Главная страница

Учебник для общеобразовательных учебных заведений, автор Габриелян О. С



Скачать 269.63 Kb.
НазваниеУчебник для общеобразовательных учебных заведений, автор Габриелян О. С
Бочкова Ирина Анатольевна
Дата12.02.2016
Размер269.63 Kb.
ТипУчебник


Урок по химии
в 9 классе на тему:
Азот и его свойства.
Выполнила: Бочкова Ирина Анатольевна

учитель химии МОУ «ССОШ №2»
.
ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕМЫ ПОДГРУППА АЗОТА

1 урок Азот и его свойства.

2 урок Аммиак и его свойства.

3 урок Соли аммония.

4 урок Азотная кислота и её свойства.

5 урок Соли азотистой и азотной кислот. Азотные удобрения

Урок «Азот и его свойства» - это первый урок в теме «Подгруппа азота», изучается в 9 классе. Учебник: Химия. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, автор Габриелян О.С.


Цели и задачи урока
Образовательные:
Сформировать у учащихся знания:

о строении молекулы азота;

о физических и химических свойствах азота в связи со строением молекулы;

об условиях протекания химических реакций с участием азота;


Развивающие:
Продолжить работу над формированием у учащихся:

умения давать сравнительную характеристику подгруппы, на основании положения её

в ПСХЭ, делать выводы об изменении окислительных свойств по подгруппе;

навыков частично – поисковой деятельности;

умение находить взаимосвязь строения молекулы азота и физических и химических

свойств простого вещества;

умения рассматривать химические свойства с точки зрения ОВР;

умения работать в должном темпе;

умения пользоваться справочными материалами.
Воспитательные:

формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга.


Оборудование:

  1. таблицы: «Типы химических связей»

«Электроотрицательность элементов»

  1. прибор для получения и собирания N2 (методом вытеснения воздуха)

  2. большие пробирки (4 шт.), лучинка, известковая вода (свежеприготовленная)



Ход урока:


  1. Введение. Темой «Подгруппа азота» продолжается систематическое изучение химических элементов. Основная задача изучение данной темы – углубление и конкретизация знаний периодического закона и системы химических элементов на примере строения и свойств простых веществ и соединений, образованных азотом, фосфором и их аналогами.

  2. Общая характеристика элементов п/гр азота

  3. Вопрос: охарактеризуйте положение п/гр азота в периодической системе, назовите элементы.

Ответ: подгруппа азота составляет V группу главную подгруппы. Она состоит из N; P; As; Sb; Bi.
Вопрос: каково строение атомов этих элементов? На основании строении атомов сделайте вывод об изменении окислительных свойств элементов по п/гр

Ответ: все атомы элементов данной п/гр имеют 5ē на последнем энергетическом уровне. Для завершения энергетического уровня они будут принимать 3ē и проявлять окислительные свойства.
На доске и в тетради рисуются схемы строения атомов:





N ) )



3ē

P ) ) )





As ) ) ) )








Sb ) ) ) ) )





Bi ) ) ) ) ) )






Ram. увеличивается притяжение ē последнего слоя уменьшается способность принимать ē уменьшается

легче принимает ē азота, т.е. он

обладает наиболее сильными окислительными свойствами.
Вывод: окислительные свойства сверху вниз уменьшаются



Вопрос: какие степени окисления будут проявлять данные элементы, и в каком случае?

Ответ: элементы п/гр азота могут проявлять положительные и отрицательные степени окисления:



+3ē Э-3
Э0

- 5ē Э+5

Низшая отрицательная с.о. в соединениях с менее электроотрицательными элементами


Высшая положительная с.о. в соединениях с более электроотрицательными элементами



Возможные промежуточные с.о.
Например, у азота:


с.о.

-3

0

+1

+2

+3

+4

+5

соединение

NH3

N2

N2O

NO

N2O3

NO2

N2O5


Вопрос: каков состав высших оксидов и водородных соединений элементов п/гр азота; тип химической связи в них.

Ответ: Высший оксид Э2О5 – кислотный характер – ковалентная полярная связь ; водородное соединение ЭН3 – ковалентная полярная связь.


  1. Азот: строение молекулы, физические и химические свойства.

а) Рассмотрим строение молекулы самого электроотрицательного элемента азота. Молекула азота состоит из двух атомов. Знаменитый ученый Лавуазье предложил в 1787 г. термин азот, что в переводе с греческого означает «безжизненный». Почему же? Рассмотрим строение молекулы азота.
Вопрос: какой тип химической связи в молекуле азота?

