Главная страница


Программа дополнительного образования «Юные исследователи»



НазваниеПрограмма дополнительного образования «Юные исследователи»
страница3/5
программы
Дата14.04.2016
Размер0.77 Mb.
ТипПрограмма
1   2   3   4   5


Блок: «Основные физические явления и свойства веществ»
Цели и задачи: 1. Развитие у детей элементарных представлений об основных физических явлениях

и свойствах веществ.

2. Развитие умственных способностей.

3. Социально – личностное развитие каждого ребенка.

4. Формирование экологического мышления.

Средняя группа




п\п

Тема

Описание

планируемых результатов

Название

эксперимента, опыта (наблюдения)

Кол – во

часов

1

2

3

4

5

1

Вода

Иметь представления о таких свойствах воды,

- вода может быть теплой и холодной;

- при замерзании теплая вода замерзает медленнее, чем холодная;

- под действием тепла снег превращается в воду;

- вода может нагревать другие вещества;

- некоторые вещества в воде растворяются;

- вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяют окрашенные пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет и запах;

- чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Уметь определять температурные качества веществ и предметов.

Понимать значимость воды в жизни людей, животного мира и растений.

1.«Узнаем какая вода».

Материал:

Емкость для воды, стакан (прозрачный), лейка.

Раздаточный:

По 2 стакана разных размеров на каждого ребенка.
2.«Взаимодействие воды и снега».

Материал:

мерные емкости с водой разной температуры (теплая, холодная, уровень воды отмечен меркой), снег, тарелочки, мерные ложки.
3. «Плавает – не плавает».

Материал:

Игрушки пластмассовые, деревянные, металлические и резиновые, емкость с водой.

Раздаточный материал:

Мелкие игрушки (пластмассовые, деревянные, металлические, резиновые), емкость с водой, поднос на каждого ребенка.
4. «Волшебная вода»

Материал:

Емкость с водой, сахар, соль (на каждого ребенка).
5. «Кто живет в воде»

(наблюдение за водяными животными)

Материал:

Аквариум с рыбками, черепаха.
6. «Ухаживаем за растениями» (наблюдение)

Материал:

Два растения, предметы ухода (лейка, тряпочки)

7. «Окрашивание воды».

Материал:

емкость с водой (холодной и теплой), кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики.
8. «Изготовление цветных льдинок».

Материал:

емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.
9. «Почему тает снег?»

Материал:

емкости для снега.

9

2

Воздух

Иметь представления о свойствах воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, воздух легче воды.

Понимать значимость воздуха в жизни человека, растительного и животного мира.

1. «Надувание напальчника».

Материал:

емкость с водой, воронка, напальчник.
2. «Поиск воздуха».

Материал:

султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой.
3. «Что в пакете?»

Материал:

два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом) алгоритм описания свойств воздуха и воды.
4. «Загадочные пузырьки».

Материал:

емкость с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, комочки земли, глина.
5. «Мыльные пузыри».

Материал:

соломинки длиной 10 см разного размера, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор.
6. «Пузырьки – спасатели».

Материал:

стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.
7.«Морской бой».

Материал:

емкость с водой, бумага (прямоугольник) для кораблика.


7

3

Звук

Иметь представление о причинах возникновения звука: колебание предметов.
Понимать причины возникновения звуков речи.
Понимать всю значимость охраны органов речи.

1.«Почему все звучит».

Материал:

длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, струна, натянутая на гриф (гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан.
2.«Откуда берется голос».

Материал:

линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи.
3. «Шум и музыка»

Материал:

Металлофон, балалайка, трубочка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробка со «звуками» (коробки, наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой).
4.Игра «Узнай по звуку»

Материал:

Коробки со «звуками» (коробки, наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой), аудиозаписи со звуками природы (дождя, пение птиц, ручья, гром молнии).

4

4

Свет, цвет

Иметь представления о том, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру.

