|
Список авторских презентации учителей района:
Презентации о стране:
Государственная символика, Синицина Т. Г., МОУ «Миасская СОШ №2»
Москва, Кускова О.М., МОУ «Миасская СОШ№1»
Презентации о крае, области:
1.Зюраткуль – «сердце-озеро»,
2.Ильменский заповедник – жемчужина Урала, Михалёва Т.В., ЛСКШИ
3. Кто, где живет? (место обитания: лес, луг, река), Гайнанова Т. М., МОУ ДОД Красноармейский Центр дополнительного образования для детей
с. Миасское
4.Охрана животного мира Челябинской области, Исаева Л.Г., МОУ «Бродокалмакская СОШ»
5.Охрана природы Челябинской области (растения, животные), Ческидова Е.Б., МОУ «Дубровская СОШ»
6.Они в опасности: по страницам Красной книги, Турсукова Н.С., МОУ «Миасская СОШ №1»
7.Птицы Южного Урала, Ческидова Н.Л., МОУ «Дубровская СОШ».
8.Уральские сказы, Горбунова М.В., библиотекарь МОУ «Канашевская СОШ
9.Экологические проблемы Челябинской области: Пашнина И.В, МОУ «Лазурненская СОШ»
10 Экскурсия в Челябинский зоопарк, Сумина Н.С., МОУ «Канашевская СОШ
11. Южный Урал в XVII-XVIII веках, Ещеркина Г. А., МОУ « Фроловская ООШ»
12.Белый мрамор России Коелгамрамор, Симакова И.А., МОУ «Теренкульская СОШ»
13. Голубая жемчужина Урала (озеро Увильды), Воронина О. В. МОУ АСОШ № 1 с. Аргаяш
14.Дикие животные, Клюева Е.В., МОУ «Миасская СОШ №1»
15.Полезные ископаемые, Новикова З. Б., МОУ «Черкасовская начальная школа - детский сад».
16. Путешествие капельки (экопроект), Рябинина. Л.И., МОУ «Шумовская СОШ».
17. Южный Урал в годы Великой Отечественной войны, Соколова С.Г.,
МОУ «Миасская СОШ №1»
18.Ильменский государственный минералогический заповедник
Видеосюжет «Город Челябинск. От крепости до большого города. К 270-летию»
Презентации о Красноармейском районе:
Волейбол, Широкова Н.Ю. МОУ «Лазурненская СОШ»
Из истории пимокатного дела с. Бродокалмак.
Герои Советского Союза, Соколова С.Г., МОУ «Миасская СОШ №1»
Исследователи Красноармейского района, Тикибаев Г.Д. МОУ «Шумовская СОШ»
Красноармейский краеведческий музей им. В.К. Егорова, Лобачева Л.А., директор Черкасовской НШДС
По радиоактивному следу, Пашнина В.В., МОУ «Бродокалмакская СОШ»
Самое-самое в Красноармейском районе, Никитина Н. В., МОУ «Лазурненская СОШ».
Село Русская Теча. Прошлое и настоящее,
Экскурсия по Бродоколмаку, Панов
Экскурсия по Красноармейскому району, Левина Н.Ю., МСОШ №1
Развитие физкультурно-спортивного движения в Красноармейском районе», Шведов А.Н. , МСОШ№1
Что мы знаем о своей планете, о своей стране, о своем селе…», Шведова
Основание крепости Миасской, Шведова И.В., МСОШ№1
Поэты района, Шведова И.В., МСОШ№1
Твой адрес в этом мире, Шведова И.В., МСОШ№1
Их имена вошли в историю страны, Шведова И.В., МСОШ№1
Река Миасс, Шведова И.В., МСОШ№1
Растения Красной Книги, Шведова И.В., МСОШ№1
Охрана воздуха, Шведова И.В., МСОШ№1
Род. Родословная, Шведова И.В., МСОШ№1
Конспекты уроков, проекты о Красноармейском районе:
Героические страницы казаков, Соколова С.Г., МОУ «М СОШ №1»
Из истории СХП Красноармейское
Интервью с ветеранами войны д. Черкасово
Водоемы, история реки Миасс, Приданникова С.А.
