|
Урок развития речи в 8 классе. Презентация. Слайд Антелава Ирина Гватовна
Письмо. Сочинение эпистолярного жанра.
Урок развития речи в 8 классе. Презентация.
Слайд 1. Антелава Ирина Гватовна
учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 16 с. Казьминское Кочубеевского района Ставропольского края
Слайд 2.
Цель: познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра.
Учебные задачи:
Развитие коммуникативных способностей учащихся.
Соблюдение стилевого единства письма.
Умение выделять смысловые части письма.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к письму как средству передачи информации, документу эпохи, благодаря которому осуществляется связь поколений, сохраняется историческая память народа.
Воспитывать любовь к родному языку.
Слайд 3.
Прошу тебя, пиши мне письма! В наш громкий век им нет цены…
Н. Кузовлёва.
Ход урока
Организационный момент.
Вступительное слово учителя: в рамках знакомства с разными стилями и жанрами сегодня мы познакомимся с эпистолярным жанром.
(Запись темы)
- Что такое эпистолярный жанр?
Словарная работа. Словарь иностранных слов. Слайд 4
Эпистола,-ы,ж.( греч. посылаю,отправляю).Письмо, послание
Эпистолярный,-ая (фр < греч. — см. эпистола]. 1. Относящийся к частной переписке, письмам. Эпистолярное наследие писателя. 2. Имеющий форму переписки. Э. роман (роман в письмах).
В ваших глазах я вижу недоумение: зачем нам знакомиться с эпистолярным жанром, ведь в век электронной почты и мобильной связи этот жанр становится неактуальным. С этим трудно спорить. Предлагаю вашему вниманию небольшой диалог. Слайд 5.
- Девушка, вы тоже живёте в SMS?
- Когда как, а что?
- Да вот моя сестра с помощью SMS со своим парнем переписывается. А что можно передать с помощью SMS?!
- Да всё!
- Вот он сейчас находится в Забайкалье и хочет рассказать ей о природе Забайкалья, что он ей напишет?
- Природа Забайкалья очень красивая.
- И что вы узнали о природе Забайкалья?
Ничего! Я вот в журнале прочитал, что
SMS формирует язык будущего. А чувства-то где будут, эмоции куда денутся?!
Учитель. Вы прослушали отрывок из кинофильма “Бумер-2” Скажите, чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? (Им не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком).
Надеюсь, теперь вы без труда ответите, в чем смысл эпиграфа?
С развитием техники люди разучились писать письма. Конечно, легче позвонить или отправить SMS или факс. Скажите, а что такое “письмо”? Давайте посмотрим словарь Ожегова и зачитаем:
Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь, кому-нибудь.
Умение писать.
Система графических знаков для передачи, запечатления речи.
Учитель. Общение людей через письма зависит от многих условий и одно из важнейших – это служба доставки писем, т.е. почта. Сейчас мы живём в эпоху электронного письма – нажал кнопку и послание уже у тебя. А как раньше доставлялись письма? Давайте мы с вами совершим путешествие в глубь веков, а поможет нам экскурсовод.
Ученик-экскурсовод 1. С каменного века начинается история обмена известиями. Тогда информация передавалась дымом костров, ударами в сигнальный барабан, звуками труб. Позже стали посылать гонцов с устными сообщениями. Такой вестник заучивал “письмо” со слов отправителя, а затем пересказывал его адресату. Память об этом сохранилась в нашем языке: мы чаще говорим “в письме сказано”, чем “в письме написано”.
В последней четверти IX века, почти в самом начале существования Киевской Руси, закладываются основы русской почты – одной из старейших в Европе.
Особое место в русской истории занимает почта Великого Новгорода XI–XV веков. Находки в последние годы десятков берестяных писем-грамоток, доставленных по каналам связи, позволяют говорить не только о почти поголовной грамотности новгородцев, но и о существовании в боярской республике развитой системы пересылки частной корреспонденции.
