|
Программа по химии в 10 классе (социально-гуманитарный профиль) на 2013/2014 учебный год
Рабочая программа
по химии
в 10 классе
(социально-гуманитарный профиль)
на 2013/2014 учебный год
Учитель химии Н.Л. Долгушина
2013
г. Котельнич
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по химии для 10 а, б классов составлена на основе программы курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Габриелян О.С – М.: Дрофа, 2011. – 78, [2]с., общеобразовательный уровень в соответствии с ФГОС.
Данный учебный предмет изучается в количестве 34 учебных часов согласно программе (программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Габриелян О.С – М.: Дрофа, 2011. – 78, [2]с.). Рабочей программой предусмотрено проведение 4 контрольных и 2 практических работ. 1. Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2006/2007 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 302 от 07.12.2005 г.;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11 или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru).
Пример рабочей программы разработан на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Габриелян О.С – М.: Дрофа, 2011. – 78, [2]с.).
В авторскую программу внесены следующие изменения:
Увеличено число часов на изучение тем:
- № 2 «Углеводороды и их природные источники» до 10 часов вместо 8;
- № 3 «Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе» до 11 часов вместо 10, так как эти темы являются наиболее важными в курсе органической химии.
Уменьшено число часов на изучение тем:
- № 4 «Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе» до 5 вместо 6 часов за счет исключения раздела «Нуклеиновые кислоты», так как этот раздел отсутствует в Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ;
- № 5 «Биологически активные органические соединения» до 2 часов вместо 4, так как эта тема в Обязательном минимуме содержания прописана курсивом, а значит, не внесена в Требования к уровню подготовки выпускников.
- № 6 «Искусственные и синтетические органические соединения» с 3 часов до 2 за счет исключения Практической работы № 2 «Распознавание пластмасс и волокон», так как часть данной работы, а именно «Отношение пластмасс и волокон к горению» может быть выполнена как домашняя практическая работа.
Из авторской программы исключены некоторые демонстрационные и лабораторные опыты из-за недостатка времени на их выполнение при 1 часе в неделю, так как авторская программа предусматривает 1 / 2 часа в неделю.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса. 2. Воспитательные задачи:
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
3. Требования к знаниям учащихся:
В Поурочном планировании в графе «Изучаемые вопросы» курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включен в Требования к уровню подготовки выпускников.
Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в Поурочное планирование.
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
4. Учебный план.
Всего: 34 часа
34 учебные недели
1 час в неделю
| 1 четверть
| 2 четверть
| 3 четверть
| 4 четверть
| всего
| 34 часа
| 9
| 7
| 11
| 7
|
| Контрольная работа
| 1
| 1
| 1
| 1
| 4
| Практическая работа
|
|
| 1
| 1
| 2
|
5. Учебно-методический комплект
Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Габриелян О.С – М.: Дрофа, 2011. – 78, [2]с.Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2002.
Габриелян О.С. Химия. 10 класс: базовый уровень, учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2009
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 10 класс. – М.: Дрофа, 2004.
Габриелян О.С., Берёзкин П.Н., Ушакова А.А. и др. Контрольные и проверочные работы по химии. 10 класс – М.: Дрофа, 2003.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс. – М.: Дрофа, 2004.
Габриелян О.С., Пономарев С.Ю., Карцова А.А. Органическая химия: Задачи и упражнения. 10 класс. – М.: Просвещение, 2005.
Габриелян О.С., Попкова Т.Н., Карцова А.А. Органическая химия: Методическое пособие. 10 класс. – М.: Просвещение, 2005.
Габриелян О.С., Ватлина Л.П. Химический эксперимент по органической химии. 10 класс. – М.: Дрофа, 2005.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 10 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа,2005.
Габриелян О.С., Решетов П.В. Остроумов И.Г. Никитюк А.М. Готовимся к единому государственному экзамену. – М.: дрофа, 2003-2004.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. Пособие. – М.: Дрофа, 2005.