Село Миасское, Поздеев В.В.
Основание крепости Миасской., Соколова С.Г., МОУ «М СОШ №1»
Развитие гончарного дела в с.Бродокалмак
Рассказ-интервью о развитии здравоохранения в районе, Соколова С.Г., МОУ «Миасская СОШ №1»
Река Миасс
Страницы истории Красноармейского района
Пути реализации программы
Внеклассная работа по региональному компоненту, которую провожу я, направлена на развитие творческих и познавательных способностей. Знания и умения, полученные учащимися на теоретических и практических занятиях, закрепляются прогулками, экскурсиями, встречами и беседами с односельчанами. И, как итог – творческая работа-описание. Учащиеся могут участвовать в классных и школьных конкурсах, в конкурсах, проводимых районным краеведческим музеем, ЦДО, библиотекой.
В подготовке мероприятий принимает участие весь класс. Учащимся даются необычные задания по теме: сочинить; поразмышлять над вопросом; нарисовать рисунок; составить кроссворд; прочитать дополнительную литературу; собрать материал на заданную тему. На внеклассные мероприятия приглашаются родители. Они вместе с детьми готовятся к ним, а иногда и принимают в них активное участие. Родители помогают в оформление творческих работ детей.
Мне, как педагогу, интересно работать, сочетая традиционную методику обучения (без которой не обойтись) с нетрадиционной. Учитывая концепцию в образовании школы и вырабатывая свою, мне интересна прежде всего личность творческая, поэтому и необходимо развивать индивидуальные познавательные способности ребенка.
Особую роль отвожу Музейным Урокам.
В сельской местности люди фактически живут в окружении археологических объектов. Понять это помогают Музейные уроки. Это совместная работа с сотрудниками нашего краеведческого музея и очень эффективная форма обучения детей. Сотрудничество, для меня как учителя, весьма выгодное: музей предоставляет исторические источники, чтобы сделать учебный процесс более наглядным, интересным.
Музей позволяет решить вопросы:
накопление материалов по истории родного села, района;
вовлечения школьников в поисковую деятельность;
обеспечения наглядности для проведения уроков;
привития чувства уважения и любви к Отечеству, к своей семье, родному дому; воспитывают чувство патриотизма к большой и малой Родине;
способствует формированию у детей готовности жить и трудиться в своем селе, области, участвовать в их развитии, обновлении.
На первой ступени обучения для учащихся 1-2 классов проводятся экскурсии по отдельным разделам экспозиции, на второй ступени можно апробировать проведение самим учеником (в роли экскурсовода) экскурсии для своих сверстников, что позволяет пробудить живой интерес к истории у школьников.
План-график реализации проекта
| Мероприятия
| Содержание
| история
| «Что хранит музей»
|
Обобщающая
беседа
|
| «Куда ушли мамонты»
| Знакомство с элементами археологии, палеонтологии.
|
| «Мой край родной»
|
Расширение знаний о месте проживания
|
| «Геральдика района»
|
Понятие о малой родине
|
| «Родное гнездо»
|
История возникновения Миасской крепости
|
| «Село Миасское: прошлое и настоящее»
| Улицы и памятные места
|
| «Печка – каменное сердечко»
|
Расширение знаний о предметах крестьянского быта, об укладе семьи
|
| «Теремок»
| Знакомство с традициями строительства избы (художественные и символические особенности).
|
| «Из бабушкиного сундука»
|
Одежда славян
|
| «Хлеб – всему голова»
| История появления хлеба, знакомство с сельскохозяйственными работами
| праздники
| «Ой, вы, гости-господа!»
|
Знакомство с традициями приема гостей, с этикетом.
|
| «Православная Пасха»
|
История празднования
|
| «Самовар кипит, уходить не велит»
|
Знакомство с народными традициями
|
| «Покров»
|
Знакомство с осенними праздниками
|
| «Что такое Новый год?»
| История и традиции празднования.
|
| «Масленица, Сороки» игровая программа
| Знакомство с народными праздниками, обычаями и традициями.