Ответ: ковалентная неполярная, т.е. твердый N2 будет иметь молекулярную кристаллическую решетку.

В атоме азота на последнем месте энергетического уровня 5ē, из них 3р – электрона свободные образуется между атомами три ковалентные связи молекула азота обладает большой прочностью, что обуславливает его низкую химическую активность.
Вопрос: Как подтвердить данный вывод на основании ваших повседневных наблюдений?

Ответ: воздух содержит 78% азота и 21% кислорода, но при обычных условиях атмосферные азот и кислород не взаимодействуют.

Чтобы азот вступил в реакцию с другими элементами, надо связь между атомами в молекуле разрушить. На разрушение этих связей требуется затратить много энергии, т.к. реакция диссоциации молекулы на атомы эндотермическая:
N2 2N – Q
Т.к. данная реакция обратимая, то можно сместить равновесие в сторону прямой реакции.
Вопрос: как это сделать?

Ответ: повысить t0
Заметным распад молекулы на атомы становится при температуре выше 3000 0С.
Азот по электроотрицательности занимает третье место после O и F. Значит, он должен образовывать прочные соединения с металлами. Но этому противоречит тот факт, что в составе земной коры никаких нитридов не обнаруживается.

Вопрос: Представьте себе планету, в химическом составе которой преобладает не кислород, а хлор. А в связи с этим ответьте на вопрос: могут ли войти в состав коры такой планеты бромиды и иодиды?

Ответ: нет, не могут, т.к. хлор как более активный будет вытеснять бром и йод из их солей.
В таком же положении, в каком на нашей воображаемой планете оказались бы бром и йод, на земном шаре находится азот. Он недостаточно электроположителен, чтобы образовывать прочные соединения с господствующим у нас элементом – кислородом, и недостаточно электроотрицателен, чтобы конкурировать с кислородом в связывании с электроположительными элементами.
А теперь вообразите планету, в составе которой кислород и азот поменялись бы местами по сравнению с долей того и другого в составе земного шара. Кора таких планет образована соединениями азота. Второй, по распространенности элемент кремний, содержался бы в ней в виде нитрида, образующего основную ее массу.
Вопрос: какова формула этого вещества?

Ответ: Si3N4
Это бесцветное вещество, прозрачное, очень твердое и жаропрочное вещество, которое люди производят искусственно и применяют в качестве огнеупорного материала. Горные породы были бы пронизаны золотисто-желтыми кристаллами нитрида алюминия, третьего по распространенности элемента на земном шаре (AlN), а во впадинах коры бушевали бы моря из жидкого аммиака. Такими планетами являются все внешние планеты солнечной системы, начиная с Юпитера, поскольку в их атмосфере обнаружен аммиак.
б) Рассмотрим химические свойства азота
N20 +3ē N-3 (c H2 и Me)

окислитель

N20 -2ē N+2 (c O2)

Восстановитель
Азот при повышенной t0 взаимодействует с некоторыми Ме:
6Li + N2 2Li3N + Q

3Mg + N2 Mg3N2 + Q

Более подробно остановимся на взаимодействии азота с водородом и кислородом. Т.к. обе реакции обратимые (и экзотермические) сравним их и запишем в таблицу.



№ п/п


Уравнение химической реакции


Признаки сравнения

Условие увеличения скорости прямой р-ии

Обратимая или необратимая

Тепловой эффект

Гомо-, гетерогенная

температура

Катализатор

Давление

1

N2 + O2 2NO

Газ газ газ

Обратимая

- Q

Гомогенная

> 2000 0C

-

Не влияет

2


N2 + 3H2 2NH3

Газ газ газ


Обратимая

+Q


Гетерогенная

≥ 400 0C

Восстановленное Fe

30МПа



Более подробно об этих реакциях мы поговорим при изучении производства аммиака и азотной кислоты.
с) Для ознакомления с физическими свойствами азота получим его при взаимодействии насыщенных растворов нитрита Na и хлорида аммония.

2H2O
NH4Cl + NaNO2 NaCl + NH4NO2

N2
Насыщенный раствор NaNO2 (KNO2) 25 г соли в 35 мл воды

Насыщенный раствор NH4Cl, 20г в 55 мл воды.

