|
Протокол № от 20 г. «Согласовано» Зам директора по увр: 20 г Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 529
Петродворцового района Санкт-Петербурга
«Согласовано»
Руководитель МО
__________________ Протокол №___
от «___»____________20___г.
| «Согласовано»
Зам. директора по УВР:
«___»____________20___г.
| Утверждаю:
Директор ГОУ средняя школа № 529 Приказ №___
от «__» _________ 20____г.
| Рабочая программа
по ХИМИИ
для 11 КЛАССА
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол №___
от «___»___________ 20____г.
Разработчик программы:
учитель химии
Назаренко Ирина Анатольевна
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с учебником: «Химия. 11 класс» О.С.Габриелян. — М.: Дрофа. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и реализует авторскую программу О.С. Габриеляна. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации». Рабочая программа рассчитана на 1 часа в неделю и соответствует 34-часовой годовой программе.
Данная программа разработана на основе обязательного минимума содержания по химии для основной общеобразовательной школы и требований к уровню подготовки выпускников этой школы, что явилось главным принципом ее структурирования.
Содержание курса составляет основу для раскрытия важных мировоззренческих идей, таких, как материальное единство веществ природы, их генетическая связь, развитие форм от сравнительно простых до наиболее сложных, входящих в состав организмов; обусловленность свойств веществ их составом и строением, применения веществ их свойствами; единство природы химических связей и способов их преобразования при химических превращениях; познаваемость сущности химических превращений современными научными методами.
Курс включает в себя основы общей и неорганической химии. В программе названы основные разделы курса, для каждого из них перечислены подлежащие изучению вопросы, виды расчетов, химический эксперимент. Химический эксперимент в процессе обучения сочетается с другими средствами обучения, в том числе с аудиовизуальными.
Решению задач воспитания у учащихся интереса к знаниям, самостоятельности, критичности мышления, трудолюбия и добросовестности при обучении химии служат разнообразные методы и организационные формы, как традиционно утвердившиеся в школьной практике, так и нетрадиционные, появившиеся в опыте передовых учителей.
При изучении курса целесообразно использовать исторический подход к раскрытию понятий, законов и теорий, показывая, как возникают и решаются противоречия, как совершаются открытия учеными, каковы их судьбы и жизненные позиции.
Количество контрольных работ за год – 4
Количество практических работ за год – 5
Предпочтительные формы организации учебного процесса: на основе технологий модульного обучения, КСО с применением индивидуального и дифференцированного подхода. Преобладающими формами текущего контроля выступают письменный опрос (разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты) и устный.
Цели и задачи курса.
Цель программы обучения: освоение знаний о химических объектах и процессах природы, способствующих решению глобальных проблем современности.
Задачи:
Освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших понятиях, законах, теориях.
Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов.
Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Требования к уровню подготовки выпускников.
Знать:
Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электротрицательность, валентность, степень окисления, вещества молекулярного и немолекулярного строения, электролит, неэлектролит, раствор, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие;
основные законы химии: ЗСМВ, ЗПСВ, ПЗ.
основные теории: ТЭД.
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная кислоты; щелочи, аммиак;
Уметь:
Называть вещества по тривиальной и или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления элемента, тип химической связи, окислитель и восстановитель;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в ПСХЭ; общие химические свойства классов неорганических соединений;
объяснять: природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент на распознавание хорид-ионов, сульфат-ионов, ацетат-ионов, ионов аммония. Определять белки, глюкозу, глицерин по характерным свойствам;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и ан производстве;
определения возможности протекания химических реакций в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов с определенной концентрацией в быту и на производстве;
критерии оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
4. Учебно-тематический план
№ раздела / темы
| Наименование разделов и тем
| Количество часов
| Всего
| Теоретические занятия
| Лабораторные, практические занятия, экскурсии и др.
| Контрольные занятия
| 1
| Вводный инструктаж по технике безопасности. Строение атома и Периодический закон Д.И.Менделеева.
| 3 часа
| 3 часа
| нет
| Текущий контроль, самостоятельная работа, КР № 1
| 2
| Строение вещества
| 9часов
| 9 часов
| нет
| Текущий контроль, самостоятельная работа, КР № 2
| 3
| Химические реакции
| 8 часов
| 8 часов
| нет
| Текущий контроль, самостоятельная работа, КР № 3
| 4
| Вещества и их свойства
| 9 часов
| 9 часов
| нет
| Текущий контроль, самостоятельная работа, КР №4
| 5
| Химический практикум
| 5 часов
| ______________
| 5часов
| ПР № 1-5
| Итого
| 34 часа
|
| ПР - 5 часов
| КР – 4 часов
| 5. Содержание программы учебного курса
1. Вводный инструктаж по технике безопасности.
Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева. О с н о в н ы е с в е д е н и я о с т р о е н и и а т о м а. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s- и р-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов. П е р и о д и ч е с к и й з а к о н Д. И. М е н д е л е е в а в с в е т е у ч е н и я о с т р о е н и и а т о м а. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах). Положение водорода в периодической системе. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
2. Строение вещества. И о н н а я х и м и ч е с к а я с в я з ь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток. К о в а л е н т н а я х и м и ч е с к а я с в я з ь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.
М е т а л л и ч е с к а я х и м и ч е с к а я с в я з ь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи.
В о д о р о д н а я х и м и ч е с к а я с в я з ь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров.
К о м п л е к с н ы е с о е д и н е н и я.
Г а з о о б р а з н о е с о с т о я н и е в е щ е с т в а. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ. Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним. Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.
Ж и д к о е с о с т о я н и е в е щ е с т в а. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях. Жидкие кристаллы и их применение.
Т в е р д о е с о с т о я н и е в е щ е с т в а. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества. Д и с п е р с н ы е с и с т е м ы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы. Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли. Тонкодисперсные системы: гели и золи.
С о с т а в в е щ е с т в а и с м е с е й. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ. Понятие «доля» и ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси - доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Р е а к ц и и, и д у щ и е б е з и з м е н е н и я с о с т а в а в е щ е с т в. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль. Изомеры и изомерия.
Р е а к ц и и, и д у щ и е с и з м е н е н и е м с о с т а в а в е щ е с т в. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций. С к о р о с т ь х и м и ч е с к о й р е а к ц и и. Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования. О б р а т и м о с т ь х и м и ч е с к и х р е а к ц и й. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты.
Р о л ь в о д ы в х и м и ч е с к о й р е а к ц и и. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации. Химические свойства воды; взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии.
Г и д р о л и з о р г а н и ч е с к и х и н е о р г а н и ч е с к и х с о е д и н е н и й. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей. Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке. О к и с л и т е л ь н о - в о с с т а н о в и т е л ь н ы е р е а к ц и и. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель. Э л е к т р о л и з. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза.
М е т а л л ы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом. Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии.
Н е м е т а л л ы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями). К и с л о т ы н е о р г а н и ч е с к и е и о р г а н и ч е с к и е. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты.
О с н о в а н и я н е о р г а н и ч е с к и е и о р г а н и ч е с к и е. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований. С о л и. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) - малахит (основная соль). Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III).
Г е н е т и ч е с к а я с в я з ь м е ж д у к л а с с а м и н е о р г а н и ч е с к и х и о р г а н и ч е с к и х с о е д и н е н и й. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии. 5. Химический практикум ПР № 1. Получение, собирание и распознавание газов и изучение их свойств.
ПР № 2. Скорость химических реакций.
ПР № 3. Решение экспериментальных задач по неорганической химии.
ПР № 4. Решение экспериментальных задач по органической химии.
ПР № 5. Получение и изучение свойств амфотерных соединений.
6. Календарно-тематическое поурочное планирование
№ п/п
| Название раздела
| Тема урока
| Характеристика деятельности учащихся
| Дата
| План
| Факт
| 1.
| Вводный инструктаж по технике безопасности. Строение атома и Периодический закон Д.И.Менделеева. (3 часа)
| 1.1. Вводный инструктаж по технике безопасности. Атом – сложная частица. Состояние электронов в атоме. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Изотопы.
| Использование внутри- и межпредметных связей.
Умение пользоваться информацией других источников. Называть и объяснять причины многообразия веществ. Характеризовать структуру таблицы «ПС химических элементов Д.И.Менделеева. Сравнивать электронное строение атомов элементов малых и больших периодов. Определять понятия по теме. Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям. Готовить презентации по теме.
|
|
| 1.2. ПЗ и ПС химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома.
|
|
| 1.3. К.Р. № 1 по теме: «Строение атома и Периодический закон Д.И.Менделеева»
|
|
| 2.
| Строение вещества.
(9 часов)
| 2.1. Химическая связь. Единая природа химической связи.
| Использование внутри- и межпредметных связей.