Дополнительная литература для учителя
Буцкус П.Ф. Книга для чтения по органической химии – М.: Просвещение, 1985
Жиряков В.Г. Органическая химия. –М.: Просвещение, 1983
Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Воротникова Н.А. Химия. Методические материалы 10-11 классы. - М.:Дрофа, 2000
Назарова Г.С., Лаврова В.Н. Использование учебного оборудования на практических занятиях по химии. –М., 2000
Лидин Р.А и др. Химия. 10-11 классы. Дидактические материалы (Решение задач). – М.: Дрофа,2005.
Лидин Р.А., Маргулис В.Б. Химия. 10-11 классы. Дидактические материалы. (Тесты и проверочные задания). – М.: Дрофа, 2005.
Артеменко А.И. Органическая химия: Номенклатура. Изомерия. Электронные эффекты. – М.: Дрофа, 2006.
Суровцева Р.П. и др.Химия. 10-11 классы. Новые тесты. – М.: Дрофа, 2005.
Радецкий А.М. Контрольные работы по химии в 10-11 классах: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2005.
Дополнительная литература для ученика
Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. – Санкт-Пертебург: Трион, 1998.
Артеменко А.И. Удивительный мир органической химии. – М.: Дрофа, 2005.
Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С.. Полезная химия: задачи и история. – М.: Дрофа, 2006.
Степин Б.Д., АликбероваЛ.Ю.. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2005.
Артеменко А.И. Применение органических соединений. – М.: Дрофа, 2005.
Карцова А.А., Левкин А.Н. Органическая химия: иллюстрированный курс: 10(11) класс: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2005.
Ушкалова В.Н., Иоанидис Н.В. Химия: Конкурсные задания и ответы: Пособие для поступающих в ВУЗы. – М.: Просвещение, 2005.
6. Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение практических, контрольных работ и текущих самостоятельных работ в рамках каждой темы в виде фрагмента урока.
Мониторинг уровня обученности и качества знаний учащихся по учебным четвертям.
Тематическое планирование по химии, 10 класс,
базовый уровень (1 ч в неделю, всего 34 ч),
УМК О.С. Габриеляна
№№
п\п
|
Наименование темы
| Всего,
час.
| Из них
|
Дата
| практ.
работы
| контр.
работы
| 1
| Введение
| 1
| -
| -
|
| 2
| Тема 1. Теория строения органических соединений
| 2
| -
| 1(вводная)
|
| 3
| Тема 2. Углеводороды и их природные источники
| 10
| -
| К.р.№1
| 2 чет.
| 4
| Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе
| 11
| -
| К.р.№2
| 3 чет.
| 5
| Тема 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе
| 5
| Пр.р.№1
|
| 3 чет.
| 6
| Тема 5. Химия и жизнь
| 2
| -
| -
|
| 7
| Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения
| 2
| Пр.р.№2
| -
| 4 чет.
| 8
| Систематизация и обобщение знаний по курсу органической химии
| 1
| -
| 1
|
|
| Итого
| 34
| 2
| 4
|
|
7. Календарно-тематическое планирование по химии, 10 класс, базовый уровень (1 час в неделю, всего 34 часа)
УМК О.С. Габриеляна
№/п
| Тема урока
| Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФГОСО
| Средства обучения. Информационное обеспечение. Эксперимент
Д.- демонстрац.
Л.- лабораторн.
| Требования к уровню подготовки выпускников
| Тип урока
| Форма урока
| Контроль за ЗУН
| Дата
план/факт
| Введение (1 час)
|
|
|
| 1
| Предмет органической химии. Вводный инструктаж по ТБ.
| Научные методы познания веществ и химических явлений. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения
| Д. Коллекция органических веществ и изделий из них
| Знать/понимать
-химические понятия: вещества молекулярного и немолекулярного строения
| Изучение нового материала
| лекция
| § 1 с. 9 упр.1-6
| Тема 1. Строение органических соединений (2 часа)
|
|
|
| 2
| Теория строения органических соединений
Вводный контроль. (тест)
| Роль эксперимента и теории в химии. Валентность. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Понятие об углеродном скелете. Типы химических связей в молекулах органических соединений.
