Главная страница


Программа дополнительного образования «Юные исследователи»



НазваниеПрограмма дополнительного образования «Юные исследователи»
страница4/5
программы
Дата14.04.2016
Размер0.77 Mb.
ТипПрограмма
1   2   3   4   5


Блок: «Химические свойства веществ»
Цели и задачи:

1. Развитие у детей представления о химических свойствах веществ (

растворение, взаимодействие).

2. Развитие элементарных математических представлений дошкольников:

- о мерке как способе измерения объема, массы;

- о количестве (упражнять в количественном счете в пределах 20).

3. Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста.

4. Социально – личностное развитие каждого ребенка.

5. Формирование навыков исследовательского поведения детей.

6. Формирование экологической культуры дошкольников.

Старшая группа




п\п

Тема

Описание

планируемых результатов

Название

эксперимента, опыта (наблюдения)

Кол – во

часов

1

2

3

4

5

1

Влияние кислоты на продукты

Иметь представления о влиянии кислоты на продукты и предметы.

Знать, что кислота опасное для здоровья вещество (в больших количествах).

1. «Невидимые чернила».

Материал:

половина лимона, ватка, спичка, чашка, вода, лист бумаги.
2. «Как уберечь яблоко».

Материал:

яблоко, кусочек лимона.
3. «Надуй шарик с помощью лимона».

Материал:

бутылка, лимон, вода, воздушный шарик.
4. «Пожиратель мела».

Материал:

полстакана уксуса, кусочек мела.
5. «Монетки меняют цвет».

Материал:

монетки (медные), бумажная салфетка, блюдце, уксус.

4

2

Химические свойства воды и жидкости

Иметь представления о химических свойствах воды и жидкости.

Уметь использовать эти свойства в быту.

1. «Мыльное кораблекрушение».

Материал:

миска с водой, моющее средство, иголка, пинцет и пипетка.
2. «Плавающие иголки».

Материал:

стакан, игла, оберточная бумага, вода.

2

3

Химические свойства соли и сахара

Иметь представления о химических свойствах соли и сахара.

Знать

что вещества, как соль, сахар, состоят из крошечных частичек одинаковой формы, называемых кристаллами. Их можно выращивать.
Как идет добыча соли.

1. «Разбегающиеся зубочистки».

Материал:

зубочистки, блюдце, вода, кусочек сахара (или соли).
2. «Научи яйцо плавать».

Материал:

стакан, вода, соль, яйцо (сырое).
3. «Добываем соль».

Материал:

чистая стеклянная банка, кусочек нити, чайная ложка, соль, скрепка для бумаг, миска, металлическая ложка, горячая вода, карандаш.
4. «Выращиваем кристаллы».

Материал:

Две стеклянные банка, 4 шерстяные нитки длиной 35 см, окрученные веревочкой, соль или сахар, миска, металлическая ложка, горячая вода.

3

ИТОГО:

9

Примечание: содержание 4 графы смотри в практическом руководстве и перечисленной литературе.


Блок: «Химические свойства веществ»
Цели и задачи: 1 Развитие у детей представления о химических свойствах веществ

(растворение, взаимодействие).

2. Развитие элементарных математических представлений дошкольников:

- о мерке как способе измерения объема, массы;

- о количестве (упражнять в количественном счете в пределах 20).

3. Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста.

4. Социально – личностное развитие каждого ребенка.

5. Формирование навыков исследовательского поведения детей.

6. Формирование экологической культуры дошкольников.

Подготовительная к школе группа




п\п

Тема

Описание

планируемых результатов

Название

эксперимента (наблюдение)

Кол – во

часов

1

2

3

4

5

1

Кислоты и щелочи

Иметь представления о кислотах и щелочах.

Знать, что индикатор помогает определить щелочь и кислоту.

Понимать и объяснять опасность кислотных дождей для природы.

Знать, что

с помощью законов химии мы сможем решить проблему спасения планеты от кислотных аварий.

1. «Индикатор».

