|
Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая учебная программа разработана на основе государственного образовательного стандарта информатики и ИКТ, примерной программы и базисного учебного плана и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004 года.
Рабочая учебная программ предназначена для учащихся 11 класса общеобразовательного учреждения и учитывает специфику адресата и условия обучения. Выполнение учебной рабочей программы направлено на достижение цели работы школы на третьей ступени обучения: формирование у обучающихся целостного представления о мире, гражданской ответственности и правового самосознания, духовной культуры, самостоятельности, развития их склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению, а также способствует реализации модели выпускника средней (полной школы: активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; владеющий современными информационными технологиями, самокритичный, способный к самосовершенствованию.
Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебника информатика и ИКТ, под редакцией профессора Н.В.Макаровой. Базовый уровень, 11 класс. При изучении предлагаемых в программе тем курса используются широко распространенные программные продукты: текстовый процессор Word, система управления базой данных Access, программа презентаций Power Point.
Содержание данной программы согласовано с содержанием примерной программы базового курса информатики для средней школы, рекомендованной министерством образования и науки РФ.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами, СУБД мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Обучение сопровождается практикой работы на современных ПК. На каждом уроке информатики предполагается теоретическая и практическая часть за компьютером в соответствии с СанПин.
Изучение информатики в средней школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные.
Формы проведения уроков: урок-лекция, практикум, урок – контроля, урок-защита проекта, урок - исследования.
Виды и формы контроля: наблюдение; беседа; фронтальный опрос; опрос в парах; контрольная работа; практическая работа.
Ожидаемые образовательные результаты
знать/понимать
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
назначение и функции операционных систем;
уметь
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
автоматизации коммуникационной деятельности;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Изучение информатики в 11 классе направлено на достижение цели развития коммуникативной компетенции включает знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, предусматривает навыки работы в группе, владение различными специальными ролями в коллективе; информационная компетентность самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; у чебно-познавательная - готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии, самооценке учебно - познавательной деятельности, умению отличать факты от домыслов, владению измерительными навыками, использованию вероятностных, статистических и иных методов познания; ценностно-смысловая – готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Учебно – тематический план
№ п/п
| Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем.блока)
| Кол-во часов
| Использование ИКТ
20%от34 часов
| Использование проектной деятельности
30%от34 часов
| Использование исследователь-
ской деятельности
20%от34 часов
| 1.
| Информационная картина мира
Раздел 1. Основы социальной информатики
| 7
| 2
| 1
| 2
| 2.
| Информационные системы и технологии
| 2
|
|
| 1
| 3.
| Программное обеспечение информационных технологий
Раздел 3. Информационная технология автоматизированной обработки текстовых документов
| 2
| 2
|
| 1
| 4.
| Информационная технология хранения данных
| 7
| 3
|
| 1
| 5.
| .Основы программирования в среде Visual Basic2
| 16
| 8
| 1
|
|
| Итого:
| 34
| 15
| 2
| 5
|
Основное содержание тематического плана
№
п/п
| Тематический блок, тема учебного занятия
| Кол-во
часов
| Часть 1. Информационная картина мира
| Раздел 1. Информационные процессы, модели, объекты
| 1
| От индустриального общества — к информационному
(урок-лекция)
| 1
| 2
| Информационная культура современного человека
(урок-лекция, ИД)
| 1
| 2
| Информационные ресурсы
(урок-лекция)
| 1
| 3
| Этические и правовые нормы информационной деятельности человека
(урок - исследования)
| 1
| 4
| Информационная безопасность
(урок-защита проекта)
| 1
| 5
| Моделирование в электронных таблицах
(урок-практикум)
| 1
| 6
| Информационные модели в базах данных
(урок-практикум)
| 1
| Информационные системы и технологии
| 7
| Информационные системы (урок-лекция)
| 1
| 8
| Информационные технологии (урок-лекция, ИД)
| 1
| Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий
| Раздел 3. Информационная технология автоматизированной обработки текстовых документов
| 9
| Автоматизация редактирования (урок-практикум)
| 1
| 10
| Автоматизация форматирования (урок-практикум)
| 1
| Информационная технология хранения данных
| 11
| Представление о базах данных (урок-лекция)
| 1
| 12
| Виды моделей данных (урок-лекция)
| 1
| 13
| Система управления базами данных Access (урок-лекция)
| 1
| 14
| Этапы разработки базы данных. Этапы разработки базы данных «Географические объекты»
(урок-исследование)
| 1
| 15
| Теоретические этапы разработки базы данных
(урок-практикум)
| 1
| 16
| Создание базы данных в СУБД Access
(урок-практикум)
| 1
| 17
| Управление базой данных в СУБД Access
(урок-практикум)
| 1
| Основы программирования в среде Visual Basic
| 18
| Цикл с параметром (урок-практикум)
| 1
| 19
| Понятие параметра и тела цикла.
