Главная страница


Программа профилактики пав (табакокурение, алкоголизм, наркомания) «Линия жизни»



НазваниеПрограмма профилактики пав (табакокурение, алкоголизм, наркомания) «Линия жизни»
страница1/6
Дата18.04.2016
Размер0.99 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6

Программа  профилактики ПАВ

(табакокурение, алкоголизм, наркомания)

 «Линия жизни»

Цели данной программы:

1)      предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;

2)      обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья.

Задачи:

1.      Предоставить детям и подросткам объективную научную информацию о психоактивных веществах;

2.      Способствовать формированию положительного «образа — Я»;

3.      Развивать навыки самоуважения;

4.      Научить навыкам анализа чувств и преодоления стресса;

5.      Привить навыки эффективного общения;

6.      Способствовать осознанию детьми и подростками своих ценностей;

7.      Сформировать навык принятия обоснованных решений;

8.      Сформировать навыки постановки и достижения цели;

9.      Сформировать навыки сопротивления социальному давлению.

Концепция программы

Данная программа основана на концепции, которую можно без труда объяснить детям, учитывая их возрастные особенности. Стержневым понятием является понятие «единого целого», Т. е. здоровье следует понимать как нечто целое, состоящее из взаимозависимых частей. Все, что происходит с одной из частей, обязательно влияет на все остальные части целого. Каждую составную часть необходимо рассматривать в контексте понятия «здоровье в челом».

В целом важен каждый из аспектов здоровья, каждый влияет на все остальные. Каждый аспект освещается в данной учебной программе с целью довести до подростков принципы здорового образа жизни. Здоровье — это состояние полного физического, умственного, социального, личностного, духовного, эмоционального и интеллектуального благополучия человека, а не только отсутствие заболевания или немощи.

Название программы «Линия жизни» отражает ее основную идею — формирование гармонично развитой, жизненно компетентной и здоровой личности. Программа сопровождает процесс становления и развития личности учащегося.

«Полезные привычки»

Цель: предупредить употребление табака и алкоголя.

Задачи:

дать учащимся знания о табаке и алкоголе; — способствовать формированию отрицательного отношения к употреблению табака и алкоголя;

способствовать формированию навыков ответственного поведения.

«Полезные навыки»

Цель: предупредить  употребление наркотиков подростками, предупредить ВИЧ-инфекцию у учащихся.

Задачи:

дать учащимся необходимые по возрасту знания об наркотиках и ВИЧ;

способствовать формированию отрицательного отношения к употреблению наркотиков;

способствовать формированию навыков ответственного поведения.

Каждая ступень программы включает в себя четыре основных раздела: информирование, положительный «образ — Я», эффективное общение, принятие решения.

Цели первичной профилактики наркозависимости:

 

1.                  Предотвращение употребления подростками ПАВ

  1. Формирование у подростков здорового образа жизни

Задачи:

  1. Формирование позитивного отношения подростков к себе

  2. Формирование ответственности за свое поведение

  3. Формирование у подростков негативного отношения к наркотикам и их употреблению

 

Большую негативную роль в формировании наркозависимости у подростков играют психологические факторы риска – неадекватная самооценка, неспособность идентифицировать или выразить чувства, низкая стрессоустойчивость, высокая подверженность влиянию групповых норм, повышенная тревожность, импульсивность и т.д.

В связи с этим, при проведении мероприятий по профилактике наркозависимости акцент необходимо делать на психологическую работу с подростками. Это – специфическая и неспецифическая диагностика, тренинги, дискуссии.

 

Известно, что референтная группа для подростков – сверстники. Зачастую, подростки негативно воспринимают поступающую от взрослых информацию, действуя по принципу: «Выслушай взрослого и сделай наоборот». Считаем, что в этом возрасте целесообразно действовать через волонтеров из среды самих подростков. Предполагается поощрение наиболее активных из них (путевки, подарки, грамоты и т.д.)

Критерии отслеживания эффективности
предложенной программы


1.    Уровень и степень добровольной вовлеченности родителей, детей и других людей в мероприятия.

