Главная страница

Виды трудностей в процессе порождения связного высказывания на уроках английского языка в начальной школе и способы их преодоления с помощью средств образной наглядности • Возникновение мотива связного высказывания



Скачать 194.97 Kb.
НазваниеВиды трудностей в процессе порождения связного высказывания на уроках английского языка в начальной школе и способы их преодоления с помощью средств образной наглядности • Возникновение мотива связного высказывания
Дата18.04.2016
Размер194.97 Kb.
ТипДокументы

ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОРОЖДЕНИЯ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ОБРАЗНОЙ НАГЛЯДНОСТИ

Возникновение мотива связного высказывания. Преодоление трудности, связанной с возникновением мотива высказывания, заключается в реализации эмоционально-мотивирующей функции средств образной наглядности.

Раскрытие предмета связного высказывания. В работах Н. И. Жинкина, А. И. Новикова было теоретически обосновано и экспериментально доказано, что любое высказывание имеет предметный план, который может быть представлен как некая структура отражаемых в сознании человека объектов действительности и их связей. В исследованиях Т. С. Путиловской, В. И. Ермолович было показано, что предметный план высказывания может быть организован через составление графов любого абстрактно взятого явления, предмета, события, а также изображающих их картинок, рисунков. Для начального обучения иноязычному высказыванию особенно важно последнее. В нашем исследовании с целью организации предметного плана связного высказывания используются разработанные Е.А. Романовской средства образной наглядности - сюжетные картинки, которые наглядно представляют содержание высказывания в соответствии с темой и избавляют учащегося от поисков ответа на вопрос «Что сказать?».

  • Осуществление отбора языкового материала в соответствии с темой. Обусловленная замыслом связного высказывания, нацеленная на конкретное содержательно-смысловое целое, каждая сюжетная картинка принадлежит одной конкретной области («Animals», «My toys», «My Home», «My School», «In the Park» и т.д.), то есть каждая сюжетная картинка непосредственно связана с темой связного высказывания и наглядно передает его содержание. Фактически это «лексическая тематическая сетка», ясно очерчивающая предмет связного высказывания, но только не вербально, а в виде образов. К тому же, тот факт, что на первом году обучения ИЯ в начальной школе лексика носит преимущественно предметный характер, позволяет обеспечить присутствие в сюжете картинки всех необходимых для связного высказывания компонентов. Сюжетная картинка ограничивает, таким образом, зону поиска необходимых языковых средств для связного высказывания, облегчая задачу их выбора. Важно отметить, что в сюжете картинки отражен лексико-грамматический материал исключительно по изучаемой теме или знакомый младшим школьникам из предыдущих тем. В связи с этим, к моменту проведения работы по составлению развернутого связного высказывания по теме на основе сюжетной картинки необходимый языковой материал уже отработан и усвоен учащимися, что облегчает вызов слова из памяти и реализацию замысла при составлении связного высказывания.

Составление схемы предстоящего высказывания. Как было отмечено выше, кроме опоры в виде сюжетной картинки, обеспечивающей присутствие всех необходимых для высказывания компонентов, в обучении младших школьников связному высказыванию целесообразно использовать образные схемы, наглядно представляющие логическую последовательность структурных частей связного высказывания и наличие четких связей между частями. Здесь вновь следует подчеркнуть необходимость учета психофизиологических особенностей младшего школьника - доминирование правого, образного полушария в речемыслительной деятельности и трудностей, связанных с усвоением алгоритма построения связного высказывания.

Предоставление учащимся образных схем в качестве средств внешней образной наглядности (образ паровозика и трилистника), а затем их «снятие» и использование в качестве средств внутренней образной наглядности посредством задействования эмоционального компонента в структуре цвета, обеспечивает наглядное представление структуры связного высказывания и способствует его правильному композиционному построению учащимися.

