Главная страница


Программа для основного общего образования «Основы безопасности жизнедеятельности»



Скачать 229.56 Kb.
НазваниеПрограмма для основного общего образования «Основы безопасности жизнедеятельности»
Дата17.04.2016
Размер229.56 Kb.
ТипПрограмма

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Основы безопасности жизнедеятельности»

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по ОБЖ составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по ОБЖ для 5–11 классов общеобразовательных учреждений В.Н.Латчука.

Рабочая программа предназначена для изучения ОБЖ в 5 классе основной общеобразовательной школы по учебнику Полякова В.В., Кузнецова М.И., Маркова В.В. и др. «Основы безопасности жизнедея тельности» 5 класс, Дрофа, 2010г. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по ОБЖ и реализует авторскую программу В.Н.Латчука, входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образо- вания и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012-2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник «ОБЖ» 5 класс имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования программа рассчитана на преподавание курса ОБЖ в 5 классе в объеме 34 часа, 1 час в неделю, что соответствует учебному плану МКОУ «Таежно-Михайловская ООШ» на 2012 – 2013 учебный год.


2. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности.
2. Латчук В.Н. Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 5-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010.
3. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2012-2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. № 2885.
5. Конституция Российской Федерации.
6. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

7. Закон Российской Федерации «О безопасности»

8. Федеральный закон «О пожарной безопасности»

9. Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды»

10. Федеральный закон «О гражданской обороне»

3. Цели и задачи изучения курса ОБЖ

Цели:

  • дать: знания о здоровье и ЗОЖ; знания о правилах поведения в экстремальных ситуациях;

  • научить: говорить, слушать, искать знания; оказать помощь;

  • воспитать: культуру мышления; культуру общения;

  • формировать: достоинство, нравственные убеждения;

  • развить: способности, память, внимание; самоконтроль.

Задачи:

  • изучение правил обеспечения безопасности на транспорте;

  • продолжение изучения правил пожарной безопасности, действий учащихся при пожаре;

  • ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера;

  • знакомство с мерами по профилактике травм в школьном возрасте;

  • изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи;

  • иметь представление об основных видах здорового образа жизни;

  • знать основные понятия и основные термины правил дорожного движения.


4. Требования к уровню подготовки обучающихся

Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Обучающиеся должны знать/понимать:

правила безопасного поведения на улицах и дорогах; правила пожарной безопасности и поведения при пожарах; правила безопасного поведения на воде; о возможных аварийных ситуациях в жилище (образовательном учреждении), причинах их возникновения и правилах поведения; правила поведения в криминогенных ситуациях; правила поведения на природе; правила поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания; о возможных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данного района, способах оповещения о них и правилах безопасного поведения; об основных мероприятиях ГО по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций; об основных хронических неинфекционных заболеваниях, их причинах и связи с образом жизни; об инфекционных заболеваниях и основных принципах их профилактики;

основные правила поведения в повседневной жизни дома, на улице, в школе и во время занятий спортом с целью предупреждения травматизма;

владеть навыками:

безопасного поведения на дорогах; действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания; соблюдать правила поведения на воде и оказывать помощь утопающему; оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях; пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты; правильно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах; соблюдение мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте; пользования бытовыми приборами и инструментами; проявление бдительности при угрозе террористического акта; обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
5. Количество часов по программе

раздел

Название разделов

Кол – во часов по программе

Кол – во часов по рабочей программе

1

Безопасность и защита человека в среде обитания

25

25

2

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

5

5

3

Основы здорового образа жизни

4

4

 

Итого:

34

34

6. Методы и формы обучения

Для организации познавательной деятельности обучающихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения.

 Перспективные  (словесные, наглядные, практические): рассказ, лекция, беседа, примеры из жизни, практические занятия.

Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситу­ации).

Контроля и самоконтроля (устный, письменный).

Стимулирования и мотивации.

Самостоятельной учебной деятельности.

Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.

Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.

Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

          

7. Формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки

Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.

Критерии и нормы оценки

Знания и умения обучающихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1. Оценку «5» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает обучающийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат, в общем, соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает обучающийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает обучающийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает обучающийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.

8. Учебно-методическое обеспечение для учителя и учеников.

Для реализации содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» используется следующий учебно-методический комплекс:

Для учителя:

1. Латчук, В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Про­граммы для общеобразовательных учреждений. 5—11 кл. / В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. И. Ван- городский. — М. : Дрофа, 2010.
2. Поляков В.В., Кузнецов М.И., Марков В.В. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности». 5 кл.: учебник для общеобразоват. Учреждений/ В.В.Поляков, М.И.Кузнецов, В.В.Марков, В.Н.Латчук. – 12-е изд., стереотип. –М.: Дрофа, 2010
3. Латчук В.Н., Марков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 кл. : Метод. пособие. – 3-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2008.
4. Латчук В.Н. Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 5 кл. /В.Н.Латчук, С.К.Миронов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.
Для учеников:

1. Поляков В.В., Кузнецов М.И., Марков В.В. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности». 5 кл.: учебник для общеобразоват. Учреждений/ В.В.Поляков, М.И.Кузнецов, В.В.Марков, В.Н.Латчук. – 12-е изд., стереотип. –М.: Дрофа, 2010


2. Латчук В.Н. Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 5 кл. /В.Н.Латчук, С.К.Миронов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.

9. Список литературы.

Для учителя:

1. Астахов П.А. Детям о праве: Дорога. Улица. Семья. Школа. Магазин. – М.: Эксмо,2011г.

2. Завьялов В.Н., Гоголев М.И. Учебник для 10 кл. сред.шк. – М.: Просвещение, 1986.

3. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии: Учеб. пособие для 9 кл. сред. шк: Факультатив.курс. – М.: Просвещение, 1989.

4. Колодницкий Г.А.,Латчук В.Н. ,.Марков В.В., Миронов С.К., Мишин Б.И., Хабнер М.И.Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. /Авт.-сост. Г.А.Колодницкий, В.Н.Латчук, В.В.Марков, С.К.Миронов, Б.И.Мишин, М.И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2001.

5. Латчук В.Н., Макров В.В., Фролов М.П. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 – 9 кл.: Дидактические материалы. – М.: Дрофа; ДИК, 2000.

6. Максимяева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. –М.: ТЦ Сфера, 2004.

7. Мишин Б.И. Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности/Сост. Б.И.Мишин. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003.

8. Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5 – 9 кл. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.

9. Олиференко Л.Я. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении. Теория и практика /авт.-сост.: В.Ф.Пилипенко, Н.В.Ерков, А.А.Парфенов; под науч.ред.докт. пед. Наук, проф. Л.Я.Олиференко. – М.: Айрис-пресс, 2006.

10. Павлова О.В., Попова Г.П. Пожарная безопасность: конспекты занятий и классных часов в 5 – 11 классах (игры, тесты, практикумы, анализ ситуаций,»круглый стол») –Волгоград: Учитель, 2006.

11. Павлова О.В. Пожарная безопасность в образовательном учреждении (нормативные документы, инструкции) /сост.О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2006.

12. Попова Л.П. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 5 класс. –М.: ВАКО, 2008. – 240 с. – (В помощь школьному учителю).

13. Полишко В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие. – Смоленск: Вентана-граф, 1995 г.

14. Соловьев С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Тесты. 5 – 11 кл.: Учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003.

15. Скрипкин Л.Ю. Пожарная безопасность в школе: Методическое пособие. –М.: Айрис-пресс, 2004.

16. Тупикин Е.И. Тематический контроль по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Комплект тестовых заданий для обучающихся старшей ступени средних школ, гимназий, лицеев (включая профессиональные), колледжей и профессиональных училищ./ Тупикин Е.И. –М.: Интеллект-Центр 1999.

