Приложение №3 Методика «Маленький исследователь» (Л.Н.Прохорова) Методика исследует предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов ребенка.
  Детям предлагается схематическое изображение Научной лаборатории с различными материалами и предметами.
  Ребенку предлагается осуществить последовательно 3 выбора:
  « К тебе пришел в гости маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься. Выбери, куда бы он отправился в первую очередь».
  После этого ребенку предлагают повторить выбор второй и третий раз.
  Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами 1,2,3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.
  Вывод делается по сумме выборов по группе.
  Результаты оформляются в таблицу:
 
             №
  |    Шифр ребёнка
  |    Выбор деятельности
  |      
 
 
  |   
 
 
  |    1
  |    2
  |    3
  |    4
  |    5
  |    6
  |      
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
  Приложение №4 Методика «Радости и огорчения» (И.В.Цветкова) Методика помогает выявить место исследовательской деятельности в системе ценностных ориентаций дошкольников.
  После организованного познавательного занятия с элементами экспериментирования ребенка спрашивают:
  - Что тебе больше всего понравилось во время занятий?
  - Что тебе больше всего огорчило во время занятия?
  Вопросы могут быть сформулированы с большим акцентам на эмоциях ребенка:
  - Когда во время занятия ты сильнее всего чувствовал радость?
  Анализ ответов фиксируется в схеме:
 
          Фамилия, имя
  |    Радости и огорчения
  |       связанные  
  с самим  
  собой
  |    связанные  
  с другими
  людьми,
  с общением
  |    познавательного характера,
  связанные с исследовательской
  деятельностью
  |       с процессом
  |    с результатом
  |      
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
  Приложение №5 Методика «Дерево желаний» (В.С. Юркевич) Цель: изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации).
   Волшебник может использовать пять желаний. Что бы ты у него попросил? – 6 мин.
  Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (Регистрируются первые 5 ответов.) – 6 минут.
  Ковер – самолет в мгновение ока доставил тебя, куда ты захочешь. Куда бы ты хотел слетать? (регистрируется первых 5 ответов.) – 6 минут.
  Чудо – машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо – машина по твоему приказанию? – 5 минут.
  В главной книге страны Вообразили есть любые истории обо всем на свете. О чем ты хотел узнать из этой книги? – 5минут.
  Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? – (Регистрируются первые 5 ответов.) – 4 минуты.
    Из ответов выбираются ответы познавательного характера.
    Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.
  Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.
  Низкий уровень познавательной потребности – 2 и менее ответов.
     
  Качественный анализ
   Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно – следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
  Средний уровень – потребность в знаниях есть, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.
  Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например, их интересует реальность услышанной когда – то сказки, легенды и т. д.
    Все суждения носят познавательный характер, но различаются уровнем сложности.
  Ответы «потребительского» содержания: иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.
  Креативные ситуации – 2, 3, 4, 5. 
  Приложение №6
  Диагностическое задание – игра «Да – нет» (Н.Б.Шумакова).
  Цель: исследование динамики развития любознательности (исследовательской активности) в форме вопросов, умения видеть проблемы, находить неизвестное в известном, необычное в обычном.
  Ребенку необходимо с помощью задаваемых вопросов отгадать, что спрятано в коробке, не задавая при этом прямых вопросов типа «Что это?». Качественный и количественный анализ вопросов
  Оценивается изменение в развитии любознательности в форме вопросов по показателям «продуктивность» и «уровень вопроса»:
   Общее количество вопросов;
  Ориентация детей на поиск ответа, а не на последующие вопросы, попытку с помощью вопросов проверить свои конкретные гипотезы («Это кукла?...машина? медведь? и т.д.);
  Типы вопросов.
    Данные заносятся в таблицу:
                        Шифр
  ребёнка
  |    Продук –
  тивность
  |    Кол – во
  вопросов
  высокого
  уровня
  |    Кол – во
  прямых
  вопросов
  |    Гибкость
  |    Кол – во
  абсурдных
  вопросов
  |    Решение
  задачи
  |      
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       Сумма
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       Сред –
  ний бал
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
  Динамика развития любознательности (исследовательской активности)
  в форме постановки вопросов на начало и конец года
 
         Показатели
  |    Начало
  года
  |    Середина
  года
  |    Конец
  года
  |       Продуктивность (общее количество заданных вопросов)
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       Количество вопросов высокого уровня
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       Количество прямых вопросов
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       Гибкость – изменение стратегии постановки вопросов
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       Количество абсурдных вопросов
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       Решение задачи
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
 
  Приложение № 7
  Основное оборудование.  
 
   Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, безмен, песочные часы (1,2,3,5 минут). Компас. Разнообразные магниты.
  Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объёма: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки.
  Природный материал: камешки разного цвета и форы, минералы, глина, земля разная по составу, уголь, песок крупный и мелкий (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлуп ореха, кусочки коры деревьев, спил разных деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть (кошачья, собачья, овечья).
  Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха; пробки, лоскутки ткани, проволока; предметы деревянные. Пластмассовые, металлические, формочки – вкладыши от шоколадных конфет, деревянные катушки.
  Технические материалы: гайки, винты, болты, гвозди.
  Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная, вощеная и др.
  Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпателя, палочки деревянные, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл), марля, мерные ложечки, резиновые груши разного объёма.
  Красители: ягодный сироп, акварельные краски, другие безопасные красители.
  Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, старая пластинка для проигрывателя, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддон, плоское блюдо, стеки, пилка для ногтей, ученическая линейка, сито, 2 шарика (легкий пластмассовый и тяжелый металлический), таз, сетка – авоська, спички, спичечные коробки, нитки. Пуговицы разные, иголки, булавки.
    Приложение №8 Дополнительное оборудование и материалы.
 
   Контейнеры для сыпучих и мелких предметов.
  Детские халаты (для создания игровой мотивации), клеенчатые передники, полотенца.
  Таблицы - схемы, коллажи по пройденным темам.
  Детский понятийный словарь.
  Журнал для исследований, где идет фиксация детьми результатов опытов.
   
  Основные условия организации работы с детьми в лаборатории.
 
   Наличие водоснабжения в данном помещении.
  Выработка воспитателем совместно с детьми правил безопасного поведения в лаборатории и их выполнения.
   
  Приложение №9
  Алгоритм проведения    экспериментов СТРУКТУРА ДЕТСКОГО  
  ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  
 
  Проблемная ситуация
 
  
 
 
  
 
  Целеполагание
  (что нужно сделать)
 
  
 
 
  
 
  Выдвижение гипотез
  ( как, с помощью чего,
  что получается ) 
 
  
 
 
  
 
  Проверка предположения
  ( отбор нужных средств,.
  Реализация в действии )
 
   
 
 
    
   
 
 
   
 
  Подтвердилось Не подтвердилось
 
   
 
 
   
 
  Формулирование выводов Возникновение новой
  (как получилось) гипотезы, предположений
 
  
 
 
   
  Реализация в действии
 
  
 
 
  
 
  Подтвердилось
 
  
 
 
  
 
  Формулирование выводов
  (как получилось)
  Список литературы
 
 
   Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников, М.: ТЦ Сфера, 2001г.
  Жуков В.А. Познавательные опыты, М.: Росмэн, 2001г.
  Кларина Л.М. Знакомим детей с магнитами, - методическая разработка, журнал «Детский сад» №48 (84) декабрь 2001г.
  Крейг А. Наука энциклопедия, М.:Росмен,2001г.
  Пичугина Н.О. Дошкольная педагогика, Конспект лекций, Ростов – на – Дону «Феникс», 2004г.
  Рыжова Н. Программа по экологическому воспитанию «Наш дом – природа»,1999г.
  Николаев С.Н. Программа «Юный эколог», М.: Мозаика – Синтез, 1999г.
  Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации, М.: АРКИ, 2003г.
  Прохорова Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников, М,: АРКТИ, 2006г.
  Репьев С.А. Забавные химические и физические опыты, «Мастерилка», 1998г.
  Робинсон Р. Чудеса в спальне, кухне, гостиной, ванной, М.: Росмэн, 1999г.
  Савенков А.И. Маленький исследователь, Ярославль, Академия развития, 2002г.
  Сикорук Л.Л. Физика для малышей, М.: Педагогика, 1983г.
  Черемисина Л.Д. Основы экологии – младшим школьникам, М.: АРКТИ, 2006г.
  Шипунова Т.Я. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста, Новосибирск, 1994г.
   
 
    |