Удержание логической последовательности связного высказывания. Для удержания логической последовательности высказывания важно вооружить учеников такими приемами подготовки высказываний, которые бы облегчали упреждающий синтез и способствовали редукции внутренней речи. Традиционные приемы включают план, наброски плана, вопросы, более или менее развернутые материалы, в которых отражается основной ход мысли предстоящего высказывания. Однако в начальной школе такие приемы малоэффективны вследствие недостаточного развития теоретического мышления у младших школьников. Как отмечал Н. И. Жинкин, во внутренней речи большую роль выполняют наглядные представления и схемы, которые могут выступать как экономные заместители словесных структур. При составлении высказывания происходит «перевод» наглядных структур в словесные. Значит, если предоставить такие «эквивалентные замены» младшему школьнику, то таким образом можно облегчить ему задачу. Следовательно, учитывая особенности наглядно-образного мышления младшего школьника, для развития механизма упреждающего синтеза необходимо использовать упражнения, имеющие в своей основе образную наглядность, обеспечивающую определенную последовательность структурных частей связного высказывания и последовательность фраз внутри каждой части. Образные схемы в определенном цветовом исполнении представляют собой алгоритм построения связного высказывания, отражающий композиционно-структурную организацию и логическую последовательность частей высказывания.

Фонетическое оформление связного высказывания. При построении связного высказывания важна роль различных элементов, в том числе средств выразительности звуковой речи, таких как тембр, тон, паузы, различные типы ударений. Каждый элемент по-разному влияет на звуковое оформление высказывания. От темпа речи, ее громкости, а также от дикции говорящего во многом зависит передача содержания и смысла произносимого высказывания, его эмоциональность и непосредственность, живость и выразительность, сила и глубина его воздействия на слушателя. В связи с этим необходимо учить детей отчетливо произносить простые фразы, правильно оформляя их в интонационном отношении, регулировать темп речи в связном высказывании, не только передавая его содержание, но и эмоционально окрашивая при этом свою речь. Являясь ярким эмоциональным стимулом, сюжетные картинки способствуют приданию эмоциональности, непосредственности, живости и выразительности связного высказывания учащегося, а это в свою очередь создает благоприятные условия для его правильного фонетического оформления.

Преодоление основных трудностей, которые может испытывать младший школьник при порождении связного высказывания возможно с помощью использования в обучении особого вида изобразительном наглядности – образной наглядности.

Способы преодоления трудностей в процессе порождения связного высказывания с помощью средств образной наглядности представлены ниже.

СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОРОЖДЕНИЯ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ


ТРУДНОСТИ

СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ

возникновение

мотива

высказывания

Главными героями сюжетной картинки являются такие же дети, как и сами учащиеся, что усиливает эффект личной соотнесенности ребёнка с сюжетом, который становится для него личностно значимым. В связи с этим сюжетная картинка становится ярким эмоциональным стимулом и служит источником мотива речевой деятельности на начальном этапе обучения связному высказыванию.

определение

предмета

высказывания

Предмет связного высказывания подсказывается сюжетом картинки, который наглядно передаёт содержание высказывания в соответствии с конкретной темой.

отбор

языкового

материала

Сюжет картинки обеспечивает присутствие всех необходимых для высказывания компонентов. Тот факт, что лексика на начальном этапе обучения в основном предметная, позволяет представить сюжет картинки наиболее подробно.

схема предстоящего

высказывания

+

удержание

логической последовательности

Для отражения композиции и логических связей внутри связного высказывания каждого типа обучающимся предъявляются образные схемы, структурные части которых окрашены в определённые цвета и соотносятся с композицией и логической последовательностью связного высказывания.

Благодаря цветовой памяти мозга, образные схемы обеспечивают возможность создания опоры для внутренней наглядности посредством актуализации соответствующих эмоций у младших школьников при восприятии определённого цвета.

фонетическое

оформление

высказывания

Являясь ярким эмоциональным стимулом, сюжетные картинки способствуют приданию эмоциональности, непосредственности, живости и выразительности связного высказывания учащегося, а это в свою очередь создаёт благоприятные условия для правильного фонетического оформления связного высказывания.



Особенности восприятия младшими школьниками наглядных материалов.
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством жизни ребёнка – поступлением в школу.

Образное мышление – основной вид мышления в этом возрасте. Ребёнок представляет себе реальную ситуацию и как бы действует в ней в своём воображении.

