Главная страница

Рабочая программа по информатике на 2012-2013 учебный год для 7 б класса



Скачать 196.19 Kb.
НазваниеРабочая программа по информатике на 2012-2013 учебный год для 7 б класса
Дата17.04.2016
Размер196.19 Kb.
ТипРабочая программа


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8



Согласована

на заседании ШМО учителей математики, физики и информатики

руководитель ________ Кобзева Н.А.

протокол от __________ №___

Утверждаю

директор МБОУ СОШ № 8

____________ Магомедова Л.С.

приказ от ___________№______



Рабочая программа по информатике

на 2012-2013 учебный год

для 7 б класса

базового уровня обучения

Соломенцевой Татьяны Анатольевны,

учителя информатики II квалификационной категории


Липецкая область, город Елец

Пояснительная записка
Программа по информатике и ИКТ для 7 б класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по информатике и ИКТ 2004 г.

Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:

  1. Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ.

  2. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089)

  3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по информатике и ИКТ. (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089).

  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012 – 2013 учебный год.

  5. Примерный учебный план для образовательных учреждений Липецкой области на 2012 – 2013 учебный год, реализующих основные общеобразовательные программы.

  6. Примерной программы среднего общего образования по информатике и ИКТ на базовом уровне (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. — М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009).

Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» составлена на основе авторской программы Л.Л. Босовой «Преподавание базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе и ориентирована на преподавание предмета по учебникам «Информатика и ИКТ» для 7 класса, авторы Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 г.

С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится изучение в 7 классах предмета «Информатика и ИКТ». (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение «Информатики и ИКТ» в 5-7 классах. Но за счет компонента образовательного учреждения можно изучать этот  предмет, как в начальных, так и в 5-7 классах. Это позволит реализовать непрерывный курс информатики).

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы»  изданной в сборнике «Информатика и ИКТ: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009».
Цели программы:

               формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

                пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

               развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

                воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи программы:

     создать условия для осознанного использования учащимися при изучении  школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

      сформировать у учащихся  умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

      сформировать у учащихся  умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

       сформировать у учащихся  основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

       сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации;  овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;

      сформировать у учащихся основные  умения и навыки самостоятельной  работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

       сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Методы и формы решения поставленных задач
Проведенная в 5–6 классах работа по формированию навыков самостоятельной работы позволяет увидеть в 7 классе свои первые плоды: учащиеся способны самостоятельно работать с учебником, выполнять задания в рабочей тетради, выбирать и выполнять посильные для себя задания компьютерного практикума.

В 7 классе большое внимание уделяется развитию навыков исследовательской и проектной деятельности учащихся. 
Программа рассчитана на 1 час в год (35 часов в неделю). Программой предусмотрено проведение:



 

7 класс

практические работы

16

проверочные работы

1

контрольные работы

3

творческие работы

3


Формы организации учебного процесса
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.  Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.

Компьютерное тестирование интересно детям, а  учителя оно освобождает от необходимости проверки детских работ. Тем не менее, компьютерному тестированию должно предшествовать тестирование «традиционное» – с бланками на печатной основе, работа с которыми позволяет учащимся более полно понять новую для них форму учебной деятельности. При правильном подходе к организации тестирования в 7 классе, как правило, в дальнейшем эта форма контроля уже не вызывает у школьников особых затруднений.

В 7-м классе используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа.

Контрольные работы на опросном листе содержат условия заданий и предусматривают места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.

Практические контрольные работы для учащихся 6–7 классов представлены в трех уровнях сложности. Важно правильно сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям.

Сегодня, в условиях личностно-ориентированного обучения все чаще происходит: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграция количественной и качественной оценок; перенос акцента с оценки на самооценку. В этой связи большие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На уроке информатики в качестве портфолио естественным образом выступает личная файловая папка, содержащая все работы компьютерного практикума, выполненные  учеником в течение учебного года или даже нескольких лет обучения.  
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
 Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования,  теста по опросному листу или компьютерного тестирования.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год  в форме интерактивного тестирования,  теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.

Содержание программы

7 класс (35 часов)

1. Объекты и их имена

Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объек­тов.

Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональ­ный компьютер как система.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 1 «Работаем с основными объектами

операционной системы».

Практическая работа № 2 «Работаем с объектами файловой

системы».

Практическая работа № 3 «Создаем текстовые объекты».
2. Информационное моделирование

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Многоуровневые списки. Математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таб­лицы. Электронные таблицы.

Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотно­шении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Де­ревья.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 4 «Создаем словесные модели»,

Практическая работа № 5 «Многоуровневые списки»,

Практическая работа № 6 «Создаем табличные модели»,

Практическая работа № 7 «Создаем вычислительные таблицы»

Практическая работа № 8 «Знакомимся с электронными таблицами»

Практическая работа № 9 «Создаем диаграммы и графики»,

Практическая работа № 10 «Схемы, графы и деревья»,

Практическая работа № 11 «Графические модели».

