Главная страница

Программа курса по выбору для обучающихся 10 классов (34 часа) Бударина Евгения Николаевна, учитель биологии (соответствие занимаемой должности)



НазваниеПрограмма курса по выбору для обучающихся 10 классов (34 часа) Бударина Евгения Николаевна, учитель биологии (соответствие занимаемой должности)
страница2/4
Дата18.04.2016
Размер0.59 Mb.
ТипПрограмма курса
1   2   3   4

Содержание курса:

Общее количество часов – 34.

Тема № 1: Введение (3 часа).

Введение в генетику. Античные и средневековые представления о наследственности. Зарождение и развитие молекулярной генетики. Методы генетики.

Контрольная работа № 1 (входной контроль).

Тема № 2: Молекулярная генетика (4 часа).

Практическая работа № 1: решение задач по молекулярной генетике (4 часа).

Тема № 3: Классическая генетика (19 часов).

Практическая работа № 2. “Решение задач на законы Г. Менделя” (4 часа).

Практическая работа № 3 “Решение задач на сцепленное наследование генов” (4 часа).

Практическая работа № 4 “Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом” (4 часа).

Практическая работа № 5 “Решение задач на взаимодействие неаллельных генов: комплементарность, эпистаз, полимерия” (3 часа).

Практическая работа № 6 “Решение задач по теме: Плейотропия. Пенетрантность” (2 часа).

Тема № 4 Популяционная генетика (4 часа).

Практическая работа № 7 “Решение задач по теме: Генетика популяций” (3 часа).

Тема № 5 Заключение (4 часа).

Практическая работа № 8 “Решение задач на смешанную тематику” (3 часа).

Контрольная работа № 2 “Решение генетических задач” (1 час).

Календарно – тематическое планирование

Номер, тип урока


Дата

(план)

Дата

(факт)

Тема занятия

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Демонстрации и опыты

Домашнее задание

ИКТ,

видео

Тема 1. Введение в генетику (3 часа)

1, урок обобщения и систематизации знаний

2.09




Основные понятия генетики.

Ген, генотип, гибрид, аллельные гены. Гетерозигота, гомозигота, доминантный, рецессивный признаки, решётка Пиннета.

Правила оформления и условные обозначения генетических задач.

Называть основные понятия и термины генетики.

Давать определения ген, аллельные гены, генотип, гибрид.

Приводить примеры значения знаний о закономерностях наследования признаков.

Объяснять роль генетики в жизни современного человека.

Схема решения задачи по генетике.

Конспект в тетради.

Видеоф.

2, комбинированный урок

5.09




Из истории развития генетики.

Представления учёных античности о наследственности и изменчивости. Роль Грегора Иоганна Менделя. Вклад генетики в учение об эволюции.

Гибридологический, цитогенетический, биохимический, онтогенетический, популяционный и генеологический методы науки.


Объяснять значение работ Аристотеля, Лукреция Кара и Галена в развитии учения об изменчивости и наследственности.

Раскрывать роль и вклад Г.И.Менделя как основоположника современной генетики.

Объяснять роль генетики в развитии эволюционного учения.

Называть основные методы исследования генетики.

Давать определение генная инженерия, генеология, цитогенетика.

Объяснять роль каждого из методов при решении генетических задач.

Приводить примеры использования конкретных методов при решении задач.

Схема гипотезы чистоты гамет, моногибридного и полигибридного скрещиваний.

Конспект в тетради.

Презент.

3, урок первичного контроля знаний

12.09




Контрольная работа № 1.

Контроль первичных знаний учащихся.

Давать определение основным терминам.

Уметь решать простейшие генетические задачи.

Правильно оформлять решение генетической задачи с использованием условных сокращений и схемы скрещивания.










Тема 2. Молекулярная генетика (4 часа)

4, урок изучения и первичного закрепления новых знаний

19.09




ДНК – матрица для синтеза белков.

Ген, репликация, полуконсервативный механизм копирования, репликативная вилка, репликон, ДНК-полимераза, информационная РНК (иРНК), биосинтез белка, транскрипция, промотор, скриптон (оперон), терминатор.

Основная функция ДНК — хранение и передача наследственной информации.

Биологическое значение синтеза белков.

Образование иРНК на матрице ДНК. Транскрипция. Роль ферментов в процессе транскрипции.

Называть основные структуры, участвующие в процессе транскрипции.

Давать определения по теме урока; Описывать процесс образования иРНК на матрице ДНК.

Уметь определять последовательность нуклеотидов в ДНК, иРНК, составлять цепочки нуклеиновых кислот.