Мышление в образах представляет собой сложный психический процесс преобразования чувственной информации. В нем представлены результаты непосредственного чувственного восприятия реального мира, их понятийная обработка и мысленное преобразование. В ходе этого процесса образы произвольно актуализируются на основе заданного наглядного материала, видоизменяются под влиянием различных условий, свободно преобразуются, создаются новые, существенно отличные от исходных.

Ребенок, особенно 7-8 летнего возраста, обычно мыслит конкретными категориями, опираясь при этом на наглядные свойства и качества конкретных предметов и явлений, поэтому в младшем школьном возрасте продолжает развиваться наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, что предполагает активное включение в обучение моделей разного типа (предметные модели, схемы, таблицы, графики и т.п.)

Наглядно-образное мышление очень ярко проявляется при понимании, например, сложных картин, ситуаций. Для понимания таких ситуаций требуется сложная ориентировочная деятельность. Понять картину - это значит понять ее внутренний смысл. Понимание смысла требует сложной аналитико-синтетической работы, выделения деталей, сопоставления их друг с другом. В наглядно-образном мышлении участвует и речь, которая помогает назвать признак, сопоставить признаки. Только на основе развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления начинает формироваться в этом возрасте формально-логическое мышление.

Для успешного обучения важно, чтобы в процессе восприятия младшими школьниками участвовало как можно больше видов восприятия. На первом месте по значимости и эффективности в условиях применения технических средств обучения находятся комбинированные зрительно-слуховые виды восприятия, затем следуют зрительные и, наконец, слуховые. Таким образом, одновременное воздействие сложного комплекса раздражителей на разные анализаторы (или как бы их синтетическое воздействие) обладает особой силой, особой эмоциональностью. Поэтому организм обучаемого, воспринимающего информацию с помощью технических средств обучения, находится под воздействием мощного потока качественно необычной информации, создающей эмоциональную основу, на базе которой от чувственного образа легче переходить к логическому мышлению, к абстрагированию.

Известный ученый – психолог Л.С. Выготский различал два уровня развития возможностей ребенка: уровень актуального развития (достигнутый уже уровень развития) и зону ближайшего развития (то, что находится в процессе становления, “завтрашний день” развития). Опираясь на данное положение, можно сказать, что уровнем актуального развития ребенка младшей школы является наглядно-действенная умственная деятельность, основанная на восприятии выполненных практических операций с предметами, а наглядно-образная, затем словесно-логическая умственная деятельность являются зоной ближайшего развития.

Принимая во внимание результаты исследований психологов о том, что у учащихся начальной школы преобладает непроизвольное внимание, и однообразная работа очень быстро утомляет ребенка, необходима смена видов деятельности, и эта деятельность часто может и должна быть игровой. Следовательно, обучение учеников младших классов должно быть интересным, радостным, но в то же время обеспечивающим глубокое усвоение программного материала. Одним из главных средств, для достижения этой цели служит широкое и продуманное применение наглядности.

Первоначально младшие школьники лучше запоминают «натуральный» наглядный материал: предметы, которые ребенка окружают и с которыми он взаимодействует, изображения предметов, людей. Продуктивность запоминания такого материала выше, чем запоминания словесного материала. Конкретно-образный характер восприятия и памяти младших школьников проявляется в том, что дети справляются с такими трудными приемами запоминания, как соотнесение, деление на части текста, если при этом есть опора на наглядность, например на соответствующие иллюстрации.

Решению образовательных задач способствует использование различных наглядных средств не только на этапе ознакомления, но и при закреплении знаний, при формировании умений и навыков.

В младшем школьном возрасте наглядные средства обучения должны точно отражать характерные признаки и свойства объектов, изучаемых в данный момент, т.к. остальное, несущественное, отвлекает внимание детей.

Для нашего исследования особенно важно целенаправленное использование языковой и неязыковой наглядности при формировании навыков и речевого умения говорения. В этом случае И.А. Зимняя рекомендует использовать наглядность в целях:

1) создания речевого образца (произносительного, интонационного, лексико-грамматического);

2) ограничение круга только тех предметов и явлений, словесное выражение которых известно говорящему;

3) создание смысловой опоры (заданностью логической последовательности и объекта высказывания) для построения всей цепи высказывания;

4) создание ситуации общения, стимулирующей высказывание.

