Химические реакции, связанные с образованием иона аммония.В аммиаке у атома азота имеется неподелённая электронная пара, которая может участвовать в образовании еще одной ковалентной полярной связи между атомами N и катионом водорода (Н
+) по донорно-акцепторному механизму:
H
+1 +
. . ↓
H
+1 N
-3 H
+1 + H
+1 → О
-2 ← H
+1 → H
+1 → N
-3 ← H
+1 + ОН
- ↑
H
+1H
+1 ион аммония щелочная среда раствора
Происходит химическое взаимодействие при растворении NH
3 в Н
2О – протон от воды перемещается к аммиаку вследствие «перетягивания» его азотом, у которого большая, чем у кислорода, отрицательная с.о. Азот – донор ē пары (от латинского donare – дарить); H
+ - акцептор ē пары (acceptor – приемщик).
..
N
H
3 + Н
2+ О
NH
3·H
2O гидроксид аммония, нашатырный спирт.
Все четыре ковалентные полярные связи в ионе аммония, независимо от способов их образования, равноценны. Поэтому пространственное строение иона аммония – тетраэдр с атомом азота в центре. Ион аммония – сложный катион, который участвует в реакциях обмена, переходит в новые вещества без изменения.
Д H +
N H H
H
с.о. N -3; вал IV
|
емонстрационный опыт:
Р
аствор аммиака исследовать с помощью индикаторов: лакмус – синий; фенолфталеин – малиновый; метилоранж – желтый.
Вывод: раствор аммиака в воде имеет щелочную среду. NH
3·Н
2О– слабое основание (α = 1,4), пахнет аммиаком. Поэтому можно предположить, что реакция обратимая, что можно доказать на опыте.
Демонстрационный опыт:В пробирке нагреть аммиачную воду, к которой предварительно добавить фенолфталеин.
Наблюдается исчезновение малиновой окраски, т.к. аммиак улетучивается, а в пробирке остается вода. При нагревании равновесие смещается влево, т.к. с повышением t
0 растворимость газов понижается.
N
H
3 + Н
2О NH
3·H
2O
t
0Этот процесс идет без нагревания медленно, поэтому аммиачная вода пахнет аммиаком.
Урок по химии
в 9 классе на тему:
Соли аммония.
Выполнила: Бочкова Ирина Анатольевна
учитель химии МОУ «ССОШ №2»
ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕМЫ ПОДГРУППА АЗОТА
1 урок Азот и его свойства.
2 урок Аммиак и его свойства.
3 урок
Соли аммония.4 урок Азотная кислота и её свойства.
5 урок Соли азотистой и азотной кислот. Азотные удобрения
Урок «Соли аммония» - это третий урок в теме «Подгруппа азота», изучается в 9 классе. Учебник: Химия. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, автор Габриелян О.С.
Цели и задачи урокаОбразовательные:Сформировать у учащихся знания:
о солях сложного катиона – катиона аммония;
о качественной реакции на катион аммония;
о специфических свойствах солей аммония, обусловленных его строением;
Развивающие:Продолжить работу над формированием у учащихся:
представления о солях;
навыков частично – поисковой деятельности;
представлений о качественных реакциях;
знаний об общих свойствах солей;
умения работать в должном темпе;
умения пользоваться справочными материалами.
Воспитательные:формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга.
Оборудование:
На демонстрационном столе:
- в стаканах подписанных кристаллические соли аммония NH
4С1; (NH
4)
2SO
4; NH
4NO
3; (NH
4)
2Сr
2O
7.
- в демонстрационной пробирке тв. NH
4С1 (2 шт); к. H
2SO
4; стакан с Н
2О; универсальная индикаторная бумагу, демонстрационный штатив, спиртовка, спички, демонстрационный экран (черный), лабораторный штатив.
На столах у учащихся:
- тв. NH
4С1; (NH
4)
2SO
4; NH
4NO
3; лакмус, метилоранж;
индикаторная бумага универсальная; р. AgNO
3; p. NH
4С1
- стаканчик с Н
2О; спиртовки; спички; держалка для пробирок; 2 лабораторных штатива (один с пробиркой)
- в пробирке готовая смесь тв. NH
4С1 и Ca(OH)
2, пробирка закрыта пробкой.
