Главная страница


Программа дополнительного образования «Юные исследователи»



НазваниеПрограмма дополнительного образования «Юные исследователи»
страница5/5
программы
Дата14.04.2016
Размер0.77 Mb.
ТипПрограмма
1   2   3   4   5


Приложение №3
Методика «Маленький исследователь» (Л.Н.Прохорова)
Методика исследует предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов ребенка.

Детям предлагается схематическое изображение Научной лаборатории с различными материалами и предметами.

Ребенку предлагается осуществить последовательно 3 выбора:

« К тебе пришел в гости маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься. Выбери, куда бы он отправился в первую очередь».

После этого ребенку предлагают повторить выбор второй и третий раз.

Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами 1,2,3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.

Вывод делается по сумме выборов по группе.

Результаты оформляются в таблицу:




Шифр ребёнка

Выбор деятельности







1

2

3

4

5

6


































































































Приложение №4
Методика «Радости и огорчения» (И.В.Цветкова)
Методика помогает выявить место исследовательской деятельности в системе ценностных ориентаций дошкольников.

После организованного познавательного занятия с элементами экспериментирования ребенка спрашивают:

- Что тебе больше всего понравилось во время занятий?

- Что тебе больше всего огорчило во время занятия?

Вопросы могут быть сформулированы с большим акцентам на эмоциях ребенка:

- Когда во время занятия ты сильнее всего чувствовал радость?

Анализ ответов фиксируется в схеме:


Фамилия, имя

Радости и огорчения

связанные

с самим

собой

связанные

с другими

людьми,

с общением

познавательного характера,

связанные с исследовательской

деятельностью

с процессом

с результатом
































Приложение №5
Методика «Дерево желаний» (В.С. Юркевич)
Цель: изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации).

  1. Волшебник может использовать пять желаний. Что бы ты у него попросил? – 6 мин.

  2. Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (Регистрируются первые 5 ответов.) – 6 минут.

  3. Ковер – самолет в мгновение ока доставил тебя, куда ты захочешь. Куда бы ты хотел слетать? (регистрируется первых 5 ответов.) – 6 минут.

  4. Чудо – машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо – машина по твоему приказанию? – 5 минут.

  5. В главной книге страны Вообразили есть любые истории обо всем на свете. О чем ты хотел узнать из этой книги? – 5минут.

  6. Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? – (Регистрируются первые 5 ответов.) – 4 минуты.

Из ответов выбираются ответы познавательного характера.

    • Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.

    • Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.

    • Низкий уровень познавательной потребности – 2 и менее ответов.


Качественный анализ

  • Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно – следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.

  • Средний уровень – потребность в знаниях есть, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.

  • Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например, их интересует реальность услышанной когда – то сказки, легенды и т. д.

Все суждения носят познавательный характер, но различаются уровнем сложности.

Ответы «потребительского» содержания: иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.

Креативные ситуации – 2, 3, 4, 5.

Приложение №6

Диагностическое задание – игра «Да – нет» (Н.Б.Шумакова).

Цель: исследование динамики развития любознательности (исследовательской активности) в форме вопросов, умения видеть проблемы, находить неизвестное в известном, необычное в обычном.

Ребенку необходимо с помощью задаваемых вопросов отгадать, что спрятано в коробке, не задавая при этом прямых вопросов типа «Что это?».
Качественный и количественный анализ вопросов

Оценивается изменение в развитии любознательности в форме вопросов по показателям «продуктивность» и «уровень вопроса»:

  • Общее количество вопросов;

  • Ориентация детей на поиск ответа, а не на последующие вопросы, попытку с помощью вопросов проверить свои конкретные гипотезы («Это кукла?...машина? медведь? и т.д.);

  • Типы вопросов.

Данные заносятся в таблицу:

Шифр

ребёнка

Продук –

тивность

Кол – во

вопросов

высокого

уровня

Кол – во

прямых

вопросов

Гибкость

Кол – во

абсурдных

вопросов

Решение

задачи



















































































































Сумма























































Сред –

ний бал
























































Динамика развития любознательности (исследовательской активности)

в форме постановки вопросов на начало и конец года


Показатели

Начало

года

Середина

года

Конец

года

Продуктивность (общее количество заданных вопросов)










Количество вопросов высокого уровня










Количество прямых вопросов










Гибкость – изменение стратегии постановки вопросов










Количество абсурдных вопросов










Решение задачи












Приложение № 7

Основное оборудование.