|
| Знать/понимать
-химические понятия: валентность
теорию строения органических соединений А.М. Бутлерова
| Изучение нового материала
| лекция
| § 2
с. 9-11, с.14 упр.1-3
| 3
| Теория строения органических соединений.
| Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. гомологическом ряде и гомологах, изомерии и изомерах. Структурная изомерия. Радикалы. Функциональные группы.
| Д. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений
| Знать/понимать
-химические понятия: валентность, изомерия, изомеры, гомология, гомологи;
теорию строения органических соединений А.М. Бутлерова
| Изучение нового материала
| лекция
| § 2
с.11-14, с.14 упр.6,7
| Тема 2. Углеводороды и их природные источники (10 часов)
|
|
|
| 4
| Классификация и номенклатура органических соединений. Алканы
| Природный газ. Алканы: общая формула, гомологический ряд, гомологическая разность, изомерия, номенклатура. Химические свойства: горение, разложение, замещение, дегидрирование (на примере метана и этана). Применение алканов на основе их свойств
| Д. Горение метана и отношение его к раствору перманганата калия и бромной воде
Л. Изготовление моделей молекул алканов
| Знать/понимать
-химические понятия: углеродный скелет;
-важнейшие вещества: метан, его применение;
Уметь
-называть: алканы по «тривиальной» или международной номенклатуре
-определять: принадлежность органических веществ к классу алканов
-характеризовать: строение и химические свойства метана и этана
-объяснять: зависимость свойств метана и этана от их состава и строения
| 1.Изучение нового материала 2.закрепления
| Лекция
беседа
| с.56-57,
§11
с.67-72,
с.81 упр.1-3
| 5
| Алканы
| Химические свойства: горение, разложение, замещение, дегидрирование (на примере метана и этана). Применение алканов на основе их свойств
| Д. Горение метана и отношение его к раствору перманганата калия и бромной воде
Л. Изготовление моделей молекул алканов
| Знать/понимать
-химические понятия: углеродный скелет;
-важнейшие вещества: метан, его применение;
Уметь
-называть: алканы по «тривиальной» или международной номенклатуре
-определять: принадлежность органических веществ к классу алканов
-характеризовать: строение и химические свойства метана и этана
-объяснять: зависимость свойств метана и этана от их состава и строения
| 1.Изучение нового материала 2. закрепления
| Лекция
беседа
| с.73-75, 78-81, с.81 упр.5
| 6
| Алкены
| Общая формула алкенов, гомологический ряд, структурная изомерия, номенклатура. Этилен: его получение дегидрированием этана и дегидратацией этилена, физические свойства. Химические свойства: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация и полимеризация. Применение этилена и полиэтилена на основе их свойств
| Д. Получение этилена, горение, отношение к бромной воде и раствору перманганата калия
Л. Изготовление моделей молекул алкенов
| Знать/понимать
-химические понятия: строение алкенов (наличие двойной связи);
-важнейшие вещества:
этилен, полиэтилен, их применение;
Уметь
-называть: алкены по «тривиальной» или международной номенклатуре;
-определять: принадлежность веществ к классу алкенов
-характеризовать: строение и химические свойства этилена;
-объяснять: зависимость свойств этилена от его состава и строения
| 1.Изучение нового материала 2. закрепления
| Лекция
беседа
| §12
С.82-85, 87, записи
| 7
| Алкены
| Общая формула алкенов, гомологический ряд, структурная изомерия, номенклатура. Этилен: его получение дегидрированием этана и дегидратацией этилена, физические свойства. Химические свойства: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация и полимеризация. Применение этилена и полиэтилена на основе их свойств
| Д. Получение этилена, горение, отношение к бромной воде и раствору перманганата калия
Л. Изготовление моделей молекул алкенов
| Знать/понимать
-химические понятия: строение алкенов (наличие двойной связи);
-важнейшие вещества:
этилен, полиэтилен, их применение;
Уметь
-называть: алкены по «тривиальной» или международной номенклатуре;