|
| «Крапивное заговинье»
|
Знакомство с летними праздниками
| природа
| «Наш уголок на карте Челябинской области»
| История образования района
|
| «Птицы Южного Урала»
| Знакомство с основными видами птиц
|
| «Животные наших лесов»
| Знакомство с животным миром
|
| «Муха-Цокотуха»
| Знакомство с миром насекомых
|
| «Малахитовая шкатулка»
| Знакомство с минеральными и полезными ископаемыми Урала
|
| «Викторина деда Природоведа»
| Обобщение темы: растительный и животный мир района
| экскурсии
| «Чудо чудное»
| Памятники природы Красноармейского района Васильевский бор
|
|
| Выставка детских творческих работ и сочинений
|
| «Стоянка древнего человека»
|
экскурсия
| занятия людей
| «В гостях у Харитины»
| Знакомство с ткачеством, работа с ткацким станком
|
| «Сказка из кружев»
| Встреча с мастерицей-кружевницей, знакомство с народным творчеством.
|
| «Волшебная кисть»
| Знакомство с художниками района.
|
| «Спортсмены, прославившие наш район»
| Знакомство со спортсменами района.
|
| «Знаменитые люди района»
| Знакомство с известными людьми района в области культуры (творческие коллективы).
| о войне
| Встречи с ветеранами войны
| .
|
| «Трудно в ученье – легко в бою»
|
|
| «Шинель солдатская...»
|
|
| «Как стать защитником своей Родины?»
|
|
| «Ордена и медали»
|
|
| «О тех, кто воевал в твоей семье»
|
|
| Акция «Открытка ветерану»
|
|
|
|
|
Эпиграфом историко-краеведческого направления в работе могут служить слова М.И. Калинина: “Родная сторона становится близкой и родной, если знаешь ее историю”.
Цель исторического краеведения – изучение истории своего края. Ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи своего народа, в прошлом родного села. Историческое краеведение помогает почувствовать причастность к истории каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. Каждый старый, пожелтевший архивный листок, воспоминания ветеранов, записанные на встрече с ними, каждая чудом, уцелевшая фотография помогают бороться с равнодушием к родной истории.
В основе краеведческой работы лежит поиск, дерзания, глубокий интерес к прошлому. Привлечены материалы, накопленные районным краеведческим музеем им. В.К.Егорова, библиотекой, ММЦ под руководством Слюсаренко С.А.
Тематика занятий:
Учитывая сложность пространственно-временных представлений у детей этого возраста, в основу работы положен хронологический принцип через изучение конкретных событий, частных явлений мира, который их окружает: школы, семьи, родного дома, улицы, села, а затем уже района и области. Занятия по историко-краеведческому направлению разделены на 7 тем, к которым мы ежегодно возвращаемся, усложняя и расширяя их. Мониторингом успешности и заинтересованности ребенка является папка с его творческими работами в течение 4 лет. Конечно, в 1-2 классах невозможны объемные, исследовательские работы, преобладают фото-конкурсы, рисунки. Но для завершения больших проектов в 3-4 классах этот материал необходим. Каждая творческая работа ребенка – это его труд в течение большого времени, все сочинения, рисунки, фотоматериалы складываются в его папку достижений. Затем учащийся сам решает и выбирает тематику своей творческой работы, обобщает и защищает ее.
График проведения творческих работ и сочинений
| 1 класс
| 2класс
| 3 класс
| 4 класс
| Мой класс, моя школа
| Зн-во с заповедями школы№1
Проект «Законы и правила нашего класса»
| «Мой класс, моя школа», «Если б я был директором школы»
| «Традиционные праздники нашего класса»
Создание эмблемы своей команды
| Создание эмблемы своего класса
создание памятного фото-альбома «Жизнь класса»
видео-фильм
| Как итог - фото-альбом и видео-фильм (коллективная работа) о жизни класса, который вручается каждому на последнем звонке. Пополнение его в среднем звене, уже дело желающих.
| Моя семья (Ежегодные традиционные праздники совместно с родителями)
| рисунок «Моя семья»
Фото-выставка к 8 марта «Моя любимая мамочка»
Фото-выставка к 23 февраля «Защитники Отечества»
| Сочинения (увлечения, традиционные праздники)
«Кто на свете всех милее? Мама...»
