|
Программа по музыке. 1 класс. «Начальная школа 21 века» Рабочая программа по музыке.
1 класс. «Начальная школа 21 века»
Пояснительная записка
Рабочая программа по Музыке составлена на основе:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству;
- программы по предмету «Музыка» для I-VIII классов основной школы, под научным руководством Д.Б Кабалевского, М., Просвещение 2007 г.
-программы по предмету «Музыка» для I –IV классов, авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина М., Просвещение 2007 г.
- программы «Музыка» для 1-4 классов, авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак, М.: Дрофа, 2008г.
-программы «Музыка I –VII классы, авторы Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева,Т.С.Шмагина,И.Э Кошакова., М. «Просвещение»,2007 г.
и представляет собой вариант программы по Музыке для I-VIII классов
В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности общеобразовательной школы, потребности учеников и новые технологии музыкального образования.
Главной целью уроков музыки является формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует: формированию у учащихся представлений о художественной картине мира; овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа и обобщения получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны; расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений.
В процессе музыкальных занятий учащиеся расширяют и обогащают опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства; совершенствуют умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем; формулировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами и аргументами; приобретают умения и навыки работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует также овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности, определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности; совершенствованию умений координировать свою деятельность, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Изучение музыки в начальных классах направлено на достижение следующих целей:
развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; музыкального восприятия и творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к человеку, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально ценностного отношения к искусству;
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в музыкально- творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально- пластическом движении и импровизации;
Задачи музыкального образования младших школьников:
-воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки, как основа музыкальной грамотности;
-развитие активного, осознанного восприятия музыкальной культуры прошлого и настоящего, накопление багажа музыкальных впечатлений, первоначальных знаний о музыке, формирование опыта музыцирования и хорового исполнительства;
Изучение музыки в старших классах направлено на:
приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатлённой в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативного мышления, воображение через опыт собственной музыкальной деятельности;
воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;
освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.
Содержание курса.
№
| Тема раздела
| Кол-во часов
| Планируемые результаты
| Корректировка
| Универсальные учебные действия
| Предметные знания
| 1
| Истоки возникновения музыки.
| 8
| Личностные:
• внутренняя позиция школьника;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Регулятивные:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• оценивать правильность выполнения действия;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникатив-ные:
• использовать знаково-символические средства, в том
числе модели
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• устанавливать аналогии;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
•контролировать действия партнёра;
• использовать речь для регуляции своего действия.
| размышлять об истоках возникновения музыкального искусства;
выявлять настроение музыки: радостное, весёлое, торжественное, серьёзное;
соблюдать основные правила урока – как можно общаться с музыкой, не перебивая её звучание, правилам пения.
отличать музыкальные звуки от немузыкальных; выявлять характер музыки: задорно, весело, радостно, звонко;
Знать и понимать понятие «песня».
понимать смысл понятий «композитор – исполнитель – слушатель»;
определять и сравнивать характер, настроение музыкальных произведений.
различать танцы «вальс», «полька»;
определять характер музыкальных произведений, сравнивать их.
различать понятия «хоровод», «пляска»; участвовать в хороводах, выполнять движения по примеру учителя
различать музыкальные инструменты: гармошка, баян, балалайка, бубен, свирель, рожок, колокольчики, ложки.
распознавать духовые, струнные, ударные инструменты по внешнему признаку.
определять характер музыки и передавать её настроение;
участвовать инсценировках обрядов.
работать с нотной записью как простейшим знаковым обозначением музыкальной речи
понимать термины: музыкальный театр, артисты, оркестр, дирижёр; правила поведения в театре.
сравнивать характер в музыкальных произведениях.
понимать термин «тембр»; знать названия инструментов: арфа, скрипка, флейта;
определять инструменты по звучащему фрагменту.
характеризовать своё внутреннее состояние после прослушивания музыкального произведения, свои чувства, переживания и мысли;
проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
понимать значение слова «опера»;
определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных фрагментах;
предлагать свой вариант исполнительской трактовки;
проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
| реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в пении;
основам оптимистического восприятия мира.
реализовывать собственные творческие замыслы в импровизации;
договариваться, находить общее решение;
основам оптимистического восприятия мира
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в театрализации песни;
договариваться, находить общее решение;
основам оптимистического восприятия мира.
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в театрализации песни;
выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;
анализировать объекты;
основам оптимистического восприятия мира
реализовывать собственные творческие замыслы в музыкально-пластическом движении;
выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;
анализировать объекты.
