Приложение №3 Методика «Маленький исследователь» (Л.Н.Прохорова) Методика исследует предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов ребенка.
Детям предлагается схематическое изображение Научной лаборатории с различными материалами и предметами.
Ребенку предлагается осуществить последовательно 3 выбора:
« К тебе пришел в гости маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься. Выбери, куда бы он отправился в первую очередь».
После этого ребенку предлагают повторить выбор второй и третий раз.
Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами 1,2,3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.
Вывод делается по сумме выборов по группе.
Результаты оформляются в таблицу:
№
| Шифр ребёнка
| Выбор деятельности
|
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение №4 Методика «Радости и огорчения» (И.В.Цветкова) Методика помогает выявить место исследовательской деятельности в системе ценностных ориентаций дошкольников.
После организованного познавательного занятия с элементами экспериментирования ребенка спрашивают:
- Что тебе больше всего понравилось во время занятий?
- Что тебе больше всего огорчило во время занятия?
Вопросы могут быть сформулированы с большим акцентам на эмоциях ребенка:
- Когда во время занятия ты сильнее всего чувствовал радость?
Анализ ответов фиксируется в схеме:
Фамилия, имя
| Радости и огорчения
| связанные
с самим
собой
| связанные
с другими
людьми,
с общением
| познавательного характера,
связанные с исследовательской
деятельностью
| с процессом
| с результатом
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение №5 Методика «Дерево желаний» (В.С. Юркевич) Цель: изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации).
Волшебник может использовать пять желаний. Что бы ты у него попросил? – 6 мин.
Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (Регистрируются первые 5 ответов.) – 6 минут.
Ковер – самолет в мгновение ока доставил тебя, куда ты захочешь. Куда бы ты хотел слетать? (регистрируется первых 5 ответов.) – 6 минут.
Чудо – машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо – машина по твоему приказанию? – 5 минут.
В главной книге страны Вообразили есть любые истории обо всем на свете. О чем ты хотел узнать из этой книги? – 5минут.
Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? – (Регистрируются первые 5 ответов.) – 4 минуты.
Из ответов выбираются ответы познавательного характера.
Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.
Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.
Низкий уровень познавательной потребности – 2 и менее ответов.
Качественный анализ
Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно – следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
Средний уровень – потребность в знаниях есть, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.
Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например, их интересует реальность услышанной когда – то сказки, легенды и т. д.
Все суждения носят познавательный характер, но различаются уровнем сложности.
Ответы «потребительского» содержания: иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.
Креативные ситуации – 2, 3, 4, 5.
Приложение №6
Диагностическое задание – игра «Да – нет» (Н.Б.Шумакова).
Цель: исследование динамики развития любознательности (исследовательской активности) в форме вопросов, умения видеть проблемы, находить неизвестное в известном, необычное в обычном.
Ребенку необходимо с помощью задаваемых вопросов отгадать, что спрятано в коробке, не задавая при этом прямых вопросов типа «Что это?». Качественный и количественный анализ вопросов
Оценивается изменение в развитии любознательности в форме вопросов по показателям «продуктивность» и «уровень вопроса»:
Общее количество вопросов;
Ориентация детей на поиск ответа, а не на последующие вопросы, попытку с помощью вопросов проверить свои конкретные гипотезы («Это кукла?...машина? медведь? и т.д.);
Типы вопросов.
Данные заносятся в таблицу:
Шифр
ребёнка
| Продук –
тивность
| Кол – во
вопросов
высокого
уровня
| Кол – во
прямых
вопросов
| Гибкость
| Кол – во
абсурдных
вопросов
| Решение
задачи
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сумма
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сред –
ний бал
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Динамика развития любознательности (исследовательской активности)
в форме постановки вопросов на начало и конец года
Показатели
| Начало
года
| Середина
года
| Конец
года
| Продуктивность (общее количество заданных вопросов)
|
|
|
| Количество вопросов высокого уровня
|
|
|
| Количество прямых вопросов
|
|
|
| Гибкость – изменение стратегии постановки вопросов
|
|
|
| Количество абсурдных вопросов
|
|
|
| Решение задачи
|
|
|
|
Приложение № 7
Основное оборудование.
Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, безмен, песочные часы (1,2,3,5 минут). Компас. Разнообразные магниты.
Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объёма: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки.
Природный материал: камешки разного цвета и форы, минералы, глина, земля разная по составу, уголь, песок крупный и мелкий (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлуп ореха, кусочки коры деревьев, спил разных деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть (кошачья, собачья, овечья).
Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха; пробки, лоскутки ткани, проволока; предметы деревянные. Пластмассовые, металлические, формочки – вкладыши от шоколадных конфет, деревянные катушки.
Технические материалы: гайки, винты, болты, гвозди.
Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная, вощеная и др.
Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпателя, палочки деревянные, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл), марля, мерные ложечки, резиновые груши разного объёма.
Красители: ягодный сироп, акварельные краски, другие безопасные красители.
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, старая пластинка для проигрывателя, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддон, плоское блюдо, стеки, пилка для ногтей, ученическая линейка, сито, 2 шарика (легкий пластмассовый и тяжелый металлический), таз, сетка – авоська, спички, спичечные коробки, нитки. Пуговицы разные, иголки, булавки.
Приложение №8 Дополнительное оборудование и материалы.
Контейнеры для сыпучих и мелких предметов.
Детские халаты (для создания игровой мотивации), клеенчатые передники, полотенца.
Таблицы - схемы, коллажи по пройденным темам.
Детский понятийный словарь.
Журнал для исследований, где идет фиксация детьми результатов опытов.
Основные условия организации работы с детьми в лаборатории.
Наличие водоснабжения в данном помещении.
Выработка воспитателем совместно с детьми правил безопасного поведения в лаборатории и их выполнения.
Приложение №9
Алгоритм проведения экспериментов СТРУКТУРА ДЕТСКОГО
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Проблемная ситуация
Целеполагание
(что нужно сделать)
Выдвижение гипотез
( как, с помощью чего,
что получается )
Проверка предположения
( отбор нужных средств,.
Реализация в действии )
Подтвердилось Не подтвердилось
Формулирование выводов Возникновение новой
(как получилось) гипотезы, предположений
Реализация в действии
Подтвердилось
Формулирование выводов
(как получилось)
Список литературы
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников, М.: ТЦ Сфера, 2001г.
Жуков В.А. Познавательные опыты, М.: Росмэн, 2001г.
Кларина Л.М. Знакомим детей с магнитами, - методическая разработка, журнал «Детский сад» №48 (84) декабрь 2001г.
Крейг А. Наука энциклопедия, М.:Росмен,2001г.
Пичугина Н.О. Дошкольная педагогика, Конспект лекций, Ростов – на – Дону «Феникс», 2004г.
Рыжова Н. Программа по экологическому воспитанию «Наш дом – природа»,1999г.
Николаев С.Н. Программа «Юный эколог», М.: Мозаика – Синтез, 1999г.
Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации, М.: АРКИ, 2003г.
Прохорова Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников, М,: АРКТИ, 2006г.
Репьев С.А. Забавные химические и физические опыты, «Мастерилка», 1998г.
Робинсон Р. Чудеса в спальне, кухне, гостиной, ванной, М.: Росмэн, 1999г.
Савенков А.И. Маленький исследователь, Ярославль, Академия развития, 2002г.
Сикорук Л.Л. Физика для малышей, М.: Педагогика, 1983г.
Черемисина Л.Д. Основы экологии – младшим школьникам, М.: АРКТИ, 2006г.
Шипунова Т.Я. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста, Новосибирск, 1994г.
|