|
Краткий курс для подготовки к гиа по разделу: Социальная сфера Краткий курс для подготовки к ГИА по разделу:
Социальная сфера
Социология-наука об обществе.
Виды теорий:
- теории соц.институтов
- теории соц.отношений ( классов, этносов и других)
- теории специализированных соц. Процессов ( девиантное поведение, соц.мобильность)
Социальная структура общества
Соц. структура-совокупность взаимосвязанных социальных общностей и отношений между ними.
Основной характеристикой соц.структуры является гетерогенность.
Гетерогенность -совокупность показателей, определяющих степень пестроты общества( пол, национальность, вероисповедание).
Соц. общность-совокупность индивидов, отличающихся ценностью и выступающих самостоятельным субъектом исторического процесса.
Признаки соц. общности:
- сходство условий жизнедеятельности
- общность потребностей
- наличие совместной деятельности
- формирование собственной культуры
- социальная индентификация членов
Виды соц. общностей:
Соц. Агрегация - некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих постоянного взаимодействия ( люди на автобусной остановке)
Соц. Категория - условное выделение людей по какому-либо признаку( брюнеты и блондины)
Квазигруппа - спонтанная общность, в которой отсутствуют устойчивые ожидания а взаимодействие как правило носит односторонний характер (аудитория, фан - группа, толпа)
Соц.группа-совокупность людей, имеющих общий соц.признак и выполняющих общественно-необходимые функции в структуре общественного разделения труда
Конформизм-приспособление к требованиям и поведению других людей.
Нонкомформизм - действия вопреки мнению других людей.
Антисоциальная группа - группа, поведение членов которой противоречат социальным нормам.
Криминальная группа-группа, характеризующаяся особой общественной опасностью.
Соц. институт. См. Тему Общество.
Соц. лифт- соц.институты, которые упорядочивают систему соц.стратификации ( образование, брак и др.)
Социальная стратификация
Каждый человек занимает в обществе определенное положение, которое определяется:
Доход-количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный промежуток времени( зарплата, пособие, пенсия, стипендия, алименты). Богатство - накопленные доходы.
2. Образование
3. Власть
Престиж- уважение, которым в общественном мнении пользуется та или иная специальность.
Страта - социальный слой людей, имеющих схожие признаки по доходам, власти, образованию и престижу.
Соц. стратификация-деление общества на страты в иерархическом порядке.
Исторические типы стратификации:
Рабство. Патриархальное( отношение к владельцу как к отцу) и классическое ( раб-орудие труда).
Каста - соц.группа, членством в которой человек обязан своим рождением.
Сословие - соц.группа, члены которой различаются по правам и обязанностям, закрепленным законом и передающимся по наследству.
Класс - большая группа людей, различающаяся по их месту в общественном производстве, по отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда.
Виды стратификации:
экономическая
политическая
профессиональная
Модели стратификации:
Западная.
- высший высший класс (управляющие корпорациями, светила науки...)
-высший класс (управляющие средней фирмой, газетные издатели)
-высший средний класс(преподаватели колледжей, белые воротнички)
-средний средний класс( банковские служащие, учителя начальной школы, голубые воротнички)
-низший средний класс(парикмахеры, продавцы)
-средний низший класс ( таксисты, швейцары, синие воротнички)
-низший низший класс ( прислуга, серые воротнички)
Восточная.
-высший слой
-апологетический слой ( священники)
-обслуживающий
-зависимый
-отверженные
Смешанная
-элита
-средний класс
-рабочий класс
-низший класс
Соц.неравенство - условия, при которых люди не имеют равного доступа к социальным благам.
- стимулирует конкуренцию
- усиливает способность людей к продвижению
- ведет к социальным конфликтам
- порождает праздных людей
Поляризация общества - увеличение расстояния между богатыми и бедными.
Маргинал ( Роберт Парк)- человек, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным делом и неспособный адаптироваться к новой страте, в рамках которой он существует.
Андеркласс - слой общества, образуемый элементами, потерявшими человеческий облик, социальное дно общества ( пьяницы, наркоманы).
Люмпены ( лохмотья)- деклассированные слои общества, сердитое нищенство( бродяги, нищие, бомжи)
Типы маргиналов:
-этномаргиналы( миграция в чужую этническую среду)
-социомаргиналы
-экономические
-политические
-религиозные
-биомаргиналы ( инвалиды)
Каналы маргинизации:
- миграции
- войны
- революции
- стихийные бедствия
Соц. мобильность ( Сорокин)- изменение места, занимаемого человеком или группой людей в социальной структуре.
