3. Содержание программы
№
п\п
| БЛОК
| Тема
| Кол – во часов
| Младшая группа
| 1
| Основные свойства и разновидности природного материала
| Песок.
| 4
| 2
| Основные физические явления и свойства веществ
| Вода;
Воздух;
Звук;
Свет, цвет;
Магниты;
Вес;
Теплота.
| 9
3
3
6
3
2
2
| Итого:
| 32
| Средняя группа
| 3
| Основные свойства и разновидности природного материала
| Песок;
Глина.
| 2
2
| 4
| Основные физические явления и свойства веществ
| Вода;
Воздух;
Свет, цвет;
Магниты, магнетизм;
Звук;
Вес.
| 9
7
6
4
4
2
| Итого:
| 36
| Старшая группа
| 5
| Химические свойства веществ
| Влияние кислоты на предметы;
Свойства соли и сахара;
Свойства воды и жидкости.
| 4
3
2
| 6
| Основные физические явления и свойства веществ
| Вода;
Воздух;
Магниты, магнетизм;
Звук;
Электричество;
Свет и цвет.
| 3
4
4
4
3
4
| 7
| Основные свойства и разновидности природного материала
| Песок;
Глина;
Мел;
Уголь;
Камни; Как разрушаются камни?
| 1
1
1
1
1
| Итого:
| 36
| Подготовительная группа
| 8
| Химические свойства веществ
| Кислоты и щелочи;
Химия и человек;
Свойства воды и жидкости.
| 3
2
2
| 9
| Основные физические явления и свойства веществ
| Вода;
Воздух;
Магнетизм;
Электричество;
Свет и цвет;
Инерция;
Звук.
| 3
10
3
2
4
2
3
| 10
| Основные свойства и разновидности природного материала
| Мир камней;
Полезные ископаемые и их охрана.
| 2
| Итого:
| 36
| Всего часов:
| 140
|
Блок: «Основные свойства и разновидности
природного материала». Цели и задачи:
1. Развитие элементарных представлений детей из области естествознания:
- разновидности природного материала - песка, глины, камней.
2. Развитие у детей умственных способностей.
3. Социально – личностное развитие каждого ребенка.
4. Формирование экологической культуры дошкольников
.
Младшая группа
№ п/п
| Тема
| Описание планируемых результатов
| Название эксперимента, опыта (наблюдения)
| Материалы
| Кол – во
часов
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 1
| Песок
| Уметь лепить из песка различные угощения;
Уметь ухаживать за растениями и животными.
Знать основные свойства и качества песка:
- влажный песок пригодный для игр;
- песок желтого цвета.
| Игры с песком:
««Пирожки для мишки»;
«Цветные заборчики»;
«Секретики»;
«Узоры на песке»;
Ролевые игры:
«Дорога»;
«Строим дом».
| Мини – песочница:
водонепроницаемый ящик размер 50 х 80 х10 см с песком; обыгрывающий материал: различные миниатюрные игрушки, которые легко моются, после их использования
| 4
| ИТОГО:
| 4
| Примечание: содержание 4 графы смотри в практическом руководстве и перечисленной литературе.
|
Средняя группа
№ п/п
| Тема
| Описание планируемых результатов
| Название эксперимента, опыта (наблюдения)
| Материалы
| Кол – во
часов
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 1
| Песок, глина
| Уметь лепить из песка и глины поделки и использовать их в сюжетно – ролевых играх;
Уметь ухаживать за животными и растениями.
Знать основные качества и свойства песка:
- сыпучесть;
- рыхлость.
Глины:
- мягкость;
- пластичность;
- степень прочности;
- мнется;
- бьется;
- размокает.
Узнавать поделки из глины.
| 1 «Почему песок хорошо сыплется?».
2«Посадим дерево». 3.«Волшебный материал». 4. «Колобок»
| 1. Емкости с песком и глиной; емкость для пересыпания; лупа, ширма, сито.
2. Емкость с песком, глиной, палочки.
3. Глиняные предметы, кусочки глины, вода, подставки для работы, емкости.
| 4
| ИТОГО:
| 4
| Примечание: содержание 4 графы смотри в практическом руководстве и перечисленной литературе.
|
Блок: «Основные свойства и разновидности
природного материала». Цели и задачи:
1. Развитие элементарных представлений детей из области естествознания:
(о разнообразии природного материала – песка, глины, камней).
2. Развитие умственных способностей дошкольников.
3. Развитие элементарных представлений о приборах – помощниках при
проведении игр – экспериментов.
4. Социально – личностное развитие каждого ребенка.
5. Формирование экологической культуры дошкольников.
