Блок: «Химические свойства веществ» Цели и задачи:
1. Развитие у детей представления о химических свойствах веществ (
растворение, взаимодействие).
2. Развитие элементарных математических представлений дошкольников:
- о мерке как способе измерения объема, массы;
- о количестве (упражнять в количественном счете в пределах 20).
3. Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста.
4. Социально – личностное развитие каждого ребенка.
5. Формирование навыков исследовательского поведения детей.
6. Формирование экологической культуры дошкольников.
Старшая группа
№
п\п
| Тема
| Описание
планируемых результатов
| Название
эксперимента, опыта (наблюдения)
| Кол – во
часов
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 1
| Влияние кислоты на продукты
| Иметь представления о влиянии кислоты на продукты и предметы.
Знать, что кислота опасное для здоровья вещество (в больших количествах).
| 1. «Невидимые чернила».
Материал:
половина лимона, ватка, спичка, чашка, вода, лист бумаги. 2. «Как уберечь яблоко».
Материал:
яблоко, кусочек лимона. 3. «Надуй шарик с помощью лимона».
Материал:
бутылка, лимон, вода, воздушный шарик. 4. «Пожиратель мела».
Материал:
полстакана уксуса, кусочек мела. 5. «Монетки меняют цвет».
Материал:
монетки (медные), бумажная салфетка, блюдце, уксус.
| 4
| 2
| Химические свойства воды и жидкости
| Иметь представления о химических свойствах воды и жидкости.
Уметь использовать эти свойства в быту.
| 1. «Мыльное кораблекрушение».
Материал:
миска с водой, моющее средство, иголка, пинцет и пипетка. 2. «Плавающие иголки».
Материал:
стакан, игла, оберточная бумага, вода.
| 2
| 3
| Химические свойства соли и сахара
| Иметь представления о химических свойствах соли и сахара.
Знать
что вещества, как соль, сахар, состоят из крошечных частичек одинаковой формы, называемых кристаллами. Их можно выращивать. Как идет добыча соли.
| 1. «Разбегающиеся зубочистки».
Материал:
зубочистки, блюдце, вода, кусочек сахара (или соли). 2. «Научи яйцо плавать».
Материал:
стакан, вода, соль, яйцо (сырое). 3. «Добываем соль».
Материал:
чистая стеклянная банка, кусочек нити, чайная ложка, соль, скрепка для бумаг, миска, металлическая ложка, горячая вода, карандаш. 4. «Выращиваем кристаллы».
Материал:
Две стеклянные банка, 4 шерстяные нитки длиной 35 см, окрученные веревочкой, соль или сахар, миска, металлическая ложка, горячая вода.
| 3
| ИТОГО:
| 9
| Примечание: содержание 4 графы смотри в практическом руководстве и перечисленной литературе.
|
Блок: «Химические свойства веществ» Цели и задачи: 1 Развитие у детей представления о химических свойствах веществ
(растворение, взаимодействие).
2. Развитие элементарных математических представлений дошкольников:
- о мерке как способе измерения объема, массы;
- о количестве (упражнять в количественном счете в пределах 20).
3. Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста.
4. Социально – личностное развитие каждого ребенка.
5. Формирование навыков исследовательского поведения детей.
6. Формирование экологической культуры дошкольников.
Подготовительная к школе группа
№
п\п
| Тема
| Описание
планируемых результатов
| Название
эксперимента (наблюдение)
| Кол – во
часов
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 1
| Кислоты и щелочи
| Иметь представления о кислотах и щелочах.
Знать, что индикатор помогает определить щелочь и кислоту.
Понимать и объяснять опасность кислотных дождей для природы.
Знать, что
с помощью законов химии мы сможем решить проблему спасения планеты от кислотных аварий.
| 1. «Индикатор».
Материал:
краснокочанная капуста (1\2 кочана), вода, кастрюля, промокательная бумага, дуршлаг или сито, ножницы, прищепки, лимонный сок, мыло. 2. «Кислотные дожди».