Уметь

определять принадлежность источников света к природному или рукотворному миру;

получать оттенки синего цвета на синем фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски;

создавать с помощью теней образы;

подбирать маскирующий цвет для некоторых животных.

Понимать значимость природной красоты.

1.«Когда это бывает?»

Материал:

иллюстрации пейзажей, событий в разные части суток.
2.«Свет вокруг нас».

Материал:

картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа, фонарик), несколько предметов, которые не дают света.
3. «Волшебные лучи».

Материал:

свеча, настольная лампа, два фонарика разной мощности.
4.«Волшебная кисточка».

Материал:

палитра, красная, синяя, белая краски, по 4 контурных изображения воздушных шаров на каждого ребенка.
5.«Теневой театр».

Материал:

оборудование для теневого театра.
6.«Раскрась радугу».

Материал:

палитры, кисти, краски красная, желтая, синяя, белая, контуры радуги (каждому ребенку).
7. «Цвет в жизни живых организмов».

Материал:

Цветные мелки, контуры животных.


6

5

Магниты, магнетизм

Иметь представления о свойствах магнита:

- магнит притягивает некоторые предметы (металлические).

Уметь использовать магниты в быту, играх.

1.«Волшебная рукавичка».

Материал:

магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом.
2.«Волшебный театр».

Материал:

«театральная сцена» на подставке, персонаж сказки, сделанные из легкого картона (конусные) с закрепленными внутри металлическими пластинками.
3.«Мы – фокусники».

Материал:

рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан с водой, иголка, деревянная игрушка с металлической пластиной внутри.
4. «Путешествие с магнитом»

Материал:

магниты на каждого ребенка.


4

6

Вес

Иметь представления о том, что все предметы имеют вес, который зависит от материала и размера.

Уметь

- устанавливать зависимость веса предмета от его размера;

- использовать полученные знания в играх и быту.


1.«Угадайка»

Материал:

предметы из одного материала разных размеров: большие и маленькие машины, матрешки, мячи, мешочек, непрозрачные коробки одного размера.
2.«Магазин».

Материал:

весы, различные муляжи фруктов и овощей, корзинки, сумки, подносы.


2

ИТОГО:

32


Блок: «Основные физические явления и свойства веществ».
Цели и задачи: 1. Развитие у детей элементарных представлений об основных физических явлениях и свойствах веществ

2. Развитие элементарных математических представлений дошкольников:

- о мерке как способе измерения объема, массы;

- о количестве (упражнять в количественном счете в пределах 20).

3. Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста.

4. Социально – личностное развитие ребенка.

5. Формирование исследовательского поведения детей

6. Формирование экологической культуры дошкольников.

Старшая группа




п\п

Тема

Описание

планируемых результатов

Название

эксперимента, опыта (наблюдения)

Кол – во

часов

1

2

3

4

5

1

Вода

Иметь представление о переходе воды в твердое состояние и обратно при резком изменении температуры.

Знать, что тепловое явление вещества (воды) мы наблюдаем при изменении времен года.

1. «Таяние».

Материал:

Стакан, кубики льда, кружка, вода.
2.«Ледяная ловушка».

Материал:

Кубик льда, две пластиковые бутылки, вода, тонкая проволочка или леска, блюдце, книги.
3. «Охлаждение».

Материала:

Маленькая стеклянная бутылочка с пробкой, вода, пакет.

3

2

Воздух

Иметь представления, что воздух может перемещаться (когда воздух перемещается, то заставляет двигаться и другие предметы);

Иметь представления о конденсации воздуха (превращение газа в жидкость)

Уметь показать значение воздуха в жизни человека, используя его свойства.

1.«Воздух. Как его обнаружить?»

Материал:

Аквариум с водой, стеклянная банка, стакан, полиэтиленовый пакет, бумажная салфетка, стеклянная воронка с надетым на узкую часть резиновым мешком, кубики, шарики, резиновый мешочек.
2.«Сжимаемость воздуха. Вес воздуха».