Концентрированный раствор нитрита Na приливают из капельной воронки к горячему раствору хлорида аммония (в колбе Вюрца). Скорость реакции регулируется приливанием раствора, реакция протекает спокойно.
Азотом наполняют 4 пробирки:



1 пробирка
Горящая лучинка
Гаснет не оставляя раскаленного уголька
Не поддерживает горения

2 пробирка
известковая вода Ca(OH)2




не мутнеет

3 пробирка
перевернуть отверстием вверх




горящая лучинка горит
легче воздуха

4 пробирка
Отверстие вниз
Горящая лучинка гаснет




Легче воздуха



Вопрос: какие физические свойства азота вы можете назвать?

Ответ: Физические свойства: бесцветный газ, немного легче воздуха (Dвозд (N2) =Mr(N2)/Mr (возд) = 28/29 =0,97<1 ), малорастворимый в воде ( в 100 объемах воды при обычной температуре растворяется около 2 объемов азота), твердый азот имеет молекулярную кристаллическую решетку (кристаллы имеют малую прочность); tкип = -

196 0C ( а кислорода -183 0С), поэтому для технических целей азот получают при испарении жидкого воздуха, азот улетучивается первым.
Закрепление: в качестве закрепления учащимся предлагается выполнить по вариантам следующие задания:

I вариант: упр. №2 на стр.111

II вариант: упр. №4 на стр.111

III вариант: упр. №1 на стр.111

Учащиеся сдают тетради с выполненными заданиями на проверку.
Ответы:

I вариант:
N20 + 6Li0 = 2Li3+1N-3 ; Li3N +3H2O = NH3 + 3LiOH ;

о↑ в↓

6ē 1ē
4N-3H3 + 5O20 = 4N+2O-2 +6H2+1O-2 ; 2N+2O-2 + O20 = 2N+4O2-2 ;

в↓ о↑ в↓ о↑

5ē 4ē 2ē 4ē
4N+4O2-2 + 2H2+1O-2 + O20 = 4H+1N+5O3-2 .

в↓ о↑

1ē 4ē
II вариант:
а) 4N-3H3+1 + 5O20 = 4N+2O-2 + 6H2+1O-2 ; б) 4N-3H3+1 + 3O20 = 2N20 + 6H2+1O-2.

в↓ о↑ в↓ о↑

5ē 4ē 3ē 4ē
III вариант:
N20 + 3Mg0 = Mg3+2N2-3 ; N20 + 3Ca0 = Ca3+2N2-3 ; N20 + 2Al0 = Al+3N-3 ;

о↑ в↓ о↑ в↓ о↑ в↓

6ē 2ē 6ē 2ē 6ē 3ē

Вещества – нитриды; тип химической связи – ионная; тип кристаллической решётки – ионная.
Рефлексия урока:

Узнали ли вы что-то новое для себя?

Что оказалось трудным, что лёгким?
Домашнее задание:

§23;

для I,II вариантов №5 (стр. 111);

для III варианта №3 (стр.111);

повторить условия образования средних и кислых солей, окислительно- восстановительные реакции.

Урок по химии
в 9 классе на тему:
Аммиак и его свойства.
Выполнила: Бочкова Ирина Анатольевна

учитель химии МОУ «ССОШ №2»


ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕМЫ ПОДГРУППА АЗОТА

1 урок Азот и его свойства.

2 урок Аммиак и его свойства.

3 урок Соли аммония.

4 урок Азотная кислота и её свойства.

5 урок Соли азотистой и азотной кислот. Азотные удобрения

Урок «Аммиак и его свойства» - это второй урок в теме «Подгруппа азота», изучается в 9 классе. Учебник: Химия. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, автор Габриелян О.С.


Цели и задачи урока
Образовательные:
Сформировать у учащихся знания:

о строении и составе молекулы аммиака;

о физических и химических свойствах аммиака в связи со строением молекулы;

об особенностях образования ковалентной связи в ионе аммония;

о сущности процесса окисления аммиака;

о влиянии условий реакции на полноту окисления вещества;

о возможности управления ходом реакции.

Развивающие:
Продолжить работу над формированием у учащихся:

умение находить взаимосвязь строения молекулы аммиака и его физических и

химических свойств;

умения рассматривать химические свойства с точки зрения ОВР;

умения работать в должном темпе;

умения пользоваться справочными материалами;

навыков частично – поисковой деятельности.
Воспитательные:
Формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга.
Оборудование:


  1. прибор для наблюдения растворения NH3 в Н2О: круглодонная колба, наполненная NH3; штатив, простоквашница с Н2О, фенолфталеин.

  2. прибор для демонстрации горения NH3: пробирка с газоотводной трубкой (с КМnО4), пробирка с аммиачной водой; две спиртовки, штатив для пробирок; демонстрационный штатив (2 шт.); лучинка, спички.

