Главная страница


Программа по формированию здорового жизненного стиля, здорового образа жизни Твоё здоровье Автор программы



Скачать 134.71 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию здорового жизненного стиля, здорового образа жизни Твоё здоровье Автор программы
г.о. Самара
Дата18.04.2016
Размер134.71 Kb.
ТипПрограмма

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 82 с углубленным изучением отдельных предметов г.о. Самара

Авторская Программа по формированию здорового жизненного стиля, здорового образа жизни

Твоё здоровье

Автор программы:

Учитель химии Жиганова С.В.

МОУ Школы № 82 Промышленного района г.о. Самара

Самара, 2012 г

Пояснительная записка

Обоснование необходимости программы

Сегодня в России много говорят о проблеме здоровья молодёжи, как будущего нации. Подростковый возраст можно условно назвать самым аутоагрессивным временем. Именно в этом возрасте большое влияние на жизнь и здоровье ребенка могут оказать отрицательное воздействие такие факторы как курение, алкоголь, наркотики. На этот же возраст приходится пренебрежения к элементарным правилам гигиены и питания. Сохранение и укрепление здоровья населения - одна из наиболее актуальных проблем современности. Проводимые анкетирования учащихся показывают, что собственное здоровье и способы его сохранения интересуют учащихся. На сегодняшний день, именно профилактика, является основным звеном в рамках охраны и укрепления здоровья.

Авторская Программа «Твоё здоровье» посвящена разработке подходов к формированию здорового образа жизни у подрастающего поколения (временной интервал 5- 9 класс). Она интересна и нужна подросткам, так как включает вопросы правильного питания, гигиены питания, профилактики ПАВ. Данный материал поможет учащимся выявить первопричины нарушения здоровья, объяснить влияние различных факторов на организм человека, расширит представление учащихся о научно обоснованных правилах и нормах использования продуктов питания, будет способствовать формированию основ здорового образа жизни и грамотного поведения учащихся в различных жизненных ситуациях. Материал распределен по годам, тематические планы каждого года обучения содержат необходимый теоретический и практический материал (включая конкретные видеосюжеты). В программе предусматривается оптимальное использование современных технологий, в частности, личностно-ориентированных и развивающих; различные организационные формы проведения классных часов: устный журнал, викторины, ролевые игры, познавательные игры, спортивный праздник.

Цели и задачи программы

Цель программы: формирование здорового образа жизни, углубление знаний учащихся о правильном и сбалансированном питании, собственном здоровье, воспитание позитивного  отношения к  здоровью как непреходящей ценности.

Задачи:

1.Расширять и углублять представления о здоровом образе жизни и факторах, препятствующих его формированию;

2. Развитие и закрепление новых конструктивных форм поведения;

3. Формировать негативное отношение к вредным привычкам (курению, алкоголю, наркотикам и последствиям их употребления);

4. Активизировать познавательную деятельность школьников;

5. Вовлекать учащихся в коммуникативную, игровую и проектную деятельность как фактор личностного развития;

6. Разработать практические советы по питанию и по выбору продуктов питания для предупреждения заболеваний, связанных с неправильным питанием.

Общая характеристика внеклассного процесса: методы и формы работы,

средства обучения

Методы:

  • эмпирические (изучение литературы; наблюдение; анкетирование; опросы практические работы);

  • теоретические (сравнение; обобщение; анализ; классификация);

Формы организации:

  • лекции с элементами беседы;

  • дискуссии;

  • практические работы исследовательского характера;

  • ролевые и познавательные игры;

  • устный журнал;

  • викторины;

  • презентации.

Средства обучения:

  • мультимедийные средства (компьютер, проектор, компьютерные презентации);

  • наглядный материал (видеофильмы);

  • химическое оборудование и реактивы;

  • интернет-ресурсы.

