Рабочая программа по информатикена 2012-2013 учебный год
для 7 б классабазового уровня обученияСоломенцевой Татьяны Анатольевны,учителя информатики II квалификационной категорииЛипецкая область, город Елец
Пояснительная запискаПрограмма по информатике и ИКТ для 7 б класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по информатике и ИКТ 2004 г.
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ.
Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089)
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по информатике и ИКТ. (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089).
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012 – 2013 учебный год.
Примерный учебный план для образовательных учреждений Липецкой области на 2012 – 2013 учебный год, реализующих основные общеобразовательные программы.
Примерной программы среднего общего образования по информатике и ИКТ на базовом уровне (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. — М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009).
Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» составлена на основе авторской программы Л.Л. Босовой «Преподавание базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе и ориентирована на преподавание предмета по учебникам «Информатика и ИКТ» для 7 класса, авторы Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 г.
С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится изучение в 7 классах предмета «Информатика и ИКТ». (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение «Информатики и ИКТ» в 5-7 классах. Но за счет компонента образовательного учреждения можно изучать этот предмет, как в начальных, так и в 5-7 классах. Это позволит реализовать непрерывный курс информатики).
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе
авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Информатика и ИКТ: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009».
Цели программы: формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее
целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи программы: создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка –
осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и
коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Методы и формы решения поставленных задачПроведенная в 5–6 классах работа по формированию навыков самостоятельной работы позволяет увидеть в 7 классе свои первые плоды: учащиеся способны самостоятельно работать с учебником, выполнять задания в рабочей тетради, выбирать и выполнять посильные для себя задания компьютерного практикума.
В 7 классе большое внимание уделяется развитию навыков исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Программа рассчитана на 1 час в год (35 часов в неделю). Программой предусмотрено проведение:
| 7 класс
|
практические работы
| 16
|
проверочные работы
| 1
|
контрольные работы
| 3
|
творческие работы
| 3
|
Формы организации учебного процессаТематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
Компьютерное тестирование интересно детям, а учителя оно освобождает от необходимости проверки детских работ. Тем не менее, компьютерному тестированию должно предшествовать тестирование «традиционное» – с бланками на печатной основе, работа с которыми позволяет учащимся более полно понять новую для них форму учебной деятельности. При правильном подходе к организации тестирования в 7 классе, как правило, в дальнейшем эта форма контроля уже не вызывает у школьников особых затруднений.
В 7-м классе используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа.
Контрольные работы на опросном листе содержат условия заданий и предусматривают места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.
Практические контрольные работы для учащихся 6–7 классов представлены в трех уровнях сложности. Важно правильно сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям.
Сегодня, в условиях личностно-ориентированного обучения все чаще происходит: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;
интеграция количественной и качественной оценок; перенос акцента с оценки на самооценку. В этой связи большие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На уроке информатики в качестве портфолио естественным образом выступает личная файловая папка, содержащая все работы компьютерного практикума, выполненные учеником в течение учебного года или даже нескольких лет обучения.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.
Содержание программы7 класс (35 часов)1.
Объекты и их именаОбъекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.
Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.
Компьютерный практикумПрактическая работа № 1 «Работаем с основными объектами
операционной системы».
Практическая работа № 2 «Работаем с объектами файловой
системы».
Практическая работа № 3 «Создаем текстовые объекты».
2. Информационное моделированиеМодели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Многоуровневые списки. Математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.
Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Компьютерный практикумПрактическая работа № 4 «Создаем словесные модели»,
Практическая работа № 5 «Многоуровневые списки»,
Практическая работа № 6 «Создаем табличные модели»,
Практическая работа № 7 «Создаем вычислительные таблицы»
Практическая работа № 8 «Знакомимся с электронными таблицами»
Практическая работа № 9 «Создаем диаграммы и графики»,
Практическая работа № 10 «Схемы, графы и деревья»,
Практическая работа № 11 «Графические модели».
Практическая работа № 12 «Итоговая работа».
Учебно-тематический план №
| Тема разделов
| Кол-во часов на изучение материала
| Кол-во часов на контрольные работы, тесты
| Кол-во часов на практические работы
|
1
| Объекты и системы
| 6
| 1
| 3
|
2
| Информационное моделирование
| 20
| 2
| 8
|
3
| Алгоритмика
| 7
| 1
| 2
|
4
| Итоговое повторение
| 2
|
| 1
|
| Итого:
| 35
| 4
| 14
|
Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТУчащиеся должны: понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры информационных носителей;
иметь представление о способах кодирования информации;
уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать программы из меню Пуск;
уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИКритерий оценки устного ответа Отметка «5»: ответ полный и
правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Критерий оценки практического задания
Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Перечень учебно-методических средств обучения 1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса / Л.Л. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009 г.