2.    Изменение отношения к возможному приему ПАВ

3.    Уровень конфликтности в подростковой среде

4.    Оптимизация внутрисемейных отношений

 

Критерии отслеживания эффективности
предложенной программы


Предлагается два способа отслеживания эффективности

1.      Отслеживание эффективности всей программы в целом. Критерии:

1.1.     Появление у подростков устойчивых интересов

1.2.     Повышение успеваемости

1.3.     Изменение количества подростков, стоящих на учете

1.4.     Изменение количества детей, состоящих в «группе риска»

1.5.     Изменение представленности причин, по которым дети попадают в «группу риска»

2.      Формы отслеживания: анкетирование, тестирование, опросы экспертов, сочинения, наблюдение, социометрия. 

          Целевая группа: учащиеся с 1 по 3 курс.

Ожидаемые результаты:

1. Формирование негативного отношения к психоактивным веществам у подростков.

2. Популяризация и внедрение в воспитательный процесс наиболее эффективных моделей профилактики зависимости от психоактивных веществ.

3. Повышение уровня развития умений и навыков:

а) уверенного позитивного поведения;

б) конструктивного общения между собой и со взрослыми;

в) отстаивания и защиты своей точки зрения;

г) осознанного и уверенного умения сказать  курению «Нет».

4. Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека.

Учащиеся должны знать:

- болезни, связанные с применением ПАВ;

- причины и последствия ПАВ (табакокурения, алкоголизма, наркомании);

- вредное влияние ПАВ на организм человека.

Учащиеся должны уметь:

- применять полученные знания на практике;

- уметь говорить «Нет»;

- вести активный здоровый образ жизни.

Учащиеся должны приобрести навык:

- работы в коллективе;

- высказывания своих мыслей;

- изучения научной литературы.

 

Основные мероприятия по реализации программы



п/п

Номер занятия

Наименование мероприятие

Форма проведения

Сроки проведения

Ответственный

1

1 занятие

Анкета, направленная

на изучение характера отношения подростков к наркомании

Анкетирование при входе в программу.

Анкетирование

Сентябрь-октябрь

Педагог-психолог, классные руководители




2 занятие

Биологические факторы риска Мотивы потребления наркотиков.

Социальные факторы риска.

Возрастные поведенческие реакции подростков как фактор риска. Психологические факторы риска. Стресс как фактор риска. Социально – психологические факторы, препятствующие формированию наркозависмости. Личностные факторы, препятствующие формированию наркозависимости. Подсказки для родителей.

Практическое занятие

сентябрь

Педагог-психолог, классные руководители

3

3 занятие

 

Тренинг № 1« Курение-дело серьезное!».

Тренинг

октябрь

Педагог-психолог, классные руководители

4

4 занятие

Тренинг  № 2             « Как влияет курение на молодой организм».

 

Тренинг

октябрь

Педагог-психолог, классные руководители

5

5 занятие

Тренинг № 3              « Скажи « нет!» ПАВ!».

 

Тренинг

ноябрь

Педагог-психолог, классные руководители

6

6 занятие

Тест «АССОЦИАЦИИ» Участники игры записывают пришедшие в голову слова-ассоциации на заданную тему.

 

Тестирование

ноябрь

Педагог-психолог, классные руководители

7

7 занятие

Тест «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ…»

 

Тестирование

декабрь

Педагог-психолог, классные руководители

8

8 занятие

Тест «СИГАРЕТА»

 

Тестирование

декабрь

Педагог-психолог, классные руководители

9

9 занятие

Тренинг для родителей

« Мы в ответе за тех, кого воспитали».

 

Тренинг

январь

Педагог-психолог, классные руководители

10

10 занятие

«Социологического опроса»

Опрос

январь

Педагог-психолог, классные руководители

11

11 занятие

Информационный час: Уголок ЗдоровьяВсемирный день без табака

 

Лекция

февраль

Педагог-психолог, классные руководители

12

12 занятие

Советы, как бросить курить.

