Главная страница

Программа элективного курса «Подготовка к экзамену в новой форме в 9 классе. III часть: «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста»



Скачать 67.63 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса «Подготовка к экзамену в новой форме в 9 классе. III часть: «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста»
Дата07.04.2016
Размер67.63 Kb.
ТипПрограмма

Программа элективного курса

«Подготовка к экзамену в новой форме в 9 классе. III часть: «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста».

  1. Пояснительная записка.

Введение элективного курса как вариативной части учебного плана образовательного учреждения, обусловлено тем, что программа в 9 классе рассчитана всего на 2 часа в неделю, и, естественно, этого недостаточно для подготовки учащихся к экзамену по русскому языку в новой форме. Следует учитывать и тот факт, что обучение сочинению-рассуждению начинается по программе в 5-7 классах. Что же касается программы в 8-9 классах, то основное внимание по развитию речи уделяется написанию изложений. Социальная значимость данного курса заключается в необходимости подготовки учащихся 9 классов к итоговой аттестации, к олимпиадам различного уровня, к предпрофильному обучению.

  • Актуальность программы - помощь в подготовке к сочинению-рассуждению, предусмотренному новой формой итоговой аттестации в 9 классе

  • Новизна программы – большое количество разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно с точки зрения нравственного и эстетического воспитания. Основное внимание уделяется взаимопроверке, рецензировании, редактировании текстов. Применяемые технологии: исследовательская деятельность учащихся, проблемное обучение, информатизация учебного процесса

  • Межпредметные связи с литературой, искусством, историей

  1. Цели и задачи программы.

  • Теоретические: освоить знания о языке и речи(литературные нормы, виды речевой деятельности, стили русской литературной речи и т.д.)

  • Развивающие: развивать познавательные интересы, творческие способности, желание изучать русский язык

  • Практические: совершенствовать коммуникативные навыки, навыки работы с текстом (стилистический и лингвистический анализ), определять авторскую позицию, выражать собственное мнение и подбирать доказательства, четко и последовательно излагать свои мысли, составлять связное высказывание по данной проблеме

  • Воспитательные: прививать любовь и уважение к русскому языку, стремление к самостоятельной работе по приобретению знаний и навыков, необходимых для итоговой аттестации.

В результате изучения программы учащиеся должны знать:

  • Типы и стили речи;

  • Нормы русского литературного языка;

  • Виды речевой деятельности;

  • Строение текста

В результате изучения программы учащиеся должны уметь:

  • Писать сочинение-рассуждение

  • определять функциональные стили текста



Основной формой организации обучения в рамках данного элективного курса являются практические занятия, в ходе которых учащиеся используют тексты различных стилей, вследствие чего знакомятся с авторами, не изучаемыми по программе, совершенствуют навыки исследовательской и проектной деятельности.

2.Учебно-тематический план.

№ п/п

Тема

Количество часов

В том числе на:

Вид работы

лекции

Практические работы

1

Цели и задачи курса.

Требования к сочинению-рассуждению. Советы по написанию сочинения-рассуждения.

2

1

1

Коллективная работа

2

Функциональный стиль текста. Типы речи: описание, повествование, рассуждение

5

2

3

Коллективная работа

Творческая работа

3

Художественный стиль текста.

1

1




Коллективная работа

3.1.

Обучающее сочинение по тексту художественного стиля.

3

1

2

Творческая работа

3.2.

Рецензирование и редактирование текста художественного стиля

1




1

Самостоятельная работа

4

Публицистический стиль текста.

1

1




Коллективная работа

4.1.

Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля.

3

1

2

Творческая работа

4.2.

Рецензирование и редактирование текста публицистического стиля

1




1

Самостоятельная работа

5

Научный стиль текста

1

1




Коллективная работа

5.1.

Обучающее сочинение по тексту научного стиля.

3

1

2

Творческая работа

5.2.

Рецензирование и редактирование текста научного стиля

1




1

Самостоятельная работа

6

Разговорный стиль и его особенности

1

1




Коллективная работа

6.1.

Обучающее сочинение по тексту разговорного стиля.

3

1

2

Творческая работа

7

Официально-деловой стиль

2

1

1

Творческая работа

8

Создание проекта: «Я пишу сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста»

6




6

Коллективная работа

Творческая работа




Итого:

34

12

22






  1. Содержание тем учебного курса.


Раздел 1. Цели и задачи курса.

Требования к сочинению-рассуждению. Советы по написанию сочинения-рассуждения.

Раздел 2. Функциональный стиль текста. Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Знакомство с функциональными стилями и типами речи на материале текстов русской литературы и искусства. Понятие описания, рассуждения и повествования.

Раздел 3. Художественный стиль текста.

3.1. Обучающее сочинение по тексту художественного стиля

3.2.Рецензирование и редактирование текста художественного стиля

Особенности художественного стиля. Тексты современной и исторической художественной литературы

Раздел 4. Публицистический стиль текста

4.1. Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля.

4.2. Рецензирование и редактирование текста публицистического стиля

Синтаксические и стилистические особенности публицистического стиля.

Раздел 5. Научный стиль текста

5.1. Обучающее сочинение по тексту научного стиля

5.2. Рецензирование и редактирование текста научного стиля

Особенности научного стиля.

Раздел 6. Разговорный стиль и его особенности

6.1. Обучающее сочинение по тексту разговорного стиля.

Использование лексики в разговорном стиле. Культура общения.

Раздел 7. Официально-деловой стиль

Применение официально-делового стиля в школе.

Раздел 8. Создание проекта: «Я пишу сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста».

Коллективная работа по созданию проекта: подбор материала, планирование, написание сочинения-рассуждения.



  1. Перечень рекомендуемой литературы для учителя:

Основная:

  1. Гендина Н.И. Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса (Текст). Кемерово, 1998 г.

  2. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы (Текст), - М.: Айрис-пресс, 2007 г.

  3. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг.- М.: ТЦ Сфера, 2006 г.

  4. Потемкина Т.В., Сабурова С.В. Программы элективных курсов. Русский язык. 10-11 классы (Текст).- М.: Русское слово, 2006 г.

  5. Цыбулько И.П., Степанова Л.С. ГИА-2010: Экзамен в новой форме: Русский язык:9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. – М.: АСТ: Астрель, 2010 г.

  1. Никитина Н.А. Развитие речи. Русский язык. 5-9 классы, Дрофа, 2009 г.

Дополнительная:

Угроватова Т.Ю. Материалы для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе

Долинина Т.А. Анализ текста и написание рецензий.

Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе

Григорьева Н.А. практикум-справочник для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Егорова Н.В., Дмитриева А.П. Поурочные разработки по русскому языку. Классическая программа и подготовка к ЕГЭ.

Михайлова Е.В. Тесты и тексты для комплексного анализа текста

Перечень рекомендуемой литературы для учащихся:

Основная:

  1. Цыбулько И.П., Степанова Л.С. ГИА-2010: Экзамен в новой форме: Русский язык:9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. – М.: АСТ: Астрель, 2010 г.

  2. Никитина Н.А. Развитие речи. Русский язык. 5-9 классы, Дрофа, 2009 г.

Дополнительная:

Угроватова Т.Ю. Материалы для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе

Долинина Т.А. Анализ текста и написание рецензий.

Григорьева Н.А. практикум-справочник для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Михайлова Е.В. Тесты и тексты для комплексного анализа текста

Самсонов А.Н. Как повысить грамотность, АСТ, 2001 г.