На начальном этапе обучения младших школьников иноязычному связному высказыванию необходимо учитывать их психофизиологические особенности и подкреплять языковую наглядность неязыковой, организуя наглядно-чувственную подачу материала с целью активизации восприятия и мыслительной деятельности учащихся. При этом потенциал неязыковой наглядности может быть значительно расширен за счёт использования средств образной наглядности.

Имеющиеся у учащихся образные представления следует использовать для формирования у них понятий и развития отвлечённого мышления, обеспечив при этом достаточную отчетливость и яркость образов, запечатлевающихся в их сознании, с тем, чтобы сохранить устойчивость этих образов. Это возможно при условии использования в обучении иноязычной речевой деятельности образной наглядности, под которой понимается специальным образом организованный иллюстративный материал, способствующих возникновению у учащихся отчётливых и ярких образов восприятия и представления объектов/предметов окружающей действительности и обеспечивающий постепенный переход от возникновения мотива высказывания к самостоятельной речемыслительной деятельности. Это особенно важно при обучении младших школьников связной устной речи, поскольку мы имеем возможность опереться на имеющиеся у детей наглядные образы (восприятия и представления), знакомых им объектов и предметов, усилить их отчётливость и яркость с помощью специальных средств образной наглядности, облегчив тем самым трудности, возникшие у учащихся при обучении связному высказыванию. При этом, выбирая определённое изображение предмета в качестве наглядного образа, важно убедиться, что предлагаемый детям образ понятен им и вызывает у них положительные эмоции и необходимые представления.

Следует отметить, что необходимость использования образной наглядности при обучении младших школьников связному высказыванию обусловлена особенностями психофизиологического развития детей данного возраста. В частности, в результате исследования проблемы возрастной динамики функциональной асимметрии полушарий головного мозга учёными было установлено, что младший школьный возраст является периодом интенсивных качественных структурно-функциональных преобразований, которые обусловливают динамику речевого развития ребёнка.

Образная наглядность способна оказывать ещё более эффективное воздействие в обучении связному высказыванию на ИЯ на динамику рассмотренных выше познавательных процессов детей 7-8 лет при условии усиления степени её эмоционального воздействия на те психические процессы, которые имеют место при речемыслительной деятельности младших школьников. В связи с этим большое значение следует уделять использованию цвета в предлагаемых детям наглядных образах, что помогает полнее реализовать потенциал как внешней, так и внутренней наглядности.

Методика обучения младших школьников связному высказыванию на ИЯ (автор Романовская Е.А.) предполагает построение самостоятельного высказывания без постоянной опоры на печатный текст. Специфика разработанной автором методики заключается в том, что в отличие от традиционного подхода, в рамках выбранного пути речевая ситуация задается не вербально, а с помощью средств внешней образной наглядности - специально созданных сюжетных картинок, в соответствии с которыми учащиеся самостоятельно определяют содержание и композицию (построение) будущего высказывания, осуществляют выбор лексических средств. В роли алгоритма композиционного построения связного высказывания выступают средства внутренней образной наглядности – цветные образные схемы.

Средством развития умений в любом виде речевой деятельности являются упражнения. При организации упражнений, направленных на развитие умений связного высказывания необходимо учитывать, что успешное восхождение к цели, к умению высказываться связно, монологически, возможно лишь постепенно, со ступени на ступень. Такой подход, по мнению учёных-методистов, обеспечивает большую управляемость процессом обучения устному монологическому высказыванию.

Принимая во внимание особенности и трудности процесса овладения умениями связного высказывания на начальном этапе, мы полагаем, что развитие выделенных Романовской Е.А. шести коммуникативно-речевых умений связного высказывания должно осуществляться посредством специальной серии упражнений. Упражнения разделены на шесть соответствующих групп. Внутри каждой группы представлены упражнения как репродуктивно-продуктивного, так и продуктивного характера, предъявляемые по степени нарастания сложности. Отличительной особенностью разработанной серии упражнений является постоянная опора на образную наглядность в виде сюжетных картинок и образных схем, помогающих преодолевать трудности при построении связного высказывания. Текст не исключается полностью из обучения, меняется его функция - текст выступает в качестве модели высказывания.

