Главная страница

Программа по информатике 11 класса 2012 2013 уч год Пояснительная записка (информатика и икт 11)



Скачать 266.6 Kb.
НазваниеПрограмма по информатике 11 класса 2012 2013 уч год Пояснительная записка (информатика и икт 11)
Дата13.04.2016
Размер266.6 Kb.
ТипПрограмма







Рабочая программа

по информатике 11 класса

2012 – 2013 уч. год

Пояснительная записка (информатика и ИКТ - 11)

Программа по информатике составлена на основе

  1. ФГОС 2004 г.;

  2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям[2];

  3. Авторской программы Макаровой Н.В.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Изучение информатики и информационных технологий в 11 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие системного мышления, творческих способностей, познавательного интереса учащихся;

  • развитие исследовательских умений учащихся в процессе моделирования в электронной таблице;

  • формирование представления об основных понятиях социальной информатики;

  • формирование систематизированного представления об информационных системах и информационных технологиях;

  • формирование умений работы с реляционной многотабличной базой данных в программной среде Access;

  • закрепление навыков работы по автоматизированной обработке текста;

  • освоение основ программирования в среде Visual Basic;

  • подготовка к экзамену по информатике и ИКТ.


Курс строится на основе учебника-практикума с использованием отдельным модулей. Основной акцент делается на расширении и углублении знаний и умений, приобретенных обучающимися на предыдущем уровне обучении, как в теоретической, так и в практической части.

Место предмета

Количество часов по программе[1] – 68

На изучение предмета в учебном плане школы отводится:

Количество часов на учебный год - 68

В неделю - 2

Плановых контрольных - 3

Практических работ – 18

Один урок, выпадающий на 9 мая 2013 г. планируется провести за счет уплотнения учебного материала.

Основное содержание:

  1. Информационная картина мира – 9 ч.

  1. Основы социальной информатики – 6 ч.

  2. Информационные системы и технологии – 3 ч.

  1. Программное обеспечение информационных технологий – 55 ч.

  1. Информационная технология обработки массивов данных – 10 ч.

  2. Информационная технология автоматизированной обработки текста – 5 ч.

  3. Информационная технология хранения данных – 24 ч.

  4. Основы программирования в среде Visual Basic – 15 ч.

  1. Повторение – 4 ч.



ПРОГРАММА КУРСА ИНФОРМАТИКИ 11 КЛАССА

Раздел, тема

Кол-во часов

Цель раздела, темы

Требования

  1. Информационная картина мира (9 часов)

  1. Основы социальной информатики 6 ч.




  1. От индустриального общества – к информационному

1

Познакомить учащихся с:

  • информационными революциями, их ролью и характеристиками;

  • краткой характеристикой поколений ЭВМ и связь с информационной революцией;

  • характеристикой индустриального и информационного обществ;

  • понятием информатизации, информационной культуры человека, основными факторами развития информационной культуры человека.

Знать:

  • понятие информационной революции и её влияние на развитие цивилизации;

  • краткую характеристику каждой информационной революции;

  • характерные черты информационной культуры; факторы развития информационной культуры.

Уметь:

  • приводить примеры, отражающие процесс информатизации общества;

  • сопоставлять уровни развития стран с позиции информатизации

  1. Информационные ресурсы.

1

Познакомить учащихся с:

  • основными видами ресурсов;

  • понятием информационного ресурса, продукта, услуги;

  • роль базы данных в предоставлении информационных услуг;

  • понятием информационного потенциала общества.

Знать:

  • роль и значение информационных ресурсов в развитии страны;

  • понятия информационной услуги и продукта, их виды.

Уметь:

  • приводить примеры инфор. ресурсов;

  • составлять классификацию информ. продуктов и услуг для разных сфер деят-сти.

  1. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека

1

Познакомить учащихся с:

  • правами собственности на инф. продукт;

  • ролью государства в правовом регулировании, законом РФ «Об информации, информатизации и защите информации»;

  • понятием этики, этических норм информ. деят-сти.

Знать:

этические нормы информационной деятельности.

  1. Информационная безопасность

1

Познакомить учащихся с:

  • понятием информационной безопасности, её основными целями и задачами;

  • понятием информационных угроз, их источниках и видах.

Знать:

  • основные цели и задачи информационной безопасности;

  • представления об информационных угрозах, их проявлениях, источниках и методах защиты.

  1. Информационные системы и технологии 3 ч.