Характеристика временных ресурсов, необходимых для усвоения программы

Авторская программа «Твоё здоровье» включает в себя 35 отдельных тем (по 7 часов в каждом классе в течение года, кроме декабря и мая), сгруппированных в три справочно-смысловых блока: питание, вредные привычки, гигиена и предназначена для учащихся 5 – 9 классов.

Содержательная часть

Тематический план

Разделы

Количество часов

Питание и здоровье

5 класс

3 ч.

6 класс

4 ч.

7 класс

4 ч.

8 класс

4 ч.

9 класс

3 ч.

Профилактика употребления ПАВ

5 класс

1 ч.

6 класс

1 ч.

7 класс

1 ч.

8 класс

1 ч.

9 класс

3 ч.

Гигиена здоровья

5 класс

3 ч.

6 класс

2 ч.

7 класс

2 ч.

8 класс

2 ч.

9 класс

1 ч.

Итого

35 часов

Содержание занятий



Тема занятия

Содержание

Форма проведения

5 класс

Питание и здоровье

1

Разговор о правильном питании

Представление об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах и витаминах, функциях этих веществ в организме.

Беседа с элементами дискуссии, просмотр видеосюжета.

2

Витамины и минеральные вещества

Понятие о минеральных веществах, витаминах и их значении для здоровья.

Беседа, проведение викторины, просмотр видеосюжета.

3

Пищевые традиции разных народов мира. Чайная церемония

Знакомство учащихся с традициями разных народов мира. Чай, его влияние на организм.

Беседа, чаепитие.

Профилактика употребления ПАВ

4

Табак завоёвывает мир

Представление об отрицательном влиянии курения на организм.

Беседа с элементами дискуссии, просмотр видеосюжета.

Гигиена здоровья

5

Мы за спорт

Представление о здоровом образе жизни, влияние спорта на организм.

Беседа, театрализованное представление.

6

Устный журнал «Режим дня школьника»

Режим дня и личная гигиена.

Устный журнал.

7

Формула жизни

Основные составляющие здоровой полноценной жизни.

Внеклассное мероприятие.

6 класс

Питание и здоровье

1

Скажи мне, что ты ешь?

Полезные и вредные продукты, основы рационального питания.

Беседа с элементами дискуссии.

2

Ролевая игра «Здоровое питание - часть здорового образа жизни»

Понятие здорового питания.

Ролевая игра.

3

Искусственные и натуральные напитки

Виды безалкогольных напитков, их значение в организме.

Беседа с элементами дискуссии, просмотр видеосюжета.

4

Пищевые традиции разных народов мира. Шоколад – пища богов

Знакомство учащихся с традициями разных народов. Всё о шоколаде.

Беседа с элементами дискуссии, просмотр видеосюжета.

Профилактика употребления ПАВ

5

Я выбираю здоровый образ жизни

Основные составляющие здорового образа жизни.

Беседа с элементами дискуссии, викторина, просмотр видеосюжета

Гигиена здоровья

6

Фаст фуд вред или польза?

Чем опасен фаст фуд.

Беседа с элементами дискуссии, просмотр видеосюжета.

7

Человек, продли свой век

Пропагандировать здоровый образ жизни.

Беседа, театрализованное представление.

7 класс

Питание и здоровье

1

Твой режим дня

Основные правила режима дня. школьника; рекомендации при выполнении домашних заданий, распределении времени подростка.

Беседа с элементами дискуссии, просмотр видеосюжета.

2

Чем полезен завтрак?

Польза завтрака, продукты наиболее подходящие для завтрака, самостоятельно приготовить завтрак.

Беседа с элементами дискуссии, просмотр видеосюжета.

3

Тайны продуктов питания

История питания человека, некоторые тайны пищевых продуктов.

Беседа с элементами дискуссии.

4

Пищевые традиции разных народов мира. Арабский напиток.

Знакомство учащихся с традициями разных народов мира. Кофе, его влияние на организм.