  3. прибор для демонстрации каталитического окисления NH3: свежеприготовленный Сr2О3; ложечка для сжигания веществ; круглодонная колба с аммиачной водой (с пробкой); штатив, спиртовка, спички.

  4. раствор NH3; лакмус, фенолфталеин, метилоранж, держалка для пробирок, демонстрационный штатив, спички, спиртовка.

к. НС1; 2 полоски фильтровальной бумаги.
Ход урока:
1. Опрос:

  1. три ученика работают на доске:

- нарисовать схему строения атомов N и P. В чем сходство и различие в электронном строении этих атомов, как изменяются окислительные свойства по п/гр;

- окислительные и восстановительные свойства азота на примере взаимодействия азота с водородом и кислородом. Сравнить условия протекания этих реакций, дать их характеристики;

- домашнее упражнение №3 (стр. 111):

2NO + O2 2NO2 + Q

Реакция: гомогенная, обратимая, некаталитическая, экзотермическая, ОВР.

Смещение равновесия: а) добавлять исходные вещества, отводить продукт;

б) понижать температуру (+ Q) ; в) повышать давление (3V → 2V).

  1. устный опрос:

- какой тип связи в молекуле азота?

(ковалентная полярная)

- в каком виде встречаются азот в природе?

(в свободном)

- почему в природе больше свободного азота и меньше связанного?

(в молекуле азота тройная связь, которая обладает большей прочностью, поэтому молекулярный азот имеет низкую реакционную способность)

- как получают азот в промышленности?

(ректификацией воздуха)

- какие степени окисления характерны для азота?

(-3; 0; +1; +2; +3; +4; +5)

низшая высшая

- какая степень окисления азота в аммиаке NH3? Чем может выступать NH3 в окислительно –восстановительных реакциях?

(с.о. -3. т.к. с.о. низшая, то азот может только отдавать ē более электроотрицательным неМе, т.е. будет проявлять восстановительные свойства)
2. Изучение нового материала.
Вопрос: почему азот называют элементом, без которого невозможна жизнь?

Ответ: азот входит в состав белков, которые являются строительным материалом всех живых организмов.
В атмосфере содержится 78% азота, но усваиваться живыми организмами может только химически связанный азот. Техническое решение проблемы «связывания» азота с водородом во многом решило проблему урожайности полей. Понять эту взаимосвязь химии азота и проблем урожая можно, изучив одно из ценных соединений азота – аммиака (нитрид Н).

а) Состав и строение молекулы аммиака

Вопрос: сколько ē затрачивает атом N на образование связей с атомами Н в молекуле аммиака?

Ответ: три ē
Вопрос: какого характера связи в молекуле аммиака?

Ответ: связи ковалентные полярные. Азот, как более электроотрицательный оттягивает на себя общие ē пары, приобретает с.о. -3




H+1 N-3 H+1



H+1


Молекула аммиака имеет пространственное строение, она представляет собой треугольную пирамиду (тетраэдр), валентный угол 1070, в результате чего молекула аммиака полярна.

1070 . .

N -δ

H+δ H+δ



H+δ

б) Физические свойства аммиака.

Вопрос: какие физические свойства следует ожидать у аммиака, исходя из его состава и строения?

Ответ: - это газ, бесцветный, имеет резкий специфический запах

- (Mr (возд) = 29; Mr(NH3) = 17 )→ (Dвозд (NH3) = Mr(NH3):Mr(возд) = 17/29 < 1) → (NH3 легче воздуха) → (NH3 собирают методом вытеснения воздуха из пробирки, которая расположена вниз дном).

- аммиак летуч →характерен молекулярный тип кристаллической решетки

- хорошо растворяется в воде (вещество, имеющее полярные молекулы, хорошо растворяются в полярном растворителе) в 1V(H2O) - до 700V(NH3) при комнатной температуре t0
Аммиак легко снижается, а при испарении жидкого аммиака происходит сильное охлаждение → его применяют в некоторых холодильных установках.

Демонстрационный эксперимент – растворение аммиака в воде.
Круглодонную колбу наполнить NH3 (б), для этого 10-15 минут пропускать NH3 в колбу. Закрыть колбу пробкой с газоотводной трубкой, конец которой закрыть зажимом. Впустить воду – 1 каплю в (в) колбу → резкое растворение NH3 → фонтан малинового цвета (а), т.к. вода была с небольшим количеством фенолфталеина.


