Главная страница


Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий основного общего образования



НазваниеПрограмма мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий основного общего образования
страница8/8
Дата18.04.2016
Размер1.34 Mb.
ТипПрограмма
1   2   3   4   5   6   7   8

Зона 4. Ребенок уже может независимо от того, как его оценивают другие, анализировать собственные поступки и формировать собственное мнение о себе. Оно в основном соответствует тому, что ребенок собой представляет. Он видит свои недостатки, может критически к ним относиться.

Зона 5. Ребенок самокритичен, иногда склонен видеть у себя больше недостатков, чем есть на самом деле. Часто так бывает, когда ребенка больше ругают, чем хвалят, и в итоге он привыкает и принимает такую заниженную оценку, при этом она может его и не травмировать.
Независимость (фактор Е)

Зона 2. Ребенок зависим, уступчив, несамостоятелен в действиях и принятии решений, часто оказывается ведомым. Проявляет инфантилизм и беспомощность в ситуациях выбора, требует, чтобы ему сказали, как надо действовать. Им легко управлять, что родители и делают. Возможно закрепление воспи­танной беспомощности, если постепенно не обучать ребенка самостоятельному принятию решений.

Зона 3. Ребенок может сам принимать решения и действовать в игровых и бытовых ситуациях. Обычно на лидерство не претендует, но свое мнение имеет и может его высказывать. С ним можно сотрудничать, договариваться, долго его убеждать не надо.

Зона 4. Самостоятельный и независимый ребенок. Готов сам принимать решения не только в обыденных, но и в серь­езных жизненных ситуациях. На все имеет свое мнение, претендует на лидерство. Если пытаться управлять и помыкать им, то он может начать агрессивно защищаться. С ним можно догова­риваться, хотя это и не просто. Он готов к равноправной дискуссии, поддается убеждению.

Зона 5. Независимость проявляется в упрямстве и самоутверждении во что бы то ни стало. Стремится к доминированию над детьми. С ним трудно договориться, могут возникать проблемы в общении с одноклассниками. Может остаться в одиночестве, если не сможет подчинить себе других ребят. На любые со­веты взрослых сразу, не задумываясь, реагирует отвержением и отрицанием, даже когда эти советы могут идти ему на пользу. Такая позиция может формироваться у ребенка в начальный период подросткового кризиса, если окружающие его взрослые усиливают авторитарные методы воспитания, чтобы сохранить над ним власть.
Тревожность (факторы О, Н, F)

Зона 2. Слабый уровень тревожности. Отсутствует необходимая реакция на изменение ситуации, адаптационные изменения поведения обычно запаздывают. Излишняя расслабленность не позволяет вовремя корректировать поведение. Он может долго не замечать осложнений в учебе, быть уверенным, что у него все в порядке.

Зона 3. Оптимальный уровень тревожности. Имеется адекватная реакция мобилизационной готовности в неопределенных и меняющихся ситуациях, хорошая адаптивность и гибкость поведения.

Зона 4. Несколько повышенный уровень тревожности. Свидетельствует о наличии в жизни ребенка каких-то ситуаций, которые выводят его из эмоционального равновесия и требуют повышенной мобилизационной готовности, чтобы справляться с ними. Возможно, какие-то предметы ему даются не так легко, как другим детям, и он проявляет большую озабоченность по этому поводу. Иногда неумение рационально организовать свою деятельность приходится компенсировать дополнительными проверками, которые сопровождаются страхами, не забыто ли что-нибудь. Эти ситуации нужно выяснить и помочь ребенку либо в учебе, либо в самоорганизации.

Зона 5. Высокий уровень тревожности. Свидетельствует о дезадаптации ребенка. Ребенок не верит в свои силы, настроен на неудачи. Жизнь представляется в виде сплошных неприятностей, которые он предотвратить не может и ожидает их со страхом. Обычно страхи его преувеличены, но уже устойчивы. Попытки успокоить успеха не имеют. Необходимо выяснить причины, которые привели к дезадаптации ребенка, и «устранить» их. Чаще всего до такого состояния доходят дети, от которых требуют отличной успеваемости, а они обладает только средними (иногда хорошими) интеллектуальными способностями. В этом случае надо, чтобы родители помогли ребенку с учебой, а не требовали. Попытки психолога преодолеть тревожность детей через постепенное приучение их к различ­ным пугающим ситуациям (методики последовательной десенсибилизации, «отыгрывания» напряжения и пр.) направлены на «лечение» симптомов и оставляют без внимания причины. Тренинги, направленные на повышение уверенности в себе, тоже не приносят пользы, если ситуация в школе и дома не меняется.

Повышенный уровень тревожности (зоны 4-5) может компенсировать недостаточную исполнительность ребенка (зоны 2-3). Неисполнительный ребенок будет стараться делать все вовремя и так, как от него требуют, опасаясь наказаний и неприятностей. Но если он будет уверен, что его не будут проверять или не смогут проконтролировать, то работа окажется несделанной.
Эмоциональность (фактор С)

Зона 2. Слабый уровень развития эмоциональной сферы. Встречается очень редко. У ребенка отсутствует душевный отклик на события окружающей жизни, чувства и проблемы других людей. Ребенок выглядит спокойным, черствым, равнодушно рационалистичным. Он может эмоционально реагировать толь­ко на то, что касается непосредственно его самого.