2. Информатика и ИКТ: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
Плакаты Босовой Л.Л.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (https://school-collection.edu.ru/).
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (https://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).
Перечень цифровых образовательных ресурсов 1. Зрительные иллюзии.
2. Техника безопасности.
3. Компьютер на службе у человека.
4. Хранение информации.
5. Носители информации.
6. Средства передачи информации.
7. В мире кодов.
8. Текст: история и современность.
9. Табличный способ решения логических задач.
10. Наглядные формы представления информации.
11. Задача о напитках.
12. Клавиатурный тренажер.
13. Логические игры «Морской бой», «Переливашки», «Пары».
Календарно-тематический план учителя7 б класс (1 ч. в неделю, 35 ч. в год)Учебно-методический комплект:
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011,2012.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
№ урока
| Название раздела и темы урока
| Дата проведения
|
По
плану
| По факту
|
Модуль «Объекты и системы» - 6 часов
|
|
|
1.
| Техника безопасности и организация рабочего места.
Объекты и их имена. Признаки объектов.
Практическая работа №1.
| 04.09
|
|
2.
| Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация.
Практическая работа №2.
| 11.09
|
|
3.
| Состав объектов.
Практическая работа №3. Задания 1-3.
| 18.09
|
|
4.
| Системы объектов.
Практическая работа №3. Задания 4-6.
| 25.09
|
|
5.
| Система и окружающая среда.
Практическая работа №3. Задания 7-9.
| 02.10
|
|
6.
| Персональный компьютер как система.
Контрольная работа №1.
| 09.10
|
|
Модуль «Информационное моделирование» -20 часов
|
|
|
7.
| Модели объектов и их назначение.
Практическая работа №4. Задания 1-3.
| 16.10
|
|
8.
| Информационные модели.
Практическая работа №11.
| 23.10
|
|
9.
| Словесные информационные модели.
Практическая работа №4. Задания 4-5.
| 30.10
|
|
10.
| Словесные информационные модели.
Практическая работа №4. Задания 6-7.
| 13.11
|
|
11.
| Словесные информационные модели.
Практическая работа №4. Задания 8-9.
| 20.11
|
|
12.
| Многоуровневые списки.
Практическая работа №5.
| 27.11
|
|
13.
| Математические модели.
Контрольная работа №2
| 04.12
|
|
14.
| Табличные информационные модели.
Структура и правила оформления таблицы.
Практическая работа №6. Задания 1-2.
| 11.12
|
|
15.
| Простые таблицы.
Практическая работа №6. Задания 3-4.
| 18.12
|
|
16.
| Сложные таблицы.
Практическая работа №6. Задания 5-6.
| 25.12
|
|
17.
| Табличное решение логических задач.
Практическая работа №6. Задание 7.
| 15.01
|
|
18.
| Вычислительные таблицы.
Практическая работа №7.
| 22.01
|
|
19.
| Электронные таблицы.
Практическая работа №8. Задания 1-3.
| 29.01
|
|
20.
| Электронные таблицы.
Практическая работа №8. Задания 4-6.
| 05.02
|
|
21.
| Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин.
Практическая работа №9. Задания 5-7.
| 12.02
|
|
22.
| Графики и диаграммы.
Наглядное представление о соотношении величин. Практическая работа №9. Задания 1-3.
| 19.02
|
|
23.
| Графики и диаграммы.
Визуализация многорядных данных.
Практическая работа №9. Задание 4.
| 26.02
|
|
24.
| Многообразие схем.
Практическая работа №10. Задания 1-2.
| 05.03
|
|
25.
| Информационные модели на графах.
Практическая работа №10. Задания 3-5.
| 12.03
|
|
26.
| Деревья.
Практическая работа №10. Задания 6-7.
Контрольная работа № 3
| 19.03
|
|
Алгоритмика (7 часов)
|
|
|
27.
| Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.
Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником.
Работа в среде Алгоритмика.
| 02.04
|
|
28.
| Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов.
Работа в среде Алгоритмика
| 09.04
|
|
29.
| Исполнитель Чертежник. Цикл повторить n раз.
Работа в среде Алгоритмика
| 16.04
|
|
30.
| Исполнитель Робот. Управление Роботом. Работа в среде Алгоритмика
| 23.04
|
|
31.
| Исполнитель Робот. Цикл «пока». Работа в среде Алгоритмика
| 30.04
|
|
32.
| Исполнитель Робот. Ветвление. Работа в среде Алгоритмика
| 07.05
|
|
33.
| Контрольная работа № 4
| 14.08
|
|
34-35.
| Итоговый проект. Практическая работа №12.
| 21.05
28.05
|
|