Главная страница


Программа по предмету "Информатика и икт"10-11 классы (базовый уровень) пояснительная записка



НазваниеПрограмма по предмету "Информатика и икт"10-11 классы (базовый уровень) пояснительная записка
страница2/3
Дата13.04.2016
Размер0.59 Mb.
ТипПрограмма
1   2   3



Календарно-тематический план изучения базового курса информатики для 10-11 класса ориентирован на третью ступень школьного образовательного процесса по курсу «Информатика и информационно-компьютерные технологии».

Содержательные линии обучения соответствуют содержательным линиям изучения предмета в средней (полной) школе.

Основное содержание Примерной программы полностью нашло отражение в данном календарно-тематическом планировании (Приложение 1).
Изменения, внесенные в программу:

  1. В связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 68 часов в год (вместо 34 часов) в рабочей программе увеличено количество часов на изучение отдельных тем, а также добавлены темы «Логика и компьютер» и «Алгоритмизация и программирование», которые не входят в базовый курс, но знание которых необходимо для успешной сдачи ЕГЭ.

  2. Программой предусмотрено проведение практических работ (20-25 минут), направленных на отработку отдельных технологических приемов и ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и заинтересованного применения полученных знаний.



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Требования к технике

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

Программное обеспечение всех тем непрерывного курса информатики с 10-го по 11-й классы ориентировано на программные продукты фирмы Microsoft:

  • Электронный калькулятор Numlock Windows- CD

  • Электронный калькулятор Операционная система Windows

  • Файловый менеджер Total Commander Windows-CD

  • Архиватор WinRAR Windows-CD

  • Антивирусные программы Kaspersky Anti-Virus Dr.Web Windows-CD

  • Растровый графический редактор Gimp

  • Векторный графический редактор OpenOffice Draw Windows- CD

  • Программа разработки презентаций Microsoft PowerPoint Дистрибутив Microsoft Office

  • Звуковой редактор Audacity Windows- CD

  • Электронные таблицы StarOffice Calc Windows- CD

  • Система управления базами данных, входящая в Open Office Calc Windows- CD

  • Электронные таблицы Microsoft Excel Дистрибутив Microsoft Office

  • Текстовый редактор Microsoft  Word Дистрибутив Microsoft Office

  • Электронные таблицы Microsoft Excel Дистрибутив Microsoft Office

  • Текстовый процессор Microsoft  Word Дистрибутив Microsoft Office

  • Браузер Internet Explorer Операционная система Windows

  • Браузер Mozilla Windows- CD

  • Программа трассировки передачи данных NeoTrace Pro Windows- CD

  • Менеджер загрузки файлов FlashGet Windows- CD

  • Программа интерактивного общения в локальной сети ICHAT Windows- CD

  • Программа интерактивного общения в глобальной сети ICQ Windows- CD

  • Программа разработки Web-сайтов FrontPage Express Windows- CD


Учебники и методические пособия:

Преподавание курса ориентировано на использование обучающимися учебника [1].

Основная литература:

  1. И.Г. Семакина, Е. К. Хеннера. Информатика 10-11. - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний

Для организации практической работы на уроках и домашней работы учащихся используется задачник-практикум.

Дополнительная литература:

  1. Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/Под ред. И. Семакина, Е. Хеннера. -М.: БИНОМ, Лаборатория знаний

  2. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс. Учебник для 10 класса. -М.: БИНОМ, Лаборатория знаний

  3. Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии: Учебник для 10—11 классов. -М.: БИНОМ, Лаборатория знаний

  4. Угринович Н. Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Изд. 2-е, испр. / Н. Д. Угринович, Л. Л. -М.: БИНОМ, Лаборатория знаний

  5. Информатика и ИКТ. 11 класс. Базовый уровень/ Под ред. Н.В. Макаровой - Спб.: Питер.

  6. Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. «Математические основы информатики» (учебное пособие и методическое пособие)

  7. Нурмухамедов Г. М. Информатика для абитуриента. Теоретические основы информатики. Элективный курс : учебное пособие.

  8. Журнал «Информатика и образование».

  9. Материалы, размещенные в Интернете на сайтах поддержки ЕГЭ: www.ctege.org/ , www.fipi.ru.

  10. Приложение к газете «1 сентября» «Информатика»


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен знать/понимать:

  • объяснять различные подходы к определению понятия «информация»;

  • различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный; знать

  • единицы измерения информации;

  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

  • использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;

  • назначение и функции операционных систем;

уметь:

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • распознавать информационные процессы в различных системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

  • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;

  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Приложение 1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 Б,В классы



Дата

Тема

Основное содержание

Наглядность (ЦОР, ссылки в Internet, презентации)

Домашнее

задание

I. Информация и информационные процессы (16 часов)

  1. 1




Техника безопасности.