Работать с различными источниками информации.

Уметь решать задачи по молекулярной генетике.


Модель ДНК,

Схемы репликации и транскрипции.

Конспект в тетради.

Видеоф.

5, урок изучения и первичного закрепления новых знаний


26.09




Генетический код и его свойства.

Ген, генетическая информация, матричный синтез. Генетический код и его свойства: триплетность, однозначность, вырожденность, избыточность, универсальность, неперекрываемость, непрерывность. Полирибосома. Антикодон. Рибосома. Трансляция - инициация, элонгация, терминация.

Давать определение ключевым понятиям. Характеризовать роль генетического кода. Указывать основные особенности генетического кода.

Называть основные этапы биосинтеза. Описывать основные этапы биосинтеза. Объяснять механизмы прохождения этапов биосинтеза.

Прогнозировать последствия нарушения биосинтеза.

Уметь решать задачи по молекулярной генетике.

Модель ДНК. Схема биосинтеза белка и трансляции.

Конспект в тетради.

Презент.

6, комбинированный урок

3.10.




Решение задач по молекулярной генетике.

Ген, генетическая информация, матричный синтез. Генетический код. Принцип комплементарнрсти в

ДНК и РНК.

Называть структурные участки гена.

Определять понятия по теме урока.

Работать с




Задачи в тетради.







различными информационными ресурсами.

Уметь решать задачи по молекулярной генетике.










7, урок закрепления и обобщения знаний


10.10




Практическая работа № 1 «Решение задач по молекулярной генетике».

Ген, генетическая информация, матричный синтез. Генетический код. Принцип комплементарнрсти в ДНК и РНК.

Называть структурные участки гена.

Определять понятия по теме урока.

Работать с различными информационными ресурсами.

Уметь решать задачи по молекулярной генетике.




Задачи в тетради.




Тема 3. Классическая генетика (19 часов)

8, урок обобщения и систематизации знаний

17.10




Первый закон Менделя.

Аллельные гены. Гомозигота. Гетерозигота. Доминантный признак Моногибридное скрещивание Рецессивный признак. Анализирующее скрещивание. Цитологические основы генетических законов. Закономерности наследования, установленные Менделем. Соотношение фенотипов при анализирующем скрещивании: 1:1. Промежуточный характер
наследования.

Воспроизводить формулировку правила единообразия.

Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания.

Определять понятия по теме урока.
Описывать сущность гипотезы чистоты гамет, анализирующего
скрещивания. Объяснять законы Менделя на основе гипотезы чистоты гамет.

Решать задачи на законы Менделя.



Результаты скрещиваний, иллюстрирующих правило единообразия гибридов первого поколения.

Задачи в тетради.

Видеоф.

9, урок обобщения и систематизации знаний


24.10




Закон расщепления (второй закон Менделя)

Закономерности наследования, установленные Менделем. Соотношение фенотипов при моногибридном скрещивании – 3:1 по фенотипу и 1:2:1 по генотипу.

Следствие, вытекающее из закона расщепления.

Статистический характер закона расщепления.

Промежуточный характер наследования.

Анализирующее скрещивание.

Воспроизводить формулировку правила расщепления.

Называть следствие, вытекающее из закона расщепления;

Объяснять законы Менделя на основе гипотезы чистоты гамет, статистический характер расщепления.

Решать задачи на законы Менделя.

Результаты скрещиваний, иллюстрирующих второй закон Менделя.


Задачи в тетради.


Видеоф.

.

10, урок обобщения и систематизации знаний

7.11




Правило независимого комбинирования признаков.

Аллельные гены Гомозигота. Гетерозигота Доминантный признак. Дигибридное скрещивание Рецессивный признак Условия проявления закона независимого наследования.

Соотношение генотипов и фенотипов при проявлении закона независимого наследования: 9:3:3:1. Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании. Закон независимого наследования или независимого комбинирования признаков.

Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания.

Формулировать закон независимого наследования.

Называть условия закона независимого наследования.

Составлять схему дигибридного скрещивания.

Решать задачи на законы Менделя.

Результаты скрещиваний, иллюстрирующих третий закон Менделя.


Задачи в тетради.

Видеоф.

11, урок закрепления и обобщения знаний


14.11




Практическая работа № 2 «Решение задач на законы Менделя».

Аллельные гены Гомозигота. Гетерозигота Доминантный признак. Дигибридное скрещивание Рецессивный признак

Закономерности наследования, установленные Менделем. Законы доминирования и расщепления.

Закон независимого комбинирования признаков.

Составлять схемы моногибридного и дигибридного скрещивания.

Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания.

Решать задачи на законы Менделя.




Задачи в тетради.




12, комбинированный

21.11




Сцепленное наследование, или закон Моргана.

Группа сцепления. Генетические карты. Сцепленное наследование генов. Закон Т.Моргана. Основные положения хромосомной теории наследственности..

Давать определение ключевым понятиям.

Формулировать закон сцепленного наследования.

Объяснять сущность сцепленного наследования; причины нарушения сцепления.


Результаты скрещиваний, иллюстрирующих закон Моргана.

Конспект в тетради.

Видеоф.

13, комбинированный

28.11




Полное сцепление признаков.

Группа сцепления. Генетические карты. Сцепленное наследование генов. Закон Т.Моргана. Основные положения хромосомной теории наследственности.

Давать определение ключевым понятиям.

Формулировать закон сцепленного наследования.

Объяснять сущность сцепленного наследования; причины нарушения сцепления.




Конспект в тетради.

Видеоф..

14, урок изучения и первичного закрепления новых знаний


5.12




Неполное сцепление (кроссинговер)

Неполное сцепление. Кроссинговер.

Биологическое значение кроссинговера.



Описывать сущность явления перекреста хромосом.

Выполнять схематические изображения кроссинговера хромосом.

Находить % кроссинговера и расстояние между генами.

Определять число кроссоверных гамет и соотношение особей в потомстве.

Объяснять причины нарушения сцепления; биологическое значение перекреста хромосом, роль кроссинговера в обеспечении наследственной изменчивости организмов.

Схема профазы мейоза I.

Задачи в тетради.

Презент.

15, урок закрепления и обобщения знаний


12.12




Практическая работа № 3 «Решение задач на сцепленное наследование».

Группа сцепления. Генетические карты. Сцепленное наследование генов. Неполное сцепление. Кроссинговер.

Основные положения хромосомной теории наследственности.

Объяснять сущность сцепленного наследования; причины нарушения сцепления

Выполнять схематические изображения кроссинговера хромосом.

Находить % кроссинговера и расстояние между генами.

Определять число кроссоверных гамет и соотношение особей в потомстве.

Решать задачи на сцепленное наследование и кроссинговер.




Задачи в тетради.




16, урок изучения и первичного закрепления новых знаний


19.12




Хромосомное определение пола.

Аутосомы, половые (X - и У - ) хромосомы, гомогаметный пол, гетерогаметный пол, интерсексуальность, интерсексы, гермафродитизм, гермафродиты. Краткая характеристика работ Т. Моргана в области механизма определения пола у животных.

Особенности хромосомных наборов самцов и самок раздельнополых животных.

Хромосомный механизм определения пола у человека. Типы определения пола.

Называть типы определения пола и иллюстрировать их примерами.

Давать определения по теме урока.

Раскрывать вклад Т. Моргана в развитие знаний о механизме определения пола.

Выделять особенности половых хромосом у животных и человека.

Объяснять практическое значение хромосомной теории.

Половые хромосомы, гомогаметный и гетерогаметный пол.

Конспект в тетради.

Презент.

17, комбинированный


26.12





Наследование, сцепленное с полом.


Аутосомы. Гомогаметный пол.

Гетерогаметный пол. Половые хромосомы. Наследование заболеваний, сцепленных с полом.

Сцепленное с полом наследование. Закон сцепленного наследования.

Называть типы хромосом в генотипе; число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы.

Приводить характерные для
человека примеры наследования признаков, сцепленных с полом. Определять понятия по теме урока. Описывать механизм
наследования признаков, сцепленных с полом. Решать задачи на наследование признаков, сцепленных с полом.

Результаты скрещиваний, иллюстрирующих наследование признаков, сцепленных с половыми хромосомами.


Задачи в тетради.


Видеоф.


18, урок закрепления и обобщения знаний


16.01




Практическая работа № 4 «Решение задач на наследование, сцепленное с Х -хромосомой».

Половой хроматин (тельца Барра), гомогаметный пол, гетерогаметный пол.

Выявление наследственных аномалий, связанных с полом, с помощью телец Бара.

Изменение активности одной Х-хромосомы.

Решение задач на наследование признаков и заболеваний (дальтонизм, гемофилия).

Приводить характерные для человека примеры наследования признаков, сцепленных с полом.

Определять понятия по теме урока.

Описывать особенности проявления Х-хромосомы у млекопитающих.

Решать задачи на наследование признаков и заболеваний, сцепленных с полом.

Половые хромосомы, гомогаметный и гетерогаметный пол.

Задачи в тетради.