Причины групповой мобильности:
- социальные потрясения
- войны
- стихийные бедствия
Причины индивидуальной мобильности:
- образование
- способности
- воспитание
- брак
- место жительства
Показатели соц. мобильности:
скорость
интенсивность ( число индивидов)
Возведение соц. барьеров и перегородок, ограничение доступа в другую группу либо замыкание группы в самой себе называется социальной клаузулой.
Типы обществ по соц. мобильности:
закрытое
открытое
промежуточного типа ( феодальное общество с сословиями).
Социализация
Социальная среда-совокупность социальных факторов, влияющих на формирование и поведение личности.
- макросреда ( характер общественного разделения труда, соц.структура общества, система образования....)
- микросреда ( семья, школа....)
Социализация- начавшийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальны ролей и культурных норм.
Этапы социализации:
Младенчество. 0-1 год. Удовлетворение естественных потребностей. Элементарные соц. роли( сын)
Детство. 1-13 лет. Дети, изолированные от общества - феральные люди. Отличаются от взрослых внешне, способностями. На 70% формируется личность. Элементарные соц. статусы и роли. Экономически не самостоятельны. Нет соц. ответственности. Безрассудное отношение к опасности. Главный вид деятельности - игра.
Агенты социализации-люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.
Виды агентов:
- первичной социализации - непосредственное окружение, связаны тесными личными отношениями ( родители)
- вторичной социализации - формальное окружение ( учитель)
Юность. 13-19 лет. Половая зрелость, которая может привести к психическим сдвигам. Способность к необдуманному риску. Подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности .Склонность к творчеству и непризнание авторитетов. Секс, наркотики, насилие как символы молодежной субкультуры. Заканчивается формирование фундамента личности. Поиск нравственных ориентиров. Максимализм. Несовпадение высокого уровня притязаний и низкого соц.статуса, заданного возрастом. Высокий уровень мобильности. Активный поиск места в жизни. Свободны от стереотипов и предрассудков. Склонность к творчеству. Объединение в неформальные группы. Конфликты с родителями. Зависимость от мнения сверстников. Экономическая несамостоятельность. Недостаток жизненного опыта, который приводит к качественным ошибкам. Низкий уровень толерантности. Высокий уровень мобильности .Освоение новых социальных ролей, связанных с изменением статуса( студент, семьянин).
Эпатаж - шокирующее поведение, противоречащее принятым в обществе нормам.
Молодость.19-22 года.
Зрелость. 22-55-60.
Критерии отношения к зрелому возрасту:
-самостоятельное обеспечение себя средствами существования
-распоряжение деньгами независимо от других
-самостоятельность в выборе образа жизни
-проживание независимо от родителей
-способность отвечать перед законом
-брак
-голосование.
Преодолевается ролевой конфликт. Расцвет человеческой личности. Собирательный этап, который может включать в себя несколько циклов( овладение профессией, создание семьи ….).Освоение соц.ролей в реальной ситуации. Уравнивание прав и обязанностей. Активный производитель материальных благ. Большая ответственность.
Старость.55-смерть. Потребитель соц.благ. Беззащитен как ребенок, но не является главной целью для своих взрослых детей. Избыток свободного времени. Старение организма. Пассивный образ жизни. Чувство соц.униженности. Отсутствие жизненного плана. Жизненный план - идеализированная картина предстоящей жизни, стержнем которой служит предполагаемая траектория соц.карьеры и сумма возможных достижений.
Социальный статус
Соц. статус- социальное положение человека в обществе.
Главный статус - наиболее характерный для человека, по которому его выделяют окружающие или с которым его отождествляют.( студент)
Личный статус-положение, которое человек занимает в малой или первичной группе, в зависимости от того, как он оценивается по личным качествам. ( хороший студент)
Значимый статус ( Линтон )- важный с точки зрения функционирования общества ( президент)
Привлекательный статус- статус, который человек стремится занять ( слесарь 5 разряда).
Виды статусов:
Предписанный - статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени ( возраст, пол, раса, национальность, королевская семья, родственники в законе)
Достигаемый -статус, который человек получил благодаря своим усилиям, желанию или везению ( профессия, муж, миллионер, чемпион мира)
Смешанный ( инвалид)
Статусный ранг:
высокий
средний
низкий
Компоненты соц. статуса:
статусные права и обязанности
статусный диапазон - установленные рамки, в пределах которых осуществляются права и обязанности. Сокращение межстатусной дистанции называется фамильярностью.
