№ уро- ка
| Дата
| Тема урока
| Минимум содержания
| Демонстрации и л. работы
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Д/з
|
Демонстрации
| Л. работы
|
Тема 1. Физика и методы научного познания
|
|
1/1
|
| Физика и методы познания мира
| Что такое научный метод познания? Что и как изучает физика
|
|
| Знать смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория; вклад российских и зарубежных учёных в развитие физики. Уметь отличать гипотезы от научных теорий; уметь приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий
| Стр 1-6
|
2/2
|
| Современная физическая картина Мира
| Границы применимости физических законов, Современная Картина Мира. Использование физических знаний и методов
|
|
| Знать и понимать смысл понятий вещество, взаимодействие, материя
| Стр 7-9
|
2.
|
1/3
|
| Система отсчета. Траектория, путь, перемещение
| Основная задача механика. Система отсчёта. Материальная точка. Траектория, путь, перемещение
| Примеры механического движения. Относительность покоя и движения. Определите координаты пройденного пути
|
|
| §1 (1.1, 1.2) Сб.з. 1.11 – 1.13; 1.14, 1.17, 1.18, 1.23-1.25, подготовка к с/р №1
|
2/4
|
| Основные характеристики движения тел
| Относительность движения, решение задач
|
|
|
| §1 (п1-3) Сб.з.
|
3/5
|
| Прямолинейное равномерное движение
| Мгновенная скорость. Векторные величины и их проекции. Сложение скоростей. Прямолинейное равномерное движение
| Равномерное прямолинейное движение
|
| Знать физический смысл понятия скорости; законы равномерного прямолинейного движения
| §2 (п1-3) Сб.з. 1.5, 1.7, 1.10, 1.20, 1.25, 1.26-28
|
4/6
|
| Прямолинейное равноускоренное движение
| Ускорение. Скорость и перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Свободное падение
| Равноускоренное движение по наклонной плоскости
|
| Знать физический смысл ускорения; закон равномерного движения
| §3(1-2) Сб.з. 2.5-8, 2.12-14, 2.19, 2.20, 2.35, 2.36
|
5/7
|
| Решение задач на уравнение прямолинейного равноускоренного движения
|
|
|
|
| §5(2) Сб.з. 2.9-11, 2.22, 25-28, 4,9 2.33, 2.34, 2.38, 2.39 Подготовка к с/р №2
|
6/8
|
| Измерение ускорения свободного падения
|
|
| Л.Р. №1 Измерение ускорения свободного падения
|
|
|
7/9
|
| Криволинейное движение
| Траектория тела, брошенного горизонтально, направление линейной скорости при движении по окружности
|
|
| Знать законы вращательного движения. Уметь применять законы равноускоренного движения к частным случаям
| §4(1,2) §5(3) Сб.з. 3.1,2, 3.7 – 3.9, 3.11, 12, 14, 15, 17, 3.24-26. Подготовка к с/р №3
|
8/10
|
| Решение задач на движение по параболе и по окружности
|
|
|
|
| §4(1,2) §5(3) Сб.з. 3.5, 6,10, 16, 3.18-22, 3.27-29, 31
|
9/11
|
| Контрольный урок по теме «Кинематика»
|
|
|
|
|
10/12
|
| Первый закон Ньютона
| Что изучает динамика. История открытия I закона. Принцип относительности Галилея. Выбор системы отсчёта
| Движение тел по инерции
|
| Знать / понимать смысл I закона Ньютона, границы его применимости: уметь применять I закон Ньютона к объяснению явлений и процессов в природе и технике
| §6(1-3), §7(1-2) сб.з. 4.1, 2, 3, 4, 4.13, 14, 4.21, 23
|
11/13
|
| Взаимодействие тел. Сила упругости
| Взаимодействие и силы. Три вида сил в механике. Сила упругости. Виды деформаций. Закон Гука. Динамометр. Измерение сил.
