Главная страница

Программа «химия» 9-й класс



Скачать 440.88 Kb.
НазваниеПрограмма «химия» 9-й класс
страница2/4
Е.Е. Минченкова
Дата05.04.2016
Размер440.88 Kb.
ТипПрограмма
1   2   3   4
Тема 4. Химические свойства металлов (11 ч)

Положение металлических элементов в периодической системе. Общие черты и различия в строении атомов металлов. Общие химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.

Сплавы металлов, сплавы металлов с неметаллами.
Металлы главной подгруппы I группы периодической системы

Строение атомов элементов, степени окисления, проявляемые атомами этих элементов в соединениях. Физические свойства щелочных металлов.

Химические свойства простых веществ: взаимодействие с кислородом, галогенами, водой, кислотами.

Применение щелочных металлов и их соединений. Карбонат и гидрокарбонат натрия.

Металлы главной подгруппы II группы периодической системы

Строение атомов, степени окисления, проявляемые атомами этих элементов в соединениях. Физические свойства щелочно-земельных металлов.

Химические свойства простых веществ: взаимодействие с кислородом, галогенами, водой, кислотами.

Соединения кальция в природе. Превращения карбонатов и гидрокарбонатов кальция в природе. (Жесткость воды и способы ее устранения.)

Применение щелочно-земельных металлов и их соединений.

Металлы главной подгруппы III группы периодической системы (на примере алюминия)

Строение атома алюминия, степени окисления, проявляемые атомами алюминия в соединениях. Физические свойства алюминия.

Химические свойства: взаимодействие с кислородом, галогенами, водой и кислотами. Взаимодействие алюминия со щелочами. Амфотерные свойства оксида и гидроксида алюминия.

Применение алюминия и его соединений.

Металлы побочных подгрупп периодической системы (на примере железа)

Положение элемента железа в периодической системе. Строение атома железа, возможные степени окисления атома железа в соединениях. Физические свойства железа.

Химические свойства железа: взаимодействие с кислородом, галогенами, водой и кислотами. Свойства оксидов и гидроксидов железа со степенями окисления атома +2 и +3.

Применение железа и его сплавов.

Химические реакции, лежащие в основе производства чугуна и стали.

Расчетные задачи. 6. Расчет массы (объема, количества вещества) продуктов реакции по данным об исходных веществах, одно из которых взято в избытке.

Демонстрации. 1. Образцы щелочных и щелочно-земельных металлов и алюминия. Образцы сплавов металлов и металлов с неметаллами (латунь, дюралюминий, чугун, сталь). 2. Взаимодействие щелочных и щелочно-земельных металлов с кислородом и хлором. 3. Взаимодействие щелочных, щелочно-земельных металлов и алюминия с соляной кислотой 4. Взаимодействие натрия, магния и алюминия с водой. 5. Взаимодействие алюминия со щелочью 6. Взаимодействие железа с кислородом и хлором. 7. Получение гидроксидов железа (II и III). 8. Взаимодействие меди с концентрированной серной или азотной кислотами.

Лабораторные опыты. 21. Взаимодействие цинка, железа и меди с раствором соляной кислоты. 22. Взаимодействие цинка, железа и меди с растворами солей. 23. Амфотерные свойства гидроксида цинка.

Практическое занятие. 2. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы» (1ч).
Тема 5. Неметаллы (13 ч)

Положение элементов неметаллов в периодической системе. Общие черты в строении их атомов. Электроотрицательность неметаллов. Общее в химических свойствах неметаллов.

Неметаллы главной подгруппы VII группы периодической системы

Строение внешней электронной оболочки галогенов. Галогены-окислители.

Хлор. Возможные степени окисления, проявляемые атомами хлора в соединениях. Химические свойства хлора. Взаимодействие хлора с водородом. Качественная реакция на галогенид-ионы. Краткие сведения о броме и йоде. Применение галогенов в народном хозяйстве.

Неметаллы главной подгруппы VI группы периодической системы

Строение внешних электронных оболочек атомов элементов VI группы главной подгруппы.

Кислород, сера. Аллотропия кислорода и серы. Возможные степени окисления, проявляемые атомами этих элементов в соединениях.

Химические свойства кислорода и серы. Взаимодействие кислорода и серы с водородом и металлами. Взаимодействие кислорода с серой. Сера как окислитель и восстановитель.

Серная кислота и ее соли. Кислые и средние соли серной кислоты. Качественная реакция на соли серной кислоты. Применение серной кислоты и ее солей в народном хозяйстве.

Промышленное получение серной кислоты.

Неметаллы главной подгруппы V группы периодической системы

Строение внешних электронных оболочек атомов элементов V группы главной подгруппы.

Азот. Возможные степени окисления атомов азота в соединениях. Химические свойства азота: взаимодействие с водородом, кислородом и металлами.

Аммиак, его строение, свойства, применение и получение. Соли аммония, их состав, взаимодействие со щелочами. Качественная реакция на ион аммония.

Азотная кислота. Окислительные свойства азотной кислоты. Применение азотной кислоты и ее солей.

Краткие сведение о фосфоре. Оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота. Фосфорные удобрения.

