|
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению информационной технологии в процесс обучения географии. Актуальность выбора Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению
информационной технологии в процесс обучения географии.
Актуальность выбора.
В современных условиях педагогический процесс требует создания новой образовательной среды и поиска новых, эффективных технологий. Исходя из основных целей и задач образования, перечисленных в «Национальной доктрине образования Российской Федерации», следует, что необходимы такие образовательные технологии, которые отдают предпочтение формам и методам обучения, призванным содействовать формированию компетенций учеников в зависимости от личных склонностей и интересов. Поэтому принципиальное отличие современной системы образования от традиционной заключается в использовании большого разнообразия информационных технологий. В данном случае компьютерная технология имеет приоритетное направление в общеобразовательном процессе.
Информационная технология – процесс, использующий совокупность методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Технология предполагает системную четкую организацию учебного процесса, направленную на качественное усвоение учебного материала учащимися:
повышение мотивации учащихся к учению;
активизацию познавательной деятельности;
развитие мышления и творческих способностей;
формирование активной жизненной позиции в современном обществе.
Использование ИКТ:
1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы; программа презентаций Power Point, интерактивная доска). Программа разработки презентаций PowerPoint, входящая в состав Microsoft Office, позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого. А электронные таблицы Excel помогают при подготовке урока построить картограммы и картодиаграммы по последним статистическим данным и использовать их при объяснении нового материала;
2) проведение виртуальных практических работ (практикумы – программы презентаций Power Point, учебники – мультимедиа);
3) на этапе закрепления изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);
4) во время контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
5) для проведения самостоятельных работ учащихся (обучающие программы "Репетитор", энциклопедии, справочно-информационные ресурсы, развивающие программы);
6) на всех этапах урока возможное использование мультимедиа – учебников. Основные направления применения мультимедиа-учебников в обучении
географии
Организация познавательной деятельности учащихся на уроке
| Мотивация обучения
| Передача учебной информации
| Демонстрация наглядных материалов
| Показ, сопоставление процессов и явлений
| Организация самостоятельной деятельности учащихся
| Самостоятельное приобретение знаний и умений
| Подготовка докладов, сообщений
| Осуществление дифференцированного подхода
| Углубленное изучение географии
| Проверка результатов обучения
7) при подготовки домашних заданий (энциклопедии, справочно - информационные ресурсы, программы презентаций Power Point, учебники – мультимедиа);
8) при внеклассной работе (создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование Интернет-ресурсов);
9) при создании цифрового портфолио учебных достижений учащихся;
9) при формировании ИКТ-компетентности в рамках надпредметной программы по формированию универсальных учебных действий:
При освоении личностных УУД:
• Формирование критического отношения к информации и избирательности ее восприятия;
• Формирование уважения к информации о частной жизни и информационным результатам других людей.
При освоении регулятивных УУД
• Оценка условий, хода и результатов действий, выполняемых в информационной среде;
• Использование результатов действия, размещенных в цифровой информационной среде, для выполнения оценки выполненного действия самим обучающимся, его товарищами и учителями, а также для их коррекции;
При освоении познавательных УУД
• Поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
• Фиксация (запись) информации об окружающем мире;
• Структурирование знаний, их организация и представление в виде текстовых документов, диаграмм, презентаций;
• Подготовка выступления с аудио-визуальной поддержкой;
• Построение моделей объектов и процессов из конструктивных элементов реальных и виртуальных конструкторов.
При освоении коммуникативных УУД
• Выступление с аудио-визуальной поддержкой;
• Общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видео-конференция, форум, блог).
Компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения в школе. Он дает возможность учащимся самостоятельно извлекать знания, способствует развитию интеллекта школьника, расширяет учебную информацию и набор применяемых учебных задач, позволяет изменить качество контроля над деятельностью учащегося. Интерактивные компьютерные программы активизируют все виды деятельности человека: мыслительную, речевую, физическую, что ускоряет процесс усвоения материала. Компьютерные тренажеры способствуют приобретению практических навыков. Интерактивные тестирующие системы анализируют качество знаний.
Объект исследования: образовательный процесс обучения географии с использованием НИТ сош № 33 города Сызрани.
Предмет исследования: информационная технология.
Педагогическая цель: выявить возможности повышения познавательного интереса при использовании НИТ и их эффективности в процессе обучения географии.
Цель эксперимента: разработать и апробировать систему уроков с использованием НИТ.
Задачи эксперимента:
1. Выявить сущность НИТ, изучить состояние в теории.
2. Рассмотреть практическое решение использования данной технологии по географии.
3. Обосновать и провести экспериментальную проверку повышения уровня подготовки учащихся к предмету.
4. Разработать систему уроков.
5. Разработать методические рекомендации по использованию информационных технологий.
6. Разработать критерии оценивания работы учащихся с использованием НИТ.
Гипотеза: если использовать НИТ в обучении географии, то повысится качество знаний, познавательный интерес к предмету.
Критерии ожидаемых результатов:
показатель качества знаний,
показатель уровня обученности,
активная деятельность на уроке,
участие в предметной олимпиаде по географии,
участие в научно – практической конференции.
Инструментарий для диагностики:
тесты,
проекты,
творческие работы,
наблюдение.
Сроки реализации:
Подготовительный этап (сентябрь – декабрь 2011г.)
Прогностический этап (январь – май 2012 г.)
Практический этап (сентябрь 2012г. - декабрь 2013г.)
Аналитический этап (январь - май 2014 г.)
Список литературы.
Баранов А.С., Суслов В.Г., Шейнис А.И. Компьютерные технологии в школьной географии. – М.: Генжер, 2004.
Галишникова Е. М. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения//Учитель . – 2007. -№4.
Гусева А.И., Смольникова И.А.,Филиппов С.А., Чиркова М.А. Применение ИКТ в учебном процессе. Электронное пособие Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе».
Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 2004.
Таможняя Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования. Научно-методический журнал «География в школе». / М.: «Школа-пресс», № 4, 2004 г
Электронное пособие Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе» Разработка презентаций средствами MS Power Point для профессионалов.
|
|
|