Вопрос: с веществами, какого известного вам класса аммиак должен взаимодействовать так же, как он взаимодействует с Н
2О, т.е. с образованием иона аммония?
Ответ: с веществами, в молекулах которых содержится слабосвязанные протоны, т.е. с кислотами.
Демонстрационный опыт:Две бумажки, смоченные одна аммиачной водой, а другая концентрированной соляной кислотой, сближают. Между ними появляется обильный белый дым – это взвешенные в воздухе мельчайшие твердые частички; значит продукт реакции – твердое вещество.
Учащиеся записывают уравнение реакции, определяют, что продуктом реакции является хлорид аммония.
..
NH
3 + НС1 → NH
4С1
г
) Применение аммиака и солей аммония.Этот вопрос учащиеся рассматривают самостоятельно, используя
рисунок 31 на стр. 115.
Закрепление
Написать реакции взаимодействия NH
3 с кислотами. Какие соли и при каких условиях могут образоваться? Дайте названия солям.
I вариант: с H
3PO
4II вариант: с H
2SO
4III вариант: с HNO
3Ответы: I вариант:
NH
3 + H
3PO
4 = (NH
4)
3PO
4 фосфат аммония (средняя соль)
избыток
NH
3 + H
3PO
4 = (NH
4)
2HPO
4 гидрофосфат аммония (кислая соль)
недост.
NH
3 + H
3PO
4 = (NH
4)H
2PO
4 дигидрофосфат аммония (кислая соль)
недост.
II вариант:NH
3 + H
2SO
4 = (NH
4)
2SO
4 сульфат аммония (средняя соль)
избыток
NH
3 + H
2SO
4 = (NH
4)HSO
4 гидросульфат аммония (кислая соль)
недост.
III вариант:
NH
3 + HNO
3 = NH
4NO
3 нитрат аммония (средняя соль)
Домашнее задание:
§ 24; № 1-6 (стр. 115-116) , №5 для I и II вариантов.
1. Ход урока:
Опрос: у доски
1 учащийся:
а) Составить уравнение реакции каталитического окисления аммиака (окислительно-восстановительные процессы)
б) Написать реакцию растворения аммиака в Н
2О
2 учащийся:
а) Составить уравнение реакции горения NH
3 (окислительно-восстановительные процессы).
б) Написать уравнение реакции взаимодействия аммиака с соляной кислотой.
3 учащийся:Объяснить механизм образования катиона аммония.
4 учащийся:Домашнее упражнение №5 (стр. 116)
3Cu
+2O
-2 + 2N
-3H
3+1 = N
20 + Cu
0 + 3H
2+1O
-2в↓ о↑
2ē 3ē
Устный опрос- какими физическими свойствами обладает аммиак? (газ, без цвета, с резким запахом; хорошо растворим в воде; легче воздуха).
- можно ли осушить аммиак, пропуская его через серную кислоту? (нет, т.к. аммиак взаимодействует с серной кислотой)
- как освободить кислород от примесей аммиака? (пропустить через воду; аммиак растворится, а кислород нет).
- две банки заполнены газами: первая аммиаком, вторая – водородом. Как узнать в какой банке находится аммиак?
(а) взвешиванием – банка с NH
3 тяжелее; (б) при внесении горящей лучинки в банку с Н
2 раздается хлопок; (в) при внесении влажной фенолфталеиновой бумажки в сосуд с NH
3 она станет малиновой)
- в двух пробирках находятся растворы NaOH и NH
3· Н
2О. Как их распознать? (в обе пробирки добавить 1-2 к. фенолфталеина, растворы будут иметь малиновую окраску. Оба раствора нагреть. Т.к. NH
3· Н
2О нестойкое вещество, оно разлагается и фенолфталеин изменяет свою окраску на бесцветную).
- как проверить герметичность сосуда, в котором находится аммиак? (влажная фенолфталеиновая бумажка становится малиновой)
Изучение нового материала.
Сегодня мы с вами должны познакомиться с солями аммония.
Демонстрация: в стаканах насыпаны кристаллические соли аммония: NH
4С1; (NH
4)
2SO
4; NH
4NO
3; (NH
4)
2Сr
2O
7 и др.