Материал:

Два надувных воздушных шарика, тазики с водой, стеклянный стакан, кубики с флажками на булавке, стакан с мыльной водой, соломинки.

3.«Вызови тучу».

Материал:

Прозрачная стеклянная бутылка, горячая вода, темно – синяя бумага.
4. «Вызови дождь».

Материал:

Холодильник, электрический чайник, вода, металлическая ложка, блюдце, прихватка для горячего.
5. «Ветер в комнате («Живая змейка»)

Материал:

Две свечи, «змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить).

4

3

Магнетизм

Иметь представления о свойствах магнита:

- прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества;

- способность металлических предметов намагничиваться;

-особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.

Уметь определять материалы, взаимодействующие с магнитом.

Уметь использовать магниты в быту.

1. «Мы – фокусники!»

Материал:

Деревянный шарик со вставленной внутрь металлической пластиной, обычный деревянный шарик, емкость с водой, «волшебная» рукавичка с магнитом внутри, иголка, растительное масло, кусочек ткани.
2. «Притягиваются – не притягиваются».

Материал:

Пластмассовая емкость с мелкими предметами (из ткани, бумаги, пластмассы, резины, меди, серебра, алюминия), магнит.
3. «Магнитные силы».

Материал:

Пластмассовая тарелка, фанера, картон, оргстекло, фольга, ткань, бумага, стакан с водой, магнит; мелкие, реагирующие на магнит предметы; емкость с песком и мелкими металлическими предметами.
4. «Два магнита».

Материал:

Два магнита.
5. «Необычная скрепка».

Материал:

Магнит, скрепка, мелкие пластинки из металла, проволочка.
6. «Как увидеть магнитные силы?»

Материал:

Стаканчик, металлические опилки, магниты, картон или фанера, скрепка.

4

4

Электричество

Иметь представления о причине возникновения статического электричества.

Понимать, что отрицательные и положительные частицы притягиваются подобно тому, как притягиваются разноименные полюса.

1. «Волшебный шарик».

Материал:

Воздушные шары, шерстяная ткань.
2. «Волшебники».

Материал:

Пластмассовые шарики, авторучки, пластины оргстекла, фигурки из бумаги, нитки, пушинки, кусочки ткани, янтаря, бумаги.
3. «Чудо – прическа».

Материал:

Пластмассовая расческа, воздушный шарик, зеркало, ткань.
4. «Как увидеть и услышать электричество?»

Материал:

Теплый свитер, кусочек шерстяной ткани (или синтетической), вода (антистатик), воздушный шар.
5. «Волшебные шары».

Материал: воздушные шары на длинных нитках, кусочек ткани.

3

5

Звук

Иметь представления

- о распространении звука;

- о том, что звуки бывают высокие и низкие.

Уметь использовать полученн6ые знания о звуках в практической деятельности.

Знать и соблюдать правила поведения дома и на улице, не нарушать покой и тишину граждан.

1. «Как распространяется звук?»

Материал:

Емкость с водой, камешки; шашки (или монетки), стол с ровной поверхностью; глубокая емкость с водой или бассейн; тонкостенный бокал с водой (до 200 мл) на ножке.
2. «Почему Мишутка пищал?»

Материал:

Струны разной толщины, натянутые на деревянную планку; нити разной толщины, закрепленные одним концом на деревянной подставке (или привязанные к любому тяжелому предмету).
3. «Большие уши».

Материал:

Картон, ножницы, приемник или магнитофон.
4. «Как увидеть звук».

Материал:

Пакет, пластмассовая миска, большая круглая резинка, соль или песок, противень, деревянная ложка.

4

6

Свет, цвет

Иметь представления, как образуется тень, ее зависимость от источника света, ее взаиморасположение.

Уметь делать солнечные часы.

Понимать значимость света и цвета в природе.

1. «Уличные тени», «Сделай солнечные часы».

