Главная страница

Программа дополнительного образования «Юные исследователи»



НазваниеПрограмма дополнительного образования «Юные исследователи»
страница2/5
программы
Дата14.04.2016
Размер0.77 Mb.
ТипПрограмма
1   2   3   4   5



3. Содержание программы




п\п

БЛОК


Тема

Кол – во часов

Младшая группа

1

Основные свойства и разновидности природного материала

Песок.


4

2

Основные физические явления и свойства веществ

Вода;

Воздух;

Звук;

Свет, цвет;

Магниты;

Вес;

Теплота.

9

3

3

6

3

2

2

Итого:

32

Средняя группа

3

Основные свойства и разновидности природного материала

Песок;

Глина.

2

2

4

Основные физические явления и свойства веществ

Вода;

Воздух;

Свет, цвет;

Магниты, магнетизм;

Звук;

Вес.

9

7

6

4

4

2

Итого:

36

Старшая группа

5

Химические свойства веществ

Влияние кислоты на предметы;

Свойства соли и сахара;

Свойства воды и жидкости.

4

3

2

6

Основные физические явления и свойства веществ

Вода;

Воздух;

Магниты, магнетизм;

Звук;

Электричество;

Свет и цвет.

3

4

4

4

3

4

7

Основные свойства и разновидности природного материала

Песок;

Глина;

Мел;

Уголь;

Камни; Как разрушаются камни?

1

1

1

1

1

Итого:

36

Подготовительная группа

8

Химические свойства веществ

Кислоты и щелочи;

Химия и человек;

Свойства воды и жидкости.

3

2

2

9

Основные физические явления и свойства веществ

Вода;

Воздух;

Магнетизм;

Электричество;

Свет и цвет;

Инерция;

Звук.

3

10

3

2

4

2

3

10

Основные свойства и разновидности природного материала

Мир камней;

Полезные ископаемые и их охрана.

2

Итого:

36

Всего часов:

140



Блок: «Основные свойства и разновидности

природного материала».
Цели и задачи:

1. Развитие элементарных представлений детей из области естествознания:

- разновидности природного материала - песка, глины, камней.

2. Развитие у детей умственных способностей.

3. Социально – личностное развитие каждого ребенка.

4. Формирование экологической культуры дошкольников

.

Младшая группа


п/п

Тема

Описание планируемых результатов

Название эксперимента, опыта (наблюдения)

Материалы

Кол – во

часов

1

2

3

4

5

6

1

Песок

Уметь лепить из песка различные угощения;

Уметь ухаживать за растениями и животными.

Знать основные свойства и качества песка:

- влажный песок пригодный для игр;

- песок желтого цвета.

Игры с песком:

««Пирожки для мишки»;

«Цветные заборчики»;

«Секретики»;

«Узоры на песке»;

Ролевые игры:

«Дорога»;

«Строим дом».



Мини – песочница:

водонепроницаемый ящик размер 50 х 80 х10 см с песком; обыгрывающий материал: различные миниатюрные игрушки, которые легко моются, после их использования

4

ИТОГО:

4

Примечание: содержание 4 графы смотри в практическом руководстве и перечисленной литературе.



Средняя группа


п/п

Тема

Описание планируемых результатов

Название эксперимента, опыта (наблюдения)

Материалы

Кол – во

часов

1

2

3

4

5

6

1

Песок, глина

Уметь лепить из песка и глины поделки и использовать их в сюжетно – ролевых играх;

Уметь ухаживать за животными и растениями.

Знать основные качества и свойства песка:

- сыпучесть;

- рыхлость.

Глины:

- мягкость;

- пластичность;

- степень прочности;

- мнется;

- бьется;

- размокает.

Узнавать поделки из глины.

1 «Почему песок хорошо сыплется?».

2«Посадим дерево».
3.«Волшебный материал».
4. «Колобок»


1. Емкости с песком и глиной; емкость для пересыпания; лупа, ширма, сито.

2. Емкость с песком, глиной, палочки.

3. Глиняные предметы, кусочки глины, вода, подставки для работы, емкости.



4

ИТОГО:

4

Примечание: содержание 4 графы смотри в практическом руководстве и перечисленной литературе.



Блок: «Основные свойства и разновидности

природного материала».
Цели и задачи:

1. Развитие элементарных представлений детей из области естествознания:

(о разнообразии природного материала – песка, глины, камней).

2. Развитие умственных способностей дошкольников.

3. Развитие элементарных представлений о приборах – помощниках при

проведении игр – экспериментов.

4. Социально – личностное развитие каждого ребенка.

5. Формирование экологической культуры дошкольников.