статусные символы - внешние знаки отличия (форма, манеры поведения..)
статусный образ или имидж-совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен выглядеть и вести себя индивид в соответствии со своим статусом.
Статусная индентификация - определение степени соответствия своему статусу.
Соц.роль— модель поведения, ориентированная на определенный статус.
Виды соц.ролей:
Психосоматические - поведение зависит от биологических потребностей, культуры человека
Психодраматические - от требований соц. окружения
Социальные - личность ведет себя так, как ожидают представители определенной соц. категории.
Ролевой набор-совокупность ролей, выполняемых человеком.
-основные роли - семейно-бытовые, профессиональные, общественно-политические.
-ситуационные - пассажира, покупателя....
Ролевой конфликт - столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множеством одновременно выполняемых ролей.
Виды ролевых конфликтов:
Внутриролевые ( родители должны быть ласковые и строгие одновременно)
Межролевые ( жена - хороший работник и домохозяйка)
личностно-ролевые ( работа не позволяет раскрыть способности)
«Теория зеркального Я» Кули-личность-совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих людей.
Социальный контроль
Социальный контроль - особый механизм поддержания общественного порядка.
Способы осуществления соц. контроля:
- через социализацию
- через групповое давление
Элементы соц. контроля:
соц. нормы соц.санкции
Соц. нормы-предписания как правильно вести себя в обществе.
Виды соц. норм
по масштабу
- в малых группах
- в больших группах
по форме проявления
- стандарты поведения ( мужчины-сильные)
- ожидания поведения ( мужчина должен защищать женщину)
по строгости исполнения
- обычай - традиционно установившийся порядок поведения(гостеприимство)
- манеры - внешняя форма поведения, основанная на привычках. Могут быть повседневные ( не чавкать) и светские (говорить даме комплименты)
- этикет - принятая в особых кругах система правил поведения( в дипломатических кругах)
- традиции-все, что унаследовано от предшественников ( встреча одноклассников)
- привычка - установившаяся схема поведения в определенной ситуации. Могут быть групповые( спать лёжа) и индивидуальные ( пить кофе утром),вредные ( пьянство, курение) и невредные.
- Нравы-формы поведения, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке ( не бить женщин)
- законы
- табу - абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, предмет ( кровосмешение, канибализм)
Соц. санкции-средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать соц. нормы.
Виды соц.санкций:
по степени интенсивности
- жесткие
- мягкие
по типам
- формально позитивные
- формально негативные
- неформально позитивные
- неформально негативные
по способу вынесения
-внутренний или самоконтроль. Инфантилизм - импульсивное поведение, неумение властвовать над своими эмоциями и желаниями.
-внешний
----- неформальный. Общественное мнение- совокупность представлений, оценок, суждений здравого смысла, разделяемых большинством населения или его частью
-----формальный.
Методы формального контроля:
изоляция
обособление-ограничение контактов
реабилитация ( анонимные алкоголики)
Чем больше самоконтроль, тем меньше необходим внешний контроль.
Девиант - любой человек, отклоняющийся от нормы.
Девиантное поведение - отклоняющееся поведение.
Типы девиантного поведения ( Мертон):
инновация-принятие целей, но непринятие средств достижения
ритуализм - непринятие целей, но принятие средств( бюрократ)
репритизм - отрицание целей и средств (наркоманы, алкоголики)
мятеж - полное отрицание целей и средств и замена их на новые ( революционер)
Причины девиантного поведения:
биологические
психологические
социологические
Аномия- состояние индивида, характеризующееся распадом системы ценностей, вызванное противоречиями между провозглашаемыми ценностями и невозможностью их достичь законными средствами.
Делинквентное поведение-совокупность противоправных поступков или преступлений.
Районы города, где чаще других происходят преступления, называются криминогенными, а категории населения, склонные совершать девиантные или делинквентные поступки-группы риска.
Родство-совокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или браком.
Родственники
-кровные
-родственники в законе
Степени родства:
ближайшие
двоюродные
троюродные
Вместе они составляют фамильное древо.
Функции семьи:
репродуктивная - биологическое воспроизводство населения
социально-статусная
хозяйственно-бытовая
эмоциональная
сексуальная
социализации детей
рекреационная ( проведение досуга)
Жизненный цикл семьи - период от возникновения до прекращения функционирования семьи.
Этапы жизненного цикла:
начальная стадия-до рождения детей
стадия роста - в составе супругов и детей
выделение детей в самостоятельную семью. Семья, откуда ушли все дети называется пустым гнездом.