Неметаллы главной подгруппы IV группы периодической системы

Строение внешних электронных оболочек атомов элементов IV группы главной подгруппы.

Углерод. Аллотропия углерода. Возможные степени окисления атомов углерода в соединениях. Углерод — окислитель и восстановитель.

Химические свойства: взаимодействие с кислородом и водородом. Оксиды углерода (II) и (IV). Свойства оксидов углерода и их применение. Угольная кислота, карбонаты и гидрокарбонаты, их применение. Качественная реакция на карбонат-ион.

Краткие сведения о кремнии. Оксид кремния (IV), кремниевая кислота, силикаты.

Демонстрации. 1. Образцы простых веществ — неметаллов: галогенов, кислорода и серы, азота и фосфора, угля и кремния. 2. Взаимодействие хлора с натрием и железом. 3. Сравнение окислительных свойств галогенов — вытеснение хлором брома и йода из их соединений. 4. Взаимодействие кислорода с металлами и серой. 5. Взаимодействие серы с железом или цинком и водородом. 6. Взаимодействие разбавленного раствора азотной кислоты с медью. 7. Образцы азотных и фосфорных удобрений. 8. Восстановление оксида меди углеродом.

Лабораторные опыты. 24. Качественные реакции на галогенид-ионы. 25. Окисление йодид- и бромид-ионов хлором. 26. Окисление сульфид-ионов хлором. 27. Качественная реакция на сульфид-ион. 28. Взаимодействие растворов серной кислоты и хлорида бария. 29. Качественная реакция на сульфат-ион. 30. Изменение окраски индикаторов в водном растворе аммиака. 31. Изменение окраски индикаторов в водном растворе азотной кислоты. 32. Нейтрализация раствора азотной кислоты щелочью. 33. Взаимодействие оксида меди (II) с раствором азотной кислоты. 34. Адсорбция активированным углем растворенных веществ. 35. Получение карбоната кальция и превращение его в гидрокарбонат. 36. Изучение свойств жесткой воды.

Практические занятия. 3. Получение аммиака и изучение его свойств (1 ч).

4. Решение экспериментальных задач по темам «Металлы» и «Неметаллы» (1 ч).
Тема 6. Органические вещества (10 ч)

Органические вещества, особенности их строения.

Углеводороды. Предельные углеводороды. Метан, этан, пропан, бутан, их состав, строение, физические и химические свойства.

Непредельные углеводороды. Этилен и ацетилен. Состав, строение, физические и общие химические свойства.

Ароматические углеводороды на примере бензола. Строение бензола: бензольное кольцо. Бромирование бензола, реакция замещения.

Углеводороды в природе. Природный газ, нефть, уголь.

Кислородсодержащие органические соединения — спирты и карбоновые кислоты. Состав спиртов и карбоновых кислот. Общие физические и химические свойства. Реакция этерификации.

Биологически важные органические вещества: жиры, углеводы и белки.

Демонстрации. 1. Взрыв метана с кислородом. 2. Взаимодействие этилена и ацетилена с бромной водой. 3. Взаимодействие бензола с бромной водой и бромом. 4. Взаимодействие этилового спирта с натрием. 5. Опыты, иллюстрирующие кислотные свойства уксусной кислоты. 6. Горение сахара.

Лабораторные опыты. 37. Изучение растворимости нефти в воде. 38. Составление шаростержневой модели молекулы муравьиной кислоты. 39. Взаимодействие магния с раствором уксусной кислоты. 40. Изменение окраски индикаторов в растворе уксусной кислоты. 41. Изучение действия этанола на растворы индикаторов. 42. Изучение растворимости сахарозы в воде. 43. Взаимодействие крахмала с йодом и изменение окраски продуктов реакции при нагревании и охлаждении.
Заключение (3 ч)

Обобщение сведений о неорганических и органических веществах, их составе, строении, свойствах. Связи между составом вещества, его строением и свойствами. Периодический закон Д.И.Менделеева и теория строения атомов как основа систематизации знаний о химических элементах и веществах. Виды химических связей в неорганических и органических веществах. Материальное единство неорганических и органических веществ.

Знание законов химии позволяет управлять химическими превращениями веществ.

Развитие химической науки служит интересам общества и призвано способствовать решению проблем, стоящих перед человечеством.
Требования к результатамобучения выпускников основной школы

1. Требования к химическим знаниям и практическим умениям

После изучения курса химии учащиеся должны уметь:

  1. называть химические элементы и характеризовать их на основе положения в периодической системе;

  2. определять по формулам состав неорганических и органических веществ, указывать валентности атомов химических элементов или степени их окисления;

  3. разъяснять смысл химических формул и уравнений;

  4. формулировать периодический закон, объяснять структуру и основные закономерности периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева, раскрывать значение периодического закона;

  5. объяснять строение веществ; указывать частицы, составляющие атом, молекулу; ионные соединения;

  6. изображать электронные формулы атомов химических элементов № 1-20;

  7. разъяснять физический смысл номера группы и периода, а также порядкового номера химического элемента;

  8. характеризовать химические элементы первых трех периодов по положению их в периодической системе и строению атомов: определять состав атомных ядер, строение электронных оболочек атомов;

