Главная страница

Программа профилактики пав (табакокурение, алкоголизм, наркомания) «Линия жизни»



НазваниеПрограмма профилактики пав (табакокурение, алкоголизм, наркомания) «Линия жизни»
страница2/6
Дата18.04.2016
Размер0.99 Mb.
ТипПрограмма
1   2   3   4   5   6

ВОЗРАСТНЫЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ ПОДРОСТКОВ КАК ФАКТОР РИСКА. 

-        реакция эмансипации;

-        хобби-реакция;

-        формирующиеся сексуальные влечения;

-        группирование со сверстниками4

 

Раздаточный материал  

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РИСКА. 

1.      Низкая самооценка.

2.      Фокусировка на внешнее окружение: оценка своего настроения на основании настроения других людей, внушаемость.

3.      Неспособность идентифицировать или выразить чувства.

4.      Неспособность просить помощь:»если ты сам не позаботишься о себе, то никто о тебе не позаботится».

5.      Экстремальное мышление.

6.      Низкая стрессоустойчивость.1

7.      Высокая подверженность влиянию групповых норм

8.      Повышенная тревожность, импульсивность как качество характера.

9.      Низкая переносимость фрустраций.

10.  . Неспособность к продуктивному выходу в ситуациях затрудненности удовлетворения актуальных жизненно важных потребностей.

11.  Неспособность к продуктивному выходу  из психотравмирующих ситуаций.

12.  Несформированность способов психологической защиты, позволяющей справиться с эмоциональным напряжением.

13.  Любопытство в сочетании с другими факторами риска и/или особенностями в личностной сфере.

14.  Низкий самоконтроль.

15.  Деформированная система ценностей.

16.  Завышенная самооценка.

17.  Болезненная впечатлительность, обидчивость, повышенная конфликтность и т.д. 

СТРЕСС КАК ФАКТОР РИСКА.

1.      Трудные жизненные ситуации – болезнь, опасность инвалидизации или смерти.

2.      Трудные ситуации, связанные с выполнением какой – либо задачи – затруднения, противодействия, помехи, неудачи.

3.      Трудные ситуации, связанные с социальным взаимодействием – ситуации оценки, критика, конфликты, давление.

Дети и подростки не обладают достаточным опытом анализа психотравмирующих ситуаций, поэтому не могут адекватно воспринимать такие ситуации. И тогда действие их на личность определяется следующим образом:

-       напряженность от неспособности справиться с проблемой, внутренняя установка на бессилие, неудачу и т.д.

-       напряженность по поводу неспособности что-либо предпринять вообще.

К  вышеперечисленным добавляются так же следующие факторы:

-        нравственная незрелость личности, нарушенная социальная микросфера, индивидуально – биологические особенности личности, индивидуально – психологические и нервно – психические аномалии личности

 

Раздаточный материал

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ НАРКОЗАВИСИМОСТИ.

 

1.      В семье:

-        проводилось предродовое обследование;

-        установлены близкие отношения с детьми;

-        поощряется приобретение знаний;

-        ценятся принципы;

-        имеется опыт выхода из стрессовых ситуаций;

-        родители проводят много времени с детьми;

-        родители устанавливают доверительные отношения с детьми, умеренно критикуя их, вместо того, чтобы баловать детей или строить с ними отношения авторитарно;

-        члены семьи заботятся и защищают друг друга;

-        члены семьи четко видят свое будущее;

-        семья поддерживает связь с педагогами;

-        обязанности в семье распределены посильно.

2.      В школе:

-        педагоги предъявляют высокие требования к ученикам;

-        поощряется выбор цели и ее достижение;

-        поощряется социально направленная деятельность – альтруизм, умение сотрудничать;

-        предоставляется возможность: раскрываться лидерам, учиться принимать решения;

-        учащиеся имеют навыки социального общения;

-         родители вовлечены в жизнь школы, класса;

-        проводятся различные акции антинаркотического содержания в рамках психопрофилактической работы;

-        персонал школы видит свою роль в качестве заботливых попечителей.