«Папа может, папа может все что угодно...»
«Откуда произошла моя фамилия, мое имя?»
| Сочинения
«Моя семья в годы войны»
«Растет помощник в семье»
«Что больше всего меня радует (пугает) дома»
Подборка материалов к работе «Родословная»:
составление генеалогического древа своей семьи
сочинение на тему “О чем рассказала фотография из семейного альбома”
| Сочинения
«Из воспоминаний моих бабушек и дедушек» (интервью по возможности) «Свидетелями каких исторических событий были?»
«Семейные реликвии, предметы старины»,
«Династии отцов и дедов, семейное ремесло»,
Создание эмблемы (герба) своей семьи (своего рода)
Тв. работа «Родословная»
| В завершении темы «Моя семья»: составляется творческая работа «Моя родословная», куда входят все сочинения, рисунки, фотографии, сделанные в течение четырех лет.
Детские работы участвуют в районном конкурсе «Моя родословная» на базе краеведческого музея, победители – в областном конкурсе центра «Наследие»
Творческие сочинения «Кто на свете всех милее? Мама...» отправлены на областной конкурс, посвященный Дню Матери.
| Мой дом, мой двор, моя улица
| фото-конкурс
«Мой дом, мой двор, моя улица»
(по выбору)
| сочинения «Мой дом, мой двор, моя улица»
(по выбору)
| Составление план-карты улиц
с. Миасское
| Сочинение «Откуда произошло название моей улицы»
| Интересными работами оказались сочинения во 2 классе. Оказывается, в наше время находятся еще люди, которые не только привлекают соседей на благоустройство дворов и детских площадок, но и проводят праздники «День двора», когда взрослые и дети со своими угощениями, за общим столом поют песни, участвуют в конкурсной программе. С каким огоньком в глазах, с какой гордостью рассказывали ребята о таких теплых встречах.
| Мое село, мой город
| «Достопримечательности села. Памятники»
(легли в основу презентации о селе)
| творческая работа «О чем может рассказать фотография из прошлого»
| Сочинения по следам экскурсий «Природный памятник – Васильевский бор», «Стоянка древнего человека»
| сочинения «Станица Миасская»,
Сочинения о жизни села во время ВОВ «Тыл–фронту» «Герои войны»
| Используя работы своих коллег Соколовой С.Г., учителя истории МСОШ№1 и Ещеркиной Г.А., учителя Фроловской школы составила презентацию «Основание крепости Миасской»
фото - выставка «Уголок, что сердцу дорог»
| Мой район
| Самое, самое о нашем районе... (по следам статей районной газеты «Маяк»)
| оформление уголка «История села и района в фотографиях»
| сочинение «Если б я был главой района»
«Знаменитые земляки на страницах газеты «Маяк»
«Мой район в годы ВОВ»
| коллек-тивная работа «Знаменитые люди района: поэты, художники, спортсмены, резчики по дереву, кружевницы»
| По мере накопления материала создан альбом-альманах «Музыка души», где собран материал о жизни и творчестве местных поэтов;
Дети приносят статьи, фотографии, из которых я составляю презентации, например «Спортсмены района», в стадии завершения «Народные промыслы»
Дети решила создать свой альбом «Как я попал на станицы газет»
| Моя область, мой край
| газета-викторина по истории родного края «Край, в котором я живу»
| сочинения о городах области, их истории и особенностях
| Сочинения
«Южный Урал в годы ВОВ», «Челябинск –Танкоград»,
| Сочинения
«Мой край – опора державы» (чем славимся сегодня)
| Используя работы своих коллег Соколовой С.Г., Тикибаева Г. Д. составила презентации, доступные для моей аудитории: «Их имена вошли в историю страны» (о казачестве, о героях ВОВ), «Урал-батюшка. Путешествие в далекое прошлое.»