Старшая группа




п\п

Тема

Описание планируемых результатов

Название эксперимента, опыта (наблюдение)

Кол – во

часов

1

2

3

4

5

1

Песок

Иметь представления о свойствах песка:

- хорошо пропускает сквозь себя воду, становится влажным;

- состоит из мелких песчинок;

- сыплется;

- лепится;

- имеет желтый цвет (светло или темно – коричневый цвет);

- песок мокрый тяжелее, чем сухой.

Знать, что песок является полезным ископаемым.

Человек использует песок при строительстве и для укрепления дорожного покрытия. Расплавив песок, люди получили прозрачный материал – стекло.

Игры с песком.

Материал:

Емкость для песка, лупа, вода, емкости для воды, весы.

1

2

Глина

Иметь представления о свойствах и качествах глины:

- хрупкая;

- по цвету бывает разная;

Уметь лепить из глины поделки.

Знать, что глина – полезное ископаемое. Человек использует глину в быту и строительстве.

Игры с глиной:

1. «Игра в камешки».

Материал:

Глина, краски.

1

3

Камни

Иметь представления о свойствах и качествах камней

и их разновидность.

Знать где и как используют природный материал – камень.

1.«Простые и ценные камни в природе».
Материал:

Коллекция камней (речные, морские, мрамор, гранит), лупа, весы, вода, емкость, бумага, доска, кусок дерева, гвозди, молоток.

1

4

Мел

Иметь представления о свойствах и качествах мела:

- мел не растворяется в воде;

- мел оставляет следы на доске.

Знать, что люди используют мел в быту и в строительстве.


1.«Снегопад».

Материал:

Банка с завинчивающейся крышкой, кружок из картона по размеру горлышка банки, пластилиновая поделка, клей ПВА, вода (холодная), мел.


1

5

Уголь

Иметь представления о свойствах и качествах угля:

- уголь горит и дает много тепла.

- уголь не растворяется в воде;

- уголь оставляет следы на бумаге, доске.

Знать, что люди используют уголь в быту.


1. «Путешествие в страну «Черного золота».

Материал:

Уголь, спички, железная подставка, емкость, вода, бумага.


1

ИТОГО:

5

Примечание: содержание 4 графы смотри в практическом руководстве и перечисленной литературе.


Подготовительная группа





п\п

Тема

Описание планируемых результатов

Название эксперимента, опыта (наблюдение)

Кол – во

часов

1

2

3

4

5

1

Камни

Знать разновидность камней, из которой получают металлы (алюминий, сталь, медь, бронза, серебро).

Уметь сравнивать их свойства и качества.

Знать способ получения из руды металл (из руды в доменных печах выплавляют чугун. Из чугуна делают железо и сталь)

Понимать и объяснять,

- что характеристики металлов обусловливают способы их использования в быту и на производстве;

- значение металлов для человека.


1.«Мир камней».

Материал:

коллекция камней (гематит, магнитный железняк, бурый железняк, медный колчедан, боксит), лупа, весы, подставки, бумага, молоток, гвозди.
2. «Проводники».

Материал:

пластмассовая, деревянная и металлическая ложки, сливочное масло, миска с горячей водой, разноцветные леденцы.

2

ИТОГО:

2

Примечание: содержание 4 графы смотри в практическом руководстве и перечисленной литературе.


Блок: «Основные физические явления и свойства веществ»
Цели и задачи:

1. Развитие у детей элементарных представлений об основных физических явлениях и

свойствах веществ.

2. Развитие у детей умственных способностей.

3. Социально – личностное развитие каждого ребенка.

4. Формирование экологического мышления дошкольников.

Младшая группа




п\п

Тема

Описание

планируемых результатов

Название

эксперимента, опыта (наблюдения)

Кол – во

часов

1

2

3

4

5

1

Вода

Иметь представления о свойствах воды: прозрачная, без запаха, льется, вода – растворитель.

Знать:

- что вода замерзает на холоде, в ней растворяются краски;

- что вода не имеет запаха и вкуса;

- что предметы по - разному ведут себя в воде: тонут или не тонут;

- вода нужна всем: людям, животным, растениям;

- необходимо беречь воду.

1.«Узнаем, какая вода».

Материал:

две одинаковые емкости:

одна с холодной водой, вторая с теплой водой, кукла.
2. «Запах и вкус».

Материал:

три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышку, третья – с окрашенной водой (фиточай с ванильным сахаром); стаканчики для детей.
3. «Льется, течет».

Материал:

пустая емкость (таз), вода, лейка, бутылка, стакан, ложка, горка, сделанная из строительного материала, клеенка, фартуки на каждого ребенка.
4. «Плавает – не плавает»

Материал:

Игрушки пластмассовые, деревянные, металлические и резиновые, емкость с водой.
5.«Изготовление цветных льдинок».

