|
Пути и способы рационального использования учебного времени на уроках биологии. Для меня, как и для Пути и способы рационального использования учебного времени на уроках биологии. Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?
Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому всё объяснили.
Народная мудрость гласит « Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь» Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками- писал А.Н. Леонтьев. Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке. Поэтому задача учителя – не давать обучающимся знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать эти, знания, анализировать ситуации, критически оценивать их, систематизировать информацию, обобщать, творчески перерабатывать, фиксировать в виде планов, конспектов, схем, таблиц, применять основные логические операции, выделять главное, решать проблемные задачи. Все мы прекрасно знаем, что не все учащиеся читают текст учебника дома, а при ответах используют то, что услышали от учителя на уроке. Школьники, работая с учебником, изучают текст и получают оценки. Задания при работе с учебником могут носить различный характер: репродуктивный – поисковый, сравнительно- аналитический и творческий. Это позволяет в рамках обычного урока рационально использовать учебное время и осуществлять дифференцированный подход в обучении, значительно облегчает выполнение домашнего задания. Например: следующие способы контроля знаний и умений: Для того чтобы сделать повторение и опрос более эффективным, на большинстве уроков целесообразно использовать карточки для письменных ответов учащихся, карточки для работы у доски, . Письменная работа с карточками и анализ, сделанный учителем, позволяют систематически готовить учащихся к данной форме сдачи экзаменов. Наиболее рационально для письменных ответов вызывать 4 учеников. Они выходят с листочками и ручками, берут карточку-задание и в течение 10 — 15 минут отвечают на поставленные вопросы Один ученик вызывается к доске, ему предлагается карточка-задание, в которой обычно 10 вопросов, ответы на которые можно дать одним — двумя словами. Ученик на доске записывает номера вопросов, против них краткие ответы. Такая работа исключает подсказку с места, учащиеся видят только номер вопроса и ответ. Записав ответы на вопросы, учащийся садится на место. В конце опроса он вызывается к доске, читает вопросы и свои ответы к ним. Таким образом, учитель получает возможность с помощью всего класса проверить правильность ответов на наиболее важные вопросы темы. Пока идет работа у доски, на местах школьники работают с учебником: 3-е отвечают на вопросы в конце параграфа; 2-е составляют план параграфа; 3-е дают определение терминам; работа в парах- составление собственных вопросов к параграфу; заполнение таблиц в тетради / по материалу, приведённому в учебнике/. Задание : Создание клеточной теории.
Заполните таблицу:
Ученые
| Вклад в теорию
| Роберт Гук, 1665 год
Антони ван Левенгук
К.Бэр, 1827 год
Р.Броун, 1831 год
М.Шлейден, Т.Шванн, 1838 год
Р.Вирхов, 1855 год
|
|
2.
Работа с иллюстрацией учебника
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
Какие виды транспорта обозначены цифрами 1 — 4?
Какой вид транспорта требует затраты энергии?
Как жирорастворимые вещества попадают в клетку?
Как ионы Na+ попадают в цитоплазму клетки? Выводятся из клетки?
3.
Р
ассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
Желтые мыши всегда гетерозиготны. При скрещивании желтых мышей всегда две третьих потомства желтые, одна треть — черные.
Составьте генетическую схему скрещивания и укажите генотипы родителей и потомства.
Чем можно объяснить расщепление в соотно шении 2:1?
4. Создание синквейна по разделу новай темы.
Это творческая форма рефлексии. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах-важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Например: Вирус, опасный, коварный
пугает, заражает, уничтожает
необъяснимая загадка природы враг. Подготовка к ГИА: составление тестов по тексту параграфа или решение Укажите правильные варианты ответов:
Тест 1. Чем представлена оболочка растительной клетки?
Плазматической мембраной.
Клеточной стенкой.
Плазматической мембраной и наружным слоем.
Наружным слоем, образованным из целлюлозы.
Тест 2. Каково строение плазматической мембраны?
Образована бимолекулярным слоем липидов.
Ближе к цитоплазме бимолекулярный слой липидов, снаружи белковые молекулы.
Ближе к цитоплазме бимолекулярный слой липидов, снаружи углеводные молекулы.
Бимолекулярный слой липидов, белки пронизывают всю её толщу и располагаются на ее внешней и внутренней поверхности.
Тест 3. Какие вещества образуют основу клеточной мембраны?
Гликолипиды.
Фосфолипиды.
Жиры.
Белки.
Б 1. Установите соответствие между направлениями эволюции и их признаками.
-
Признаки
| Направления эволюции
| Многообразие видов
| А. Биологический прогресс
| Ограниченный ареал
| Б. Биологический регресс
| Многочисленность видов
|
| Широкая экологическая адаптация
|
| Широкий ареал
|
| Уменьшение числа популяции вида
|
|
Ответ:
-
. Появилось время для хорошего закрепления изученного материала. Закрепление в презентациях проводится в различных формах:
1. «Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:». Обычно к рисунку предлагается 4 – 5 вопросов, с помощью которых заостряется внимание на наиболее важных моментах.
2. «Продолжите предложения:». Эти задания позволяют проверить понимание основных вопросов темы.
3. «Какие суждения верны:» позволяют давать ошибочные утверждения и сделать закрепление интересным для учащихся с разными способностями.
4. Задания «Ответьте на вопросы:» предполагают ответы на конкретные вопросы.
5. Наиболее сложные задания – «Дайте определение терминам или раскройте понятия (одним предложением, подчеркнув важнейшие особенности)».
Включение элементов занимательности в учебный процесс, что вызывает: эмоциональную увлеченность в развитии познавательного интереса и рационально использовать учебное время. Результаты многочисленных научных исследований указывают на то, что для учащихся важна психологическая атмосфера, в которой они находятся. Отсюда простой вывод: поощряйте даже небольшой успех ученика при движении к цели, отмечайте / хотя бы добрым словом/ его личные, достижения, формируйте на уроке микроклимат сотрудничества и взаимопомощи. |
|
|