|  | Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению информационной технологии в процесс обучения географии. Актуальность выбора| 
      Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению 
 информационной технологии в процесс обучения географии.
 
 Актуальность выбора.
 
 В современных условиях педагогический процесс требует создания новой образовательной среды и поиска новых, эффективных технологий. Исходя из основных целей и задач образования, перечисленных в «Национальной доктрине образования Российской Федерации», следует, что необходимы такие образовательные технологии, которые отдают предпочтение формам и методам обучения, призванным содействовать формированию компетенций учеников в зависимости от личных склонностей и интересов. Поэтому  принципиальное  отличие  современной  системы образования от традиционной заключается  в использовании  большого разнообразия информационных  технологий. В данном случае компьютерная технология имеет приоритетное направление в общеобразовательном процессе.
 
 Информационная технология – процесс, использующий совокупность методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
 
 Технология предполагает системную четкую организацию учебного процесса, направленную на качественное усвоение учебного материала учащимися:
 
  повышение мотивации учащихся к учению;
 
активизацию познавательной деятельности;
 
развитие мышления и творческих способностей;
 
формирование активной жизненной позиции в современном обществе.
 
 Использование ИКТ:
 
 1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы; программа презентаций Power Point, интерактивная доска). Программа разработки презентаций PowerPoint, входящая в состав Microsoft Office, позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого. А электронные таблицы Excel помогают при подготовке урока построить картограммы и картодиаграммы по последним статистическим данным и использовать их при объяснении нового материала;
 
 2) проведение виртуальных практических работ (практикумы – программы презентаций Power Point, учебники – мультимедиа);
 
 3) на этапе закрепления изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);
 
 4) во время контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
 
 5) для проведения самостоятельных работ учащихся (обучающие программы "Репетитор", энциклопедии, справочно-информационные ресурсы, развивающие программы);
 
 6) на всех этапах урока возможное использование мультимедиа – учебников.
 Основные направления применения мультимедиа-учебников в обучении
 
 географии
 
          | Организация познавательной деятельности учащихся на уроке
 
 |   | Мотивация обучения
 
 | Передача учебной информации
 
 | Демонстрация наглядных материалов
 
 | Показ, сопоставление процессов и явлений
 
 |   | Организация самостоятельной деятельности учащихся
 
 |   | Самостоятельное приобретение знаний и умений
 
 | Подготовка докладов, сообщений
 
 | Осуществление дифференцированного подхода
 
 | Углубленное изучение географии
 
 |  
 Проверка результатов обучения
 
 
   
 7) при подготовки домашних заданий (энциклопедии, справочно - информационные ресурсы, программы презентаций Power Point, учебники – мультимедиа);
 
 8) при внеклассной работе (создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование Интернет-ресурсов);
 
 9) при создании цифрового портфолио учебных достижений учащихся;
 
 9) при формировании ИКТ-компетентности в рамках надпредметной программы по формированию универсальных учебных действий:
 
 При освоении личностных УУД:
 
 • Формирование критического отношения к информации и избирательности ее восприятия;
 
 • Формирование уважения к информации о частной жизни и информационным результатам других людей.
 
 При освоении регулятивных УУД
 
 • Оценка условий, хода и результатов действий, выполняемых в информационной среде;
 
 • Использование результатов действия, размещенных в цифровой информационной среде, для выполнения оценки выполненного действия самим обучающимся, его товарищами и учителями, а также для их коррекции;
 
 При освоении познавательных УУД
 
 • Поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
 
 • Фиксация (запись) информации об окружающем мире;
 
 • Структурирование знаний, их организация и представление в виде текстовых документов, диаграмм, презентаций;
 
 • Подготовка выступления с аудио-визуальной поддержкой;
 
 • Построение моделей объектов и процессов из конструктивных элементов реальных и виртуальных конструкторов.
 
 При освоении коммуникативных УУД
 
 • Выступление с аудио-визуальной поддержкой;
 
 • Общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видео-конференция, форум, блог).
 
 Компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения в школе. Он дает возможность учащимся самостоятельно извлекать знания, способствует развитию интеллекта школьника, расширяет учебную информацию и набор применяемых учебных задач, позволяет изменить качество контроля над деятельностью учащегося. Интерактивные компьютерные программы активизируют все виды деятельности человека: мыслительную, речевую, физическую, что ускоряет процесс усвоения материала. Компьютерные тренажеры способствуют приобретению практических навыков. Интерактивные тестирующие системы анализируют качество знаний.
 
 Объект исследования: образовательный процесс обучения географии с использованием НИТ сош № 33 города Сызрани.
 
 Предмет исследования: информационная технология.
 
 Педагогическая цель: выявить возможности повышения познавательного интереса при использовании НИТ и их эффективности в процессе обучения географии.
 
 Цель эксперимента: разработать и апробировать систему уроков с использованием НИТ.
 
 Задачи эксперимента:
 
 1. Выявить сущность НИТ, изучить состояние в теории.
 
 2.  Рассмотреть практическое решение использования данной технологии по географии.
 
 3.  Обосновать и провести экспериментальную проверку повышения уровня подготовки учащихся к предмету.
 
 4. Разработать систему уроков.
 
 5.   Разработать методические рекомендации по использованию информационных технологий.
 
 6.  Разработать критерии оценивания работы учащихся с использованием НИТ.
 
 Гипотеза: если использовать НИТ в обучении географии, то повысится качество знаний, познавательный интерес к предмету.
 
 Критерии ожидаемых результатов:
 
  показатель качества знаний,
 
показатель уровня обученности,
 
активная деятельность на уроке,
 
участие в предметной олимпиаде по географии,
 
участие в научно – практической конференции.
 
 Инструментарий для диагностики:
 
  тесты,
 
проекты,
 
творческие работы,
 
наблюдение.
 
 Сроки реализации:
 
  Подготовительный этап (сентябрь – декабрь 2011г.)
 
Прогностический этап (январь – май 2012 г.)
 
Практический этап (сентябрь 2012г. - декабрь 2013г.)
 
Аналитический этап (январь - май 2014 г.)
 
 
 Список литературы.
 
  Баранов А.С., Суслов В.Г., Шейнис А.И. Компьютерные технологии в школьной географии. – М.: Генжер, 2004.
 
Галишникова Е. М. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения//Учитель . – 2007. -№4.
 
Гусева А.И., Смольникова И.А.,Филиппов С.А., Чиркова М.А. Применение ИКТ в учебном процессе. Электронное пособие Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе».
 
Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 2004.
 
Таможняя Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования. Научно-методический  журнал «География в школе». / М.: «Школа-пресс», № 4, 2004 г
 
Электронное пособие Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе»  Разработка презентаций средствами MS Power Point для профессионалов.
 
 | 
 |  |