| Искривление траектории движения шарика в магнитном поле. Взаимодействие тележек. Измерение сил динамометром
|
| Знать / понимать смысл понятия сила. Знать смысл величин в законе Гука
| §8(1-3) 4.7, 4.9, 4.25
|
12/14
|
| Второй закон Ньютона
| Зависимость ускорения от действующей силы. Масса тела. II закон Ньютона. Примеры применения II закона Ньютона
| Зависимость ускорения от силы
|
| Знать / понимать зависимость между ускорением и действующей силой
| §9(1,2) I-4.5,6 II-4.16-18 III-4.26-28
|
13/15
|
| Третий закон Ньютона
| Третий закон Ньютона. Свойства тел, связанных третьим законом. Примеры проявления III закона в природе
| Опыты, иллюстрирующие III закон Ньютона
|
| Знать / понимать смысл содержания третьего закона Ньютона
| §10(1,2) I-4.8,10 II-4.15, 19, 20 III-4.24,30,32 Подготовка к с/р №4
|
14/16
|
| Три закона Ньютона. Обобщающий урок
| СР №4
|
|
| Знать границы применимости законов Ньютона
| §6,9,10
|
15/17
|
| Закон всемирного тяготения
| Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Границы применимости закона
|
|
| Знать / понимать содержание закона всемирного тяготения, физический смысл гравитационной постоянной
| §11(1,2) I-5.1-5 II-5.11,12 III-5.21,26-28
|
16/18
|
| Развитие представлений о тяготении
| Открытие закона тяготения. Причины тяготения. Открытие новых планет
|
|
| Уметь описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли.
| §15(1) I-5.6-10 II5.13-15,20 III5.22-25 Подготовка к с/р №5
|
17/19
|
| Сила тяжести. Движение под действием силы тяжести
| Сила тяжести и ускорение свободного падения. Как может двигаться тело, если на него действует только сила тяжести? Движение по окружности. Первая и вторая космические скорости
| Падение тел
|
| Знать / понимать смысл физической величины «сила тяжести»
| §12(1,2) I-6.1-4,10 II-6.12, 6.15-17 III-6.19, 27, 30, 31
|
18/20
|
| Все тела. Невесомость.
| Все тела. Чем отличается вес от силы тяжести? Невесомость. Перегрузки
| Состояние невесомости
|
| Знать / понимать смысл физической величины «вес тело», и физических явлений: невесомости и перегрузок
| §13(1,2) I-6.5-9 II-6.11, 14, 18, 20 III-6.22, 24, 28, 32 Подготовка к с/р №6
|
19/21
|
| Движение планет и искусственных спутников Земли
| Расчет орбитальной скорости спутников. Роль сил тяготения в эволюции Вселенной. Закон всемирного тяготения в объяснении некоторых явлений природы.
|
|
| Уметь рассчитывать орбитальную скорость спутников
| §15(1) I-7.1-5 II-7.6, 9, 10, 11 III-7.15, 16-19, 22 Подготовка к с/р №7
|
20/22
|
| Силы трения
| Сила трения покоя. Природа силы трения. Способы уменьшении и увеличения силы трения
| Трение покоя, скольжения, качения. Измерение силы трения
|
| Знать/понимать природу сил трения; способы их уменьшения и увеличения
| §14(1-3)
|
21/23
|
| Решение задач
|
|
|
| Уметь применять теоретические знания законов Ньютона при решении задач
| §14(4)
|
22/24
|
| Движение тел по наклонной плоскости
| Подъем тела по наклонной плоскости. Соскальзывание тела с наклонной плоскости
|
|
| Уметь применять теоретические знания законов Ньютона при решении задач на движение по наклонной плоскости
| §15(2)
|
23/25
|
| Движение тел по окружности
| Движение автомобиля по выпуклому мосту. Вращение тела на нити
|
|
| Уметь применять теоретические знания законов Ньютона при решении задач на движение тела по окружности
| §15(3)
|
24/26
|
| Исследование движения тела под действием постоянной силы
|
|
| Л.Р.№2
| Уметь строить график траектории движения тела, брошенного горизонтально
|
|
25/27
|
| Изучение движения тела под действием Fт и Fупр по окружности
|
|
| Л.Р. №3
| Уметь выдвигать гипотезы, проводить наблюдения, выполнять эксперименты , объяснять справедливость второго закона Ньютона при движении тела по окружности
|
|
26/28
|
| Контрольная работа по теме «Динамика»
|
|
|
|
|
|
27/29
|
| Импульс. Закон сохранения импульса
| Передача движения от одного тела другому при взаимодействии. Импульс тела, импульс силы. Закон сохранения импульса
| Взаимодействие двух шаров или тележек
|
| Знать смысл понятия импульса тела и импульса силы; знать/понимать смысл закона сохранения импульса
| §16(1,2) I-8.1-8.5 II-8.11, 12, 15, 16, 19 III-8.22, 24, 26, 27
|
28/30
|
| Реактивное движение
| Реактивное движение. Принцип действия ракеты. Освоение космоса. Решение задач
| Движение модели ракеты
|
| Уметь приводить примеры практического использования закона сохранения импульса. Знать достижения отечественной космонавтики. Уметь применять знания на практике.