Это твердые вещества, сходны с другими солями, но более всего с солями щелочных Ме., особенно калия из-за одинакового заряда и близких значений радиуса ионов: R(K
+) ≈ R(NH
4+)
Посмотрим в таблицу растворимости. Она подтверждает, что все соли аммония, как и щелочных металлов, растворимы в Н
2О. Соли имеют ионную кристаллическую решетку.
Вопрос: чем являются кристаллические вещества, которые имеют ионную кристаллическую решетку и хорошо растворяются в воде?
Ответ: они
являются сильными электролитами, т.е. в растворе или в расплаве распадаются на ионы.
Вопрос: Какие свойства будут характерны для веществ, если они электролиты?
Ответ: Эти вещества будут вступать в реакции ионного обмена с другими электролитами, а именно с кислотами, щелочами и другими солями.
Подтвердим данные выводы с помощью лабораторных опытов.
Опыт 1. для изучения растворимости прилить в пробирку с кристаллической солью 1-2 мл Н
2О и размешать содержимое пробирки, встряхивая её:
1 ряд: NH
4С1
2 ряд: (NH
4)
2SO
4 3 ряд: NH
4NO
3Вопрос: сделайте вывод об общих физических свойствах солей аммония
Ответ: соли аммония - тв. кристаллические вещества, белого цвета (если анионы не окрашены), хорошо растворимы в Н
2О; t
0плав. высокая.
В тетрадях и на доске записываются уравнения диссоциации солей.
1
ученик: NH
4С1 NH
4+ + С1
- 2
ученик: (NH
4)
2SO
4 2NH
4+ + SO
42-3
ученик: NH
4NO
3 NH
4+ +
NO
3- Вопрос: как можно проверить взаимодействуют ли соли аммония с Н
2О, т.е. происходит ли гидролиз
Ответ:
Это можно определить с помощью индикаторов.
В тетради и на доске записываются уравнения гидролиза солей.
1
ученик: NH
4+ + С1
- + Н
+ОН
- NH
3· Н
2О +
Н+ + С1
- кислая среда
2
ученик: 2NH
4+ + SO
42- + 2Н
+ОН
- 2 NH
3· Н
2О +
2Н+ +SO
42-кислая среда
3
ученик: NH
4+ +
NO
3- + Н
+ОН
- NH
3· Н
2О +
Н+ + NO
3- кислая среда
Опыт 2. Испытать ранее полученные растворы солей индикаторами. Сделать вывод.
Ответ: соли аммония подвергаются гидролизу.
Опыт 3. Исследуйте, как относятся соли аммония к действию щелочей, на примере хлорида аммония. Для этого готовую смесь тв. хлорида аммония и гидроксида Са нагреть. К отверстию пробирки поднести влажную фенолфталеиновую бумажку. Осторожно исследуйте запах выделяющегося газа. Сделайте вывод об общем признаке реакции между солями аммония и щелочами.
Ответ: в результате реакции выделяется аммиак.
В тетради и на доске записывается уравнение реакции в молекулярном и ионом виде (если это возможно).
t
02NH
4С1 + Са(ОН)
2 → СаС1
2 + 2 NH
3↑ + 2 Н
2О
тв. тв.
Ионные уравнения невозможны.
Эта реакция может служить качественной для обнаружения иона аммония NH
4+ . Т.е. этой реакцией можно пользоваться для решения экспериментальных задач и распознавания минеральных удобрений.
Опыт 4: Исследуйте, как относится хлорид аммония к действию других солей, т.е. проведите реакцию на хлорид ион. Сделайте вывод:
Ответ: соли аммония взаимодействуют с другими солями, если в результате реакции выпадает осадок.
На доске и в тетради записывается уравнение в молекулярном и ионом виде.
NH
4С1 + AgNO
3 → AgС1↓
+
NH
4NO
3NH
4+ +
С1
- + Ag
+ + NO
3- → AgС1↓
+
NH
4+ + NO
3-С1
- + Ag
+ → AgС1↓
Взаимодействие солей аммония с кислотами рассмотрим на демонстрационном опыте.