С XVIII века ямской почтамт в Москве доставлял государственную и частную корреспонденцию по всей России. Ему подчинялась также “фруктовая” почта, возившая из Астрахани в Петербург не только письма, но виноград, арбузы, дыни к царскому столу.
В это время стало по карману покупать бумагу и гусиные перья и оплачивать почтовые расходы, а престиж службы по почтовому ведомству возрос, наступила эпоха классического письма. Люди более практичные заметили, что написать письмо как надо не всякому грамотному под силу и начали издавать письмовники.
С доставкой ратных вестей началась русская почтовая связь, но военно-полевой почты, как таковой, долгое время не существовало. С XVII века в России начинает создаваться институт военных почтальонов. С 1773 года русская служба связи начинает повсеместно принимать для пересылки векселя и деньги. В то же время зарождаются новые термины: эстафета, постпакет, куверт (конверт), почтовый колокольчик, тройка.
Ученик-экскурсовод 2. 1782 год. Все средства доставки корреспонденции сливаются в единую организацию, управляемую Главным почтовых дел правлением. Потребовалось почти 900 лет со времени первого упоминания о посылке вестника на Руси, чтобы почта по своей форме и организации приблизилась к той, которой мы пользуемся сейчас.
За годы Первой мировой, а затем Гражданской войны 1918 – 1922 годов, почтовое хозяйство пришло в упадок. С окончанием в 1920 году Гражданской войны почтовые маршруты были восстановлены, возобновился международный почтовый обмен со странами, входившими во Всемирный почтовый союз.
Начавшаяся в июне 1941 года война с Германией поставила перед почтовой связью новую задачу: организовать бесперебойную доставку почтовых отправлений между фронтом и тылом. Слайд 6
Учитель. Я хочу показать вам письма, пришедшие с фронта и хранящиеся в нашем школьном музее. Слайд 7.
“Добрый день или вечер, дорогая мама и сестричка Маруся. В первых строках своего письма я вам сообщу, что жив и здоров, того и вам желаю и несколько раз целую вас. Мама, передавайте привет всем родным и знакомым: Рестям, если кто из них жив, Шинкарям, Соколам и их деткам, если они живы, а также друзьям и знакомым. Мама, сообщите, что осталось дома и кто жив после фашистских зверств. Мама, я вам пишу уже второе письмо, а не знаю, живы ли вы и сестренка Маруся. Мама, сообщите о зверствах фашистов. Мама, если получите мое письмо, то как можно скорее пишите ответ и сообщайте о том, кто жив и кого нет. Пока все, жду ответ.
21.II.43г. Ваш сын Соколов“.
Какова основная задача этого письма? (Беспокойство о близких, забота).
Другое письмо исписано вдоль и поперек. В нем сообщают Дергалевой А. А., что ее сын пропал без вести. На этом же клочке бумаги мать пишет командиру слова, полные скорби и мольбы: Слайд 8.
«…Сообщите, малобыть его и живого нет.. А вы скрываете и не пишете. Сообщите все подробно. Прошу не отказать. Товарищ командир, напишите поскорее ответ. Ждем ответ, терпенья нет.»
Просьба матери не осталась без ответа. Через время пришло письмо следующего содержания:
«Уважаемая Акулина Амосовна! Ваше письмо и извещение о гибели Вашего сына мы получили, по которому провели поиск места захоронения. У нас, в Саках, на городском кладбище есть 2 братских могилы, в одной из которых захоронен Ваш сын. Этим могилам установлен памятник»Скорбящая мать».На мемориальную доску занесены фамилии погибших воинов при освобождении Крыма. Среди занесенных фамилий значится фамилия Вашего сына… Нами были проверены данные Вашем сыне в военкомате нашего района, и было установлено, что действительно Ваш сын захоронен на Сакском городском кладбище в братской могиле.
Зав. Школьным отделом Сакского АК ЛКСМЦ В. Михалева»
Учитель. Какова основная задача этого письма? (Информация, сопереживание, гордость за сына). Ежемесячно в действующую армию из тыла доставлялось до 70 миллионов писем и более 30 миллионов газет.