| Моя страна
| Символика государства
| фото-выставка городов, где вы побывали, устные рассказы
| сочинения «История древних городов России»
| Журнал (фото, сочинения) «Национальная одежда народов России»
| Эта тема наиболее обширна, не включаю сюда тематику всех работ, т. к. многие из них предусмотрены программой, и каждый учитель варьирует уже сам, в зависимости от насыщения материала.
| Патриотическое воспитание
Не секрет, что основную работу по воспитанию чувства интернационализма, гражданственности, толерантного отношения к другим народам и культурам ведут учителя на уроках истории. Но и учащимся начальных классов под силу собрать материал к альбому «Страницы истории села, района», подготовить творческую работу «О чем может рассказать фотография из прошлого», составить генеалогическое древо своей семьи, написать сочинение на тему “О чем рассказала фотография из семейного альбома”, взять интервью у своих бабушек и дедушек на темы: «Свидетелями каких исторических событий вы были?», «Династии отцов и дедов», выпустить газету-викторину по истории родного края «Край, в котором я живу», оформить уголок «История села и района в фотографиях», поучаствовать в игре- путешествии по Челябинской области «Крестики- нолики».
Особо работаю над темой войны. Одним из эффективных способов решения проблемы патриотического воспитания, считаю организацию мероприятий и встреч с известными людьми района, села на базе районного краеведческого музея и библиотеки:
-Наши земляки - участники ВОВ.
-Район в годы Великой Отечественной войны. Тыл – фронту.
-Наши земляки – Герои Советского Союза.
-Памятники героям войны.
-Урок Мужества в библиотеке «Потомкам доблестный пример» (встреча с ветеранами войны, узниками конц.лагеря)
- Беседа в музее «Прикосновение к подвигу»
-Экскурсия-рассказ «Красноармейский район в годы войны»
-Цикл лекций, видеофильмов, сочинений «Вклад моих земляков в дело Победы», «Герои войны», «Труженики тыла», «Моя семья в годы войны» и т. д.
- Урок внеклассного чтения «Поэты и писатели Южного Урала о войне». Конкурс чтецов стихов о войне «Никто не забыт и ничто не забыто»
- 9 мая. Участие в митинге ко Дню Победы
конкурс рисунков «Слава сынам России»
- Концерт для ветеранов Дома-интерната «Березка»
Уже традиционными стали выездные концерты в территориальный центр «Березка». Ребята своими выступлениями затронут сердце каждого присутствующего на концерте. Номера всегда яркие, веселые и запоминающиеся.
- Акция «Открытка ветерану»
В преддверии праздника «Дня Победы» ежегодно проводится акция «Открытка ветерану». Дети своими руками на уроках труда делают яркие красочные открытки участникам войны. Всем классом мы идем их вручать. У нас есть ветераны, и даже одна семейная пара, которых мы ежегодно посещаем. Трогательно видеть слезы пожилых людей, когда дети вручают им свои открытки, поют песни и частушки на военную тематику, читают стихи. И горько осознавать, что наших ветеранов становится с каждым годом все меньше.
Литературное направление краеведения
По правилам народной медицины тело нужно лечить травами той местности, в которой живешь, то, может быть, душу - литературой, культурным наследием своего края.
И если исторические, географические, экологические проблемы нашли отражение в учебных планах, то такие региональные аспекты, как литературное краеведение, находятся в тени.
Литературное краеведение развивают учителя на уроках русского языка и литературы в более старших классах, но и для младшего школьника эта тема весьма интересна. Конечно, материал нужно подбирать с учетом возраста, но главная цель, чтобы ребенок понял – талантливые люди живут среди нас, подчас мы и не знаем об успехах близких людей, и не надо бояться проявлять свои творческие наклонности, пробовать свои силы в разных направлениях. Знакомство со сказками и легендами народов Урала, помогает детям сделать вывод, что у народов Сибири можно многому научиться: терпению, выдержке, умению жить в гармонии с природой, выживать в экстремальных условиях, терпимости к другим народам, культурам, религиям.
|
|
|