  1. Информационные системы

2

Познакомить учащихся с:

  • понятием системы, обратной связи, замкнутой и разомкнутой системы;

  • видами классификации информ. систем,

  • типовыми обеспечивающими подсистемами.

Знать:

  • понятия системы и информационной системы, их виды и отличия;

  • классификацию информ. систем по характеру использования информации и по сфере применения;

  • назначение типовых обеспечивающих подсистем.

  1. Информационные технологии

1

Углубить и систематизировать знания учащихся. Научить сопоставлять понятия и цели технологий материального производства и информационной технологии.

Знать:

  • отличие информационной технологии от материальной, от информационной системы;

  • историю развития информационной технологии.

  1. Программное обеспечение информационных технологий (55 часов)

  1. Информационная технология автоматизированной обработки текста 6 ч.




  1. Автоматизация редактирования

2

Познакомить учащихся с понятием автозамены, автотекста. Научить производить автоматизированную обработку текста.

Знать:

  • понятия форматирования и редактирования;

  • инструменты автоматизированной обработки текста;

  • возможности среды Word по автоматизации операций форматирования и редактирования документа.

Уметь:

  • проверять правописание в документе и выполнять автоматическое исправление ошибок;

  • использовать инструменты автозамены текста и автотекста; выполнять автоматизированный поиск и замену символов;

  • выполнять автоматическую коррекцию отсканированного текста.

  1. Автоматизация форматирования.

4

Познакомить учащихся с:

  • автопереносом и нумерацией страниц;

  • понятием стилевого форматирования, функциями панели задач Стили и форматирование;

  • технологией стилевого форматирования;

  • правилами применения стилей в многостраничных документах; определением стилей;

  • созданием оглавления, автоматической нумерацией таблиц и рисунков;

  • понятием перекрестной ссылки, колонтитулы, сортировки.

Знать:

  • возможности среды Word по автоматизации операций форматирования документа;

  • понятие стилевого оформления, технологию его использования в документе;

  • понятие перекрестной ссылки и технологию её использования в документе.

Уметь:

  • создавать и применять стилевое оформление многостраничного документа,

  • создавать оглавление,

  • использовать перекрестные ссылки, автоматически нумеровать страницы,

  • сортировать список в документе

  1. Информационная технология обработки массивов данных 10 ч.




  1. Моделирование в электронных таблицах.

10

Систематизировать и углубить знания учащихся по данному разделу.

Знать:

  • особенности класса задач, ориентированных на моделирование в табличном процессоре;

  • технологию проведения моделирования в среде табличного процессора.

Уметь:

  • составлять план проведения поэтапного моделирования в среде табличного процессора,

  • выполнять моделирование разных задач;

  • анализировать результаты и делать выводы по окончанию анализа.

  1. Информационная технология хранения данных 24 ч.




  1. Представление о базах данных

1

Познакомить учащихся с:

  • понятием предметной области, представлением информации в различных предметных областях;

  • понятием структурированных данных;

  • основными понятиями базы данных – поле, запись, структура записи.

Знать:

  • понятие базы данных, поля, записи и структуры в базе данных;

  • цель создания информационной системы и роль в ней базы данных;

  • назначение процесса структурирования данных.

Уметь:

  • приводить примеры информационных систем, представлять параметры объектов конкретной предметной области в виде таблицы, указывая в ней данные о параметрах «поле» и «запись», а также структуру записи.

  1. Виды моделей данных.

2

Познакомить учащихся с:

  • понятием модели данных;

  • иерархической моделью данных и её основными свойствами;

  • сетевой моделью данных и её основными свойствами;

  • реляционной моделью данных и её основными свойствами;

  • типами связей между таблицами реляционной модели данных;

  • понятием ключа.

Знать:

  • особенности иерархической, сетевой, реляционной моделей данных;

  • понятие ключа и его роли в реляционной модели данных.

Уметь:

  • приводить примеры моделей для разных предметных областей;

  • представлять иерархическую и сетевую модели данных в графической форме.

  1. Система управления базами данных Access.




1

Познакомить учащихся с:

  • Понятием СУБД;

  • этапами работы в СУБД;

  • основными группами инструментов СУБД;

  • понятием форм, фильтров, запросов, отчетов.

Знать:

  • назначение СУБД, инструментов СУБД Access для таблиц, управления видом данных, их обработки и вывода;

  • понятие и назначение формы, фильтра, запроса, отчета, целостности данных;

  • технологию создания и редактирования структуры таблицы.