Демонстрационный опыт:К твердому хлориду аммония прилить концентрированную H
2SO
4. Наблюдается выделение газа – хлороводорода, который можно определить с помощью влажной лакмусовой бумажки – она покраснеет.
На доске и в тетради записывается уравнение реакции.
2NH
4С1 + к. H
2SO
4 → (NH
4)
2SO
4 +2НС1↑
тв.
Итак, мы рассмотрели
общие свойства солей на примере солей аммония:
- диссоциация
- гидролиз
- взаимодействие с
кислотами
солями
щелочами
Но у солей аммония есть и
особые свойства, которые связаны с разрушением иона аммония. К особым свойствам можно отнести реакцию взаимодействия солей аммония со щелочами, т.к. в ней тоже происходит разрушение иона аммония.
Демонстрационный опыт.В пробирке нагревается тв. NH
4С1. со временем на дне пробирки кристаллы соли исчезают, а в верхней части пробирки появляется белый налет. При нагревании соль разлагается на аммиак и хлороводород, а на холодных частях прибора NH
3 и HС1 снова соединяются с образованием той же соли. Соли аммония, образуемые летучими кислотами, возгоняются:
t
0N
H
4С1 NH
3 + HС1 – процесс обратимый.
охлажд.Вопрос: будет ли наблюдаться появление белого налета на стенке
пробирки при возгонке сульфата аммония, карбоната аммония? Запишите уравнения реакций и сделайте вывод.
t
0(NH
4)
2SO
4 → 2 NH
3↑ + H
2SO
4Ответ: реакция необратимая, т.к. H
2SO
4 нелетучая, белого налета не будет.
t
0(NH
4)
2СО
3 → 2NH
3 + СО
2↑ + Н
2О
Ответ: реакция необратимая, т.к. H
2СО
3 нестойкая и разлагается на СО
2↑ и Н
2О, белого налета не будет.
Закрепление.
В качестве закрепления можно обсудить с учащимися задание, которое подготовит их к последующим практическим занятиям.
Задание: составить план распознавания солей хлорида Na; хлорида аммония; сульфата аммония. Запишите уравнения химических реакций.
Na
+Cl
- ; NH
4+ С1
- ; (NH
4+)
2 SO
42- ↑ ↑ ↑ ↑ ↑
Ag
+ OH
- Ag
+ OH
- Ba
2+
| 1
| 2
| 3
|
1. BaCl2
| -
| BaSO4↓
белый
(NH4)2SO4
| -
|
2. Ca(OH)2
| NH3↑
NH4С1
|
| -
|
3. AgNO3
|
|
| AgCl↓
белый
NaCl
|
(NH
4)
2SO
4 + BaCl
2 → BaSO
4↓ + 2 NH
4С1
белый
SO
42- + Ba
2+ → BaSO
4↓
t
0тв.NH
4С1 +тв. Ca(OH)
2 → CaCl
2 + NH
3↑ + Н
2О
NaCl + AgNO
3 → AgCl↓ + NaNO
3белый
Cl
- + Ag
+ → AgCl↓
Получение солей аммония.
а) взаимодействие аммиака с кислотами
Демонстрационный опыт. «Дымящие угли»
В два стакана наливают к. HС1 и к. NH
4OH. Угольки на ниточках опускаются на некоторое время в стаканы (угольки не должны касаться растворов). Угольки адсорбируют пары NH
3 и HС1. Затем угольки вынуть из стаканов и привести в соприкосновение, образуется белый дым.
NH
3 + HС1 → NH
4С1
б) нейтрализация гидроксида аммония кислотами
Демонстрационный опыт.В демонстрационную пробирку наливается раствор аммиака, добавляется фенолфталеин, который изменяют окраску на малиновую.
Затем по каплям добавляется кислота. Полную нейтрализацию определяют по обесцвечиванию фенолфталеина.
2 NH
3· Н
2О + H
2SO
4 → (NH
4)
2SO
4 + 2Н
2О
ф-ф.
↓ 2 ОН
- +2Н
+ → 2Н
2О
м
алин. обесцвечивание
Домашнее задание.
§ 25; I и II варианты: №4,5
III вариант: №1.
1>