. «Родное», Н. А. Иваницкий. «Любимый уголок страны моей родной…», А. А. Ганин. «Где в лесные купели-затоны…», А. Я. Яшин. «Всполошились над лесом вороны…»,

С. В. Викулов. «Вечер на Шексне», Н. М. Рубцов. «Привет, Россия…», А. А. Романов. «Смотрю опять…», О. А. Фокина. «Простые звуки родины моей…». Краткие сведения об авторах стихотворений.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

В результате изучения литературы Вологодского края ученик 5 класса

должен знать:

  • содержание изученных произведений фольклора и литературы;

  • основные факты жизни и творческого пути А. Я. Яшина, В. П. Астафьева, В. И. Белова;

  • литературные места Вологодчины;

  • не менее 3 стихотворений поэтов Вологодского края наизусть;

  • предусмотренные региональным стандартом понятия;


должен уметь:

  • Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).

  • Определять род и жанр произведений на основе изученных теоретических понятий.

  • Создавать отзыв на рассказ и повесть.

  • Давать сравнительную характеристику героев.

  • Грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть навыками диалога.

  • Выполнять элементарные исследовательские работы и презентовать их результаты.


Литература


  1. В. П. Астафьев. Затеси. «Эксмо», М. 2007г.

  2. В. И. Белов. Привычное дело. Рассказы. Библиотека школьника. 2007г.

  3. Вологодские поэты - детям: стихи / худож. Н.А. Уханова. - Череповец: Изд. дом – Принт, 2011г.

  4. П. В. Засодимский. «Заговор сов». Вологда, 1961г.

  5. Литература Вологодского края. Программа и тематическое планирование. Авторы-составители С. Ю. Баранов, И. В. Мовнар / Науч. ред. С. Ю. Баранов. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007.

  6. И. Д. Полуянов. «Кирик и Аленка»: Рассказы. [Для детей / Ил.: Б.И. Шабаев]. – Вологда: Вологодское книжное изд-во, 1962.

  7. А. Я. Яшин. Избранные произведения в 2-х томах, том 2, Проза. Изд-во "Художественная литература", Москва, 1972 – рассказ «Старый Валенок».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К ПРОГРАММЕ

КУРСА «ЛИТЕРАТУРА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

5 КЛАСС


п/п

Тема

Кол-во часов

Теория литературы

Развитие речи

Межпредметные

связи

Работа с текстом, основные виды деятельности

Краеведение, внеклассная работа

1

Введение. Роль литературы в культурной жизни Вологодского края.

1

Литература. Литературное краеведение.

Выразительное чтение; устные и письменные ответы на вопросы.

Образ Вологодчины в произведениях литературы и искусства

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; ответы на вопросы учителя; поиск информации о литературе Вологодского края и об авторах, её представляющих.

Биографические и творческие связи писателей вологодского края.

2

3

4

Мифология. Мифы коми о происхождении мира. Чтение и обсуждение произведений К.Ф. Жакова «Биармия» (фрагменты), «Бегство северных богов»

3

Мифологический рассказ. Мифология. Поэма. Сказание. Финно – угорские народы.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста; письменный ответ на вопрос по плану.

Литература и мифология. Мифология и устное народное творчество.

Комментированное чтение фрагментов поэмы К.Ф. Жакова «Биармия», сказания «Бегство северных богов»; языковой анализ текста; подбор цитат к устному ответу на тему: «Олицетворение стихий северной природы в образах героев мифов»

Отражение представлений о мире в устном народном творчестве.


5

6

Народные сказки и их литературные обработки. Волшебная сказка «Пёрышко Финиста – Ясна сокола» из сборника А.Н. Афанасьева.

2

Волшебная сказка. Жанры устн. нар. творчества. Устн. нар. творчество. Фольклорный сюжет. Отражение в волшебной сказке народных представлений о добре и зле.

Построение устных высказываний. Подробный пересказ эпизода.

Сказка о творчестве художников – иллюстраторов.

Осознанное, творческое чтение, ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, умение выражать своё отношение к прочитанному.

Жанры фольклора в регионе.


7

8

9

Варианты одного сказочного сюжета. Сказка «Морозко» из сборника А.Н. Афанасьева и коми сказка «Арале – дедушка».

3

Сказка, построение сказки (присказки, зачин, концовка, обращения, повторы), Постоянные эпитеты, гиперболы.

Построение устных высказываний, участие в диалоге; аргументация своей точки зрения; составление плана, сопоставление сказок.

Сказка в иллюстрациях И. Билибина. Мультфильмы по мотивам сказки. Сказка в кино.

Выделение смысловых частей художественного текста; сравнение героев; сопоставление вариантов сказки.

Исследователи и собиратели сказок нашего края.

10

11

Сказка «Белая уточка» в обработке А.А. Брянчанинова

2

Литературная сказка. Сказка: повторы, эпитеты, гиперболы. Сюжет сказки.

Чтение по ролям сказки; составление сказки; придумывание присказок, зачина, концовки; введение изобразительно – выразительных средств.

Сказка в иллюстрациях И. Билибина

Языковой анализ текста сказки; ответы на вопросы, раскрывающие знание текста сказки, определение вида сказки; характеристика сюжета и изобразительно – выразительных средств.

Подготовка сообщений о жизни и творчестве А.А. Брянчанинова. Составление библиографии.

12

13

Бытовая сказка «Знахарь» в обработке А.А. Брянчанинова

2

Сказка. Бытовая сказка. Изобразительно – выразительные средства. Особенности героев бытовой сказки.