  1. Этапы разработки базы данных

20

Познакомить учащихся с этапами разработки БД.

Знать:

  • основные этапы работы в СУБД Access,

  • задачи, решаемые на каждом этапе.

Уметь:

  • выделять объекты предметной области,

  • задавать информационную модель объекта в виде структуры таблицы,

  • выделять ключи и устанавливать тип связи в таблицах;

  • создавать и редактировать структуру таблицы, вводить в неё данные, устанавливать связи между таблицами, вставлять в них рисунки, изменять их свойства;

  • создавать и редактировать простую и составную формы ввода данных; сортировать данные в таблицах,

  • создавать запросы, отчеты.

  1. Основы программирования в среде Visual Basic 15 ч.




  1. Цикл с параметром

5

Познакомить учащихся с:

  • понятием параметра;

  • назначением оператора цикла;

  • синтаксисом оператора цикла.

Знать:

  • понятия параметра и тела цикла;

  • синтаксис оператора цикла.

Уметь:

  • выделять повторяющийся фрагмент в алгоритме и оформлять их в виде подпрограмм;

  • обращаться из программы к написанной функции разными способами;

  • использовать в программах цикл For…Next.

  1. Условный оператор

5

Познакомить учащихся с:

  • назначением условного оператора и его синтаксисом;

  • примерами написания программ с условным оператором;

  • понятием управляющего элемента (Переключатель, Флажок);

  • массивами управляющих элементов;

  • примерами написания различных программ.

Знать:

  • понятие, назначение и синтаксис условного оператора;

  • две формы записи условного оператора.

Уметь:

  • использовать в программах условные операторы; управляющие элементы;

  • использовать полное и неполное ветвление в алгоритмах;

  • использовать оператор Select Case для множественного выбора;

  • работать с массивами управляющих элементов.

  1. Циклы с предусловием и постусловием

5

Познакомить учащихся с:

  • понятием цикла с предусловием и постусловием;

  • синтаксисом оператора цикла Do…While и Do… Loop Until.

  • примерами написания программ с данными операторами.

Знать:

  • синтаксис циклов с предусловием и постусловием.

Уметь:

  • разрабатывать программы, включающие циклы с предусловием и постусловием;

  • выбирать циклическую конструкцию для решения конкретной задачи.

  1. Повторение (4 часа)


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

уроков информатики и ИКТ в 11 классе

на 2012-2013 уч. год

№ Урока

№ урока в теме

Раздел / тема

Дата

Примечание







  1. Информационная картина мира –19 ч.













  1. Основы социальной информатики – 6 ч.







1

1

Вводный урок. Инструктаж по ТБ

3.09. 2012




2

2

От индустриального общества – к информационному обществу

6.09. 2012




3

3

Информационные ресурсы

10.09.2012




4

4

Этические и правовые нормы информационной деятельности человека

13.09.2012




5

5

Информационная безопасность

17.09.2012




6

6

Контрольная работа № 1 по теме «Основы социальной информатики»

20.09.2012










  1. Информационная технология обработки массивов данных – 10 ч.







7

1

Моделирование в электронных таблицах, этапы моделирования в электронных таблицах

24.09.2012




8

2

Этапы моделирования на примере задачи «Исследование массива температур»

27.09.2012




9

3

Практическая работа № 1 «Исследование массива температур». Компьютерная модель.

1.10. 2012




10

4

Анализ результатов моделирования по практической работе № 1

4.10. 2012




11

5

Этапы моделирования биологических процессов

8.10. 2012




12

6

Практическая работа № 2 «Моделирование биоритмов человека».

11.10.2012




13

7

Практическая работа №3 «Построение диаграмм биоритмов человека».

15.10.2012




14

8

Правила составления отчета в текстовом процессоре по практической работе.

18.10.2012




15

9

Защита отчета по практической работе №2.

22.10.2012




16

10

Обобщающий урок по теме «Моделирование в среде табличного процессора»

25.10.2012










Информационные системы и технологии – 3 ч.







17

1

Понятие информационной системы, её виды и классификация

29.10.2012




18

2

Информационные технологии

1.11. 2012




19

3

Типовые обеспечивающие подсистемы информационной системы

12.11.2012










  1. Программное обеспечение информационных технологий – 55 ч.













Информационная технология автоматизированной обработки текста – 6 ч.







