Главная страница

Калач Анжела Владимировна



Скачать 25.32 Kb.
НазваниеКалач Анжела Владимировна
Дата06.03.2016
Размер25.32 Kb.
ТипДокументы

Калач Анжела Владимировна

МБОУ СОШ № 3, ЯНАО, г. Ноябрьск

[email protected]

Применение технологии проблемного обучения на уроках химии

Столкнувшись с проблемой неуспеваемости учащихся при изучении химии, я решила, что наиболее удачным приемом подачи материала является проблемное обучение.

Проблемные вопросы при постановке химического эксперимента заставляют учащихся строить гипотезы, разрешать теоретические вопросы, делать правильные выводы, прогнозировать свойства веществ. Ясность и четкость цели, конкретность проблемной ситуации мобилизует внимание учащихся, а внимание активизирует мышление.

Наиболее эффективны следующие три способа проблемного обучения: проблемное изложение, поисковая беседа, самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся.

Для построения процесса проблемного обучения требуется создание соответствующих проблемных ситуаций, а это:

1. Проблемные ситуации возникают тогда, когда учащиеся сталкиваются с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. Учащиеся часто сталкиваются с фактом недостаточности знаний, умений и навыков для решения практической задачи. Осознание этого факта учащимися возбуждает познавательный интерес и стимулирует поиск новых знаний.

2. Проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.

3. Проблемная ситуация возникает тогда, когда имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования. 4. Проблемные ситуации возникают, если учащиеся не знают способа решения поставленной задачи, т.е. в случае осознания учащимися недостаточности прежних знаний для объяснения нового факта.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Технологическая схема проблемного обучения такова: я создаю проблемную ситуацию, направляю учащихся на её решение, организую поиск решения и применение полученных знаний в решении практических задач.

При реализации проблемного обучения я стараюсь строить взаимоотношения с классом так, чтобы учащиеся могли проявлять инициативу, высказывать все предположения, даже неправильные, но их во время дискуссии опровергнут другие участники.

Так, например, при изучении непредельных углеводородов ряда этилена (10 класс) возникают следующие проблемные ситуации: а) Молекулярный состав этилена приводит к противоречию с валентностью элементов – С2Н4 (С-валентность II , водород – I), но углерод в органических соединениях всегда четырёхвалентен. Какова же структурная формула этилена? б) От чего зависит химическая активность алкенов? в) Как пойдет присоединение хлороводорода к гомологам этилена несимметричного строения, например к пропилену?

Для того, чтобы отыскать учебную проблему, необходимо проанализировать содержание, т.е. выделить элементы содержания и связи между ними. Например, при изучении химических свойств аммиака возможна постановка проблемных вопросов: а) Аммиак активно соединяется с водой и кислотами. Нет ли здесь ошибки? За счёт чего аммиак может вступать в реакции присоединения, если все валентные электроны использованы на связи, а атомы азота и водорода устойчивые конфигурации? б) За счет каких дополнительных резервов молекулы аммиака увеличивают свои валентные возможности?

Таким образом, этап создания на уроке проблемной ситуации требует от учителя большого мастерства. Обучающийся ставится в позицию субъекта обучения и, как результат, у него образуются новые знания.