(урок-лекция)
| 1
| 20
| Синтаксис оператора цикла. Понятие цикла с предусловием.
(урок-лекция)
| 1
| 21
| Примеры программ, использующих циклы.
(урок-практикум)
| 1
| 22
| Условный оператор (урок-практикум)
| 1
| 23
| Назначение условного оператора. (урок-практикум)
| 1
| 24
| Виды форм. (урок-практикум)
| 1
| 25
| Диалоговые программы (урок-лекция)
| 1
| 26
| Вывод текста по условию. (урок-практикум)
| 1
| 27
| Примеры написания программ, использующих условный оператор. (урок-практикум)
| 1
| 28
| Циклы с предусловием и постусловием
(урок-практикум)
| 1
| 29-30
| Углубленное изучение программирования в среде Visual Basic (урок-защита проекта)
| 2
| 31-34
| Подготовка к экзаменам и зачетные занятия
(урок - контроля знаний)
| 3
|
| Итого:
| 34
| Календарно-тематический план
-
№
п/п
| Наименование разделов итем
| Всего
часов
| Дата проведения
| Корректировка
| Основные понятия
и термины
|
| по плану
| по факту
|
| Часть 1. Информационная картина мира
| Раздел 1. Информационные процессы, модели, объекты
| 1
| От индустриального общества — к информационному
| 1
| 04.09.12
|
|
| Информация, данные.
|
| 2
| Информационная культура современного человека
(урок-лекция)
| 1
| 11.09.12.
|
|
|
|
| 3
| Информационные ресурсы
| 1
| 18.09.12.
|
|
| Информационные ресурсы, входная информация, выходная информация.
|
| 3
| Этические и правовые нормы информационной деятельности человека
| 1
| 25.09.12.
|
|
| Этические и правовые нормы
|
| 4
| Информационная безопасность
| 1
| 02.10.12.
|
|
|
|
| 5
| Моделирование в электронных таблицах
| 1
| 09.10.12.
|
|
| Моделирование, моделирование в электронных таблицах, браузер, блок ячеек,
|
| 6
| Информационные модели в базах данных
| 1
| 16.10.12.
|
|
| Модель объекта, моделирование БД,
|
| Информационные системы и технологии
| 7
| Информационные системы
| 1
| 23.10.12.
|
|
| Информационная система
|
| 8
| Информационные технологии
| 1
| 06.11.12.
|
|
| Информационная технология
|
| Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий
| Раздел 3. Информационная технология автоматизированной обработки текстовых документов
| 9
| Автоматизация редактирования
| 1
| 13.11.12.
|
|
| Автоматизация редактирования
|
| 10
| Автоматизация форматирования
| 1
| 20.11.12.
|
|
| Автоматизация форматирования
|
| Информационная технология хранения данных
| 11
| Представление о базах данных
| 1
| 27.11.12.
|
|
| БД
|
| 12
| Виды моделей данных
| 1
| 04.12.12.
|
|
| Модели данных
|
| 13
| Система управления базами данных Access
| 1
| 11.12.12.
|
|
| БД Access
|
| 14
| Этапы разработки базы данных. Этапы разработки базы данных «Географические объекты»
| 1
| 18.12.12.
|
|
| Блок ячеек, строки, столбцы.
|
| 15
| Создание базы данных в СУБД Access
| 1
| 25.12.12.
|
|
| Анализ, Абсолютная ссылка, анализ
|
| 16
| Управление базой данных в СУБД Access
| 1
| 08.01.13.
|
|
|
|
| Основы программирования в среде Visual Basic2
|
| 18
| Цикл с параметром (урок-практикум)
| 1
| 15.01.13.
|
|
| Цикл с параметром
|
| 19
| Понятие параметра и тела цикла.
(урок-лекция)
| 1
| 22.01.13.
|
|
| Условный оператор
|
| 20
| Синтаксис оператора цикла. Понятие цикла с предусловием.
(урок-лекция)
| 1
| 29.01.13.
|
|
| Циклы с предусловием и постусловием
|
| 21
| Примеры программ, использующих циклы.
(урок-практикум)
| 1
| 05.02.13.
|
|
|
|
| 22
| Условный оператор (урок-практикум)
| 1
| 12.02.13.
|
|
|
|
| 23
| Назначение условного оператора. (урок-практикум)
| 1
| 19.02.13.
|
|
|
|
| 24
| Виды форм. (урок-практикум)
| 1
| 26.02.13.
|
|
|
|
| 25
| Диалоговые программы (урок-лекция)
| 1
| 05.03.13.
|
|
|
|
| 26
| Вывод текста по условию. (урок-практикум)
| 1
| 12.03.13.
|
|
|
|
| 27
| Примеры написания программ, использующих условный оператор. (урок-практикум)
| 1
| 19.03.13.
|
|
|
|
| 28
| Циклы с предусловием и постусловием
(урок-практикум)
| 1
| 02.04.13.
|
|
|
|
| 29-30
| Углубленное изучение программирования в среде Visual Basic (урок-защита проекта)
| 2
| 09.04.13
16.04.13.
|
|
|
|
| 31-34
| Подготовка к экзаменам и зачетные занятия
(урок - контроля знаний)
| 3
| 23.04.13.
30.04.13.
|
|
|
|
|
| Итого:
| 34
|
|
|
|
|
|
Информационно-методическое обеспечение УМК
Информатика и ИКТ. 11 класс. Под ред. Профессора Н.В.Макаровой. ПИТЕР, 2007
Список литературы для учителя
Информатика и ИКТ. 11 класс. Под ред. Профессора Н.В.Макаровой. ПИТЕР, 2007
Информатика. 11 класс. Практикум по моделированию Авт.-сост. Н.В. Макарова 2007
Практическая информатика. Учебное пособие. С.Симонович, Г.Евсеев. М.- АСТПресс- 2001, 480 с.
Практическая информатика. Учебное пособие. С.Симонович, Г.Евсеев. М.- АСТПресс- 2001, 480 с.
Поурочные разработки по информатике. О.Л.Соколова. 11 класс. М.-«ВАКО»- 2006, 400с.
Информатика. Лабораторный практикум. I часть. Авт.-сост. В.Н.Голубцов. Саратов: Лицей, 2003.-80с.
Информатика. Лабораторный практикум. . II часть. Авт.-сост. В.Н.Голубцов. Саратов: Лицей, 2003.-64с.
Информатика. 11 класс. Практикум. . Авт.-сост. И.А.Иванов. Саратов: Лицей, 2004.-128с.
Образовательные ресурсы сети Интернет. Каталог М, 2006
Список литературы для учащихся
Информатика и ИКТ. 11 класс. Под ред. Профессора Н.В.Макаровой. ПИТЕР, 2007
Информатика. 11 класс. Практикум по моделированию Авт.-сост. Н.В. Макарова 2007
Практическая информатика. Учебное пособие. С.Симонович, Г.Евсеев. М.- АСТПресс- 2001
Сайты
www.piter.com/book.phtml?978594723531
www.piter.com/book.phtml?978531400153
www.inf777.narod.ru/makarova.htm
www.metod-kopilka.ru/page-1-1-36.html
www.ecole30.ru/documents/Uchebniki_i_prog_po_informatike.doc
temaplan.ru/?idstructure=8000
www.twirpx.com/file/399958/
www.labirint.ru
|
|
|