3.      В обществе:

-        нормы поведения и политика направлены на поддержку не потребления наркотиков;

-        подросткам предоставляется возможность зарабатывать на жизнь;

-        существует система помощи и социальной поддержки;

-        молодежь вовлекается в деятельность общественных организаций.

 

4.      Среди ровесников:

-        уважение строится без потребления наркотиков, уважается авторитет;

-        подростки привязаны к определенной группе;

-        ценится уникальность каждой личности, составляющей группу общения.

5.      Социальная работа:

-        подростки вовлекаются в организации и участвуют в проведении различных мероприятий спортивного, познавательного, общественно-значимого характера;

-        существует система учреждений и организаций, позволяющая детям и подросткам удовлетворять свое любопытство и потребность в общении, самоутверждении;

-        существует развитая и доступная детям и подросткам система социальной поддержки, где они могли бы получить помощь психологов, психотерапевтов, волонтеров.1

Раздаточный материал

 

ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ НАРКОЗАВИСИМОСТИ. 

 

1.Видение жизненной перспективы.

2. Высокий самоконтроль.

3. Высокая  стрессоустойчивость, умение взять себя в руки.

4.      Система ценностей, совпадающая с социальными ценностями.

5.      Адекватность самооценки.

6.      Способность к конструктивному поведению в ситуации конфликта.

7.      Здоровое и развитое чувство юмора.

8.      Способность к продуктивному выходу из ситуаций затрудненности удовлетворения актуальных жизненно важных потребностей.

9.      Сформированность и эффективность способов психологической защиты, позволяющей справляться с эмоциональным напряжением.

10.  Умение находить конструктивные решения при наличии психотравмирующих ситуаций.1 

Религиозность может быть действенным фактором защиты2.

  

ПРИЛОЖЕНИЕ

Раздаточный материал

 

"ПОДСКАЗКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ"

из программы  «Teenstar»  (Dr.H.Klaus).

1.           Согласитесь с беспокойством и неудовольствием. Это возраст, полный противоречий и беспокойства. Ничего ненормального нет в том, что поведение подростка изменчиво и непредсказуемо, что он мечется от крайности к крайности, любит родителей и одновременно ненавидит их и т.д.

2.           Избегайте попыток казаться слишком понимающим. Избегайте таких высказываний как «Я отлично понимаю, что ты чувствуешь». Подростки уверены, что они неповторимы, уникальны в своём роде. Их чувства, это даже для них самих  что-то новое, личное.  Они видят себя, как сложных и таинственных существ, и они искренне огорчены, когда в глазах других их переживания выглядят простыми и наивными.

3.           Различайте согласие и разрешение, терпимость и санкционирование. Родители могут терпимо относиться к нежелательным поступкам детей (например, новая прическа) – то есть поступкам, которые не были санкционированы, не поощрялись родителями.

4.           Разговаривайте и действуйте как взрослый. Не соперничайте с подростком, ведя себя, так как он, используя молодежный жаргон. Подростки нарочно принимают стиль жизни, отличный от стиля жизни их родителей, и это тоже составляет часть процесса формирования их личности. Так начинается отход от родителей.

5.           Одобряйте подростка и поддерживайте его сильные стороны. Ограничьте комментарии, относящиеся к дурным сторонам характера подростка. Напоминание о недостатках может сильно затормозить общение подростка с родителем. Многоэтапной задачей родителя является создание таких отношений и предоставление подростку такого жизненного опыта, которые будут укреплять характер и создавать личность.

6.           Избегайте акцентировать слабые стороны. При обнаружении другими слабых сторон характера подросток чувствует боль. А если причина этой боли –  родители, то она дольше не проходит.

7.           Помогите подростку самостоятельно мыслить. Не усиливайте зависимость от вас. Говорите языком, который поможет развить независимость: «Это твой выбор», «Сам реши этот вопрос», «Ты можешь отвечать за это», «Это твоё решение». Родители должны подводить детей к самостоятельному принятию решений и учить сомневаться в правильности мнений ровесников.