в) Химические свойства: Для аммиака характерны две группы химических свойств. Первая группа характеризует восстановительные свойства NH3 – это реакции окисления.

Вторая группа обусловлена способностью аммиака образовывать ион аммония NH4+.
Окисление аммиака.
Данная реакция в зависимости от условий идет в разных направлениях. В отсутствии катализатора образуется молекулярный азот и водяной пар.
KMnO4

O2

NH4OH

Нагреть KMnO4 , после начала выделения О2 нагреть NH4OH, поджечь у отверстия пробирки → горение голубым пламенем.
Окислительно-восстановительную реакцию учащиеся рассматривают самостоятельно (один ученик у доски).
4N-3H3+1 + 3O20 →2N20 + 6H2+1O-2




Ок-я; в-ль 2N-3 - 6ē →2N0 2

В-я; ок-ль 2O0 + 4ē →2O-2 3
4N-3 - 12ē →4N0

6O0 + 12ē →6O-2

При участии: катализатора в зависимости от его состава и других условий (t0; состава исходной смеси, давления) часть аммиака окисляется до оксида N (II) );

В оптимальных условиях удается получить выход NO до 98%. Т.е. применяя тот или иной катализатор можно изменять направление реакции. Поэтому говорят, что катализаторы обладают избирательным действием.

Катализаторы – вещества, увеличивающие скорость реакции или меняющие ее направление.

Демонстрационный опыт.




Сr2O3 В качестве катализатора свежеприготовленный Cr2O3 (разложение бихромата аммония (NH4)2 Сr2O7). Нагреть Сr2O3 в ложечке для сжигания веществ, постукивая пальцем по ложечке, всыпать его в колбу – «огненный дождь».

Конц.

NH3·Н2О

Учащиеся рассматривают окислительно-восстановительную реакцию:



Сr2O3

4N-3H3+1 + 5O20 →4N+2О-2+ 6H2+1O-2




Ок-я; в-ль N-3 - 5ē →N+2 4

В-я; ок-ль 2O0 + 4ē →2O-2 5

4N-3 - 20ē →4N+2

10O0 + 20ē →10O-2



Химические реакции, связанные с образованием иона аммония.
В аммиаке у атома азота имеется неподелённая электронная пара, которая может участвовать в образовании еще одной ковалентной полярной связи между атомами N и катионом водорода (Н+) по донорно-акцепторному механизму:
H+1 +

. . ↓

H+1 N-3 H+1 + H+1 → О-2 ← H+1 → H+1 → N-3 ← H+1 + ОН-



H+1

H+1 ион аммония щелочная среда раствора
Происходит химическое взаимодействие при растворении NH3 в Н2О – протон от воды перемещается к аммиаку вследствие «перетягивания» его азотом, у которого большая, чем у кислорода, отрицательная с.о. Азот – донор ē пары (от латинского donare – дарить); H+ - акцептор ē пары (acceptor – приемщик).

..

NH3 + Н2+ О NH3·H2O гидроксид аммония, нашатырный спирт.

Все четыре ковалентные полярные связи в ионе аммония, независимо от способов их образования, равноценны. Поэтому пространственное строение иона аммония – тетраэдр с атомом азота в центре. Ион аммония – сложный катион, который участвует в реакциях обмена, переходит в новые вещества без изменения.
Д

H +

N
H H

H

с.о. N -3; вал IV
емонстрационный опыт
:

Раствор аммиака исследовать с помощью индикаторов: лакмус – синий; фенолфталеин – малиновый; метилоранж – желтый.
Вывод: раствор аммиака в воде имеет щелочную среду. NH3·Н2О– слабое основание (α = 1,4), пахнет аммиаком. Поэтому можно предположить, что реакция обратимая, что можно доказать на опыте.
Демонстрационный опыт:

В пробирке нагреть аммиачную воду, к которой предварительно добавить фенолфталеин. Наблюдается исчезновение малиновой окраски, т.к. аммиак улетучивается, а в пробирке остается вода. При нагревании равновесие смещается влево, т.к. с повышением t0 растворимость газов понижается.
NH3 + Н2О NH3·H2O


t0
Этот процесс идет без нагревания медленно, поэтому аммиачная вода пахнет аммиаком.

Урок по химии
в 9 классе на тему:
Соли аммония.
Выполнила: Бочкова Ирина Анатольевна

учитель химии МОУ «ССОШ №2»

ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕМЫ ПОДГРУППА АЗОТА

1 урок Азот и его свойства.

2 урок Аммиак и его свойства.

3 урок Соли аммония.

