Главная страница


Программа дополнительного образования «Юные исследователи»



НазваниеПрограмма дополнительного образования «Юные исследователи»
страница1/5
программы
Дата14.04.2016
Размер0.77 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5



ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Юные исследователи»

для детей дошкольного возраста


автор программы: Манзюк Светлана Борисовна

воспитатель

МДОУ «Катюша

Аннотация
Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает, изучает, понимает. «Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность» (В.А.Сухомлинский).

Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому, основы экологической культуры следует закладывать с дошкольного возраста.

Главная задача экологического образования дошкольников - формирование у них экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления.

Следует отметить, что в настоящее время достаточно много методической литературы по данному вопросу.

Проблему экологического воспитания я пытаюсь решать через экспериментальную деятельность, т.е. практическую познавательную деятельность с объектами живой и не- живой природы, сопровождающуюся наблюдениями, проведениями опытов и т.д., которая представлена в авторской программе «Юные исследователи».

Главная цель программы: формирование ребенка (дошкольника) как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, субъекта познания.

Для реализации этой цели в программе представлены 3 блока.

  1. «Ознакомление с элементарными физическими явлениями»

Он дает развитие представлений о таких понятиях, как:

    • физические свойства воды, воздуха, об инертной массе, звуке, о свойствах цвета и света;

    • о физических факторах природной среды (освещенность, температура, влажность, давление, ветер, шум);

    • о магнитных явлениями и электричестве;

    • о развитии энергетики и её экологические показатели;

    • о рациональном использовании природных ресурсов (воды, ветра, солнца);

    • о средствах борьбы с загрязнением окружающей среды.




  1. «Ознакомление с химическими свойствами веществ»


- о влиянии кислоты на продукты, вещества, о химических свойствах воды и жидкости;

- о химическом факторе окружающей среды (кислотные дожди, загрязнение водоемов и почвы от нефтяных масел, не рациональное использование топлива, не качественные продукты питания).

3. «Основные свойства и разновидности природного материала»

- о полезных ископаемых: как песок, глина, известняк, уголь камни, металлы;

- о рациональном использовании полезных ископаемых.
В программе представлены практические материалы по экспериментальной деятельности дошкольников, основанные на опыте работы автора, в т. ч.: методические рекомендации; диагностика уровня детей по экспериментированию, исследовательской активности, экологическому воспитанию; тематическое планирование работы кружка, конспекты занятий, в их содержание включены дидактические игры, алгоритмы, модели, схемы и иллюстрированный материал.


    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



«Если хочешь воспитать в детях смелость ума,

интерес к серьезной интеллектуальной работе,

самостоятельность как личную черту, вселить в них

радость, сотворчество, то, создавая такие условия,

чтобы искорка их мыслей образовала царство мысли,

дай им возможность почувствовать себя в нем

властелином».

Ш.А.Амонашвили
Новые социальные ориентиры, характерные для нашего общества обусловили необходимость создания таких условий, в которых дети могли бы осваивать опыт, а главное применять его в различных ситуациях.

Идеи Л.С. Выгодского об окружающей среде, как источнике развития, а также современные психолого – педагогические представления о том, что полноценное развитие личности ребенка возможно лишь при расширении пространства образования, прежде всего за счет включения окружающей среды (природной), определили важность применения метода детского экспериментирования в развитии познавательной сферы детей.

Проблема формирования познавательного интереса в обучении не нова. В отечественной педагогике в основном разрабатывалась проблема формирования познавательных интересов детей школьного возраста. Возможно, поэтому в данный момент наблюдается снижение познавательных функций у дошкольников.

Часто интерес детей к тем или иным наукам падает из-за того, что методы, используемые педагогом, не соответствуют особенностям возраста.

В «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.), суть которой заключается в том, чтобы ребенок рос активным, творческим, инициативным, самостоятельным, открывается перспектива – дошкольники приобретают знания, умения, способы деятельности; педагоги побуждают детей строить догадки, выдвигать гипотезы, активизировать потребность движения к новым знаниям. При этом нет необходимости объяснять им сложную природу того или иного явления. Ребенку просто достаточно знать, что оно есть. Поэтому для развития познавательных процессов необходимо использовать методику, основанную на опытах и наблюдениях.

