|
Программа элективного курса «Подготовка к экзамену в новой форме в 9 классе. III часть: «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста» Программа элективного курса
«Подготовка к экзамену в новой форме в 9 классе. III часть: «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста».
Пояснительная записка.
Введение элективного курса как вариативной части учебного плана образовательного учреждения, обусловлено тем, что программа в 9 классе рассчитана всего на 2 часа в неделю, и, естественно, этого недостаточно для подготовки учащихся к экзамену по русскому языку в новой форме. Следует учитывать и тот факт, что обучение сочинению-рассуждению начинается по программе в 5-7 классах. Что же касается программы в 8-9 классах, то основное внимание по развитию речи уделяется написанию изложений. Социальная значимость данного курса заключается в необходимости подготовки учащихся 9 классов к итоговой аттестации, к олимпиадам различного уровня, к предпрофильному обучению.
Актуальность программы - помощь в подготовке к сочинению-рассуждению, предусмотренному новой формой итоговой аттестации в 9 классе
Новизна программы – большое количество разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно с точки зрения нравственного и эстетического воспитания. Основное внимание уделяется взаимопроверке, рецензировании, редактировании текстов. Применяемые технологии: исследовательская деятельность учащихся, проблемное обучение, информатизация учебного процесса
Межпредметные связи с литературой, искусством, историей
Цели и задачи программы.
Теоретические: освоить знания о языке и речи(литературные нормы, виды речевой деятельности, стили русской литературной речи и т.д.)
Развивающие: развивать познавательные интересы, творческие способности, желание изучать русский язык
Практические: совершенствовать коммуникативные навыки, навыки работы с текстом (стилистический и лингвистический анализ), определять авторскую позицию, выражать собственное мнение и подбирать доказательства, четко и последовательно излагать свои мысли, составлять связное высказывание по данной проблеме
Воспитательные: прививать любовь и уважение к русскому языку, стремление к самостоятельной работе по приобретению знаний и навыков, необходимых для итоговой аттестации.
В результате изучения программы учащиеся должны знать:
Типы и стили речи;
Нормы русского литературного языка;
Виды речевой деятельности;
Строение текста
В результате изучения программы учащиеся должны уметь:
Писать сочинение-рассуждение
определять функциональные стили текста
Основной формой организации обучения в рамках данного элективного курса являются практические занятия, в ходе которых учащиеся используют тексты различных стилей, вследствие чего знакомятся с авторами, не изучаемыми по программе, совершенствуют навыки исследовательской и проектной деятельности.
2.Учебно-тематический план.
№ п/п
| Тема
| Количество часов
| В том числе на:
| Вид работы
| лекции
| Практические работы
| 1
| Цели и задачи курса.
Требования к сочинению-рассуждению. Советы по написанию сочинения-рассуждения.
| 2
| 1
| 1
| Коллективная работа
| 2
| Функциональный стиль текста. Типы речи: описание, повествование, рассуждение
| 5
| 2
| 3
| Коллективная работа
Творческая работа
| 3
| Художественный стиль текста.
| 1
| 1
|
| Коллективная работа
| 3.1.
| Обучающее сочинение по тексту художественного стиля.
| 3
| 1
| 2
| Творческая работа
| 3.2.
| Рецензирование и редактирование текста художественного стиля
| 1
|
| 1
| Самостоятельная работа
| 4
| Публицистический стиль текста.
| 1
| 1
|
| Коллективная работа
| 4.1.
| Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля.
| 3
| 1
| 2
| Творческая работа
| 4.2.
| Рецензирование и редактирование текста публицистического стиля
| 1
|
| 1
| Самостоятельная работа
| 5
| Научный стиль текста
| 1
| 1
|
| Коллективная работа
| 5.1.
| Обучающее сочинение по тексту научного стиля.
| 3
| 1
| 2
| Творческая работа
| 5.2.
| Рецензирование и редактирование текста научного стиля
| 1
|
| 1
| Самостоятельная работа
| 6
| Разговорный стиль и его особенности
| 1
| 1
|
| Коллективная работа
| 6.1.
| Обучающее сочинение по тексту разговорного стиля.
| 3
| 1
| 2
| Творческая работа
| 7
| Официально-деловой стиль
| 2
| 1
| 1
| Творческая работа
| 8
| Создание проекта: «Я пишу сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста»
| 6
|
| 6
| Коллективная работа
Творческая работа
|
| Итого:
| 34
| 12
| 22
|
|
Содержание тем учебного курса.
Раздел 1. Цели и задачи курса.
Требования к сочинению-рассуждению. Советы по написанию сочинения-рассуждения.
Раздел 2. Функциональный стиль текста. Типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Знакомство с функциональными стилями и типами речи на материале текстов русской литературы и искусства. Понятие описания, рассуждения и повествования.
Раздел 3. Художественный стиль текста.
3.1. Обучающее сочинение по тексту художественного стиля
3.2.Рецензирование и редактирование текста художественного стиля
Особенности художественного стиля. Тексты современной и исторической художественной литературы
Раздел 4. Публицистический стиль текста
4.1. Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля.
4.2. Рецензирование и редактирование текста публицистического стиля
Синтаксические и стилистические особенности публицистического стиля.
Раздел 5. Научный стиль текста
5.1. Обучающее сочинение по тексту научного стиля
5.2. Рецензирование и редактирование текста научного стиля
Особенности научного стиля.
Раздел 6. Разговорный стиль и его особенности
6.1. Обучающее сочинение по тексту разговорного стиля.
Использование лексики в разговорном стиле. Культура общения.
Раздел 7. Официально-деловой стиль
Применение официально-делового стиля в школе.
Раздел 8. Создание проекта: «Я пишу сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста».
Коллективная работа по созданию проекта: подбор материала, планирование, написание сочинения-рассуждения.
Перечень рекомендуемой литературы для учителя:
Основная:
Гендина Н.И. Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса (Текст). Кемерово, 1998 г.
Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы (Текст), - М.: Айрис-пресс, 2007 г.
Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг.- М.: ТЦ Сфера, 2006 г.
Потемкина Т.В., Сабурова С.В. Программы элективных курсов. Русский язык. 10-11 классы (Текст).- М.: Русское слово, 2006 г.
Цыбулько И.П., Степанова Л.С. ГИА-2010: Экзамен в новой форме: Русский язык:9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. – М.: АСТ: Астрель, 2010 г.
Никитина Н.А. Развитие речи. Русский язык. 5-9 классы, Дрофа, 2009 г.
Дополнительная:
Угроватова Т.Ю. Материалы для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе
Долинина Т.А. Анализ текста и написание рецензий.
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе
Григорьева Н.А. практикум-справочник для подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Егорова Н.В., Дмитриева А.П. Поурочные разработки по русскому языку. Классическая программа и подготовка к ЕГЭ.
Михайлова Е.В. Тесты и тексты для комплексного анализа текста
Перечень рекомендуемой литературы для учащихся:
Основная:
Цыбулько И.П., Степанова Л.С. ГИА-2010: Экзамен в новой форме: Русский язык:9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. – М.: АСТ: Астрель, 2010 г.
Никитина Н.А. Развитие речи. Русский язык. 5-9 классы, Дрофа, 2009 г.
Дополнительная:
Угроватова Т.Ю. Материалы для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе
Долинина Т.А. Анализ текста и написание рецензий.
Григорьева Н.А. практикум-справочник для подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Михайлова Е.В. Тесты и тексты для комплексного анализа текста
Самсонов А.Н. Как повысить грамотность, АСТ, 2001 г. |
|
|