Материал:

Стержень (палочка) с заостренным концом длиной около 50 см, кусочек фанеры размером примерно 50х 50 см, клей для дерева, водостойкие краски, кисточки.
2. «Любимые насекомые».

Материал:

Белый и розовый картон, ножницы, красный и черный фломастеры, проволока, пластилин, мед.
3. «Красители из овощей».

Материал:

Маленькая кастрюля, вода, луковая шелуха, белая вата, ложка.
4. «Вызови молнию».

Материал:

Металлический противень, пластилин, целлофановый пакет, металлическая вилка.

4

ИТОГО:

22

Примечание: содержание 4 графы смотри в практическом руководстве и перечисленной литературе.


Блок: «Основные физические явления и свойства веществ»


Цели и задачи: 1. Развитие у детей элементарных представлений детей об основных физических явлениях

и свойствах веществ 2. Развитие элементарных математических представлений дошкольников:

- о мерках как способе изменения объема, массы;

- о количестве (упражнять в количественном счете в пределах 20). 3. Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста.

4. Формирование навыков исследовательского поведения детей.

5. Социально – личностное развитие каждого ребенка.

6. Формирование экологической культуры дошкольников.
Подготовительная группа




п\п

Тема

Описание

планируемых результатов

Название

эксперимента, опыта (наблюдение)

Кол – во

часов

1

2

3

4

5

1

Вода

Иметь представления о свойствах воды:

- отсутствие собственной формы;

- прозрачная;

- вода – растворитель.

Иметь представления о процессе фильтрации.

Уметь определять жидкие, твердые и газообразные вещества в природе и в быту.
Иметь представления о круговороте воды в природе.

Знать, об источниках питьевой воды, о жизни и болезни водоемов и почему вода нуждается в очистке.

1. «Путешествие к водоему».

Материал:

прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (более узкие и более широкие), стеклянные воронки и стеклянные палочки, фильтрованная бумага, мука, сахарный песок, соль, травяной настой календулы или ромашки, настой мяты, любое растительное масло.
2. «Круговорот воды в природе».

Материал:

оборудование для демонстрации круговорота воды в природе: электрический чайник;
3.«Что такое пар?», «Определи жидкие вещества», «Как заставить воду исчезнуть и появляться вновь».

Материал:

две большие тарелки, книжка, вода, чашка, металлическая консервная банка с блестящей поверхностью, кубики льда.


3

2

Воздух

1. Иметь представления об основных свойствах воздуха:

- воздух обладает упругостью,

- при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород.

Уметь и знать способы тушения огня и правила поведения при пожаре.
2. Иметь представления об атмосферном давлении:

- атмосферное давление постоянно меняется,

при этом перемещаются огромные массы воздуха, вызывая изменения погоды, грозы и сильного ветра.

Уметь пользоваться воздушным барометром.

3. Иметь представления о температуре воздуха.

Уметь пользоваться термометром.

Понимать и объяснять значимость в природе атмосферного давления и температуры воздуха.

1. «Реактивный шарик».

Материал:

воздушные шары.
2. «Соломенный буравчик».

Материал:

сырые картофелины, по две соломинки для коктейля (на каждого ребенка).
3. «Парашют».

Материал:

парашют, игрушечные человечки, емкость для песка.
4. «Свечка в банке», «Осторожно – огонь!».

Материал:

свеча, банка, бутылка с обрезанным дном.
5. «Тяжелая бумага».

Материал:

стол, линейка, газетный лист.
6. «Под давление».

Материал:

прозрачная пластмассовая бутылка, большая миска или глубокий поднос, вода, монета, полоска бумаги, карандаш, линейка, клейкая лента.
7. «Сделай воздушный барометр».

Материал:

банка с широким горлом, воздушный шарик, ножницы, круглая резинка, соломинка для питья, картон, ручка, линейка, клейкая лента.
8. «Воздух расширяется».

Материал:

3 одинаковых шарика, нитки, фломастер.
9. «Тепло твоих рук».