19, урок закрепления и обобщения знаний


23.01





Практическая работа № 5 «Решение задач на сцепленное с Y- хромосомой наследование».

Гомогаметный пол, гетерогаметный пол. Заболевания, связанные с Y- хромосомой (гипертрихоз, перепончатопалость)

Решение задач на наследование признаков и заболеваний.

Приводить характерные для человека примеры наследования признаков, сцепленных с полом.

Определять понятия по теме урока.

Описывать особенности проявления Y- хромосомы у млекопитающих.

Решать задачи на наследование признаков и заболеваний, сцепленных с полом.

Половые хромосомы, гомогаметный и гетерогаметный пол.

Задачи в тетради.




20, комбинированный

30.01




Взаимодействие генов.

Комплементарные гены, новообразования при скрещивании, эпистатическое взаимодействие генов, полимерные гены, множественное (плейотропное) действие генов.

Влияние полимерных генов на проявление признака.

Плейотропное действие генов.

Называть типы взаимодействия аллельных и неаллельных генов и иллюстрировать их
примерами.

Определять понятия по теме урока.

Описывать
особенности наследования признаков при разных типах взаимодействия генов.

Результаты скрещиваний, демонстрирующих различные типы взаимодействий генов.

Конспект в тетради.

Презент.

21, урок изучения и первичного закрепления новых знаний

6.02




Комплементарность, эпистаз, полимерия. Комплементарность как дополнительное взаимодействие доминантных аллелей.

Наследование формы плода тыквы, окраски цветков душистого горошка, окраски глаз у дрозофил.

Решение задач.

Называть типы взаимодействия неаллельных генов и иллюстрировать их
примерами.

Определять понятия по теме урока.

Описывать
особенности наследования признаков при разных типах взаимодействия генов.

Уметь решать задачи на комплементарное взаимодействие
генов.

Результаты скрещиваний, демонстрирующих комплементар-ность.

Задачи в тетради.

Презент.

22, урок изучения и первичного закрепления новых знаний

13.02




Эпистаз (ингибированное действие).

Доминантный эпистаз (наследование окраски семян у овса, окраски кожи у свиней, кур).

Рецессивный эпистаз (окраска шерсти кошек и мышей).

Решение задач.

Называть типы взаимодействия неаллельных генов и иллюстрировать их
примерами.

Определять понятия по теме урока.

Описывать
особенности наследования признаков при разных типах взаимодействия генов.

Уметь решать задачи на эпистатическое взаимодействие
генов.

Результаты скрещиваний, демонстрирующих доминантный и рецессивный эпистаз.

Задачи в тетради.

Презент.

23, урок изучения и первичного закрепления новых знаний

20.02




Взаимодействие неаллельных генов, влияющих на развитие одного признака - полимерия.

Кумулятивная полимерия – наследование цвета кожи у людей, окрашенность зёрен пшеницы.

Некумулятивная полимерия - оперённость ног у кур, форма стручка у пастушьей сумки.

Решение задач.

Называть типы взаимодействия неаллельных генов и иллюстрировать их
примерами.

Определять понятия по теме урока.

Описывать
особенности наследования признаков при разных типах взаимодействия генов.

Уметь решать задачи на полимерическое взаимодействие
генов.

Результаты скрещиваний, демонстрирующих полимерию – кумулятивную и некумулятивную.

Задачи в тетради.

Презент.

24, урок закрепления и обобщения знаний



27.02




Практическая работа № 6 «Решение задач на взаимодействие неаллельных генов».

Комплементарные гены, новообразования при скрещивании, эпистатическое взаимодействие генов, полимерные гены, множественное (плейотропное) действие генов.

Влияние полимерных генов на проявление признака.

Решение задач.


Называть типы взаимодействия аллельных и неаллельных генов и иллюстрировать их
примерами.

Определять понятия по теме урока.

Описывать
особенности наследования признаков при разных типах взаимодействия генов.

Уметь решать задачи на взаимодействие
генов.

.

Задачи в тетради.




25, урок изучения и первичного закрепления новых знаний

6.03




Явление плейотропии.

Плейотропное действие генов. Пятнистость «арлекин» у догов, крапчатость у такс, глухота у голубоглазых кошек, курчавое оперение у кур.

Называть типы взаимодействия неаллельных генов и иллюстрировать их
примерами.

Определять понятия по теме урока.

Описывать
особенности наследования признаков при разных типах взаимодействия генов.

Результаты скрещиваний, демонстрирующих плейотропию.

Задачи в тетради.

Презент.

26, урок изучения и первичного закрепления новых знаний

13.03




Пенетрантность как вероятность проявления аллеля гена.

Пенетрантность как возможность проявления аллеля.

Полная пенетрантность (гималайская окраска кроликов, окраска цветков примулы).

Неполная пенетрантность («поросячий» хвост у мышей, полидактилия кошек).

Называть типы взаимодействия неаллельных генов и иллюстрировать их
примерами.

Определять понятия по теме урока.

Описывать
особенности пенетрантного наследования признаков.

Результаты скрещиваний, демонстрирующих полную и неполную пенетрантность.

Задачи в тетради.

Презент.

Тема 4. Популяционная генетика (4 часа)

27, урок изучения и первичной систематизации новых знаний



20.03




Частоты аллелей и генотипов.

Доминантный аллель, рецессивный аллель. Частота аллеля, генотипа. Уравнение частот.

Давать определения по теме.

Отличать доминантный аллель от рецессивного.

Использовать уравнение частот для определения частоты доминантного и рецессивного аллелей.




Конспект в тетради.




28, урок изучения и первичного закрепления новых знаний

3.04




Закон Харди – Вайнберга (принцип популяционного равновесия).

Уравнение Харди – Вайнберга.

Условия равновесия Харди – Вайнберга. Статистический характер распределения генотипов.



Формулировать правило равновесия Харди – Вайнберга и условия его соблюдения.

Использовать уравнение для вычислений носителей доминантных и рецессивных аллелей и решения задач по популяционной генетике.

Схема решения задачи с использованием закона Харди – Вайнберга.

Конспект в тетради.

Видеоф.

29, урок систематизации и обобщения знаний

10.04




Следствия из уравнения Харди – Вайнберга.

Преимущество гетерозигот перед гомозиготами. Условия нарушения правила Харди – Вайнберга – неслучайное скрещивание, дрейф генов, генетический груз, поток генов.

Эффект Райта.

Давать определения по теме.

Формулировать следствия уравнения Харди – Вайнберга.

Объяснять роль факторов, вызывающих изменения в популяциях.




Конспект в тетради.

Презент.

30, урок закрепления и обобщения знаний


17.04




Практическая работа № 7 «Решение задач по генетике популяций».

Доминантный аллель, рецессивный аллель. Частота аллеля, генотипа. Уравнение частот.

Уравнение Харди – Вайнберга.

Условия равновесия

Харди – Вайнберга

Формулировать правило равновесия Харди – Вайнберга и условия его соблюдения.

Использовать уравнение для вычислений носителей доминантных и рецессивных аллелей и решения задач по популяционной генетике.




Задачи в тетради.




Тема 5. Заключение (4 часа)

31, урок систематизации и обобщения знаний



24.04




Решение задач повышенной сложности.

Определение типа генетической задачи.

Составление алгоритма решения.

Уметь решать задачи по молекулярной генетике

Использовать знания для решения задач по популяционной генетике.

Уметь решать задачи на взаимодействие
генов и на законы Менделя.\

Решать задачи на наследование признаков и заболеваний, сцепленных с полом.

Решать задачи на сцепленное наследование и кроссинговер.

.

Задачи в тетради.

Презент.

32, урок закрепления и обобщения знаний


8.05




Практическая работа № 8 «Решение задач на смешанную тематику».

Определение типа генетической задачи.

Составление алгоритма решения.

Уметь решать задачи по молекулярной генетике

Использовать знания для решения задач по популяционной генетике.

Уметь решать задачи на взаимодействие
генов и на законы Менделя.\

Решать задачи на наследование признаков и заболеваний, сцепленных с полом.

Решать задачи на сцепленное наследование и кроссинговер.




Задачи в тетради.




33, урок контроля и проверки знаний

15.05




Контрольная работа № 2 «Решение генетических задач»


Определение типа генетической задачи.

Составление алгоритма решения.

Уметь решать задачи по молекулярной генетике

Уметь решать задачи на взаимодействие
генов и на законы Менделя.\

Решать задачи на наследование признаков и заболеваний, сцепленных с полом.

Решать задачи на сцепленное наследование и кроссинговер.

Использовать знания для решения задач по популяционной генетике.

.







34, урок закрепления и обобщения знаний


22.05




Анализ контрольной работы

Определение типа генетической задачи.

Составление алгоритма решения.

Проверка и взаимопроверка оформления и правильности решений разных типов генетических задач.

Решать генетические задачи различных типов.

Уметь пользоваться генетической терминологией и символикой.

Составлять схемы скрещиваний.

Оценивать свою работу и напарника.









1   2   3   4