  9. составлять формулы высших оксидов химических элементов и соответствующих им оснований, кислот, водородных соединений;

  10. объяснять процесс образования различных видов химических связей;

  11. изображать графические формулы молекулярных соединений и формулы ионных соединений;

  12. объяснять изученные закономерности — постоянство состава веществ и сохранение массы при химических реакциях;

  13. перечислять признаки и условия протекания химических реакций;

  14. составлять уравнения химических реакций, подтверждающие химические свойства неорганических веществ и отражающие связи между классами соединений;

  15. составлять уравнения реакций в молекулярном, полном и кратком ионном видах;

  16. определять (по химическим уравнениям) принадлежность реакций к изученным типам (соединения, разложения, замещения, обмена, экзо- и эндотермическим и окислительно-восстановительным реакциям);

  17. составлять уравнения химических реакций изученных типов, применять понятия «окисление» и «восстановление» для характеристики химических свойств веществ;

  18. составлять уравнения диссоциации в воде оснований, кислот и солей, знать обратимый характер этого процесса;

  19. определять с помощью качественных реакций хлорид-, сульфат- и карбонат-ионы в растворе;

  20. указывать положение металлических элементов в периодической системе элементов, их общие физические свойства и способы получения — восстановление водородом, оксидом углерода(II), углем, а также алюминием;

  21. указывать области нахождения в природе, химические свойства и практическое использование щелочных, щелочно-земельных металлов, а также алюминия и железа;

  22. раскрывать химические процессы, лежащие в основе промышленного получения железа;

  23. характеризовать условия и способы предупреждения коррозии металлов;

  24. раскрывать положение неметаллических элементов в периодической системе элементов, их физические свойства;

  25. указывать области нахождения в природе, химические свойства галогенов, халькогенов, элементов V и IV групп главных, подгрупп периодической системы, а также их применение;

  26. определять по составу (по химическим формулам) принадлежность веществ к изученным классам неорганических и органических соединений;

  27. решать задачи обозначенных в программе типов;

  28. характеризовать строение изученных органических соединений, важнейшие функциональные группы органических соединений;

  29. составлять графические формулы органических веществ изученных классов;

  30. составлять уравнения химических реакций, подтверждающие свойства изученных органических веществ, раскрывать генетические связи между ними, важнейшие способы получения, объяснять свойства веществ на основе их строения;

  31. характеризовать изученные химические реакции между органическими веществами;

  32. раскрывать строение, свойства и практическое значение изученных органических веществ;

  33. выполнять обозначенные в программе эксперименты, распознавать неорганические и органические вещества по соответствующим признакам;

  34. соблюдать правила безопасной работы в химической лаборатории;

  35. выполнять несложные опыты по получению и собиранию кислорода, водорода, оксида углерода (IV);

  36. осуществлять нагревание, отстаивание, фильтрование и выпаривание.

2. Требования к развитию учащихся

После изучения курса учащиеся должны уметь:

  1. определять и разъяснять смысл изученных понятий и законов;

  2. сравнивать состав и свойства изученных веществ;

  3. высказывать суждения о свойствах веществ на основе их состава и о строении веществ по их свойствам;

  4. на основе изученных законов и теорий устанавливать причинно-следственные связи между строением, свойствами и применением веществ, делать выводы и обобщения;

  5. ставить задачи проведения химического эксперимента, фиксировать и интерпретировать его результаты;

  6. на основе изученных теоретических положений высказывать предположения (гипотезы) о возможных результатах эксперимента;

  7. связно и доказательно излагать учебный материал, как в устной, так и в письменной форме;

  8. находить нужную информацию химического содержания с помощью оглавления и предметно-именного указателя учебника, традиционного библиотечного и/или электронного каталогов;

  9. вычленять главное содержание в несложных химических текстах, составлять их план и тезисы.

3. Требования к воспитанию учащихся

После изучения курса учащиеся должны:

  1. раскрывать идею материального единства химических элементов, неорганических и органических веществ;

  2. уметь разъяснять на примерах причины многообразия неорганических и органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением и свойствами веществ;

  3. показывать на примерах развитие познания от явления ко все более глубокой сущности (например, от атомно-молекулярного учения к теории строения атома);

  4. понимать зависимость истинности знаний об окружающем мире от уровня развития науки;

  5. на конкретных примерах раскрывать роль химии в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством: энергетической, продовольственной, экологической;

  6. на основе полученных на уроках теоретических знаний аргументированно отстаивать собственную позицию по отношению к сообщениям СМИ с химическим содержанием.

Критерии оценки учебной деятельности по химии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования химической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Исходя из поставленных целей, учитывается:

  • Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.

  • Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.

  • Самостоятельность ответа.

  • Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.


Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых химических явлений;

  9. При решении задач сделаны второстепенные ошибки.



Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание химической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области химии;

  10. Скудны химические представления, преобладают формалистические знания;

  11. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает химические связи.


Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;

  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.


Оценка качества выполнения

практических работ по химии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата.

Использованы указанные учителем источники знаний, включая таблицы из учебника. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе.
Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.


1   2   3   4