  1. Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, безмен, песочные часы (1,2,3,5 минут). Компас. Разнообразные магниты.

  2. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объёма: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки.

  3. Природный материал: камешки разного цвета и форы, минералы, глина, земля разная по составу, уголь, песок крупный и мелкий (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлуп ореха, кусочки коры деревьев, спил разных деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть (кошачья, собачья, овечья).

  4. Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха; пробки, лоскутки ткани, проволока; предметы деревянные. Пластмассовые, металлические, формочки – вкладыши от шоколадных конфет, деревянные катушки.

  5. Технические материалы: гайки, винты, болты, гвозди.

  6. Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная, вощеная и др.

  7. Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпателя, палочки деревянные, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл), марля, мерные ложечки, резиновые груши разного объёма.

  8. Красители: ягодный сироп, акварельные краски, другие безопасные красители.

  9. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, старая пластинка для проигрывателя, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддон, плоское блюдо, стеки, пилка для ногтей, ученическая линейка, сито, 2 шарика (легкий пластмассовый и тяжелый металлический), таз, сетка – авоська, спички, спичечные коробки, нитки. Пуговицы разные, иголки, булавки.

Приложение №8
Дополнительное оборудование и материалы.


  1. Контейнеры для сыпучих и мелких предметов.

  2. Детские халаты (для создания игровой мотивации), клеенчатые передники, полотенца.

  3. Таблицы - схемы, коллажи по пройденным темам.

  4. Детский понятийный словарь.

  5. Журнал для исследований, где идет фиксация детьми результатов опытов.


Основные условия организации работы с детьми в лаборатории.


  1. Наличие водоснабжения в данном помещении.

  2. Выработка воспитателем совместно с детьми правил безопасного поведения в лаборатории и их выполнения.


Приложение №9

Алгоритм проведения
экспериментов
СТРУКТУРА ДЕТСКОГО

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ



Проблемная ситуация







Целеполагание

(что нужно сделать)







Выдвижение гипотез

( как, с помощью чего,

что получается )







Проверка предположения

( отбор нужных средств,.

Реализация в действии )











Подтвердилось Не подтвердилось







Формулирование выводов Возникновение новой

(как получилось) гипотезы, предположений






Реализация в действии







Подтвердилось







Формулирование выводов

(как получилось)

Список литературы



  1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников, М.: ТЦ Сфера, 2001г.

  2. Жуков В.А. Познавательные опыты, М.: Росмэн, 2001г.

  3. Кларина Л.М. Знакомим детей с магнитами, - методическая разработка, журнал «Детский сад» №48 (84) декабрь 2001г.

  4. Крейг А. Наука энциклопедия, М.:Росмен,2001г.

  5. Пичугина Н.О. Дошкольная педагогика, Конспект лекций, Ростов – на – Дону «Феникс», 2004г.

  6. Рыжова Н. Программа по экологическому воспитанию «Наш дом – природа»,1999г.

  7. Николаев С.Н. Программа «Юный эколог», М.: Мозаика – Синтез, 1999г.

  8. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации, М.: АРКИ, 2003г.

  9. Прохорова Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников, М,: АРКТИ, 2006г.

  10. Репьев С.А. Забавные химические и физические опыты, «Мастерилка», 1998г.

  11. Робинсон Р. Чудеса в спальне, кухне, гостиной, ванной, М.: Росмэн, 1999г.

  12. Савенков А.И. Маленький исследователь, Ярославль, Академия развития, 2002г.

  13. Сикорук Л.Л. Физика для малышей, М.: Педагогика, 1983г.

  14. Черемисина Л.Д. Основы экологии – младшим школьникам, М.: АРКТИ, 2006г.

  15. Шипунова Т.Я. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста, Новосибирск, 1994г.



1   2   3   4   5