| §17 (1,2) I-8.6,-10 II-8.13-20 III-8.21, 23, 25, 28
|
29/31
|
| Механическая работа и мощность
| Что такое механическая работа? Работа силы, направленной вдоль перемещения и под углом к перемещению тела. Мощность. Выражение мощности через силу и скорость
| Определение работы при перемещении бруска
|
| Знать/понимать смысл понятия работа и мощность
| §18(1,2)
|
30/32
|
| Закон сохранения энергии
| Связь между работой и энергией, потенциальная и кинетическая энергии. Закон сохранения энергии
| Энергия тела, поднятого на некоторую высоту, энергия пружины, зависимость кинетической энергии от массы и скорости тела. Переход потенциальной энергии в кинетическую
|
| Знать/понимать смысл понятия энергии, виды энергий и закона сохранения энергии
| §19
|
31/33
|
| Решение задач на закон сохранения энергии
|
|
|
| Уметь применять теоретические знания закона сохранения энергии при решении задач
| Подготовка к с/р №9
|
32/34
|
| Повторение темы «Подготовка к контрольной работе»
|
|
|
| Повторить основные знания понятий и законов темы «Механики»
| Подготовка к к/р №1
|
33/35
|
| Контрольная работа по теме «Механика»
|
|
|
|
|
|
Тема 3. Статика 3 часа
|
1/36
|
| Равновесие тел при отсутствии вращения
| Понятие равновесия. Статика, условие равновесия при отсутствии вращения, разложение сил на составляющие.
| Прибор по статике с магнитными держателями.
|
| Знать/понимать смысл понятия равновесия, условие равновесия. Уметь раскладывать силы на составляющие.
| Записи в тетради.
|
2/37
|
| Равновесие тел с закрепленной осью вращения.
| Момент силы, плечо силы, условие равновесия тел с закрепленной осью вращения (правило моментов)
| Диск с осью вращения, грузы на нити, динамометр демонстрационный.
|
| Знать/понимать смысл понятия момент силы, условие равновесия тел с осью вращения, уметь находить плечо силы, решать задачи на правило моментов.
| Записи в тетради.
|
3/38
|
| Устойчивость равновесия тел.
| Центр тяжести, виды равновесия: устойчивое, неустойчивое, безразличное. Равновесие тел на опорах.
| Шарик на выпуклой и вогнутой поверхностях, линейка, призма с отвесом.
|
| Знать/понимать смысл понятия центр тяжести, уметь определять виды и условия равновесия.
| Записи в тетради.
|
Тема 4. Механические колебания и волны 4 часа
|
1/39
|
| Механические колебания.
| Понятие механических колебаний, примеры, характеристики, условия возникновения колебаний, свободные, гармонические колебания, уравнение гармонических колебаний, периоды пружинного и математического маятников.