распад семьи.
Семейные роли:
супружеские
родительские
детские
межпоколенные
внутрипоколенные( старший брат)
Гендерные роли- предписания и ожидания правильного мужского и женского поведения.
Стили семейных отношений:
попустительский
авторитарный
демократический
Семейные ценности:
- материальное благополучие
- взаимоотношения с другими людьми
- самореализация
Тенденции в развитии современной семьи:
+
смена стилей семейных отношений
семья-ячейка общества
помощь государства
–
сокращение законных браков
падение рождаемости
увеличение числа разводов
рост девиантного поведения в семье, увеличение числа социальных сирот
рост неполных семей
увеличение роли женщины в решении проблем семьи
Демографическая политика – целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов для регулирования процессов воспроизводства населения.
Основные направления демографической политики:
финансовое стимулирование рождаемости ( материнский капитал)
программа строительства жилья для молодёжи ( ипотечное кредитование, субсидии)
расширение сети заведений, осуществляющих воспитание и образование молодёжи
пропаганда здорового образа жизни
социально- ориентированная реклама в СМИ, направленная на закреплении в массовом сознании семейных ценностей
изучение проблем семьи на государственном уровне.
Социальное взаимодействие
Социальная связь-совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, отношения, которые объединяют людей в социальные общности.
Виды соц.связей:
соц. контакты - простые, элементарные связи ( покупка газеты)
соц. действия-действия, которые ориентированы на других и являются рациональными ( удовлетворение желания)
соц. взаимодействие - систематические, взаимообусловленные действия субъектов, направленные друг на друга
Типы соц. взаимодействия:
по видам
- физическое
- вербальное
-жестовое
по сферам
-экономическое ( собственники и наемные рабочие)
-профессиональное
-семейно-родственное
-демографическое ( мужчина и женщина)
-религиозное
-территориально-поселенческое ( городские и сельские)
Формы соц. взаимодействия:
- сотрудничество. Кооперация- сотрудничество нескольких индивидов ради решения общей задачи.
-соперничество.
Конкуренция - индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями ( благами).
Конфликт.
Соц. отношения- отношения между людьми или группами людей, осуществляющиеся в соответствии с законами соц.организации общества.( отношения власти)
Структура соц. отношений
-субъекты
-объекты
-потребности
-интересы
-ценности
Конфликт- спор, столкновение конкурирующих сторон за владение чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.
Субъект конфликта - его участники
Предмет конфликта – из- за чего
Масштаб конфликта - число участвующих в нем людей и серьезность последствий.
Виды конфликтов:
по участникам
внутриличностный
межличностный
социальный
по предмету спора
экономический
политический
профессиональный
этнический
культурный
по способам протекания
конфронтация- пассивное противостояние групп с разными интересами
соперничество-борьба за признание личных досстижений и способностей
конкуренция
Козер, Дарендорф- путь рациональной регуляции конфликтов:
Начало конфликта. Стороны разошлись во мнениях.
Словесная дуэль. Стороны приводят доказательства своей правоты.
Отказ от попыток убедить друг друга, принято решение о переходе к силовым приемам.
1-3- фаза убеждения, заканчивается порогом страха.
Создание ложных негативных образов противника.
Сдача тормозов. Исчезает понимание, что такое хорошо, что такое плохо, главное дожать противника.
Начало угроз.
4-6-фаза моральной подготовки к принуждению, заканчивается порогом разрушения.
Нанесение ущерба.
Увеличение размеров ущерба.
Уничтожение противника.
7-9-фаза принуждения, заканчивается уничтожением.
Стратегии в конфликте:
соперничество ( конкуренция)- чтобы я победил, ты должен проиграть
сотрудничество - чтобы я выиграл, ты тоже должен выиграть
компромисс - чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый должен что-то проиграть
избегание - никто не выиграет, поэтому я ухожу
приспособление - чтобы ты победил, я должен проиграть
Разрешение конфликта - переход конфликта из фазы неразрешимого противоречия в фазу взаимовыгодного сотрудничества.
Пути разрешения конфликта:
применение силы
компромисс
посредничество
арбитраж
Ксенофобия - нетерпимое отношение ко всему непривычному.
Противоречие - фундаментальная несовместимость, несогласие каких-то важных политических, экономических, этнических интересов.
Социальный конфликт - высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, соц.групп, общества в целом.
Зиммель. Конфликт-снос старых культурных форм новыми.