17. Шевченко Г.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: поурочные планы: -Волгоград: Учитель, 2007.

18. Шевченко Г.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2005.

19. Шевченко Г.Н.Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: поурочные планы/ авт.-сост. Г.Н.Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2008.

20. Шкенев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: поурочные планы/ авт.-сост. В.А.Шкенев. – 2-е изд., стереот. – Волгоград: Учитель, 2008.

10. Цифровые образовательные ресурсы

Название сайта

Электронный адрес

Совет безопасности РФ

https://scrf.gov.ru

Министерство внутренних дел РФ

https://mvd.ru

МЧС России

https://emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения РФ

https://minzdrav-rf.ru

Министерство обороны РФ

https://mil.ru

Министерство образования и науки РФ

https://mon.gov.ru/

Министерство природных ресурсов РФ

https://mnr.gov.ru

Федеральная служба железнодорожных войск РФ

https://fsgv.ru

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

https://mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm

Федеральная пограничная служба

https://fps.gov.ru

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности

https://gan.ru

Русский образовательный портал

https://gov.ed.ru

Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области

http://www.beluno.ru

Белгородский региональный институт ПКППС

http://ipkps.bsu.edu.ru/

Академия повышения квалификации работников образования

http://www.apkro.ru

Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

https://km.ru

Образовательный портал «Учеба»

http://www.uroki.ru

Журнал «Курьер образования»

http://www.courier.com.ru

Журнал «Вестник образования»

http://www.vestnik.edu.ru

Издательский дома «Профкнига»

https://profkniga.ru

Издательский дом «1 сентября»

http://www.1september.ru

Издательский дом «Армпресс»

http://www.armpress.info

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)

https://festival.1september.ru

Энциклопедия безопасности

https://opasno.net

Личная безопасность

https://personal-safety.redut-7.ru

Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности

https://alleng.ru

«Мой компас» (безопасность ребёнка)


https://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det

Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России

https://school-obz.org/topics/bzd/bzd.html

Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет ресурсов по Охране трудa, Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности)

https://econavt-catalog.ru

Портал Всероссийской олимпиады школьников

https://rusolymp.ru/

Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность жизнедеятельности

https://alleng.ru/edu/saf.htm

Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё Безопасности Жизнедеятельности

https://bezopasnost.edu66.ru

Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях

https:// www.hardtime.ru


11. Учебно-тематический план



Тема

Кол-во часов

из них

практические

работы

контрольные

работы

1

Безопасность и защита человека в среде обитания

25

8

3

2

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

5

2

-

3

Основы здорового образа жизни

4

1

1




Итого:

34

11

4

12. Основное содержание программы.

Безопасность и защита человека в среде обитания (25 ч)

Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде (19 ч)

Правила безопасного поведения в населенном пункте (городе, поселке) (4 ч)

Особенности города как среды обитания челове­ка. Источники и зоны повышенной опасности в совре­менном городе: городской и общественный транспорт, улицы и дороги, здания и сооружения, подземные коммуникации, строительные площадки, уличное электричество, промышленные предприятия. Прави­ла безопасного поведения в зонах повышенной опас­ности.

Системы обеспечения безопасности города (мили­ция, пожарная охрана, «скорая помощь», служба спасения, коммунальные и другие службы). Правила вызова служб безопасности. Государственные, муни­ципальные (городские) и районные службы обеспече­ния безопасности.

Правила безопасного поведения в быту (9 ч)

Характеристика городского и сельского жили­ща, особенности его жизнеобеспечения (водоснаб­жение, отопление, электроснабжение, канализация). Источники опасности в жилище и их характеристи­ка. Возможные аварийные и опасные ситуации в жи­лище.

Причины возникновения пожаров в жилых поме­щениях и их последствия. Меры пожарной безопас­ности в быту. Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, в подъезде, на балконе, в подвале). Что делать, если на человеке загорелась одежда; если в комнате загорелся электроприбор (те­левизор, приемник, магнитофон, компьютер), ново­годняя елка. Способы эвакуации из горящего здания. Чего не следует делать при пожаре в квартире. Пер­вичные средства пожаротушения и правила пользова­ния ими.