В повести “Старые письма” автор рассказывает о старой одинокой женщине, прикованной к инвалидному креслу. Прошло много лет после войны, но единственной её отрадой было чтение писем мужа, погибшего на фронте. И здесь звучит замечательная фраза: “Что бы мне осталось от мужа, если бы в окопах стояли телефоны?”
Ребята, как вы понимаете смысл этой фразы?
Ученик читает наизусть стихотворение Константина Ваншенкина «Эти письма».
Эти письма, что в ливень и вьюгу, Перед самой войной и в войну, Вы, страдая, писали друг другу,- Нынче сложены в папку одну.
- Помнишь наши прощанья?.. – Еще бы! Мы с тобою и пишем о том… - А раздельные годы учебы?.. – А иные разлуки потом?..
В голосящей безмерной метели, В грозном времени, ныне былом, - Эти встречные письма летели, Задевая друг друга крылом.
Эти письма пронзали до дрожи, И по жгучей причине такой Даже почерки стали похожи,- Будто писаны той же рукой.
Средь иного, что есть на примете, Средь бумаг, накопившихся тут, Сохраните свидетельства эти, Не сочтите, потомки, за труд.
Ученик-экскурсовод 3. К 1950 году почтовое хозяйство, разрушенное войной, было восстановлено. Почта, телеграф, телефон объединились в одно предприятие. Была создана огромная сеть почтовых ящиков, которые устанавливались не только в городах, но и в сельских населённых пунктах.
Учитывая роль российской почты в историческом развитии государства в 1994 году экс-президент России Б.Н. Ельцин учредил профессиональный праздник почтовых работников “День российской почты”, который ежегодно отмечают во второе воскресенье июля. Другим президентским указом в 1997 году были восстановлены геральдические традиции российской почты – эмблема и флаг.
Учитель: Спасибо нашим экскурсоводам, благодаря ним мы очень много узнали об истории развития почты в России. А теперь перейдем к следующей части нашего урока. Подумайте, какие бывают письма?
Письмо деловое
Слайд 9. Личное: письмо-рассказ, письмо-поздравление, письмо-просьба, благодарственное письмо.
Летят письма из одного конца земного шара в другой: письма от знакомых, друзей и родных с постоянного места жительства, с воинской части, с курорта и санатория… Слайд 10. Да мало ли откуда можно написать письмо?
А теперь устная работа с текстом. Зачитывается письмо Ваньки Жукова (хорошо читающим учеником). Слайд 11.
«Милый дедушка, Константин Макарыч!
Пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался.
А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятёнка и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, а я начал с хвоста, а она взяла селёдку и ейною мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности…Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру… Я буду тебе табак тереть, богу молиться, а если что, то секи меня как сидорову козу. А ежели думаешь, что должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить али заместо Федьки в подпаски пойду. Дедушка милый, нету никакой возможности, просто смерть одна. Хотел было пешком на деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь. А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду никому не дам, а помрёшь, стану за упокой души молить, всё равно как за мамку Пелагею. А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые. Со звездой тут ребята не ходят и на клирос петь никого не пущают, а раз я видал в одной лавке на окне крючки продаются прямо с леской и на всякую рыбу, очень стоющие, даже такой есть один крючок, что пудового сома удержит. И видал которые лавки, где ружья всякие на манер бариновых, так что небось рублей сто кажное… А в мясных лавках и тетерева, и рябцы, и зайцы, а в котором месте их стреляют сидельцы не сказывают.
Милый дедушка, а когда у господ будет ёлка с гостинцами, возьми мне золочёный орех и в зелёный сундучок спрячь. Попроси у барыни Ольги Игнатьевны, скажи, для Ваньки. Приезжай, милый дедушка, Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой… А ещё кланяюсь Алёне, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай». Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку…Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес: На деревню дедушке. Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу» А.П.Чехов. «Ванька» Учитель: Ребята, обратите внимание на то, как Ванька подписывает письмо. Как вы думаете, получит ли его дедушка?