4 урок Азотная кислота и её свойства.

5 урок Соли азотистой и азотной кислот. Азотные удобрения

Урок «Соли аммония» - это третий урок в теме «Подгруппа азота», изучается в 9 классе. Учебник: Химия. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, автор Габриелян О.С.

Цели и задачи урока

Образовательные:
Сформировать у учащихся знания:

о солях сложного катиона – катиона аммония;

о качественной реакции на катион аммония;

о специфических свойствах солей аммония, обусловленных его строением;

Развивающие:
Продолжить работу над формированием у учащихся:

представления о солях;

навыков частично – поисковой деятельности;

представлений о качественных реакциях;

знаний об общих свойствах солей;

умения работать в должном темпе;

умения пользоваться справочными материалами.
Воспитательные:

формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга.


Оборудование:

  1. На демонстрационном столе:

- в стаканах подписанных кристаллические соли аммония NH4С1; (NH4)2SO4; NH4NO3; (NH4)2Сr2O7.

- в демонстрационной пробирке тв. NH4С1 (2 шт); к. H2SO4; стакан с Н2О; универсальная индикаторная бумагу, демонстрационный штатив, спиртовка, спички, демонстрационный экран (черный), лабораторный штатив.


  1. На столах у учащихся:

- тв. NH4С1; (NH4)2SO4; NH4NO3; лакмус, метилоранж; индикаторная бумага универсальная; р. AgNO3; p. NH4С1

- стаканчик с Н2О; спиртовки; спички; держалка для пробирок; 2 лабораторных штатива (один с пробиркой)

- в пробирке готовая смесь тв. NH4С1 и Ca(OH)2, пробирка закрыта пробкой.
Вопрос: с веществами, какого известного вам класса аммиак должен взаимодействовать так же, как он взаимодействует с Н2О, т.е. с образованием иона аммония?

Ответ: с веществами, в молекулах которых содержится слабосвязанные протоны, т.е. с кислотами.
Демонстрационный опыт:

Две бумажки, смоченные одна аммиачной водой, а другая концентрированной соляной кислотой, сближают. Между ними появляется обильный белый дым – это взвешенные в воздухе мельчайшие твердые частички; значит продукт реакции – твердое вещество.
Учащиеся записывают уравнение реакции, определяют, что продуктом реакции является хлорид аммония.

..

NH3 + НС1 → NH4С1
г) Применение аммиака и солей аммония.

Этот вопрос учащиеся рассматривают самостоятельно, используя рисунок 31 на стр. 115.


  1. Закрепление

Написать реакции взаимодействия NH3 с кислотами. Какие соли и при каких условиях могут образоваться? Дайте названия солям.

I вариант: с H3PO4

II вариант: с H2SO4

III вариант: с HNO3
Ответы:

I вариант:

NH3 + H3PO4 = (NH4)3PO4 фосфат аммония (средняя соль)

избыток
NH3 + H3PO4 = (NH4)2HPO4 гидрофосфат аммония (кислая соль)

недост.
NH3 + H3PO4 = (NH4)H2PO4 дигидрофосфат аммония (кислая соль)

недост.
II вариант:

NH3 + H2SO4 = (NH4)2SO4 сульфат аммония (средняя соль)

избыток
NH3 + H2SO4 = (NH4)HSO4 гидросульфат аммония (кислая соль)

недост.
III вариант:

NH3 + HNO3 = NH4NO3 нитрат аммония (средняя соль)



  1. Домашнее задание:

§ 24; № 1-6 (стр. 115-116) , №5 для I и II вариантов.

1. Ход урока:

  1. Опрос: у доски

1 учащийся:

а) Составить уравнение реакции каталитического окисления аммиака (окислительно-восстановительные процессы)

б) Написать реакцию растворения аммиака в Н2О

2 учащийся:

а) Составить уравнение реакции горения NH3 (окислительно-восстановительные процессы).

б) Написать уравнение реакции взаимодействия аммиака с соляной кислотой.

3 учащийся:

Объяснить механизм образования катиона аммония.

4 учащийся:

Домашнее упражнение №5 (стр. 116)
3Cu+2O-2 + 2N-3H3+1 = N20 + Cu0 + 3H2+1O-2

в↓ о↑

2ē 3ē

Устный опрос

- какими физическими свойствами обладает аммиак? (газ, без цвета, с резким запахом; хорошо растворим в воде; легче воздуха).
- можно ли осушить аммиак, пропуская его через серную кислоту? (нет, т.к. аммиак взаимодействует с серной кислотой)
- как освободить кислород от примесей аммиака? (пропустить через воду; аммиак растворится, а кислород нет).
- две банки заполнены газами: первая аммиаком, вторая – водородом. Как узнать в какой банке находится аммиак?

