|
Программа факультатива составлена на основе пособий для подготовки к единому государственному экзамену (Ростов на Дону, Феникс, 2006 г.)
Пояснительная записка Программа факультатива составлена на основе пособий для подготовки к единому государственному экзамену (Ростов на Дону, Феникс, 2006 г.)
Пособие предназначено для выпускников средних учебных заведений и абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения.
Цель курса факультатива заключается в том, чтобы помочь учащимся разобраться в наиболее сложных для понимания вопросах биологии, испытать себя в решении тестовых заданий и наилучшим образом подготовиться к единому государственному экзамену и централизованному тестированию.
Задачей факультатива является:
краткое изложение основ биологии, повторение всего объемного теоретического материала, дающего представление об этой науке;
приобретение навыка в решении тестовых заданий;
на примере выполнения творческих заданий изучение дополнительной литературы, с целью приобретения знаний выходящих за пределы базового уровня требований к подготовке выпускника.
В настоящее время вышло и выходит в свет большое количество разнообразных учебников и пособий, в которых рассматриваются теоретические вопросы. Безусловно, для того, чтобы качественно подготовиться и продемонстрировать отличные и хорошие знания любого предмета, необходимо много работать над учебной и дополнительной литературой.
Предлагаемый курс содержит информацию по всем четырем разделам школьной программы. В общей сложности в пособии содержится более 900 заданий, на каждое из которых даны ответы. Задания несколько отличаются по уровню сложности друг от друга, для решения некоторых вопросов требуются глубокие знания. Материал в настоящем пособии расположен в соответствии с основными разделами и главами программы для поступающих в вузы. Объем заданий соответствует объему того или иного раздела биологии и значению заданий. Так, например, вопросов из раздела «Основы цитологии», «Генетика и селекция организмов» гораздо больше, чем аналогичных вопросов из разделов «Происхождение человека», «Основы учения о биосфере» и т.д. Это, конечно, не означает, что разделы «Происхождение человека» и «Основы учения о биосфере» менее значимы, но по объему теоретического материала они значительно уступают. На каждом занятии даётся сжатая теоретическая информация. Безусловно, она не содержит всего объема фактического материала, встречающегося в тестовых заданиях (это просто невозможно), но позволяет вспомнить некоторые общие положения программы. Кроме того, в системе ЕГЭ предусмотрены задания варианта «С», отвечая на которые нужно приводить развернутые ответы. В конце книги даны смешанные итоговые задания, охватывающие все разделы биологии и включающие 3 уровня заданий: А (вопрос и варианты ответов), В (необходимо написать название термина или описать явление, решить задачу) и С (необходимо привести развернутый, по возможности полный ответ).
Основное содержание
Раздел
|
Количество часов
|
Раздел 1. Растения, бактерии, грибы
|
11
|
Раздел 2. Животные
|
11
|
Раздел 3. Человек и его здоровье
|
10
|
Тестирование итоговое
|
2
|
Итого
|
35
| Тематическое планирование
Наименование
темы
| Коли-
чество
часов
| Контроль знаний
| Сроки выполнения
| План
| Факт
|
Раздел 1. Растения, грибы, лишайники, бактерии (11 часов)
| 1. Характеристика растений. Вегетативные органы (корень, почка, стебель, лист). Вегетативное размножение.
Тесты для самопроверки
| 2
| Решение тестовых заданий
|
|
| 2. Половое размножение цветковых растений. Органы полового размножения
Тесты для самопроверки
| 1
| Решение тестовых заданий
|
|
| 3. Систематика растений.
Тесты для самопроверки.
| 1
| Решение тестовых заданий
|
|
| 4. Грибы и лишайники.