 

Лекция

февраль

Педагог-психолог, классные руководители

13

13 занятие

Мини – лекция о вреде алкоголизма и наркотической зависимости

 

Лекция

Март

Педагог-психолог, классные руководители

14

14 занятие

Тренинг: «Молодежь против наркотиков»

Тренинг

Март

Педагог-психолог, классные руководители

15

15 занятие

Тренинговое занятие

«Умей противостоять зависимостям»

 

Тренинговое занятие

апрель

Педагог-психолог, классные руководители

16

16 занятие

Тренинговое занятие

«Пути достижения жизненных целей»

 

Тренинговое занятие

апрель

Педагог-психолог, классные руководители

17

17 занятие

Классный час: «Профилактика алкоголизма в подростковой среде».

Классный час

Май

Педагог-психолог, классные руководители

18

18 занятие

Классный час:  «Заблуждение о безвредности пива»

 

Классный час

Май

Педагог-психолог, классные руководители

 

19

19 занятие

Информационный час «Пиво - молодежный напиток?»

 

Классный час

Июнь

Педагог-психолог, классные руководители

20

20 занятие

Анкетирование по завершении программы

 

Анкетирование

июнь

Педагог-психолог, классные руководители

 

Занятие № 1

 

Анкета, направленная

на изучение характера отношения подростков к наркомании

Предложенная анкета не является «тестом», в ней нет «хороших» и «плохих» ответов. Важно, чтобы Вы выразили свое личное мнение. Вам предлагается ряд вопросов. Тот ответ, который Вы считаете наиболее приемлемым для себя, нужно подчеркнуть. Заранее благодарим вас за участие.

АНКЕТА

1.     Что такое, на Ваш взгляд, «здоровый образ жизни»?

А) не пить, б) не курить, в) заниматься спортом,

Г)не употреблять наркотики, д) полноценно питаться

2.     Считаете ли Вы для себя необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни?

А) да, частично, в) эта проблема меня пока не волнует, г) нет;

3.     Есть ли среди Ваших знакомых люди, употребляющие наркотические вещества?

А)да, б) нет;

4.     Если бы вы узнали, что Ваш друг (подруга) употребляет наркотики Вы:

А) немедленно прекратили с ним  (с ней) отношения,

Б) продолжали бы дружить, не обращая внимания;

В) постарались бы помочь излечиться;

Г) попросили бы дать попробовать.

5.     Пробовали ли Вы наркотики? Какие?

__________________________________

6.     Хотели бы Вы попробовать наркотическое вещество? Какое?

__________________________________

7.     Наркотик стоит попробовать:

А) чтобы придать себе смелость и уверенность;

Б) чтобы легче общаться с другими людьми;

В) чтобы испытать чувство эйфории;

Г) из любопытства;

Д) чтобы не быть «мокрой курицей» в компании друзей;

Е) чтобы показать свою независимость родителям и учителям;

Ж) не стоит пробовать в любом случае.

8.     Талантливые люди принимают наркотики, чтобы получить приток вдохновения:

А) да,  б) нет

9.     Наркотик делает человека свободным:

А) да,  б) нет;

10. Наркотик избавляет от обыденности жизни:

А) да,  б) нет;

11. Наркотики дают ни с чем не сравнимое ощущение удовольствия:

А) да,  б) нет;

12. Наркотики бывают «легкими» и «тяжелыми»?

А) да, б) нет;

13. Если наркотики не вводить в вену, привыкания не будет?

А) да, б) нет;

14. От очередного употребления наркотика всегда можно отказаться:

А) да, б) нет; В) если есть сила воли, то да.

15. Наркоманами становятся только слабые и безвольные:

А) да,  б) нет.

16. Если бросать, то лучше бросать:

А) постепенно, б) сразу, в) бросить невозможно.

17. В наше время существуют эффективные методы лечения наркомании, которые позволяют человеку снова вернуться к нормальной жизни, стать полноценным членом общества:

А) да, б) нет.