(а) взвешиванием – банка с NH3 тяжелее; (б) при внесении горящей лучинки в банку с Н2 раздается хлопок; (в) при внесении влажной фенолфталеиновой бумажки в сосуд с NH3 она станет малиновой)
- в двух пробирках находятся растворы NaOH и NH3· Н2О. Как их распознать? (в обе пробирки добавить 1-2 к. фенолфталеина, растворы будут иметь малиновую окраску. Оба раствора нагреть. Т.к. NH3· Н2О нестойкое вещество, оно разлагается и фенолфталеин изменяет свою окраску на бесцветную).
- как проверить герметичность сосуда, в котором находится аммиак? (влажная фенолфталеиновая бумажка становится малиновой)


  1. Изучение нового материала.

Сегодня мы с вами должны познакомиться с солями аммония.
Демонстрация: в стаканах насыпаны кристаллические соли аммония: NH4С1; (NH4)2SO4; NH4NO3; (NH4)2Сr2O7 и др.
Это твердые вещества, сходны с другими солями, но более всего с солями щелочных Ме., особенно калия из-за одинакового заряда и близких значений радиуса ионов: R(K+) ≈ R(NH4+)
Посмотрим в таблицу растворимости. Она подтверждает, что все соли аммония, как и щелочных металлов, растворимы в Н2О. Соли имеют ионную кристаллическую решетку.
Вопрос: чем являются кристаллические вещества, которые имеют ионную кристаллическую решетку и хорошо растворяются в воде?

Ответ: они являются сильными электролитами, т.е. в растворе или в расплаве распадаются на ионы.
Вопрос: Какие свойства будут характерны для веществ, если они электролиты?

Ответ: Эти вещества будут вступать в реакции ионного обмена с другими электролитами, а именно с кислотами, щелочами и другими солями.
Подтвердим данные выводы с помощью лабораторных опытов.
Опыт 1. для изучения растворимости прилить в пробирку с кристаллической солью 1-2 мл Н2О и размешать содержимое пробирки, встряхивая её:

1 ряд: NH4С1

2 ряд: (NH4)2SO4

3 ряд: NH4NO3

Вопрос: сделайте вывод об общих физических свойствах солей аммония

Ответ: соли аммония - тв. кристаллические вещества, белого цвета (если анионы не окрашены), хорошо растворимы в Н2О; t0плав. высокая.
В тетрадях и на доске записываются уравнения диссоциации солей.
1 ученик: NH4С1 NH4+ + С1-

2 ученик: (NH4)2SO4 2NH4+ + SO42-

3 ученик: NH4NO3 NH4+ + NO3-



Вопрос: как можно проверить взаимодействуют ли соли аммония с Н2О, т.е. происходит ли гидролиз

Ответ:

Это можно определить с помощью индикаторов.
В тетради и на доске записываются уравнения гидролиза солей.
1 ученик: NH4+ + С1- + Н+ОН- NH3· Н2О + Н+ + С1-

кислая среда

2 ученик: 2NH4+ + SO42- + 2Н+ОН- 2 NH3· Н2О + + +SO42-

кислая среда

3 ученик: NH4+ + NO3- + Н+ОН- NH3· Н2О + Н+ + NO3-

кислая среда
Опыт 2. Испытать ранее полученные растворы солей индикаторами. Сделать вывод.

Ответ: соли аммония подвергаются гидролизу.
Опыт 3. Исследуйте, как относятся соли аммония к действию щелочей, на примере хлорида аммония. Для этого готовую смесь тв. хлорида аммония и гидроксида Са нагреть. К отверстию пробирки поднести влажную фенолфталеиновую бумажку. Осторожно исследуйте запах выделяющегося газа. Сделайте вывод об общем признаке реакции между солями аммония и щелочами.

Ответ: в результате реакции выделяется аммиак.
В тетради и на доске записывается уравнение реакции в молекулярном и ионом виде (если это возможно).
t0

2NH4С1 + Са(ОН)2 → СаС12 + 2 NH3↑ + 2 Н2О

тв. тв.

Ионные уравнения невозможны.