Старшая группа
№
п\п
| Тема
| Описание планируемых результатов
| Название эксперимента, опыта (наблюдение)
| Кол – во
часов
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 1
| Песок
| Иметь представления о свойствах песка:
- хорошо пропускает сквозь себя воду, становится влажным;
- состоит из мелких песчинок;
- сыплется;
- лепится;
- имеет желтый цвет (светло или темно – коричневый цвет);
- песок мокрый тяжелее, чем сухой.
Знать, что песок является полезным ископаемым.
Человек использует песок при строительстве и для укрепления дорожного покрытия. Расплавив песок, люди получили прозрачный материал – стекло.
| Игры с песком.
Материал:
Емкость для песка, лупа, вода, емкости для воды, весы.
| 1
| 2
| Глина
| Иметь представления о свойствах и качествах глины:
- хрупкая;
- по цвету бывает разная;
Уметь лепить из глины поделки.
Знать, что глина – полезное ископаемое. Человек использует глину в быту и строительстве.
| Игры с глиной:
1. «Игра в камешки».
Материал:
Глина, краски.
| 1
| 3
| Камни
| Иметь представления о свойствах и качествах камней
и их разновидность.
Знать где и как используют природный материал – камень.
| 1.«Простые и ценные камни в природе». Материал:
Коллекция камней (речные, морские, мрамор, гранит), лупа, весы, вода, емкость, бумага, доска, кусок дерева, гвозди, молоток.
| 1
| 4
| Мел
| Иметь представления о свойствах и качествах мела:
- мел не растворяется в воде;
- мел оставляет следы на доске.
Знать, что люди используют мел в быту и в строительстве.
| 1.«Снегопад».
Материал:
Банка с завинчивающейся крышкой, кружок из картона по размеру горлышка банки, пластилиновая поделка, клей ПВА, вода (холодная), мел.
| 1
| 5
| Уголь
| Иметь представления о свойствах и качествах угля:
- уголь горит и дает много тепла.
- уголь не растворяется в воде;
- уголь оставляет следы на бумаге, доске.
Знать, что люди используют уголь в быту.
| 1. «Путешествие в страну «Черного золота».
Материал:
Уголь, спички, железная подставка, емкость, вода, бумага.
| 1
| ИТОГО:
| 5
| Примечание: содержание 4 графы смотри в практическом руководстве и перечисленной литературе.
|
Подготовительная группа
№
п\п
| Тема
| Описание планируемых результатов
| Название эксперимента, опыта (наблюдение)
| Кол – во
часов
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 1
| Камни
| Знать разновидность камней, из которой получают металлы (алюминий, сталь, медь, бронза, серебро).
Уметь сравнивать их свойства и качества.
Знать способ получения из руды металл (из руды в доменных печах выплавляют чугун. Из чугуна делают железо и сталь)
Понимать и объяснять,
- что характеристики металлов обусловливают способы их использования в быту и на производстве;
- значение металлов для человека.
| 1.«Мир камней».
Материал:
коллекция камней (гематит, магнитный железняк, бурый железняк, медный колчедан, боксит), лупа, весы, подставки, бумага, молоток, гвозди. 2. «Проводники».
Материал:
пластмассовая, деревянная и металлическая ложки, сливочное масло, миска с горячей водой, разноцветные леденцы.
| 2
| ИТОГО:
| 2
| Примечание: содержание 4 графы смотри в практическом руководстве и перечисленной литературе.
|
Блок: «Основные физические явления и свойства веществ» Цели и задачи:
1. Развитие у детей элементарных представлений об основных физических явлениях и
свойствах веществ.
2. Развитие у детей умственных способностей.
3. Социально – личностное развитие каждого ребенка.
4. Формирование экологического мышления дошкольников.
Младшая группа
№
п\п
| Тема
| Описание
планируемых результатов
| Название
эксперимента, опыта (наблюдения)
| Кол – во
часов
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 1
| Вода
| Иметь представления о свойствах воды: прозрачная, без запаха, льется, вода – растворитель.
Знать:
- что вода замерзает на холоде, в ней растворяются краски;
- что вода не имеет запаха и вкуса;
- что предметы по - разному ведут себя в воде: тонут или не тонут;
- вода нужна всем: людям, животным, растениям;
- необходимо беречь воду.
| 1.«Узнаем, какая вода».
Материал:
две одинаковые емкости:
одна с холодной водой, вторая с теплой водой, кукла. 2. «Запах и вкус».
Материал:
три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышку, третья – с окрашенной водой (фиточай с ванильным сахаром); стаканчики для детей. 3. «Льется, течет».
Материал:
пустая емкость (таз), вода, лейка, бутылка, стакан, ложка, горка, сделанная из строительного материала, клеенка, фартуки на каждого ребенка. 4. «Плавает – не плавает»
Материал:
Игрушки пластмассовые, деревянные, металлические и резиновые, емкость с водой. 5.«Изготовление цветных льдинок».
Материал:
стаканчики, краски, полочки для размещения, формочки, веревочки. 6..«Прятки с водой».