Материал:

краснокочанная капуста (1\2 кочана), вода, кастрюля, промокательная бумага, дуршлаг или сито, ножницы, прищепки, лимонный сок, мыло.
2. «Кислотные дожди».

Материал:

полоски – индикаторы, чистая стеклянная банка, воронка.
3. «Нейтрализация»; «Спасаем планету от кислотных аварий».
Материал:

полоски – индикаторы, чистая стеклянная банка, уксус, стиральный порошок, чайная ложка.

3

2

Химические свойства воды и жидкости

Иметь представления о химических свойствах воды и жидкости и знать

- плотность жидкости можно измерить с помощью ареометра (прибор для измерения плотности жидкости).

- что в некоторых случаях два вещества не просто смешать и затем разделить.

- с помощью законов химии мы сможем решить проблему загрязнения водоемов от нефтяных масел.


1.« Слоеная жидкость».

Материал:

растительное масло, вода, прозрачный пластмассовый контейнер с крышкой, пробка, несколько замороженных горошин.
2. «Сделай ареометр».

Материал:

пластмассовая соломинка для питья, водостойкий фломастер, линейка, вода, пластилин, соль, ложка, стаканы.
3. «Смешиваем несмешивающиеся».

Материал:

стакан, растительное масло, вода, ложка, жидкость для мытья посуды.
4. «Разделение смеси».

Материал:

мелкая пищевая соль, вода, большая плоская миска, ложка, миска.

2

3

Химия и человек

Иметь представления о том, как человек пользуется законами химии в быту.

Знать, что такое углеводы и уметь определять, в каких продуктах содержится крахмал.

Уметь делать пластмассу в бытовых условиях.


1. «Есть ли крахмал?».

Материал:

йод, мука, разные продукты, чистые банки, вода, пластмассовая чайная ложечка, резиновые перчатки, стиральный порошок, нож.
2. «Сделай пластмассу».

Материал:

молоко, уксус, маленькая кастрюля, формочка.



2

ИТОГО:

7

Примечание: содержание 4 графы смотри в практическом руководстве и перечисленной литературе.

4.Методическое обеспечение программы
Знакомство дошкольников с явлениями живой и неживой природы должно отличаться по содержанию и методам от школьного обучения. Прежде всего, детей необходимо знакомить с теми фактами и явлениями действительности, которые, так или иначе, попадают в поле их зрения, в быту. Ознакомление должно базироваться на живом интересе ребенка и проводится в увлекательной форме. Введение в мир неживой природы должно происходить без сообщения ему, каких – либо законов в формализованном виде, без заучивания и повторения любых правил. При этом необходимо, чтобы в основе процесса ознакомления с явлениями природы лежали действия ребенка с реальными компонентами явления. Материальные объекты, их свойства и отношения должны находиться в пределах поля зрения ребенка, должны быть связаны с его целенаправленной деятельностью.

Методом ознакомления может стать самостоятельный простейший эксперимент, заключающийся в следующем: представив необходимый материал для экспериментирования, воспитатель ставит перед ребенком определенную задачу, которая позволяет превратить действия по отношению к объекту в деятельность, направленную на достижение определенной цели, т.е. деятельность ребенка, получает определенную мотивацию. Взрослый лишь акцентирует его внимание на необходимых отношениях и связях. Все, что демонстрируется воспитателем, должно самостоятельно воспроизводиться детьми. Ответы на вопросы дети должны давать только после того, как убедились в правильности их путем самостоятельных действий.

Метод игры, как установлено психологами и педагогами, наиболее эффективен в формировании навыков самостоятельной умственной деятельности и в развитии логического мышления.

Работа в лаборатории предполагает «превращение» детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения.

Форма общения ориентирована на личностное своеобразие каждого ребенка, на установление доверительных партнерских отношений взрослого с детьми.

С целью поддержания интереса детей предлагается смена различных видов деятельности:

  • психо – экологический тренинг («Водичка, водичка, умой мое личико»; «Чудесный мешочек»);




  • беседы познавательного и эвристического характера по темам (об экологически правильном поведении в природе, об объектах природы).