Материал:

стеклянная бутылка с пробкой, вода.
10. «Сделай термометр».

Материал:

прозрачная бутылка с завинчивающейся крышкой, прозрачная соломинка для питья, вода, чернила, фен.

10

3

Магниты и магнетизм

1. Иметь представления о магнитных силах.

Понимать, что полярное сияние – проявление магнитных сил Земли.

Полярное сияние – природное явление (её тайна).

2.Иметь представления о компасе.

Уметь пользоваться компасом.

1.«Земля – магнит».

Материал:

шар из пластилина с закрепленной на нем намагниченной английской булавкой, магнит, стакан с водой, обычные иголки, растительное масло.
2.«Полярное сияние».

Материал:

магнит, металлические опилки, два листа бумаги, трубочка для коктейля, воздушный шар, мелкие кусочки бумаги.
3. «Сделай компас».

Материал:

металлическая скрепка, краска эмаль или лак для ногтей, клейкая лента, кусок пробки, магнит, миска с водой.

3

4

Электричество

Иметь представления об электричестве.

Знать, что гроза – проявление электричества в природе.

Понимать принцип работы электроприбора.

Знать что, выключая свет, экономим горючее и сберегаем воздух от загрязнения.

1. «Как увидеть «молнию»?

Материал:

кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор.
2. «Почему лампочка светит».

Материал:

батарейка для фонарика (4,5 В), тонкая проволока, маленькая лампочка с припаянными проводами, игрушка «сова» из бумаги.

2

5

Звук

Иметь представления о звуке:

- звук слышим с помощью уха,

- звуки бывают высокие и низкие, передаются с помощью звуковых волн,

- звук можно усилить с помощью специальных предметов, приборов.

Уметь изготавливать простейшее устройство для передачи звука на расстояние (спичечный телефон).

Знать

- что звуковые сигналы предупреждают нас об опасности;

- что шум вредит природе и человеку.

1. «Как быстрее?»

Материал:

бечевка, клейкая лента, ватный тампон.
2. «Передай секрет».

Материал:

водопроводная длинная труба не менее 10 м, два обрезка металлической трубы.
3. «Спичечный телефон».

Материал:

два спичечных коробка, тонкая длинная нить, иголка, две спички.


3

6

Свет и цвет

1.Иметь представления об основных свойствах света:

- распространение, преломление, отражение, пересечение.
2. Иметь представления, что солнечный луч состоит из 7 цветов и представляет радугу.
3. Иметь представления, что смешивание разноцветных лучей света дают совершенно иные результаты, чем смешивание пигментов, придающих цвет краски.
4. Уметь пользоваться микроскопом.

5. Знать какую пользу человеку приносит свет.

6. Знать и уметь беречь красоту природы.

1.«Как распространяется свет?»

Материал:

картон, ножницы, пластилин, вязальная спица, дырокол, фонарик.
2. «Преломление света».

Материал:

стакан, вода, карандаши.
3. «Отражение лучей».

Материал:

стакан, монета, вода.
4. «Пересекающиеся лучи».

Материал:

коробка из под обуви, лист белой бумаги, ножницы, стакан воды, фонарик.
5. .«Заставить цвета исчезнуть».

Материал:

белый картон, ножницы, карандаш, циркуль, цветные карандаши.
6. «Сделай мини – микроскоп».

Материал:

маленькое зеркало, пластилин, стеклянный стакан, алюминиевая фольга, игла, клейкая лента, капля воды, маленький цветок.

4

7

Инерция

Иметь представления о том, что все подвижные тела стремятся остаться в покое, а те, что уже движутся, стремятся продолжать движение.


1. «Крутящиеся яйца».

Материал:

одно яйцо вкрутую и одно сырое яйцо, два блюдца.
2. «Вертушка».

Материал:

детское пластмассовое ведерко, веревка, две изогнутые соломинки для коктейлей, ножницы, кружка воды, пластилин.

2

ИТОГО:

27
1   2   3   4   5