Беседа с элементами дискуссии, просмотр видеосюжета.

Профилактика употребления ПАВ

5

Выбор за нами

Пропагандировать здоровый образ жизни.

Беседа, театрализованное представление

Гигиена здоровья

6

Шаги к здоровью

Гиподинамия, что такое работоспособность.

Беседа, театрализованное представление, просмотр видеосюжета

7

Мобильный телефон в нашей жизни

Влияние сотового телефона на организм

Беседа, работа в группах

8 класс

Питание и здоровье

1

Параметры здорового человека

Что такое здоровье и болезнь

Беседа с элементами дискуссии.

2

Вредные и полезные продукты

Какие продукты следует употреблять, чтобы оставаться здоровыми

Беседа с элементами дискуссии, ролевые игры, просмотр видеосюжета.

3

Болезни цивилизации

Распространённые болезни цивилизации: ожирение, гиподинамия, близорукость и т.д.

Беседа с элементами дискуссии, просмотр видеосюжета.

4

Пищевые традиции народов мира. Мёд – еда фараонов.

Знакомство учащихся с традициями разных народов мира. Мёд, его влияние на организм.

Беседа с элементами дискуссии, просмотр видеосюжета.

Профилактика употребления ПАВ

5

Десять мифов об алкоголе

Опровержение мифов об алкоголе.

Беседа с элементами дискуссии, просмотр видеосюжета.

Гигиена здоровья

6

Викторина «Если хочешь быть здоров!»

Пропагандировать здоровый образ жизни.

Викторина, просмотр видеосюжета.

7

Компьютер и здоровье школьника

Влияние компьютера на организм

Беседа с элементами дискуссии.

9 класс

Питание и здоровье

1

Что такое здоровье?

Основные компоненты здоровья

Беседа с элементами дискуссии

2

Сладости и здоровье.

Значение сладостей для организма человека. Полезные сладости.

Беседа с элементами дискуссии, просмотр видеосюжета.

3

Пищевые традиции разных народов мира. Мороженное.

Знакомство учащихся с традициями разных народов мира. Мороженное, история открытия, всем ли оно полезно.

Беседа с элементами дискуссии, просмотр видеосюжета.

Профилактика употребления ПАВ

4

Жизнь без зависимостей.

Курение, последствия воздействия никотина на организм

Беседа с элементами дискуссии, просмотр видеосюжета.

5

Детки в пивной клетке.

Пиво – алкогольный напиток, как оно влияет на оргазм мужчин и женщин.

Групповая работа, дискуссия, просмотр видеосюжета.

6

Наркотики – оружие самоубийства.

Опасные последствия употребления наркотических веществ, упражнение «Как отразить провокацию?».

Групповая работа, дискуссия, просмотр видеосюжета.

Гигиена здоровья

7

Стоп СПИД.


Воздействие ВИЧ на иммунную систему человека; симптомы ВИЧ и СПИДа.

Беседа с элементами дискуссии, групповая работа, просмотр видеосюжета.

Литература для педагога и учащихся

  1. Александров О.А. Комплексная программа здоровья/ О.А Александрова - М.: Медицина, 2005.

  2. Аронов Д.М. Твой и наш враг/ Д.М. Аронов - М.: Физкультура и спорт, 2006.

  3. Арзамасцев К.И. Сценарии школьных химических вечеров/ К.И. Арзамасцев - Чебоксары: Кино, 1997.

  4. Байер К. Здоровый образ жизни / К.Байер, Л. Шейнберг - М.: Мир, 2007.

  5. Быков А.А. Антиспид/ А.А. Быков, И.А. Носков, Е.И. Худякова, Т.И. Бочкарёва - Самара, 2001.

  6. Вагнер Р.И. Не кури/ Р.И Вагнер, Е.А. Валдина - М.: Медицина, 1979.

  7. Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: Программа мероприятий, игры/ Е.А. Воронова - М.: Феникс, 2011.