Практическая работа № 12 «Итоговая работа».

Учебно-тематический план




Тема разделов

Кол-во часов на изучение материала

Кол-во часов на контрольные работы, тесты

Кол-во часов на практические работы

1

Объекты и системы

6

1

3

2

Информационное моделирование

20

2

8

3

Алгоритмика

7

1

2

4

Итоговое повторение

2




1




Итого:

35

4

14


Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

Учащиеся должны:

 понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;

 различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

 приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

 приводить примеры информационных носителей;

 иметь представление о способах кодирования информации;

 уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;

 определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

 различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

запускать программы из меню Пуск;

 уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;

 вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

 уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

 уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;

 уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;

 знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ
Критерий оценки устного ответа

  Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

  Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

  Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

  Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

 

Критерий оценки практического задания


  Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

  Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

  Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

  Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

 

Перечень учебно-методических средств обучения

 1.                    Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса / Л.Л. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009 г.

2.                    Информатика и ИКТ: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

  1. Плакаты Босовой Л.Л.

  2. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (https://school-collection.edu.ru/).

  3. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (https://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).


Перечень  цифровых  образовательных  ресурсов
 1. Зрительные иллюзии.

2. Техника безопасности.

3. Компьютер на службе у человека.

4. Хранение информации.

5. Носители информации.

6. Средства передачи информации.

7. В мире кодов.

8. Текст: история и современность.

9. Табличный способ решения логических задач.

10.  Наглядные формы представления информации.

11. Задача о напитках.

12.   Клавиатурный тренажер.

13.   Логические игры «Морской бой», «Переливашки», «Пары».

 

Календарно-тематический план учителя

7 б класс (1 ч. в неделю, 35 ч. в год)

Учебно-методический комплект:

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011,2012.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.




урока

Название раздела и темы урока

Дата проведения

По

плану

По факту

Модуль «Объекты и системы» - 6 часов







1.

Техника безопасности и организация рабочего места.

Объекты и их имена. Признаки объектов.

Практическая работа №1.

04.09




2.

Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация.

Практическая работа №2.

11.09




3.

Состав объектов.

Практическая работа №3. Задания 1-3.

18.09




4.

Системы объектов.

Практическая работа №3. Задания 4-6.

25.09




5.

Система и окружающая среда.

Практическая работа №3. Задания 7-9.

02.10




6.

Персональный компьютер как система.

Контрольная работа №1.

09.10




Модуль «Информационное моделирование» -20 часов







7.

Модели объектов и их назначение.

Практическая работа №4. Задания 1-3.

16.10




8.

Информационные модели.

Практическая работа №11.

23.10




9.

Словесные информационные модели.

Практическая работа №4. Задания 4-5.

30.10




10.

Словесные информационные модели.

Практическая работа №4. Задания 6-7.

13.11




11.

Словесные информационные модели.

Практическая работа №4. Задания 8-9.

20.11




12.

Многоуровневые списки.

Практическая работа №5.

27.11




13.

Математические модели.

Контрольная работа №2

04.12




14.

Табличные информационные модели.

Структура и правила оформления таблицы.

Практическая работа №6. Задания 1-2.

11.12




15.

Простые таблицы.

Практическая работа №6. Задания 3-4.

18.12




16.

Сложные таблицы.

Практическая работа №6. Задания 5-6.

25.12




17.

Табличное решение логических задач.

Практическая работа №6. Задание 7.

15.01




18.

Вычислительные таблицы.

Практическая работа №7.

22.01




19.

Электронные таблицы.

Практическая работа №8. Задания 1-3.

29.01




20.

Электронные таблицы.

Практическая работа №8. Задания 4-6.

05.02




21.

Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин.

Практическая работа №9. Задания 5-7.

12.02




22.

Графики и диаграммы.

Наглядное представление о соотношении величин. Практическая работа №9. Задания 1-3.

19.02




23.

Графики и диаграммы.

Визуализация многорядных данных.

Практическая работа №9. Задание 4.

26.02




24.

Многообразие схем.

Практическая работа №10. Задания 1-2.

05.03




25.

Информационные модели на графах.

Практическая работа №10. Задания 3-5.

12.03




26.

Деревья.

Практическая работа №10. Задания 6-7.

Контрольная работа № 3

19.03




Алгоритмика (7 часов)







27.

Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.

Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником.

Работа в среде Алгоритмика.

02.04




28.

Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов.

Работа в среде Алгоритмика

09.04




29.

Исполнитель Чертежник. Цикл повторить n раз.

Работа в среде Алгоритмика

16.04




30.

Исполнитель Робот. Управление Роботом. Работа в среде Алгоритмика

23.04




31.

Исполнитель Робот. Цикл «пока». Работа в среде Алгоритмика

30.04




32.

Исполнитель Робот. Ветвление. Работа в среде Алгоритмика

07.05




33.

Контрольная работа № 4

14.08




34-35.

Итоговый проект. Практическая работа №12.

21.05

28.05