8.           Правда и сочувствие рождают любовь. Не торопитесь вносить ясность в те факты, которые, по вашему мнению были извращены. Родители, скорые на расправу,  не научат уважать правду. Некоторые родители излишне торопятся точно сообщить, где, когда и почему они были правы. Часто подростки встречают такие заявления упрямством и злобой. Таким образом, иногда и правда  превращается в смертельное для семейных отношений оружие,  если единственная цель – это докопаться до истины.

9.           Уважайте потребность в уединении, в личной жизни. Этот принцип требует некоторой дистанции, что может показаться для некоторых родителей невозможным.

10.       Избегайте громких фраз и проповедей. Попробуйте разговаривать, а не читать лекции. Избегайте заявлений, типа «Когда я был в твоем возрасте…», «Это меня ранит больше чем, тебя…».

11.       Не навешивайте ярлыков. «Аня глупая и ленивая. Она никогда ничего не добьётся». Такое «навешивание» ведет к тому, что предсказание исполняется само собой. Ведь дети склонны соответствовать тому, что о них думают родители.

12.       Избегайте неоднозначных высказываний. Обращение родителя к подростку должно содержать одну информацию: понятный запрет, доброжелательное разрешение или отрытую возможность сделать выбор.

13.       Избегайте крайностей: давать полную свободу также неверно, как и «закручивать гайки».

14.       Сохраняйте чувство юмора.

Занятие  № 3

 

Тренинг « Курение-дело серьезное!».

Цели:

Способствовать формированию навыков отрицательного отношения к курению

Задачи: 1) способствовать формированию здорового образа жизни;

              2) дать представление о влиянии курения на молодую кожу.

Ход занятия:

1.                Энергизатор «Рука к руке».

Ведущий подает команды:

2)          рука к руке;

3)          нос к носу;

4)          спина к спине;

5)          хвост к хвосту;

6)          локоть к локтю и т. д.

По этой команде играющие быстро выбирают себе пару и становятся так, как сказал ведущий. Кто остановится без пары, становится ведущим.

2.                Объявление целей и темы занятия.

3.                Мозговой штурм.

-Что такое кожа? (организм, защитный слой)

-Что необходимо соблюдать, чтобы кожа была здоровой? (личную гигиену)

-Какие факторы отрицательно влияют на кожу? (мороз, ветер, солнце, неподходящая косметика, дым сигарет)

4.                Мини-лекция.

ВОЗ считает, что табачная эпидемия, которая убивает около 5 млн. человек в год, является болезнью, распространяемой посредством рекламы, размещенной в том числе, в кинофильмах и в мире моды.

В России в настоящее время курят 65% мужчин и свыше 30% женщин. Растет количество курящих детей и подростков. В старших классах курят 50% мальчиков и 40% девочек. Ежегодно в России от причин, связанных с курением, преждевременно умирают 270 тысяч человек.

Никотин губительно сказывается и на человеческой коже. Дело в том, что вещества, содержащиеся в табачном дыму, суживают мелкие сосуды. В результате ткани недополучают крови, а, значит, испытывают дефицит питания.

Организм людей, выкуривающих хотя бы 5 сигарет в день, большую часть времени испытывают «кислородное голодание», которое губительно сказывается на обмене веществ. Какое-то время природный потенциал помогает компенсировать это состояние, однако наступает момент, когда все внутренние ресурсы уже исчерпаны. И тогда обменные проблемы становятся видны невооруженным глазом.

Двух лет регулярного курения вполне достаточно для «табачной трансформации» - видимого изменения кожных покровов. Эпидермис, испытывающий постоянный дефицит кровообращения, становится блеклым и тусклым. Кроме того, меняется его цвет, текстура и упругость. Все эти изменения укладываются в понятие «кожа курильщика».

Существует еще и термин «лицо курильщика». У табакомана с большим стажем скулы значительно выступают вперед, резко обозначены носогубные борозды, а от углов рта под правильным углом отходят две симметричные складки. Кроме того, у него резко выражена морщинистость вокруг глаз.