Аргументация своей точки зрения; чтение по ролям; устные рассказы о творчестве А.А. Брянчанинова

Конкурс иллюстраций уч-ся к сказке.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание текста сказки, определение вида сказки; характеристика сюжета и изобразительно – выразительных средств.

Подготовка сообщений о жизни и творчестве А.А. Брянчанинова. Составление библиографии.

14

15

П.В. Засодимский.

Краткие сведения о писателе. Нравоучительный смысл сказки «Заговор сов».

2

Отличие литературной сказки от народной. Черты мифов и народных сказок в произведении П.В. Засодимского.

Составление плана рассказа о писателе; выраз. чтение, устные и письменные вопросы на ответы.

Литература и устное народное творчество

Определение своего круга чтения (любимые литературные сказки) введение элементов пересказа в устный рассказ о сказке; формирование представления об отличии литературной сказки от народной.

Подготовка страниц устного журнала П. В. Засодимского

16

17

А.Я.Яшин. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Старый валенок»: главная тема, особенности характеров персонажей.

2

Образ – персонаж. Рассказ. Сюжет. Тема. Юмор.

Ответы на вопросы, раскрывающие понимание текста; краткий пересказ; составление вопросов к рассказу.

Литература и русский язык.

Развитие умений проводить сопоставительную характеристику героев, выявлять через анализ речи персонажей особенности характера героя.

Подготовка заочной экскурсии на тему «Вологодский край в жизни и творчестве А.Я. Яшина»

18

И.Д. Полуянов. Краткие сведения о писателе. Тема и сюжет рассказа «Карик и Алёнка».

1

Жизненный и творческий путь писателя. Сюжет. Тема.

Различные виды чтения и пересказа.

Литература и русский язык.

Формирование умения определять тему произведения, объяснять свои первые впечатления рассказа, кратко пересказывать сюжет.

Создание сборника сочинений «Я читаю произведения И.Д. Полуянова»

19

20

Характеристика главных героев рассказа И.Д. Полуянова «Карик и Алёнка»

2

Рассказ, образ –персонаж, способы создания образа – персонажа. Смысл названия произведения, стиль произведения.

Характеристика образов; роль пейзажа в произведении; конкурс на лучший вопрос.

Литература и русский язык

Развитие представлений о способах создания образа персонажа.

Создание сборника сочинений «Я читаю произведения И.Д. Полуянова»

21

22

Деревенская жизнь, природа и люди в рассказе И.Д. Полуянова «Карик и Алёнка».

2

Тема, идея, образ, персонаж, пейзаж.

Сопоставление персонажей, рассказов о герое по плану.

Литература и русский язык

Развитие представления об идейно – художественном своеобразии произведения в процессе комментированного чтения.

Создание сборника сочинений «Я читаю произведения И.Д. Полуянова»

23


В.И. Белов. Краткие сведения о писателе. Сюжет

и проблематика в рассказе «Скворцы»

1

Рассказ, сюжет, проблематика, образы, персонажи.

Составление вопросов к произведению.

Литература и русский язык

Выразительное чтение; характеристика особенностей сюжета, композиции.

Защита страничек чит. дневника «По произведениям В.И. Белова».


24

25


Характеристика главного героя рассказа В.И. Белова «Скворцы». Смысл названия произведения.

2

Заглавие, тема, проблематика, авторская позиция.

Устное высказывание о роли эпизода в характеристике образа.

Литература и русский язык

Ответы на вопрос, раскрывающие понимание текста; составление плана рассказа о герое; сбор материала к рассказу, подбор цитат.

Защита страничек читательского дневника «По произведениям В.И. Белова»

26

27

В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Смешное и печальное в рассказе «Жизнь Трезора»

2

Рассказ, образ – персонаж, способы создания образа – персонажа, смысл названия произведения, стиль произведения.

Подбор цитат для титров рисованного диафильма, рассказ о замысле кадров диафильма.

Литература и русский язык

Словарная работа, озвучивание кадров рисованного диафильма.

Подготовка сообщения на тему «Вологда в жизни и творчестве В.П. Астафьева»

28

29

30

Стихи вологодских поэтов о родном крае.

3

Лирика. Лирический герой, тропы и фигуры.

Выразительное чтение наизусть, рассказы о поэтах, устное словесное рисование.

Литература и музыка.

Развитие умения восприятия, анализа и оценки лирических произведений; формирование умения сопоставлять лирические произведения, выражать своё отношение к прочитанному.

Подготовка иллюстраций к сборнику стихотворений поэтов о Вологодском крае.

31

В художественном мире стихотворений Ф.П. Савинова «Родное» и О.А. Фокиной «Простые звуки родины моей…»

1

Лирика. Лирический герой, тропы и фигуры, образ природы, система художественных образов.

Поуровневый анализ поэтического текста.

Литература и изобразительное искусство.

Развитие умений определять тему стих. и приёмы её реализации. Формирование умения воспринимать и анализировать лирические произведения; определять главную мысль стих.

Подготовка иллюстраций к сборнику стихотворений поэтов о Вологодском крае.

32

33

34

Творческий проект «Здесь Родины моей начало…»

3

Лирика. Лирический герой, тропы и фигуры, образ природы, система художественных образов.

Работа над презентацией

Литература и изобразительное искусство.
Литература и музыка.

Развитие умения восприятия, анализа и оценки лирических произведений; формирование умения сопоставлять лирические произведения, выражать своё отнош.к прочит.

Подготовка иллюстраций к сборнику стихотворений поэтов о Вологодском крае.