Зона 3. Средний («нормальный») уровень эмоциональной реактивности.

Зона 4. Несколько повышенный уровень эмоционального реагирования. Проявляется во всех видах деятельности и ситуациях общения, но часто больше внутри, чем вовне. Ребенок может глубоко переживать неприятности, критику, несчастья близких ему людей.

Зона 5. Высокая эмоциональная реактивность. Ребенок не может сдерживать своих реакций, характерны яркие внешние проявления: крики, слезы, истерики. Он может наговорить грубостей, а потом жалеть об этом. Эмоциональная реактивность может усиливаться при вступлении ребенка в подростковый возраст.
Активность в общении (факторы Н, F)

Зона 2. Ребенок робкий, застенчивый, может теряться в новой обстановке, не умеет сам знакомиться с новыми детьми; Может испытывать затруднения, когда приходится отвечать на уроках без подготовки.

Зона 3. Средние способности к адаптации. Может не проявлять особой инициативы в установлении контактов, но и не испытывать трудностей, когда это приходится делать.

Зона 4. Легко адаптируется в новых условиях, знакомится с новыми детьми. Может общаться и со взрослыми, не испытывая перед ними робости. Естественен, непринужден в общении. Контактирует с различными микрогруппами в классе.

Зона 5. Повышенная активность в общении. Ребенок стремится к новым знакомствам, легко меняет компании, обзаводится новыми «друзьями». Общение чаще поверхностное, отношения неглубокие. Проявляет инициативу при знакомстве и со взрослыми, легко разговаривает с ними на любые темы.
Потребность в общении (фактор А)

Зона 2. Потребность в общении выражена слабо. Ребенок хорошо чувствует себя в одиночестве, обществу одноклассников предпочитает свои любимые занятия. Может иметь одного друга, с которым тоже встречается не часто.

Зона 3. Потребность в общении выражена средне.

Зона 4. Ребенок нуждается в общении. Плохо переносит одиночество. Глубоко переживает ссоры с друзьями.

Зона 5. Общение для ребенка выступает одной из главных жизненных потребностей. В школу он в основном ходит общаться. Ему не важно, о чем говорить, лишь бы разговаривать. Его телефонные разговоры могут длиться часами.

В процессе интерпретации потребность и активность в общении следует рассматривать совместно. Наиболее комфортно ребенок чувствует себя в том случае, когда обе эти характеристики находятся в одной зоне, то есть ребенок проявляет активность в соответствии с потребностью в общении. Когда активность в общении превосходит его потребности, ребенок тоже не испытывает проблем, но его взаимоотношения с детьми бывают неустойчивыми и скорее приятельскими, чем дружескими. Ребенок может чувствовать себя плохо, когда активность в общении ниже, чем потребность, и последняя не находит удовлетворения – ребенок не может познакомиться с детьми, поддерживать отношения.
Психическое напряжение (фактор Q4)

Зона 2. Слабый уровень психического напряжения. Свидетельствует об отсутствии заинтересованности, эмоционального включения в работу, учебу. Ребенок обычно все выполняет формально, по минимуму. Причиной этого зачастую является лень. Иногда слабый уровень психического напряжения может быть следствием общей астенизации ребенка, крайней соматической ослабленности. Слабое психическое напряжение может быть также характерно для детей с высокими способностями, которым все очень легко дается.

Зона 3. Средний уровень психического напряжения. Нормальная работоспособность.

Зона 4. Ребенок эмоционально включается в любую деятельность, проявляет заинтересованность. Имеет место мотивация достижений. Отличается хорошей работоспособностью.

Зона 5. Высокий уровень психического напряжения. Из-за высокой мотивации ребенок работает на пределе своих возможностей. Могут быть нервные и поведенческие срывы.

Циклограмма мероприятий (5 класс)



УУД/ показатель

Инструментарий

Методы

Периодичность проведения

Сроки проведения


Коммуникативные УУД


1

Создание условий для успешной адаптации учащихся к среднему звену школы, предупреждение и преодоление школьных факторов риска

  • 5 класс

  • «Изучение периода адаптации учащихся в 5 классе» (по методике Александровской)

  • (Приложения № 4 и 5)

Наблюдение

 

2 раза в год

I этап

Октябрь–ноябрь

II этап Апрель– май


Личностные УУД


2

 

Самооценка

5 класс

«Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн» (Приложение № 8)

Тестирование

1 раз в год

Октябрь

3

Мотивация

5 класс

«Школьная мотивация» (Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой)


Анкетирование

1 раз в год

Октябрь

4

Мотивация на этапе перехода в среднее звено школы

5 класс

«Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние» (по методике М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации») (Приложение № 11)


Тестирование

1 раз в год

Октябрь


Регулятивные УУД


5

Оценка

  • 5 класс

  • «Личностный опросник Кеттелла» (в модификация Л.А. Ясюковой) (Приложение № 12)

Тестирование

1 раз в год




Познавательные УУД


6

Сформированность навыков чтения.