Материал: краски, кисточки, емкость для воды, игрушки киндер – сюрприза. 7. «Кто живет в воде?» (наблюдение за водяными животным)
Материал:
Аквариум с рыбками, черепаха. 8. «Что любят растения?» (наблюдение)
Материал:
Два растения, предметы ухода (лейка, тряпочки)
| 9
| 2
| Воздух
| Иметь представления, что воздух находится в окружающем пространстве и внутри человека. При попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.
Воздух может дуть – получается ветер. Ветер качает разные предметы.
Знать,
- что воздух невидим, его можно поймать в пакет;
- что ветер имеет силу;
- что воздух нужен всему живому.
| 1.«Что в пакете?».
Материал:
полиэтиленовые пакеты. 2. Буря в стакане. Мыльные пузыри.
Материал:
стакан, вода, мыльный раствор, соломинки.
3.«Ветер по морю гуляет».
Материал:
таз с водой, модель парусника.
| 3
| 3
| Звук
| Иметь представления о том, что всё окружающее нас издают звуки. Звуки бывают разные.
Уметь
- определять по издаваемому звуку предмет;
- определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки. Знать, что шум вредит здоровью людям и животным.
| 1.«Что звучит?»
Материал:
дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость для воды, стакан. 2.«Музыка и шум?»
Материал:
металлофон, балалайка, трубочка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробка со «звуками» (коробки, наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой). 3. «Звук в тишине»
Материал:
Коробки со «звуками» (коробки, наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой), аудиозаписи со звуками природы (дождя, пение птиц, ручья, гром молнии)
| 3
| 4
| Свет, цвет.
| Иметь представления об источниках света (солнце, фонарик, свеча, лампа).
Уметь определять источник света.
Знать,
- что свет не проходит через непрозрачные предметы;
- источник света могут принадлежать не только к природному миру, но и к рукотворному;
Уметь получать промежуточные цвета путем смешивания двух цветов (красного и желтого – оранжевый, синего и красного – фиолетовый, синего и желтого – зеленый)
Понимать значение света в жизни человека и животных.
|
1.« Что нам светит?» (естественное освещение)
«свет и ночь»
Материал:
2. «Что нам светит?» (искусственное освещение)
Материал:
Фонарик, свеча, лампа.
3.«Что в коробке?»
Материал:
коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа. 4.«Прозрачное – не прозрачное»
Материал:
Игрушки, предметы разных цветов, в том числе прозрачные. 5. «Волшебные капельки»
Материал:
красная, синяя и желтая краски, палитра; кисточка, пиктограммы с изображением двух цветовых пятен, 2 банки с водой на каждого ребенка. 6.«Волшебная кисточка».
Материал:
красная, синяя и желтая краски; палитра; кисточка; пиктограммы с изображением двух цветовых пятен; листы с тремя нарисованными контурами воздушных шаров; образец для раскрашивания, в котором три тройки воздушных шаров (в каждой тройке два шара закрашены – красный и желтый, красный и синий, синий и желтый, а один – нет).
| 6
| 5.
| Магниты.
| Иметь представления о свойствах материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться.
Знать, что магнит притягивает железные предметы.
| 1.«Волшебная рукавичка».
Материал:
Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом. 2. «Знакомство с куклой Машей»
Материал:
Игра «Кукла Маша» (к туловищу куклы прикреплен магнит, а к нарядам – стальной кружок), бумага, клей, мед, варенье. 3. Игра «Рыболов»
Материал:
Игра «Рыболов» (на конце удочки прикреплен магнит, а в области рта у рыб – стальной шарик (или магнит небольшого размера),емкость для рыбок (без воды).
| 3
| 6.
| Вес.
| Иметь представления о весе.
Знать, что предметы и вещества бывают легкие и тяжелые.
Уметь определять вес предметов (легкий или тяжелый)
| 1.Игра «Угадай – ка».
Материал:
Разнообразные предметы и игрушки, непрозрачные емкости с песком, листьями, камешками, пухом, водой. 2. Игра «Магазин».
Материал:
атрибуты для игры «Магазин»
| 2
| 7.
| Теплота
| Иметь представления об органах чувств.
Знать, что пальцы определяют форму и температуру любого предмета.
Знать, что предметы бывают холодные, теплые. Предметы можно охладить (положить на подоконник) и согреть (например, подержав в ладошках).
| 1.Игра «Чудесный мешочек»
Материал:
Мелкие предметы из дерева, металла, стекла (кубики, пластины, шарики). 2. Игра «Угадай – ка».
Материал:
Мелкие предметы из дерева, металла, стекла, резины и пластмассы (кубики, пластины, шарики).
| 2
| ИТОГО:
| 28
| Примечание: содержание 4 графы смотри в практическом руководстве и перечисленной литературе.
| |