С учетом выбранного пути обучения связному высказыванию младшим школьникам необходимо обеспечить достаточную тренировку в правильности фонетического, грамматического и лексического оформления высказываний. Следовательно, овладению умениями на уровне собственно связного высказывания должна предшествовать работа над языковым и речевым материалом на уровне слово/словосочетания и предложения. В соответствии с этим внутри каждой группы упражнений может быть выделено от одной до трех подгрупп.

Предлагаемая Е.А. Романовской серия упражнений для развития умений связного высказывания предполагает тематическую организацию изучаемого материала. Упражнения внутри каждого тематического раздела представлены по степени возрастания сложности, то есть в рамках одной темы в процессе усвоения языкового материала учащиеся проходят все три этапа работы над языковым и речевым материалом и постепенно переходят от использования отдельных слов в словосочетаниях к предложениям и собственно связному высказыванию. Типология упражнений и этапность работы над развитием умений связного высказывания сохраняется при переходе от темы к теме. Упражнения способствуют концентрической организации работы по развитию умений связного высказывания. В каждом новом тематическом разделе продолжается и постепенно углубляется содержательная линия предыдущей темы в плане, как лексического, так и грамматического наполнения связного высказывания. Тренировка в употреблении грамматических структур и их лексическое наполнение происходит не только за счет многократного их повторения, но, прежде всего, за счёт включения ранее усвоенных структур в состав новых тем, а также за счет возвращения к предыдущим темам и употребления нового языкового материала в «старом» сюжете. Такое расширение связного высказывания обеспечивается благодаря использованию сюжетных картинок из предыдущих разделов с целью актуализации усвоенного языкового материала и активации нового. Они обеспечивают установление новых связей в ранее предъявленных сюжетах за счет синтеза усвоенных и новых лексико-грамматических структур. При этом происходит постепенная автоматизация и совершенствование языковых навыков, а также развитие умений связного высказывания. Благодаря цикличному и концентрическому характеру обучения, связное высказывание постепенно обогащается новыми связями и видоизменяется не только в количественном, но и в качественном отношении.

Учитывая указанные выше уровни работы над языковым и речевым материалом и выделенные умения связного высказывания, считается методически целесообразным разделить процесс обучения на два этапа, каждый из которых включает в себя два подэтапа (две стадии):

1. Подготовительный этап

1.1. Создание мотивации высказывания.

    1. Ознакомление с лексико-грамматическим материалом и оперирование им на уровне предложения.

2. Основной этап

  1. Построение самостоятельного связного микровысказывания.

  2. Построение самостоятельного связного развёрнутого высказывания.



СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СВЯЗНОМУ ИНОЯЗЫЧНОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ НА ОСНОВЕ ОБРАЗНОЙ НАГЛЯДНОСТИ


ЭТАПЫ

ОБУЧЕНИЯ

РАЗВИВАЕМЫЕ

УМЕНИЯ СВ

ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ

ОБРАЗНАЯ НАГЛЯД-НОСТЬ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

ЭТАП

  1. Отбирать языковые средства для высказывания

    • Соотнести фрагмент сюжетной картинки с названием изображенного на нем персонажа

    • Подобрать к фрагментам картинки прилагательные из списка и составить словосочетания

сюжетная

картинка

+

фрагменты

сюжетной

картинки

  1. Строить высказывание в соответствии с темой

    • Закончить предложение в соответствии с фрагментом сюжетной картинки

    • Составить предложение на основе фрагмента картинки, используя выбранные слова

  1. Правильно в языковом отношении оформлять высказывание

    • Подобрать к предложенным фрагментам прилагательные оценки/размера/цвета

    • Расположить слова в предложении в правильной последовательности

    • Найти и исправить в предложении несоответствия с сюжетной картинкой

ОСНОВНОЙ ЭТАП

4. Композиционно правильно составлять высказывание в соответствии с его типом

    • Соотнести образные схемы с высказываниями

    • Определить тип высказывания и нарисовать к нему образную схему

    • Составить высказывание на основе сюжетной картинки по образной схеме и ключевым словам

    • Составить высказывание по картинке по предложенному началу и концу

сюжетная

картинка

+

фрагменты

сюжетной

картинки

+

образные схемы

5. Связано и последовательно излагать высказывание

    • Расположить данные предложения/части высказывания в правильном порядке

    • Придумать к данному предложению ещё одно, связанное с ним по смыслу

    • Вставить в пробелы высказывания уместные средства связи (and/but/too).