Материал:

стаканчики, краски, полочки для размещения, формочки, веревочки.
6..«Прятки с водой».

Материал: краски, кисточки, емкость для воды, игрушки киндер – сюрприза.
7. «Кто живет в воде?» (наблюдение за водяными животным)

Материал:

Аквариум с рыбками, черепаха.
8. «Что любят растения?» (наблюдение)

Материал:

Два растения, предметы ухода (лейка, тряпочки)


9

2

Воздух

Иметь представления, что воздух находится в окружающем пространстве и внутри человека. При попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Воздух может дуть – получается ветер. Ветер качает разные предметы.

Знать,

- что воздух невидим, его можно поймать в пакет;

- что ветер имеет силу;

- что воздух нужен всему живому.

1.«Что в пакете?».

Материал:

полиэтиленовые пакеты.
2. Буря в стакане. Мыльные пузыри.

Материал:

стакан, вода, мыльный раствор, соломинки.

3.«Ветер по морю гуляет».

Материал:

таз с водой, модель парусника.



3

3

Звук

Иметь представления о том, что всё окружающее нас издают звуки. Звуки бывают разные.

Уметь

- определять по издаваемому звуку предмет;

- определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.
Знать, что шум вредит здоровью людям и животным.


1.«Что звучит?»

Материал:

дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость для воды, стакан.
2.«Музыка и шум?»

Материал:

металлофон, балалайка, трубочка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробка со «звуками» (коробки, наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой).
3. «Звук в тишине»

Материал:

Коробки со «звуками» (коробки, наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой), аудиозаписи со звуками природы (дождя, пение птиц, ручья, гром молнии)

3

4


Свет, цвет.


Иметь представления об источниках света (солнце, фонарик, свеча, лампа).

Уметь определять источник света.

Знать,

- что свет не проходит через непрозрачные предметы;

- источник света могут принадлежать не только к природному миру, но и к рукотворному;

Уметь получать промежуточные цвета путем смешивания двух цветов (красного и желтого – оранжевый, синего и красного – фиолетовый, синего и желтого – зеленый)

Понимать значение света в жизни человека и животных.



1.« Что нам светит?» (естественное освещение)

«свет и ночь»

Материал:

2. «Что нам светит?» (искусственное освещение)

Материал:

Фонарик, свеча, лампа.

3.«Что в коробке?»

Материал:

коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.
4.«Прозрачное – не прозрачное»

Материал:

Игрушки, предметы разных цветов, в том числе прозрачные.
5. «Волшебные капельки»

Материал:

красная, синяя и желтая краски, палитра; кисточка, пиктограммы с изображением двух цветовых пятен, 2 банки с водой на каждого ребенка.
6.«Волшебная кисточка».

Материал:

красная, синяя и желтая краски; палитра; кисточка; пиктограммы с изображением двух цветовых пятен; листы с тремя нарисованными контурами воздушных шаров; образец для раскрашивания, в котором три тройки воздушных шаров (в каждой тройке два шара закрашены – красный и желтый, красный и синий, синий и желтый, а один – нет).


6

5.

Магниты.

Иметь представления о свойствах материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться.

Знать, что магнит притягивает железные предметы.

1.«Волшебная рукавичка».

Материал:

Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом.
2. «Знакомство с куклой Машей»

Материал:

Игра «Кукла Маша» (к туловищу куклы прикреплен магнит, а к нарядам – стальной кружок), бумага, клей, мед, варенье.
3. Игра «Рыболов»

Материал:

Игра «Рыболов» (на конце удочки прикреплен магнит, а в области рта у рыб – стальной шарик (или магнит небольшого размера),емкость для рыбок (без воды).


3

6.

Вес.

Иметь представления о весе.

Знать, что предметы и вещества бывают легкие и тяжелые.

Уметь определять вес предметов (легкий или тяжелый)

1.Игра «Угадай – ка».

Материал:

Разнообразные предметы и игрушки, непрозрачные емкости с песком, листьями, камешками, пухом, водой.
2. Игра «Магазин».

Материал:

атрибуты для игры «Магазин»


2

7.

Теплота

Иметь представления об органах чувств.

Знать, что пальцы определяют форму и температуру любого предмета.

Знать, что предметы бывают холодные, теплые. Предметы можно охладить (положить на подоконник) и согреть (например, подержав в ладошках).


1.Игра «Чудесный мешочек»

Материал:

Мелкие предметы из дерева, металла, стекла (кубики, пластины, шарики).
2. Игра «Угадай – ка».

Материал:

Мелкие предметы из дерева, металла, стекла, резины и пластмассы (кубики, пластины, шарики).


2

ИТОГО:

28

Примечание: содержание 4 графы смотри в практическом руководстве и перечисленной литературе.
1   2   3   4   5