-определять: принадлежность веществ к классу алкенов
-характеризовать: строение и химические свойства этилена;
-объяснять: зависимость свойств этилена от его состава и строения
| 1.Изучение нового материала 2. закрепления
| Лекция
беседа
| с.87-98,с.98 упр.3, записи
| 8
| Алкадиены. Каучуки
| Понятие об алкадиенах как об углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина
| Д. Разложение каучука при нагревании, испытание продукта разложения на непредельность
Л. Ознакомление с образцами каучуков
| Знать/понимать
-важнейшие вещества и материалы: каучуки, их применение
| Изучение нового материала
| лекция
| §14 с.108-110, 112-116
| 9
| Алкины. Ацетилен
| Общая формула алкинов. Ацетилен: строение молекулы, получение пиролизом метана и карбидным способом, физические свойства. Химические свойства: горение, взаимодействие с бромной водой, хлороводородом, гидратация. Применение ацетилена на основе свойств
| Д. Получение и свойства ацетилена
Л. Изготовление модели молекулы ацетилена
| Знать/понимать
строение молекулы ацетилена (наличие тройной связи);
-важнейшие вещества: ацетилен, его применение;
Уметь
-называть: ацетилен по международной номенклатуре;
-характеризовать: строение и химические свойства ацетилена;
-объяснять: зависимость свойств ацетилена от строения
| Изучение нового материала
| лекция
| §13 с.108 упр.4а
| 10
| Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ.
| Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Природный газ. Бензин: понятие об октановом числе
| Д. (Л.) Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»
Л. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах
| Знать/понимать
способы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами
Уметь
-объяснять явления, происходящие при переработке нефти;
оценивать влияние химического загрязнения нефтью и нефтепродуктами на состояние окружающей среды
-выполнять химический эксперимент по распознаванию непредельных углеводородов
| Изучение нового материала
| лекция
| §10, записи
| 11
| Арены. Бензол
| Общее представление об аренах. Строение молекулы бензола. Химические свойства: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе его свойств
| Д. Отношение бензола к раствору перманганата калия и бромной воде
| Знать/понимать
строение молекулы бензола;
Уметь
-характеризовать: химические свойства бензола
-объяснять зависимость свойств бензола от его состава и строения
| Изучение нового материала
| лекция
| §16, записи, с.136 упр.1,2
| 12
| Систематизация и обобщение знаний по теме № 2.
|
|
|
| Обобщение и закрепление знаний
| семинар
| §11-16
| 13
| Контрольная работа № 1 по теме № 2 «Углеводороды и их природные источники»
|
|
|
|
|
|
| Тема № 3. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (11часов)
|
|
|
| 14
| Углеводы
| Единство химической организации живых организмов. Углеводы, их классификация. Понятие о реакциях поликонденсации (превращение глюкозы в полисахарид) и гидролиза (превращение полисахарида в глюкозу). Значение углеводов в живой природе и жизни человека.
| Д. Ознакомление с образцами углеводов Л. Свойства крахмала
| Знать/понимать
важнейшие углеводы: глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка
Уметь
-объяснять химические
явления, происходящие с углеводами в природе
-выполнять химический эксперимент по распознаванию крахмала
| Изучение нового материала
| лекция
| §22 с.200 упр.1-4
| 15
| Глюкоза
| Глюкоза – вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств
| Л. Свойства глюкозы
| Уметь
-характеризовать: химические свойства глюкозы
-объяснять зависимость свойств глюкозы от состава и строения
-выполнять химический эксперимент по распознаванию глюкозы
| Изучение нового материала
| лекция
| §23, с.205 упр.1-3
| 16
| Спирты
| Предельные одноатомные спирты: состав, строение, номенклатура, изомерия. Представление о водородной связи. Физические свойства метанола и этанола, их физиологическое действие на организм. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Глицерин как представитель многоатомных спиртов.