Обосновывая актуальность темы, следует рассматривать: материалы «Концепции

непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)»; ее приоритетные задачи;

создание образовательной среды, способствующей эмоционально – ценностному, социально – личностному, познавательному развитию ребенка; сбалансированность репродуктивной, исследовательской, творческой деятельности.
Возрастные особенности дошкольников

Психолого – педагогические исследования Л.Выгодского, А. Запорожца, О.Дьяченко, Н.Поддьякова, Л.Венгера и других доказывают, что в дошкольном возрасте происходит:

  • в 3-4 года:

- развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности;

- активность и неутомляемость малышей в этом возрасте проявляются в постоянной готовности к деятельности;

- формируется способность к целеполаганию: ребенок может более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия;

- на основе наглядно – действенного мышления к 4 –м годам начинает формироваться наглядно – образное;

- у детей преобладает воссоздающее воображение;

- память, внимание дошкольника 3 – 4 лет непроизвольная. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминает только то, что было интересно и эмоционально окрашено;

- именно в этом возрасте способом познания является экспериментирование;

- эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

  • в 4 -5 лет:

- более широкое использование речи как средства общения стимулирует расширение кругозора детей. Теперь ребенка начинает интересовать не просто какое – либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом для детей становиться вопрос «почему?»;

- снижается утомляемость, фон настроения становится более стабильным;

- активно развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве;

- большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации;
- способы познания: экспериментирование и рассказы взрослого;


  • в 5 -7 лет (старший дошкольный возраст):

- у детей активно развивается логическое и абстрактное мышление, тем самым идет формирование основ системного мышления и логического анализа окружающей действительности.

- к 6 годам формируются «высшие чувства»: интеллектуальное, моральное, эстетическое.

- способ познания: экспериментирование, самостоятельная деятельность, познавательное общение со сверстниками и взрослыми;

- преобладает ровное оптимистическое настроение, развитие сосредоточенности и наблюдательности;

- воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, превращается в творчески её преобразующее;

- игра остается ведущей деятельностью. В игре развивается способность планировать свои действия, совершенствуются умственные операции, воображение и представления;

- необходимо разнообразие форм межличностного сотрудничества, т.к. сотрудничество со сверстниками и с взрослыми, игры, общение и совместная экспериментальная деятельность способствуют формированию личностных особенностей, включающих интересы, мотивы, способности, черты характера ребенка, как самоконтроль, умение общаться, совершенствуется познавательная активность.
Актуальность программы «Юные исследователи»
На протяжении последних лет (до 2002 г.) результаты моих наблюдений и экспертная оценка сферы познавательного развития детей, посещающих детский сад «Катюша» показали, что 51 % детей имеет средний уровень, а именно:

- слабо выражена исследовательская, творческая активность, возможность достижения
оригинальных решений (нет разнообразия, оригинальности, вариативности);

- дети недостаточно проявляют интерес к символическим языкам, затрудняются решать простые познавательные задачи в проблемных ситуациях, используя известные способы (сравнение, анализ, измерение и т.д.);

- недостаточно сформированы навыки и умения проведения учебных исследований;

- недостаточно сформирована система экологических знаний и представлений
(интеллектуальное развитие).

Актуальны в наше время следующие проблемы:

  1. На сегодняшний день существует общественный запрос: обществом востребована личность, по–новому мыслящая, обладающая важнейшими в современном мире умениями – самостоятельно приобретать и творчески использовать полученные знания. Действия педагогов – пересмотреть подходы к содержанию образования; создать условия, вводить дополнительные занятия особого характера, в том числе, направленные на развитие интеллектуально – творческого потенциала ребенка. Чем раньше мы создадим условия для творческой, исследовательской, экспериментальной деятельности детей, тем лучше будут развиваться такие качества, как пытливость, находчивость, а также будет происходить формирование научного мировоззрения.

  2. Психологи уверяют нас, педагогов, что мы загружаем детей знаниями и занятиями. Значит, мы не можем вводить дополнительное занятие по исследовательской деятельности, так как увеличится нагрузка на ребенка.

Как разрешить это противоречие? В программе «Развитие», по которой работает МДОУ, существует система занятий по развитию творческих, умственных способностей дошкольников. В разделе по ознакомлению с природой делается акцент на исследовательскую деятельность, но, несмотря на имеющиеся развернутые занятия, подобная деятельность не раскрыта.

Наша исследовательская работа наталкивает на необходимость вводить экспериментальную деятельность детей как часть занятия по ознакомлению с природой. Таким образом, нагрузка на детей не увеличится, концептуальные основы образовательной программы не подвергнутся изменению, дети получат необходимые знания по определенному разделу программы и приобретут новый опыт деятельности, что положительно скажется на их развитии. Следовательно, мы отреагируем на общесоциальный запрос. Выполняя эту работу с детьми, педагог должен осознать, что за

этим внешне несерьезными «игрушечными исследованиями» стоят очень глубокие важные проблемы развития интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка.

Выявленные проблемы, современные требования к воспитанию подрастающего поколения, задачи МДОУ, побудили меня к созданию авторской программы.