  • восприятие произведений литературы, музыки;




  • просмотр видеофильмов о природе;

  • физкультминутки на экологическую тематику;

  • продуктивная деятельность (изготовление компаса, телефона, мини- микроскопа и т.д.)

  • игры на развитие воображения: «Изобрази солнце, дождь» и т.д.

При выполнении задач учебно – воспитательного процесса используются следующие формы работы:

  • индивидуальные;

  • групповые;


С целью повышения эффективности работы педагога необходимо использовать следующие технологии:

  • индивидуально – ориентированное воздействие (просьба, совет, доверительная беседа, акцент на достоинствах, симпатия, умение встать на позицию другого);

  • коммуникативные технологии (эвристические беседы, диалоговые формы общения);

  • игровые технологии;

  • личностно – ориентированные технологии (проблемное обучение, дифференцированное обучение, экспериментирование, знаковая система знаний, организация творческого поиска);

  • исследовательские технологии.


Кадровое обеспечение

Данная программа рекомендована воспитателям МДОУ, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования по экологическому воспитанию, родителям.
Материально – техническое обеспечение


  • Основное оборудование для лаборатории (см. приложение №7)

  • Дополнительное оборудование для лаборатории (см. приложение №8)

  • Теле -, видео- и аудиоаппаратура;




  • Методические пособия по экологическому воспитанию и экспериментальной деятельности.



Диагностический инструментарий
Диагностика проводится посредствам специальных методик, а также через наблюдения, беседу:

    1. В процессе детского экспериментирования дети учатся:

- видеть и выделять проблему;

- принимать и ставить цель;

- решать проблемы;

- анализировать объект или явление;

- выделять существенные признаки и связи;

- сопоставлять разные факты;

- выдвигать гипотезы, предположения.

- отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;

- осуществлять эксперимент;

- делать выводы;

- фиксировать этапы действий и результаты графически.

    1. Критерии определения эффективности реализации программы:

  • отношение детей к экспериментальной деятельности;

  • целеполагание;

  • планирование;

  • реализация;

  • рефлексия.

( см. в таблице по определению уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью; приложение №1), (Л.Н.Менщикова, Л.Н. Прохорова);


    1. При определении уровня и развития любознательности (исследовательской активности) используются методики:

  • методика «Радости и огорчения» (И.В. Цветковой.)

  • методика «Выбор деятельности» (Л.Н.Прохоровой)

  • методика «Маленький исследователь (Л.Н.Прохоровой)

  • методика «Дерево желаний» (В.С. Юркевич )

  • методика определения уровня и развития любознательности. (Н.Б.Шумаковой.)




  • анкетирование родителей.

(См. приложение № 2 – 7).

  1. Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:

    1. понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на её нравственно – эстетическом и практическом значении для человека и для других живых существ.

    2. освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности в быту;

    3. проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе.

(Методика проведения диагностики представлена в программе Н.Николаева «Юный эколог»)
Объём знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети
Описание планируемых результатов отражены в таблицах по содержательной части программы.


Приложения № 1

Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью


Уровни

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполага - ние

Планирование

Реализация

Рефлекация

Высокий

Познавательное отношение устойчиво. Ребёнок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.

Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательства - ми.

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельнос -

ти. В диалоге с взрослым поясняет ход деятельности Доводит

дело до конца.

Формулирует в речи, достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавли -

вать разнообразн -ые временные, последова –

тельные, причинные связи. Делать выводы.

Средний

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположение, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого)

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно с взрослым.

Самосто-

ятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчи –

вость в достижении результатов, помня о цели работы.

Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.


Приложение №2

Методика «Выбор деятельности» (Л.Н.Прохорова)
Методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.

На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:

1 – игровая;

2 – чтение книг;

3- изобразительная;

4 – детское экспериментирование;

5 – труд в уголке природы;

6 – конструирование из различных материалов.
Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел оказаться. Последовательно делается три выбора.

Все три выбора фиксируют в протоколе цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.

Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.
Результаты оформляют в таблицу:




Шифр ребёнка

Выбор деятельности







1

2

3

4

5

6
































































































1   2   3   4   5