|
Программа «Шахматная школа» 1.Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы спортивно-оздоровительного направления «Шахматная школа», Автор: А.А. Тимофеев и Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование под редакцией В.А. Горского
Москва, «Просвещение», 2011 г.
Программа «Шахматная школа» предназначена для начинающих юных шахматистов и уже имеющих некоторый опыт игры в шахматы, проявляющих интерес к освоению высот мастерства шахматной игры.
Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жизнь школы, как один из элементов умственной культуры.
Вполне понятно, что педагогический эффект шахмат проявляется не сразу. Прежде всего, необходимо обеспечить массовое вовлечение младших школьников в занятия шахматами, потому что педагогические задачи, стоящие перед этой удивительной игрой, довольно широки и разнообразны:
образовательная:
расширяет кругозор;
пополняет знания;
активизирует мыслительную деятельность младших школьников;
учит ориентироваться на плоскости;
тренирует логическое мышление и память, наблюдательность, внимание .
воспитательная:
вырабатывает настойчивость, выдержку, волю, спокойствие,
уверенность в своих силах, стойкий характер;
эстетическая:
умение находить нестандартные решения
Цель программы:
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
Задачи программы:
Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся .
Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества со сверстниками.
Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни. Данная программа может быть использована как на начальном этапе обучения, так и в среднем звене. Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы. К примеру, при изучении игровых возможностей ладьи, детям – семилеткам, предлагаются более легкие дидактические задания, чем ребятам 12 лет, при этом последовательность изложения материала остается прежней. Ожидаемый результат:
В конце курса обучения предполагается, что занимающиеся
должны знать:
1. основные правила игры;
2. названия и силу шахматных фигур;
3. цель шахматной игры. должны уметь:
1. располагать фигуры на шахматной доске;
2. играть друг с другом, используя приобретенные знания;
3. решать элементарные шахматные задачи. Прогнозируемый результат:
*овладение навыками игры в шахматы
*интеллектуальное развитие участников кружка
*результативное участие в соревнованиях различных уровней. Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Программа предусматривает 68 часов занятий в течение года – по 1 часу в неделю. 2.Содержание обучения. Таблица тематического распределения количества часов
№ п\п
| темы
| Количество часов
| всего
| теория
| практика
| 1.
| Шахматная доска и фигуры
| 2
| 1
| 1
| 2.
| Ходы и взятия фигур
| 8
| 3
| 5
| 3.
| Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат»
| 8
| 3
| 5
| 4.
| Ценность шахматных фигур. Нападение, защита, размен
| 8
| 2
| 6
| 5.
| Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта
| 10
| 3
| 7
| 6.
| Особенности матования одинокого короля
| 7
| 2
| 5
| 7.
| Тактические приёмы и особенности их применения
| 7
| 2
| 5
| 8.
| Начальные сведения об эдшпиле
| 8
| 2
| 6
| 9.
| Начальные сведения об мительшпиле
| 8
| 2
| 6
| 10.
| Подведение итогов года
| 2
| -
| 2
|
| Итого
| 68
| 20
| 48
|
|
|
|
|
|
3.Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Костров В.В. Шахматный учебник для детей и родителей- СПб.: ИД «Литера»,2005.
Пожарский В.А. Шахматный учебник./ В.А. Пожарский.- М., 1996.
Тимофеев А.А. Межпредметные связи шахмат как учебного предмета в начальной школе// Шахматный всеобуч.-1996.-№ 3.
Тимофеев А.А. Общие подходы к концепции «Шахматы как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование.-2006.- № 4.
Рассмотрено
| Согласовано
| на заседании МО учителей начальных классов
| Заместитель директора по УВР
_______________Г.А. Бердутина
| от 24 августа 2011г. пр. № 1
| 26 августа 2011г.
| Председатель МО
_________________М.П. Перевалова
|
| |
|
|