Затопление жилища. Причины затопления и воз­можные последствия. Правила поведения при затоп­лении жилища и меры по его предотвращению.

Правила безопасности при обращении с электри­ческими и электронными приборами. Опасности, возникающие при нарушении правил обращения с электрическими и электронными приборами. Ос­новные виды электрических и электронных прибо­ров, используемых в быту; правила их безопасного использования.

Правила безопасности при пользовании бытовым газом. Отравление бытовым газом, причины и послед­ствия. Меры профилактики. Правила пользования газовыми приборами. Правила безопасного поведе­ния: при обнаружении запаха газа в квартире; при об­наружении запаха газа в подвале, подъезде, во дворе, на улице.

Правила безопасности при пользовании опасными веществами и средствами бытовой химии. Опасные вещества и средства бытовой химии. Опасности, воз­никающие при нарушении правил пользования ими. Действие опасных веществ и препаратов бытовой хи­мии на организм человека. Правила хранения опас­ных веществ и средств бытовой химии.

Взрыв и обрушение дома. Что делать, если в квар­тире произошел взрыв.

Что делать, если в квартире захлопнулась дверь, сломался замок. Чего нельзя делать, если потеряны ключи от квартиры. Правила безопасного поведения на улицах (2 ч)

Опасные природные явления. Чем опасен голо­лед. Как смягчить падение на льду.

Чем опасны толпа и паника. Как уцелеть в толпе.

Правила безопасного обращения с животными. Жизнедеятельность животных в условиях города. До­машние животные и связанные с ними проблемы. Ос­новные правила приобретения домашних животных. Правила обращения с домашними животными. Что делать, если укусила собака. Одичавшие собаки и кошки как переносчики инфекционных заболеваний.

Правила безопасного поведения на транспорте (4 ч)

Современные улицы и дороги — зоны повышен­ной опасности. Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее состав­ные части. Средства безопасности на дороге. Движе­ние пешеходов по улицам и дорогам. Правила бе­зопасного поведения пешеходов на дороге. Правила перехода проезжей части. Правила движения колон­ны и групп людей (детей). Правила безопасного пове­дения велосипедистов на улицах и дорогах.

Правила безопасного поведения на городском и об­щественном транспорте. Причины возникновения дорожно-транспортных происшествий. Краткая харак­теристика современных видов транспорта.

Основные правила безопасности на городском об­щественном транспорте. Правила безопасного поведе­ния при аварийных ситуациях (пожаре, столкнове­нии, перевороте, опрокидывании) на городском обще­ственном транспорте. Правила безопасного поведения пассажира автомобиля: при неизбежном столкнове­нии; при падении автомобиля в воду. Предотвраще­ние дорожно-транспортных происшествий.

Правила безопасного поведения в метрополитене. Причины опасных и аварийных ситуаций в метропо­литене. Зоны опасности в метро и их характеристика. Правила безопасного поведения пассажиров метропо­литена при аварийных ситуациях (пожаре, остановке в туннеле и вынужденной эвакуации, падении на пу­ти и т. п.).

Транспортные аварии. Правила поведения на железнодорожном транспорте. Характеристика же­лезнодорожного транспорта. Наиболее безопасные места в вагоне поезда. Правила безопасности во вре­мя поездки. Правила безопасного поведения пасса­жиров при крушении поезда; при авариях, связан­ных со столкновениями и экстренными торможе­ниями; при пожаре в поезде; при сильном задымле­нии.

Правила безопасного поведения на авиационном транспорте. Характеристика авиационного транспор­та. Правила безопасного поведения авиапассажиров при вынужденной посадке, при декомпрессии (раз­герметизации салона), при пожаре в самолете, при вынужденной (аварийной) посадке на воду.