|
| Знать/понимать
-химическое понятие: функциональная группа спиртов
-вещества: этанол, глицерин
Уметь
-называть спирты по «тривиальной» или международной номенклатуре;
-определять принадлежность веществ к классу спиртов
| Изучение нового материала
| лекция
| §17 с.138-143, с.153 упр.1-3,5
| 17
| Химические свойства спиртов
| Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид, внутримолекулярная дегидратация. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение этанола и глицерина на основе их свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение
|
Д. Окисление этанола в альдегид
Л. Свойства глицерина
| Уметь
-характеризовать строение и химические свойства спиртов
-объяснять зависимость свойств спиртов от их состава и строения;
-выполнять химический эксперимент по распознаванию многотомных спиртов
| Изучение нового материала
| лекция
| §17 с.143-153, с.154 упр.8,9
| 18
| Фенол
| Состав и строение молекулы фенола. Получение фенола коксованием каменного угля. Физические и химические свойства: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой, реакция поликонденсации. Применение фенола на основе свойств
| Д. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки»
Д. Качественные реакции на фенол
| Использовать приобретенные знания и умения для
-безопасного обращения с фенолом;
-для оценки влияния фенола на организм чел. и др.живые организмы
| Изучение нового материала
| лекция
| §18 с.164 упр.1-3
| 19
| Альдегиды
| Формальдегид, ацетальдегид: состав, строение молекул, получение окислением соответствующих спиртов, физические свойства;
химические свойства (окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт). Применение альдегидов на основе их свойств
| Д. Реакция «серебряного зеркала» Д. Окисление альдегидов с помощью гидроксида меди (П)
| Знать/понимать
-химические понятия: функциональная группа альдегидов
Уметь
-называть альдегиды по «тривиальной» или международной номенклатуре;
-определять принадлежность веществ к классу альдегидов
-характеризовать строение и химические свойства формальдегида и ацетальдегида
-объяснятьзависимость свойств альдегидов от состава и стр-ния
-выполнять химический эксперимент по распознаванию альдегидов
| Изучение нового материала
| лекция
| §19 с.174 упр.1-3
| 20
| Карбоновые кислоты
| Одноосновные карбоновые кислоты - Уксусная кислота: состав и строение молекулы, получение окислением ацетальдегида, химические свойства (общие с неорганическими кислотами, реакция этерификации). Применение уксусной кислоты на основе свойств. Пальмитиновая и стеариновая кислоты – представители высших жирных кислот.
| Л. Свойства уксусной кислоты
| Знать/понимать
-химические понятия: функциональная группа карбоновых кислот, состав мыла
Уметь
-называть уксусную кислоту по международной номенклатуре
-определять принадлежность веществ к классу карбоновых кислот
-характеризовать строение и химические свойства уксусной кислоты
-объяснять зависимость свойств уксусной кислоты от состава и строения
-выполнять химический эксперимент по распознаванию карбоновых кислот
| Изучение нового материала
| лекция
| §20 с.189 упр.7,11
| 21
| Сложные эфиры
| Получение сложных эфиров реакцией этерификации; нахождение в природе; значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
| Д. Коллекция эфирных масел
| Уметь
-называть сложные эфиры по «тривиальной» или международной номенклатуре
-определять принадлежность веществ к классу сложных эфиров
| Изучение нового материала
| лекция
| §21, записи, доклады, с.190-192, с.195 упр.1,2
| 22
| Жиры
| Нахождение в природе. Состав жиров; химические свойства: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.
| Л. Свойства жиров
| Уметь
-определять принадлежность веществ к классу жиров
-характеризовать строение и химические свойства жиров
| Изучение нового материала
| лекция
| §21 записи, доклады, с.192-194, с.195 упр.7
| 23
| Систематизация и обобщение знаний по теме № 3.
|
|
|
| Обобщение и закрепление знаний
| семинар
| § 17-23
| 24
| Контрольная работа № 2 по теме №3 «Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе»
|
|
|
|
|
|
| Тема № 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе (5часов)
| 25
| Амины. Анилин
| Понятие об аминах как органических основаниях. Анилин – ароматический амин: состав и строение; получение реакцией Зинина, применение анилина
| Д. Реакция анилина с бромной водой
| Уметь
-определять принадлежность веществ к классу аминов
| Изучение нового материала
| лекция
| §25 с.220 упр.1,2,4, записи
| 26
| Аминокислоты
| Состав, строение, номенклатура, физические свойства. Аминокислоты – амфотерные органические соединения: взаимодействие со щелочами, кислотами, друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе их свойств.