Понятно, что курильщик выглядит намного старше своего некурящего ровесника. Табак является специфическим пусковым механизмом для фермента, расщепляющего коллаген. Разрушение этого белка приводит к самым трагическим последствиям: кожа, лишенная своего остова, начинает быстро дрябнуть. Морщины появляются с катастрофической скоростью, причем каждый последующий год курения лишь ускоряет процесс их образования. У курящего человека они формируются в 5 раз быстрее, чем у некурящего.

5.                Энергизатор.      «Внутренняя бесконечность».

Ведущий: 1) Давайте походим, как злой тигр, запертый в клетке.

                  2) Давайте сядем, как сидит курица под дождем.

                  3) Давайте встанем как солдат на посту и т.д.

6.  Деление на группы КО.

Ветер, воздух, снег, солнце.

7. Работа в группах КО.

1)                Нарисуйте «кожу курильщика».

2)                Нарисовать «лицо курильщика»

3)                Сопоставьте курильщика и человека, ведущего ЗОЖ.

4)                Изобразите курильщика на уроке физкультуры. 

8.                  Защита проектов.

9. Рефлексия

-Что нового узнали?

-Что было самым интересным?

10. Энергизатор «Я не тормоз».

Занятие № 4

 

Тренинг  « Как влияет курение на молодой организм».

Цели: формирование навыков отрицательного отношения к курению.

Задачи:1) дать представление о влиянии курения на молодой организм,

                детородные органы;

             2) формирование навыков здорового образа жизни.

Ход занятия.

1. Энергизатор «Комплимент» (для девочек), «Упражнения с внутренней бесконечностью» (отвечают мальчики им, как колобок, убежавший от лисы).

2.  бъявление темы и задач тренинга.

3. «Мозговой штурм».

1) –На какие органы человеческого тела влияет никотин? (сердце, печень, легкие, ротовая полость, глаза, мозг, конечности, половые органы, кожа – на все)

2) –Какие негативные действия никотина на органы вы знаете? (головокружение, тошнота, развитие атеросклероза, гипертония, стенокардия, инфаркт, инсульт)

4.                Мини-лекция.

Россия входит в число стран, где вредная привычка – курение – очень распространены – 64,7% россиян курят.

Как сообщает агентство ИТАР-ТАСС, согласно статистическим данным, в России никотиновой зависимостью страдают 63% мужчин и 9,7% женщин, кроме того, в возрасте до 18 лет в той или иной степени курят 45% детей. Среди российских городов первенство по числу курильщиков держат Калининград, Мурманск, Краснодар.

Длительное воздействие никотина на нервные центры, регулирующие мозговую активность, может привести к ранней половой слабости и импотенции. Как показывают результаты исследования, проведенного Британской медицинской ассоциацией, большинство мужчин и не догадываются о возможности существования связи между курением и импотенцией. В то же время до 120 тыс. англичан в возрасте от 30 до 40 лет стали импотентами именно по вине пагубного пристрастия к табаку.

У женщин могут наблюдаться нарушения менструального цикла и преждевременный климакс.

Сильным токсичным действием на организм курильщика обладает окись углерода – угарный газ. Попадая с табачным дымом в организм, он соединяется с гемоглобином эритроцитов, в результате чего возникает стойкое кислородное голодание мышц сердца.

В силу биологических особенностей женский организм больше, по сравнению с мужским страдает от ядов табачного дыма. Женщины быстрее втягиваются в курение и с большим трудом отвыкают от него.

Не последнее значение для курящей женщины является потеря привлекательности. От курения грубеет голос, желтеют зубы и пальцы, портится цвет лица, быстрее появляются морщины.

Особенно неблагоприятно отражается курение на детородной функции. Так, беременность у курящей женщины часто протекает с различными осложнениями, повышением давления, появлением отеков и крайними их проявлениями – самопроизвольными выкидышами и преждевременными родами.

Никотин и другие вещества табачного дыма влияют на развивающийся плод, т.к. он легко проникает через плацентарный барьер.