    • Составить высказывание по образной схеме/сюжетной картинке

6. Выражать собственное отношение к излагаемому

    • Выразить в одном предложении свое отношение к одному из персонажей сюжетной картинки с помощью слов like/pretty/funny/nice/this

    • Сказать какой персонаж на сюжетной картинке нравится и почему, добавив еще одно предложение и используя слова nice/pretty/funny


Главная задача подготовительного этапа - научить младших школьников оперировать языковым материалом на уровне предложения. На этом этапе используются упражнения для развития следующих умений связного высказывания:

- отбирать языковые средства для высказывания;

- строить высказывание в соответствии с темой;

- правильно в языковом отношении оформлять высказывание.

На первой стадии данного этапа сюжетная картинка является ярким эмоциональным стимулом для детей и служит источником мотива речевой деятельности. Специфика использования специально разработанной Романовской Е.А. сюжетной картинки состоит в том, что она синтезирует лексический материал в сюжете, который представляет окружающей повседневной жизни младших школьников, что делает сюжет личностно значимым для ребенка и побуждает его к составлению высказывания.

На второй стадии данного этапа происходит ознакомление учащихся с лексико-грамматическими единицами и устанавливается их взаимосвязь друг с другом на уровне слова/словосочетания и предложения. На данной стадии картинка также предъявляется в полном объеме, но для обработки языкового материала она разделяется на небольшие фрагменты с изображением отдельных персонажей из общего сюжета. Использование этих фрагментов позволяет учителю акцентировать внимание младших школьников на средствах выражения - языковых и речевых.

Главная задача основного этапа – научить младших школьников строить самостоятельное связное высказывание. На данном этапе выполняются упражнения, способствующие развитию следующих умений:

- композиционно правильно составлять высказывание в соответствий с его типом;

- связно и последовательно излагать высказывание;

- выражать собственное отношение к излагаемому.

На первой стадии данного этапа с помощью фрагментов сюжетной картинки и образных схем школьники учатся составлять микровысказывания двух типов – описание и повествование – в объема 3-5 предложений. Фрагменты сюжетной картинки являются содержательной опорой микровысказывания. Предъявляемые вне сюжета фрагменты картинки помогают сконцентрировать внимание учащихся на особенностях каждого отдельного персонажа и способствуют наиболее полному его раскрытию при использовании разнообразных лексико-грамматических конструкций. Образные схемы выступают в роли алгоритма композиционно-структурной организации соответствующих типов связного высказывания.

На второй стадии основного этапа после усвоения учащимися элементарной структуры двух типов высказываний учитель организует
коллективную работу по составлению связного высказывания на основе
полного сюжета картинки путем объединения микровысказываний,
составленных по фрагментам. Объем высказываний, таким образом,
увеличивается до 25-30 предложений. Содержательной опорой высказывания является сюжетная картинка. В роли алгоритма композиционной организации связного высказывания выступает образная схема, соответствующая типу высказывания.

В продолжение основного этапа осуществляется работа по постепенному расширению связного высказывания по мере усвоения нового языкового материала за счет периодического возвращения к ранее составленным высказываниям (и сюжетным картинкам). Младшие школьники учатся применять умения связного высказывания в новых речевых ситуациях для составления самостоятельного неподготовленного высказывания.

Необходимо отметить, что, в указанных группах упражнений для развития умений связного высказывания, на каждом этапе обучения предлагаются упражнения игрового характера, целью которых является закрепление языкового материала и применение умений связного высказывания в новых, игровых ситуациях. Кроме того, в серии упражнений предусмотрены задания, которые способствуют развитию творческих способностей учащихся в изобразительной деятельности и созданию мотивации для построения связного высказывания на основе продуктов творческой деятельности учащихся (рисунков, поделок).