Материал:
полоски – индикаторы, чистая стеклянная банка, воронка. 3. «Нейтрализация»; «Спасаем планету от кислотных аварий». Материал:
полоски – индикаторы, чистая стеклянная банка, уксус, стиральный порошок, чайная ложка.
| 3
| 2
| Химические свойства воды и жидкости
| Иметь представления о химических свойствах воды и жидкости и знать
- плотность жидкости можно измерить с помощью ареометра (прибор для измерения плотности жидкости).
- что в некоторых случаях два вещества не просто смешать и затем разделить.
- с помощью законов химии мы сможем решить проблему загрязнения водоемов от нефтяных масел.
| 1.« Слоеная жидкость».
Материал:
растительное масло, вода, прозрачный пластмассовый контейнер с крышкой, пробка, несколько замороженных горошин. 2. «Сделай ареометр».
Материал:
пластмассовая соломинка для питья, водостойкий фломастер, линейка, вода, пластилин, соль, ложка, стаканы. 3. «Смешиваем несмешивающиеся».
Материал:
стакан, растительное масло, вода, ложка, жидкость для мытья посуды. 4. «Разделение смеси».
Материал:
мелкая пищевая соль, вода, большая плоская миска, ложка, миска.
| 2
| 3
| Химия и человек
| Иметь представления о том, как человек пользуется законами химии в быту.
Знать, что такое углеводы и уметь определять, в каких продуктах содержится крахмал.
Уметь делать пластмассу в бытовых условиях.
| 1. «Есть ли крахмал?».
Материал:
йод, мука, разные продукты, чистые банки, вода, пластмассовая чайная ложечка, резиновые перчатки, стиральный порошок, нож. 2. «Сделай пластмассу».
Материал:
молоко, уксус, маленькая кастрюля, формочка.
| 2
| ИТОГО:
| 7
| Примечание: содержание 4 графы смотри в практическом руководстве и перечисленной литературе.
| 4.Методическое обеспечение программы Знакомство дошкольников с явлениями живой и неживой природы должно отличаться по содержанию и методам от школьного обучения. Прежде всего, детей необходимо знакомить с теми фактами и явлениями действительности, которые, так или иначе, попадают в поле их зрения, в быту. Ознакомление должно базироваться на живом интересе ребенка и проводится в увлекательной форме. Введение в мир неживой природы должно происходить без сообщения ему, каких – либо законов в формализованном виде, без заучивания и повторения любых правил. При этом необходимо, чтобы в основе процесса ознакомления с явлениями природы лежали действия ребенка с реальными компонентами явления. Материальные объекты, их свойства и отношения должны находиться в пределах поля зрения ребенка, должны быть связаны с его целенаправленной деятельностью.
Методом ознакомления может стать самостоятельный простейший эксперимент, заключающийся в следующем: представив необходимый материал для экспериментирования, воспитатель ставит перед ребенком определенную задачу, которая позволяет превратить действия по отношению к объекту в деятельность, направленную на достижение определенной цели, т.е. деятельность ребенка, получает определенную мотивацию. Взрослый лишь акцентирует его внимание на необходимых отношениях и связях. Все, что демонстрируется воспитателем, должно самостоятельно воспроизводиться детьми. Ответы на вопросы дети должны давать только после того, как убедились в правильности их путем самостоятельных действий.
Метод игры, как установлено психологами и педагогами, наиболее эффективен в формировании навыков самостоятельной умственной деятельности и в развитии логического мышления.
Работа в лаборатории предполагает «превращение» детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения.
Форма общения ориентирована на личностное своеобразие каждого ребенка, на установление доверительных партнерских отношений взрослого с детьми.
С целью поддержания интереса детей предлагается смена различных видов деятельности:
психо – экологический тренинг («Водичка, водичка, умой мое личико»; «Чудесный мешочек»);
беседы познавательного и эвристического характера по темам (об экологически правильном поведении в природе, об объектах природы).