Тесты для самопроверки
| 2
| Решение тестовых заданий
|
|
| 5. Бактерии
Тесты для самопроверки
| 2
| Решение тестовых заданий
|
|
| 6. Ответы на тестовые задания к разделу 1. Растения, грибы, лишайники, бактерии
| 3
|
|
|
|
Раздел 2. Животные (11 часов)
| 7. Тип простейшие
Тесты для самопроверки
| 1
| Решение тестовых заданий
|
|
| 8. Тип кишечнополостные
Тесты для самопроверки
| 1
| Решение тестовых заданий
|
|
| 9. Тип плоские черви. Тип круглые черви
Тесты для самопроверки
| 1
| Решение тестовых заданий
|
|
| 10. Тип кольчатые черви
Гесты для самопроверки
| 0,5
| Решение тестовых заданий
|
|
| 11. Тип мягкотелые, или моллюски
Гесты для самопроверки
| 0,5
| Решение тестовых заданий
|
|
| 12. Тип членистоногие.
Гесты для самопроверки
| 1
| Решение тестовых заданий
|
|
| 13. Тип хордовые. Класс ланцетники и класс рыбы
Тесты для самопроверки
| 1
| Решение тестовых заданий
|
|
| 14. Классы земноводные и класс пресмыкающиеся.
Гесты для самопроверки
| 1
| Решение тестовых заданий
|
|
| 15. Класс птицы.
Тесты для самопроверки
| 1
| Решение тестовых заданий
|
|
| 16. Класс млекопитающие, или звери
Гесты для самопроверки
| 1
| Решение тестовых заданий
|
|
| 17. Ответы на тестовые задания к разделу 2. Животные
| 1
|
|
|
|
Раздел 3. Человек и его здоровье (10 часов)
| 18. Опорно-двигательная система
Тесты для самопроверки
| 1
| Решение тестовых заданий
|
|
| 19. Система органов кожи
Тесты для самопроверки
| 1
| Решение тестовых заданий
|
|
| 20. Нервная система
Тесты для самопроверки
| 1
| Решение тестовых заданий
|
|
| 21. Кровь и кровеносная система. Лимфатическая система Гесты для самопроверки
| 1
| Решение тестовых заданий
|
|
| 22. Дыхательная система
Гесты для самопроверки
| 1
| Решение тестовых заданий
|
|
| 23. Пищеварительная система
Тесты для самопроверки
| 1
| Решение тестовых заданий
|
|
| 24. Выделительная система
Гесты для самопроверки.
| 1
| Решение тестовых заданий
|
|
| 25. Эндокринная система
Тесты, для самопроверки
| 1
|
|
|
| 26. Органы размножения
Тесты для самопроверки
| 1
| Решение тестовых заданий
|
|
| 27. Ответы на тестовые задания к разделу 3. Человек и его здоровье
| 1
|
|
|
|
28. Тестирование итоговое
|
3
|
|
|
|
Учебно-методическое обеспечение
Основная
1. Биологический энциклопедический словарь. / Гл. ред. М.С. Гиляров — 2-е изд. — М., 1995.
2. Богданова Т.Л. Общая биология в терминах и понятиях. М.,1988.
3. Вилли К., Детье В. Биология. М., 1975.
4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3 т. М., 1990.
5. Кемп П., Арме К. Введение в биологию. М., 1988.
6. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии. М., 1992.
7. Павлов И.Ю., Вахненко Д.В., Москвичев Д.В. Биология. Словарь-справочник. Ростов н/Д, 2006.
8. Павлов И.Ю., Вахненко Д.В., Москвичев Д.В. Биология. Пособие-репетитор для поступающих в вузы. Минск — Ростов н/Д,2002.
9. Реймерс Н. Ф. Основные биологические понятия и термины. М., 1988.
10. Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология. М.: «Аванта+», 2000.
Дополнительная
1. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии.М., 1999.
2. Дс Дюв К. Путешествие в мир живой клетки. М., 1987.
3. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. М.,1987,
4. Дежкин В.В. В мире заповедной природы. М., 1989.
5. ДокинзР. Эгоистичный ген. М., 1993.
6. Жизнь животных. В 7 т. М., 1987—1989.
7. Жизнь растений. В 6 т. М.. 1974-1982.
8. Ламберт Д. Доисторический человек. Л., 1991.
9. Майр Э. Популяции, виды и эволюция. М., 1974. СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО Зам. Директора по УВР
Учителей естественного цикла
Протокол № _____ ______________________ ________________________
“____”________ 2013 г. “____”________ 2013 г. |
|
|