Почему? (отвечают)
Учитель: Правильно, не получит, потому что деревень в России много, а фамилия адресата не указана.
Учитель: А кто такой “адресат”?
Словарная работа. Учащиеся находят в словаре Ожегова лексическое значение слова “адресат”, записывают в тетради. Слайд 12.
Адресат – тот, кому адресовано письмо.
Адресант – тот, кто пишет письмо.
Учитель: Подумаем, для чего мы пишем письма (какие коммуникативные задачи ставим перед собой и стремимся решить при общении с другими людьми?) Записать в тетрадь:
Сообщить, оповестить;
Поздравить;
Извиниться;
Поделиться чувствами, впечатлениями;
Поблагодарить и т. д.
Прочитайте высказывания писателей. Сформулируйте на основе их содержания один из важных советов — как писать.
1) Это уж давно было сказано на свете, что слог у писателя образуется тогда, когда он хорошо знает того, кому пишет. (Н. Гоголь.)
2) Нельзя писать в пустоту. Работая, надо представлять себе того милого человека, которому ты рассказываешь всё лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце. Тогда придут сильные и свежие слова. (К. Паустовский.)
3) «Весна на Крутой речке. Посвящается Матери», — озаглавил я свои крутореченские записки. И когда я писал, думал о Матери, боялся хотя бы на йоту погрешить против правды. «Стану читать, она почувствует фальшь, покраснеет, опустит глаза...» (Е. Пермитин.)
4) Я понял вдруг, что настоящая картина, как и стихотворение, должна посвящаться кому-то, она должна адрес иметь. (Д. Гранин.)
5) Меня никогда не отпускает мысль, что я пишу для кого-то. Обязательно для кого-то.
(Б. Катаев.)
6) Надо всегда конкретно представлять себе или воображать читателя будущей работы и как бы записывать свою беседу с ним. Пусть этот воображаемый читатель будет скептик, заядлый спорщик, не склонный принимать на веру что бы то ни стало. (Д. Лихачёв.)
Алгоритм написания письма:
Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо (здравствуйте…).
Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.
Подпись. Дата.
А теперь достаньте конверты, мы попробуем их правильно заполнить
Правила заполнения конверта. В левом верхнем углу заполняется строка от кого это письмо, ниже указывается адрес отправителя и индекс почтового отделения. А вы знаете индекс нашего почтового отделения? Это своего рода цифровой код, которому соответствует определенный населенный пункт.
В правом нижнем углу вы должны написать, кому адресуете письмо, а ниже куда, в какой населенный пункт, указав при этом его индекс. В каждом почтовом отделении есть справочник, где можно уточнить индекс каждого населенного пункта России. Если вы правильно всё заполните, то ваше письмо обязательно дойдет до адресата.
Практическая часть (на партах лежат заранее заготовленные тексты). Слайд 13.
Письмо № 1
Здравствуй, Света.
Я живу хорошо. А как ты живешь? Отметки у меня хорошие. А какие у тебя отметки? Здоровье у меня тоже хорошее. А как здоровье у тебя? Напиши, какая у вас погода. У нас погода хорошая. Ну, все, писать больше нечего.
До свидания. Письмо № 2
Привет из Самары. Здравствуй Женя! Пишет тебе Игорь. Ты сказал, что пришлешь нам наклейки, а Вовка говорит, что ты ему пришлешь наклейки первому, а мне второму. Ты пришли наклейки мне первому, а ему второму. Пусть не задается. Жду ответа.
Игорь. Письмо № 3
Здравствуйте, Татьяна Владимировна!
Вот уже месяц мы живем в Минске. Город мне очень понравился. Он огромный, просторный, очень чистый. Тут много памятников и красивых домов. Есть дома по шестнадцать этажей. В школу мне ходить близко. Школа большая, больше нашей. Но наша мне все равно больше нравится. В ней все кажется своим. Учителя здесь не очень строгие. Отметки у меня как в нашей школе. Здесь в школе учат белорусский язык. Я пока не учу, но некоторые слова уже знаю.