реализовывать собственные творческие замыслы в музыкально-пластическом движении;
с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности.
реализовывать собственные творческие замыслы в импровизации;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
реализовывать собственные творческие замыслы в игре на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизации;
представлять широкой публике результаты собственной деятельности в пении.
представлять результаты собственной деятельности в пении;
реализовывать собственные творческие замыслы в музыкально-пластическом движении;
контролировать процесс и результаты своей деятельности.
|
| 2
| Содержание и формы бытования музыки.
| 15
| Личностные:
• внутренняя позиция школьника;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Регулятивные:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• оценивать правильность выполнения действия;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникатив -ные:
• использовать знаково-символические средства, в том
числе модели
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• устанавливать аналогии;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
•контролировать действия партнёра;
• использовать речь для регуляции своего действия.
|
| 3
| Язык музыки.
| 10
| Личностные:
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе
знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные:
• планировать свои действия;
• оценивать правильность выполнения действия;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
Коммуникатив -ные:
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• устанавливать аналогии;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
•контролировать действия партнёра;
• использовать речь для регуляции своего действия.
| Ориентировка в литературоведческих понятиях
Тема, литературный герой, фамилия автора, заглавие, абзац.
Элементы книги: обложка, переплет. Иллюстрация.
|
|
|
Поурочно - тематическое планирование.
| №
п/п
| Название темы урока
| Дата
| Тип урока
| Кол.ч.
| Наглядность
| Примечание.
| 1
| Песни о родном крае.
|
| открытие нового знания
| 1
| картинки о родном крае
|
| 2
| Звучащие картины.
|
| открытие нового знания
| 1
| картинки о родном крае
|
| 3
| Песня «Чему учат в школе»
|
| открытие нового знания
| 1
| детские рисунки
|
| 4
| Народная музыка.
|
| открытие нового знания
| 1
| эпиграф урока
|
| 5
| Музыка осеннего утра – песни об осени.
|
| открытие нового знания
| 1
| картины природы
|
| 6
| Подготовка и проведение праздника осени
|
| рефлексия
| 1
| осенний эскиз
|
| 7
| Звучащие картины
|
| рефлексия
| 1
| иллюстрации « Времена года»
|
| 8
| Музыка осени
|
| рефлексия
| 1
| картины
|
| 9
| Музыкальная азбука
|
| открытие нового знания
| 1
| карточки
|
| 10
| Учимся читать и писать ноты
|
| открытие нового знания
| 1
| таблица с нотами
|
| 11
| Природа и музыка
|
| открытие нового знания
| 1
| картины природы
|
| 12-13
| Музыкальные пьесы С. С. Прокофьева «Утро», «Вечер»
|
| открытие нового знания
| 2
| портрет С. С. Прокофьева
|
| 14
| Урок – концерт
|
| развивающий контроль
| 1
|
|
| 15
| Русские народные песни
|
| открытие нового знания
| 1
| иллюстрации к народным песням
|
| 16
| Хороводы
|
| открытие нового знания
| 1
| рисунки
|
| 17
| Танцы, танцы, танцы.
|
| открытие нового знания
| 1
| картинки « Костюмы народов мира»
|
| 18
| Музыкальная грамота
|
| рефлексия
| 1
| карточки с музыкальными терминами
|
| 19
| Расскажу сказку
|
| открытие нового знания
| 1
| выставка книг
|
| 20
| Колыбельные песни
|
| открытие нового знания
| 1
| выставка книг
|
| 21-22
| Мамин праздник (песни о маме)
|
| рефлексия
| 2
| выставка книг, детские рисунки
|
| 23-24
| Сочини песенку
|
| открытие нового знания
| 2
| детские рисунки
|
| 25
| Встреча весны – музыкальный праздник
|
| развивающий контроль
| 1
| рисунки
|
| 26
| Волшебный цветик – семицветик
|
| рефлексия
| 1
| детские рисунки
|
| 27
| Играем в музыкальный театр
|
| открытие нового знания
| 1
| музыкальные инструменты
|
| 28-29
| Все в движении
|
| открытие нового знания
| 2
| рисунки
|
| 30
| Музыка в цирке
|
| открытие нового знания
| 1
| фотографии
|
| 31
| Музыка в театре
|
| открытие нового знания
| 1
| фотографии
|
| 32-33
| Игровой урок - концерт
|
| развивающий контроль
| 2
| рисунки, фотографии
|
| |
|
|