Некурящие люди, находясь в прокуренном помещении, становятся «пассивными курильщиками». Подсчитано, что постоянное пребывание в прокуренном помещении некурящего подвергает его такому же риску заболеваний, как человека, выкуривающего до 5 сигарет в день.

5.                Энергизатор

«Ручеек» - становятся парами друг за другом. Все берутся в парах за руки и поднимают руки вверх. 1 человек без пары идет на край взад «ручейка», с закрытыми глазами он идет по ручейку и выбирает себе пару, затем проходят по ручейку и становятся перед первой парой. Оставшийся без пары идет на край ручейка и т.д. «Ручеек» движется быстрее и быстрее.

6.                Деление на группы КО:

Север, восток, запад, юг.

7.                Работа в группах КО

1)                У вас в семье родился братик. Ваш папа курит. Ваши действия.

2)                Ваша приятельница курит. Ей 14 лет. Вы пришли к ней на день рождения.

3)                Ваш одноклассник попробовал курить и заболел. Какие симптомы вы можете назвать и что ему посоветовать.

4)                Вы, ваш папа и его друзья отправились на рыбалку. Через 30 минут все они четверо закурили в машине.

8.                Защита проектов.

9.                Рефлексия

-Что нового узнали сегодня?

-Что было самым интересным?

-Над чем хочется поразмышлять?

10.          Энергизатор

«Я хочу сказать спасибо…(кому за что).

Занятие №5

Тренинг  « Скажи « нет!» ПАВ!».

Цель  :Развить навыки уверенного отказа от предложения психоактивных веществ

Задачи

·                    Обсудить ситуации, когда подростков принуждают курить, употреблять алкоголь или наркотики.

·                    Познакомить с различными способами уверенного отказа.

·                    Тренировать способы отказа от ПАВ.

Ход занятий

Энергизатор « Я люблю себя за то, что…».

Представление темы занятий.

Скажите участникам, что на занятии они будут обучаться различным способам сопротивления давлению окружающих, предлагающих психоактивные вещества.

Мозговой штурм.

Попросите участников привести примеры, когда их просили или принуждали закурить, выпить, попробовать наркотики.

Задайте вопросы:

1.                  Кто предлагал ( взрослые, сверстники, знакомые, незнакомые люди)?

2.                  Какую цель преследовал предлагающий?

3.                  Удалось ли отказаться?

4.                  Кому труднее всего отказывать в просьбе?

5.                  Чьему давлению тяжелее сопротивляться?

Выслушайте ответы.

Скажите, что человек может оказаться в сложной жизненной ситуации или переживать неприятные чувства, потому что не смог противостоять давлению окружающих, особенно, если это были старшие по возрасту или авторитетные люди.

Попросите назвать причины, по которым бывает трудно отказывать в просьбе или не делать того, чего не хочется.

Выслушайте ответы и выпишите их на доску.

Скажите, что существует много причин, по которым человек соглашается делать то, что ему не хочется. А именно: не хотят оказаться изгоем, быть высмеянным, бояться обидеть, казаться грубым, быть не таким как все и др.

Подчеркните, что существует много способов отказаться делать то, что тебе делать не хочется или ты считаешь вредным для себя.

Мини – лекция.

Повесьте плакат « Правила уверенного отказа». Прочитайте эти правила вместе с участниками и обсудите их.

1.      если хотите в чем – либо отказать человеку, четко и однозначно скажите ему « НЕТ». Объясните причину отказа, но не извиняйтесь слишком долго.

2.      отвечайте без паузы – так быстро, как только это вообще возможно.

3.      настаивайте на том, чтобы с вами говорили честно и откровенно.

4.      попросите объяснить, почему вас просят сделать то, чего вы делать не хотите.

5.      смотрите на человека, с которым говорите. Наблюдайте, есть ли в его поведении какие – либо признаки неуверенности к себе. Следите за его позой, жестами, мимикой ( дрожащие руки, бегающие глаза, дрожащий голос и т.д.).

6.      не оскорбляйте и  не будьте агрессивными. 
1   2   3   4   5   6