| Шарик на нити, две пружины разной житкости, два груза разной массы.
|
| Знать/понимать смысл понятий механического колебания, свободных колебаний, уметь объяснять условия возникновения колебаний.
| § 21
|
2/40
|
| Превращение энергии при колебаниях. Резонанс.
| Превращение энергии при колебаниях, затухающие колебания, вынужденные колебания, резонанс.
| Шарик на нити.
|
| Знать/понимать смысл понятий: затухающие, вынужденные колебания; явления резонанса. Уметь объяснять явление превращения энергии при колебаниях.
| § 22.
|
3/41
|
| Механические волны.
| Механические волны, характеристики и свойства волн. Скорость волны. Интерференция волн. Поперечные и продольные волны.
| Волновая машина, шнур.
|
| Знать/понимать смысл понятия механическая волна, уметь объяснять условия возникновения различных видов волн.
| § 23 (1)
|
4/42
|
| Звук.
| Звуковые волны, ультразвук и инфразвук, характеристики звука, акустический резонанс.
| Камертоны на резонаторных ящиках.
|
| Знать/понимать смысл понятия звуковая волна, явления акустического резонанса, смысл физических величин, характеризующих звук.
| § 23 (2) Подготовка к с/р №10
|
Тема 5. Молекулярно-кинетическая теория 19 часов
|
1/43
|
| Основные положения МКТ.
| Основные положения МКТ. Опытные подтверждения МКТ. Основная задача МКТ.
| Броуновское движение – модель, диффузия в газах, взаимодействующих молекул.
|
| Знать/понимать смысл основных положений МКТ. Уметь приводить опытные доказательства основных положений МКТ.
| § 24.
|
2/44
|
| Масса и размеры молекул. Количество вещества.
| Оценка размеров молекул, количество вещества, относительная молекулярная масса, молярная масса, число Авогадро.
|
|
| Знать/понимать смысл величин, характеризующих молекулы.
| § 25.
|
3/45
|
| Температура в МКТ газов.
| Температура и тепловое равновесие, измерение температуры, термометры, абсолютная температура, соотношение между шкалой Цельсия и Кельвина.
| Измерение температуры.
|
| Знать/понимать смысл понятий температура, абсолютная температура. Уметь объяснять устройство и принцип действия термометров.
| § 26.
|
4/46
|
| Изопроцессы в газах.
| Изопроцессы: изобарный, изохорный, изотермический.
| Зависимость давления от объема (на приборе для д/газовых законов). Зависимость объема газа от температуры. Зависимость давления газа от температуры.
|
| Знать/понимать смысл понятия изопроцесса, а также зависимость между двумя макропараметрами при неизменном третьем.
| § 27.
|
5/47
|
| Решение задач на изопроцессы.
|
|
|
| Уметь решать задачи на применение газовых законов.
| Подготовка к с/р №11
|
6/48
|
| Решение графических задач на изопроцессы.
|
|
|
| Уметь определять характер физического процесса по графику.
| Подготовка к с/р №12.
|
7/49
|
| Уравнение состояния идеального газа.
| Уравнение состояния газа. Уравнение Менделеева - Клайперона. Закон Авогадро.
| Зависимость между объёмом, давлением, температурой.
|
| Знать/понимать зависимость между макроскопическими параметрами (p, V, T), характеризующими состояние газа.
| § 27.
|
8/50
|
| Решение задач по теме «Уравнение состояния газа».
|
|
|
| Уметь применять полученные знания для решения задач, указывать причинно-следственные связи между физическими величинами.
| Подготовка к с/р №13.
|
9/51
|
| Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа.
| Идеальный газ. Основное уравнение МКТ. Связь давления со средней кинетической энергией молекул.
| Модель давления газа.
|
| Знать/понимать смысл понятия давление газа; его зависимость от микропараметров.
| § 28 (1)
|
10/52
|
| Температура и средняя кинетическая энергия молекул газа.
| Температура – мера средней кинетической энергии молекул, постоянная Больцмана. Зависимость давления газа от его концентрации и температуры.