  • 5 класс

  • «Оценка сформированности навыков чтения» из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой. (Приложение № 6)

Тестирование


1 раз в год

Сентябрь

7

Самостоятельность мышления.

  • 5 класс

  • «Оценка самостоятельности мышления» из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой (Приложение № 7)

Тестирование

1 раз в год

Сентябрь

8

Словесно-логическое мышление


  • 5 класс

«Определение уровня развития словесно-логического мышления» Л. Переслени, Т.Фотекова (Приложение № 10)



Тестирование

1 раз в год

Сентябрь

Примерный перечень коррекционно – развивающих курсов для обучающихся 5-9 классов.

класс

Коррекционно-развивающие занятия

Срок проведения

Ответственный

Цель курса

5

Курс О.И. Александровой «Здоровье и благополучие детей – общая забота школы и родителей» (победитель областного конкурса психолого-педагогических программ)

Сентябрь-май

Классный руководитель

Педагог-психолог

Развитие самосознания и рефлексивных способностей.

5

Курс Г.К. Селевко «Познай себя» для учащихся 5 классов. Данная программа открывает серию «Самосовершенствование личности»

Сентябрь-май

Классный руководитель

Педагог-психолог

Развитие основных качеств личности.

5

Курс психологии для учащихся 5 классов «Психология» И.В. Дубровиной

Сентябрь-май

Классный руководитель

Педагог-психолог

Развитие самосознания и рефлексивных способностей.

5

Курс А.И. Савенкова «Путь в неизведанное» (проектная деятельность)

Сентябрь-май

Педагог-психолог

Развитие исследовательских способностей учащихся.

6

Курс О.И. Александровой «Здоровье и благополучие детей – общая забота школы и родителей» (победитель областного конкурса психолого-педагогических программ)

Сентябрь-май


Классный руководитель

Педагог-психолог

Развитие самосознания и рефлексивных способностей.

6

Курс психологии для учащихся 6 классов «Психология» Дубровиной И.В.

Сентябрь-май


Классный руководитель

Педагог-психолог

Развитие самопознания и самовоспитания школьников, совершенствование их общения со взрослыми и сверстниками.


6

Курс Г.К. Селевко «Сделай себя сам» для учащихся 6 классов. Данная программа продолжает серию «Самосовершенствование личности»

Сентябрь-май

Классный руководитель

Педагог-психолог

Развитие важнейших качеств личности применительно к возрасту учащихся.

6

Курс «Умения и навыки конструктивного общения» Е. И. Скоробогатовой

Сентябрь-май

Классный руководитель

Педагог-психолог

Развитие способности эффективного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, повышение уровня коммуникативной и социальной компетенции учащихся.

6

Курс А.И. Савенкова «Путь в неизведанное» (проектная деятельность)

Сентябрь-май


Педагог-психолог

Развитие исследовательских способностей учащихся.

7

Курс психологии для учащихся 7 класса И.В. Дубровиной «Психология».

Сентябрь-май

Классный руководитель

Педагог-психолог

Формирование понимания учащимися своего места и роли в разных социальных группах, организация коллективного взаимодействия школьников.

7

Курс Г.К. Селевко «Научи себя учиться» для учащихся 7 классов. Данная программа продолжает серию «Самосовершенствование личности»

Сентябрь-май

Классный руководитель

Педагог-психолог

Формирование мотивации учения, овладение учащимися методами самостоятельной деятельности по самообразованию.

7

Курс «Умения и навыки конструктивного общения» Е. И. Скоробогатовой

Сентябрь-май

Классный руководитель

Педагог-психолог

Развитие способности эффективного взаимодействия, повышение уровня коммуникативной и социальной компетенции учащихся.

7

Курс А.И. Савенкова «Путь в неизведанное» (проектная деятельность)

Сентябрь-май

Педагог-психолог

Развитие исследовательских способностей учащихся.

8

Курс психологии для учащихся 8 класса И.В. Дубровиной «Психология».

Сентябрь-май

Классный руководитель

Педагог-психолог




8

Курс Г.К. Селевко «Утверждай себя» для учащихся 8 классов. Данная программа продолжает серию «Самосовершенствование личности»

Сентябрь-май

Классный руководитель

Педагог-психолог

Знакомство с процессами самоутверждения личности в нравственной, социальной, творческой сферах и полоролевом поведении.

9

Курс психологии для учащихся 9 класса И.В. Дубровиной «Психология»

Сентябрь-май

Классный руководитель

Педагог-психолог




9

Курс Г.К. Селевко «Найди себя» для учащихся 9 классов. Данная программа продолжает серию «Самосовершенствование личности»

Сентябрь-май

Классный руководитель

Педагог-психолог

Определение подростками своего «Я» в окружающем мире.

9

Курс «Дорога профессионального выбора» А.В. Серякиной

Сентябрь-ноябрь

Классный руководитель

Педагог-психолог






1 Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной.
1   2   3   4   5   6   7   8