восприятие произведений литературы, музыки;
просмотр видеофильмов о природе;
физкультминутки на экологическую тематику;
продуктивная деятельность (изготовление компаса, телефона, мини- микроскопа и т.д.)
игры на развитие воображения: «Изобрази солнце, дождь» и т.д.
При выполнении задач учебно – воспитательного процесса используются следующие формы работы:
индивидуальные;
групповые;
С целью повышения эффективности работы педагога необходимо использовать следующие технологии:
индивидуально – ориентированное воздействие (просьба, совет, доверительная беседа, акцент на достоинствах, симпатия, умение встать на позицию другого);
коммуникативные технологии (эвристические беседы, диалоговые формы общения);
игровые технологии;
личностно – ориентированные технологии (проблемное обучение, дифференцированное обучение, экспериментирование, знаковая система знаний, организация творческого поиска);
исследовательские технологии.
Кадровое обеспечение
Данная программа рекомендована воспитателям МДОУ, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования по экологическому воспитанию, родителям. Материально – техническое обеспечение
Основное оборудование для лаборатории (см. приложение №7)
Дополнительное оборудование для лаборатории (см. приложение №8)
Теле -, видео- и аудиоаппаратура;
Методические пособия по экологическому воспитанию и экспериментальной деятельности.
Диагностический инструментарий Диагностика проводится посредствам специальных методик, а также через наблюдения, беседу:
В процессе детского экспериментирования дети учатся:
- видеть и выделять проблему;
- принимать и ставить цель;
- решать проблемы;
- анализировать объект или явление;
- выделять существенные признаки и связи;
- сопоставлять разные факты;
- выдвигать гипотезы, предположения.
- отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
- осуществлять эксперимент;
- делать выводы;
- фиксировать этапы действий и результаты графически.
Критерии определения эффективности реализации программы:
отношение детей к экспериментальной деятельности;
целеполагание;
планирование;
реализация;
рефлексия.
( см. в таблице по определению уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью; приложение №1), (Л.Н.Менщикова, Л.Н. Прохорова);
При определении уровня и развития любознательности (исследовательской активности) используются методики:
методика «Радости и огорчения» (И.В. Цветковой.)
методика «Выбор деятельности» (Л.Н.Прохоровой)
методика «Маленький исследователь (Л.Н.Прохоровой)
методика «Дерево желаний» (В.С. Юркевич )
методика определения уровня и развития любознательности. (Н.Б.Шумаковой.)
(См. приложение № 2 – 7).
Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:
понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на её нравственно – эстетическом и практическом значении для человека и для других живых существ.
освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности в быту;
проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе.
(Методика проведения диагностики представлена в программе Н.Николаева «Юный эколог») Объём знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети Описание планируемых результатов отражены в таблицах по содержательной части программы.
Приложения № 1
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью
Уровни
| Отношение к экспериментальной деятельности
| Целеполага - ние
| Планирование
| Реализация
| Рефлекация
| Высокий
| Познавательное отношение устойчиво. Ребёнок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.
| Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательства - ми.
| Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.
| Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельнос -
ти. В диалоге с взрослым поясняет ход деятельности Доводит
дело до конца.
| Формулирует в речи, достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавли -
вать разнообразн -ые временные, последова –
тельные, причинные связи. Делать выводы.
| Средний
| В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.
| Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположение, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого)
| Принимает активное участие при планировании деятельности совместно с взрослым.
| Самосто-
ятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчи –
вость в достижении результатов, помня о цели работы.
| Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.
|
Приложение №2
Методика «Выбор деятельности» (Л.Н.Прохорова) Методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.
На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:
1 – игровая;
2 – чтение книг;
3- изобразительная;
4 – детское экспериментирование;
5 – труд в уголке природы;
6 – конструирование из различных материалов. Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел оказаться. Последовательно делается три выбора.
Все три выбора фиксируют в протоколе цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.
Вывод делается по сумме выборов в целом по группе. Результаты оформляют в таблицу:
№
| Шифр ребёнка
| Выбор деятельности
|
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |