|
Программа курса по выбору для обучающихся 10 классов (34 часа) Бударина Евгения Николаевна, учитель биологии (соответствие занимаемой должности) Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8 с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ «Средняя школа № 8»)
Утверждено приказом
директора МАОУ «Средняя школа № 8»
от 29.09. 2014 № 1066 Решение генетических задач Программа курса по выбору для обучающихся 10 классов
(34 часа)
Бударина Евгения Николаевна,
учитель биологии (соответствие занимаемой должности) г. Когалым, 2014
Пояснительная записка
Генетика – одна из ведущих наук современной биологии. В курсе общей биологии раздел генетики является наиболее трудным для усвоения и понимания учащимися, причем наибольшую сложность представляет решение задач. Одновременно генетика тесно связана с целым рядом биологических дисциплин, что дает возможность в ходе занятий рассматривать проблемы цитологии и прикладных наук (прежде всего медицины и селекции).
Наконец, элективный курс “Решение генетических задач” не только позволяет привлечь школьников к изучению теории, чтению книг, подготовке сообщений, но и заключает в себе широкие возможности для организации практических работ, для решения разнообразных задач, без чего невозможно достаточно глубокое и творческое усвоение биологии и качественная подготовка к итоговой аттестации.
Основная цель данного курса состоит не в воспроизведении теоретического материал, а в освоении новых приемов логического анализа ситуаций, в исследовании того, как меняется проявление общих законов в зависимости от тех или иных конкретных условий.
Элективный курс “Решение генетических задач” поможет лучшему усвоению практических основ генетики; научит учащихся применять творческий подход к решению задач; умению ориентироваться в нестандартных условиях; лучше подготовиться к сдаче экзамена по биологии. Программа рассчитана на практический результат. Рекомендуемой формой преподавания курса являются практикумы по решению генетических задач повышенного уровня сложности. В школьном курсе задачи по темам “Плейотропия”, “Пенетрантность” и “Популяционная генетика” не решаются. В программе элективного курса рассматриваются задачи разной степени сложности, комбинированные и для самостоятельного решения.
Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 классов и рассчитан на 34 часа.
Цель курса: углубить знания в изучении практических основ генетики; развитие умения использовать эти знания для решения задач по генетике и саморазвития учащихся.
Задачи курса:
Систематизировать и углубить научно-понятийный аппарат, основные биологические положения по данному курсу; Усвоить теоретические и практические основы классической генетики,
Стимулировать творческий подход к решению задач,
Умение ориентироваться в нестандартных условиях.
Расширять биологические знания через исторический обзор в контексте основных этапов становления генетики, изучение персоналий и толкование ряда вопросов;
Углубить знания о происхождении половых различий, детерминации пола и поддержании соотношения полов в популяции;
Показать значение в раскрытии механизма наследования и определения пола цитологических и генетических знаний;
Расширить и углубить знания о гене, мутациях;
Ознакомить с расширенной трактовкой генома как целостной системы взаимодействующих генов;
Познакомить с наследственными заболеваниями человека и их причинами, с различными видами девиантного поло-ролевого поведения и причинами их возникновения;
Сформировать потребность в приобретении новых знаний и способах их получения путём самообразования;
Ожидаемые результаты занятий, которые должны приобрести учащиеся:
- умение пользоваться общебиологическими закономерностями для объяснения с научной позиции вопросов развития жизни на земле;
- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
- решать генетические задачи различной сложности;
- составлять родословные;
- строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
- умение работать в паре и индивидуально с учебной и научно-популярной литературой;
- составлять все виды плана, все виды конспектов, рефераты, владеть языком предмета.
Система оценки достижения учащихся
Главная мотивация работы – познавательный интерес.