Правила безопасного поведения на водном транс­порте. Характеристика водного транспорта. Индиви­дуальные и групповые средства спасения на водном транспорте. Действия пассажиров при объявлении шлюпочной тревоги. Способы эвакуации с судна. Что делать, если человек упал за борт судна.

Правила безопасного поведения в социальной среде (5 ч)

Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях (Зч)

Понятие личной безопасности. Опасное время. Опасные и безопасные места в населенном пункте. Об­щие сведения о зонах криминогенной опасности: без­людные окраины города (населенного пункта); глухие зоны парков и скверов; места массового скопления людей и т. д. Незнакомые взрослые и подростки. Правила безопасного поведения при возникно­вении криминогенных ситуаций: перед подъездом, в подъезде, в лифте, на лестничной площадке.

Правила безопасного поведения при возникнове­нии криминогенных ситуаций в доме (квартире): зво­нок в дверь; дверь вашей квартиры пытаются от­крыть (взломать); вы вернулись из школы, а дверь квартиры открыта.

Правила безопасного поведения при возникно­вении криминогенных ситуаций на улице. Обеспе­чение личной безопасности в повседневной жизни во время прогулок. Как избежать опасных домога­тельств и насилия. Что делать, если вы оказались за­ложником.

Изменение среды обитания человека в городе (2 ч)

Причины и последствия загрязнения воды, воздуха и почв города. Способы очистки воды. По­нятие о кислотных дождях. Как бороться с загряз­нением воздуха. Что нужно делать, чтобы дышать чистым воздухом. Последствия опустынивания зе­мель.

Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения (1 ч)

Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (1ч)

Средства индивидуальной защиты органов ды­хания. Назначение фильтрующих гражданских про­тивогазов. Правила пользования противогазом. По­ложения противогаза: «походное», «наготове», «боевое». Как правильно определить размер (рост) противогаза.

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (5 ч)

Средства оказания медицинской помощи (1 ч)

Домашняя медицинская аптечка. Правила хра­нения и проверка лекарственных средств. Перевязоч­ные и лекарственные средства. Правила приема ле­карственных средств.

Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях (1 ч)

Общие сведения о травмах и повреждениях ор­ганизма человека. Понятие о травме (повреждении) и ране. Открытые и закрытые травмы. Общие признаки травм и ранений. Правила оказания первой медицин­ской помощи при незначительных открытых ранах.

Первая медицинская помощь при острых состояниях (Зч)

Общая характеристика кровотечений. Наруж­ное и внутреннее кровотечение. Артериальное, веноз­ное, капиллярное и смешанное кровотечения.

Первая медицинская помощь при кровотечении. Основные способы временной остановки кровотече­ния. Правила наложения кровоостанавливающего жгута и давящей повязки. Правила применения инди­видуального перевязочного пакета. Первая медицин­ская помощь при кровотечении из носа.

Основы здорового образа жизни (4 ч)

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни (2 ч)

Здоровье человека и его составляющие. Основ­ные критерии здоровья человека. Здоровый образ жизни как индивидуальная система поведения чело­

века, направленная на сохранение и укрепление здо­ровья. Составляющие здорового образа жизни.

Развитие и изменение организма подростков. Харак­теристика некоторых факторов, которые влияют на рост и вес подростков. Различные виды нарушения осанки и причины их возникновения. Профилактика этих на­рушений осанки. Изменения в характере подростков, которые связаны с их физиологическим созреванием.

Факторы, укрепляющие здоровье

человека (1 ч)

Личная гигиена и здоровье. Основные понятия личной гигиены. Гигиенические рекомендации по уходу за кожей, зубами, волосами, глазами, ушами. Гигиена одежды; гигиенические требования к одеж­де, головным уборам, обуви.

Профилактика травм в школьном

возрасте (1ч)

Влияние компьютера и телевизора на здоровье детей. Безопасность при работе на персональном компьютере. Правила безопасности при просмотре те­левизионных передач.