|
| Уметь
-называть аминокислоты по «тривиальной» или международной номенклатуре
-определять принадлежность веществ к классу аминокислот
- характеризовать строение и химические свойства аминокислот
| Изучение нового материала
| лекция
| §26, с.225 упр.1,2, записи
| 27
| Белки
| Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции.
| Д. Горение птичьего пера и шерстяной нити Л. Свойства белков
| Уметь
-характеризовать строение и химические свойства белков
-выполнять химический эксперимент по распознаванию белков
| Изучение нового материала
| лекция
| §27 доклады, записи, с.234 упр.1,3-5
| 28
| Генетическая связь между классами органических соединений
| Составление уравнений химических реакций к схемам превращений, отражающих генетическую связь между классами органических веществ.
| Д. Превращения: этанол – этилен – этиленгликоль – этиленгликолят меди (П); этанол – этаналь – этановая кислота
| Уметь
-характеризовать строение и химические свойства изученных органических соединений
| Обобщение и закрепление знаний
| семинар
| записи, с.234 упр.10
| 29
| Практическая работа № 1 Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений
| Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами. Качественный и количественный анализ веществ. Определение характера среды. Индикаторы. Качественные реакции на отдельные классы органических соединений.
|
| Уметь
-выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ
Знать качественные реакции на отдельные классы органических соединений.
| Обобщение и закрепление знаний
|
|
| Тема № 5. Химия и жизнь (2 часа)
|
|
|
| 30
| Ферменты
| Ферменты – биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.
| Д. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса, картофеля Д. Коллекция СМС, содержащих энзимы
|
| Изучение нового материала
| лекция
| §30 записи, доклады
| 31
| Химия и здоровье. Витамины. Гормоны. Лекарства
| Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Понятие о витаминах. Витамины С и А. Авитаминозы. Понятие о гормонах. Инсулин и адреналин. Профилактика сахарного диабета. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Наркотические вещества. Наркомания, профилактика и борьба с ней.
| Д. Коллекция витаминных препаратов Д. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечки
| Использовать приобретенные знания и умения для безопасного обращения с токсичными веществами
| Изучение нового материала
| лекция
| §29,31,
32 записи, доклады
| Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения (2 часа)
|
|
|
| 32
| Искусственные полимеры
Практическая работа № 2
Распознавание пластмасс и волокон.
| Понятие об искусственных полимерах – пластмассах и волокнах. Ацетатный шелк и вискоза, их свойства и применение.
Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами. Качественный и количественный анализ веществ.
| Л. Ознакомление с коллекцией пластмасс и волокон
| Знать/понимать
- важнейшие материалы -искусственные волокна и пластмассы
| Изучение нового материала
| лекция
| записи, доклады
| 33
| Синтетические органические соединения - полимеры
| Понятие о синтетических полимерах – пластмассах, волокнах, каучуках; их классификация, получение и применение.
| Л. Ознакомление с коллекцией пластмасс, волокон и каучуков
| Знать/понимать
- важнейшие материалы -синтетические волокна, пластмассы и каучуки
| Изучение нового материала
| лекция
| записи, доклады
| 34
| Обобщение и систематизация знаний по курсу органической химии
|
|
|
| Обобщение и закрепление знаний
| семинар
|
| ИТОГО: 34 часа
|
План внеклассной работы по предмету:
8.1. Работа с сильными учениками (в течение года)
8.2. Работа со слабыми учениками (в течение года)
8.3. Подготовка и проведение школьной олимпиады (1 четверть)
8.4. Подготовка учащихся к участию в муниципальной олимпиаде (2 четверть)
8.5 Подготовка учащихся к участию в школьной и муниципальной научно-практической конференции.
8.6 Участие в предметном декаднике.
|
|
|