20

1

Автоматизация редактирования, её инструменты

15.11.2012




21

2

Практическая работа № 4 «Редактирование текстового документа»

19.11.2012




22

3

Автоматизация форматирования, её инструменты

22.11.2012




23

4

Практическая работа №5 «Форматирование текстового документа»

26.11.2012




24

5

Инструменты автоматизации форматирования.

29.11.2012




25

6

Стилевое оформление текстового документа

03.12.2012










Информационная технология хранения данных – 24 ч.







26

1

Представление о базах данных. Информационные модели в базах данных

06.12.2012




27

2

Виды моделей данных

10.12.2012




28

3

Связи между моделями данных

13.12.2012




29

4

Система управления базами данных Access

17.12.2012




30

5

Этапы разработки базы данных. Этапы разработки базы данных «Географические объекты»

20.12.2012




31

6

Создание базы данных в СУБД Access. Практическая работа №6 «Создание файла базы данных»

24.12.2012




32

7

Практическая работа №7 «Создание таблиц базы данных»

27.12.2012




33

8

Создание таблиц. Изменение структуры таблицы

14.01.2013




34

9

Практическая работа №8 «Связи между таблицами»

17.01.2013




35

10

Практическая работа №9 «Ввод данных в связанные таблицы»

21.01.2013




36

11

Управление базой данных в СУБД Access

24.01.2013




37

12

Инструменты отображения данных. Виды форм в базах данных

28.01.2013




38

13

Практическая работа №10 «Создание и редактирование простых форм»

31.01.2013




39

14

Практическая работа №11 «Создание и редактирование составной формы»

04.02.2013




40

15

Инструменты обработки данных: сортировка, группировка, фильтрация данных

07.02.2013




41

16

Практическая работа №12 «Сортировка, отбор и фильтрация данных»

11.02.2013




42

17

Запрос – как инструмент обработки данных. Вычисляемые поля в запросе.

14.02.2013




43

18

Практическая работа №13 « Создание запросов на выборку»

18.02.2013




44

19

Практическая работа №14 « Создание запросов с параметром»

21.02.2013




45

20

Отчет – как инструмент вывода данных

25.02.2013




46

21

Практическая работа № 15«Создание и редактирование отчетов»

28.02.2013




47

22

Этапы разработки базы данных. Этапы разработки базы данных «Водные географические объекты»

04.03.2013




48

23

Обобщающий урок по теме «Информационная технология хранения данных »

07.03.2013




49

24

Контрольная работа № 2 по теме«Информационная технология хранения данных»

11.03.2012










Основы программирования в среде Visual Basic – 15 ч.







50

1

Основные понятия языка Visual Basic.

14.03.2013




51

2

Инструменты среды разработки проекта.

18.03.2013




52

3

Работа с формой, графические методы объектов

21.03.2013




53

4

Синтаксис цикла с параметром

01.04.2013




54

5

Практическая работа №16 «Применение циклов с известным числом повторений»

04.04.2013




55

6

Практическая работа №17 «Применение циклов с неизвестным числом повторений»

08.04.2013




56

7

Синтаксис условного оператора

11.04.2013




57

8

Практическая работа № 18 «Использование простейшей формы условного оператора»

15.04.2013




58

9

Вложенные условные операторы

18.04.2013




59

10

Использование вложенных условных операторов

22.04.2013




60

11

Массивы управляющих элементов.

25.04.2013




61

12

Синтаксис цикла с предусловием

29.04.2013




62

13

Использование цикла с предусловием. Проверка условий в теле цикла

02.05.2013




63

14

Синтаксис цикла с постусловием

06.05.2013




64

15

Контрольная работа № 3 по теме «Основы программирования в среде Visual Basic»

09.05.2013










Повторение – 4 ч.







65

1

Повторение

13.05.2013




66

2

Повторение

16.05.2013




67

3

Повторение

20.05.2013




68

4

Повторение

23.05.2013




В течение учебного года, в ходе реального преподавания данного курса, могут возникнуть некоторые отклонения от данного планирования. Так например, может возникнуть потребность выделить больше времени на практическую часть, на более подробное изучение какого-то вопроса и т.д .В этом случае некоторые вопросы тем могут уплотниться, а некоторые наоборот – расшириться, но это не должно сказаться на качестве восприятия всего изучаемого курса.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

  • назначение и функции операционных систем;

уметь:

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достичь все учащиеся, оканчивающие 11 класс, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс 11 класса. Эти требования структурированы по трем компонентам: знать, уметь, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Организация образовательного процесса

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система. Предусматривается применение следующих технологий обучения:

  1. традиционная классно-урочная

  2. игровые технологии

  3. элементы проблемного обучения

  4. технологии уровневой дифференциации

  5. здоровьесберегающие технологии

  6. ИКТ

Преобладающие формы организации учебной работы учащихся: фронтальная, реже индивидуальная, групповая. Текущий контроль осуществляется с помощью опросов, самостоятельных, тестовых и контрольных работ.
Учебно-методический комплекс и средства обучения:

Рабочая программа по информатике в 11 классе реализуется по учебнику «Информатика и ИКТ 8-9» Н.В.Макарова – СПб.: Питер, 2008г. С использованием учебно-методического комплекта:

  • для учителя:

  1. Программа по информатике и ИКТ (системно - информационная концепция) - СПб.: Питер 2008г.

  2. https://templani.narod.ru/prim_prog_ikt_baz.html#1

  3. «Информатика и ИКТ 11.Учебник. Базовый уровень» Н.В.Макарова – СПб.: Питер, 2008г.

  4. Методическое пособие для учителей в трех частях Н.В.Макарова – СПб.:Питер, 2009 г.

  5. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ-2012./Под ред. Ф.Ф.Лысенко, Л.Н.Евич – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011.

  6. ele-koblashova.pldetstva.edusite.ru/|p28aa1.html

  7. Журнал «Информатика в школе»

  8. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»» http://festival.1september.ru

  9. Набор  ЦОР: 1) методические  материалы;

  1. файлы – заготовки;

  2. демонстрационные  работы;

  3. текстовые  файлы  с  дидактическими  материалами;

  4. презентации  по  отдельным  темам;

  5. интерактивные  тесты;

  6. логические  игры;

  7. виртуальные  лаборатории.

  1. Технические средства обучения:

    1. - Персональные компьютеры;

    2. - Принтеры: матричные, струйные, лазерные;

    3. - Программное обеспечение;

    4. - Сканер;

    5. - Модем;

    6. - Локальная вычислительная сеть.

  2. «Информатика и ИКТ 9-11 Задачник по моделированию» Н.В.Макарова – СПб.: Питер, 2007г.

  3. «Информатика и ИКТ 9-11 Практикум по программированию» Н.В.Макарова – СПб.: Питер, 2008г.

  4. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. /Л.А.Залогова, М.А.Плаксин, С.В.Русаков и др. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  5. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ/Под ред. Проф. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2007.




  • для ученика:

  1. «Информатика и ИКТ: Учебник. 10 класс. Базовый уровень» Н.В.Макарова – СПб.: Питер, 2008г.

  2. «Информатика и ИКТ 8-9. Практикум» Н.В.Макарова – СПб.: Питер, 2008г.

  3. Мир информатики: Базовое учебное пособие / Под ред. Могилева А. В. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.

  4. ЦОР

  5. «Информатика и ИКТ 9-11 Задачник по моделированию» Н.В.Макарова – СПб.: Питер, 2007г.

  6. «Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ»/Под ред. Проф. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2007.


Контрольно – измерительные материалы:

  • Информатика. 9-11 классы: тесты(базовый уровень)/ авт.-сост. Е.В.Полякова. – Волгоград: Учитель, 2008.

  • Комплексные тестовые упражнения по информатике/С.Е.Щикот, С.О.Крамаров, В.В.Перепелкин. Изд. 2-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

  • Контрольно-измерительные материалы. Информатика: 9 класс /Сост. Н.А.Сухих, М.В.Соловьёва. – М.: ВАКО, 2012.

  • Информатика и ИКТ. Подготовка к ГИА-2012./Под ред. Ф.Ф.Лысенко, Л.Н.Евич – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011.


Темы для творческих проектов учащихся:

  • Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

  • «Электронное портфолио – шаг в 21 век»

  • Информационные модели.

  • Информация вокруг нас.

  • Состав ПК.

  • Первые персональные компьютеры.

  • История и развитие систем счисления.

  • Виды языков программирования.

  • Алгоритмы на предприятии.

  • Моделирование в нашей жизни.

  • Практическое применение среды электронных таблиц.

  • Коммуникация в сети.

  • Топология компьютерных сетей.

  • Законы алгебры логики в применении.

  • Социальная информатика.

  • Информационная культура человека.

  • Информационная безопасность.