Эта реакция может служить качественной для обнаружения иона аммония NH4+ . Т.е. этой реакцией можно пользоваться для решения экспериментальных задач и распознавания минеральных удобрений.
Опыт 4: Исследуйте, как относится хлорид аммония к действию других солей, т.е. проведите реакцию на хлорид ион. Сделайте вывод:

Ответ: соли аммония взаимодействуют с другими солями, если в результате реакции выпадает осадок.
На доске и в тетради записывается уравнение в молекулярном и ионом виде.

NH4С1 + AgNO3 → AgС1↓ + NH4NO3

NH4+ + С1- + Ag+ + NO3- → AgС1↓ + NH4+ + NO3-

С1- + Ag+ → AgС1↓
Взаимодействие солей аммония с кислотами рассмотрим на демонстрационном опыте.
Демонстрационный опыт:

К твердому хлориду аммония прилить концентрированную H2SO4. Наблюдается выделение газа – хлороводорода, который можно определить с помощью влажной лакмусовой бумажки – она покраснеет.
На доске и в тетради записывается уравнение реакции.
2NH4С1 + к. H2SO4 → (NH4)2SO4 +2НС1↑

тв.
Итак, мы рассмотрели общие свойства солей на примере солей аммония:

- диссоциация

- гидролиз

- взаимодействие с

кислотами

солями

щелочами

Но у солей аммония есть и особые свойства, которые связаны с разрушением иона аммония. К особым свойствам можно отнести реакцию взаимодействия солей аммония со щелочами, т.к. в ней тоже происходит разрушение иона аммония.
Демонстрационный опыт.
В пробирке нагревается тв. NH4С1. со временем на дне пробирки кристаллы соли исчезают, а в верхней части пробирки появляется белый налет. При нагревании соль разлагается на аммиак и хлороводород, а на холодных частях прибора NH3 и HС1 снова соединяются с образованием той же соли. Соли аммония, образуемые летучими кислотами, возгоняются:

t0

NH4С1 NH3 + HС1 – процесс обратимый.

охлажд.

Вопрос: будет ли наблюдаться появление белого налета на стенке пробирки при возгонке сульфата аммония, карбоната аммония? Запишите уравнения реакций и сделайте вывод.

t0

(NH4)2SO4 → 2 NH3↑ + H2SO4

Ответ: реакция необратимая, т.к. H2SO4 нелетучая, белого налета не будет.

t0

(NH4)2СО3 → 2NH3 + СО2↑ + Н2О

Ответ: реакция необратимая, т.к. H2СО3 нестойкая и разлагается на СО2↑ и Н2О, белого налета не будет.



  1. Закрепление.

В качестве закрепления можно обсудить с учащимися задание, которое подготовит их к последующим практическим занятиям.
Задание: составить план распознавания солей хлорида Na; хлорида аммония; сульфата аммония. Запишите уравнения химических реакций.
Na+Cl- ; NH4+ С1- ; (NH4+)2 SO42-

↑ ↑ ↑ ↑ ↑

Ag+ OH- Ag+ OH- Ba2+





1

2

3

1. BaCl2

-

BaSO4

белый

(NH4)2SO4

-

2. Ca(OH)2

NH3

NH4С1





-

3. AgNO3







AgCl↓

белый

NaCl


(NH4)2SO4 + BaCl2 → BaSO4↓ + 2 NH4С1

белый

SO42- + Ba2+ → BaSO4

t0

тв.NH4С1 +тв. Ca(OH)2 → CaCl2 + NH3↑ + Н2О
NaCl + AgNO3 → AgCl↓ + NaNO3

белый

Cl- + Ag+ → AgCl↓


  1. Получение солей аммония.

а) взаимодействие аммиака с кислотами
Демонстрационный опыт. «Дымящие угли»
В два стакана наливают к. HС1 и к. NH4OH. Угольки на ниточках опускаются на некоторое время в стаканы (угольки не должны касаться растворов). Угольки адсорбируют пары NH3 и HС1. Затем угольки вынуть из стаканов и привести в соприкосновение, образуется белый дым.

NH3 + HС1 → NH4С1
б) нейтрализация гидроксида аммония кислотами
Демонстрационный опыт.
В демонстрационную пробирку наливается раствор аммиака, добавляется фенолфталеин, который изменяют окраску на малиновую.

Затем по каплям добавляется кислота. Полную нейтрализацию определяют по обесцвечиванию фенолфталеина.
2 NH3· Н2О + H2SO4 → (NH4)2SO4 + 2Н2О

ф-ф.

↓ 2 ОН- +2Н+ → 2Н2О

малин. обесцвечивание



  1. Домашнее задание.

§ 25; I и II варианты: №4,5

III вариант: №1.