________________________________________________________

Сообщите, пожалуйста, некоторые данные о себе:

Курс, группа____________________

Пол ж, м_______________________

Ваш возраст____________________

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!

 Анализ результатов:

1.     Подростки, ответившие положительно на вопрос 5, вероятнее всего имеют опыт употребления наркотических веществ.

2.     Для подростков, выбравших вариант г вопроса 4 и вариант а, б, в, г вопроса 6 характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков.

3.     Подростки, ответившие отрицательно  на вопрос 6 и вариант ж вопроса 7 имеют четко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков, положительные ответы на вопросы 9-17 свидетельствуют о недостаточной информированности подростков по проблеме наркомании. Об этом также говорит и крайне негативная позиция в отношении людей, страдающих наркотической зависимостью (выбор варианта а вопроса 4)недооценка масштабов наркомании, низкая значимость здоровья (выбор варианта г , д вопроса 2) и отсутствие комплексного подхода к вопросам здоровья и здорового образа жизни в целом.

Мониторинг отношения учащихся к табакокурению.

Анкетирование при входе в программу.

1.      Что тебе известно о табаке?

2.      Среди твоих знакомых есть курильщики?

3.      Можешь ли ты по внешним признакам определить курильщика?

4.      Почему люди начинают курить?

5.      Что такое пассивное курение?

Занятие №2

Раздаточный материал для классных руководителей

 

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РИСКА НАРКОЗАВИСИМОСТИ.

1.    Патология беременности.

2.    Осложненные роды (затяжные, с родовой травмой или гипоксией новорожденного).

3.    Тяжело протекавшие или хронические заболевания детского возраста (не исключаются простудные, воспаления легких, ангины).

4.    Сотрясения головного мозга, особенно многократные.

5.    Алкоголизм и/или наркомания у близких родственников.[1] 

Добавляются еще и следующие: 

-        резидуальное органическое поражение головного мозга;

-        хронические болезни печени с нарушением ее детоксицирующей ф-ии;

-        степень изначальной толерантности, а именно устойчивость организма к определенным видам наркотика;

-        природа того вещества, которым злоупотребляют.[2] 

Биологические факторы на прямую влияют на функциональные возможности головного мозга, уменьшая его способность переносить интенсивные или продолжительные нагрузки, причем не только и не столько в интеллектуальной, сколько в эмоциональной сфере.  Т.е., человек с благополучным анамнезом после более или менее тяжелого «удара судьбы» легко может собраться, мобилизоваться, вернуться к нормальному ритму жизни. А имеющему в биографии, например сотрясение мозга, сделать это намного труднее. На подсознательном уровне травмированный  постоянно ищет средство, которое было бы в состоянии, хоть на короткое время, вернуть эмоциональную устойчивость или повысить ее. Таким средством может стать наркотик. [3]   

МОТИВЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ. 

1.      Позитивные - для получения удовольствия;

2.      Негативные – защита от тоски;

3.      Нейтральные – для приспособления к окружающим 

      Раздаточный материал

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА.

 

Следующие характеристики семейного воспитания могут стать причиной формирования наркозависимого поведения:

-      неполная семья;

-      сильная занятость родителей;

-      отсутствие братьев и сестер;

-      алкоголизм и наркомания родителей;

-      преждевременное освобождение от опеки родителей;

-      гиперопека со стороны родителей;

-      искажение семейных отношений, приводящее к неправильному освоению социальных ролей;

-      психические заболевания, скверный характер или частые нарушения общепринятых правил у кого–либо из близких родственников;

-      эмоциональное отвержение ребенка родителями1

Эмоциональное отвержение нарушает социализацию в семье, что приводит к:

-        искажению образа своего «Я»;

-        заниженной самооценке;

-        нарушение мотивационной сферы;

-        аддиктивному поведению как к одной из форм психологической защиты.2 

Другие социальные факторы риска.

 

-      доступность наркотического вещества;

-      степень грозящей ответственности;

-      «мода» на наркотик;

-      влияние группы сверстников.3 

 
  1   2   3   4   5   6