В качестве основного образовательного результата выступает сформированная система базовых ценностей (жизнь, человек, здоровье), умение оперировать знаниями; развитие системного анализа, критического, творческого и комбинированного мышления; профориентация в области естественных наук. Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», а необходимый и реально достижимый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Поэтому целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные обучающимся, с оценками типа:
Оценка «5» ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится в случае: 1. Знания всего изученного программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится в случае: 1. Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.
2. Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» ставится в случае: 1. Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.
2. Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «1» ставится в случае: 1. Нет ответа.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится, если ученик: 1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но допускает небольшие помарки при ведении записей.
Оценка «3» ставится, если ученик: 1. Правильно выполняет не менее половины работы.
2. Допускает ни более двух грубых ошибок, или ни более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или ни более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.
3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» ставится, если ученик:1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.
2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «1» ставится в случае: 1. Нет ответа.
Примечание: учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. Оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические работы.
Оценка «5» ставится, если: 1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения действий.
2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.
Оценка «4» ставится, если ученик: 1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.
Оценка «3» ставится, если ученик: 1. Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.
Оценка "2" ставится, если ученик: 1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.
Оценка «1» ставится в случае: 1. Нет отчёта по выполненной работе.
Контроль осуществляется посредством двух контрольных работ (в начале изучения курса и в конце) и восьми практических работ, что позволит обучающимся наиболее полно продемонстрировать уровень приобретённых знаний и навыков.
Итоговый зачет ученику по всему курсу можно выставлять по таким критериям:
1) посещение не менее 80% учебных занятий учеником;
2) обязательная сдача отчётов по практическим занятиям;
3) активное участие в дискуссиях на занятиях.
Методическое обеспечение программы
Критерии формирования ЗУН:
- понимать важность рассматриваемой проблемы, самостоятельно анализировать изучаемый материал;
- уметь применять изучаемый материал на практике, делать соответствующие экологические выводы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- владеть умением участвовать в дискуссии с целью быть понятым и понимать оппонента;
- действовать коллективно при решении экологических задач с учетом позиций других людей;
- понимать свою личную ответственность за сохранение благоприятной для жизни природной среды.
При изучении курса учитываются различные стратегии включения старшеклассников в учебно-познавательную деятельность на уроке (пошаговая при изучении конкретной информации; диалоговая при изучении проблемных вопросов в курсе экологии; стратегия отстранения при изучении материала, требующего размышления и проявления к нему ценностно-смыслового отношения).
Формы и методы обучения.
Формы организации учебной деятельности: лекционные занятия, дискуссии, диспуты, семинары, выполнение практических работ.
Средства обучения: лекционная и практическая часть курса предполагает широкое использование иллюстрированного материала (схемы, карты, видеофильмы, слайды, интернет-ресурсы и т.д.).
Методы: объяснительно-иллюстративный, проектный, частично-поисковый.
Формы контроля: контрольные и практические работы.
Календарно – тематический план.
№
| Наименование темы.
| Кол-во часов.
| Семинары, практикумы.
| Контроль.
| 1
| Введение в генетику.
| 4
| 4
| Входной контроль (контрольная работа № 1).
| 2
| Молекулярная генетика.
Решение задач по молекулярной генетике.
| 4
| 4
| Практическая работа № 1.
| 3
| Классическая генетика. Решение задач на законы Г. Менделя. Решение задач на сцепленное наследование генов. Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом. Решение задач на взаимодействие неаллельных генов: Комплементарность, эпистаз, полимерия. Решение задач по теме: Плейотропия, Пенетрантность. 2
| 19
|
4
4 4
3
|
Практическая работа № 2. Практическая работа № 3. Практическая работа № 4. Практическая работа № 5.
Практическая работа № 6.
| 4
| Популяционная генетика.
| 3
| 3
| Практическая работа № 7.
| 5
| Заключение. Решение задач на смешанную тематику. Решение генетических задач для самостоятельного изучения.
| 4
| 3
1
| Практическая работа № 8.
Контрольная работа № 2. (Итоговый контроль.)
| |
|
|