Основные подходы к определению понятия «информация».

Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.

Основные подходы к определению понятия «информация».

Презентация

«Информация»




  1. 2




Виды и свойства информации.

Виды информации: по представлению, восприятию и по степени значимости. Свойства информации.







  1. 3




Измерение информации. Формула Хартли.

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Равновероятные события. Единицы измерения информации: бит, байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт, Тбайт. Формула Хартли.

Презентация

«Содержательный подход к измерению информации»




  1. 4




Алфавитный подход к определению количества информации.

Алфавитный подход к определению количества информации. Единицы измерения.

Презентация

«Алфавитный подход к определению количества информации»




  1. 5




Формула Шеннона.

Неравновероятные события. Формула Шеннона.

Презентация

«Измерение информации при неравновероятных событиях»




  1. 6




Решение задач на измерение количества информации.


Задачи на измерение количества информации.







  1. 7




Практическая работа №1 «Измерение информации»










  1. 8




Кодирование информации.


Язык, алфавит, знак, сигнал. Формальные и естественные языки. Кодирование, декодирование.

Презентация

«Кодирование информации»




  1. 10




Практическая работа №2 «Кодирование информации»

Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.







  1. 10




Дискретное и двоичное представление информации.

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное кодирование информации в компьютере.

ЦОР «Двоичное представление информации в компьютере»




  1. 11




Классификация информационных процессов.


Информационный процесс. Основные информационные процессы, классификация.

Презентация

«Классификация информационных процессов»




  1. 12




Хранение и передача информации.

Виды носителей информации. Выбор способа хранения информации.

Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.

ЦОР «Хранение и передача информации»




  1. 13




Поиск информации

Формирование запросов на поиск данных.

Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации.







  1. 14




Обработка и защита информации. Методы защиты.

Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Методы защиты.

Защита информации. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации.

ЦОР «Обработка и защита информации»

Индивидуальные задания

  1. 15




Информационные процессы в различных системах.

Практическая работа № 3 «Информационные процессы»

Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Управление системой как информационный процесс.








  1. 16




Организация личной информационной среды. Контрольная работа №1 «Информация и информационные процессы»

Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.







II. ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ (14 часов)

  1. 17




Моделирование как метод познания

Модель, моделирование.

Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования

Презентация «Моделирование»




  1. 36/2




Системный подход в моделировании

Система, статические и динамические информационные модели







  1. 37/3




Формы представления моделей. Формализация

Практическая работа № 4

«Формализация текстовой информации Представление зависимостей в виде формул».

Материальные и информационные модели.

Формализация







  1. 38/4




Типы информационных моделей.
Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа.

Табличные, иерархические, сетевые информационные модели

Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема.







  1. 39/5




Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.

Презентация «Основные этапы построения моделей на компьютере»




  1. 40/6




Исследование физических моделей

Самостоятельная работа

Моделирование при решении физической задачи

Презентация «Исследование моделей из различных предметных областей»




  1. 41/7




Исследование астрономических моделей

Моделирование при решении астрономической задачи. Геоинформационные модели.







  1. 42/8




Исследование математических моделей

Практическая работа № 5

Моделирование при решении алгебраической и геометрических задач







  1. 43/9




Исследование химических моделей

Моделирование при решении химической задачи







  1. 44/10




Исследование биологических моделей

Моделирование при решении биологической задачи







  1. 45/11




Оптимизационное моделирование в экономике

Практическая работа № 6

Моделирование при решении экономической задачи







  1. 46/12




Модели логических устройств

Модели логических устройств







  1. 47/13




Информационные модели управления объектами.

Информационные модели управления объектами.







  1. 48/14




Моделирование игровой ситуации.
Контрольная работа «Информационные модели»

Моделирование игровой ситуации.







III. ЛОГИКА И КОМПЬЮТЕР (15 часов)

  1. 18




Техника безопасности. Алгебра высказываний.

Формы мышления: понятие, высказывание, умозаключение. Алгебра высказываний. Простое и сложное высказывания

Презентация «Основы логики»

§ 3.1-3.2 (2)

стр. 122-125 (до конца), привести примеры высказываний

  1. 2




Основные операции алгебры высказываний.

Базовые логические операции: отрицание, дизъюнкция, конъюнкция. Свойства логических операций.







  1. 3




Таблицы истинности.

Назначение и построение таблиц истинности.







  1. 4




Эквивалентные высказывания.