Изучение научных трудов, методических материалов различных авторов (Н.А.Рыжовой, О.В. Дыбиной, С.Н. Николаевой, Л.М. Клариной, А.И.Савенкова,
Н.Н.Поддъякова, Г.А.Урунтаевой, Т.С.Комаровой, Л.А. Венгера и др.), позволило подобрать материал для занятий, выбрать методы и приемы и адаптировать их к запросам МДОУ.

Новизна данной программы в том, что она построена с учетом запросов МДОУ детский сад «Катюша», а именно:

  • развитие интеллектуальных способностей в области естествознания;

  • развитие творческой, исследовательской активности дошкольника в процессе детского экспериментирования;

  • развитие экологического мышления.


Цель программы: формирование ребенка (дошкольника) как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, субъекта познания.

Задачи:

  1. Развитие у детей представлений о химических свойствах веществ.

  2. Развитие у детей элементарных представлений об основных физических явлениях.

  3. Развитие элементарных математических представлений дошкольников.

  4. Развитие элементарных представлений детей из области естествознания.

  5. Формирование у детей сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов.

  6. Формирование эмоционально – волевой сферы личности, культуры общения дошокльников.


Занятия по данной программе будут способствовать:

  • развитию психических процессов (мышления, памяти, восприятия, произвольного внимания, воображения);

  • развитию умственных способностей, речи:

- развитию интереса к природным объектам и явлениям;

- умению видеть проблему;

- задавать вопросы о характере и происхождении объектов и явлений;

- выдвигать гипотезы;

- давать определения понятиям;

- классифицировать природные явления;

- наблюдать;

- проявлять интерес к опытам и экспериментам;

- оперировать абстрактными знаками;

- делать выводы и умозаключения.


  • воспитанию любознательности, бережного отношения к природе, формированию дружеских, доброжелательных отношений, взаимопонимания;

  • развитию личности: будут формироваться такие качества как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, самостоятельность, инициативность, целеустремленность, самоконтроль.


Основополагающие принципы программы:

  • принцип сотрудничества (отношения строятся на доброжелательной и доверительной основе);

  • принцип научности (представленный материал соответствует современному представлению в области естествознания);

  • принцип гармонии и красоты (они являются структурирующей и созидающей силой мира, проявляются в природных явлениях, чувствах, деятельности человека, в сопереживании, согласии);

  • принцип доступности и реалистичности (объём представлений адаптирован к восприятию детьми дошкольного возраста и соответствует их возрастным возможностям усвоения знаний; не допускается как излишняя упрощенность, так и перегруженность научными терминами);




  • принцип наглядности (чувственные образы, представления детей об окружающем мире являются необходимыми компонентами всякого обучения);

  • принцип концентричности – возврат к ранее пройденному на более высоком уровне.

  • принцип самостоятельности и активности (связан с использованием таких приемов и методов обучения, при которых ребенок ощущает потребность полнее и глубже узнать окружающий мир.)

  • принцип обучения и воспитания;

  • принцип ценностного отношения к жизни и здоровью (до сознания детей доводится, что здоровый образ жизни – необходимое условие человеческого существования);

  • принцип исследовательского познания (постановка ребенка в активную позицию

исследователя);

  • принцип преемственности (связь с программой по экологическому воспитанию детей в МДОУ со школой).


Программа рассчитана на 4 года обучения (2 младшая, средняя, старшая и подготовительные к школе группы)


  • Занятия проводятся один раз в неделю в младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группах.

  • Количество детей в кружке: 8 - 10 человек.

  • Отбор детей проводится, ориентируясь на их способности, наклонности и желания.


Структура занятий: теоретическая и практическая
Ведущей педагогической идеей программы являетсяучение без принуждения, основанное на радости открытия, чувстве успеха решения познавательных задач.

2. Учебно-тематический план




п\п

БЛОК


Кол – во часов

Теоретический

Практический

Младшая группа

1

Основные свойства и разновидности природного материала

4

4

4

2

Основные физические явления и свойства веществ

28

28

28




Итого:

32

32

32

Средняя группа

3

Основные свойства и разновидности природного материала

4

4

4

4

Основные физические явления и свойства веществ

32

32

32




Итого:

36

36

36

Старшая группа

5

Химические свойства веществ

9


9


9


6

Основные свойства и разновидности природного материала

5

5

5

7

Основные физические явления и свойства веществ

22

22

22




Итого:

36

36

36

Подготовительная группа

8

Химические свойства веществ

7


7


7


9

Основные разновидности природного материала

2

2

2

10

Основные физические явления и свойства веществ

27


27


27





Итого:

36

36

36

Всего часов:

140

140

140
  1   2   3   4   5