  8. Евстигнеев Г.М. Тайны продуктов питания/ Г.М. Евстигнеев, Ю.А. Лившиц, О.Н. Сигнаевский - М.: Пищевая промышленность, 1972.

  9. Коробкина З.В. У опасной черты/ З.В. Коробкина - М.: Мысль, 2005.

  10. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимости: 5 - 7 класс/ Г.Г. Кулинич - М.: ВАКО, 2008.

  11. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею/ Е.В. Коротаева - М.: КСП, 2005.

  12. Коротченкова Л.В. Сценарии классных часов для старшеклассников/Л.В. Коротченкова - Саратов: Лицей. 2006.

  13. Кэрол Ф.З. Введение в сексуальность человека/ Ф.З. Кэрол - Н/Новгород: Культурная инициатива, 1994.

  14. Лаптев А. К. Тайны пирамиды здоровья/ А.К. Лаптев - СПб, 2008.

  15. Макеева А.Г. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников/ А.Г. Макеева, И.В. Лысенко - СПб, 2008.

  16. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности/ Ю.В. Науменко - М.: Планета, 2011.

  17. Нечаев А. П. Пищевые красители. Пищевые ингредиенты (сырье и добавки)/ А.П. Нечаев, В.М. Болотов - М., 2001.

  18. Николаева А.П. Уроки профилактики наркомании в школе/ А.П.Николаева, Д.В. Колесов - М.: Мысль, 2005.

  19. Сизанов А.Н. Модульный курс профилактики курения/ А.Н. Сизанов, В.А. Хриптович - М.: Вако, 2006.

  20. Толстых А.В. Подросток в неформальной группе/ А.В. Толстых - М.: Знания, 1991.

  21. Ураков И.Г. Алкоголь: личность и здоровье/ И.Г. Ураков - М.: Медицина, 2006.

  22. Фалькович Т.А. Подростки 21 века. Психолого - педогогическая работа в кризисных ситуациях: 8 — 11 классы/ Т.А. Фалькович, Н.С. Толстоухова, Н.В. Высоцкая - М.: ВАКО, 2007.

  23. Ягодинский Г.Н. Школьнику о вреде никотин и алкоголя/ Г.Н. Ягодинский - М.: Просвещение, 1986.

Интернет-ресурсы

  1. Женский информационный познавательный портал [Электронный ресурс] Режим доступа: https://allwomens.ru/8369-poleznye-i-vrednye-produkty-dlya-organizma.html.

  2. ООО «Агентство развития и безопасности бизнеса» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://msb26.ru/spec/sovet/sovets_146.html.

  3. Медицинский центр Алкоклиник [Электронный ресурс] Режим доступа: https://alcoclinic.ru.

  4. Сайт об алкоголе Nalivai.Ru [Электронный ресурс] Режим доступа: https://nalivai.ru/ten_myths_about_alkohol.

  5. Как бросить курить [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ne-kurim.ru.

  6. Кардиологический портал Алтая [Электронный ресурс] Режим доступа: https://card-cgb.narod.ru.

  7. О курении.ru [Электронный ресурс] Режим доступа: https://okurenii.ru.

  8. Школа здоровья [Электронный ресурс] Режим доступа: https://dietologia.ucoz.ru/index/o_kurenii/0-8.

  9. Шоколадный сайт Choco-Love.ru [Электронный ресурс] Режим доступа: https://choco-love.ru.

  10. Здоровье «диких» хозяек [Электронный ресурс] Режим доступа: https://health.wild-mistress.ru/wm/health.nsf/publicall/8A7EB631AD397BB3C325747100015925.

  11. Качество потребительские тесты и обзоры [Электронный ресурс] Режим доступа: https://kachestvo.ru/interesno/poleznyi-zavtrak.html.

  12. Школа Жизни. ру [Электронный ресурс] Режим доступа: https://shkolazhizni.ru.