Умение пользоваться информацией других источников (справочные таблицы). Определять понятия по теме. Описывать строение комплексных соединений. Составлять схемы, таблицы, опорные конспекты, алгоритмы. Выполнять расчеты по уравнениям реакции. Использовать алгоритмы при решении задач.
|
|
| 2.2. Свойства ковалентной связи.
|
|
| 2.3. Дисперсные системы.
|
|
| 2.4. Комплексные соединения.
|
|
| 2.5.-2.7. Состав вещества и смесей. Решение задач
|
|
| 2.8. Обобщение знаний по теме: «Строение вещества»
|
|
| 2.8. КР № 2 по теме: «Строение вещества»
|
|
| 3.
| Химические реакции.
(8 часов)
| 3.1.Классификация химических реакций в органической и неорганической химии.
| Использование внутри- и межпредметных связей.
Умение пользоваться информацией других источников.
Описывать процессы, происходящие при растворении в воде. Объяснять: процессы, протекающие при электролизе расплавов и растворов, условия течения реакций в растворах и расплавов электролитов до конца, условияЮ влияющие на положение химического равновесия, условия, влияющие на скорость химической реакции. Проводить расчеты по уравнениям химических реакций. Записывать уравнения окислительно-восстановительных реакций и реакций ионного обмена. Составлять классификационные схемы, сравнительные и обобщающие таблицы, опорные конспекты.
|
|
| 3.2. Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции.
|
|
| 3.3.Обратимость химических реакций. Химическое равновесие.
|
|
| 3.4. Реакции ионного обмена.
|
|
| 3.5.Гидролиз.
|
|
| 3.6.Окислительно-восстановительные реакции.
|
|
| 3.7.Электролиз.
|
|
| 3.8.КР № 3 по теме: «Химические реакции»
|
|
| 4.
| Вещества и их свойства (9 часов)
| 4.1.Классификация неорганических и органических соединений.
| Использование внутри- и межпредметных связей.
Умение пользоваться информацией других источников.
Обобщать и делать выводы о закономерностях изменений свойств металлов и неметаллов в периодах и группах ПС. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. Объяснять взаимосвязи между нахождением в природе, свойствами, биологической ролью и областями применения изучаемых веществ.
Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями. Проводить расчеты по уравнениям химических реакций. Составлять классификационные схемы, сравнительные и обобщающие таблицы, опорные конспекты.
|
|
| 4.2.Металлы. Коррозия металлов
|
|
| 4.3.Неметаллы.
|
|
| 4.4.Кислоты органические и неорганические.
|
|
| 4.5.Основания органические и неорганические.
|
|
| 4.6.Амфотерные органические и неорганические соединения.
|
|
| 4.7.Соли.
|
|
| 4.8. Обобщение знаний по теме: «Вещества и их свойства»
|
|
| 4.9. КР № 4 по теме: «Вещества и их свойства»
|
|
|
|
| 5.
| Химический практикум по неорганической химии (5 часов)
| 5.1. ПР №1. Получение, собирание и распознавание газов и изучение их свойств.
| Соблюдать правила ТБ.
Участвовать в проблемно-поисковой деятельности. Наблюдать, сравнивать, описывать, анализировать и делать выводы.
|
|
| 5.2. ПР №2. Скорость химических реакций.
|
|
| 5.3. ПР №3. Решение экспериментальных задач по неорганической химии.
|
|
| 5.4. ПР №4. Решение экспериментальных задач по органической химии.
|
|
| 5.5. ПР №5. Получение и изучение свойств амфотерных соединений.
|
|
| Учебно-методическое обеспечение
1.Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2006-2009.
2.Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. Учреждений /О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2009. Габриелян 3.О.С., Яшукова А.В. Химия. 11 кл. Базовый уровень: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2005.
4.Габриелян О.С. Химия: Учебное пособие для 11 кл. сред. шк. – М.: Блик плюс, 2000.
5.Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 кл.: Методическое пособие. М.: Дрофа, 2002-2004.
6.Габриелян О.С., Лысова Г.Г.,Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия 11 кл.: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2003-2004.
7.Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл. – М.: Дрофа, 2003.
8.Химия. 11 кл.: Контрольные и проверочные работык учебнику О.С. Габриеляна, Г.Г. Лысовой «Химия. 11» /О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2004.
9.Габриелян О.С. Методическое пособие для учителя. Химия. 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2001. |
|
|