|
|
| Знать/понимать смысл понятия температура – мера средней кинетической энергии, физический смысл постоянной Больцмана.
| § 28 (2,3) Подготовка к с/р №14.
|
11/53
|
| Измерение скоростей молекул газа.
| Опыт Штерна (таблица).
|
|
| Уметь объяснять опыт по определению скорости движения молекул.
| § 29.
|
12/54
13/55
|
| Состояния вещества.
| Сравнение газов, жидкостей и твердых тел, кристаллические и аморфные тела, поверхностное натяжение, смачивание, капиллярность.
| Сохранность формы твердого тела, неизменность объёма воды при переливании, набор кристаллических и аморфных тел, обнаружение поверхностного натяжения, явление смачивания, капиллярности.
|
| Уметь объяснять свойства вещества на основе МКТ, явления поверхностного натяжения, смачивания и капиллярности.
| § 30.
|
14/56
|
| Измерение поверхностного натяжения жидкости.
|
|
| Л.Р. №4
| Уметь измерять поверхностное натяжение жидкости.
|
|
15/57
|
| Фазовые переходы. Плавление и кристаллизация.
| Агрегатные состояния вещества. Процесс плавления и кристаллизации твердых тел. Удельная теплота плавления.
| Модели кристаллических решеток. Наблюдение за процессами плавления и кристаллизации.
|
| Знать/понимать физический смысл процессов плавления и кристаллизации.
| § 35 (1).
|
16/58
|
| Измерение удельной теплоты плавления льда.
|
|
| Л.Р. №5
| Уметь определять удельную теплоту плавления льда.
|
|
17/59
|
| Испарение и конденсация.
| Испарение и конденсация, молекулярная картина испарения, кипения, удельная теплота парообразования. Зависимость скорости испарения от площади поверхности, температуры, движения воздуха, охлаждение жидкости при испарении, кипение воды при пониженном давлении.
|
|
| Уметь объяснять процессы испарения и конденсации на основе МКТ.
| § 35 (2).
|
18/60
|
| Влажность воздуха.
| Насыщенный и ненасыщенный пар, абсолютная влажность, относительная влажность, зависимость влажности от температуры, способы определения влажности.
| Устройство и применение гигрометра и психрометра.
|
| Знать/понимать смысл понятия влажности воздуха, а также физических величин, характеризующих влажность.
| § 35 (2).
|
19/61
|
| Измерение относительной влажности воздуха.
|
|
| Л.Р. №6
| Уметь измерять влажность воздуха.
|
|
Тема 6. Термодинамика 6 часов
|
1/62
|
| Внутренняя энергия.
| Внутренняя энергия. Способы измерения внутренней энергии. Внутренняя энергия идеального газа.
| Способы измерения внутренней энергии.
|
| Знать/понимать смысл понятия внутренняя энергия.
| § 31 (1,2).
|
2/63
|
| Работа в термодинамике.
| Вычисление работы при изобарном процессе. Геометрическое толкование работы. Физический смысл молярной газовой постоянной.
| Работа при измерении объема газа.
|
| Знать/понимать термодинамический смысл понятия работа.
| § 31 (3).
|
3/64
|
| Первый закон термодинамики. Следствия из первого закона термодинамики.
| Закон сохранения энергии, первый закон термодинамики.
|
|
| Знать/понимать смысл первого закона термодинамики. Уметь применять первый закон термодинамики к изопроцессам.
|
|
4/65
|
| Решение задач на первый закон термодинамики.
|
|
|
| Уметь применять первый закон термодинамики при решении задач.
|
|
5/66
|
| Тепловые двигатели.
| Принцип работы тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей. Влияние тепловых двигателей на окружающую среду.
|
|
| Уметь объяснять принципы работы тепловых машин, экологические проблемы, связанные с использованием тепловых машин.
| § 32. С/р №15.
|
6/67
|
| Контрольный урок по теме «Молекулярная физика. Термодинамика»
|
|
|
|
|
|