Ребята здесь неплохие, можно даже сказать хорошие. Но мне кажется, что лучше нашего 6 «А» на свете нет. Я сильно скучаю по нашей речке, по рябинкам у дома и даже по подруге, а особенно по нашему 6 «А».
До свидания. Мама и папа передают Вам привет. Света.
Чего не хватает в письме?
Без чего можно было бы обойтись?
Каким стилем написано письмо?
Интересно ли было читать это послание?
Анализируя письма, учащиеся отмечают, что первые два письма не несут никакой информации, первое письмо можно уложить в одну строчку, а второе — написано по пустяку. В третьем письме просто и живо рассказано о том, что удивило автора в новом городе. Автор письма умеет многому радоваться, не торопится забыть старую школу, своих друзей.
Анализ писем поможет школьникам вспомнить о том, что надо писать в письмах, а именно: о делах, увлечениях, в них можно поделиться мыслями о кино, животных и т.д
Какие это письма? (личные).
Каким стилем нужно писать личные письма? (желательно художественным).
А деловые? (официально – деловым ).
Ребята, запомните основные правила написания писем:
Указывайте дату и место написания письма.
Избегайте грубых, просторечных слов и выражений.
Не употребляйте обороты: “Лети с приветом, вернись с ответом”, “Жду ответа, как соловей лета” и т д.
Теперь, когда вы знаете, какие бывают письма, каким стилем их надо писать, вы сами попробуете написать письмо.
Прочитайте один из советов академика Д. С. Лихачёва: Слайд14.
«Прежде всего одно общее замечание. Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить. Чтобы научиться писать, надо писать! Нельзя обставить себя хорошими рекомендациями, как писать, и сразу начать писать правильно и хорошо: ничего не выйдет. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания (их можно и нужно писать как можно раньше — не худо ещё в юные годы — о своём детстве, например).» Сегодня вы будете учиться писать письма личного характера, для этого мы разделимся на группы. Каждая группа получает задание, алгоритм написания письма, слова подсказки, правила (класс делится на четыре группы, в каждой группе назначаются консультанты). Слайд 15.
Задание для 1 группы:
Напишите письмо, в котором вы просите друга приехать к вам в гости. Слова – подсказки:
У меня к Вам (к тебе) большая просьба...
Очень прошу Вас (тебя)…
С приветом…
Заранее благодарен…
Задание для группы№2:
Напишите первой учительнице письмо-поздравление. Слова-подсказки:
Поздравляю
Разрешите поздравить…
Позвольте пожелать…
Дорогая…
Уважаемая…
От всей души, от всего сердца…
Сердечно благодарю…
Задание группе №3. Слайд 16
Напишите письмо с благодарностью за присланный подарок. Слова – подсказки:
Сердечно благодарю Вас (тебя) за то, что…
От всего сердца...
От всей души…
Я очень благодарен…
Большое (огромное) спасибо…
Задание для группы №4.
Напишите другу письмо–рассказ о делах в классе. Слова – подсказки:
Дорогой друг…
Хочу рассказать тебе о…
Мы очень скучаем без тебя…
Напиши нам о…
С нетерпением ждем ответа…
Заключительная часть урока (рефлексия).
Учитель: Сегодня на уроке вы многое узнали об истории письма, познакомились с правилами заполнения конверта, писали письма разных видов.
Вот и подошел к концу наш урок. На ваших столах лежат лепестки – листочки. Если вам все понятно по теме “Как писать письмо” и понравился урок, то выберите лепесток с восклицательным знаком. А если остались вопросы, на которые вы не знаете ответа, то выберите лепесток с вопросительным знаком. (Размещение на доске лепестков, построение цветка.) Наш цветок готов. Оказывается, у некоторых ребят остались вопросы, поэтому на последующих уроках мы продолжим изучение данной темы. Спасибо всем. Урок окончен. Слайд 17
|
|
|