Главная страница

Программа факультативного курса «Основы проектной деятельности» Рабочая программа Составитель: учитель начальных классов



НазваниеПрограмма факультативного курса «Основы проектной деятельности» Рабочая программа Составитель: учитель начальных классов
Дата27.08.2016
Размер82.8 Kb.
ТипПрограмма


Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 159»

с углублённым изучением математики, физики

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №159

____________Т.В.Горбачёва

« »____________ 2011г.
Программа факультативного курса

« Основы проектной деятельности»

Рабочая программа

Составитель:

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Банникова Н.А.

Новосибирск – 2011


Содержание

1. Пояснительная записка

2.Планируемые результаты

3.Порядок действий в работе с проектами

4.Примеры проектов в рамках курсов общеобразовательных дисциплин

5. Используемая литература
6. Календарно-тематическое планирование на 2011-2012 учебный год.
Пояснительная записка

В комплекте учебников «Школа России» проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Уже здесь дети делают первые шаги по проектной деятельности, так как по мере освоения работы над проектами во внеурочное время в более старших классах проектная деятельность может использоваться как одна из форм учебной деятельности. 34 часа в год.

Цель:

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

  • воспитание целеустремленности и настойчивости;

  • формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

  • формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

  • формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)

Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • моделирующая деятельность;

  • поисковая деятельность;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;


Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;

• с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.

Формы контроля: защита выполненных проектов, конкурсы выполненных работ.

Особенности организации проектной деятельности.

I. Двухкомпонентная организация проектной деятельности

Работа над темой и работа над проектами.

Компонент 1. Узнаём. Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются найденными знаниями.

Компонент 2. Делаем. Дети работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования), имеющими какое-либо отношение к теме.
По завершении представляют готовые проекты.

II. Сочетание общей дисциплины и свободы выбора.

Дисциплина: одна тема на всех, общее время перехода от работы над темой к работе над проектами, общее начало работы над новой темой.

Свобода выбора: свободный выбор своей индивидуальной темы (в рамках общей темы), свободный выбор проектов.

Проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы:

1)сбор сведений по теме проектной деятельности;

2)работа над самими проектами.

2.Планируемые результаты.

Что дает работа над проектом?

  • дети беседуют с родителями, родными, соседями, знакомыми, учителями;

  • приносят в класс литературу, анализируют статьи;

  • делают вырезки и группируют их по тематическим блокам;

  • посещают местные предприятия;

  • совершают учебные экскурсии;

  • посещают музеи и другие учреждения культуры;

  • занимаются краеведческой работой

На основе полученной информации:

  • составляют списки, отчеты;

  • выпускают разовые или периодические бюллетени;

  • выступают перед учениками своего класса или школы;

  • пишут рефераты;

  • пишут заметки в школьные газеты;

  • фотографируют.

Участвуя в проектной деятельности, ученики смогут научиться:

  • Расширять кругозор в интересующих их областях знаний

  • Находить источник информации;

  • Извлекать информацию, относящуюся к теме;

  • Планировать работу над проектами;

  • Сотрудничать друг с другом;

  • Доводить начатое дело до конца

3.Порядок действий в работе с проектами

Выбор общей темы

  • Осуществляется учителем

  • Основания для выбора темы:

    • персональное отношение учителя к теме,

    • широта темы – число возможных направлений сбора сведений по теме,

    • возможность сбора сведений по теме не только из книг, но из экскурсий в музеи, на природу или на работу к кому-то из родителей


Результат- выбранная тема

Выбор своей индивидуальной темы

  • Начинается со знакомства и рекламы темы (уже выбранной учителем)

  • Выполняется в школе на одном из уроков или во время классного часа

  • Учитель предлагает детям заманчивую россыпь направлений знакомства с темой – на любой вкус

  • Дети выбирают направление или по аналогии предлагают своё, или откладывают свой выбор на завтра

Результат- выбранные детьми направления сбора сведений (подтемы)
Сбор сведений (поиск информации)

  • Проводится в основном дома (возможно, в школе во внеурочное время)

  • Проводится при активном участии родителей

  • По возможности сведения собираются из наблюдений на экскурсиях (на природу, на предприятия, в музеи и т.д.)

  • По времени занимает 1-2 недели

Результат - найденные сведения
Завершение работы над темой

  • Из найденных сведений каждый ребёнок выделяет самое важное и с помощью родителей заносит избранные сведения на лист единого формата (А4)

  • На первом этапе этот лист делают родители, потому что задача – не самовыражение ребёнка, а возможность других детей познакомиться с результатами поиска школьником новых сведений

  • Оформление: крупный чёткий шрифт, плотная бумага, желательны иллюстрации и простые схемы

Результат - собранные из отдельных листов и хранящиеся в открытом доступе картотека или альбом с оглавлением, созданным учителем или родителями
Выбор проектов

  • Начинается с обзора учителем возможных проектов (поделки, мероприятия, исследования)

  • Выполняется в школе на одном из уроков или во время классного часа

  • Дети выбирают проект или по аналогии предлагают свои, или откладывают свой выбор на завтра

  • Если проект групповой, то определяются группы участников

Результат - выбранные детьми проекты



  • Реализация проектов

  • Проводится в основном дома (возможно, в школе во внеурочное время)

  • Проводится при активном участии родителей

  • По времени занимает 2-3 недели

Результат - выполненные проекты
Представление результатов

  • Проводится при активном участии родителей в школе во внеурочное время

  • Проводятся мероприятия, представляются поделки и экспозиции, защищаются (представляются) исследовательские проекты

  • Все мероприятия, презентации и защиты фотографируются

Результат- завершённые проекты, заполненные несколько страниц альбома истории жизни класса


4. Содержание курса. Предлагаемые темы проектов.



1-й класс 32 ч.
“Одежда”

“Растения”

“Люди и их занятия”

“Любимое число”

“Симметрия”

“Алфавит”

“Загадки, считалки, скороговорки”

“Сказки”

“Русский язык – твой помощник”

“Народное искусство”

“Дизайн в нашей жизни”

“Звук и цвет”

“Полёт над музыкальным миром”

“Глина – незаменимый помощник наших предков”
“Волшебное оригами”

2-й класс 34 часа.
Наша школа

Наша безопасность

Краски осени

План классного уголка

Наши имена

Наш дом

Такие разные ёлочки

Птицы зимой

Витамины для всех

Сувенир в подарок

Интересно о русском языке

Кто такой ПИНОККИО?

Откуда пришли комнатные растения

День моей фамилии

Праздники в России




3-й класс. 34 часа.
“Освоение воздушного пространства человеком”

“Сохраним мир живой природы”

“Физкультура и спорт”

“Мой родной край”

“Измерение времени”

“Что такое масса”

“Народные сказки”

“Басни”

“Проводники наших мыслей и чувств”

“Строим слова и предложения”


4-й класс. 34 часа.
“Длина и её измерение”

“Геометрические фигуры”

“Используем средства языка при общении”

“Язык мой – друг мой”

“Авторские сказки”

“Моя Родина”

“Изучай и знай природу своего края”

“Сохраним чистоту рек и озер нашей Родины”

“Культурное наследие Древней Руси”

“Город и горожане 19 века”



Используемая литература

  • Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

  • Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005.

  • Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.

  • Цирулик Н.А. Работаем по методу проектов // Практика образования. 2006. № 4.