Причины соц. конфликтов:
соц. неоднородность общества
различие в уровнях доходов, власти, престиже, образовании
религиозные различия
социально-психологические черты человека
Стадии соц. конфликта:
предконфликтная - конфликтная ситуация, стороны осознают растущее напряжение.
Непосредственно конфликт
разрешение конфликта.
Негативные последствия соц. конфликта:
- создание стрессовых ситуаций
- дезорганизация социальной жизни
-разрушение социальной системы
Позитивные последствия соц. конфликта:
- информирование о наличии социальной напряжённости
-стимулирование социальных изменений
-снятие социальной напряжённости.
Пути выхода из соц. конфликта:
невмешательство – надежда на то, что всё образуется само собой.
Реставрация – возвращение общества к доконфликтному состоянию с учётом новой ситуации
Обновление – активный выход из конфликта путём отбрасыванием старого, развития нового
Насильственное подавление
Арбитраж ( ООН)
Нации и межнациональные отношения
Доклассовое общество представлено такими формами общности людей как род и племя.
Род-группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии.
Племя- объединение нескольких родов.
Народность -исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, культурой, следует за племенем и предшествует нации.
Нации появляются в период развития капиталистических отношений.
Нация - исторически сложившаяся общность, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общностью территории, языка, культуры, психологического склада, самосознания.
Признаки нации:
единство территории
единство языка
общность исторической судьбы
общая культура
общее самосознание-знание истории своего народа, бережное отношение к нац. традициям, чувство нац. достоинства
устойчивая государственность
единство экономических связей
развитая соц. структура
Национальность- принадлежность к определенной нации
Национальное меньшинство - значительная совокупность людей определенной национальности, проживающих на территории определенного государства, являющихся его гражданами, но не принадлежащих к коренной национальности.
Диаспора – пребывание значительной части населения вне пределов страны.
Этнос-совокупность людей, обладающих общностью культуры, осознающих эту общность как выражение общности исторических судеб. Является обобщающим понятием для племени, народности, нации.
Гумилев. Теории пассионарности. Избранная биохимическая энергия извергает на землю потоки энергетической лавы, что приводит к возникновению этноса. Когда пассионарность покидает этносы они умирают.
Межнациональные отношения:
отношения между различными государствами
отношения между различными национальностями в пределах одной страны
Формы межнациональных отношений:
мирное сотрудничество
- этническое смешивание ( межнац. браки)
- этническое поглощение-ассимиляция полное растворение одного народа в другом (ВПН, освоение Северной Америки)
этнический конфликт
Основные направления в развитии межнациональных отношений:
интеграция- стремление к взаимодействию, расширению связей, восприятию всего лучшего ( ЕС)
дифференциация - стремление нации к саморазвитию, суверенитету, противостояние различных этносов ( протекционизм, экстремизм, сепаратизм.....). Сепаратизм - стремление нации к отделению, обособлению.
Межнациональный конфликт-крайняя форма противоречия между соперничающими национальными формированиями, созданными для защиты национальных интересов.
Причины межнациональных конфликтов:
социально-экономические - неравенство в уровне жизни, допуске к благам
культурно-языковые - недостаточное использование языка и культуры в общественной жизни
этнодемографические - различие в уровне естественного прироста населения
экологические
экстерриториальные - несовпадение границ с границами расселения народов
исторические - прошлые взаимоотношения народов
конфессиональные
Типы межнациональных конфликтов:
государственно-правовой — неудовлетворенность правовым положением нации ( Чечня-Россия)
этнотерриториальный ( Нагорный Карабах)
этнодемографический - ограничения для пришлых по сравнению с коренной национальностью ( Конфедерация народов Кавказа и российские власти)
социальнопсихологический — нарушение прав человека ( права русских в прибалтике)
Дискриминация- принижение, умаление, ущемление прав
Национализм-идеология и политика, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности.
Шовинизм-крайняя степень национализма.
Геноцид - преднамеренное и систематическое уничтожение населения по расовым национальным или религиозным признакам.
Сегрегация-вид расовой дискриминации.
Способы решения межнациональных конфликтов:
гуманистический подход к решению нац. проблем
- добровольный поиск согласия и отказ от насилия
- признание приоритета прав человека над правами государства, общества, народов
-уважение суверенитета народов
переговоры между конфликтующими сторонами
информационный путь- обмен сведениями между сторонами о возможных мерах по преодолению конфликтных ситуаций.
Применение правового механизма. |
|
|