Эквивалентные высказывания. Истинность высказывания. Логические операции импликации, эквивалентности.







  1. 5




Законы алгебры логики.

Основные законы алгебры логики.







  1. 6




Законы де Моргана. Тождественность высказываний.

Основные законы алгебры логики.







  1. 7




Упрощение формул.

Применение законов логики при упрощении формул.







  1. 8




Решение логических задач.

Самостоятельная работа

Применение законов логики при решении логических задач.







  1. 9




Решение логических задач.

Применение законов логики при решении логических задач.







  1. 10




Решение логических задач.

Применение законов логики при решении логических задач.







  1. 11




Логические основы построения ЭВМ.

Логические элементы И, ИЛИ, НЕ: структурные и функциональные схемы, принцип работы.

Презентация «Логика и компьютер»




  1. 12




Структурные формулы и функциональные схемы.

Формы описания логических устройств.







  1. 13




Сумматор двоичных чисел.

Сумматор. Назначение. Принцип работы. Схема.







  1. 14




Триггер. Регистр.

Сумматор. Триггер. Регистр. Назначение. Принцип работы. Схема.







  1. 15




Контрольная работа №1

«Основы логики»










IV. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (11 часов)

  1. 46




Понятие и типы информационных систем.


Базы данных — БД (табличные, иерархические, сетевые).

Презентация «Базы данных»









Системы управления базами данных (СУБД). Создание табличной базы данных (БД).

Практическая работа № 7

«Создание табличной БД»

Знакомство с системой управления базами данных OOBase. Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты. Создание структуры табличной БД. Ввод и редактирование данных.

Презентация «СУБД»









Формы в БД

Использование формы для просмотра и редактирования записей в БД

Презентация « Основные объекты СУБД»









Фильтры в БД

Поиск данных с помощью фильтров

Презентация «Поиск данных в БД»









Запросы в БД

Практическая работа № 8

«Поиск данных с помощью фильтров и запросов»

Поиск данных с помощью запросов.

Упорядочение данных в БД. Формирование запросов на поиск данных в БД.












Отчеты в БД.

Практическая работа № 9

«Создание отчета в БД»

Создание и печать отчетов в БД












Многотабличные БД

Многотабличные БД

Презентация «Многотабличные БД»









Связывание таблиц

Связывание таблиц












Связывание таблиц

Связывание таблиц




конспект






Запросы в многотабличной БД

Запросы в многотабличной БД




конспект






Зачетная практическая работа № 10










V. АЛГОРИТМИЗАЦИЯ

И ПРОГРАММИРОВАНИЕ(12 часов)

  1. 57




Алгоритм. Программа.

Алгоритм и его формальное исполнение. Блок-схема. Программа.

Презентация «Алгоритмы»

конспект






Линейные алгоритмы и программы. Трассировка программы.

Основные алгоритмические структуры: линейная, разветвляющаяся и циклическая.

Переменная. Определение значений переменных в ходе выполнения алгоритма (программы).

Презентация «Основные алгоритмические структуры»

конспект






Ветвление в алгоритмах и программах.

Полное и неполное ветвление в алгоритмах и программе. Определение значений переменных в ходе выполнения алгоритма (программы).




конспект






Поиск ошибок в программе.

Самостоятельная работа

Определение значений переменных в ходе выполнения алгоритма (программы). Поиск ошибок.




конспект






Циклы в алгоритмах и программах.

Циклы с постусловием и предусловием в алгоритмах и программе. Определение значений переменных в ходе выполнения алгоритма (программы).




конспект






Циклы в алгоритмах и программах.

Цикл с параметром (со счетчиком) в алгоритмах и программе. Определение значений переменных в ходе выполнения алгоритма (программы).




конспект






Вспомогательный алгоритм. Подпрограмма.

Самостоятельная работа

Использование вспомогательных алгоритмов при решении задач. Подпрограмма.

Презентация «Вспомогательный алгоритм»

конспект






Одномерные массивы.

Решение задач на применение одномерных массивов. Определение значений переменных в ходе выполнения алгоритма (программы).

Презентация «Массивы»

конспект






Одномерные массивы.

Решение задач на применение одномерных массивов. Определение значений переменных в ходе выполнения алгоритма (программы).




конспект






Двумерные массивы.

Решение задач на применение двумерных массивов. Определение значений переменных в ходе выполнения алгоритма (программы).




конспект






Двумерные массивы.

Решение задач на применение двумерных массивов. Определение значений переменных в ходе выполнения алгоритма (программы).




конспект






Контрольная работа №4

«Алгоритмизация и программирование»









1   2   3